Охрименко А.В.
Аспирант негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Перспективы развития малого и среднего бизнеса на территории новых субъектов Российской Федерации
Введение
Малое и среднее предпринимательство (МСп) играет важную роль в развитии региональной экономики. Малый бизнес представлен практически во всех сферах человеческой деятельности и именно его успешным развитием зачастую обусловлено благополучие и процветание того или иного региона.
Сектор МСп является основой рыночного хозяйства и важным фактором диверсификации экономики в регионе. От его активности также зависит и уровень решения существующих социальных проблем в обществе.
В этой связи особую актуальность приобретает возможность и перспективы развития МСп на территории новых субъектов Российской Федерации в условиях структурной трансформации экономики нашей страны.
Данные регионы, безусловно, имеют свои особенности социально-экономического развития. при оценке их экономических возможностей также необходимо учитывать тот факт, что Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР) долгий промежуток времени осуществляли независимую хозяйственно-экономическую деятельность, в то время как Херсонская и Запорожская области были интегрированы в экономику Украины. Однако, существующие географические, исторические и этнокультурные особенности позволяют рассматривать их как единое целое в контексте оценки отдельных областей экономики, в том числе малого и среднего бизнеса [1].
Состояние сектора МСП на территории новых субъектов Российской Федерации
Одним из основных показателей активности малого и среднего бизнеса в регионе является рост числа зарегистрированных пред-
приятий. По данным ФНС России сегодня на территории новых субъектов Российской Федерации зарегистрировано около 60 тысяч субъектов МСП, большинство их которых (99%) являются индивидуальными предпринимателями. Указанное обстоятельство связано с тем, что юридическим лицам, интегрируемым в налоговую систему Российской Федерации, для получения статуса МСП требуется представление налоговой отчетности за последний период. А это зачастую невозможно, поскольку предприятия не формировали ее в соответствии с нормами российского законодательства.
Таким образом, статистика о развитии малого бизнеса на новых территориях доступна в отношении индивидуальных предпринимателей и вновь созданных юридических лиц.
Большинство из этих хозяйствующих субъектов зарегистрировано на территории ДНР (46%) и ЛНР (44%). Доля Запорожской и Херсонской областей составляет 7 и 3% соответственно (рис. 1).
Около 70% субъектов МСП новых территорий заняты в сфере торговли (рис. 2). В целом по стране данный показатель ниже в 2 раза и составляет всего 36%, что говорит о пока недостаточном уровне производственного и научного сектора в рассматриваемых регионах.
При этом необходимо отметить, что исторически значимую роль в экономике новых субъектов Российской Федерации играли промышленный сектор, энергетика, сельское хозяйство. Так, например, в ДНР на перерабатывающую промышленность приходилось около половины всей произведенной продукции - металлургия, пищевая промышленность, добыча полезных ископаемых [2]. Эти отрасли
Рис. 1. Количество субъектов МСП на новых территориях (на 01.03.2023).
■ Донецка! Народная Республика ■ Луганская Наросшая Республика
■ Херсонская область ■ Запорожская <>6лаСтъ
4 235 МСП
27 484 МСП 25 861 МСП
1 766 МСП
Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.
являются наиболее ресурсоемкими и требуют значительных ресурсов, в первую очередь, финансовых. помимо этого, на ситуацию в секторе МСп в новых регионах оказывают влияние и другие внешние и внутренние факторы:
- политическая, экономическая, транспортная изоляция;
- отсутствие развитой институциональной среды;
- не до конца завершенная адаптация законодательства новых территорий к российскому праву.
Следует также обратить внимание на недостаточный уровень оказания поддержки субъектам МСп в этих регионах: по данным ФНС России по состоянию на апрель 2023 года государственную поддержку получили только 24 предпринимателя.
Для решения данных проблем требуется активное участие органов власти и организаций инфраструктуры поддержки МСП на данных территориях, разработка целевых программ развития малого бизнеса, а также завершение интеграции ДЫР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в правовое поле Российской Федерации.
Меры поддержки МСП на новых территориях
Несмотря на отсутствие до-
Рис. 2. Распределение субъектов МСП на новых территориях по отраслям.
Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.
■ Торговля
■ Транспортировка и хранение Предоставление прочих видов услуг Операции с недвижимым имуществом
■ Сельское хозяйство, охота и рыболовство
■ Обрабатывающиепроизводства
■ Гостиницы и общепит
■ Деятельность профессиональная, научная и техническая
■ Здравоохранение
■ Строительство
■ Иное
статочной инфраструктуры для поддержки МСП на новых территориях уже сегодня предпринимателям в этих регионах доступен ряд мер, как институционального характера, так и мер налогового и финансового стимулирования, а также доступа к рынкам сбыта. Перечень таких мер проанализирован и представлен в таблице 1.
Кроме того, на федеральном и региональном уровне обсуждается запуск дополнительных мер поддержки на новых территориях. Так, например, прорабатывается вопрос создания свободной экономической зоны (СЭЗ) с преференциальным режимом для инвесторов (по аналогии с Крымом и Севастополем). Анонсировано также создание центров «Мой бизнес» - организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (финансовой, консультационной, имущественной и др.).
Прогноз развития сектора МСП на новых территориях
По оценкам экспертов, потенциал сектора МСП на территории новых субъектов Российской Федерации составляет около 170 тыс. единиц [7]. На сегодняшний день этот потенциал использован на треть и для его реализации потребуется некоторое время, а также специальные меры поддержки бизнеса в этих регионах.
Таблица. 2. Меры поддержки субъектов МСП на территории новых субъектов РФ.
№ Форма поддержки описание меры поддержки
1 Институциональная среда Перерегистрации хозяйствующих субъектов новых регионов в соответствии с законодательством Российской Федерации, организованная ФНС России. Так, а настоящее каждом из регионов открыта налоговая инспекция. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 № 451-ФЗ ФНС России в срок до 31.12.2022 самостоятельно осуществляла регистрацию юридических лиц на основе реестров, ранее действующих в указанных регионах [3]. Созданы отделения общероссийских объединений предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», ТПП РФ). Ограничены контрольно-надзорные мероприятия (мораторий на проведение проверок, контрольно-проверочных мероприятий, а также проверок соблюдения лицензиатами лицензионных условий) [4].
Налоговое стимулирование
Финансовая поддержка
Доступ к рынкам сбыта
Предусмотрена возможность снижения до 0% налоговой ставки в 2023 и 2024 годах для плательщиков УСН и ПСН.
Так, в Донецкой и Луганской Народных Республиках для УСН с 1 января 2023 года применяется ставка 3%, если объектом налогообложения являются «доходы», и 7%, если объектом налогообложения являются «доходы, уменьшенные на величину расходов». В Херсонской и Запорожской областях размер ставки составляет 2% и 5% соответственно.
В Запорожской и Херсонской областях установлены пониженные ставки ЕСХН - от 0,5% до 2%. При переходе на ЕСХН с 1 января 2023 года либо с 1 января 2024 года доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за 2021 и 2022 годы в уведомлении о переходе не указывается.
Во всех новых регионах введен налог на профессиональный доход. Таким образом, для данных территорий доступна возможность регистрации физических лиц в качестве самозанятых граждан с уплатой налога 4% в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физли-цам, и 6% - в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП и юридическим лицам [5].
Созданы региональные фонды развития промышленности, предоставляющие предоставление целевых займов и грантов промышленным предприятиям, кредитовании по льготной процентной ставке, микрофинансировании субъектов МСП [6].
В части осуществления закупок в новых субъектах РФ в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ применяются упрощенные процедуры на период 2023-2025 годов - закупка у единственного поставщика, отсутствие обеспечения контракта, допускается не устанавливать дополнительные требования к поставщикам (наличие трудовых, ресурсов, квалификации и др.), снижены требования к контрактным управляющим.
2
3
4
Источник: составлено автором.
Для оценки перспектив достижения указанного значения в рамках настоящего исследования используются исторические данные по темпам регистрации бизнеса на территории ранее вошедших в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя (таблица 2).
Ввиду отсутствия официальной статистической информации ФНС России о количестве зарегистрированных в 2014 году субъектов МСП на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, для анализа используются сведения о регистрации в целом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в этих регионах.
Из таблицы видно, что темпы роста количества субъектов МСП в Крымском федеральном округе (КФО) образца 2014 года в целом сопоставимы с темпами роста субъектов МСП на новых территориях. При этом по данным ФНС России трехкратное увеличение числа МСП в КФО состоялось до конца 2014 года.
Исходя из этого можно сделать предположение, что ожидаемое к концу 2023 года значение в 170 тысяч субъектов МСП новых территорий может быть достигнуто.
Косвенно досягаемость заданного значения также подтверждается статистическими данными о доле субъектов МСП в численности населения РФ. Так, в среднем по стране на тысячу населения приходится 41 субъект МСП. Учитывая численность населения новых регионов (5,6 млн человек), количество МСП в них может составить 5,6 х 41 = 230 тысяч единиц.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в отличие от КФО развитие малого и среднего бизнеса на новых территории происходит в условиях специальной военной операции. В этой связи достоверно оценить возможности и перспективы сектора МСП в данных регионах будет возможно после ее завершения.
Таблица. 2. Динамика регистрации хозяйствующих субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя в 2014 году, в сравнении с динамикой регистрации субъектов МСП в ДЫР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях в 2022-2023 годах.
№ Регион Количество хозяйствующих субъектов (юридических лиц) Количество хозяйствующих субъектов (ИП)
01.04.14 01.05.14 01.06.14 01.07.14 01.08.14 01.04.14 01.05.14 01.06.14 01.07.14 01.08.14
1 Республика Крым 0 309 883 1679 2576 0 94 360 797 1508
2 г. Севастополь 0 17 25 730 1213 0 0 139 290 458
3 итого 0 326 908 2409 3789 0 94 499 1087 1966
Количество хозяйствующих субъектов (субъектов МСП - юридических лиц) Количество хозяйствующих субъектов (субъектов МСП - ИП)
10.11.22 10.12.22 10.01.23 10.02.23 10.03.23 10.11.22 10.12.22 10.01.23 10.02.23 10.03.23
4 ДНР 0 822 854 894 168 0 109 5284 17898 27316
5 ЛНР 0 1262 1302 1346 104 0 308 8417 21765 25757
6 Херсонская область 0 17 25 35 46 0 40 827 1270 1720
7 Запорожская область 0 65 99 124 133 0 181 2135 3308 4102
8 итого 0 2166 2280 2399 451 0 638 16663 44241 58895
№ Регион Количество хозяйствующих субъектов (всего)
01.04.14 01.05.14 01.06.14 01.07.14 01.08.14
1 Республика Крым 0 403 1243 2476 4084
2 г. Севастополь 0 17 164 1020 1671
3 итого 0 420 1407 3496 5755
Количество хозяйствующих субъектов (субъектов МСП, всего)
10.11.22 10.12.22 10.01.23 10.02.23 10.03.23
4 ДНР 0 931 6138 18792 27484
5 ЛНР 0 1570 9719 23111 25861
6 Херсонская область 0 57 852 1305 1766
7 Запорожская область 0 246 2234 3432 4235
8 итого 0 2804 18943 46640 59346
Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.
Заключение
Подводя итог, следует сказать, что сектор МСП на территории новых субъектов Российской Федерации развивается в непростых условиях. Существует ряд барьеров, которые мешают его полноценному росту.
Некоторые ограничения по регистрации бизнеса нормативного характера могут быть сняты путем внесения изменений в действующее законодательство.
При этом дальнейшее созревание предпринимательского слоя невозможно без активного участия государства, без создания соответствующей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в новых регионах.
Для сбалансированного воздействия на сектор МСП потребуется определить конкретные мероприятия, направленные на его поддержку, а также сформировать соответствующие программные документы, определив ресурсы на их реализацию. В этом вопросе важно будет учесть опыт, накопленный в регионах страны с 2014 года.
Библиографический список:
1. Редкоус В.М. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности в новых субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 марта 2023 года / Под общей редакцией А.И. Каплунова, сост.: А.И. Каплунов, А.О. Дрозд, Н.М. Крамаренко, Э.Х. Мамедов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 664-671.
2. Половян А.В. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2(191). С. 58-68.
3. Подписан закон о сроках регистрации юрлиц из новых субъектов Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69902.
4. В Республике установлены и действуют без малого полсотни мер поддержки предпринимательства // URL: https://pravdnr.ru/news/v-respublike-ustanovleny-i-dejstvuyut-bez-malogo-polsotni-mer-podderzhki-predprinimatelstva -aleksej-polovyan.
5. С 1 января 2023 года в новых субъектах РФ начнут действовать специальные налоговые режимы // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/new_region/12912681.
6. Региональные фонды развития промышленности созданы во всех новых регионах // URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/14e0259f-d37c-4fe7-8cca-1b475869bd44.
7. За компании: число малых предприятий в новых регионах достигнет 170 тысяч // URL: https://iz.ru/1493413/milana-gadzhieva/za-kompanii-chislo-malykh-predpriiatii-v-novykh-regionakh-dostignet-170-tysiach.
References
1. Redkous V.M. On some issues of ensuring economic security in the new subjects of the Russian Federation // Actual problems of administrative and administrative procedural
law (Sorokin readings): Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, March 24, 2023 / Under the general editorship of A.I. Kaplunov, comp.: A.I. Kaplunov, A.O. Drozd, N.M. Kramarenko, E.H. Mammadov. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2023. P. 664-671.
2. Polovyan A.V. Economics of Donbass: state, development trends, forecasts / A.V. Po-lovyan, R. N. Lepa, S. N. Grinevskaya // Problems of forecasting. 2022. № 2 (191). P. 58-68.
3. The law on the terms of registration of legal entities from new subjects of the Russian Federation was signed // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69902.
4. Almost fifty measures to support entrepreneurship have been established and are in effect in the Republic // URL: https://pravdnr.ru/news/v-respublike-ustanovleny-i-dejst-vuyut-bez-malogo-polsotni-mer-podderzhki-predprinimatelstva -aleksej-polovyan.
5. From January 1, 2023, special tax regimes will begin to operate in the new subjects of the Russian Federation // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ new_region/12912681.
6. Regional industrial development funds have been created in all new regions // URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/14e0259f-d37c-4fe7-8cca-1b475869bd44.
7. For companies: the number of small enterprises in the new regions will reach 170 thousand // URL: https://iz.ru/1493413/milana-gadzhieva/za-kompanii-chislo-malykh-predpriiatii-v-novykh-regionakh-dostignet-170-tysiach.