Научная статья на тему 'Перспективы развития малого и среднего бизнеса на территории новых субъектов Российской Федерации'

Перспективы развития малого и среднего бизнеса на территории новых субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / МСП / малый бизнес / государственная поддержка / новые территории / формы государственной поддержки / оценка эффективности государственной поддержки / small and medium-sized entrepreneurship / SME / small business / state support / new territories / forms of state support / evaluation of the effectiveness of state support

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Охрименко А.В.

Статья посвящена актуальным вопросам развития малого бизнеса на территории новых субъектов Российской Федерации: Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. На основе имеющейся статистической информации дается оценка сектора малого и среднего предпринимательства в этих регионах, а также характеристика существующих для него мер поддержки. Проведен анализ перспектив дальнейшего роста малого бизнеса на новых территориях, основанный на исторических данных по развитию предпринимательства в ранее включенных в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Охрименко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of small and medium-sized businesses in the territory of the new constituent entities of the Russian Federation

The article is devoted to topical issues of small business development in the territory of the new subjects of the Russian Federation: Donetsk People’s Republic, Luhansk People’s Republic, Zaporozhye and Kherson regions. Based on the available statistical information, an assessment of the small and medium-sized business sector in these regions is given, as well as a description of the existing support measures for it. The analysis of the prospects for further growth of small businesses in new territories, based on historical data on the development of entrepreneurship, is carried out in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol, previously included in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития малого и среднего бизнеса на территории новых субъектов Российской Федерации»

Охрименко А.В.

Аспирант негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия».

Перспективы развития малого и среднего бизнеса на территории новых субъектов Российской Федерации

Введение

Малое и среднее предпринимательство (МСп) играет важную роль в развитии региональной экономики. Малый бизнес представлен практически во всех сферах человеческой деятельности и именно его успешным развитием зачастую обусловлено благополучие и процветание того или иного региона.

Сектор МСп является основой рыночного хозяйства и важным фактором диверсификации экономики в регионе. От его активности также зависит и уровень решения существующих социальных проблем в обществе.

В этой связи особую актуальность приобретает возможность и перспективы развития МСп на территории новых субъектов Российской Федерации в условиях структурной трансформации экономики нашей страны.

Данные регионы, безусловно, имеют свои особенности социально-экономического развития. при оценке их экономических возможностей также необходимо учитывать тот факт, что Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР) долгий промежуток времени осуществляли независимую хозяйственно-экономическую деятельность, в то время как Херсонская и Запорожская области были интегрированы в экономику Украины. Однако, существующие географические, исторические и этнокультурные особенности позволяют рассматривать их как единое целое в контексте оценки отдельных областей экономики, в том числе малого и среднего бизнеса [1].

Состояние сектора МСП на территории новых субъектов Российской Федерации

Одним из основных показателей активности малого и среднего бизнеса в регионе является рост числа зарегистрированных пред-

приятий. По данным ФНС России сегодня на территории новых субъектов Российской Федерации зарегистрировано около 60 тысяч субъектов МСП, большинство их которых (99%) являются индивидуальными предпринимателями. Указанное обстоятельство связано с тем, что юридическим лицам, интегрируемым в налоговую систему Российской Федерации, для получения статуса МСП требуется представление налоговой отчетности за последний период. А это зачастую невозможно, поскольку предприятия не формировали ее в соответствии с нормами российского законодательства.

Таким образом, статистика о развитии малого бизнеса на новых территориях доступна в отношении индивидуальных предпринимателей и вновь созданных юридических лиц.

Большинство из этих хозяйствующих субъектов зарегистрировано на территории ДНР (46%) и ЛНР (44%). Доля Запорожской и Херсонской областей составляет 7 и 3% соответственно (рис. 1).

Около 70% субъектов МСП новых территорий заняты в сфере торговли (рис. 2). В целом по стране данный показатель ниже в 2 раза и составляет всего 36%, что говорит о пока недостаточном уровне производственного и научного сектора в рассматриваемых регионах.

При этом необходимо отметить, что исторически значимую роль в экономике новых субъектов Российской Федерации играли промышленный сектор, энергетика, сельское хозяйство. Так, например, в ДНР на перерабатывающую промышленность приходилось около половины всей произведенной продукции - металлургия, пищевая промышленность, добыча полезных ископаемых [2]. Эти отрасли

Рис. 1. Количество субъектов МСП на новых территориях (на 01.03.2023).

■ Донецка! Народная Республика ■ Луганская Наросшая Республика

■ Херсонская область ■ Запорожская <>6лаСтъ

4 235 МСП

27 484 МСП 25 861 МСП

1 766 МСП

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.

являются наиболее ресурсоемкими и требуют значительных ресурсов, в первую очередь, финансовых. помимо этого, на ситуацию в секторе МСп в новых регионах оказывают влияние и другие внешние и внутренние факторы:

- политическая, экономическая, транспортная изоляция;

- отсутствие развитой институциональной среды;

- не до конца завершенная адаптация законодательства новых территорий к российскому праву.

Следует также обратить внимание на недостаточный уровень оказания поддержки субъектам МСп в этих регионах: по данным ФНС России по состоянию на апрель 2023 года государственную поддержку получили только 24 предпринимателя.

Для решения данных проблем требуется активное участие органов власти и организаций инфраструктуры поддержки МСП на данных территориях, разработка целевых программ развития малого бизнеса, а также завершение интеграции ДЫР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в правовое поле Российской Федерации.

Меры поддержки МСП на новых территориях

Несмотря на отсутствие до-

Рис. 2. Распределение субъектов МСП на новых территориях по отраслям.

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.

■ Торговля

■ Транспортировка и хранение Предоставление прочих видов услуг Операции с недвижимым имуществом

■ Сельское хозяйство, охота и рыболовство

■ Обрабатывающиепроизводства

■ Гостиницы и общепит

■ Деятельность профессиональная, научная и техническая

■ Здравоохранение

■ Строительство

■ Иное

статочной инфраструктуры для поддержки МСП на новых территориях уже сегодня предпринимателям в этих регионах доступен ряд мер, как институционального характера, так и мер налогового и финансового стимулирования, а также доступа к рынкам сбыта. Перечень таких мер проанализирован и представлен в таблице 1.

Кроме того, на федеральном и региональном уровне обсуждается запуск дополнительных мер поддержки на новых территориях. Так, например, прорабатывается вопрос создания свободной экономической зоны (СЭЗ) с преференциальным режимом для инвесторов (по аналогии с Крымом и Севастополем). Анонсировано также создание центров «Мой бизнес» - организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (финансовой, консультационной, имущественной и др.).

Прогноз развития сектора МСП на новых территориях

По оценкам экспертов, потенциал сектора МСП на территории новых субъектов Российской Федерации составляет около 170 тыс. единиц [7]. На сегодняшний день этот потенциал использован на треть и для его реализации потребуется некоторое время, а также специальные меры поддержки бизнеса в этих регионах.

Таблица. 2. Меры поддержки субъектов МСП на территории новых субъектов РФ.

№ Форма поддержки описание меры поддержки

1 Институциональная среда Перерегистрации хозяйствующих субъектов новых регионов в соответствии с законодательством Российской Федерации, организованная ФНС России. Так, а настоящее каждом из регионов открыта налоговая инспекция. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 № 451-ФЗ ФНС России в срок до 31.12.2022 самостоятельно осуществляла регистрацию юридических лиц на основе реестров, ранее действующих в указанных регионах [3]. Созданы отделения общероссийских объединений предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», ТПП РФ). Ограничены контрольно-надзорные мероприятия (мораторий на проведение проверок, контрольно-проверочных мероприятий, а также проверок соблюдения лицензиатами лицензионных условий) [4].

Налоговое стимулирование

Финансовая поддержка

Доступ к рынкам сбыта

Предусмотрена возможность снижения до 0% налоговой ставки в 2023 и 2024 годах для плательщиков УСН и ПСН.

Так, в Донецкой и Луганской Народных Республиках для УСН с 1 января 2023 года применяется ставка 3%, если объектом налогообложения являются «доходы», и 7%, если объектом налогообложения являются «доходы, уменьшенные на величину расходов». В Херсонской и Запорожской областях размер ставки составляет 2% и 5% соответственно.

В Запорожской и Херсонской областях установлены пониженные ставки ЕСХН - от 0,5% до 2%. При переходе на ЕСХН с 1 января 2023 года либо с 1 января 2024 года доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за 2021 и 2022 годы в уведомлении о переходе не указывается.

Во всех новых регионах введен налог на профессиональный доход. Таким образом, для данных территорий доступна возможность регистрации физических лиц в качестве самозанятых граждан с уплатой налога 4% в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физли-цам, и 6% - в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП и юридическим лицам [5].

Созданы региональные фонды развития промышленности, предоставляющие предоставление целевых займов и грантов промышленным предприятиям, кредитовании по льготной процентной ставке, микрофинансировании субъектов МСП [6].

В части осуществления закупок в новых субъектах РФ в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ применяются упрощенные процедуры на период 2023-2025 годов - закупка у единственного поставщика, отсутствие обеспечения контракта, допускается не устанавливать дополнительные требования к поставщикам (наличие трудовых, ресурсов, квалификации и др.), снижены требования к контрактным управляющим.

2

3

4

Источник: составлено автором.

Для оценки перспектив достижения указанного значения в рамках настоящего исследования используются исторические данные по темпам регистрации бизнеса на территории ранее вошедших в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя (таблица 2).

Ввиду отсутствия официальной статистической информации ФНС России о количестве зарегистрированных в 2014 году субъектов МСП на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, для анализа используются сведения о регистрации в целом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в этих регионах.

Из таблицы видно, что темпы роста количества субъектов МСП в Крымском федеральном округе (КФО) образца 2014 года в целом сопоставимы с темпами роста субъектов МСП на новых территориях. При этом по данным ФНС России трехкратное увеличение числа МСП в КФО состоялось до конца 2014 года.

Исходя из этого можно сделать предположение, что ожидаемое к концу 2023 года значение в 170 тысяч субъектов МСП новых территорий может быть достигнуто.

Косвенно досягаемость заданного значения также подтверждается статистическими данными о доле субъектов МСП в численности населения РФ. Так, в среднем по стране на тысячу населения приходится 41 субъект МСП. Учитывая численность населения новых регионов (5,6 млн человек), количество МСП в них может составить 5,6 х 41 = 230 тысяч единиц.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в отличие от КФО развитие малого и среднего бизнеса на новых территории происходит в условиях специальной военной операции. В этой связи достоверно оценить возможности и перспективы сектора МСП в данных регионах будет возможно после ее завершения.

Таблица. 2. Динамика регистрации хозяйствующих субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя в 2014 году, в сравнении с динамикой регистрации субъектов МСП в ДЫР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях в 2022-2023 годах.

№ Регион Количество хозяйствующих субъектов (юридических лиц) Количество хозяйствующих субъектов (ИП)

01.04.14 01.05.14 01.06.14 01.07.14 01.08.14 01.04.14 01.05.14 01.06.14 01.07.14 01.08.14

1 Республика Крым 0 309 883 1679 2576 0 94 360 797 1508

2 г. Севастополь 0 17 25 730 1213 0 0 139 290 458

3 итого 0 326 908 2409 3789 0 94 499 1087 1966

Количество хозяйствующих субъектов (субъектов МСП - юридических лиц) Количество хозяйствующих субъектов (субъектов МСП - ИП)

10.11.22 10.12.22 10.01.23 10.02.23 10.03.23 10.11.22 10.12.22 10.01.23 10.02.23 10.03.23

4 ДНР 0 822 854 894 168 0 109 5284 17898 27316

5 ЛНР 0 1262 1302 1346 104 0 308 8417 21765 25757

6 Херсонская область 0 17 25 35 46 0 40 827 1270 1720

7 Запорожская область 0 65 99 124 133 0 181 2135 3308 4102

8 итого 0 2166 2280 2399 451 0 638 16663 44241 58895

№ Регион Количество хозяйствующих субъектов (всего)

01.04.14 01.05.14 01.06.14 01.07.14 01.08.14

1 Республика Крым 0 403 1243 2476 4084

2 г. Севастополь 0 17 164 1020 1671

3 итого 0 420 1407 3496 5755

Количество хозяйствующих субъектов (субъектов МСП, всего)

10.11.22 10.12.22 10.01.23 10.02.23 10.03.23

4 ДНР 0 931 6138 18792 27484

5 ЛНР 0 1570 9719 23111 25861

6 Херсонская область 0 57 852 1305 1766

7 Запорожская область 0 246 2234 3432 4235

8 итого 0 2804 18943 46640 59346

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.

Заключение

Подводя итог, следует сказать, что сектор МСП на территории новых субъектов Российской Федерации развивается в непростых условиях. Существует ряд барьеров, которые мешают его полноценному росту.

Некоторые ограничения по регистрации бизнеса нормативного характера могут быть сняты путем внесения изменений в действующее законодательство.

При этом дальнейшее созревание предпринимательского слоя невозможно без активного участия государства, без создания соответствующей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в новых регионах.

Для сбалансированного воздействия на сектор МСП потребуется определить конкретные мероприятия, направленные на его поддержку, а также сформировать соответствующие программные документы, определив ресурсы на их реализацию. В этом вопросе важно будет учесть опыт, накопленный в регионах страны с 2014 года.

Библиографический список:

1. Редкоус В.М. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности в новых субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 марта 2023 года / Под общей редакцией А.И. Каплунова, сост.: А.И. Каплунов, А.О. Дрозд, Н.М. Крамаренко, Э.Х. Мамедов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 664-671.

2. Половян А.В. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2(191). С. 58-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Подписан закон о сроках регистрации юрлиц из новых субъектов Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69902.

4. В Республике установлены и действуют без малого полсотни мер поддержки предпринимательства // URL: https://pravdnr.ru/news/v-respublike-ustanovleny-i-dejstvuyut-bez-malogo-polsotni-mer-podderzhki-predprinimatelstva -aleksej-polovyan.

5. С 1 января 2023 года в новых субъектах РФ начнут действовать специальные налоговые режимы // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/new_region/12912681.

6. Региональные фонды развития промышленности созданы во всех новых регионах // URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/14e0259f-d37c-4fe7-8cca-1b475869bd44.

7. За компании: число малых предприятий в новых регионах достигнет 170 тысяч // URL: https://iz.ru/1493413/milana-gadzhieva/za-kompanii-chislo-malykh-predpriiatii-v-novykh-regionakh-dostignet-170-tysiach.

References

1. Redkous V.M. On some issues of ensuring economic security in the new subjects of the Russian Federation // Actual problems of administrative and administrative procedural

law (Sorokin readings): Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, March 24, 2023 / Under the general editorship of A.I. Kaplunov, comp.: A.I. Kaplunov, A.O. Drozd, N.M. Kramarenko, E.H. Mammadov. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2023. P. 664-671.

2. Polovyan A.V. Economics of Donbass: state, development trends, forecasts / A.V. Po-lovyan, R. N. Lepa, S. N. Grinevskaya // Problems of forecasting. 2022. № 2 (191). P. 58-68.

3. The law on the terms of registration of legal entities from new subjects of the Russian Federation was signed // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69902.

4. Almost fifty measures to support entrepreneurship have been established and are in effect in the Republic // URL: https://pravdnr.ru/news/v-respublike-ustanovleny-i-dejst-vuyut-bez-malogo-polsotni-mer-podderzhki-predprinimatelstva -aleksej-polovyan.

5. From January 1, 2023, special tax regimes will begin to operate in the new subjects of the Russian Federation // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ new_region/12912681.

6. Regional industrial development funds have been created in all new regions // URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/14e0259f-d37c-4fe7-8cca-1b475869bd44.

7. For companies: the number of small enterprises in the new regions will reach 170 thousand // URL: https://iz.ru/1493413/milana-gadzhieva/za-kompanii-chislo-malykh-predpriiatii-v-novykh-regionakh-dostignet-170-tysiach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.