Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 4, с. 115-122
115
УДК 34
DOI 10.52452/19931778_2022_4_115
О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ВЫНУЖДЕННО ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ГРАЖДАН ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И УКРАИНЫ
© 2022 г. Е.А. Лебедева
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Москва
adv. lebedeva@gmail.com
Поттупела в редакцию 25.08.2022
Рассматриваются актуальные вопросы реализации государственной миграционной политики по поддержке вынужденно прибывших в Российскую Федерацию граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, включая анализ мер, принимаемых Российской Федерацией для помощи указанным лицам. Определяются субъекты, осуществляющие государственный контроль за реализацией таких мер. Выявляются проблемы, возникающие при их реализации.
Ключевые тлова: беженцы, вынужденно прибывшие лица, временное убежище, меры поддержки, Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика.
В феврале 2022 года в ДНР и ЛНР была объявлена эвакуация гражданского населения в Россию в связи с эскалацией вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.
21 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации были подписаны Указ Президента Российской Федерации № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» [1] и Указ Президента Российской Федерации № 72 «О признании Луганской Народной Республики» [2].
В связи с обострившейся внутриполитической обстановкой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке прибывают граждане, вынужденно покинувшие указанные государства.
По информации Министерства обороны Российской Федерации, по состоянию на 2 мая текущего года в Россию из ДНР, ЛНР и Украины было эвакуировано более 1 . 1 млн человек, из которых порядка 197 тыс. детей [3]. По данным газеты «Коммерсант», на 30 июня 2022 года количество беженцев, приехавших в Россию с территории Украины, Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), уже превысило 2.2 млн человек [4].
Многие из этой категории иностранцев прибывают к своим родным и близким, часть транзитом переезжают в другие страны. Некоторые уже за два месяца получили российское гражданство. Те, у кого отсутствует такая возможность, размещены в восьми основных регионах:
Волгоградской, Воронежской, Курской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Саратовской и Ульяновской областях. Пункты временного размещения есть также в Московской области и в иных субъектах Российской Федерации.
5 марта 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ [5] об упрощении порядка въезда в Россию иностранных граждан с территорий ЛНР, ДНР и Украины, по которому названные субъекты могут въезжать в Российскую Федерацию с территорий Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и Украины и выезжать из Российской Федерации в государства их гражданской принадлежности или постоянного проживания без оформления визы по действующим документам, удостоверяющим их личность, либо срок действия которых истек. Они вправе находиться в Российской Федерации до 15 дней с даты въезда.
В целом следует отметить, что граждане Украины и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, получившие статус беженцев, приобретают права и несут обязанности, предусмотренные статьей 8 Федерального закона о беженцах [6], в частности: они и прибывшие с ними члены семьи вправе получать питание и пользоваться коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания; пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения; обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации (подпункты 4, 6, 14 пункта 1 статьи 8).
Наравне с гражданами Российской Федерации указанные лица имеют право на социальное обеспечение (в частности, получают пособия в связи с рождением детей), получают медицинскую помощь, содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
К сожалению, лишь чуть больше 300 человек в России имеют в настоящее время официальный статус беженца и только часть из них граждане ДНР, ЛНР и Украины.
Однако несмотря на то, что они официально не имеют статуса беженцев, для этих людей российским государством принимается большое количество мер социальной помощи и поддержки.
Кроме того, гражданину Республики Украина, лицу без гражданства, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории Российской Федерации, может быть выдано разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.
Срок проживания на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации для лица, признанного беженцем, сокращается с пяти лет до одного года.
Помимо этого, граждане Украины, ДНР и ЛНР, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории России, имеют ряд льгот и гарантий, позволяющих им в упрощенном порядке получить разрешение на временное проживание, вид на жительство и российское гражданство, принять участие в Государственной программе по переселению соотечественников.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона о беженцах иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть предоставлено временное убежище, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможно-
сти временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 293 [7] в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 690 были внесены изменения, устанавливающие новые Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины, ДНР и ЛНР и постоянно проживающим на этих территориях лицам без гражданства, прибывшим в Россию в поисках убежища, в упрощенном порядке.
Временными правилами предусмотрено, что заявление о предоставлении лицу и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации лицом непосредственно или через 7 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если прием заявления осуществляется территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием инфраструктуры многофункционального центра. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пребывания; проходят в течение 10 календарных дней обязательное медицинское освидетельствование в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления. В случае отсутствия у лица, подавшего заявление, и прибывших с ним членов его семьи действительных документов, удостоверяющих личность, территориальный орган Министер-с тв а внутренних дел Российской Федерации в течение срока рассмотрения заявления устанавливает личность таких лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля
2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». На практике в нынешних условия далеко не редкость прибытие в Российскую Федерацию с указанных территорий людей без каких-либо документов. В такой ситуации МВД России оказывает содействие в удостоверении их личности.
В результате всей процедуры им выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2022 года № 330 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [8] право приобрести российское гражданство в упрощенном порядке было предоставлено также гражданам Украины, постоянно проживающим в Запорожской и Херсонской областях, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и недееспособным лицам, являющимся гражданами ДНР, ЛНР или Украины.
Своим Указом от 11 июля 2022 года № 440 Президент РФ расширил круг лиц, имеющих право на получение российского гражданства в упрощённом порядке [9]. Теперь получить гражданство России в упрощённом порядке могут как граждане ДНР, ЛНР, так и всей Украины и лица без гражданства, имеющие миграционную карту. При этом граждане Украины и лица без гражданства должны постоянно проживать на территории ДНР, ЛНР или Украины.
Российская Федерация оказывает всестороннюю помощь жителям ДНР, ЛНР и Украины. В настоящий момент в 52 регионах страны развернуто более 600 пунктов временного размещения, где располагаются более 33 тыс. человек.
Федеральными и региональными государственными органами реализуется комплекс мероприятий по содействию лицам, вынужденно покинувшим территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в приеме, размещении и обустройстве в Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона № 4528-1 распределение лиц, признанных бе-
женцами либо получивших временное убежище, осуществляется в соответствии с ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации квотой распределения данных лиц для каждого субъекта Российской Федерации. В случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством Российской Федерации. Учитывая рост численности прибывающих на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, ДНР, ЛНР и лиц без гражданства, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 349 (ред. от 18.04.2022) [10] утверждено распределение указанных лиц, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, по субъектам Российской Федерации. Распределено 95146 человек: 7000 человек в Воронежскую область, 5330 человек в Краснодарский край, 4788 человек в Республику Крым, 4725 человек в Ростовскую область, 4547 человек в Белгородскую область и др.
Судебные органы в настоящее время не назначают либо отменяют ранее назначенные административные наказания в виде административного выдворения на территорию Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Государственной Думой РФ принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О беженцах», в соответствии с которым с иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших в России временное убежище, снимается необходимость сдавать на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел документы, подтверждающие личность, что требуется действующим законом. Внесение такого законопроекта связано с тем, что в настоящее время граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, в поисках защиты, отказываются оформлять временное убежище, поскольку требуется сдавать документы, удостоверяющие личность. Так как люди надеются на скорейшее возвращение домой, они не хотят сдавать свой паспорт. При этом существующая единая база уполномоченных органов даёт возможность контролировать пересечение границы временными беженцами без сдачи паспорта на хранение [11].
В части оказания медицинской помощи следует отметить Постановление Правительства
Российской Федерации от 31 октября 2014 года № 1134 (ред. от 19 мая 2022 года) [12], согласно которому гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувшим территорию Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, до получения ими полиса обязательного медицинского страхования либо временного свидетельства, подтверждающего оформление полиса и удостоверяющего право на бесплатное оказание застрахованному лицу медицинской помощи, медицинскими организациями при наступлении страхового случая оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая лекарственное обеспечение лекарственными препаратами, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в неотложной форме при заболеваниях и состояниях, включенных в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента до утраты или лишения соответствующих статусов.
Наравне с гражданами Российской Федерации указанные лица имеют право на социальное обеспечение (в частности, получают пособия в связи с рождением детей), получают содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
В целях повышения эффективности работы на данном направлении органами власти разрабатываются и принимаются организационные, правовые и иные меры.
Во-первых, Правительство Российской Федерации выделило из своего резервного фонда 9000000 тыс. рублей [13] для выплаты единовременной материальной помощи в размене 10 000 рублей для каждого гражданина Украины, вынужденно покинувшего территории ДНР
и ЛНР (ранее на эти цели было запланировано выделение 3368000 тыс. рублей). Многие уже получили эту материальную помощь.
Во-вторых, Правительством РФ с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации прорабатываются вопросы о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях возмещения понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации расходов на размещение и питание в пунктах временного размещения и питания указанных лиц, финансирования мероприятий, связанных с их организованной перевозкой в места временного проживания, а также возвращения к местам постоянного проживания.
Кроме того, Правительством РФ рассматривается вопрос о возможности признания в Российской Федерации документов об образовании и (или) о квалификации вынужденно прибывших лиц.
МЧС России поручено обеспечить централизованный сбор и обработку информации о вынужденно прибывших лицах, включая информацию о детях, а также о мерах, в том числе социальной поддержки, принятых в отношении указанных лиц.
Минфином России разрабатывается механизм освобождения вынужденно прибывших лиц от уплаты госпошлин при обращении в суды, совершении нотариальных действий, а также безвозмездного перевода документов на русский язык либо компенсации таких расходов.
В этом направлении уже подготовлен и обсуждается проект федерального закона «О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации», которым предлагается освободить от уплаты государственной пошлины лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, обратившихся в заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке», а также освободить от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство Российской Федерации лиц, обратившихся после 18 февраля 2022 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 года № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство
Российской Федерации в упрощенном порядке», и за выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.
Субъекты РФ осуществляют сбор гуманитарной помощи для вынужденно прибывших лиц, российские граждане постоянно привозят в пункты сбора значительное количество необходимых вещей, медицинских средств и т.п.
Минпросвещения России занимается вопросами передачи вынужденно прибывших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан, выразивших желание принять их на воспитание, создания временных дошкольных образовательных организаций в пунктах временного размещения беженцев и переселенцев, а также обеспечением готовности образовательных организаций к возможному приему обучающихся из числа вынужденно прибывших лиц.
24 августа 2022 года Президент Российской Федерации подписал поручение по вопросам подготовки к 2022/23 учебному году в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской, Харьковской и Херсонской областях, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации во взаимодействии с органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, военно-гражданскими администрациями Запорожской, Харьковской и Херсонской областей надлежит обеспечить осуществление единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей одному из родителей (законных представителей) детей в возрасте от 6 до 18 лет (при условии достижения ребенком возраста 6 лет не позднее 1 сентября 2022 г.), проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Харьковской и Херсонской областей, в случае если такие дети приступили к обучению в общеобразовательных организациях, расположенных на указанных территориях, не позднее 15 сентября 2022 года. Срок исполнения настоящего поручения 1 октября 2022 г. [14].
Минтруду России поручено проработать вопрос об установлении облегченного временного порядка приема на работу вынужденно прибывших лиц, находящихся в процессе получения временного убежища или статуса беженца.
Кроме того, органами исполнительной власти решаются вопросы предоставления временных полисов обязательного медицинского страхования вынужденно прибывшим лицам, компенсации им затрат на медицинское освидетельствова-
ние и обязательные прививки, вакцинации названных лиц в рамках календаря прививок, регистрации на едином портале государственных и муниципальных услуг и многое другое.
Кроме того, повсеместно органами и общественными организациями ведется непрерывная работа по информированию вынужденно прибывших лиц по вопросам приема, размещения, обустройства, оформления документов, трудоустройства, медицинского обслуживания, получения мер материальной поддержки, в том числе с использованием различных форм информирования (организация «горячей линии», информация в средствах массовой информации, листовки и другие), безвозмездного оказания психологической помощи лицам, покинувшим зоны боевых действий.
Президентом Российской Федерации подписан также указ «О единовременной выплате ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике и на освобожденных территориях Украины, в связи с 77-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [15]. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны получат выплату в размере 10 тыс. рублей.
Кроме того, Президентом Российской Федерации подписаны еще два указа, направленные на реализацию гуманитарных миссий на территории ДНР и ЛНР. Речь идет об указах Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 года: № 247 «О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики» [16] и № 248 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей» [17], в которые 6 июня дополнительно были внесены изменения, стимулирующие деятельность волонтеров и иных лиц, направленных (командированных) на территории ДНР и ДНР [18].
Все вышесказанное свидетельствует о том, что Российская Федерация формирует и активно реализует государственную политику по оказанию многоаспектной материальной и социальной помощи гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, вынужденно прибывшим на российскую территорию.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» // СЗ РФ. 2022. № 9 (часть I). Ст. 1297.
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 72 «О признании Луганской Народной Республики» // СЗ РФ. 2022. № 9 (часть I). Ст. 1298.
3. Интерфакс, 3 мая 2022 года. URL: https://www. interfax.ru/world/839058 (дата обращения: 12.07.2022).
4. Газета «Коммерсантъ» 30 июня 2022 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5436352?ysclid=l52ddk 0noo192730262 (дата обращения: 12.07.2022).
5. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года №94 «О въезде в Российскую Федерацию, пребывании в Российской Федерации и выезде из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с территорий Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и Украины» // СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1471.
6. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Российская газета. 1997. № 126.
7. Постановление Правительства РФ от 05.03.2022 № 293 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 690» // СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1687.
8. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» // СЗ РФ. 2022. № 23. Ст. 3764.
9. Указ Президента РФ от 11 июля 2022 г. № 440 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/View/0001202207110002 (дата обращения: 12.07.2022).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 349 «О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» // СЗ РФ. 2022. № 12. Ст. 1835.
11. Законопроект № 134035-8 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О беженцах». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/134035-8?ysc lid=l5huk2ebga713452264 (дата обращения: 12.07.2022).
12. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 № 1134 «Об оказании медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражда-
нам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувшим территорию Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за с чет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, и затрат по проведению обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывших с указанными лицами членов их семей» // СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6227.
13. Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2022 № 296-р (ред. от 30.06.2022) «О выделении МЧС России в 2022 году бюджетных ассигнований для предоставления разовой финансовой помощи в форме иных межбюджетных трансфертов бюджету Ростовской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих на территории Украины, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и прибывших в экстренном массовом порядке на территории отдельных субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 9 (Часть II). Ст. 1373.
14. Поручение по вопросам подготовки к 2022/23 учебному году в ДНР, ЛНР, Запорожской, Харьковской и Херсонской областях. URL: https://kremlin.ru /events/president/news/69203 (дата обращения: 25.08.2022).
15. Указ от 30.04.2022 № 246 «О единовременной выплате ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике и на освобожденных территориях Украины, в связи с 77-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // СЗ РФ. 2022. № 18. Ст. 3055.
16. Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 года № 247 «О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики» // СЗ РФ. 2022. № 18. Ст. 3056.
17. Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 года № 248 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей» // СЗ РФ. 2022. № 18. Ст. 3057.
18. Указ Президента РФ от 06.06.2022 № 355 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 24. Ст. 4031.
O peanu3aquu государственноû M^paquoHHou nonumuKU
121
ON THE IMPLEMENTATION OF THE STATE MIGRATION POLICY TO SUPPORT CITIZENS OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC, LUHANSK PEOPLE'S REPUBLIC AND UKRAINE WHO HAVE FORCIBLY ARRIVED IN THE RUSSIAN FEDERATION
E.A. Lebedeva
The article deals with topical issues of the implementation of the state migration policy to support citizens of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic and Ukraine who have forcibly arrived in the Russian Federation, including an analysis of measures taken by the Russian Federation to help these persons. The subjects exercising state control over the implementation of such measures are determined. The problems arising during their implementation are identified.
Keywords: refugees, forcibly arrived persons, temporary asylum, support measures, Luhansk People's Republic, Donetsk People's Republic.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation № 71 dated February 21, 2022 «On the recognition of the Donetsk People's Republic» // CL RF. 2022. № 9 (Part I). Article 1297.
2. Decree of the President of the Russian Federation dated February 21, 2022 № 72 «On Recognition of the Luhansk People's Republic» // CL RF. 2022. № 9 (Part I). Article 1298.
3. Interfax, May 3, 2022. URL: https://www.mter fax.ru/world/839058 (Date of access: 12.07.2022).
4. «Kommersant» newspaper on June 30, 2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5436352?ysclid= l52ddk0noo 192730262 (Date of access: 12.07.2022).
5. Decree of the President of the Russian Federation № 94 dated March 5, 2022 «On Entry into the Russian Federation, stay in the Russian Federation and departure from the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons from the Territories of the Luhansk People's Republic, Donetsk People's Republic and Ukraine» // CL RF. 2022. № 10. Article 1471.
6. Federal Law № 4528-1 of 19.02.1993 «On refugees» // Rossiyskaya Gazeta. № 126. 1997.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of 05.03.2022 № 293 «On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of July 22, 2014 № 690» // CL RF. 2022. № 11. Article 1687.
8. Decree of the President of the Russian Federation of April 29, 2019 № 187 «On certain categories of foreign citizens and stateless persons who have the right to apply for citizenship of the Russian Federation in a simplified manner» // CL RF. 2022. № 23. Article 3764.
9. Decree of the President of the Russian Federation No. 440 of July 11, 2022 «On Amendments to the Decree of the President of the Russian Federation № 183 of April 24, 2019 «On Determining for Humanitarian Purposes Categories of Persons Entitled to Apply for Citizenship of the Russian Federation in a Simplified Manner» and Decree of the President of the Russian Federation of April 29 twothousandnineteen № 187 «On certain categories of foreign citizens and stateless persons who have the right to apply for citizenship of the Russian Federation in a simplified manner». URL: http://publi cation.pravo. gov.ru/Document/View/0001202207110002 (Date of access: 12.07.2022).
10. Resolution of the Government of the Russian Federation № 349 of March 12, 2022 «On the Distribution of Citizens of the Russian Federation, Ukraine, Do-
netsk People's Republic, Luhansk People's Republic and Stateless Persons Permanently Residing in the Territories of Ukraine, Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, who were forced to Leave the Territories of Ukraine, Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic and those who arrived on the territory of the Russian Federation in an emergency mass order» // CL RF. 2022. № 12. Article 1835.
11. Draft Law № 134035-8 «On Amendments to Article 12 of the Federal Law «On Refugees». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/134035-8?ysclid=l5huk2e bga713452264 (Date of access: 12.07.2022).
12. Decree of the Government of the Russian Federation № 1134 of October 31, 2014 (ed. dated 12.08.2022) «On the Provision of Medical Care on the Territory of the Russian Federation to Citizens of the Russian Federation, Citizens of Ukraine, Citizens of the Donetsk People's Republic, Citizens of the Luhansk People's Republic and Stateless Persons Permanently Residing in the Territories of Ukraine, Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, who were forced to Leave the Territory of Ukraine, Donetsk People's Republic The Republic, the Luhansk People's Republic and those who arrived on the territory of the Russian Federation in an emergency mass order, and compensation at the expense of the federal budget for expenses related to the provision of medical care to them, as well as the costs of carrying out preventive vaccinations to these persons included in the calendar of preventive vaccinations for epidemic indications, and the costs of conducting a mandatory medical examination of persons who have received a certificate of consideration of an application for recognition as a refugee in essence, persons who have submitted an application for granting temporary asylum on the territory of the Russian Federation, and members of their families who arrived with these persons» // CL RF. 2014. № 45. Article 6227.
13. Decree of the Government of the Russian Federation № 296-r dated 18.02.2022 (ed. dated 30.06.2022) «On the Allocation of Budget Allocations to the Ministry of Emergency Situations of Russia in 2022 for the Provision of One-time Financial Assistance in the Form of Other Inter-budget Transfers to the budget of the Rostov Region for Financial support of the implementation of social support measures for citizens Permanently residing in Ukraine, forced to leave the territory of Ukraine, Donetsk The People's Republic and the Luhansk People's Republic and those who arrived in an emergency mass
order on the territory of certain subjects of the Russian Federation» // CL RF. 2022. № 9 (Part II). Article 1373.
14. Instruction on preparation for the 2022/23 academic year in the DPR, LPR, Zaporozhye, Kharkiv and Kherson regions. URL: https://kremlin.ru/events/presi dent/news/69203 (Date of access: 25.08.2022).
15. Decree № 246 dated 30.04.2022 «On lump-sum payment to veterans of the Great Patriotic War living in the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic and the Liberated Territories of Ukraine in connection with the 77th anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945» // CL RF. 2022. № 18. Article 3055.
16. Decree of the President of the Russian Federation
№ 247 dated April 30, 2022 «On support of volunteer activities in the Territories of the Donetsk People's Republic and the Luhansk People's Republic» // CL RF. 2022. № 18. Article 3056.
17. Decree of the President of the Russian Federation № 248 dated April 30, 2022 «On additional social guarantees to persons sent (seconded) to the Territory of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, and their family members» // CL RF. 2022. № 18. Article 3057.
18. Decree of the President of the Russian Federation dated 06.06.2022 № 355 «On Amendments to some decrees of the President of the Russian Federation» // CL RF. 2022. № 24. Article 4031.