Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галецкий Виталий Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей формирования системы профилактики преступлений и правонарушений на территории Донецкой Народной Республики с учетом программно-целевого подхода к определению целей профилактики на основе анализа потребностей в ней. Внесены предложения по совершенствованию предупредительной деятельности федеральных органов исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галецкий Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE NEED TO DEVELOP AND IMPLEMENT THE STATE PROGRAM OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PREVENTION OF CRIME FOR THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article deals with issues related to the features of the formation of a system for the prevention of crimes and offenses in the territory of the Donetsk People's Republic, taking into account the program-targeted approach to determining the goals of prevention, based on an analysis of the needs for it. Proposals have been made to improve the preventive activities of the federal executive authorities of the specified subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Евразийская адвокатура. 2023. № 1 (60). С. 90. Eurasian advocacy. 2023;(1(60)):90.

Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве

Научная статья УДК 343.988

doi 10.52068/2304-9839_2023_60_1_90

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГАЛЕЦКИЙ Виталий Сергеевич

Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления Министерства внутренних дел России

125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей формирования системы профилактики преступлений и правонарушений на территории Донецкой Народной Республики с учетом программно-целевого подхода к определению целей профилактики на основе анализа потребностей в ней. Внесены предложения по совершенствованию предупредительной деятельности федеральных органов исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, система профилактики преступлений и правонарушений, субъекты профилактики, государственные программы

Для цитирования: Галецкий В.С. К вопросу о необходимости разработки и реализации государственной программы субъекта Российской Федерации по предупреждению преступлений для Донецкой Народной Республики // Евразийская адвокатура. 2023. № 1(60). С. 90. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2023_60_1_90

Justice and law-enforcement activity in the eurasian space

Original article

TO THE QUESTION OF THE NEED TO DEVELOP AND IMPLEMENT THE STATE PROGRAM OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PREVENTION OF CRIME FOR THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

GALETSKY Vitaly Sergeevich

Candidate of Law, Senior Researcher of The Research center Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

125171, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8, Russian Federation

Abstract: The article deals with issues related to the features of the formation of a system for the prevention of crimes and offenses in the territory of the Donetsk People's Republic, taking into account the program-targeted approach to determining the goals of prevention, based on an analysis of the needs for it. Proposals have been made to improve the preventive activities of the federal executive authorities of the specified subject of the Russian Federation.

Keywords: prevention of crimes, system of prevention of crimes and offenses, subjects of prevention, state programs

For citation: Galetsky V.S. To the question of the need to develop and implement the state program of the subject of the Russian Federation for the prevention of crime for the Donetsk People's Republic = Eurasian advocacy. 2023;1(60):90. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_60_1_90

Эффективность деятельности по предупреждению преступлений зависит не только от непосредственного целенаправленного влияния на саму преступность, но и от применения комплексных мер по устранению или нейтрализации причин, ее порождающих, условий, способствующих ее проявлениям. Такая деятельность подразуме-

вает вовлеченность широкого круга субъектов, четкую правовую регламентацию и планирование предупредительных мер, осуществляемых по различным направлениям и на разных уровнях.

Как отмечал Н.В. Лукашов, «профилактика преступности представляется не только социально, но и экономически важной функцией госу-

© Галецкий В.С., 2023 90

дарства» [1]. Правовые основания для реализации данной функции имеются.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России и лицам, находящимся на ее территории, безопасность, а также защиту их прав и законных интересов.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, определены стратегические цели государственной и общественной безопасности, включающие защиту конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности.

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» закреплены принципы и правовые основы профилактики правонарушений, основные ее направления, а также субъекты этой деятельности по всей территории Российской Федерации.

В октябре текущего года в состав Российской Федерации вошли Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР), Херсонская и Запорожская области [2-5].

При этом на новых территориях до 1 января 2026 года будет действовать переходный период для их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России [6], а также в систему органов государственной власти. До 1 июня 2023 года планируется, в частности, создание территориальных органов исполнительной власти.

Таким образом, новые субъекты Российской Федерации в настоящее время, в условиях проведения специальной военной операции, проходят стадию формирования органов государственной и муниципальной власти, создания органов прокуратуры и обеспечения функционирования российской судебной системы, в связи с чем, в отличие от остальных 85 регионов России, должным образом не охвачены единой государственной системой профилактики преступлений и правонарушений, нуждаются в повышении эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля и других субъектов предупреждения.

Согласно требованиям Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», региональные органы государственной власти должны

участвовать в профилактике правонарушений (в том числе преступлений) и в этих целях обязаны разрабатывать и реализовывать государственные программы субъектов Российской Федерации в указанной сфере.

Как было отмечено выше, в «новых» субъектах Российской Федерации указанные государственные программы отсутствуют.

В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» «государственные программы (комплексные программы) разрабатываются для достижения национальных целей, реализации приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, а также исполнения положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» [7].

В связи с вышеуказанным нами предпринята попытка определить примерное содержание государственной программы субъекта Российской Федерации для ДНР с условным названием «Профилактика преступлений и правонарушений в ДНР» (далее - Программа), поскольку для подготовки полноценной программы необходимо предварительное проведение соответствующих исследований и прогнозирование преступности в данном регионе.

Прежде чем перейти к описанию модели Программы, коротко охарактеризуем данный регион и перечислим основные проблемы, негативно влияющие на криминогенную обстановку.

Административно-территориальными единицами ДНР являются 5 районов и 13 городов республиканского подчинения. На юго-западе и западе ДНР граничит с Днепропетровской и Запорожской областями, на северо-западе - с Харьковской областью, на северо-востоке - с ЛНР, на юго-востоке - с Ростовской областью, а с юга омывается Азовским морем. Западная часть ДНР контролируется Украиной.

Основной отраслью экономики является промышленность (преимущественно тяжёлая индустрия: металлургия, добыча каменного угля и сырья для металлургической промышленности, коксохимия и химия, горное машиностроение). Однако более 70 % предприятий ДНР серьезно пострадали за период проведения боевых действий. Руководство ДНР постановило произвести консервацию 22 угольных предприятий. Это

больше половины действовавших до 2014 года шахт. Также сильно пострадал потребительский сектор [8]. Достоверные сведения о численности населения ДНР в настоящее время отсутствуют. По данным различных источников, она варьируется от 2 до 4 млн человек [9].

К наиболее важным факторам, определяющим состояние преступности в ДНР, на наш взгляд, относятся: проведение на территории республики боевых действий; высокий уровень террористической и экстремистской деятельности; наличие у населения незарегистрированного оружия и боеприпасов; высокий уровень миграции; невозможность надлежащего пограничного контроля в связи с нахождением в границах ДНР вооруженных сил Украины и иных военизированных формирований, что обуславливает наличие теневого рынка и контрабанды; разрушенные объекты социальной инфраструктуры.

Ответственным исполнителем Программы может стать Правительство ДНР. Полагаем, что МВД ДНР должно выступать в качестве соисполнителя. В качестве срока ее реализации видится период с 2024 по 2030 год. Данный период целесообразно разбить на два этапа. Первый этап: 2024-2026 гг., подготовительный, поскольку он будет являться переходным, в связи с чем должен иметь иные показатели и индикаторы реализуемых Программой целей и задач. Второй этап -2026-2030 гг.

Источником финансирования Программы должен стать бюджет ДНР. При этом объем финансирования за счет средств бюджета ДНР будет подлежать ежегодному уточнению в соответствии с законом ДНР о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

В соответствии с программно-целевым подходом к определению целей профилактики [10] на основе анализа потребностей в ней основное внимание при реализации Программы, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить на уровне общего предупреждения преступности, где определяются основные задачи этой деятельности и пути их решения в целом. На этом этапе должны предлагаться решения общесоциальных проблем, признаваться приоритетная роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность - явление социальное и вызывается целым комплексом причин, прежде всего хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем, с которыми столкнулась ДНР.

М.П. Чубинский писал: «...широкие, планомерные и последовательные социальные реформы, если и не истребляют преступности в корне, то все же смягчают грубейшие стороны преступности и ведут к ее огромному количественному понижению без применения жестоких кар» [11].

Вместе с тем меры общесоциального характера попутно воздействуют на причины преступности как явления в целом, а субъекты, осуществляющие подобную деятельность, не компетентны в вопросах специального предупреждения преступности. Заметим, что это не отменяет решающего влияния общесоциальных мер на локализацию, ограничение и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Выделив в качестве стратегических задач в деятельности органов государственной власти ДНР по предупреждению преступлений широкомасштабные меры общесоциальной превенции, предпримем попытку определить тактику данного вида предупредительной деятельности, связанную со специально-криминологическим уровнем противодействия таким посягательствам, с мерами, осуществляемыми органами внутренних дел.

Общегосударственные приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, установленные соответствующей государственной программой Российской Федерации [12], применимы в ДНР с учетом конкретных особенностей обстановки в регионе.

Целью Программы станет повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также соблюдение требований миграционного законодательства Российской Федерации.

Определим перечень основных задач, необходимых для достижения поставленной цели:

- повышение эффективности охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и государственной охраны имущества;

- снижение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии, формирование активной жизненной позиции по соблюдению законодательства;

- повышение эффективности противодействия терроризму и экстремизму;

- повышение результативности противодействия незаконной миграции.

Для оптимизации процесса решения вышеперечисленных задач полагаем целесообразным

в Программе предусмотреть наличие следующих направлений:

1. «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»;

2. «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»;

3. «Обеспечение противодействия терроризму и экстремизму»;

4. «Обеспечение противодействия незаконной миграции».

Успешное решение поставленных задач по итогам реализации Программы предполагает достижение следующих результатов:

- снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах, на территории ДНР;

- снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, на территории ДНР;

- снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем количестве лиц, совершивших преступления;

- увеличение количества граждан, привлеченных к патрулированию по профилактике преступлений и иных правонарушений;

- сокращение количества граждан в ДНР, хранящих незаконно огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства;

- снижение общей заболеваемости наркоманией и алкоголизмом;

- увеличение числа больных наркоманией, находящихся в ремиссии свыше двух лет, на 100 больных среднегодового контингента;

- снижение количества наркологических больных, впервые выявленных в течение года по наркомании;

- увеличение количества телевизионных роликов, фильмов, иных материалов по профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

- увеличение количества руководителей и специалистов муниципальных образований ДНР, государственных бюджетных учреждений, принявших участие в семинарах, совещаниях, тренингах по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- увеличение количества изданных и распространенных справочно-информационных материалов по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних;

- увеличение доли несовершеннолетних, проживающих на территории ДНР, задействованных

в мероприятиях по формированию здорового образа жизни и профилактике правонарушений;

- увеличение доли несовершеннолетних, проживающих на территории ДНР, задействованных в мероприятиях, направленных на формирование позитивной жизненной позиции;

- повышение безопасности объектов социального назначения;

- создание самовоспроизводящейся системы идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая будет способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность осуществления экстремистской или террористической деятельности;

- усиление профилактической работы среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера;

- повышение результативности противодействия нарушениям миграционного законодательства Российской Федерации, совершаемым иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- повышение эффективности контроля в сфере миграции.

В заключение отметим, что приведенный нами проект Программы является лишь примерной моделью, в то время как создание и реализация полноценной Программы, основанной на разработке и использовании продуманной системы мер предупреждения, позволит обеспечить на территории ДНР защиту прав и интересов человека, общества и государства.

Список источников

1. Лукашов Н.В. Прогнозирование уровня преступности в регионах Российской Федерации и оптимизация профилактических мер на основе факторной модели противоправного поведения. М.: Проспект, 2020.

2. Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2022 года № 36-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. http://government.ru/docs/all/134475/?page=2.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Донецкая_Народ-ная_Республика.

9. https://lenta.ru/brief/2022/10/05/4reg/.

10. Олейник О.М. Планирование предупреждения преступлений (программно-целевой подход): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982.

11. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента уголовного права / сост. и вступ. статья В.С. Овчинского, А.В. Федорова. М., 2008. С. 287-288.

12. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 345. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Lukashov N.V. Prognozirovanie urovnya prestup-nosti v regionax Rossijskoj Federacii i optimizaciya pro-filakticheskix mer na osnove faktornoj modeli protivo-pravnogo povedeniya. M.: Prospekt, 2020.

2. Federal"ny"j konstitucionny"j zakon ot 4 oktyabrya 2022 goda № 5-FKZ «O prinyatii v Rossijskuyu Feder-aciyu Doneczkoj Narodnoj Respubliki i obrazovanii v sos-tave Rossijskoj Federacii novogo sub""ekta - Doneczkoj Narodnoj Respubliki». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

3. Federal"ny"j konstitucionny"j zakon ot 04.10.2022 № 6-FKZ «O prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Lugan-skoj Narodnoj Respubliki i obrazovanii v sostave Ros-

sijskoj Federacii novogo sub""ekta - Luganskoj Narodnoj Respubliki». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

4. Federal"ny"j konstitucionny"j zakon ot 04.10.2022 № 8-FKZ «O prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Xerson-skoj oblasti i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novogo sub""ekta - Xersonskoj oblasti». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

5. Federal"ny"j konstitucionny"j zakon ot 04.10.2022 № 7-FKZ «O prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Zaporo-zhskoj oblasti i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federa-cii novogo sub""ekta - Zaporozhskoj oblasti». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 2 oktyabrya 2022 goda № 36-P. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

7. http://government.ru/docs/all/134475/?page=2.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Doneczkaya_Narod-naya_Respublika.

9. https://lenta.ru/brief/2022/10/05/4reg/.

10. Olejnik O.M. Planirovanie preduprezhdeniya prestuplenij (programmno-celevoj podxod): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1982.

11. Chubinskij M.P. Ocherki ugolovnoj politiki: ponyat-ie, istoriya i osnovny"e problemy" ugolovnoj politiki kak sostavnogo e"lementa ugolovnogo prava / sost. i vstup. stat"ya V.S. Ovchinskogo, A.V. Fedorova. M., 2008. S. 287288.

12. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Obespechenie obshhestvennogo poryadka i pro-tivodejstvie prestupnosti», utverzhdennaya postanov-leniem Pravitel"stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 goda № 345. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

Статья поступила в редакцию 18.01.2023; одобрена после рецензирования 04.02.2023; принята к публикации 04.02.2023.

The article was submitted 18.01.2023; approved after reviewing 04.02.2023; accepted for publication 04.02.2023.

Проведем профессиональную экспертизу:

Строительно-техническую Землеустроительную Инженерно-технологическую Пожарно-техническую Автотехническую

Почерковедческую Подлинности документов Оценочную Товароведческую Бухгалтерскую

Профессионализм экспертов и современные методики проведения исследований в сжатые срони обеспечивают максимально достоверные результаты!

Платинум

группа компаний

Q м. Электрозаводская,

г. Москва, пл. Журавлева, д. 2, стр. 2, офис 321

Ж ocenka-m.com • ¡nfo@ocenka-m.com

V» 8(800) 100-50-01 • 8 (495) 308-1 5-1 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.