ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ
В РОССИИ
Аварский С.А. Email: Avarskiy638@scientifictext.ru
Аварский Самюэль Александрович - кандидат экономических наук, соискатель, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются проблемы и перспективы развития исламских финансов в Российской Федерации. Общеизвестно, что финансы играют очень важную роль в развитии экономики каждого государства. Учитывая необходимость поиска новых финансовых ресурсов в связи с экономическими санкциями, введенными западными странами против Российской Федерации, альтернатива в виде устойчивого и быстрорастущего исламского финансового капитала становится для нас перспективным и жизненно необходимыми инструментом решения возникающих проблем. Ключевые слова: финансы, исламские финансы, исламский банкинг.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT ISLAMIC FINANCE IN RUSSIA
Avarskiy S.A.
Avarskiy Samuel Aleksandrovich - PhD in Economics, Applicant, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the problems and prospects of Islamic Finance in the Russian Federation. As you know, finances play a very important role in the development of the economy of each state. It is necessary to find new financial resources because of economic sanctions imposed by Western countries against Russian Federation pose a threat to the financial stability of Russia. This alternative as a stable and fast growing Islamic financial capital becomes for us a promising and essential tool to solve problems. Keywords: finance, Islamic finance, Islamic Bank.
УДК 336.7
Исламским банком обычно называют финансовую организацию, которая предоставляет банковские услуги, соблюдая предписания шариата. Реже такую организацию именуют «исламским финансовым домом».
Заметим, что российские финансовые институты весьма интересуются исламским финансовым рынком (далее по тексту - ИФР). И в первую очередь, как одним из дополнительных источников финансирования.
Это обусловлено следующими причинами:
• по сведениям экспертов наблюдается ежегодный рост активов международного ИФР как минимум на 20%;
• МВФ прогнозирует, что в 2020 г. их общий объем составит порядка 6,1 трлн USD;
• в настоящее время в России проживает более 20 млн мусульман, что является хорошей предпосылкой для создания и развития внутреннего ИФР.
По сведениям МВФ (февраль 2017 г.) к концу 2016 г. общие объемы активов ИФР составили 1,5 трлн USD. В то время как в конце 1990-х г.г. они оценивались лишь примерно в 100 млрд. При этом исламские финансовые организации оказывают все возрастающее влияние на банковские сектора многих ближневосточных и азиатских стран. Так, в 14 из них (напр., Саудовская Аравия, Кувейт, Малайзия и др.) доля их активов в этих секторах составляет более 15%.
Кроме того в последнее время наблюдается проникновение исламского банковского дела и в иные, в т.ч., немусульманские страны. Таковых уже насчитывается больше 70. К примеру, исламское банковское дело активно внедряется в Китае. Его финансисты хотят, таким образом, не только привлечь в страну новые инвестиции, но и усилить свое влияние на финансовые системы южно-азиатских и ближневосточных стран. С этой целью крупнейшим в мире Торгово-промышленным банком Китая в мае 2015 г. подписано соглашение с Исламским банком развития (ИБР), которым предусматривается совместная работа по созданию новых банковских продуктов [4].
В то же время в России ИФР еще лишь создается, встречая на пути становления немало препятствий, т.к. в стране отсутствует соответствующая нормативно-правовая база и, главное, политическая поддержка. На данном этапе только лишь в регионах с преобладающим мусульманским населением (в основном - Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан), осуществляет свою деятельность, соблюдая принципы шариата, весьма небольшое количество региональных банков, инвестиционных и др. компаний.
Следует отметить, что в стране все же проводятся мероприятия по разработке и внедрению необходимых законодательных актов. Инициатива здесь, несомненно, принадлежит KazanSummit - Международному экономическому саммиту России и стран ОИС (организация исламского сотрудничества), который с 2009 г. ежегодно проводится в Казани под патронажем правительства Республики Татарстан.
Однако взаимодействие Татарстана с федеральными властями по разработке правовых основ внедрения в стране исламского банкинга пока к успеху не привело. Весной 2015 г. эту проблему рассматривали и в нижней палате парламента. В частности, зампредом комитета Госдумы по финансовому рынку Д. Савельевым был разработан соответствующий законопроект об исламском банкинге. Однако уже осенью Центробанк отправил его на доработку [1].
Исламский банкинг правильнее было бы назвать финансовой деятельностью, опирающейся на принципы шариата. В нынешних условиях это означает, что банку, например, запрещается:
- устанавливать для заемщика какую-либо плату (процентную ставку или иное какое-либо вознаграждение) за предоставленный заем (известный как риба), вне зависимости от того, фиксированные или плавающие платежи оговорены по договору займа;
- вкладывать инвестиции в предприятия, которые противоречат принципам Ислама (например, продажа свинины или алкоголя, азартные игры и т.д.).
Собственно, эти принципы в большинстве мусульманских стран и общин соблюдались исторически давно. Однако лишь в конце минувшего века в нескольких вновь основанных «исламских банках» они стали применяться и в отношении частных и получастных коммерческих организаций в мусульманских сообществах.
Поэтому считать исламский банкинг современным феноменом или «изобретенной традицией» нельзя. Более верными, наверное, будут утверждения исследователей, соотносящих его по древности с религией и опирающихся на принципы, изложенные в Священном Коране. Рыночная экономика и меркантилизм в своей ранней форме или т.н. «исламский капитализм» зародились в мусульманских странах в VIII - XII в.в., когда в широком обращении в них был золотой динар. Он и связал торговлей ранее экономически самостоятельные регионы.
Известно, что отдельные современные экономические концепции и техники в том или ином виде использовались и в раннем исламском банкинге. Это относится к векселям, партнерствам (mufawada), в т.ч. партнерствам с ограниченной ответственностью (ormudaraba), формам капитала (а1-та1), накоплению капитала (пата а1-та1), чекам, долговым распискам, трастам, расчетным счетам, заимствованию, регистрационным журналам и уступке прав. В средние века в мусульманских странах существовали также и независимые от государственной власти организационные предприятия и институт представительства. В ХШ в. большинство из перечисленных выше ранних
капиталистических концепций были переняты средневековыми европейскими государствами, где и получили дальнейшее развитие.
Нынешнее состояние экономики и финансового сектора России требует радикального совершенствования. А следовательно, законодателю необходимо принимать нестандартные решения, соответствующие современной реальности. «По старинке», лишь депонируя деньги и выдавая кредиты, не может работать и банковская сфера. И тут станет очевидной необходимость изучения и внедрения опыта и преимуществ банковской сферы иных государств, в т.ч. и участниц ИФР.
Полагаем целесообразным и весьма приемлемым для банковской системы нашей страны опыт разделения ее на сектора:
• кредитные, т.е. взимающие проценты по кредитам и выплачивающие их по депозитам;
• инвестиционные, т.е. без таковых.
При этом в последнем, на наш взгляд, необходимо в законодательном порядке выделить отдельно банки, которые в основном занимаются спекулятивными инвестиционными операциями и банки, инвестиционная деятельность которых с такими операциями не связана.
Иначе говоря, их инвестиционная деятельность является не спекулятивной. Под таковой следует понимать все финансовые операции, которые осуществляют банки с целью получения прибыли (дохода) от собственных долевых инвестиций, т.е. прямого участия в капитале, или инвестиций собственных средств и вкладов юридических и физических лиц в не спекулятивные материальные или нематериальные активы.
В этой связи необходимо отметить, что «получение прибыли в исламских банках достигается двумя наиболее распространёнными способами:
- Исламский банк формально выступает соучредителем бизнеса, который кредитуется, и на основании этого получает определённую долю дохода от этого бизнеса.
- Дисконт. Облигация (сукук) или вексель продаётся дешевле их номинальной стоимости, а погашается по номиналу» [2, с. 239].
Реализовать этот подход можно лишь путем принятия федерального закона об инвестиционных банках полного цикла (по типу исламских). В соответствии с ним этим банкам после получения специальных банковских лицензий должно быть предоставлено право на:
• проведение банковских, лизинговых и торговых операций, в т.ч. и с привлечением денежных средств граждан, вложенных ими в банк на беспроцентной основе и без гарантии безусловного возврата;
• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц: по их поручению банки смогут управлять этими активами - осуществлять различные расчеты и переводы денежных средств, выдавать беспроцентные займы, размещать в виде не спекулятивных инвестиций, как от своего имени, так и от имени поручителя и т.д.;
• инвестиционное посредничество и посредничество на межбанковских рынках;
• внесение имущественных вкладов в отдельные товарищества с целью долевого участия в их капиталах;
• инвестирование денежных средств в не спекулятивные активы;
• предоставление услуг хранения, выдачи банковских гарантий, торговлю валютой, выпуск банковских карт, ведение производственной и благотворительной деятельность и пр.
Заметим, что выделение инвестиционных финансовых организаций в обособленный банковский сектор и развитие не спекулятивной инвестиционной деятельности в его рамках, будет являться одним из радикальных шагов по модернизации структуры всей банковской системы России. И послужит, например, постепенному переходу отечественных коммерческих банков с государственной
долей участия на режим работы без взимания и выплаты процентов. Что в свою очередь усилит роль государства в развитии рынка внутренних инвестиций.
Кроме того, мы считаем, что развитие не спекулятивной инвестиционной банковской деятельности в России не только усилит устойчивость всей банковской системы страны в целом, но и даст мощный толчок отечественным банкам для разработки и внедрения ими новых моделей бизнеса. Это могут быть, например, предложения банков управлять активами состоятельных частных клиентов (англ. -High Net Worth Individuals (HNWIs)) исламского вероисповедания. В т.ч. и резидентов государств - участников ИФР.
«Появление в России исламских финансовых компаний, предоставляющих широкий спектр услуг, аналогичный спектру традиционных финансовых услуг, но удовлетворяющий определенным религиозным требованиям, приведет к увеличению благосостояния во всей экономике, в том числе мусульманской и немусульманской частей населения» [3, с. 110].
Резюмируя изложенное, хотелось бы акцентировать внимание на острой необходимости скорейшей разработки и принятия нового банковского законодательства, которое позволило бы отечественным банкам осуществлять полный спектр банковских услуг без взимания и выплаты процентов, как это практикуется в исламском банковском деле.
Список литературы /References
1. В России может быть разрешен исламский банкинг // Regnum. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.regnum.ru/ (дата обращения: 30.11.2017).
2. Хохлов А.А. Исламские финансы в России: подспорье для экономики или угроза национальной безопасности? Проблемы национальной стратегии. № 4 (37), 2016. С. 238-248.
3. Чокаев Б. Исламские финансы: возможности для российской экономики // «Вопросы экономики». № 6, 2015. С. 106-127. Industrial and Commercial Bank of China Unit partners ICD. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://islamicfinance.com/2015/05/industrial-commercial-bank-china-unit-partners-icd/ (дата обращения: 17.12.2017).