РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 336.71(075.8)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (на примере республики Северная Осетия - Алания)
Э.К. ДЗАСОХОВА В.К. ДОЕВ
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
e-mail: [email protected]
В статье авторы исследуют роль инвестиции в устойчивом развитии региона на уровне муниципального образования.
В частности, речь идет о важнейшей составляющей инвестиционной привлекательности конкурентоспособности (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура).
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, устойчивое развитие региона.
Важнейшей составляющей экономического роста является наращивание капитала, основой которого являются инвестиции. Они способствуют качественным и количественным трансформациям капитала за счет новых вложений средств. Именно вложения, направленные на формирование капитала с целью получения дохода в будущем, составляют экономический смысл инвестиций 1.
Поскольку масштаб привлечения инвестиций в тот или иной регион и инвестиционная активность в значительной мере обусловлены инвестиционной привлекательностью, при проведении анализа современного состояния и, в особенности, при обосновании перспективы инвестиционного обеспечения регионов в рыночных условиях целесообразна и актуальна оценка привлекательности российских территорий для частного инвестирования 2.
Каждый из российских регионов рассматривается через призму формирования его конкурентоспособности, заложить фундамент которой призваны инвестиции в основной капитал — масштабные инвестиции как в новые технологии производства, так и в региональную социальную сферу. Другими словами, инвестиционная привлекательность российских регионов рассматривается в исследовании как важный компонент их конкурентоспособности на глобальных и межрегиональных рынках 3. Наиболее существенные региональные конкурентные преимущества или, наоборот, слабости в конкурентных позициях, с точки зрения оценки перспективы привлечения
1 Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс. Киев, 2001.
2 Золотагаров В.Г. Инвестиционная привлекательность России. Ростов-на-Дону, 2006.
3 Ермакова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
частных инвесторов, выявляются позиционированием регионов в системе инвестиционно значимых факторов.
В состав частных факторов (показателей) 4, используемых для определения интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов России (X), входят 17 различных характеристик производственно-финансового потенциала регионов (уровень и темп развития промышленного производства, уровень развития малого предпринимательства, объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий и экспорта продукции, обеспеченность регионов автомобильными и железными дорогами); характеристики социального потенциала регионов (уровень жизни населения, уровень развития розничного товарооборота и сферы платных услуг населению, обеспеченность населения легковыми автомобилями); характеристики природно-географического потенциала регионов (природные запасы минеральносырьевых ресурсов и географическое положение по отношению к внешнеторговым выходам России); показатели регионального инвестиционного риска (доля малоимущего населения, уровень безработицы, уровень экологической загрязненности и неблагоприятности климата для проживания, степень угрозы осуществления террористических актов).
Критерием отнесения того или иного частного фактора инвестиционной привлекательности к числу конкурентных преимуществ или, наоборот, конкурентных отставаний того или иного региона является его количественная оценка 5. Так, к региональным конкурентным преимуществам относятся такие факторы инвестиционного потенциала региона, по которым региональное значение превышает средне-российский уровень более чем в 1,2 раза, а также такие факторы инвестиционного риска в регионе, по которым региональное значение составляет менее 0,8 от средне-российского уровня. Соответственно, к региональным конкурентным отставаниям относятся такие факторы инвестиционного потенциала региона, по которым региональное значение составляет менее 0,8 от среднероссийского уровня, и такие факторы инвестиционного риска в регионе, по которым региональное значение превышает средне-российский уровень более чем в 1,2 раза.
Все регионы России распределились по семи группам в соответствии с уровнем своей инвестиционной привлекательности (табл. 1).
Таблица 1
Группировка субъектов федерации по уровню текущей инвестиционной привлекательности (по данным за 2006-2007 гг.; средний уровень по стране принят за 1,0) 6
Группы регионов по уровню текущей инвестиционной привлекательности Количество регионов Регионы (в порядке убывания показателя)
в группе в % от общего числа
1 2 3 4
I группа: очень высокий (от 1,5) 4 5 Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Чукотский АО
11 группа: высокий (от 1,2 до 1,5) 13 16 Мурманская обл., г. Москва, Сахалинская обл., г. Санкт-Петербург, Белгородская обл., Астраханская обл., Самарская обл.. Калининградская обл., Ленинградская обл., Респ. Коми, Курская обл., Респ. Карелия, Московская обл.
4 Гришина И.В. Частные инвестиции в основной капитал регионов России как объект исследования // Инвестиции в России. 2007. №10. С.3-18.
5 Аньшин В.М. Инвестиционный анализ / Учебное пособие. М., 2004. С. 280.
6 Гришина И.В. Частные инвестиции в основной капитал регионов России как объект исследования / / Инвестиции в России. 2007. №10. С.7.
Окончание табл. 1
1 2 3 4
111 группа: умеренно-повышенный (от 0,9 до 1,05) 14 17 Тюменская обл. (без АО), Оренбургская обл., Липецкая обл., Вологодская обл., Омская обл., Свердловская обл.. Кемеровская обл., Респ. Татарстан, Челябинская обл., Респ. Саха (Якутия), Респ. Башкортостан, Хабаровский край, Пермский край, Нижегородская обл.
IV группа: средний (от 0,9 до 1,05) 16 19 Калужская обл., Псковская обл., Ростовская обл., Смоленская обл., Томская обл., Тульская обл., Архангельская обл.. Магаданская обл., Новосибирская обл., Краснодарский край, Рязанская обл., Воронежская обл., Тверская обл., Приморский край, Камчатская обл., Новгородская обл.
V группа: умеренно-пониженный (от 0,75 до 0,9) 14 17 Красноярский край, Еврейская АО, Брянская обл., Ярославская обл., Удмуртская Респ., Респ. Хакасия, Орловская обл., Читинская обл., Иркутская обл., Алтайский край, Курганская обл., Амурская обл., Костромская обл., Тамбовская обл.
VI группа: низкий (от 0,6 до 0,75) 13 16 Волгоградская обл., Ульяновская обл., Пензенская обл.. Владимирская обл., Респ. Сев. Осетия, Респ. Мордовия, Чувашская Респ., Саратовская обл., Ставропольский край, Респ. Бурятия, Ивановская обл., Кировская обл., Респ. Калмыкия
VII группа: очень низкий (до 0,6) 9 11 Респ. Марий Эл, Респ. Алтай, КабардиноБалкарская Респ., Карачаево-Черкесская Ре. Респ. Адыгея, Респ. Тыва, Респ. Дагестан, Чеченская Респ., Респ. Ингушетия
Российская Федерация (1,00) 83 100 83
Так, в I и II группах, куда вошли регионы с уровнем инвестиционной привлекательности, существенно превышающим среднее значение (более чем на 0,2), сосредоточено в общей сложности 17 регионов (или 21% субъектов федерации), а в VI и VII группы, объединившие регионы с низким уровнем инвестиционной привлекательности (менее 0,75), вошло 22 региона (или 27% субъектов федерации).
В тоже время в три средние группы (III, IV и V), где сосредоточены регионы, обладающие уровнем инвестиционной привлекательности от 0,75 до 1,2, вошли 44 региона — более половины (53%) субъектов федерации; максимальное число регионов (16) попало при этом в срединную IV группу, объединив субъекты федерации, обладающие наиболее близкими к средне-российским региональными значениями интегрального показателя (от 0,9 до 1,05). Количество же регионов в остальных группах последовательно сокращается по мере удаления от центра в сторону как более высокого, так и более низкого значения.
Современный конкурентный облик группы регионов с низким уровнем инвестиционной привлекательности (от 0,6 до 0,75), в которую вошла VI группа, и, в частности, Северная Осетия, может быть охарактеризован следующим образом.
Прежде всего, необходимо отметить, что минерально-сырьевыми ресурсами среди регионов этой группы располагает республика Северная Осетия. К числу явных
конкурентных преимуществ регионов этой группы можно отнести относительно благоприятный для проживания климат, сочетающийся с низкой загрязненностью окружающей среды.
Сильным конкурентным преимуществом регионов этой группы является высокая обеспеченность автомобильными и железными дорогами.
У РСО-Алания — благоприятное географическое положение по отношению к внешнеторговым выходам России. Вместе с тем для РСО-Алания характерен невысокий объем промышленного производства (в 5 и 10 раз ниже среднего по стране), и растет он средним темпом.
Для регионов VI группы характерны незначительные инвестиционные ресурсы предприятий — в 2,5—5 раз ниже среднего по России. В них также ниже среднероссийского уровень развития розничного товарооборота и сферы платных услуг населению. Объем экспорта ниже в 2—20 раз (особенно у республики Северная Осетия).
Во всех регионах VI группы невысок уровень деловой активности. Практически для всех характерно также сочетание слабого уровня развития малого предпринимательства (особенно у республики Северная Осетия) с невысоким уровнем жизни населения, включая его недостаточную обеспеченность легковыми автомобилями (ниже средне-российского уровня).
Что касается других показателей инвестиционного риска, в Северной Осетии сохраняется весьма высокая угроза осуществления террористических актов.
Во всех регионах, включенных в VI группу, низкая инвестиционная привлекательность, средне-групповое значение которой на 30% ниже среднего по России. Объясняется это как незначительным числом конкурентных преимуществ (3,5 при среднем в 4,9), так и значительным числом конкурентных отставаний (10, что в 1,4 раза больше, чем в среднем по стране) 7.
Анализ производственно-экономического потенциала республики Северная Осетия позволяет оценить его как недостаточно высокий, но способный к динамичному развитию при реализации комплекса соответствующих мер по стимулированию (табл. 2).
Таблица 2
Оценка устойчивости социально-экономического развития республики Северная Осетия
Показатели по укрупненным группам Пороговое значение в мировой практике Величина показателя развития в период 2003-2008 гг.
1 2 3
Экономическая подсистема
1. Уровень падения ВРП по отношению к базовому уровню (1991 г.) 30-40% 63,61%
2. Уровень падения промышленного производства 30-40% 49%
3. Снижение объема продукции сельского хозяйства 20-40% 60,3%
4. Уровень производственной зависимости (доля потребляемых импортных продуктов питания) 30-35% 48%
5. Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности 45% 14%
6. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции 10-15% 3%
7. Ассигнования на науку, в % к ВВП 2% 0,02%
7 Раицкий КА. Устойчивое развитие экономики // Бизнес Академия. 2002. №1(11). С. 2-12.
Окончание табл. 2
1 2 3
Социальная подсистема
1. Соотношение минимальной и средней заработной платы 1:3 1:18
2. Децильный коэффициент (отношение доходов 10% наиболее богатых к доходам 10% наиболее бедных) 10:1 15:1
3. Доля населения, живущего за чертой бедности 10% 20,7%
4. Уровень безработицы (с учетом скрытой) 8-10% 32%
Демографическая подсистема
1. Коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) 1,0 1,3
2. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщинами в фертильном возрасте) 2,14-2,15 1,9
3. Средняя продолжительность жизни населения 63 года
Экологическая подсистема
1. Природоохранные затраты на экологию, в % к ВРП 5% 0,08%
Девиантное поведение
1. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5-6 тыс. 0,8-1,1 тыс.
Анализ показателей развития региональной экономики свидетельствует о том, что за исследуемый промежуток времени наблюдался стабильный рост доходов и расходов бюджета Республики Северная Осетия, ориентированных на решение лишь социальных задач. Реализация же основной проблемы — достижение устойчивого экономического развития в виде экономического роста и ВРП на длительную перспективу — не наблюдается. Причиной этого является уменьшение совокупных денежных поступлений непосредственно в производственные отрасли экономики Республики Северная Осетия.
На возможности региона существенное влияние оказывают внутренние и внешние факторы, среди которых можно выделить две разновидности. Одна из них обусловлена позитивными возможностями региона, другая — необходимостью нейтрализации определенных опасностей, то есть факторов риска. На основе проведенного анализа состояния и тенденций развития социально-экономической устойчивости Республики Северная Осетия выявлены его сильные и слабые стороны, которые создают предпосылки для формирования варианта стратегии устойчивого развития.
Сильные стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития экономики и социальной сферы Республики Северная Осетия. К ним относятся:
1. Выгодное экономико-географическое положение для осуществления экспорта продукции (близость к морским и аэропортам, наличие развитой сети железных и автомобильных дорог). Близость Краснодарского края — огромного по емкости рынка, кооперация с предприятиями края.
2. Благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства.
3. Значительный промышленный потенциал (пищевая и перерабатывающая индустрии, лесная и деревообрабатывающая промышленности).
4. Наличие широких возможностей для развития туризма и отдыха.
Слабые стороны — это действующие факторы, снижающие эффективность проводимой органами государственной власти Республики Северная Осетия экономической и социальной политик. К ним относятся:
1. Низкая инвестиционная привлекательность республики, отсутствие внутренних ресурсов для поддержания инвестиций на необходимом уровне.
2. Ухудшение качества земель сельскохозяйственного назначения.
3. Низкий уровень освоения отдельных видов природных ресурсов (леса, минеральные воды, цветные металлы и др.).
4. Высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий и организаций (более 60%).
5. Относительно низкий уровень квалификации рабочей силы. Высокий уровень скрытой безработицы (более 12%).
6. Дотационность бюджета республики (более 60%).
7. Средний уровень бедности населения и высокая степень дифференциации его доходов.
Угрозы представляют собой отрицательные факторы, которые реально могут затормозить темпы экономического и социального развития региона. Формально эти факторы не зависят от действий органов государственной власти республики. Однако их правильная оценка и принятие упреждающих мер на федеральном и межрегиональном уровнях по инициативе и при участии органов исполнительной и законодательной власти республики могут реально снизить их негативный эффект. К ним следует отнести:
1. Близость республики к зонам политической нестабильности в регионах Северного Кавказа и Закавказья.
2. Угроза снижения объёмов поступающих инвестиций из-за низкой инвестиционной привлекательности республики.
3. Неэффективность существующего механизма финансового оздоровления предприятий и организаций.
4. Неразвитость фондового рынка.
5. Недостаточный уровень государственного регулирования миграционных процессов.
Оценка возможностей Республики Северная Осетия имеет, в основном, положительный вектор, определяемый, в частности, политикой федерального центра и складывающейся конъюнктурой межрегиональных рынков. К основным положениям для разработки стратегии развития республики следует отнести:
1. Снижение налогового бремени на товаропроизводителей и создание условий для легализации бизнеса на основе государственной фискальной политики.
2. Дебюрократизация экономики, формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, выравнивание условий конкуренции.
3. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, входящих в их состав.
4. Повышение качества жизни населения.
При анализе процесса формирования стратегии устойчивого социальноэкономического развития региона предлагается опираться на ряд основополагающих принципов, соблюдение которых призвано обеспечить объективность и реалистичность намечаемых действий. К таким принципам можно отнести:
1. Системный подход к региону как к целостному объекту развития.
2. Определение приоритетных направлений развития региона.
3. Четкое распределение функций и полномочий между органами федерального и регионального управления.
4. Использование индикативного планирования и прогнозирования для реализации предусмотренных стратегией направлений развития.
5. Органическое сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов в достижении целей социально-экономического развития региона.
6. Оценка и анализ степени устойчивого развития региональных систем, направленные на выявление сфер социально-экономических отношений в регионе,
динамика развития которых не носит устойчивого характера. При этом важнейшим фактором является экологическая обстановка в регионе.
В целях повышения устойчивости развития региональных систем предлагается использовать организационно-экономический механизм управления предприятиями и организациями региона с элементами эколого-экономического подхода, в частности, экологического страхования.
Концепция устойчивого социально-экономического развития Республики Северная Осетия должна включать в себя следующие основные положения: Республика — оплот социального, межнационального и конфессионального согласия; взаимосвязь положений концепции с национальными проектами, федеральными программами, политикой федерального центра; последовательность в реализации поставленных целей и задач; развитие межрегиональных связей и кооперации, использование выгод геоэкономического положения; опережающее развитие отдельных территорий республики, значительное повышение уровня и качества жизни населения, ликвидация негативных тенденций в демографической ситуации, создание условий для гармоничного развития личности и формирования институтов гражданского общества.
Для привлечения инвестиций в экономику Республики РСО-Алания необходимо решение следующих задач: активизация роли государственных органов власти республики в организации инвестиционной деятельности; повышение инвестиционной и инновационной активности предприятий; привлечение финансовых ресурсов к инвестированию производства; трансформация сбережений населения в инвестиции; повышение инвестиционной привлекательности республики для отечественных и иностранных инвесторов.
Важнейшим стратегическим направлением устойчивого развития республики является рекреационно-туристическое.
Значительным конкурентным преимуществом Республики Северная Осетия, отличающим её от других российских регионов, является богатство и разнообразие минеральных питьевых вод (7 видов), а также экологически чистой ледниковой воды.
Реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития региона позволит достичь динамичного производственного, инновационного, инвестиционного, финансового, рекреационно-туристического и социального развития с целью повышения уровня и качества жизни населения, пополнения доходов бюджета республики РСО-Алания путем стимулирования экономического роста.
РСО-Алания занимает невысокое место в мировой классификации посещаемости иностранцами, что составляет 0,001% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшился, составив 20%.
Находясь на перекрестке узловых путей Евразии и располагая колоссальным туристским потенциалом, наша республика занимает пока скромное место на российском туристском рынке. В течение многих веков г. Владикавказ был одним из ключевых торговых и транспортных узлов гигантского региона Шелкового пути. Цветные металлы, минеральные источники и другие природные богатства всегда привлекали зарубежные страны. В тоже время оставались без должного внимания неисчерпаемые курортные ресурсы, мощный туристический потенциал, эффективное использование которого позволит получить значительную экономическую отдачу, создать многочисленные рабочие места. Занимая небольшую территорию в 6,5 тыс.км с населением около 600 тыс. человек, РСО-Алания располагает уникальными природно-климатическими особенностями. Разнообразен и богат животный мир. В республике имеется 3 природных и исторических заповедника, 3 заказника и 10 охотничьих хозяйств. РСО-Алания — страна богатой истории и древней культуры. На территории республики сохранилось более 100 археологических, архитектурных и культурных памятников. Большие надежды возлагаются на реализацию
международного проекта «Великий Шелковый путь». РСО-Алания включена в туристический трансконтинентальный маршрут «Великий Шелковый путь», возрожденный под эгидой ВТО в сотрудничестве с ЮНЕСКО. Необходимость возрождения этого пути как туристического, экономического, транспортного давно назрела.
Однако назвать полноценным развитие этого сектора экономики пока еще трудно. Задача заключается в том, чтобы сформировать у государственных ведомств, а также у частного сектора, прессы и широкой общественности более четкое представление о важном экономическом значении туризма с целью дальнейшего включения его в приоритетные направления экономики и привлечения инвестиций.
Изучение опыта многих стран в области международного туризма показывает, что эта область человеческой деятельности может дать большой толчок развитию экономики, способствовать притоку иностранного капитала, открыть большое количество рабочих мест в сфере обслуживания, улучшить системы коммуникаций, транспорта. Международный туризм способствует сближению народов, взаимообогащению их в областях науки, техники, культуры, политической стабильности, материальному и духовному обогащению как обществ в целом, так и отдельных личностей.
Таким образом, успешная реализация региональных программ развития определяется в значительной степени не только точностью определения региональных приоритетов в повышении инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, но также действенностью государственной инвестиционной политики, проводимой органами власти различного уровня.
PERSPECTIVES OF INVESTMENTS' ATTRACTION DEVELOPMENT IN THE REGION (on the example of Republic of North Ossetia-Alania)
EK. DZASOKHOVA VK. DOEV
The authors of the article analyze the role of investments in the sustained development of the region at the level of a municipal formation. Particularly the article deals with the vital constituent of attracting investments - it is the competitiveness (natural resources, highly qualified staff, funds, and infrastructure).
North-Ossetian State University n. a. K.L. Khetagurov
e-mail: [email protected]
Key words: investments, investments attraction, developing the region.