Учитывая выше изложенное следует отметить, что ракетно-космическая деятельность осуществляемая на территории Алтайского края не может оказывать сдерживающего фактора развитию туризма в регионе. Необходимо более активно использовать природно-ресурсный потенциал Третьяковского, Змеиногорского, Чарышского, Курьинского и Краснощековского районов в целях развития туризма на их территории.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Влияние космической деятельности на экологическую безопасность России: Выводы и рекомендации рабочей группы под руководством акад. Лаверова Н. П. — М., 1994. — 125 с.
2. Кричевский С. В. Экологическая политика и экологическая безопасность ракетно-космической деятельности (методологические и практические аспекты) // Конверсия в машиностроении. 2006. — № 2. — С. 32-36.
3. Отто О. В., Редькин А. Г. Экологический фактор и развитие рекреационной деятельности в Алтайском крае // География и природопользование Сибири : сборник статей/ под ред. проф. Г. Я. Барышникова. — Вып. 14. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012. — 206 с.
4. Пузанов А. В. Результаты экологического мониторинга окружающей среды в зоне влияния космодрома Байконур / Научно-методический семинар «Приоритетные задачи экологической безопасности в районах падения Сибирского региона и пути их решения» (г. Томск. 26-27 июня 2013 г.) — С. 35-43.
5. Экологический мониторинг ракетно-космической деятельности. Принципы и методы / под ред. Н. С. Касимова, О. А. Шпигуна. — М. : Рестарт, 2011. — 472 с.
УДК 338.48
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ И В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ КАЗАХСТАНА
О. Е. Комаров
Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар
PROSPECTS OF TOURISM AND HOSPITALITY IN THE ALTAI TERRITORY AND IN THE BORDER REGIONS OF KAZAKHSTAN
O. E. Komarov
В работе предпринята попытка обозначить основные проблемы, а также показать перспективы использования современных управленческих технологий для дальнейшего развития индустрии туризма и гостеприимства в Алтайском крае и в приграничных регионах Республики Казахстан. Ключевые слова: индустрия туризма, сфера гостеприимства, стратегия развития туризма, концепция развития управления, конкурентоспособность региона.
In this article we attempt to identify the main problems, and also to show the prospects of using modern management techniques to further develop tourism and hospitality industry in the Altai region and in the border regions of the Republic of Kazakhstan Keywords: tourism industry, hospitality industry, tourism development strategy, the concept of management development, the region's competitiveness.
58
О. Е. Комаров
Индустрия туризма и гостеприимства является одной из быстро развивающихся отраслей экономики. Вместе с тем все более актуальной задачей становится развитие внутреннего рынка услуг туризма и гостеприимства, так как данный вид услуг оказывает значительное влияние на социально экономическое развитие регионов.
В последнее время в индустрии туризма и гостеприимства происходят существенные изменения. Диверсификация услуг туризма и гостеприимства, развитие индустрии туризма и гостеприимства на новых территориях, усиливающаяся конкуренция вынуждают правительства различных стран пересматривать свое отношение и основательно подходить к разработке стратегий и концепций развития данной отрасли.
В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года» указано, что целью развития отрасли «является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения» [2]. Также Правительством РФ утверждена Концепция долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в соответствии с которой Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральным агентством по туризму разработана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 2018 гг.)». Согласно данной программе планируется повысить конкурентоспособность рынка индустрии гостеприимства и туризма Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных услугах гостеприимства и туризма с помощью эффективного развития индустрии гостеприимства и туризма РФ, повышения качества услуг и продвижения туристского продукта РФ на мировом и внутреннем рынках.
Достижение поставленной цели будет затруднено без развития управления в сфере туризма и гостеприимства, а также повышения качества туристических и сопутствующих услуг.
Индустрию туризма и гостеприимства необходимо развивать на управляемой и устойчивой основе. Только при таких условиях она сможет принести регионам экономические выгоды, не порождая при этом серьезных экономических, экологических и социальных проблем. При формировании стратегии развития индустрии туризма и гостеприимства региона необходимо учитывать теорию устойчивого развития, которая включает в себя концепцию экологического планирования, акцент на местное сообщество и концепцию качественного развития индустрии гостеприимства и туризма.
Применение стратегического подхода к развитию индустрии туризма и гостеприимства на основе теории устойчивого развития позволяет уменьшить отрицательные последствия между необходимостью удовлетворения постоянно растущего спроса и ограниченным количеством природных, трудовых и экономических ресурсов, нерациональное использование которых ведет к ухудшению состояния экологии и окружающей среды в туристических дестинациях.
Алтайский край характеризуется комбинацией горного и равнинного рельефов, красотой реки Обь и разнообразием живописного ландшафта. Здесь существуют все возможности для развития нетрадиционных форм туризма. На территории края находится множество археологических и этнологических памятников, а именно: курганные и грунтовые могильники, древние поселения и городища, пещерные стоянки каменного века, горные выработки на медь и золото.
Алтайские горы — это прекрасное место для альпинистов и туристов-горнолыжников. Представляют интерес некоторые виды специального туризма и спорта: горные и горно-пешеходные виды путешествий, конные маршруты, водный и спелеотуризм, альпинизм и т. д.
Уникальные природно-климатические условия создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма, создания бальнеологических центров-курортов и санаториев, организации путешествий и экскурсий экзотического характера (охота на: медведя, марала, лося, лису, кабана, глухаря, а также рыбная ловля и приключенческий туризм). В крае расположено несколько курортов, использующих лечебные источники с радоновыми водами и лечебные грязи. Наиболее известен из них Белокуриха, один из крупнейших курортов в России, имеющий удивительные радоно-силикатные источники.
Таким образом, рекреационные ресурсы потенциально выдвигают республику на роль рекреационного центра не только регионального (сибирского) значения, но и международного. Не мень-
шим рекреационным потенциалом обладают и приграничные регионы Казахстана — Восточно-Казахстанская и Павлодарская области.
Наряду с этим, общими как для Алтайского края, так и для приграничных регионов Республики Казахстан, являются следующие наиболее значимые проблемы развития регионального туризма:
— значительная социально-экономическая дифференциация регионов и районов;
— отставание в развитии социальной инфраструктуры;
— нарастающие в регионе миграционные проблемы;
— отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма;
— исключительно экстенсивный характер развития туристского рынка;
— затрудненная транспортная доступность к туристским достопримечательностям;
— отсутствие привлекательного для потребителя туристского продукта (моральный и физический износ материально-технический базы, несоответствие цены и качества предлагаемых услуг и др.);
— значительное преобладание международных выездных туристских потоков над въездными;
— недостаток квалифицированных кадров в отрасли и отсутствие научно обоснованной текущей и перспективной потребности в кадрах;
— отсутствие надежной информационной базы туристских ресурсов и методов научно обоснованной туристской статистики.
В сложившихся условиях для комплексного решения вышеозначенных проблем требуются шаги по целенаправленному формированию стратегии развития индустрии гостеприимства и туризма [1], модернизации экономического механизма функционирования структуры данной отрасли, охватывающего организационные изменения источников и порядка финансирования. Необходимо разработать систему обоснованного размещения производительных сил для согласования региональной экономики и обеспечить охрану окружающей среды, что выдвинет на первый план развитие индустрии гостеприимства и туризма.
Региональные стратегии развития индустрии гостеприимства и туризма, применяемые на внутреннем и международном рынках услуг, позволят более результативно ранжировать менеджерские воздействия со стороны различных заинтересованных сторон, в том числе и государственных органов власти, а также оперировать современным организационно-экономическим механизмом стратегического менеджмента, что в целом будет содействовать возрастанию рентабельности индустрии гостеприимства и туризма.
Развитие индустрии туризма и гостеприимства в России и Казахстане, полагаем, должно базироваться на внутреннем туризме. Тем не менее, наличие в Алтайском крае и в приграничны регионах Республики Казахстан рекреационных или историко-культурных ресурсов не означает безусловного успеха деятельности организаций социально-культурного сервиса и туризма. В конечном итоге, эффективность организации зависит от степени удовлетворения потребителя качеством обслуживания, что обеспечивается сбалансированной системой управления.
Для повышения эффективности организаций сферы туризма и гостеприимства в России, а также дальнейшего развития отрасли в целом необходимо разработать и внедрить в деятельность концепцию развития управления [3], состоящую из трех уровней:
1. Уровень управления организациями отрасли, где формулируются программы развития туризма в России и в регионах. Например, для поступательного развития отрасли в Алтайском крае и в приграничных регионах Республики Казахстан необходимо разработать и внедрить комплексные программы развития туризма на основе этнотуризма, что представляет особую актуальность в условиях формирования единого социально-экономического пространства Евразийского Экономического Союза.
2. Уровень стратегического управления деятельностью конкретных организаций социально-культурного сервиса и туризма. Для достижения конкурентного преимущества организациям необходимо использовать клиентоориентированную стратегию качества и взаимодействия туристических, гостиничных, ресторанных организаций с потребителями услуг.
3. Внутриорганизационный уровень, где наиболее важным является разработка и внедрение организационной модели формирования и развития системы управления персоналом в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
60
Н. Г. Прудникова, И. С. Кротова
Таким образом, научно разработанные стратегия и концепция развития управления индустрии гостеприимства и туризма способны существенно повысить эффективность деятельности данной отрасли туризма, а также повысить конкурентоспособность Алтайского края и приграничных регионов Республики Казахстан на мировом рынке туристских услуг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Валединская Е. Н. Формирование стратегии развития индустрии гостеприимства и туризма (на примере центрального федерального округа) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 2013. — 25 с.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. — М., 2008. [Электронный ресурс]. — URL: http: //russiatourism.ru.
3. Полухина А. Н. Развитие управления в сфере туризма и гостеприимства (теория, методология, практика) : дис. ... д-ра экон. наук. — Нижний Новгород, 2008. — 273 с.
УДК 796.51 (379.85)
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Н. Г. Прудникова, И. С. Кротова
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
MODERN DEVELOPMENT OF TOURISM FOR CHILDREN
AND YOUTH IN ALTAI REGION
N. G. Prudnikova, I. S. Krotova
Рассмотрено современное состояние детско-юношеского туризма в Алтайском крае и возможности дополнительного образования детей. Развитие данного вида туризма способствует формированию основ здорового образа жизни детей через туризм и краеведение. Ключевые слова: детско-юношеский туризм, Алтайский край, соревнования, дополнительное образование, туристские кружки.
The article discusses current state of tourism for children and youth in Altai region, and possibilities of additional education for children. Development of this type of tourism promotes development of healthy lifestyle in children through outdoor recreation and studies of local history and geography. Key words: tourism and outdoor recreation for children and youth, Altai region, competitions, additional education, tourist clubs.
Развитие детско-юношеского туризма в Алтайском крае идет по программе Всероссийского ту-ристско-краеведческого движения РФ «Отечество», включившей в себя 19 направлений — подпрограмм [6].
Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе образования Алтайского края является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания подростков и учащейся молодежи. В Алтайском крае функционирует два образовательных учреждения туристско-краеведче-ской направленности:
1. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения» (далее — АКЦДЮТиК). В 80 детских объединениях которого занимается 1050 человек.