Научная статья на тему 'Методологическое обоснование исследований туристской деятельности в республике Казахстан'

Методологическое обоснование исследований туристской деятельности в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / METHODOLOGY / TOURISM / DEVELOPMENT / EFFICIENCY / TOURISM PRODUCT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шалбаева Акмейир Рахматуллаевна, Алимбек Ержан Болысбекович

Обосновывается, что экономический рост в сфере туризма в Казахстане сдерживается недостаточной информационной прозрачностью, ориентацией на предоставление типовых туруслуг, которая, в свою очередь, вступает в противоречие с появившимися возможностями социально-экономических коммуникационных инноваций, значительно изменивших условия и возможности реализации процессов взаимодействия людей и элементов социально-экономических систем, высоким уровнем дифференциации доходов населения, требующим диверсификации туристского продукта. Решение проблемы повышения интенсивности туристических потоков связано не только с реализацией новационных средств сбора и переработки информации, но и с уровнем владения методологией, способностью творчески применять её в зависимости от конкретной рыночной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Basis of the Tourist Activity Studiesin the Republic of Kazakhstan

The article considers that economic growth in the tourism sector in Kazakhstan is constrained by a lack of informational transparency, focused on providing standard travel services, that, in turn, are at odds with the emerging possibilities of socio-economic and communication innovations. These innovations change the conditions and possibilities of the processes of human interaction and elements of socio-economic systems and lead to a high level of income differentiation, requiring diversification of the tourist product. The problem of the increased intensity of tourist traffic is to be solved not only by the innovative means of collecting and processing information, but also with the help of knowledge of the methodology, the ability to creatively apply it according to the specific market situation.

Текст научной работы на тему «Методологическое обоснование исследований туристской деятельности в республике Казахстан»

УДК 379.85

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

А. Р. Шалбаева, Е. Б. Алимбек

Университет «Мирас», Шымкент, Республика Казахстан ТОО «<Кредитное товарищество "Арыс"», Шымкент, Республика Казахстан

Обосновывается, что экономический рост в сфере туризма в Казахстане сдерживается недостаточной информационной прозрачностью, ориентацией на предоставление типовых туруслуг, которая, в свою очередь, вступает в противоречие с появившимися возможностями социально-экономических коммуникационных инноваций, значительно изменивших условия и возможности реализации процессов взаимодействия людей и элементов социально-экономических систем, высоким уровнем дифференциации доходов населения, требующим диверсификации туристского продукта. Решение проблемы повышения интенсивности туристических потоков связано не только с реализацией новацион-ных средств сбора и переработки информации, но и с уровнем владения методологией, способностью творчески применять её в зависимости от конкретной рыночной ситуации.

Ключевые слова: методология, туризм, развитие, эффективность, туристический продукт.

Проведённый нами структурно-содержательный анализ множества трактовок понятия «методология» выявил одиннадцать наиболее общих характерных его признаков. В ходе сравнительно -го анализа этих признаков с признаками понятий «туризм», «туристская деятельность», «туристский бизнес» установлены те признаки (а по существу функции) методологии, которые являются философской основой для исследования теории и практики развития туризма и государственного управления туристской деятельностью (рис. 1).

Сюда прежде всего относятся следующие признаки понятия «методология»: способы организации и построения теоретической и практической деятельности человека, нормативно-рациональное построение типовых программ деятельности человека, динамика формирования новых познавательных установок; рассмотрение схем деятельности людей для воспроизводства и обновле -ния социального бытия, конструирование и преобразование схем деятельности людей, интегрированных в повседневный опыт, анализ обыденного поведения людей, осмысление современной культуры человека.

Перечисленное по своей структуре и содержанию из всех философских учений более всего приближено к диалектике — философской концептуализации развития, принятой в логико-понятийном измерении и констатирующейся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода [1]. Именно

диалектические законы единства и борьбы противоположностей и закономерных связей развития бытия и познания позволяют нам (взяв их за методологическую основу) разрешить главное противоречие туристской деятельности человечества [2]. Это противоречие никогда не рассматривалось философами ближнего и дальнего зарубежья как философская основа туризма. Чтобы сформулировать суть указанного противоречия, необходимо проанализировать исторические корни появления организованных путешествий и туристской деятельности человека.

Исследования историков туризма показывают, что до перехода к производительному труду человек перемещался в пространстве большей частью только в целях собирательства и охоты. При этом перемещения человека были хаотичными, бесплановыми, движимыми только инстинктами голода или продолжения рода. Однако, на наш взгляд, был и другой движущий фактор, заставлявший первобытного человека пытаться заглянуть за горизонт.

Именно из любопытства (а не только из проявления инстинктов страха, голода, продолжения рода) человек мог познавать окружающий мир, перемещаясь во времени и пространстве. Такие перемещения были практически единственным способом познания мира человеком.

С течением времени человек интенсивно осваивал и другие способы познания и к концу

Рис. 1. Схема сравнительного структурно-содержательного анализа понятий «туризм», «методология исследования» и «туристская деятельность»

ХХ в. имел возможность получать виртуальную информацию о многом, происходившем вокруг: на земле, под землёй, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе [3].

Именно тогда обнаружилось главное противоречие туристской деятельности человечества: чем больше возможностей получает человек от виртуального познания мира, чем больше становится желающих посетить одни и те же — привлека-

тельные туристские объекты, тем больше подвер -женность риску и истощению туристско-рекре-ационных ресурсов и больше вероятность превышения рекреационной ёмкости мест туристских посещений и нарушений баланса экологического равновесия. При этом основными целями международных туристских посещений в 2014 г. (430 млн, или 51 %) являлись познавательные или оздоровительные.

Методологическое обоснование исследований туристской деятельности, безусловно, должно включать в себя философский анализ основных социальных функций туризма как глобального явления [4]. Считается, что таких функций несколько: это познавательная, социально-коммуникативная, эстетическая, эмоционально-психологическая, спортивно-оздоровительная, творческая и паломническая. В соответствии с задачами исследования необходимо рассмотреть познавательную и спортивно-оздоровительную функции. При этом исходя из первоначальных мотивов, сначала хаотических, а затем организованных путешествий, основной социальной функцией признано считать познавательную. Сама технология познания человека в процессе туристского путешествия имеет свои особенности. Современные исследования медиков показали, что 80 % всей информации человек воспринимает через зрительные рецепторы.

Философы уже пишут о высокой эффективности визуального мышления. Визуальное мышление выполняет гносеологическую и методологическую функцию, повышается степень объективности содержания знаний, устанавливается истинность знания до проверки его на практике [5].

Второй важнейшей функцией туризма является спортивно-оздоровительная. Поэтому нами проанализированы доступные методологические подходы к организации современных отечественных исследований здоровья человека на философском уровне.

Специалисты считают, что действующая система здравоохранения направлена на выявление, определение и «устранение» болезней, и поэтому современная отечественная медицина в обозримом будущем не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. В связи с этим выявлена необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения здоровья человека, в том числе средствами туристской деятельности. Так как решение проблемы оздоровления людей является приоритетной задачей общества, это обусловило выработку методологических и ор -ганизационных подходов к сохранению здоровья как важнейшей составляющей бытия человека.

Учитывая потенциал природных туристско-ре-креационных ресурсов туристской деятельности (наиболее востребованной при реализации оздоровительной функции туризма), из всех векторов представлений о природе человека и его здоровье

нас прежде всего интересовало естественно-научное и интегративное направление исследования. Соответственно, особую важность для нас имели методологические основы указанных исследований.

В рамках естественно-научного направления огромный интерес для исследования эффективности оздоровительной функции туризма представляют работы В. И. Вернадского, Г. И. Царегородцева. Наиболее ценными в этом ряду следует считать фактологические материалы, эмпирические и теоретические выводы опытных туристов-медиков.

Специалистами дано определение понятию «теория туризма», которое трактуется как непротиворечивая система знаний, объясняющих феномен туризма как социально-экономическое явление современного мира, а также факторы его развития.

Теория туризма имеет собственный объект изучения — индустрию туризма — туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических ресурсов, а также туристские организации и предприятия сферы услуг, которыми пользуются туристы в местах отдыха и во время транспортировки [6] .

Предмет изучения — туристская деятельность и туристский продукт — деятельность лиц по предоставлению туристских услуг и специально организованная туроператором программа по организации туристского обслуживания — рекреационной деятельности, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт.

Субъект изучения — турист — человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств, физиологических, психологических состояний и социально-экономических возможностей. В научном определении понятия «теория туризма» субъект изучения — турист — назван третьим составляющим этого понятия после объекта и предмета изучения.

Однако, по нашему мнению, именно человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности, с его особой системой свойств и состояний, является ключевым звеном в данной триаде (рис. 2), и его теоретическое изучение с анализом практики должно быть основополагающим в теме нашего (и аналогичного) исследования.

В Республике Казахстан продолжительность жизни и активная работоспособность более чем

Рис. 2. Иерархия понятий в теории туризма

наполовину зависят от ведения здорового образа жизни. Однако в настоящее время у большинства казахстанских школьников отмечаются серьёзные отклонения в здоровье и низкий уровень работоспособности, поскольку они имеют устойчивые привязанности к табакокурению и употреблению алкоголя. Учащиеся подрывают своё здоровье компьютерными играми, чрезмерным (часто ночным) сидением в Интернете, участием в ночных дискотеках, ночных клубах и т. п.

Всё перечисленное снижает умственные способности, физическую работоспособность школьников, а отсутствие спортивных, физических нагрузок приводит к образованию лишнего веса и увеличению количества сердечно-сосудистых заболеваний. Объёмы передаваемой во время занятий в школе информации растут неадекватно уровню работоспособности школьников и порождают у молодых людей не только физический, но и социальный дискомфорт. Создалась социальная ситуация, в которой СМИ навязчиво формируют негативный образ жизни у школьников и взрослых, а они чаще всего даже не знают о здоровых и интересных формах досуга, в том числе посредством занятий активными видами туризма.

В «Отчётах по человеческому развитию», составляемых по «Программе развития ООН», отмечается, что здоровье и продолжительность жизни человека на 51,2 % зависят от поддержания здорового образа жизни, на 20,4 % — от биологических данных, в том числе от наследственности, на 19,9 % — от состояния окружающей среды и на 8,5 % — от уровня развития здравоохранения.

Многочисленные опросы школьников и студентов, проводимые авторами, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство молодых

людей (92 %) не только не владеют достоверной информацией об оздоровительном потенциале активных видов туризма, но даже не задумывались об этой проблеме и не знали о природном потенциале человеческого организма.

Человечество располагает разнообразными спортивными программами, но лишь туризм обладает всеми необходимыми компонентами для здоровья: а) общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка; б) туризм прост в организации, доступен людям любого возраста; в) туризм является естественным и посильным видом спорта, нагрузки в нём хорошо дозируются, он относится к тренирующим видам; г) развивает коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость; д) туризм — это жизненная потребность, которую цивилизованное человечество осознало в последние 25-40 лет.

Длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть, получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха и физической реабилитации организма. Туристы отмечают необыкновенную лёгкость и прилив сил после, казалось бы, утомительного похода. Проведённые исследования (таблица) также подтверждают профилактическую ценность занятий активными видами туризма.

Целесообразно рекомендовать туристским фирмам разработку туров по велосипедному туризму (маунтин-байк), восхождению на горные вершины (альпинизм), трекингам (горным, пешим), верховому туризму, водному туризму (рафтинг, путешествия на гребных и парусных судах), дайвинг. Включить в государственный стандарт высшего образования по специальности «Туризм» в качестве специализаций подготовку менеджеров по (перечисленным) активным видам туризма. Программы подготовки менедже -ров, инструкторов, тренеров главной целью своей работы должны предусматривать качественное улучшение здоровья занимающихся и продление активного долголетия граждан Казахстана.

Необходимо обеспечить проведение республиканской туристской экспедиции «Моя Родина — Казахстан» на всех её этапах в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, 1-2-х курсов вузов; внедрить в учебные программы академических и внеклассных занятий общеобразовательных школ обучение

Профилактическая ценность разных видов туризма и активного отдыха в укреплении организма (по трёхбалльной шкале)

Профилактическая ценность (в целом) Функциональные системы, нуждающиеся в их укреплении

Виды активного туризма нервная сердечно-сосудистая дыхательная мышечная эндокринная терморе-гуляцион-ная

Водный (на вёслах) 18 3 3 3 3 3 3

Горный 17 3 3 3 2 3 3

Лыжный 17 3 3 2 3 3 3

Велосипедный 14 3 3 2 2 2 2

Конный 11 3 1 1 2 2 2

Санный 9 2 1 1 1 2 2

Транспортный (мото-, авто-) 5 2 1 0 0 1 1

Примечание. Составлено на основе статистических данных Агентства по статистике Республики Казахстан.

основам туристской техники, выполнение нормативов и требований значка «^аза^стан саяхат-шысы». Целесообразно восстановить детско-юношеские туристские станции во всех областных центрах и крупных городах страны, а также создать республиканский центр детско-юношеского туризма в Астане. Открыть в республике пять (по одной для центральных, северных, южных, западных и восточных регионов страны) детско-юношеские спортивные школы с туристской и альпинистской специализацией.

Для создания благоприятного туристского имиджа Казахстана и условий ускоренного развития туристско-рекреационной системы необходимо проведение последовательной туристской политики, основанной на механизмах стимулирования и регулирования туристской деятельности, инвестиционной привлекательности с учётом экологических и инновационных требований. В этом мы видим современный механизм реализации государственной политики по устойчивому развитию туризма в нашей стране.

Поступила в редакцию: 11 ноября 2015 г.

Список литературы

1. Панчук, Е. И. Основы туризма и индустрии гостеприимства : программа бакалавриата для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки 100400 «Туризм» / Е. И. Панчук. - Вологда : Вологод. ин-т бизнеса, 2010.

2. Алексеев, А. А. Маркетинговые исследования рынка туристических услуг / А. А. Алексеев // Мировая экономика и международ. отношения. - 2008. -№ 12.

3. Барышев, А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве / А. Ф. Барышев. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 160 с.

4. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Бир-жаков. - М. ; СПб. : Невский фонд, Олбис, 2008. -531 с.

5. Информационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс]. -URL: http://gendocs.ru/page=16 (дата обращения: 27.11.2012).

6. Классификация информационных технологий в туризме [Электронный ресурс] // NPARK. - URL: http://www.npark.ru/klassifikaciya-informacionnyx-texnologij-v-turizme-page1.html (дата обращения: 27.11.2012).

Для цитирования: Шалбаева, А. Р. Методологическое обоснование исследований туристской деятельности в Республике Казахстан / А. Р. Шалбаева, Е. Б. Алимбек // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 46-51.

Сведения об авторах

Шалбаева Акмейир Рахматуллаевна — магистр, старший преподаватель, заместитель директора научно-исследовательского центра, университет «Мирас». Шемкент, Республика Казахстан. akmira777@mail.ru

Алимбек Ержан Болысбекович — магистр, юрист ТОО «Кредитное товарищество "Арыс"», Шемкент, Республика Казахстан. e_alimbekov@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 2, pp. 46-51.

Methodological Basis of the Tourist Activity Studies in the Republic of Kazakhstan A. R. Shalbaeva1'3, E. B. Alimbek b

1 University "Miras", Shymkent, The Rebublic of Kazakhstan; 2 LLP «Credit association "Aris"», Shymkent, The Rebublic of Kazakhstan a akmira777@mail.ru; b e_alimbekov@mail.ru

The article considers that economic growth in the tourism sector in Kazakhstan is constrained by a lack of informational transparency, focused on providing standard travel services, that, in turn, are at odds with the emerging possibilities of socio-economic and communication innovations. These innovations change the conditions and possibilities of the processes of human interaction and elements of socio-economic systems and lead to a high level of income differentiation, requiring diversification of the tourist product. The problem of the increased intensity of tourist traffic is to be solved not only by the innovative means of collecting and processing information, but also with the help of knowledge of the methodology, the ability to creatively apply it according to the specific market situation.

Keywords: methodology, tourism, development, efficiency, tourism product.

References

1. Panchuk E.I. Osnovyi turizma i industrii gostepri-imstva [Fundamentals of Tourism and Hospitality Industry: bachelor of entrants by field of study 100400 Tourism]. Vologda, 2010. 43 p. (In Russ.).

2. Alekseev A.A. Marketingovyie issledovaniya ry-inka turisticheskih uslug [Marketing Research of the Market of Tourist Services]. Mezhdunarodnaya eko-nomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2008, no. 12. (In Russ.).

3. Baryishev A.F. Marketing v turizme i gostepriim-stve [Marketing in Tourism and Hospitality]. Moscow, 2007. 160 p. (In Russ.).

4. Birzhakov M.B. Vvedenie v turizm [Introduction to Tourism]. Moscow, 2008. 531 p. (In Russ.).

5. Informatsionnyie protsessyi v sotsialno-kulturnom servise i turizme [Information Processes in Socio-cultural Service and Tourism]. Available at: http://gendocs.ru/ page=16, accessed 27.11.2012. (In Russ.).

6. Klassifikatsiya informatsionnyih tehnologiy v turizme [Classification of Information Technologies in Tourism]. Available at: http://www.npark.ru/klassifikaci-ya-informacionny x-texnologij -v-turizme-page1.html, accessed 27.11.2012. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.