Научная статья на тему 'Новые возможности рекреационных территорий Карелии для организации полноценного отдыха'

Новые возможности рекреационных территорий Карелии для организации полноценного отдыха Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1023
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / УСЛУГИ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ОТДЫХ / ТУРИЗМ / REPUBLIC OF KARELIA / SERVICES / RECREATIONAL TERRITORY / LEISURE / TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бурова Д. В., Боголюбов В. С., Боголюбова С. А.

Предмет и тема. Республика Карелия одна из наиболее быстро развивающихся территорий, что обусловлено наличием большого числа привлекательных объектов (аттракторов). Несмотря на положительную динамику развития, на известных туристских объектах республики уже превышена предельная нагрузка. Республика Карелия перспективная территория развития рекреационных услуг, дестинация с разнообразными аттракторами, необходимыми для экономической стабильности данных услуг. Туристский потенциал региона используется далеко не в полной мере, что отражается на величине потоков и поступлении денежных средств в финансовую систему Республики Карелия. Цели и задачи. Задачи исследования заключались в определении новых возможностей развития территории республики, анализе рекреационных территорий, потенциальных возможностей развития туристско-рекреационных услуг, определении основных направлений развития полноценного отдыха в регионе. Методология. Путем проведения анализа территорий были определены основные направления развития туристско-рекреационных услуг в Республике Карелии. Проведено анкетирование жителей Санкт-Петербурга и области для получения информации о необходимости и актуальности развития данных территорий в указанном направлении. Результаты. Проведено сегментирование направлений отдыха в регионе. Маркетинговые исследования показали преимущества по сравнению с конкурентами (территориями Ленинградской области, Финляндией). Показан рост туристских потоков из Ленинградской области и Финляндии, который способствует развитию туризма и полноценного отдыха в республике. Выводы и значимость. Проведенное обследование приграничных районов Республики Карелии выявило наличие факторов, способствующих развитию региона. Это природно-географические, климатические, природные факторы. Потенциально возможные направления развития отдыха в республике позволяют рассмотреть возможность увеличения туристских потоков и тем самым увеличить финансовую стабильность. Существует множество вариантов развития рекреационных услуг в районах и, рассматривая потенциал каждого из них, можно сказать о возможности создания современного центра разнообразных рекреационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бурова Д. В., Боголюбов В. С., Боголюбова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karelia recreational areas: new possibilities to organize full-fledged recreation

Importance The article deals with the issues of recreational services and tourist potential of the Republic of Karelia, the most rapidly developing and promising territory for tourism. Objectives The objectives of the study were to identify new opportunities for the development of the Republic's territory, analyze the recreational areas and potential development of tourist-and-recreational services, and identify the main trends of the development of recreation in the region. Methods To determine the main directions of the development of tourist-and-recreational services in the Republic of Karelia, we used an analysis of territories. We questioned the residents of St. Petersburg and the region for information on the need for and relevance of the development of the territories. Results We segmented holiday destinations in the region. The marketing research has shown certain benefits in comparison with the competitors (territories of the Leningrad region, Finland). The paper shows the growing interest of tourists from Finland and the Leningrad region. This contributes to the development of tourism and recreation in the Republic. Conclusions and Relevance The survey of the border areas of the Republic of Karelia identified factors contributing to the development of the region. There are many options for the development of recreational areas and services; considering the potential of each of them, we can state the possibility of establishing a center of various recreational services.

Текст научной работы на тему «Новые возможности рекреационных территорий Карелии для организации полноценного отдыха»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Анализ природного капитала

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАРЕЛИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛНОЦЕННОГО ОТДЫХА

Дарья Владимировна БУРОВА",*, Валерий Сергеевич БОГОЛЮБОВь, Светлана Анатольевна БОГОЛЮБОВА0

а аспирантка кафедры организации и управления санаторно-курортной деятельностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]

ь доктор экономических наук, профессор кафедры организации и управления санаторно-курортной деятельностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]

с доктор экономических наук, профессор кафедры организации и управления санаторно-курортной деятельностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]

* Ответственный автор

Аннотация

Предмет и тема. Республика Карелия - одна из наиболее быстро развивающихся территорий, что обусловлено наличием большого числа привлекательных объектов (аттракторов). Несмотря на положительную динамику развития, на известных туристских объектах республики уже превышена предельная нагрузка. Республика Карелия - перспективная территория развития рекреационных услуг, дестинация с разнообразными аттракторами, необходимыми для экономической стабильности данных услуг. Туристский потенциал региона используется далеко не в полной мере, что отражается на величине потоков и поступлении денежных средств в финансовую систему Республики Карелия. Цели и задачи. Задачи исследования заключались в определении новых возможностей развития территории республики, анализе рекреационных территорий, потенциальных возможностей развития туристско-рекреационных услуг, определении основных направлений развития полноценного отдыха в регионе.

Методология. Путем проведения анализа территорий были определены основные направления развития туристско-рекреационных услуг в Республике Карелии. Проведено анкетирование жителей Санкт-Петербурга и области для получения информации о необходимости и актуальности развития данных территорий в указанном направлении. Результаты. Проведено сегментирование направлений отдыха в регионе. Маркетинговые исследования показали преимущества по сравнению с конкурентами (территориями Ленинградской области, Финляндией). Показан рост туристских потоков из Ленинградской области и Финляндии, который способствует развитию туризма и полноценного отдыха в республике.

Выводы и значимость. Проведенное обследование приграничных районов Республики Карелия выявило наличие факторов, способствующих развитию региона. Это природно-географические, климатические, природные факторы. Потенциально возможные направления развития отдыха в республике позволяют рассмотреть возможность увеличения туристских потоков и тем самым увеличить финансовую стабильность. Существует множество вариантов развития рекреационных услуг в районах и, рассматривая потенциал каждого из них, можно сказать о возможности создания современного центра разнообразных рекреационных услуг.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 08.06.2014 Одобрена 16.06.2015

УДК 338.484 (470.22)

Ключевые слова: Республика Карелия, услуги, рекреационные территории, отдых, туризм

Приграничное положение Республики Карелия предъявляет особые требования к качеству предлагаемых туристских услуг (значительной составляющей которых является предоставление услуг полноценного отдыха) и

конкурентоспособности местных турпродуктов на международном туристском рынке. Необходимо определить понятие полноценного отдыха. Отдых - времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного

состояния организма. Это время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий. Полноценный отдых восстанавливает силы, без достаточного запаса которых не может быть ни полноценной работы, ни полноценного развлечения, ни полноценной учебы. Иначе говоря, это возрождение активности. Он может включать в себя чтение, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, прослушивание музыки, купание в водоемах, лечебные процедуры и т.д. То, что является отдыхом для одного человека, вовсе не служит таковым для другого. Сон, к примеру, для многих людей не является полноценным восстановителем сил.

Карельские туроператоры проявляют себя довольно активно. Быстрыми темпами растет поток туристов в дайвинг-центры на Белом море, в горный парк «Рускеала» в Северном Приладожье. Появляются новые туристские бренды Карелии. Набирают популярность гонки на собачьих упряжках, джип-триалы, регаты, катание на горных лыжах, сельский туризм, другие виды активного отдыха. Как исторически сложившиеся места туристского притяжения, так и новые туристские бренды регулярно представляются на крупных выставках. В настоящее время крупные туроператоры Москвы и Санкт-Петербурга предлагают карельские турпродукты, но об их участии в разработке и создании новых туристских проектов в Карелии пока говорить преждевременно [1].

В настоящее время все более четко выделяется сегмент потребителей туристских услуг, которым необходим качественный полноценный отдых, а не просто туристская поездка, включающая просмотр достопримечательностей и пассивный отдых. В последние годы роль отдыха как части туризма в целом существенно возросла. Это подтверждается статистическими данными ряда национальных и международных организаций. Вопреки всем негативным прогнозам даже мировой финансово-экономический кризис серьезно не повлиял на мировые туристские потоки. Согласно официальным статистическим данным за последние пять лет доля туристов, посетивших Республику Карелия в целях досуга, рекреации и отдыха, в том числе с целью лечения, увеличилась с 46 до 70% [2], что свидетельствует о повышении туристской привлекательности региона. В 2013 г. число посетителей Республики Карелия, а также поток организованных туристов и экскурсантов, въехавших на территорию республики, впервые перешагнули докризисные показатели 2008 г.,

составив соответственно 1,89 млн чел. и 595 тыс. чел. [3].

В России существует неравномерность направлений турпотоков по регионам, основанная на географической расположенности той или иной территории. Например, дестинации, расположенные в непосредственной близости к государственным границам или к городам федерального значения, имеют большее количество посетителей (туристов, отдыхающих, экскурсантов).

В настоящее время Правительством РФ разрабатываются и вводятся в действие планы развития туризма и отдыха по регионам. В основном это касается приграничных территорий для привлечения иностранных туристов. По мнению авторов, такое деление по географическому положению и направлению турпотоков не приведет к стабильному росту туризма и отдыха в стране.

В России наблюдается рост количества прибытий иностранных туристов и количества российских граждан, выезжающих за границу для туризма. При этом поток иностранных граждан, посещающих Карелию в целях рекреации и отдыха, почти в 2,7 раза больше, чем российских. Потенциальный размер рынка только скандинавских стран оценивается более чем в 3 млн чел. [4]. Общий же потенциал рынка составляет более 15 млн туристов. На севере Европы аттрактивность Республики Карелия для отдыхающих обусловлена сочетанием следующих факторов: не тронутые человеком природные комплексы, большое количество ягод и грибов, пресноводные водоемы, богатое культурно-историческое наследие, традиционные доброжелательность и гостеприимство, удачное географическое положение.

В настоящее время общий поток туристов в регионе оценивается экспертными методами. В данном случае речь идет обо всех посетивших республику, в том числе и неорганизованных туристах, приезжающих в гостевых целях. Согласно этой оценке общее количество посетителей Карелии за последнее десятилетие возросло почти на четверть [5, 6] (рис. 1).

Несмотря на положительную динамику развития, на известных туристских объектах республики, таких как Кижи и Валаам, уже превышена предельная нагрузка, и в дальнейшем количество посещающих их туристов значительно не увеличится. При этом новые объекты очень хорошо иллюстрируют возможность увеличения общего туристского потока

Рисунок 1

Общее количество посетителей и организованных туристов в Республике Карелия в 2000-2013 гг., тыс. чел.

за счет появления неизвестных ранее уникальных объектов показа [7].

Увеличение потока отдыхающих в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом способствовало увеличению доходов средств размещения приблизительно на 17,6%. По Российской Федерации в целом этот показатель увеличился лишь на 4,7%, а по Северо-Западному федеральному округу отмечено снижение на 0,9% [8]. Поэтому уже сейчас отмечен существенный, опережающий динамику других показателей, рост инвестиций в сферу туризма и туристскую инфраструктуру (с 2009 по 2013 г. объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма увеличился почти в 4 раза). [9]. В республике с 2010 г. по настоящее время произошли количественное и качественное изменения предложения услуг по размещению туристов, что объясняется изменением спроса на эти услуги, т.е. спрос и предложение на данном рынке приходят в соответствие (рис. 2).

В рамках проведенного исследования, которое включало опросы представителей турбизнеса Карелии, сформированы новые возможности развития туристского рынка республики на основе упорядоченных по значимости сегментов.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

□Общее количество туристов ■ Количество организованных туристов

Активный (спортивный и экстремальный) туризм. Карелия обладает природно-географическими условиями, которые предполагают развитие сферы отдыха именно в направлении экстремального туризма и отдыха, к которым относятся сплавы по рекам, велотуры, джип-туры, снегоходные туры и т.д. Основными клиентами турфирм, предлагающих такие турпродукты, являются российские граждане. Доля иностранных граждан невысока - около 10% от общего количества туристов [10].

Рисунок 2

Туристский поток в Республике Карелия, %

□ Неорганизованные туристы ■ Организованные туристы

□ Экскурсанты

В то же время среди обслуженных турфирмами клиентов высока доля экскурсантов, которые приобретают однодневные туры (до 60% от всех клиентов). Также спецификой этого сегмента является то, что большая часть (около 90%) туристов не пользуются средствами размещения, т.е. не учитываются в официальной статистике как туристы, размещенные гостиничными предприятиями. Количество организованных туристов в этом сегменте оценивается на уровне 50-55 тыс. в год [11].

Культурно-познавательный туризм. К этому виду туризма относится посещение культурно-исторических памятников (Кижи и Валаам). Однако при анализе этого вида туризма учитываются только туристы, которые обслуживаются карельскими турфирмами (без учета круизных туристов). Этот сегмент охватывает около 80-100 тыс. туристов в год [12].

Экологический туризм. На современном этапе развития туризма и отдыха не только в России, но и в мире экологический туризм занимает одну из лидирующих позиций, несмотря на то, что количество потребителей пока относительно небольшое по сравнению с активным и культурно-познавательным видами. Именно экологический туризм и отдых способствуют реализации международных программ заботы о природном наследии, поддержания высокого уровня чистоты в регионах. В Республике Карелия существует потенциал привлечения потребителей именного этого вида отдыха, так как природно-географические и климатические факторы региона предполагают развитие этого направления при условии правильного маркетингового продвижения.

Охота и рыбалка. Обилие даров леса привлекает в Карелию любителей охоты и рыбалки. В основном это неорганизованные туристы, т.е. самостоятельно планирующие отдых. При правильном развитии спрос на это направление отдыха может возрасти в несколько раз и увеличить поток.

Оздоровительный туризм. Республика Карелия находится недалеко от развитых центров Ленинградской области, города федерального значения - Санкт-Петербурга и стран Северной Европы - Финляндии и Норвегии, что объясняет необходимость развития оздоровительного и лечебного отдыха для потребителей из этих регионов. Факторы, приостанавливающие рост спроса на это направление, - отсутствие активной рекламы, малая доступность до уже существующих объектов

оздоровительного туризма и необеспеченность современными объектами [13].

Деловой туризм. В настоящее время в регионе ежегодно проводятся несколько конференций и конгрессов международного уровня. Например, Всероссийская научная конференция с международным участием «Растения в условиях глобальных и локальных природно-климатических антропогенных воздействий», ежегодный конгресс этнографов и антропологов, международный конгресс учителей физкультуры. Развитие этого направления туризма послужит стимулом для привлечения инвестиционных проектов, улучшения экономического развития региона [14].

Сельский туризм (размещение в сельских домах, аренда дач). В этом сегменте также высока доля неорганизованного туризма, прежде всего в силу существования теневого рынка аренды дач. Оценка данного сегмента в настоящее время может быть осуществлена только экспертным методом. Анализ информации, представленной на интернет-ресурсах, показал, что единовременная вместимость сельских домов, представленных на сайтах различных турфирм, составляет 517 мест. Если принять коэффициент загрузки для сельских домов равный среднему коэффициенту по гостиничным предприятиям (0,36) [15], а среднюю продолжительность равной 3 суткам, то общее количество размещенных туристов составит 22,3 тыс. чел. [16]. Таким образом, можно сделать вывод, что количество туристов в рамках этого сегмента составляет 20-25 тыс. чел. в год [17].

Авторами была разработана анкета и проведен опрос трехсот жителей Санкт-Петербурга и около ста жителей Ленинградской области по поводу отношения к организации услуг на территории Карелии. Более 80% опрошенных поддержали идею организации объектов инфраструктуры на приграничных территориях Карелии [18].

Маркетинговые исследования показали преимущества Карелии в зимнем отдыхе по сравнению с Ленинградской областью и приграничной территорией Финляндии. В Ленинградской области комплексов для организации зимнего отдыха немного, они не удовлетворяют потребности пятимиллионного Санкт-Петербурга и миллионного населения Ленинградской области. Развитие существующих объектов, а именно их укрупнение или постройка новых, требует значительных инвестиций. Кроме того, природно-климатические условия таковы, что в малоснежные зимы или в

оттепели такие объекты требуют больших энерго-и трудозатрат для поддержания искусственного покрова, а иногда даже приводят к временному закрытию курортов. На приближенной к Российской Федерации территории Финляндии формирование инфраструктурных объектов (гостиниц, баз отдыха, спортивных сооружений и т.д.) требует еще больше инвестиций [19].

Создание аналогичных объектов на территории Карелии потребует не только меньших инвестиционных и эксплуатационных затрат, но и объективно будет способно снизить суточный

уровень проживания на 30-40% по сравнению с Финляндией и существующими крупными курортами Ленинградской области. Одним из важнейших факторов является то, что оплата происходит в рублях, что увеличивает привлекательность таких рекреационных территорий [20].

Исследование показало, что Карелия имеет высокий туристско-рекреационный потенциал. Многие факторы, в том числе природно-географические, культурно-исторические, климатические, являются основой для улучшения организации туризма и отдыха на этих территориях.

Список литературы

1. Соколова М.В. История туризма. М.: Академия, 2010. 352 с.

2. Аникеева О.Б., Павленко О.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://urlid.ru/che8.

3. Эффективное развитие туризма (методологические аспекты) / под ред. В.С. Боголюбова. СПб: СПбГИЭУ, 2010. 196 с.

4. Бутко И.М. Туризм. Транспортные туры и круизы. М.: МарТ, Феникс, 2010. 336 с.

5. Боголюбова С.А. Роль государственно-частного партнерства в решении проблем развития сферы услуг детского отдыха. URL: http://naukovedenie.ru/sbornik16/1.pdf.

6. Александрова А.В. Международный туризм. М.: КноРус, 2013. 460 с.

7. БогатовА.Д. Безопасность в туризме. М.: Форум, ИНФРА-М, 2013. 176 с.

8. Богданов Е.М., Богомолова Е.М., Орловская В.Д. Экономика отрасли туризм. М.: ИНФРА-М, 2014. 320 с.

9. БутузовА.Л. Этнокультурный туризм. М.: КноРус, 2013. 248 с.

10. Бухтерева О.Ю. Социология рекламы в социокультурном сервисе и туризме. М.: ИНФРА-М, 2014. 592 с.

11. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.Б. Туризм и спортивное ориентирование. М.: Академия, 2014. 224 с.

12. Зайцева Н.Д. Менеджмент в сфере услуг. Туризм и гостиничное дело. М.: Академия, 2013. 288 с.

13. БуроваД.В. Современное состояние рекреационных ресурсов Республики Карелия. URL: http://co2b. ru/uploads/sbornik_spbgeu.pdf.

14. Иванов А.П. История российского туризма. М.: Форум, 2011. 320 с.

15. КазаковН.Л., ЯкубовскаяН.Л. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме. М.: Академия, 2011. 240 с.

16. Боголюбов В.С., Орловская В.Д. Экономика туризма. М.: Академия, 2013. 192 с.

17. Можаева Н.П., Рыбачек Г. С. Организация туристской индустрии и география туризма. М.: ИНФРА-М, 2014. 336 с.

18. Новиков В.Г. Инновации в туризме. М.: Академия, 2010. 208 с.

19. Рубаник А.А. Технологии въездного туризма. М.: МарТ, Феникс, 2010. 384 с.

20. Алексеева Н.К. Туризм / Tourismus. М.: Флинта, Московский психолого-социальный университет, 2012. 336 с.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Analysis of Natural Capital

KARELIA RECREATIONAL AREAS: NEW POSSIBILITIES TO ORGANIZE FULL-FLEDGED RECREATION

Dar'ya V. BUROVAa*, Valerii S. BOGOLYUBOVb, Svetlana A. BOGOLYUBOVAc

a Saint Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

b Saint Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

c Saint Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

* Corresponding author

Article history: Abstract

Received 8 June 2015 Importance The article deals with the issues of recreational services and tourist potential of the

Accepted 16 June 2015 Republic of Karelia, the most rapidly developing and promising territory for tourism.

Objectives The objectives of the study were to identify new opportunities for the development of the Republic's territory, analyze the recreational areas and potential development of tourist-and-recreational services, and identify the main trends of the development of recreation in the region.

Methods To determine the main directions of the development of tourist-and-recreational services in the Republic of Karelia, we used an analysis of territories. We questioned the residents of St. Petersburg and the region for information on the need for and relevance of the development of the territories.

Keywords: Republic of K^rcH^ Results We segmented holiday destinations in the region. The marketing research has shown sem^s^ recreational territory, certain benefits in comparison with the competitors (territories of the Leningrad region, Finland).

leisure, tourism The paper shows the growing interest of tourists from Finland and the Leningrad region. This

contributes to the development of tourism and recreation in the Republic. Conclusions and Relevance The survey of the border areas of the Republic of Karelia identified factors contributing to the development of the region. There are many options for the development of recreational areas and services; considering the potential of each of them, we can state the possibility of establishing a center of various recreational services.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Sokolova M.V. Istoriya turizma [History of tourism]. Moscow, Akademiya Publ., 2010, 352 p.

2. Anikeeva O.B., Pavlenko O.V. Obrazovanie detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov 'ya [Education of children with disabilities]. Available at: http://urlid.ru/che8. (In Russ.)

3. Effektivnoe razvitie turizma (metodologicheskie aspekty) [The effective development of tourism (methodological issues)]. St. Petersburg, SPbSIEU Publ., 2010, 196 p.

4. Butko I.M. Turizm. Transportnye tury i kruizy [Tourism. Transport tours and cruises]. Moscow, MarT Publ., Feniks Publ., 2010, 336 p.

5. Bogolyubova S.A. Rol' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v reshenii problem razvitiya sfery uslug detskogo otdykha [The role of public-private partnerships in addressing the problems of the development of children's recreation services]. Available at: http://naukovedenie.ru/sbornik16/Lpdf. (In Russ.)

6. Aleksandrova A.V.Mezhdunarodnyi turizm [International tourism]. Moscow, KnoRus Publ., 2013, 460 p.

7. Bogatov A.D. Bezopasnost'v turizme [Safety in tourism]. Moscow, Forum Publ., INFRA-M Publ., 2013, 176 p.

8. Bogdanov E.M., Bogomolova E.M., Orlovskaya V.D. Ekonomika otrasli turizm [The economy of tourism industry]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014, 320 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Butuzov A.L. Etnokul'turnyi turizm [Ethnic-cultural tourism]. Moscow, KnoRus Publ., 2013, 248 p.

10. Bukhtereva O.Yu. Sotsiologiya reklamy v sotsiokul'turnom servise i turizme [The sociology of advertising in social-cultural service and tourism]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014, 592 p.

11. Vyatkin L.A., Sidorchuk E.B. Turizm i sportivnoe orientirovanie [Tourism and orienteering]. Moscow, Akademiya Publ., 2014, 224 p.

12. Zaitseva N.D. Menedzhment v sfere uslug. Turizm i gostinichnoe delo [Management of services. Tourism and hospitality]. Moscow, Akademiya Publ., 2013, 288 p.

13. Burova D.V. Sovremennoe sostoyanie rekreatsionnykh resursov Respubliki Kareliya [Current status of the recreational resources of the Republic of Karelia]. Available at: http://co2b.ru/uploads/sbornik_spbgeu.pdf. (In Russ.)

14. Ivanov A.P. Istoriya rossiiskogo turizma [The history of Russian tourism]. Moscow, Forum Publ., 2011, 320 p.

15. Kazakov N.L., Yakubovskaya N.L. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti. Obespechenie bezopasnosti v turizme [Safety of life. Ensuring the safety in tourism]. Moscow, Akademiya Publ., 2011, 240 p.

16. Bogolyubov V.S., Orlovskaya V.D. Ekonomika turizma [The economy of tourism]. Moscow, Akademiya Publ., 2013, 192 p.

17. Mozhaeva N.P., Rybachek G.S. Organizatsiya turistskoi industrii i geografiya turizma [Organization of the tourist industry and the geography of tourism]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014, 336 p.

18. Novikov V.G. Innovatsii v turizme [Innovation in tourism]. Moscow, Akademiya Publ., 2010, 208 p.

19. Rubanik A.A. Tekhnologii v"ezdnogo turizma [Inbound tourism technologies]. Moscow, MarT Publ., Feniks Publ., 2010, 384 p.

20. Alekseeva N.K. Turizm/Tourismus [Tourism/Tourismus]. Moscow, Flinta Publ., MPSU Publ., 2012, 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.