Научная статья на тему 'Перспективы развития и продвижения туристской отрасли Санкт-Петербурга'

Перспективы развития и продвижения туристской отрасли Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

CC BY
1702
97
Поделиться
Ключевые слова
туризм / туристская отрасль / санкт-петербург / туристская отрасль санкт-петербурга

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Орджоникидзе М. М.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие и продвижение туристской отрасли для Санкт-Петербурга, ее возможности по увеличению потока пребывающих в город туристов, времени пребывания в дестинации, ежедневных трат, гостиничных мест, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиционных ресурсов, вклада в экономику города.

The article considers the factors that influence the development and promotion of the tourist industry in St. Petersburg, its opportunities in increasing the flow of tourists visiting the city, duration of stay at the destination, daily expenses, availability of hotel rooms, the number of workplaces, involvement of investment resources and contribution to the city"s economy..

Текст научной работы на тему «Перспективы развития и продвижения туристской отрасли Санкт-Петербурга»

М. М. Орджоникидзе

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Работа представлена кафедрой туроперейтинга Балтийской академии туризма и предпринимательства.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Н. Д. Закорин

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие и продвижение туристской отрасли для Санкт-Петербурга, ее возможности по увеличению потока пребывающих в город туристов, времени пребывания в дестинации, ежедневных трат, гостиничных мест, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиционных ресурсов, вклада в экономику города.

The article considers the factors that influence the development and promotion of the tourist industry in St. Petersburg, its opportunities in increasing the flow of tourists visiting the city, duration of stay at the destination, daily expenses, availability of hotel rooms, the number of workplaces, involvement of investment resources and contribution to the city’s economy.

Анализ направлений развития и продвижения туристской отрасли Санкт-Петербурга показал, что система внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на фактическое состояние и перспективы развития туристско-рекреационной сферы города, представляет собой совокупность следующих наиболее значимых факторов.

Внешние международные факторы:

• международный туризм входит в число трех крупнейших отраслей хозяйствования, уступая по доходности лишь нефтеперерабатывающей промышленности и автомобилестроению;

• количество международных путешествий к 2010 г. приблизится к 950 млн человек;

• согласно рейтингу ООН, Санкт-Петербург занимает 8-е место в списке наиболее привлекательных для туристов городов мира;

• по данным ВТО, потенциальный спрос на туристские услуги Санкт-Петербурга оценивается в настоящее время в размере 30 млн посещений;

• Санкт-Петербург по численности населения занимает 4-е место в Европе, обладает соответствующей общегородской инфраструктурой и доступен для туристов практически всеми видами транспорта;

• благоприятная международная конъюнктура, сложившаяся для Санкт-Петербурга в последние годы, связанная с растущей социально-политической дестабилизацией и участившимися экологическими катастрофами и природными катаклизмами в регионах туристской активности, включая Южную и Центральную Европу. В настоящее время северные регионы Европы и Америки (Канада) представляют собой наиболее безопасные места для посещения туристами и путешественниками.

Внешние общероссийские факторы:

• наметившийся выход российской экономики из кризиса (реализация налоговой реформы, снижение уровня инфляции, рост ВВП);

• рост уровня доходов у части населения (предпринимателей, являющихся наиболее мобильными и заинтересованными в посещении Санкт-Петербурга клиентами как корпоративными, так и семейными);

• реализация крупнейших проектов, направленных на увеличение экспортных поставок через территорию Санкт-Петербурга и Ленинградской области (строительство новых и расширение действующих портовых комплексов, строительство неф-те- и газопроводов, строительство новых и модернизация действующих автомобильных магистралей и др.);

• потребность государства в развитии экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей народно-хозяйственного комплекса. Международный (въездной ) туризм относится к одной из наиболее эффективных экспортно-ориентирован -ных отраслей хозяйства;

• патерналистская политика Федерального центра по отношению к Санкт-Петербургу, в том числе в части поддержки развития города в качестве культурно-туристской столицы России;

• подготовка департаментом туризма Минэкономразвития РФ ряда нормативных документов, направленных на стимулирование развития объектов инфраструктуры туризма (снижение налогового бремени на инвесторов и предпринимателей, участвующих в строительстве гостиниц и других);

• стабилизация социально-политической обстановки в России, обусловленная активизацией и повышением роли государственных органов власти и управления в процессе проводимых в стране реформ;

• активизация процесса включения России в систему мирохозяйственных связей, в рамках которого развитие въездного туризма объективно представляет собой важнейший индикатор перспективности международного сотрудничества с РФ в целом и с Санкт-Петербургом в частности;

• благоприятные возможности для ста -билизации обстановки на Северном Кавка-

зе, что, в свою очередь, способствует снижению уровня преступности в стране в целом.

Внутренние факторы:

• значительный и относительно стабильный спрос на туристские услуги Санкт-Петербурга , обусловленный наличием у города уникального культурно-исторического наследия;

• содействие городских властей развитию инвестиционного процесса в туристскую отрасль (подготовка перечня объектов и пятен перспективной застройки для гостиничного сектора; принятие закона о развитии приоритетных зон туризма, способствующих ускоренному развитию инфраструктурных объектов; содействие развитию девелоперских фирм (агентств по развитию), осуществляющих комплексную инженерно-строительную подготовку отдельных объектов и целых территорий);

• наличие в городе значительного числа историко-культурных памятников, относящихся к объектам, включенным в Список всемирного наследия, что ведет, как отмечают специалисты, к увеличению его посещаемости туристами на 30%;

• эффективная ценовая политика субъектов хозяйствования. К сожалению, в настоящее время этот фактор, обеспечивающий устойчивое развитие инфраструктурных объектов, зачастую плохо учитывается их владельцами, которые в угоду тактическим соображениям пренебрегают стратегическими перспективами. Большинство предприятий туристской отрасли отреагировали на увеличение притока туристов в Санкт-Петербург в 2001 г. существенным повышением цен на свои услуги (в среднем по городу они были увеличены на 35%), что отразилось на снижении турпотоков в город в последующие три года, а следовательно, и сокращении доходов инфраструктурных объектов;

• появление на гостиничном рынке Санкт-Петербурга известных международных управляющих компаний «Кемпински», «Шератон», «Каринтия-груп» и др., кото-

рые управляют гостиницами 1-го класса -«Невский Палас», «Астория», «Гранд-отель Европа» и т. д. Вследствие этого обеспечивается их эффективное функционирование и тем самым накапливается и передается прогрессивный опыт управления гостиницами данного класса в конкретных условиях Санкт-Петербурга местным уп-равляющим компаниям;

• наличие в городе портфеля инвестиционных проектов по развитию и продвижению туристской отрасли на общую сумму, превышающую 500 млн долл.;

• город обладает одной из лучших в России научной и образовательной базой, способной обеспечить потребности эффективного развития туристской отрасли;

• острая потребность в сокращении ущерба от недоиспользования огромного туристско-рекреационного потенциала Санкт-Петербурга (ежегодно город недополучает как минимум 6 млн туристов и, соответственно, не менее 56 млрд руб.).

Развитие туристской отрасли в России в целом и в Санкт-Петербурге находится в стадии своего становления. Одной из важнейших причин, препятствующих ускоренному развитию данной отрасли, является отсутствие в отечественной практике достоверной статистики туризма, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием системы сбора и агрегации информации, соответствующих методологической и методической базы.

В настоящее время практически ни один базовый показатель, при помощи которого оценивается туристская деятельность (ее эффективность и вклад в экономику субъектов Федерации), не является достоверным и, по экспертным оценкам, как правило, существенно занижен. К такого рода базовым показателям относятся:

• ежегодное количество туристов (зарубежных и отечественных) и гостей города, посещающих Санкт-Петербург;

• ежегодное совокупное суточное пребывание туристов, определяемое как произведение ежегодного количества приезжа-

20 1

ющих в город туристов и средней продолжительности пребывания одного туриста в городе;

• доход города от развития въездного туризма, определяемый как произведение ежегодного совокупного суточного пребывания туристов и среднего объема затрат, осуществляемых туристом в городе в течение одних суток.

Данные показатели являются основными при построении сценария развития и продвижения туристской отрасли крупного культурного центра.

В настоящее время Санкт-Петербург не обладает достоверными данными по многим показателям деятельности туристского сектора, особенно с точки зрения понимания потребностей гостей города. Информация о количестве прибывающих туристов, их сегментации, цели поездки, сроке пребывания, тратах, время препровождении в городе является неполной. Многие организации и компании, занимающиеся туристической деятельностью в городе, по-разному оценивают данные показатели.

Такая работа должна проводиться в городе на регулярной основе. Она крайне необходима, так как служит отправной точкой для принятия решений о развитии городской инфраструктуры, о необходимых маркетинговых мерах, а также о корректировке уже принятых и реализующихся программ.

Кроме того, чем точнее туристская статистика, тем точнее оценка экономического эффекта туризма для экономики города, тем эффективней вложение городских средств в данный сектор экономики. Если город не может измерить, увеличился ли приток туристов из какой-то страны в течение года, то он не может аргументировать дальнейшее вложение средств в мар -кетинг города в этой стране.

В Санкт-Петербурге развит, однако крайне плохо учитывается рынок услуг, связанных предоставлением горожанами (напрямую или через соответствующие агентства) собственного жилья посетителям города.

По разным оценкам, в некоммерческих объектах размещения останавливается в 1,5-2 раза больше гостей города, чем в гостиничном секторе. В этой части посетителей города велика доля иностранцев - жителей СНГ и стран Балтии. Косвенно это подтверждается тем фактом, что в 2006 г. из 22,4 млн иностранцев, посетивших Россию, 2/3 приходилось на жителей бывших республик СССР.

Наконец, при оценке общего потока посетителей города необходимо учитывать однодневные его посещения, и прежде всего жителями Ленинградской области.

Темпы роста потока приезжающих в Санкт-Петербург были значительно дифференцированы по отечественным и зарубежным посетителям. Так, если для иностранцев, после широко разрекламированной и неплохо проведенной кампании по празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга , вполне реальны темпы роста прибытий на уровне 15-18% в год, то для россиян, прирост уровня благосостояния которых будет, скорее всего, незначительным, темпы роста прибытий в 7-10% можно рассматривать в качестве наиболее вероятных.

Развитию и продвижению туристской отрасли, помимо увеличения притока туристов и гостей города, способствует также удлинение сроков их пребывания в дести-нации. Несмотря на наметившуюся в последние годы общемировую тенденцию на сокращение количества дней, которые туристы проводят в одном месте, для Санкт-Петербурга и примыкающих к нему территорий Ленинградской области с их огромным историко-культурным, рекреационным и научно-образовательным потенциалами развитие туристской отрасли будет способствовать некоторому увеличению длительности пребывания посещающих этот регион туристов (с 2,5 и 4,5 дней для зарубежных и отечественных туристов в 2005 г. до 3-5 дней и 5-7 дней в 2010 г.) (табл. 1).

Таблица 1

Прогноз потоков посетителей в Санкт-Петербург

Показатели Го цы

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Количество гостей (тыс. чел), всего 7500 8500 9500 10600 12000 13500

в том числе иностранных (тыс. чел) 3000 3500 4000 4500 5200 6000

россиян (тыс. чел) 4500 5000 5500 6100 6800 7500

Средняя продолжительность пребывания (суток) • иностранцев 3,0 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0

• россиян 5,0 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0

Совокупное суточное пребывание гостей города в течение года (человеко/дни) (тыс./год), всего в том числе иностранцев 32500 35500 44250 54600 67600 82500

россиян 9000 10500 14000 18000 23400 30000

22500 25000 30250 36600 44200 52500

Вследствие этого Санкт-Петербург к концу прогнозного периода должен трансформироваться из потенциального в фактический европейский туристский центр, формальным признаком чего является двукратное и более превышение количества въездных туристов и гостей города над количеством местных жителей.

За внешне грандиозными цифрами стоит вполне реальный прогноз. Санкт-Петербург обладает уникальной спецификой, которая состоит в том, что более половины его жителей в период летних отпусков выезжают на дачи. Город в течение 3-4 месяцев наполовину пустеет.

В силу этого, даже без привлечения значительных дополнительных капиталовложений (за исключением сферы размещения), в течение 4 месяцев высокого сезона город может принимать ежемесячно до 2,5 млн туристов, т. е. около 10 млн туристов за сезон.

Важное значение для построения прогнозов развития и продвижения туристской отрасли города в целом и отдельных его видов в частности, а также для оценки регионов и стран - источников турпотоков имеет прогноз-оценка, построенная на базе результатов многолетних наблюдений, социологических опросов, статистических данных и другой исходной информации. Согласно экспертным оценкам, рядовой

зарубежный турист в Петербурге ежеднев -но оставляет от 100 до 200 долл. А 300 и более долл. оставляют бизнес- и конгресс-туристы, которые в свою очередь составляют лишь 30% от общего числа зарубежных гостей города.

Как показывает анализ существующих в отечественной и зарубежной практике тенденций пребывания туристов, количество дней пребывания туристов в дестина-ции и ее аттрактивность не находятся в прямо пропорциональной зависимости (эта зависимость четко прослеживается на показателе повторного посещения дестина-ции) и обусловлена целым рядом других факторов.

Согласно статистическим исследованиям, каждые 30 туристов в среднем содействуют созданию в дестинации одного рабочего места непосредственно в сфере туризма и двух рабочих мест в сопутствующих отраслях. С учетом этого к 2010 г. прирост численности занятых в результате развития и продвижения туристской отрасли города может составить 270 тыс. мест, в том числе 90 тыс. в сфере туризма и отдыха и 180 тыс. - в сопутствующих отраслях.

Прогнозируя перспективы развития и продвижения туристской отрасли Санкт-Петербурга, необходимо отметить, что туризм, как отрасль городского хозяйства, объединяет как собственно туристские и

экскурсионные предприятия (по оценкам экспертов, на их долю приходится не более 10% доходов от туризма), так и предприятия сферы размещения, общественного питания, развлечений и других отраслей хозяйствования. Определяющую роль во вкладе туризма в экономику города играют сектора размещения и питания (на их долю приходится 50% всех расходов туристов, а следовательно, и доходов от всей туристкой отрасли). Учитывая, что большинство современных средств размещения имеют собственные рестораны, кафе, бары, ведущая роль объектов размещения в инфраструктурном обеспечении туризма не вызывает сомнений.

По оценкам специалистов Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, основанным на прогнозе (19982008 гг.) спроса на гостиничные места в городе, рост спроса на места в гостиницах потребует ввода к 2008 г. более 7500 дополнительных номеров (15-16 тыс. гостиничных мест), из которых 5500 номеров (11-12 тыс. мест) - в отелях среднего класса.

Исходя из прогнозируемого 6-8% увеличения ежегодного количества гостиничных мест, автором был построен прогноз, который в значительной степени совпадает с отмеченными оценками Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз увеличения гостиничных мест в Санкт-Петербурге на период до 2010 г. (мест)

Категории Факт Прогноз

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Первый класс 3100 3300 3500 3700 4100 4400

Средний класс 19000 20400 21800 23200 24800 26300

Экономический класс 9700 10300 11100 11900 12700 13500

Итого 31800 34000 36400 38800 41600 44200

Таким образом, согласно данному прогнозу, к 2010 г. количество мест в гостиницах первого класса составит 4400 (увеличится по сравнению с 2006 г. на 1100, или в 1,3 раза), в гостиницах среднего класса - 26 300 (т. е. увеличится по сравнению с 2006 г. на 5900, или в 1,3 раза), в гостиницах экономического класса - 13 500 (т. е. увеличится по сравнению с 2006 г. на 3200, или в 1,3 раза). В целом количество мест номерного фонда составит к 2010 г. 44 200, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 9800 мест, т. е. в 1,3 раза.

По данным компании Andersen Consulting, в мировой практике возведение

отеля высшего (первого) класса обходится примерно в 100-150 тыс. долл., а среднего класса - в 50-80 тыс. долл. за номер. По оценкам соискателя, стоимость строительства гостиницы экономического класса обходится примерно в 30 тыс. за

номер. Используя эти исходные данные, а также вышеприведенные прогнозные ха -рактеристики увеличения гостиничного фонда (1 номер примерно равен двум гостиничным местам), нетрудно определить потребность города в инвестиционных ресурсах для реализации данного прогноза (табл. 3).

Таблица 3

Оценка перспективной потребности в инвестиционных ресурсах, необходимых для реализации прогноза увеличения гостиничных мест в Санкт-Петербурге (в ценах 2002 г.)

Инвестиции Годы

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Итого

Требуемые инвестиции в развитие гостиничного комплекса (млн долл.) 58,5 63,5 65,0 70,5 73,5 77,0 77,0 77,0 562,0

Из приведенного прогноза можно сделать следующие выводы:

• достижение к 2010 г. количества гостиничных мест в размере 44 200 единиц, с учетом незначительного увеличения числа мест во всех остальных объектах размещения (научно-учебные и ведомственные гостиницы, пансионаты и др.), прогнозируемого к 2010 г. на уровне 14 800 единиц, т. е. в совокупности 59 000 мест размещения, будет означать, что в 4,6 млн Санкт-Петербурге к 2010 г. на 1000 жителей будет приходиться около 13 мест размещения. Город будет продолжать по-прежнему испытывать дефицит в объектах размещения и недополучать значительный экономический эффект от развития туризма;

• исходные посылки при построении вышеприведенного прогноза (спрос на услуги гостиничного комплекса), скорее всего, строились исходя из потребностей зарубежных туристов. Однако уже сегодня наметилась устойчивая тенденция к увеличению доли российских постояльцев в гостиницах всех классов города. Так, 22% всех клиентов «Астории» и «Англетера» и 20% «Невского Паласа» - граждане Российской Федерации;

• все возрастающая роль Санкт-Петербурга и Ленинградской области (строительство портов в Финском заливе, транзит через регион огромных потоков сырьевых ресурсов и других товаров как с востока на запад, так и в обратном направлении, социально-экономический подъем СевероЗападного региона) обуславливает значительный приток в город (наряду с любителями культурно-познавательного туризма) бизнес-, VIP-, конгресс-туристов - основных потребителей гостиничных услуг первого и среднего классов;

• пристальное внимание к Санкт-Петербургу со стороны федерального центра и его готовность оказать всемерную поддержку городу, в том числе и в области разви-тия туризма;

• по некоторым оценкам, в настоящее время более половины всех туристов, при-

езжающих в Россию, посещают Санкт-Петербург;

• в стране существует значительный свободный капитал, который при создании благоприятного инвестиционного климата в сфере гостиничного бизнеса готов принять активное участие в его развитии.

При условии достижения ежегодного турпотока в город на уровне 10-12 млн человек данного уровня обеспеченности гостиничным фондом будет недостаточно. Оставшийся дефицит мест размещения может быть покрыт только за счет горожан путем создания сети малых семейных гостиниц и размещения туристов по широко распространенному в Европе принципу «bed and breakfast» («кровать и завтрак»).

Для обеспечения цивилизованной формы подобного размещения гостей города необходимо создать в ближайшее время банк данных о горожанах, желающих предоставить свое жилье для туристов и оказать им всестороннюю поддержку в осуществлении этого вида предпринимательства (посреднические услуги в системе клиент -принимающая сторона, льготное микрокредитование для осуществления горожанами подготовки собственного жилья для приема туристов - ремонт, приобретение дополнительной бытовой техники и др.). Вне сомнения, данное направление деятель -ности, наряду с всесторонней поддержкой строительства гостиниц в городе, должно стать приоритетным.

Активное включение данных рычагов и стимулов привлечения инвестиций в практику хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие и продвижение туристской отрасли Санкт-Петербурга.

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:

• Санкт-Петербург хорошо позиционирован и обладает дополнительным потенциалом на привлекательном, быстрорастущем рынке туризма;

• туризм должен являться одним из стратегических секторов города (большая

доля в экономике, сектор, создающий большое количество рабочих мест, исторически сложившаяся инфраструктура, экологически чистый сектор экономики).

Анализ состояния туристской отрасли Санкт-Петербурга, мнений туроператоров и туристов показывает, что существует большое количество барьеров для успешного развития туризма в городе. Основными из них являются:

• неадекватная маркетинговая поддержка города и его достопримечательностей;

• инфраструктура Санкт-Петербурга развита существенно слабее, чем в сравнительных городах;

• низкое соответствие цен качеству предоставляемых услуг (гостиницы, рестораны, музеи);

• недостаточное взаимодействие городских властей и коммерческих игроков туристского сектора, направленное на достижение практических результатов, существенно снижающее доходы от туризма.

Для привлечения инвестиций в развитие и продвижение туристской отрасли го-

рода, с учетом ее специфики, необходимо привести в действие дополнительные механизмы, стимулирующие инвестиционную деятельность в индустрии туризма и отдыха. К наиболее действенным из них могут быть отнесены: создание специальных зон (территорий) приоритетного развития туризма и рекреации с режимом наибольшего экономического благоприятствования для бизнеса и инвестиций; формирование на территории города специализированных девелоперских компаний (агентств по развитию), которые занимались бы реализацией инвестиционных проектов (строительством объектов) в сфере туристской инфраструктуры (организацией инвестиционного процесса; привлечением финансовых средств; получением земельных участков под застройку, необходимых разрешений и согласований; организацией проектирования и строительства) с последующей передачей снабженных всей необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков или готовых объектов инвесторам и предпринимателям.