Научная статья на тему 'Перспективы развития и механизмы государственного регулирования лесопромышленного комплекса'

Перспективы развития и механизмы государственного регулирования лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Мухин И. М.

Мухин И.М. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. В статье представлены основные направления развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации на ближайшую перспективу. С учетом положений новой редакции Лесного кодекса РФ кратко проанализированы способы и механизмы государственного регулирования лесного хозяйства как основной сырьевой базы лесопромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mukhin I.M. PROSPECTS of DEVELOPMENT AND MECHANISMS STATE REGULATIONS THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX. In clause the basic directions of development of a timber industry complex of the Russian Federation on immediate prospects are presented. In view of positions of new edition of the Wood code of the Russian Federation ways and mechanisms of state regulation of a forestry as basic raw-material base of a timber industry complex are briefly analysed.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития и механизмы государственного регулирования лесопромышленного комплекса»

ЭКОНОМИКА

равления лесами, так и для лесопользователя, который должен учитывать ее в своем стратегическом бизнес-плане. Такой программноцелевой подход к управлению лесами должен осуществляться на корпоративной основе и быть предметом договора между владельцем лесов и лесопользователем с разграничением прав и обязанностей между ними, в том числе и в части распределения между ними затрат и доходной части. Например, арендатор, на которого возлагается по кодексу 2006 г. воспроизводство используемых лесов и бремя затрат на эти цели, совсем не обязан нести затраты на реконструкцию лесов и др. лесо-улучшительные работы (например по гидролесомелиорации) и даже на противопожарное обустройство лесов и строительство лесных дорог, поскольку все эти мероприятия требуют долговременных капитальных вложений. Но обе стороны могут договариваться об условиях частно-государственного партнерства, при условии компенсации затрат со стороны государства как владельца лесов или определенных льгот, предусматриваемых при заключении ивестиционных соглашений.

На основе вышеизложенного может быть реализован эколого-экономический подход к использованию лесов и их воспроизводству с учетом целей (социальных, экономических, экологических и культурных),

которые ставятся перед лесоуправлением. В задачу дальнейших исследований входит регламентация действий всех субъктов лесных отношений при реализации эколого-экономического подхода к лесоуправлению.

Библиографический список

1. Морозов, Г.Ф. О лесоводственных устоях, в кн. «Избранные труды Г.Ф. Морозова» / Г.Ф. Морозов. - М.: МГУЛ, 2001. - С. 23-37.

2. Леонтьев, В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика / В. Леонтьев. - М., Политиздат, 1990. - 415 с.

3. Методические рекомендации по организации лесного хозяйства и устойчивого управления лесами / Н.А. Моисеев, А.В. Побединский, В.С. Чуенков и др. - М. ВНИИЛМ, 2001. - 37 с.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ. О введении в действие лесного кодекса РФ. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2006 г. N° 201-ФЗ. Изд. «Российская лесная газета» по заказу Федерального лесного хозяйства. «Медиа - Пресса», 2006. - 48 с.

5. Лосицкий, К.Б. Эталонные леса, 2-е изд. / К.Б. Ло-сицкий, В.С. Чуенков. - М.: Лесная пром-сть, 1980. - 191 с.

6. Von L. Fahser. Die okologishe orientievung der Forstokonomic. Forstarchiv. 58. Lahrgang. 1987. s. 50-60.

7. Klaus, V. Gadow. Forest planning in Europe with particular reference to central Europe. p. 5-18. Proceedings of the international summer course Multiple use environmental values in forest planning . EFI Proceedings №4, 1995.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

И.М. МУХИН, доц. каф. экономики и орг-ции на предпр. д/о и л/х пром-сти МГУЛ, канд. экон. наук

Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам лесных ресурсов. Это более 80 млрд м3 древесины, что составляет почти четверть от мировых запасов. Основные запасы сырья России сосредоточены в Сибирском, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах. За Уралом находится более 60 % запасов леса. По объему заготовки Россия находится на четвертом месте, уступая таким странам, как США, Канада, Бразилия. В абсолютном выражении мы заготавливаем около 184 млн м3 древесины, или 6 % мировых заготовок. В случае полного использования

расчетной лесосеки страна могла бы довести долю на рынке не менее чем до 20 %.

Роль лесного сектора в экономике страны характеризуется следующими данными. В общем объеме промышленной продукции на долю лесопромышленного комплекса приходится 3,2 %, при этом на Россию - только 2 % мирового объема экспорта лесопромышленной продукции. По величине экспортной выручки мы отстаем, например, от Канады в шесть раз. Причина общеизвестна: большую часть заготовленной древесины мы продаем на экспорт в необработанном виде.

134

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

В целом перспективы развития лесопромышленного комплекса довольно хорошие. Так, на протяжении последних лет активно развивались прогрессивные механизмы лесопользования, в результате чего вдвое увеличен объемов участков, переданных в долгосрочную аренду, то есть более чем на пять лет. При этом самыми устойчивыми арендаторами в России являются вертикально интегрированные структуры, сформированные на базе крупных лесопромышленных предприятий. Постоянно увеличивается площадь земель лесного фонда, предоставленная в пользование предприятиям топливно-энергетического комплекса, транспорта и промышленности.

За минувшее время удалось достигнуть положительного баланса между использованием и воспроизводством лесов. За счет значительного увеличения объема профилактических и противопожарных мероприятий, а также перехода на новый принцип финансирования сегодня деньги вкладываются не в ликвидацию пожаров, а большая часть - в профилактические работы. Очаги распространения вредителей и болезней сокращены в 3 раза за счет увеличения объемов лесопатологического мониторинга, а также повышения эффективности истребительных и профилактических мероприятий.

На практике выделяют несколько основных направлений развития лесопромышленного комплекса страны.

Первое - меры, направленные на увеличение количества доступного к использованию леса. По протяженности лесовозных дорог мы значительно отстаем от зарубежных стран. На одну тысячу гектаров леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог. Для сравнения, в Финляндии этот показатель - 40 км. Предлагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование строительства новых лесовозных дорог. Эффект планируется достигнуть за счет прямых государственных инвестиций (в т.ч. в рамках реализации федеральных целевых программ), а также различных рыночных механизмов, связанных с налоговым регулированием, предоставлением различных дополнительных возможностей для бизнеса, вовлеченного в данный процесс.

Еще одним фактором, сдерживающим рост лесозаготовок, является сохранение избыточных ограничений лесопользования. Так, в России общая площадь лесных земель составляет 776 млн га, при этом на 58 % территории по тем или иным причинам заготовка древесины запрещена. В результате многочисленных запретов на использование лесов первой, второй, третьей групп из 44 млрд м3 древесины, пригодной для рубок, половина исключена из пользования. Новая редакция Лесного кодекса позволяет отменить прежние ограничения и довести уровень леса, разрешенного к использованию, до мирового уровня. В этом случае происходит перераспределение леса, который находился прежде во второй и третьей группах, первая группа по-прежнему осталась защищена.

Второе направление работы - это улучшение качества лесных ресурсов. За последние 50 лет породный состав леса ухудшился. В первую очередь это произошло из-за того, что российская промышленность потребляет преимущественно хвойную древесину. Кроме этого, на протяжении последних лет в зоне транспортной доступности велось интенсивное, форсированное лесопользование с применением наиболее дешевых технологий естественного лесовосстановления. В связи с этим планируется не менее чем в два раза увеличить объем посадок лесов, причем с упором на улучшение их качества. На реализацию этих задач необходимо ежегодно тратить порядка 5 млрд руб., которые также планируется покрыть за счет лесопользователей и государственного бюджета.

Третье направление - это продолжение борьбы с незаконными рубками. По оценкам международных экспертов, до 15 % незаконно заготовленной древесины на мировой рынок поступает из Российской Федерации. По подсчетам специалистов Министерства природных ресурсов, проводивших исследование баланса потребления и заготовки леса, в стране незаконно заготавливается как минимум 20 млн м3 ежегодно. Какие меры необходимо принять? Министерство природных ресурсов предлагает объединить усилия всех заинтересованных органов государственной власти для борьбы с воровством леса. Очевидно, что

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

135

ЭКОНОМИКА

это не только ведомственная задача. В результате выполнения плана будут достигнуты следующие результаты: точность оценки состояния лесного фонда увеличится в два раза, 100 % территории России будет охвачено системой дистанционного мониторинга, в течение первых двух лет при реализации плана объем незаконных заготовок сократится на 20-30 %. В результате в бюджетную систему дополнительно поступит до 2 млрд руб.

Что касается совершенствования системы разграничения полномочий в сфере управления лесными ресурсами, то согласно Федеральному закону № 199 с 1 января 2007 г. все полномочия по управлению лесным хозяйством переданы субъектам Российской Федерации. Таким образом, произошел возврат к системе управления, существовавшей до 2003 г. Субъекты федерации будут осуществлять права пользования и распоряжения лесами, обеспечивать охрану, защиту и воспроизводство лесов, заниматься профилактикой и тушением лесных пожаров.

Основными проблемами, требующими решения в связи с передачей полномочий, являются следующие. Необходимо гарантировать обеспечение лесными ресурсами инвестиционных проектов, которые осуществляются как на региональном, так и на межрегиональном уровне. Необходимо разработать механизмы оперативного тушения лесных пожаров и борьбы с вредителями, когда это уже выходит на уровень межрегиональный. И, наконец, необходимо наладить контроль за тем, насколько открыто и законно проходят конкурсы-аукционы по распределению лесных ресурсов на местах.

В целом лесное хозяйство готово предоставить необходимые лесные ресурсы для промышленности и экспорта. Практически во всех федеральных округах, кроме Южного, существует готовый для эксплуатации лесной ресурс, который может быть введен в оборот, Однако перерабатывающих мощностей для потребления такого объема сырья нет. Сложная ситуация сложилась в Восточной Сибири и в Дальневосточном федеральном округе, где сконцентрированы самые значительные и качественные лесные ресурсы. При этом здесь сосредоточено только 2 % от производствен-

ных мощностей России по переработке леса. Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, необходимо создать условия для развития перерабатывающих мощностей.

Довольно перспективным направлением может стать возрождение деревянного домостроения, тем более что этой проблеме посвящен и один из национальных проектов - «Доступное жилье». Испокон веков на Руси строились деревянные дома. Сейчас деревянное домостроение практически не используется в жилом секторе. В то время как в США свыше 80 % вводимого в эксплуатацию жилья построено из дерева, в России этот показатель не превышает 5 %, при этом деревянные дома значительно дешевле и полезнее для человека. Кроме того, перестойная древесина и отходы лесной промышленности могут использоваться при производстве экологически чистого и высокорентабельного топлива, которое так необходимо ЖКХ.

В целом комплекс мер по повышению конкурентоспособности отечественной лесной промышленности (одобрен Правительством Российской Федерации) предусматривает следующие мероприятия:

- создание благоприятных условий для инвестиций в лесопереработку на основе инвестиционных соглашений, ориентированных на долгосрочное стратегическое партнерство в лесном секторе;

- стимулирование деревянного домостроения, включая развитие производства деревянных клееных конструкций;

- расширение производства лесозаготовительных машин;

- стимулирование применения энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики;

- обеспечение последовательного снижения ставок вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины и поэтапного их увеличения на отдельные виды круглых лесоматериалов;

- отмена ставок на высокотехнологическое оборудование для переработки древесины, комплектующие и запасные части для машин, промышленное производство которых предполагается организовать в России.

136

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.