ЭКОНОМИКА
Из данных таблицы видно, что снизился процент руководителей, выбирающих мебель недорогого сегмента (с 34,4 % до
25.7 %) и дорогого «премиум» класса (с 8,2 % до 2,9 %). Преобладающее число респондентов выбирает мебель средней ценовой категории. В течение года респондентами стал более востребован дополнительный сервис при приобретении мебели для офиса: доставка (с 91,4 % до 95,9 %) и сборка (с 80,8 % до 85 %), дизайн-проектирование (с 24,6 % до
25.7 %), гарантийное обслуживание (с 16,4 % до 57,1 %), включающее ремонт.
В заключение стоит отметить, что состояние любых рынков меняется, а тем более таких стремительно развивающихся, как российский мебельный рынок. Для успешной работы и удержания своих позиций фирмам, работающим в данной сфере, необходимо постоянно отслеживать изменения, происходящие в сознании потребителей. Это, наряду с конъектурными исследованиями, позволит выработать комплекс маркетинговых стратегий развития бизнеса, направленных на средне- и долгосрочную перспективы, что является залогом коммерческого успеха деятельности.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
З.И. ФЕТИЩЕВА, проф. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук
Являясь крупнейшей лесной державой мира, Россия по объему заготовки древесины находится на четвертом месте, уступая США, Канаде и Бразилии. Более 180 млн м3 древесины заготавливается сегодня в Российской Федерации, что составляет всего 6 % от общего объема заготовки в мире; при эффективном использовании расчетной лесосеки эта величина может составлять 17-18 %. В мировом объеме экспорта лесопромышленной продукции удельный вес России составляет всего 2 %, причем величина экспортной выручки по ЛПК ниже, чем в развитых странах, из-за реализации на экспорт значительной части заготовленной древесины в круглом виде (35 % в структуре лесного экспорта России) и малого объема продукции деревообрабатывающих производств (23 % - пиломатериалы). При этом в страну ввозится в качестве импорта продукция глубокой переработки.
Несовершенная структура лесного экспорта вызвана недостатком производственных мощностей и технической отсталостью производства. Износ основных средств на лесозаготовках составляет более 70 %, что приводит к повышенному расходу топлива и смазочных материалов, увеличению затрат на техническое обслуживание и ремонт и общих расходов по содержанию и эксплуатации техники.
Повышение объема лесозаготовок возможно за счет развития лесного машиностроения. В связи с сокращением выпуска лесозаготовительных машин отечественного производства произошло проникновение зарубежной техники в российские леса. Несмотря на ее преимущества, по оценкам специалистов себестоимость заготовки древесины увеличивается в среднем в 1,5 раза, а стоимость лесобумажной продукции - на 710 %. Следует заметить, что новая импортная техника стоит в среднем 270-350 тыс. евро, а к российским лесопользователям в большом объеме попадает техника, которая уже отработала в европейских лесах амортизационный период, и стоимость ее реализации составляет почти 50 % от новой. Однако приобретение лесозаготовительной техники иностранного производства по остаточной стоимости (а это более 5 млн руб.) не сокращает затраты на ее содержание и эксплуатацию. Анализ данных по использованию в производственных условиях харвестеров и форвардеров в условиях лесопользования Северо-Западного региона показал, что эксплуатационные расходы на 15-20 % выше по сравнению с отечественными машинами аналогичного назначения. Основной задачей российского лесного машиностроения в настоящее время является повышение качества изготовления машин
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
163
ЭКОНОМИКА
и внедрение сервисного обслуживания техники в течение всего периода эксплуатации, создание в кратчайшие сроки операционных машин для лесозаготовок. Одновременно необходимо организовать подготовку и обучение операторов многооперационных машин в лесотехнических школах (возрождение) и лесотехнических вузах, в том числе МГУЛ. По разным источникам, потенциал лесопромышленного комплекса оценивается от 250 до 625 млрд долл. США. Это подтверждается недостаточным использованием лесосырьевых ресурсов в азиатской части страны, где сосредоточено 75 % запасов древесины, а объем заготовленной древесины составляет 38 %, фанеры - 10 %, бумаги и картона - 8 % от общего объема.
Рациональное использование лесных ресурсов в первую очередь зависит от наличия и состояния лесных дорог. В России протяженность лесных дорог составляет 1,2 км на 1000 гектаров леса; это самый низкий показатель по сравнению с развитыми лесопромышленными странами (например, в Финляндии на 1000 га приходится 40 км лесных дорог, в Германии - 45). Освоение новых лесных массивов связано с увеличением расстояния вывозки, которое сегодня составляет 70 км, а в отдельных регионах - 150 км. В 90-е годы для развития лесной промышленности ежегодно строилось более 10 тыс. км лесовозных дорог, причем значительная доля затрат покрывалась государственным финансированием. Сегодня из-за убыточности лесозаготовительных предприятий прекратилось как строительство, так и содержание лесовозных дорог, затраты по которым относятся, как известно, на себестоимость продукции лесозаготовок.
Развитие глубокой переработки древесины эффективно при рациональной работе лесозаготовительной отрасли, которая возможна при развитой инфраструктуре, сопровождающейся ежегодным строительством лесных дорог. Для освоения лесных ресурсов необходимо ежегодно строить 6-8 тыс. км магистральных дорог при объеме финансирования на эти цели не менее 18 млрд руб. Однако строительство лесных дорог, особенно магистральных, может входить в общую
единую систему транспортного освоения регионов России и развития других отраслей народного хозяйства.
Основой успеха развития лесопромышленного комплекса является его нормативно-правовое обеспечение, включающее Лесной кодекс, принятый Государственной Думой 8 ноября 2006 г.; законодательные нормативные акты; отраслевые соглашения; сметно-нормативные документы, утвержденные Госстроем России по объектам производственного (в том числе по строительству дорог) и жилищно-гражданского (в том числе домостроение) назначения и другие проектно-нормативные документы.
Законодательное, нормативно-пра-
вовое и методическое обеспечение лесопромышленного комплекса, либо источники их получения должны освещаться отраслевыми средствами массовой информации с тем, чтобы отечественные производители максимально использовали имеющиеся материалы, экономили средства и проявляли лесную и экономическую эрудицию при принятии проектных решений и разработке направлений международного сотрудничества в области развития ЛПК. Например, в качестве одного из направлений развития отрасли иностранные представители предложили разработку проектно-сметной документации строительства лесовозных дорог. Такое предложение не должно быть принято, так как исследования и расчеты в условиях отечественного лесопользования российские специалисты выполнят более качественно и эффективно.
Недостаток нормативно-методических разработок отражается на результатах реализации лесопромышленной продукции. Так, огромные убытки имеют место при реализации древесины в круглом виде, так как учет древесины осуществляется с корой, составляющей 10 % от ее объема, а пошлина начисляется на весь объем. Следовательно, необходим нормативный акт, расшифровывающий начисление пошлины без учета коры.
В развитии лесопромышленного комплекса особое внимание следует уделять разработке проектных решений. Известно, что ошибки, допущенные при проектировании объектов, а впоследствии - при строи-
164
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
тельстве, будут отражаться на деятельности предприятия и его финансовых результатах в течение всего периода эксплуатации. Так, в Северо-Западном регионе при значительных объемах отходов производства, пеллетные заводы загружены всего на 25 % ввиду отсутствия сырья в месте их расположения (неправильно выбрана территория строительства, то есть место размещения объекта).
Сегодня назрела необходимость создания производственных мощностей для производства биотоплива с обеспечением внутреннего рынка и отправки на экспорт. Сырьем для пеллетного производства являются древесина, щепа, опилки, древесные отходы, стружка, древесная мука. Планируется строительство заводов по производству пел-лет в Томской области, Сыктывкаре, Ветлуж-ском районе. Оборудование для производства поставляют немецкие, итальянские и американские компании, имеются и отечественные разработки. В связи с высокой себестоимостью производства (600-900 руб. за 1 т), реализация биотоплива в значительном удельном весе имеет экспортную направленность. Однако Карелия и Ленинградская область постепенно переводят котельные на использование пеллет. В Швеции, например, 80 % теплоснабжения базируется на возобновляемых энергоресурсах. Энергосодержание 1 кг пеллет соответствует 0,5 л жидкого топлива.
Наиболее доступный и реальный путь ускорения развития лесопромышленного комплекса - это совершенствование индустрии деревянного домостроения путем увеличения мощностей по производству деревянных домов с внедрением новых конструктивных материалов, прогрессивных технологических решений. При этом важное значение имеет разработка и внедрение типовых проектов домов с учетом условий отдельных регионов и потребностей различных слоев населения. Деревянные дома дешевле кирпичных или панельных на 35-50 %. Однако удельный вес деревянного домостроения в общем объеме индивидуального жилищного строительства в настоящее время не превышает 10 %. Развитие малоэтажного деревянного домостроения позволит лесопромышленному комплексу внести значительный вклад в реализацию
национального проекта по жилищному строительству в России.
Совершенствование производства и строительство новых мощностей лесопромышленного комплекса требуют значительной величины капитальных вложений. Последние годы новые предприятия не строятся, а обновление действующих осуществляется медленными темпами.
Наибольший удельный вес инвестиций наблюдается в деревообрабатывающую промышленность, превышая уровень инвестиций в целлюлозно-бумажную отрасль. В целом по лесопромышленному комплексу привлеченные инвестиции в общем объеме составляют за последние годы около 50 %. Это свидетельствует о высоком уровне использования собственных средств предприятий. Отмечается снижение доли инвестиций в технологические машины и оборудование.
Основными мерами по привлечению инвестиций в лесопромышленные производства можно считать: участие государства в создании инфраструктуры при освоении новых лесных районов; обеспечение предприятий сырьем на длительную перспективу; введение льгот при налогообложении в случае направления средств на капитальное строительство; снижение экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки; передача участков лесного фонда в длительную аренду и др.
По оценкам специалистов, общая потребность в инвестициях для лесопромышленного комплекса на период 2007-2015 гг. в ценах 2004 г. составит (оценочно) 1042,9 млрд руб., из них привлеченные средства - 70 %. Инвестиции в новое строительство составят 323,6 млрд руб.; бюджетное финансирование - 31 %.
На инвестиционную привлекательность оказывают влияние вид производства, сроки строительства и окупаемости капитальных вложений. Так, высокая капиталоемкость целлюлозно-бумажных производств снижает инвестиционную привлекательность. Однако инвестиции в первую очередь необходимы именно в эту отрасль, так как Россия по уровню глубокой химической переработки древесины отстает от развитых
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
165