Научная статья на тему 'Перспективы развития франчайзинга в России и его значимость для экономики страны'

Перспективы развития франчайзинга в России и его значимость для экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3628
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / малый бизнес / франчайзер / франчайзи / развитие франчайзинга в России. / franchising / small business / franchisor / franchisee / the development of franchising in Russia.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. М. Зелепукина

Данная статья посвящена рассмотрению явления франчайзинга, выявлению его преимуществ и недостатков, а также изучению истории возникновения франшиз в России и мире, и анализу динамики развития вышесказанной системы отечественными производителями. В статье исследуется перспективы совершенствования франчайзинга в РФ, а также обозначается его значимость для российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FRANCHISING IN RUSSIA AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE ECONOMY OF THE COUNTRY

This article is devoted to considering the phenomenon of franchising, identifying its advantages and disadvantages, as well as studying the history of the emergence of franchises in Russia and the world and analyzing the dynamics of the development of the above system by domestic manufacturers. The article explores the prospects for improving franchising in the Russian Federation, as well as its significance for the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития франчайзинга в России и его значимость для экономики страны»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Н.М. Зелепукина, студент

Научный руководитель: Н.Н. Беланова, канд. экон. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24411/2500-1000-2019-11578

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению явления франчайзинга, выявлению его преимуществ и недостатков, а также изучению истории возникновения франшиз в России и мире, и анализу динамики развития вышесказанной системы отечественными производителями. В статье исследуется перспективы совершенствования франчайзинга в РФ, а также обозначается его значимость для российской экономики.

Ключевые слова: франчайзинг, малый бизнес, франчайзер, франчайзи, развитие франчайзинга в России.

Франчайзинг, как форма организации и ведения бизнеса берет свое начало в Соединенных Штатах Америки. Возникновение данного явления связывают с компанией Зингера. Исаак Зингер, основатель фирмы по продажам и обслуживанию швейных машин «Singer Sewing machine company», в 1851 году создал первую в мире франчайзинговую систему, которая давала право сторонним, финансово независимым фирмам заниматься продажей швейных машин на определенной территории [5]. Данные франшизы представляли собой дистрибьюторские соглашения, которые включали обязанности франчайзи ремонтировать машины по требованию. Эта концепция была осуществлена в связи с тем, что организовать централизованное обслуживание швейных машин на одной территории было экономически невыгодным. В конце 1940-х годов была открыта одна из самых известных в мире франчай-зинговых единиц - сеть ресторанов быстрого питания «МакДо-нальдс»(McDonalds). Но настоящий бум в развитии франчайзинга произошел в конце 1970-х годов, в этот период времени данная форма организации бизнеса охватывала уже около 45 -ти отраслей экономики Соединенных Штатов Америки и постепенно стремилась выйти на международную арену.

Итак, франчайзинг, зародившийся еще в середине 19 века, представляет собой спе-

цифическую форму организации бизнеса, которая включает создание крупной сети однородных предприятий, связанных общей торговой маркой и соблюдающих единую технологию продажи товаров (оказания услуг), контролируемую централизованно [1]. Франшиза первостепенно является контрактом, выражающим условия ведения бизнеса с правом возмездного использования личных технологий франчайзера и его торгового имени.

Вышеуказанная форма ведения бизнеса аналогично другим видам деятельности может иметь свои преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые из них:

Преимущества для франчайзи (пользователя):

1. Пользователю предоставляется проверенная временем технология, завоевавшая доверие потребителей и имеющая собственное место на рынке. Иными словами, франчайзи имеет возможность минимизировать предпринимательские риски.

2. Создание предприятия на основе франчайзинга требует меньшего вложения средств.

3. Франчайзи имеет возможность совершенствовать навыки работы и получать новые знания, позволяющие организовывать производство согласно высоким стандартам.

Преимущества для франчайзера (владельца) заключаются в следующем:

1. Укрепление собственных позиций на рынке при минимальных капиталовложениях.

2. Расширение потребительской базы и повышение доверия со стороны клиентуры.

3. Концентрирование внимания на качестве товара, появление возможности улучшения его характеристик.

Недостатки для франчайзи:

1. Обязанность строгого соблюдения правил и технологических стандартов, установленных владельцем сети.

2. Близкое сотрудничество с другими предприятиями, являющимися частью данной франшизы.

Недостатки для франчайзера:

1. Пользователи все же являются независимыми владельцами бизнеса, вследствие чего появляется возможность возникновения трудностей, связанных с контролем над деятельностью франчайзи.

2. Поступление оплаты с опозданием или отсутствие оплаты.

3. Проблемы, связанные с сохранением коммерческой тайны и др.

Следует отметить, что, не смотря на то, что франчайзинг имеет свои явные преимущества, он также обладает некоторыми недостатками, которые способны сыграть решающую роль при выборе данной системы в качестве основы для ведения биз-

неса. Поэтому, при анализе перспектив развития франчайзинга в России, следует учесть не только его положительные стороны, но и отрицательные характеристики, в целях более полного рассмотрения вышесказанной проблемы.

Что касается России, франчайзинг укоренился в Российской экономике только в начале 1990-х годов, связанно это, преимущественно, с возникновением на ее территории иностранных компаний таких, как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Макдональдс» и др. Не смотря на стремительный за последнее время рост количества франшиз, Российская Федерация, все же уступает по данному показателю другим более развитым странам.

На данный момент значительная роль отводится Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), обеспечивающих благоприятную информационную среду для развития франчайзинга в РФ. Они занимаются проведением конференций и семинаров, способствующих распространению информации о преимуществах ведения данной формы организации бизнеса. Стоит отметить, что анализ динамики количества франшиз в России говорит об их непрерывном росте на протяжении последнего десятка лет.

Рис. 1. Рост количества франшизных систем в России (Прогноз) [4]

Вместе с этим, происходит увеличение доли российских франшиз на отечественном рынке. Если в начале 2000-х годов доля иностранных компаний образовывала почти весь франчайзинг в РФ, то в настоящее время заметно распространение влияния российских производителей. Нам

хорошо известны такие организации как «Додо Пицца», «Пятерочка», «Русские блины» и т.д. В России данные сети охватывают разные сегменты рынка: это товары народного потребления, общественное питания, оказание услуг и т.д.

Однако, следует учесть, что распространение франчайзинга происходит неравномерно. В текущий момент можно отметить не так много регионов России, в которых развитие франшиз идет полным ходом, к ним относятся: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Нижний Новгород.

В чем же заключаются проблемы развития отечественных франшиз?

К основным трудностям относятся:

1. Скачкообразное функционирование экономики, которое приводит к нестабильности рынка и увеличивает риски для франчайзи.

2. Отсутствие стартового капитала у начинающих предпринимателей.

3. Сложность получения кредитов для франчайзи.

4. Отсутствие правового обеспечения

Данный способ ведения бизнеса имеет высокую экономическую эффективность и играет большую роль в развитии экономики страны в целом. Франчайзинг благодаря своим характеристикам и организационным особенностям дает государству хороший потенциал целенаправленно воздействовать на функционирование малого бизнеса. Повсеместное распространение франшизных сетей повышает стабильность рынка и всей экономики страны. В связи с этим, государству стоит уделить особое внимание развитию франчайзинга.

В заключение стоит сказать, что франчайзинг - довольно перспективная форма ведения бизнеса, которая имеет возможность приобрести весомое значение в современных российских реалиях, по мере все большей интеграции России в мировую экономику.

франчайзинга в России и др.

Библиографический список

1. Зимина Л. Ю. Организация бизнеса на основе франчайзинга. - Ульяновск, 2009. -68 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2004. - 575 с.

3. Андрощук Г., Денисюк В. Франчайзинг: определения, преимущества, перспективы // Бизнес Информ. - 1997. - № 9. - С. 10-15.

4. Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rusfranch.ru/

5. Беленец П.С., Ембулаев В.Н., Латкин А.П. Использование франчайзинга в предпринимательской деятельности как основа повышения эффективности продаж товаров и услуг: Монография. - Владивосток: ВГУЭС, 2016. - 168 с.

6. Ватутин С., Тришин М. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста: Монография. - СПб.: Изд-во «Питер», 2014. - 161 с.

7. Кац Р.Б. Франчайзинг. - Изд-во «Росбух», 2010. - 70 с.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FRANCHISING IN RUSSIA AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE ECONOMY OF THE COUNTRY

N.M. Zelepukina, Student

Supervisor: N.N. Belanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article is devoted to considering the phenomenon of franchising, identifying its advantages and disadvantages, as well as studying the history of the emergence of franchises in Russia and the world and analyzing the dynamics of the development of the above system by domestic manufacturers. The article explores the prospects for improving franchising in the Russian Federation, as well as its significance for the Russian economy.

Keywords: franchising, small business, franchisor, franchisee, the development of franchising in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.