Научная статья на тему 'Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России'

Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
738
99
Поделиться
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНШИЗА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ТОРГОВЫЙ ЗНАК

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Акулова Альфия Шавкатовна I., Зыкова Анна Викторовна, Гольченко Екатерина Игоревна I.

В статье раскрывается понятие франчайзинг, изучается его история и оценивается роль на отечественном рынке. В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение уровня информированности предпринимателей о различных аспектах ведения коммерческой деятельности по схеме готового бизнеса, а также отношения к ней. Франчазинг рассматривается как разновидность предпринимательской деятельности, которая имеет ряд преимуществ над другими видами бизнеса. Именно эти преимущества должны сегодня склонять предпринимателей заниматься бизнесом, основанным на покупке франшизы. За рубежом франчайзинг является одним из самых популярных способов ведения бизнеса, но в нашей стране он еще не получил должного признания в силу экономической безграмотности населения, о чем свидетельствует проведенное исследование, на основе которого можно отметить, что значительная часть населения не имеет должного представления о понятии франчайзинг.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Акулова Альфия Шавкатовна I., Зыкова Анна Викторовна, Гольченко Екатерина Игоревна I.,

The nature and role of franchising in modern Russian economy

The article considers the essence of franchising, analyses the history of franchising and its role in the domestic market. It contains results of research directed at the examination of the awareness level of different aspects of doing business under the scheme of existing enterprise. Franchising is considered as kind of entrepreneurial activity with advantages over other types of business. Nowadays these advantages should induce entrepreneurs to do business based on buying a franchise. Franchising is one of the most popular kind of doing business abroad, but in Russia it has not spread widely due to economic illiteracy of the population. The research notes that significant part of the population has no proper representation of the idea of franchising

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России»

Выходные сведения статьи:

Акулова А.Ш., Зыкова А.В., Гольченко Е.И. Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 2(14). URL: https://regrazvitie.ru/sushhnost-i-roli-franchaizinga-v-sovremennoi-ekonomike-rossii/_

УДК 339.187.44 (470)

Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России © 2016 Акулова Альфия Шавкатовна1

E-mail: allaakulova056@mail.ru © 2016 Зыкова Анна Викторовна E-mail: zy.av@ya.ru © 2016 Гольченко Екатерина Игоревна

E-mail: aristokratkate@gmail. com

В статье раскрывается понятие франчайзинг, изучается его история и оценивается роль на отечественном рынке. В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение уровня информированности предпринимателей о различных аспектах ведения коммерческой деятельности по схеме готового бизнеса, а также отношения к ней. Франчазинг рассматривается как разновидность предпринимательской деятельности, которая имеет ряд преимуществ над другими видами бизнеса. Именно эти преимущества должны сегодня склонять предпринимателей заниматься бизнесом, основанным на покупке франшизы. За рубежом франчайзинг является одним из самых популярных способов ведения бизнеса, но в нашей стране он еще не получил должного признания в силу экономической безграмотности населения, о чем свидетельствует проведенное исследование, на основе которого можно отметить, что значительная часть населения не имеет должного представления о понятии франчайзинг.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, предприниматель, торговый знак The nature and role of franchising in modern Russian economy © 2016 Akulova Alfiya Shavkatovna E-mail: allaakulova056@mail.ru © 2016 Zykova Anna Viktorovna

1 Акулова Альфия Шавкатовна - доцент кафедры экономики и организации производства, Оренбургский государственный университет (Российская Федерация, 460018, г. Оренбург, просп. Победы, 13)

Akulova Alfiya Shavkatovna - associate professor of economy and organization of production, Orenburg State University (Russia, 460018, Orenburg, pr. Pobedy, 13)

2 Зыкова Анна Викторовна - студент факультета экономики и управления, Оренбургский государственный университет (Российская Федерация, 460018, г. Оренбург, просп. Победы, 13)

Zykova Anna Viktorovna - student of faculty of economy and management, Orenburg State University (Russia, 460018, Orenburg, pr. Pobedy, 13)

3 Гольченко Екатерина Игоревна - студент факультета экономики и управления, Оренбургский государственный университет (Российская Федерация, 460018, г. Оренбург, просп. Победы, 13)

Golchenko Ekaterina Igorevna - student of faculty of economy and management, Orenburg State University (Russia, 460018, Orenburg, pr. Pobedy, 13)

E-mail: zy.av@ya.ru © 2016 Golchenko Ekaterina Igorevna

E-mail: aristokratkate@gmail. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the essence of franchising, analyses the history of franchising and its role in the domestic market. It contains results of research directed at the examination of the awareness level of different aspects of doing business under the scheme of existing enterprise. Franchising is considered as kind of entrepreneurial activity with advantages over other types of business. Nowadays these advantages should induce entrepreneurs to do business based on buying a franchise. Franchising is one of the most popular kind of doing business abroad, but in Russia it has not spread widely due to economic illiteracy of the population. The research notes that significant part of the population has no proper representation of the idea of franchising

Keywords: franchising, franchise, entrepreneur, trademark

Франчайзинг на сегодня - развивающийся и перспективный вид предпринимательства, подразумевающий осуществление деятельности под арендованным торговым знаком или коммерческим обозначением, которая регламентируется договором между франчайзером (фирма, которая предоставляет франшизу) и франчайзи (тем, кто ее получает). [1] Согласно статистике, из ста открывшихся предприятий за год, закрываются больше половины, тогда как большинству компаний, работающих на условиях готового бизнеса, не только удается сохранять стабильность ведения своей деятельности, но и прогрессивно развиваться в своем деле.

На сегодняшний день регулировка отношений между субъектами франчайзинга происходит на основе договора коммерческой концессии, который предусматривает использование комплекса исключительных прав (право на товарный знак, знак обслуживания и проч.) в предпринимательской деятельности покупателя, репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме, с возможностью указании территории и сроков действия франшизы.

Необходимость появления франчайзинговой системы возникла в конце XIX века, когда фирма по продаже и обслуживанию швейных машин Зингера, ставшая первой известной на весь мир организацией, работающей на правах франшизы, хоть и достаточно стабильно держалась на рынке, но не имела налаженной системы сервиса. Появление франчайзинговой системы открыло для предпринимателей возможность самостоятельно заниматься продажей и обслуживанием машин на разных локациях. Уже в 20-х годах XX века в США получил развитие стандартный товарный франчайзинг. Родоначальником франчайзинга в современном представлении, при котором передается вся концепция ведения бизнеса, считается McDonald'sSystemInc, созданная в 1995 году Р. Крюком.[2]

В последнее десятилетие франчайзинг стал довольно популярным среди российских предпринимателей. И хотя опыт работы в сфере франчайзинга за рубежом насчитывает более века, в нашей стране он только начинает свое развитие. Принято считать, что первую официальную франшизу в нашей стране продала компания "БаскинРобинс" в 1993 году. Среди основоположников этого вида деятельности выделились компания ГМР Планета гостеприимства, вышедшая на рынок с франшизой «Sbarro», а также компания ГК Спортмастер, положившая начало развитию в стране многих брендов одежды (Kettler, Columbia, o'Neil) и собственных мультибрендовых магазинов (Footerra, Спортландия).[3]

В 1997 для поддержки и защиты интересов участников франчайзинговых отношений была создана Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), целью которой стало создание

опрошенных, осведомленных о франчайзинге, хотели бы заняться таким бизнесом, но в настоящее время либо столкнулись с трудностями, либо заняты поиском подходящей франшизы

доля опрошенных, которые не стали бы заниматься такой деятельностью ни при каких обстоятельствах

Рис. 3. Заинтересованность предпринимателей во франчайзинге

Другими словами, к проблемам, тормозящим развитие франчайзинга в нашей стране, относятся:

а) экономические проблемы:

1) нестабильность развития экономики России;

2) отсутствие у большинства предпринимателей (потенциальных франчайзи) необходимого начального капитала для начала франчайзинговой деятельности. Так как франчайзи обязан вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то начальный капита франчайзи должен быть достаточно большим. Однако, не все российские предприниматели готовы потратить такие средства;

3) отсутствие возможности получения кредитов для создания начального капитала. Для развития франчайзинговой системы требуется не мало времени, однако, чаще всего банки дают краткосрочные кредиты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) организационно-правовые проблемы. В России происходит замедление процесса развития франчайзинга, прежде всего, прежде всего с юридической точки зрения в связи с почти полным отсутствием правовой базы;

в) социально-психологические проблемы:

1) отсутствие опыта у отечественных предпринимателей и страх неудачного исхода у субъектов франчайзинговой системы;

2) недооценка интеллектуальной собственности;

3) страх потери индивидуальности предпринимателя и менеджера;

г) образовательные проблемы, связанные с плохой подготовкой предпринимателей.

Таким образом, можно прийти к выводу, что модель российского франчайзинга далека от совершенства и требует дальнейшего прогрессивного развития, что обуславливается её ещё сравнительно молодой историей существования в России.

В результате исследования был сделан вывод о том, что решение проблемы медленного развития системы готового бизнеса может осуществляться, прежде всего, с помощью совершенствования правовой базы. В частности, для ускорения развития франчайзинга в России

недостаточно норм главы 54 ГК РФ и общих положений гражданского законодательства, необходима проработка более детальных правовых актов в данной сфере. [4]

Кроме того, необходимо проводить обучение предпринимателей, готовых работать в данной сфере, которое позволит им узнать особенности заключения договора франчайзинга, основные схемы бизнеса в этой сфере и позволит, а также ознакомиться с правовыми основами деятельности.

Следует добавить, что целесообразно было бы принять государственные программы поддержки, для привлечения предпринимателей в сферу франчайзинга.

Динамика современного мира такова, что создание и развитие бизнеса невозможно без применения новых технологий. Считается, что наиболее эффективным способом организации бизнеса является использование инноваций в различных сферах деятельность в совокупности. Это объясняется единовременными значительными затратами при открытии бизнеса, которые в будущем окупятся за счет низких издержек при функционировании бизнеса [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что в России франчайзинг находится только в начале пути своего развития, что достаточно далеко от зарубежных моделей франчайзинга ввиду масштабности их распространения. Но, стоит отметить, что существуют огромные перспективы дальнейшего развития российского франчайзинга, так как по сравнению зарубежными рынками, на которых существует огромная конкуренция в этой сфере, российский рынок с его многочисленным населением представляет огромные возможности для развития "отечественного франчайзинга".

Список литературы

1. Понятие и участники франчайзинга. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/franchayzing.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Франчайзинг. История возникновения франчайзинга. Рынок услуг. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipediа.org/wiki/Франчайзинг (дата обращения 20.01.2016)

3. Российская Ассоциация Франчайзинга. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusfrаnсh.ru/ (дата обращения 23.01.2016)

4. Шестаков Е.В. Франчайзинг: за и против/ Справочник экономиста. 2014. № 10 с. 6066.

5. Куценко, Е.И. Инновации как способ организации малого бизнеса / Е.И Куценко, Е.А. Егорушкина // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. - С. 5961.

References

1. Ponyatie and participating franchise. [Electronic resource] Access: http://www.grandars.ru/college/biznes/franchayzing.html

2. Franchayzing. The history of the franchise. services market. [Electronic re-LAS] Access: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Franchayzing (reference date 20/01/2016)

3. The Russian Franchise Association. [Electronic resource] Mode of access: http: //rusfransh.ru/ (reference date 23/01/2016)

4. Shestakov, E.V. Franchising Pros and Cons / economist Directory. 2014. №10 with. 60-66.

5. Kutsenko, EI Innovation as a way of organizing small business / EI Kutsenko, EA Egorushkina // Breakthrough economic reforms under risk and uncertain-sti: a collection of articles of the International scientific-practical conference. - Ufa, 2016. - P. 59-61.