Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ШКОЛ «БАРКАМОЛ АВЛОД» В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН)'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ШКОЛ «БАРКАМОЛ АВЛОД» В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / дополнительное образование / досуг / детско-взрослая общность / continuing education / additional education / leisure / childrenadult community

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадалова Максуда, Шустова Инна Юрьевна

В данной статье рассматривается процесс становления современной системы дополнительного образования детей в Республике Узбекистан, выделены основные задачи развития системы дополнительного образования, охарактеризованы учреждения дополнительного образования «Баркамол авлод», описан процесс преобразования системы внешкольного дополнительного образования в современную систему воспитания. Описана роль детско-взрослой общности в системе дополнительного образования. В работе использовался теоретический и исторический анализ. Результаты которого наглядно демонстрируют изменение роли дополнительного образования в процессе социализации личности. В качестве примера развития системы внешкольной работы взят опыт многопрофильных детских центров «Баркамол авлод».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF MULTIDISCIPLINARY CHILDREN'S SCHOOLS “BARKAMOL AVLOD” IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN)

This article discusses the process of formation of a modern system of additional education for children in the Republic of Uzbekistan; the main objectives of the development of the system of additional education are highlighted, the institutions of additional education “Barkamol avlod” are characterized, the process of transforming the system of extracurricular additional education into a modern system of education is described. The role of the child-adult community in the system of additional education is described. The work used theoretical and historical analysis. The results of the analysis clearly demonstrate the change in the role of additional education in the process of socialization of the individual. As an example of the development of a system of extracurricular activities, the experience of multidisciplinary children's centers “Barkamol avlod” is taken.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ШКОЛ «БАРКАМОЛ АВЛОД» В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН)»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 1 (89). С. 99-110. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 1 (89). P. 99-110.

Научная статья УДК 379.8

doi: 10.24412/2224-0772-2023-89-99-110

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ШКОЛ «БАРКАМОЛ АВЛОД» В РЕСПУБЛИКЕУЗБЕКИСТАН)

Максуда Бадалова

Максуда Бадалова1, Инна Юрьевна Шустова2

1 Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони, Ташкент, Республика Узбекистан

2 Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия

1 umaksuda69@ qmail.com

2 innashustova@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс становления современной системы дополнительного образования детей в Республике Узбекистан, выделены основные задачи развития системы дополнительного образования, охарактеризованы учреждения дополнительного образования «Баркамол авлод», описан процесс преобразования системы внешкольного дополнительного образования в современную систему воспитания. Описана роль детско-взрослой общности в системе дополнительного образования. В работе использовался теоретический и исторический анализ. Результаты которого наглядно демонстрируют изменение роли дополнительного образования в процессе социализации личности. В качестве примера развития системы внешкольной работы взят опыт многопрофильных детских центров «Баркамол авлод».

И. Ю. Шустова

© Бадалова Максуда, Шустова И. Ю. , 2023

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное образование, досуг, детско-взрослая общность

Для цитирования: Бадалова М., Шустова И. Ю. Перспективы развития дополнительного образования (на примере многопрофильных детских школ «Баркамол авлод» в Республике Узбекистан) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 1 (89). С. 99-110. doi: 10.24412/2224-0772-2023-89-99-110.

Original article

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF MULTIDISCIPLINARY CHILDREN'S SCHOOLS "BARKAMOL AVLOD" IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN))

M. Badalova1, Inna Yu. Shustova2

1 Scientific Research Institute for Studying the Issues and Determining the Perspectives of Public Education named A. Avloniy, the Republic of Uzbekistan

2 Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

1 umaksuda69@ qmail.com

2 innashustova@yandex.ru

This article discusses the process of formation of a modern system of additional education for children in the Republic of Uzbekistan; the main objectives of the development of the system of additional education are highlighted, the institutions of additional education "Barkamol avlod" are characterized, the process of transforming the system of extracurricular additional education into a modern system of education is described. The role of the child-adult community in the system of additional education is described. The work used theoretical and historical analysis. The results of the analysis clearly demonstrate the change in the role of additional education in the process of socialization of the individual. As an example of the development of a system of extracurricular activities, the experience of multidisciplinary children's centers "Barkamol avlod" is taken.

Keywords: continuing education, additional education, leisure, children-adult community

For citation: Badalova M., Shustova I. Yu. Prospects for the development of additional education (on the example of multidisciplinary children's schools "Barkamol avlod" in the Republic of Uzbekistan). Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(1):99-110. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2224-0772-2023-89-99-110.

Приоритетным направлением государственной политики в России и Узбекистане являются вопросы модернизации системы образования, ее структурной перестройки, совершенствование образовательно-воспи-

тательного процесса, подготовки кадров, переподготовки и повышения их квалификации на основе современных достижений образования, науки, техники, технологии, экономики и культуры, обновления образовательных программ.

Происходящие изменения в социально-экономическом устройстве определяют новые требования к подготовке молодежи к жизни, когда важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать жизненный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти требования обуславливают необходимость обновления системы дополнительного образования как сферы, обеспечивающей разносторонность личностного развития детей и удовлетворение их духовных потребностей.

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли внешкольного дополнительного образования детей. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования — раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового способа педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы.

В системе непрерывного образования деятельность учреждений дополнительного образования направлена на выявление среди учащихся способной и одаренной молодежи; организацию технического и художественного творчества и других мероприятий; изучение потребностей и открытие на основе интересов детей кружков, развивающих творческие способности личности; на дополнительное образование по основам науки.

Вопросы дополнительного образования активно изучаются в России, и используются узбекскими педагогами. Отмечается, что дополнительное образование детей — это, в сущности, мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнитель-

ное (внешкольное) образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (В. А. Березина, Л. Н. Буйлова, В. П. Голованов, Б. В. Куприянов, Л. Г. Логинова, М. Н. Поволяева, И. Н. Попова и др.).

Инновации в системе дополнительного образования детей рассматриваются Л. В. Барановой, понятийный аппарат в данной сфере, систематизация и обобщение понятий представлены в работе З. А. Каргиной, работа с программами и управление программами дополнительного образования детей представлены в работах Л. Г. Логиновой, вопросы дополнительного образования детей-инвалидов рассматриваются Е. А. Шадриной, проблемы качества дополнительного образования детей, критерии оценки поднимаются в работе К. Р. Туманова.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка, которое он выбирает сам (или с помощью родителей) в соответствии со своими желаниями и потребностями. Дополнительное образование в системе непрерывного образования — это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного общеобразовательного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах.

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека,государства.

Остановимся на вопросах организации дополнительного образования в Узбекистане. В стране проводится широкомасштабная работа по вос-

питанию и формированию физически здорового, духовно зрелого, самостоятельно мыслящего, глубоко образованного, гармонично развитого молодого поколения с современным мировоззрением, способного взять на себя ответственность за судьбу и будущее нашей Родины. Президентом Республики Узбекистан принято постановление от 30 сентября 2019 года № ПП-4467 «О мерах по кардинальному повышению эффективности внешкольного образования в системе народного образования». Документ принят в целях дальнейшего повышения эффективности внешкольного образования в системе народного образования, развития у учащихся духовных качеств, организации их досуга, подготовки их к самостоятельной жизни через образование. Согласно документу, при Министерстве народного образования Узбекистана создается Республиканская детская школа «Баркамол авлод» на базе Республиканских детских центров технического творчества, художественного творчества, краеведения и экологии «Баркамол авлод». В общеобразовательных школах по интересам учащихся будут созданы сетевые кружки детских школ «Баркамол авлод». В системе образования Узбекистана «Дополнительное образование» называется «Система внешкольного образования» и так обозначена во всех нормативно-правовых документах. «Система внешкольного образования» — это и есть детские школы «Баркамол авлод».

Центры «Баркамол авлод» являются многопрофильными и функционируют, включая в себя технические, художественные, краеведческие и экологические направления, нацеленные на дальнейшее развитие творческих возможностей учащихся в соответствии с их интересами и потребностями, характеристики территории деятельности.

В центрах «Баркамол авлод» реализуется программа «STEAM образование» (Science / естественные науки, Technology / технология, Engineering / инженерное искусство, Art творчество, Mathematics / Математика).

Центр предоставляет детям в возрасте от 6 до 18 лет широкие возможности для их всестороннего развития и содержательного досуга.

При организации деятельности центры опираются на следующие приоритетные принципы: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; практи-ко-деятельностная основа образовательного процесса; формирование детско-взрослой общности.

Центры организуются и функционируют самостоятельно в отдельном здании или в отдельных учебных блоках зданий общеобразовательных школ, обеспеченных отдельным входом и не препятствующих процессу обучения в школе.

Большое внимание в дополнительном образовании уделяется развитию читательских способностей детей. На базе информационно-ресурсных центров при Министерстве народного образования Каракалпакстана и областных управлениях народного образования создаются детские библиотеки. В документе подчеркивается, что эти библиотеки оказывают практическую и методическую помощь библиотекам общеобразовательных учреждений, выявляют потребности учащихся в ознакомлении с шедеврами отечественной и мировой детской художественной литературы, содействуют им в повышении навыков чтения книг, в организации культурно-просветительских мероприятий («Молодой читатель», «Школьный читатель», «Лучший библиотекарь» и т.д.).

Для систематического развития детского туризма в Бухарской, Кашкадарьинской, Наманганской, Самаркандской, Хорезмской областях и городе Ташкенте в 2020-2023 годах при детских школах «Баркамол авлод» будут сформированы «Детские туристские базы» на 100-200 мест. В детских школах «Баркамол авлод» будут организованы «Детские технопарки» на условиях государственно-частного партнерства.

Определены следующие задачи по развитию внешкольного образования в Республике Узбекистан:

• воспитание духовно развитого молодого поколения, обеспечение его содержательного досуга, повышение при этом интереса молодежи к искусству, спорту, информационным технологиям и чтению книг, организация подготовки девушек к социально активной жизни;

• непрерывное совершенствование программ и методических материалов, направленных на индивидуальное развитие детей путем широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий;

• развитие кружков в области робототехники, мехатроники, инженерии и компьютерного программного обеспечения;

• реализация проектов, направленных на развитие детского и образовательного туризма;

• популяризация творческих работ учащейся молодежи, в том числе создание электронных магазинов Art shop для продвижения на

мировые рынки и налаживания реализации продукции, созданной членами кружков детских школ «Баркамол авлод» на основе национальных традиций;

• увеличение охвата учащихся внешкольными образовательными учреждениями, организация и обеспечение регулярной деятельности кружков в зависимости от интересов учащихся;

• совершенствование деятельности внешкольных образовательных учреждений посредством современных образовательных программ с целью формирования у детей начальных знаний и навыков по овладению профессиями, методического обеспечения деятельности отраслевых кружков, повышения культуры чтения;

• формирование и обновление перечня сырья, используемого по направлению робототехники и технического творчества в детских школах «Баркамол авлод», совместно с ведущими организациями и высшими образовательными учреждениями;

• организация проектов «Детский технопарк» в детских школах «Баркамол авлод» на основе условий государственно-частного партнерства и передового опыта зарубежных государств для развития детского технического творчества;

• налаживание механизмов достойного стимулирования победителей международных и республиканских конкурсов из числа детских школ «Баркамол авлод» и детских библиотек;

• организация повышения квалификации и целевых служебных командировок в зарубежные государства с целью обмена научным и практическим опытом в данной сфере;

• развитие культуры чтения среди детей, налаживание передвижных библиотек, совершенствование системы обеспечения детских и школьных библиотек художественной литературой;

• реализация целевых проектов на основе условий государственно-частного партнерства для обеспечения эффективной эксплуатации пустующих зданий и земельных площадей внешкольных образовательных учреждений;

• формирование условий для свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности;

• ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; его возможность свободного самоопределения и самореализации;

• создание в образовательных организациях дополнительного образования детско-взрослых общностей педагогов и школьников, где формируется значимое ценностно-смысловое пространство для участников.

Несомненно, реализация вышеуказанных задач поможет разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствовать выбору его индивидуального образовательного пути, обеспечить каждому ученику конкурентоспособность, содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Решение поставленных задач в развитии внешкольного образования невозможно без обеспечения одного из основных условий — стимулирования развития детско-взрослых общностей как среды качественного общения, личностного роста, обмена креативными идеями и др.

Детско-взрослая общность в педагогике — это первичная контактная группа детей и взрослых, возникающая вокруг схожих потребностей и интересов, осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении, отражающая характер эмоционально-психологических связей и отношений между участниками [12, с. 20].

Важно понимать потенциал детско-взрослой общности в системе дополнительного образования. Для воспитания, в том числе в условиях внешкольного образования, особое значение имеет детско-взрослая общность, где воспитанник чувствует сопричастность другим, может открыто проявить себя, общность актуализирует способность видеть и понимать окружающих, при этом взаимодействие с другими становится фактором развития собственной личности. Такое воспитание предполагает непосредственное взаимодействие с детьми, понимание реальных интересов и жизненных установок детей, их смыслов и общих стремлений, учитывает процессы самоуправления и самоорганизации. Все это предусматривает работу педагога с живой социальной системой, которая во многом непредсказуема, следует

законам самодвижения и самоорганизации.

Обозначим специфику использования воспитательного потенциала внешкольного образования посредством внедрения педагогических идей коллективного воспитания, воспитания в детско-взрослой общности:

• воспитательный коллектив, детско-взрослая общность, социально-педагогические явления, существуют и развиваются в рамках того или иного воспитательного института. Здесь, с одной стороны, организуются процессы взрослыми (педагогами), с другой — существуют процессы самоорганизации, внутренние процессы саморегуляции и самоуправления;

• для взрослых коллектив — это инструмент воспитания, элемент педагогических целей и воспитательной деятельности, объект воспитательных воздействий, устремленных на развитие каждой личности в коллективе. Для детей коллектив — это среда их существования, взаимодействия и общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками), здесь идут процессы личностного самоопределения и самореализации;

• для воспитания в коллективе педагогу необходимо видеть, удерживать и формировать общую цель; совместную разнообразную социально и личностно значимую деятельность и общение; систему связей и отношений между участниками; внешние связи, включающие коллектив в широкие общественные отношения;

• воспитательные функции общности связаны с процессами социализации и индивидуализации воспитанников: с одной стороны, здесь идет процесс отождествления, формирование эмоционально-психологических связей с другими людьми (взрослыми и сверстниками), осмысление и принятие значимых коллективных ценностей и смыслов, возникает чувство «мы»; с другой стороны, процесс обособления, разрыв связей, формирование отношений, осознание и проявление своего «я», своей индивидуальной позиции, личност-но значимых ценностей и смыслов;

• влияние коллектива и общности на личность ребенка зависит от многих факторов: развитости коллектива, системы эмоционально-психологических связей и отношений в нем; положения ребенка в системе коллективных отношений, насколько оно благоприятно для индивидуального развития (может быть поддерживающим, а может и напротив), от того, насколько значим для ребенка

коллектив, его ценности, совместная деятельность;

• для развития общности, детского коллектива необходима совместная деятельность, которая определяется коллективно значимой целью и отражает интересы детей. Деятельность должна быть общей, включать каждого, когда участники осознают свою роль и позицию, свое место в общей деятельности, есть понимание того, что «без меня народ не полный», без его участия цели не добиться;

• позиция педагога в коллективном воспитании выстраивается в логике содействия и поддержки детских инициатив, их самостоятельных действий и стремлений к самореализации, рефлексивных процессов у воспитанников (осознать свою позицию, позицию другого, свои стремления и цели, свои действия), процессов открытого взаимодействия, помощи и поддержки друг друга, умения сотрудничать, в целом процессов самоорганизации и саморегуляции у воспитанников;

• важно удерживать во взаимодействии с детьми гуманистические ценности, возникающее общее ценностно-смысловое пространство, когда происходит переход общих ценностей в нормы и правила жизни каждого, в индивидуальные смыслы участников. Для этого сам взрослый должен выступать носителем общечеловеческих гуманистических ценностей и смыслов, открыто выражать свою позицию и быть значимым взрослым для воспитанников.

Бесспорно, дополнительное образование детей позволяет создать подрастающему поколению условия, чтобы полноценно прожить пору детства. И если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Система дополнительного образования детей является неотъемлемой составляющей единого образовательного процесса в рамках общего образования, детерминирующей развитие личности с детского возраста. Дополняя и углубляя общее начальное, основное и среднее образование школьников, дополнительное образование создает возможности реализации творческих способностей детей и молодежи в самых различных видах деятельности.

Список источников

1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: (проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. 304 с.

2. БуйловаЛ. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31). С. 130-134.

3. Воронова М. А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся: дис. ... канд. пед. наук / М. А. Воронова. М., 2007. 157 с.

4. Куприянов Б. В. Социальная миссия внешкольного образования в СССР: историческая реконструкция советского мегапроекта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». 2016. № 2. С. 101-109.

5. Логинова Л. Г. К проблеме определения статуса современного дополнительного образования детей // Вопросы воспитания. 2014. № 3 (20). С. 5-14.

6. Поволяева М. Н., Попова И. Н. Инновационный опыт в сфере воспитания: методологические основания анализа и экспертизы // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. Т. 2, № 7 (46). С. 69-74.

7. Попова И. Н. Проектирование дополнительных общеобразовательных программ в вопросах и ответах // Информационно-методический журнал «Внешкольник». 2016. № 3 (171). С. 21-26.

8. Попова И. Н., Логинова Л. Г. Анализ воспитательного потенциала общеразвивающих программ дополнительного образования детей // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN222.pdf (дата обращения: 24.11.22).

9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 25 января 2021 года № ПП-4963 «О мерах по поддержке научно-исследовательской деятельности и внедрению системы непрерывного профессионального развития в сфере народного образования».

10. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 27 мая 2021 года № 331 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы внешкольного образования».

11. Указ Президента Республики Узбекистан от 6 ноября 2020 года № УП-6108 «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана». Указ Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2022 года № УП-134 «Об утверждении Национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах».

12. Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2018. 176 с.

13. Irina N. Popova. Education Technologies in Addressing the Problem of Forming the Socially Active Individual // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11, № 9. P. 2583-2593. doi: 10.12973/ijese.2016.708a ISSN: 1306-3065 http://www.ijese.net/arsiv/133.

References

1. Bespal'ko V. P. Osnovy teorii pedagogicheskih sistem: problemy i metody psihologo-pedagogichesk-ogo obespechenija tehnicheskih obuchajushhih sistem / V. P. Bespal'ko. Voronezh: Izd-vo VGU, 1997. 304 s. [In Rus].

2. Bujlova L. N. Sushhnost' i specifika dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sovremennoj sisteme obra-zovanija Rossijskoj Federacii // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2011. № 6 (31). S. 130-134. [In Rus].

3. Voronova M. A. Istoriko-pedagogicheskie osnovy sovremennoj sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija uchashhihsja: dis. ... kand. ped. nauk / M. A. Voronova. M., 2007. 157 s. [In Rus].

4. Kuprijanov B. V. Social'naja missija vneshkol'nogo obrazovanija v SSSR: istoricheskaja rekonstrukcija sovetskogo megaproekta // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: «Pedagogika i psihologija». 2016. № 2. S. 101-109. [In Rus].

5. Loginova L. G. K probleme opredelenija statusa sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Voprosy vospitanija. 2014. № 3 (20). S. 5-14. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Povoljaeva M. N., Popova I. N. Innovacionnyj opyt v sfere vospitanija: metodologicheskie osnovanija analiza i jekspertizy // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2014. T. 2, № 7 (46). S. 69-74. [In Rus].

7. Popova I. N. Proektirovanie dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm v voprosah i otvetah // Informacionno-metodicheskij zhurnal «Vneshkol'nik». 2016. № 3 (171).S. 21-26. [In Rus].

8. Popova I. N., Loginova L. G. Analiz vospitatel'nogo potenciala obshherazvivajushhih programm dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2022. T. 10, № 2. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN222.pdf (data obrashhenija: 24.11.22).

9. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 25 janvarja 2021 goda № PP-4963 «O merah po podderzhke nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti i vnedreniju sistemy nepreryvnogo professional'nogo razvitija v sfere narodnogo obrazovanija».[In Rus].

10. Postanovlenie Kabineta ministrov Respubliki Uzbekistan ot 27 maja 2021 goda № 331 «O dopolnitel'nyh merah po sovershenstvovaniju sistemy vneshkol'nogo obrazovanija». [In Rus].

11. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 6 nojabrja 2020 goda № UP-6108 «O merah po razvit-iju sfer obrazovanija i vospitanija, i nauki v novyj period razvitija Uzbekistana». Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 11 maja 2022 goda № UP-134 «Ob utverzhdenii Nacional'noj programmy po razvitiju narodnogo obrazovanija v 2022-2026 godah». [In Rus].

12. Shustova I. Ju. Vospitanie v detsko-vzrosloj obshhnosti. Monografija. M.: Pedagogicheskoe obshhest-vo Rossii, 2018. 176 s. [In Rus].

13. Irina N. Popova. Education Technologies in Addressing the Problem of Forming the Socially Active Individual // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11, № 9. P. 25832593. doi: 10.12973/ijese.2016.708a ISSN: 1306-3065 http://www.ijese.net/arsiv/133.

Информация об авторах

М. Бадалова — доктор философии, начальник отдела

И. Ю. Шустова — доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития личности в системе образования

Information about the authors

M. Badalova — Dr. Sc. (Philosophy), Head of Department

I. Yu. Shustova — Dr. Sc. (Education), Leading Researcher, Laboratory of Personality Development in the Education System

Статья поступила в редакцию 10.11.2022; одобрена после рецензирования 24.11.2022; принята к публикации 12.01.2023. The article was submitted 10.11.2022; approved after reviewing 24.11.2022; accepted for publication 12.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.