Научная статья на тему 'Модели внешкольного воспитания: научные подходы и анализ современной практики'

Модели внешкольного воспитания: научные подходы и анализ современной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИИ / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

В данной статье система внешкольного воспитания рассмотрена как отечественная историческая, социально-педагогическая реальность ХХ – начала ХХ1 века, научная и практическая база функционирования типичных моделей воспитания детей и юношества и перспектив их инновационного моделирования; представлены исторические типы моделей внешкольного воспитания (общественного воспитания, государственного внешкольного образования; государственно-общественного воспитания). Обоснованы научные подходы к выявлению современных реально действующих моделей внешкольного воспитания: сущностные определения ключевых понятий (модель, моделирование); приведены современные научные данные о воспитании, роли образования; рефлексия практик внешкольного воспитания. Определены общие и специфические критерии классификации основных типов современных моделей внешкольного воспитания. Дана классификация и социально-педагогическая культурологическая характеристика моделей воспитания в действующей системе дополнительного образования (на основе общих и специфических критериев). Представлены выводы о перспективном моделировании процесса внешкольного воспитания с учетом позитивного опыта функционирования типичных моделей и новых требований к приоритету воспитания в системе модернизируемого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели внешкольного воспитания: научные подходы и анализ современной практики»

_К 70-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ..._

УДК 37.0+374

Алиева Людмила Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории теории воспитания Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования, ludvlad1936@mail.ru, Москва

модели внешкольного воспитания:

НАУЧНЫЕ ПОДхОДЫ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В данной статье система внешкольного воспитания рассмотрена как отечественная историческая, социально-педагогическая реальность ХХ - начала ХХ1 века, научная и практическая база функционирования типичных моделей воспитания детей и юношества и перспектив их инновационного моделирования; представлены исторические типы моделей внешкольного воспитания (общественного воспитания, государственного внешкольного образования; государственно-общественного воспитания). Обоснованы научные подходы к выявлению современных реально действующих моделей внешкольного воспитания: сущностные определения ключевых понятий (модель, моделирование); приведены современные научные данные о воспитании, роли образования; рефлексия практик внешкольного воспитания. Определены общие и специфические критерии классификации основных типов современных моделей внешкольного воспитания. Дана классификация и социально-педагогическая культурологическая характеристика моделей воспитания в действующей системе дополнительного образования (на основе общих и специфических критериев). Представлены выводы о перспективном моделировании процесса внешкольного воспитания с учетом позитивного опыта функционирования типичных моделей и новых требований к приоритету воспитания в системе модернизируемого образования.

Ключевые слова: модель, моделирование, воспитание, образование, дополнительное образование, детское объединение, воспитательная система, критерии, мониторинг, диагностика, позиция, субъект, объект.

Aliyeva Lyudmila Vladimirovna

Doctor ofpedagogical sciences, Professor, senior researcher at the laboratory of the theory of education of the Federal State scientific institution "Institute of theory and history of education» Russian Academy of education, ludvlad1936@mail.ru, Moscow

NON-FORMAL EDUCATION MODEL: ANALYSIS OF MODERN SCIENTIFIC APPROACHES AND PRACTICES

Abstract. In this article, the non-formal education system is related as patriotic historical, socio-pedagogical reality in XX - early XXI centuries, as a scientific and practical base of typical patterns of upbringing of children and youth and their innovative modeling; presents historical model types out-of-school education (public education, non-formal education of State; public-public education). Scientific approaches are justified to the detection of workable models for out-of-school (non-formal) modern education: essential definitions are done of key concepts (model, modeling); modern scientific data are referred about parenting, the role of education; reflection of school education practices. The author presents general and specific criteria for the classification of main types of modern models of non-formal education, classification and socio-pedagogical culturological education models feature the system of supplementary education (on the basis of their general and specific criteria). The article presents findings on forward modeling of the process of non-formal education, taking into account the positive experience of typical models and new requirements to the priority of upgraded system of education.

Keywords: model, modeling, upbringing, education, additional (non-formal) education, children community, criteria, monitoring, diagnostics, position, entity object.

Актуальность проблемы выявления типичных моделей воспитания в современных российских реалиях определяется совокупностью объективно-субъективных факторов: а) изменением роли и места воспитания в обществе и государстве (его многозначным, дифференцированным, ценностно-целевым проявлением; изменением позиций взрослых и детей как субъектов воспитания; многообразием традиционных и инновационных объектов воспитания); б) модернизацией образования и приоритетом воспитания в развитии государственно-общественного, открытого, непрерывного, демократичного и гуманистичного образования, активизации ребенка как его инновационного субъекта; в) потребностью научного осмысления современной практики воспитания в системе образования с целью моделирования перспектив эффективного использования воспитательного потенциала структур образования [1]. Современные модели воспитания как позитивная реальность - актуальный объект педагогического исследования .

Модель (франц., от лат. - мера, образец) как социально-педагогический и культурологический феномен - объект-заместитель, который в определенных условиях может заменить модель-оригинал, воспроизводя интересующиеся свойства и характеристики оригинала [Подроб. см.: 2; 5; 6]. Возможны два способа конструирования модели. Если первый идет от эмпирически выявленных свойств и зависимостей объекта к его модели, то второй уже в исходной точке предполагает доопытное воссоздание объекта в моделе. И поскольку модель известна, то считается познанным и объект. Формальное построение модели в эмпирическом исследовании оказывается основой для содержательной интерпретации объекта-оригинала. При этом уделяется особое внимание полноте модели. Модель реализует оригинал в конечном числе отношений, что является критерием их типологизации [4]. Под моделью следует понимать мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте (В. А. Штоф). Качествами модели (В. Г. Афанасьев) являются: соответствие, подобие системе-оригиналу;

целенаправленность, т.е. увязка ее параметров с поставленной перед системой целью, с ожидаемым результатом; нейтральность по отношению к субъективным оценкам и предпочтениями участников моделирования; отвлечение, абстрагирование от некоторых деталей и параметров системы-оригинала [2].

За сущностную социально-педагогическую основу понятия «модель» берем следующие ее характеристики. Модель - реальный и прогнозируемый (моделируемый) образец воспитания, представленный специфично в различных пространствах социума, системе образования; это особая социально-педагогическая система, воспроизводящая воспитание как объективно-субъективную, историческую реальность («объект-оригинал»); его ценности; ориентированная на результаты воспитания, дающая новую информацию о воспитании - педагогическом объекте. Модель воспитания - это образец для социально-педагогического конструирования воспитательной системы конкретного образовательного учреждения как механизма эффективной реализации его воспитательного специфического потенциала.

Модели отечественного воспитания (традиционные и инновационные) характеризуются, прежде всего, по приоритетному ценностно-целевому блоку.

Модель государственного социального воспитания: ценностно-целевая направленность определяется заказом государства на воспитание гражданина; реализуется в государственных структурах, социальных общностях.

Модель общественного воспитания: ценностно-целевое назначение - воспитание человека-субъекта гражданского общества, духовно и нравственно здорового; реализуется через создание и функционирование общественных объединений, организаций как партнеров государства и автономно, самостоятельно.

Модели национального воспитания: основная ценность, в основе которой традиции народов, входящих в состав России, реализуется во взаимодействии государственных и общественных структур.

Культурная модель воспитания: ценностно-целевой блок представляют Культура, Искусство; реализуется преимущественно

в государственных культурных структурах (театры, музей, культурные образовательные учреждения и общественных структурах культурологической основной направленности деятельности).

Модель корпоративного воспитания: в основе - частные ценности корпораций.

Модель здоровьесберегающего воспитания, здорового образа жизни на основе ценностей спорта, физической культуры.

Модель семейного воспитания: в основе -ценности семьи.

Модель религиозного воспитания.

Исходя из исторических и действующих моделей воспитания, определяем роль и место структур системы образования (государственно-общественного, основного и дополнительного, высшего и среднего, специального профессионального) в их эффективном функционировании, развитии, подчеркивая особую возрастающую роль образования в преобразованиях государства и общества. В обосновании и характеристике основных моделей воспитания в системе образования исходим из: определения воспитания как приоритета образования, дифференцированной реальности многозначной целевой направленности; современных и исторических практик отечественного школьного и внешкольного воспитания; социально-педагогической характеристики «модели» - образца и проектируемого образа воспитания в обновляемой системе образования. Но основные структуры системы образования (образовательные организации) имеют свою воспитательную специфику, которая может быть представлена специфичными моделями воспитания в: школе, учреждении дополнительного образования, вузе, колледже; реализации образовательных программ разной направленности; личностном росте ребенка.

Представим типичный комплекс «Моделей внешкольного воспитания в деятельности учреждений дополнительного образования» как основных государственно-общественных структур системы внешкольного («дополнительного», в современном определении) образования. Система внешкольного воспитания - отечественная социально-педагогическая реальность ХХ -начала XXI вв., научная и практическая база выявления типичных моделей воспитания

детей и юношества.

Исторические типы моделей внешкольного воспитания:

модели общественного воспитания детей в деятельности структур, форм детского движения, общественного движения взрослых; внеурочных объединений на базе образовательных учреждений;

модели государственного внешкольного образования (1918 год - создание в России первого внешкольного государственного учреждения);

модели государственно-общественного внешкольного воспитания (Дома, Дворцы пионеров, комсомольцев и школьников, дет-ско-подростковые пионерские лагеря (в каникулярное время, круглогодичные «Орленок», «Артек» и др.).

Современная система дополнительного образования и общественного воспитания -база творческой реализации моделей-традиций внешкольного отечественного воспитания и рождения исторически и социально обусловленных моделей- инноваций, в основе которых:

ценностно-целевое назначение государственно-общественных структур системы дополнительного образования - главный ориентир современной модели внешкольного воспитания, интегрирующей традиции и инновации;

специфика роли и места детских, детско-взрослых объединений - субъектов внешкольного образования, социального воспитания в современных моделях воспитания.

Приоритеты воспитания в системе дополнительного образования и общественного воспитания создают основу оформления новых типов моделей внешкольного воспитания. Общие критерии-подходы к выявлению и обоснованию типичных моделей современного внешкольного воспитания:

специфика образовательной деятельности структур внешкольного воспитания (конкретная цель, ведущая образовательная деятельность, система ее организации);

воспитание - ценностно-целевая общая основа всех типов моделей структур внешкольного воспитания (государственных, общественных, светских, религиозных) в системе непрерывного образования; организационные формы воспитания;

статус внешкольной структуры (государ-

ственная, общественная);

коллективные и индивидуальные субъекты воспитания;

основная позиция педагога-воспитателя и воспитанника (объекта, субъекта воспитания) и характер их взаимодействия;

демократизм и гуманизм педагогического управления в сочетании с самоуправлением;

основные технологии, формы выявления и показатели оценивания качества воспитания в конкретной внешкольной деятельности;

возрастные особенности, потребности, способности воспитанников, как ценностные ориентиры модели воспитания.

Исходя из обозначенных критериев типичные современные модели внешкольного воспитания можно представить следующим «комплексом»».

Модель внешкольного воспитания в деятельности государственных учреждений дополнительного образования как субъекта основного базового образования детей, приоритетом которых является социальное, индивидуальное воспитание, духовно-нравственное становление подростков в образовательной деятельности преимущественно профессионально ориентированной, добровольной (со стороны ребенка и взрослого) среде разновозрастного общения, отношений (детское объединение), разнообразной общественно значимой деятельности; многообразии методов, средств организации деятельности совместными усилиями педагога и ребенка и наглядного качественного оценивания результативности (личностного роста подростка и личностно-профессио-нального роста педагога ).

Модель внешкольного общественного воспитания как субъекта системы открытого, непрерывного, неформального образования, которая в современной практике представлена детскими, детско-взрослыми общественными объединениями, функционирующими в социальном пространстве (досуговом пространстве Детства): по месту жительства подростков, при взрослых структурах (музей, театр, научно-образовательные учреждения, воинские части, союзы ветеранов войны и труда, общественные взрослые профессиональные движения: геологов, экологов и т.д.). Ценностно-целевая воспитательная направленность представлена конкретным видом деятельности

(с преимуществом ее общественно-социально-культурной направленности), субъектной позицией подростка, особой значимостью взрослого-профессионала, гражданина, индивидуальности, содружеством поколений, что удовлетворяет возрастную потребность подростков к взрослению; самоуправлением - демократическим методом управления и организации деятельности, конкретными общественно и личностно значимыми результатами общей (коллективной) и индивидуальной деятельности. Этот тип модели вобрал в себя лучшие традиции внешкольного воспитания детей и молодежи в деятельности пионерской, школьной организаций, тимуровского, юнкоровского, юнармейско-го, экологической и других отечественных детских движений, творчески их развив в инновационных многообразных формах и видах детского общественного движения. В реализации этого типа модели воспитание и социализация являются реальными приоритетами, а их индивидуальные результаты -стимулами к обучению, самообразованию.

Модель внешкольного воспитания в государственно-общественных временных образовательных структурах (детские оздоровительно-образовательные лагеря, продолжающие традиции пионерских лагерей как государственных, ведомственных, профсоюзных, комсомольских ит.д. и рождающих новый опыт внешкольного воспитания). Их ценность - в организации позитивной здоровой (физически и духовно-нравственной) среды жизнедеятельности подростка в естественных природных условиях, общении с природой. Лагерь как модель воспитания - это общность по типу семьи, среда развития творчества ребенка, его индивидуальных способностей, личных открытий и открытий мира взрослого, окружающего социума (уникальных объектов культурных, исторических, производственных и т.д.). К сожалению, анализ современной деятельности этих структур внешкольного воспитания, дает и явно негативные тенденции (утрачивается использование их природной специфики, в деятельность переносятся формы школьных учебных занятий в основном в стенах помещений, уходит дух самодеятельности, творчества самих детей, чрезмерное использование форм работы, оторванных от реальной жизни детей.

Специфика и инновационность образовательной деятельности внешкольных структур вносит коррективы в типичные модели и наряду с общими особое значение приобретают «частные» критерии их моделирования. Частные критерии позволяют выявить виды, формы моделей, в которых заложен и максимально реализуется воспитательный потенциал определенного типа модели внешкольного воспитания детей.

К таким специфическим - частным-критериям отнесем следующие:

специфические воспитательные ценности основных образовательных направленно-стей структуры - субъекта (естественно-научная, художественная, социально-педагогическая и т.д.);

приоритеты в системе организации этой деятельности (индивидуальной, групповой; управление и самоуправление);

воспитательный потенциал основной профессиональной деятельности взрослого;

воспитательный возрастной потенциал детей (дошкольники, младшие школьники и т.д.);

социально-педагогические, культурные традиции и инновации образовательной структуры;

позиция руководителей как воспитателей (коллектива и индивидуальных субъектов: взрослого и ребенка);

реальные воспитательные ресурсы окружающего социума

Представляем классификацию основных типов моделей внешкольного воспитания на основе анализа опыта специфической деятельности учреждений дополнительного образования детей, исходя из обозначенных критериев (общих и частных).

Модели воспитания по основной направленности образовательной деятельности (модели художественного, физического, экологического, технического воспитания и др.. ) представлены деятельностью однопрофильных учреждений дополнительного образования («Школы искусства», Центры детского технического творчества, юного моряка и т.д.) .

Модели воспитания в образовательной деятельности, интегрирующей несколько образовательных направленностей (Дома и центры детского и юношеского творчества, модель внешкольного воспитания в турист-

ско-краеведческой образовательной комплексной деятельности, комплексные культурологические модели).

Модели общественного внешкольного воспитания в деятельности учреждений дополнительного образования на базе взаимодействия с детскими общественными объединениями (опыт союза ДДЮТЭ «Родина» и ДОО «Юный путешественник» Москва; Дом детского творчества г. Вышний Волочек Тверской области и ДОО «Русичи», «Школы искусств им. Э.Балакирева и детского движения «Юный балакиревец и др.).

Модель внешкольного воспитания в традиционных массовых формах работы с детьми учреждений дополнительного образования (фестивали, смотры, слеты, соревнования, игры и т.д.).

«Возрастные» модели воспитания в государственно-общественном объединении учреждения дополнительного образования ^модель внешкольного воспитания дошкольников «Школа духовного и физического развития дошкольников» в ДДЮТЭ «Родина»; модель внешкольного воспитания младших школьников; модели воспитания в разновозрастных объединениях учреждения дополнительного образования.)

Специфические модели внешкольного воспитания в деятельности первичных детских объединений учреждений дополнительного образования многообразны по формам, ценностям, возрастному составу детей, позиции взрослого-педагога и подростков (клубы, кружки, студии, команды, отряды, информационные центры, научно-исследовательские лаборатории старшеклассников, творческие мастерские и т.д.). Частные воспитательные цели и задачи определяются спецификой направленности образовательной деятельности детского внешкольного объединения, составом членов, личностью, позицией взрослого-руководителя, базой создания и функционирования объединения, заказом микро-социума. Комплекс задач по реализации цели включает: а) воспитание и развитие приоритетных для конкретного возраста качеств личности «активного гражданина» (например, воспитание отношения к окружающей природе в экологической деятельности ДО, воспитание у подростка здорового образа жизни в турист-ско-спортивной деятельности, создание ус-

ловий для самовоспитания и саморазвития подростк); б) определение содержания социально и общественного значимой деятельности, включающей объединение и под-ростковвпреобразованиеокружающейжизни; в) определение специфики организации деятельности (самодеятельности) объединения (развитие самодеятельности, инициативности, самоуправления, субъектной позиции в индивидуальной и коллективной работе объединения); г) выявление индивидуальных особенностей подростков и стимулирование их личностного роста в объединении.

Разнообразие типов, видов моделей внешкольного воспитания детей в современном социальном, образовательном, культурном пространстве - практическое доказательство реального потенциала воспитания в становлении нового поколения юных граждан страны, который, к сожалению, используется явно недостаточно. Приоритетная роль воспитания в представленных моделях -в более эффективной реализации: общих ценностей Детства (активность, самодеятельность, самопроявление и самореализация, творчество в познании мира и себя в нем, действие-поступок, общение со сверстниками и старшими, практическая реальная деятельность, коллективизм, товарищество, дружба); социально-природных ценностей конкретных возрастных, национальных, социальных групп детей (общность интересов, культурные, национальные ценности окружающей жизни); индивидуальных ценностей подростка (ценность своего Я, позиции субъекта - самости ); социальных, культурных позитивно-инновационных ценностей общества, государства; общечеловеческих ценностей (заботы, братства, созидания, взаимопомощи, долга и чести);

в ранней профессиональной ориентации подростков и воспитании потребности творческого созидательного труда - жизненной основы и ценности; в позитивной организации свободного времени подростков, предупреждении негативного их поведения.

Общая цель внешкольного воспитания в многообразии типов моделей - воспитание социально активного гражданина государства и общества в организуемом процессе включения подростка в окружающую жизнь в реальной значимой для подростка и общества деятельности (на основе добровольного выбора, самодеятельности, творчества, с учетом индивидуальных возможностей и способностей) [3].

Библиографический список

1. Алиева Л. В. Моделирование - научный метод познания современных реалий воспитания. / Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства; тезисы участников и программа Летней научной школы Центра теории воспитания ИТИП РАО. -Тверь: 000 «ИПФ «Виарт». - 2005. - С. 5-11.

2. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2006.- 243 с.

3. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М.: ИТИП РАО. - 1995.

4. Новейший философский словарь. / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. М. Скакун. 1998. -435 с.

5. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. -М.: Политиздат. - 1990. - С. 216-217.

6. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - Т.1. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия». - 1993. - С. 580-581.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.