Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ КОММУНИКАЦИИ И ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ КОММУНИКАЦИИ И ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / потребность / дорога / транспорт / связь. / society / need / road / transport / communication.

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Ахмедов, Абдуллоҳ Маҳаматжонович, Норбобоев, Асадбек Азаматович

В статье анализируется тот факт, что создание общества, являющееся плодом общественных отношений, спасло людей от первобытных времен, и что создание общества сыграло важную роль в укреплении позиции общения в образе жизни людей, появлении потребность в транспорте и его дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Ахмедов, Абдуллоҳ Маҳаматжонович, Норбобоев, Асадбек Азаматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION AND TRANSPORT SYSTEMS IN UZBEKISTAN

The article analyzes the fact that the creation of society, which is the fruit of social relations, saved people from primitive times, and that the creation of society played an important role in the strengthening of the position of communication in people's lifestyle, the emergence of the need for transportation and its further development.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ КОММУНИКАЦИИ И ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ КОММУНИКАЦИИ И ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич

Профессор Ташкентский государственный транспортный университета.

Ахмедов Абдулло^ Ма^аматжонович Норбобоев Асадбек Азаматович

Студенты Ташкентский государственный транспортный университета

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется тот факт, что создание общества, являющееся плодом общественных отношений, спасло людей от первобытных времен, и что создание общества сыграло важную роль в укреплении позиции общения в образе жизни людей, появлении потребность в транспорте и его дальнейшее развитие.

Ключевые слова: общество, потребность, дорога, транспорт, связь.

The article analyzes the fact that the creation of society, which is the fruit of social relations, saved people from primitive times, and that the creation of society played an important role in the strengthening of the position of communication in people's lifestyle, the emergence of the need for transportation and its further development.

Key words: society, need, road, transport, communication.

Мацолада ижтимоий муносабатларнинг меваси булган жамиятнинг вужудга келиши одамларни ибтидоийлик давридан цутцарганлиги уамда жамиятнинг вужудга келиши, одамлар турмуш тарзида коммуникациянинг мавцеини кучайишига, транспортга булган эутиёжнинг вужудга келишида ва унинг кейинги ривожланишида мууим ауамият касб этганлигилиги таулил этилган.

Калит сузлар: жамият, эутиёж, йул, транспорт, коммуникация.

ВВЕДЕНИЕ

Фразы и понятия, используемые в научной коммуникации, средствах массовой информации и в повседневной жизни в целом, различаются по своему объему. Некоторые слова имеют узкое значение, а другие используются в очень широком смысле. Понятие социальных отношений является очень широким

ABSTRACT

АННОТАЦИЯ

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

понятием1. Общественные отношения представляют собой сложную систему, созданную и сформированную в результате сознательной деятельности человека, в которой устанавливаются взаимоотношения во всех сферах и направлениях. Неотъемлемой частью этих отношений выступает и транспортно-коммуникационная система. Все области и направления в общественных отношениях взаимно детерминированы и всегда требовали друг друга. Говоря научным языком, «парадигма взаимного обмена социальных отношений представляет собой целостную систему».

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Возникновение общества, являющегося плодом общественных отношений, спасло людей от первобытных времен2. Возникновение общества, значение связи в образе жизни людей, возникновение потребности в транспорте и его дальнейшее развитие приобрели важное значение. Сообщество людей, научившихся жить сначала семьей, потом родом и племенем, уже не удовлетворялось, как прежде, проживанием на узкой территории. Сейчас они ищут комфортное место для проживания в окружающей среде. Для этого они изучали и осваивали окружающие большие территории. Для этого были открыты новые дороги и пути3. Найдя подходящее место, они поселились здесь. На месте этих поселений со временем появились города. Из этого можно сделать вывод, что древние города строились на приемлемой во всех отношениях земле, в том числе и в районах, где решались вопросы сообщения. Перспективы городов, построенных в столь удобном месте, также были высоки. По словам древнегреческого ученого Платона, настоящий город — это «...город, в котором созданы условия для осуществления достойных похвалы обычаев и нравов людей, где он расположен и где благоприятны природные условия, т. , можно привезти продукты и другие необходимые вещи для жителей». Можно без колебаний сказать, что это мнение великого греческого ученого имеет непосредственное отношение к общению. Потому что можно было привезти продукты и другие необходимые для населения вещи, употребляется фраза. Что нужно, чтобы взять самое необходимое?

1 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРА^^ИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

2 Салимов Б. Л., Алиева Л. И., Мансурова М. (2022). УЗБЕКИСТОН ЙУЛ - КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ СОХ.АЛАРИДА ОЛИБ БОРИЛАЁТГАН ИСЛОХ.ОТЛАР. Журнал интегрированного образования и исследований, 1(6), 2-5.

3 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Конечно, должны быть способы. Чем больше дорог связывает город с другими регионами и город расположен на межрегиональной дороге, тем больше будет развиваться город4. Тогда, как говорил Платон, такие города будут иметь возможность приносить все необходимое для жизни и развития. В таких городах нет недостатка в предметах первой необходимости. Потому что необходимые продукты привезены из любого региона. Доказать это не составляет большого труда. Просто, если мы посмотрим на географическое положение городов, известных в истории и существующих до сих пор, с историей в несколько тысяч лет, и их место в череде внутренних и международных дорог, то все становится ясно. Потому что все известные и знаменитые города расположены в удобном географическом районе и на пересечении транзитных дорог5. Например, мы видим, что такие наши города, как Самарканд, Бухара, Ташкент, Термез, расположены на одних и тех же важных перекрестках. Во-первых, эти города расположены в центре местных внутренних дорог района. Во-вторых, через эти города проходили ответвления «Великого Шелкового пути», являющегося самым длинным караванным путем в истории человечества, соединяющим Восток и Запад. В свою очередь, эти факторы позволили городам процветать. Можно с уверенностью сказать, что эти факторы также сыграли решающую роль в формировании городов, ставших крупными промышленными и культурными центрами в других странах. Поэтому обилие дорог и наличие приемлемой системы коммуникаций так же необходимы городам, как вода и воздух6.

Этот многовековой исторический факт в развитии человеческого общества не утратил своего значения и в наши дни. Даже сейчас, в современном мире, вопросы дороги и связи сохраняют свое приоритетное значение. Если мы посмотрим на политическую карту мира, то это мнение подтвердится. Известно, что в настоящее время в мире насчитывается более 230 стран. Площадь, население и уровень развития этих стран различны. Например: США, Китай, Россия, Франция, Великобритания, Германия, Япония, Испания, Италия, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и т. д. Такие страны, как Латвия, Литва, Эстония, которые были созданы на месте

4 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Akromkulov Azim Sheralievich, and Zayniddinov Diorbek Zafarovich. Reforms in the Fields of Communication and Transport and Their Social Impact. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 227-230.

5 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Ergashev Zakhriddin Muradkabilovich, and Saidov Abukarim Abdurahimovich. The Influence of the Transport and Communication System on Social Relations. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 209-212.

6 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Mehmanov Zikrillo Mirzokhidovich, and Sobirov Ogabek Navro'zbekovich. The Role of the Category of Chance in the Analysis of Social Life. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 246-249.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

бывшего союза. Во всех этих странах полностью решены дорожные и коммуникационные вопросы. То есть эти страны имеют прямой выход к морю. И можно сказать, что наличие такой возможности стало одним из решающих факторов в достижении нынешнего положения этих стран. На данный момент ведущие страны мира, обладающие большими возможностями, также соревнуются в открытии дополнительных дорог и коридоров связи7. Ведь открытие новых транспортных коридоров ведет к увеличению экономического потенциала и расширению сферы политического влияния. Такая борьба усиливается в Европе, на Кавказе и в азиатском регионе. Безусловно, открытие новых транспортных коридоров в большей или меньшей степени повлияет на социально-экономическое развитие развивающихся стран региона. Естественно, этот эффект будет более положительным8. Благодаря этому строительство дорог и загруженность дорог создают благоприятные условия для развития придорожных территорий. Поэтому развивающиеся страны также предпочитают участвовать в проектах создания новых транспортных коридоров. Один из таких проектов называется «Один пояс - один путь» («Бир макон, бир йул»), продвигаемый Китаем.

На сегодняшний день в рамках проекта «Один пояс - один путь» проведено два международных форума: первый прошел в 2017 году; второй прошел в 2019 году. Оба форума прошли на высоком уровне, были обсуждены многие актуальные вопросы международного сотрудничества9. Этот проект имеет большое значение для республик Центральной Азии, особенно для Узбекистана. Потому что проект «Одно место, одна дорога» открывает двери широких возможностей для выхода Узбекистана на мировой рынок, а для этого и открытия новых путей сообщения. Правильно понимая это, Узбекистан с первых дней одобрил проект «Один пояс - один путь» и стал его активным участником. Ускоренными темпами ведется строительство местных и международных транспортных дорог, которое должно быть реализовано в масштабах проекта. В 2016 году запуск электрифицированной железной дороги Ангрен-Поп, соединяющей Ферганскую долину, стал большим шагом на пути к этой благородной цели. Со строительством этой дороги расстояние до Китая сократится до 270 километров. Основной задачей сейчас является

7 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

8 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРАККИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

9 Салимов Б. Л., Алиева Л. И., Мансурова М. (2022). УЗБЕКИСТОН ЙУЛ - КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ СОХ.АЛАРИДА ОЛИБ БОРИЛАЁТГАН ИСЛОХ.ОТЛАР. Журнал интегрированного образования и исследований, 1(6), 2-5.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Нет сомнения, что запуск этой железнодорожной линии в будущем откроет перед экономикой нашей страны двери широких возможностей. Эти возможности определяются следующими факторами: во-первых, через эту железную дорогу Узбекистан будет иметь прямой выход в Китай, а через Китай в страны Ближнего и Дальнего Востока; во-вторых, время перекрестного носительства между этими районами сократится на 5-6 дней; в-третьих, через территорию Узбекистана проходит международная дорога, соединяющая Восток и Запад. В результате средства, полученные от транзитных грузов, идут на дальнейшее наполнение бюджета10.

Однако пока это планы на будущее. Для строительства этой железной дороги требуется определенная подготовительная работа. На перегонах, через которые проходит железнодорожная магистраль, планируется строительство тоннелей, мостов, подключение линий электропередач, строительство железнодорожных станций и другие работы. В первую очередь идет процесс решения задач по поиску средств и инвестированию для реализации данного проекта. С этой целью стороны Китая, Кыргызстана и Узбекистана, консультируясь друг с другом, договариваются о проведении работ по строительству дороги, которая, как ожидается, станет еще одним важным мостом, соединяющим Восток и Запад. Ведь такие крупные проекты реализуются только в сотрудничестве и только тогда будет достигнут ожидаемый результат.

Следующей важной задачей, которую необходимо решить в развитии системы связи, является вопрос открытия западного, юго-западного и южного транспортных коридоров. Планируется наладить регулярное транспортное сообщение на дорогах по следующим направлениям11:

- западные и юго-западные маршруты, соединяющие Туркменистан с Каспийским морем, а оттуда с Кавказом, Ираном, Турцией и странами Европы;

- Южный маршрут через Афганистан в морские порты Ирана;

- Южно-Трансафганский транспортный маршрут будет соединен с пакистанскими морскими портами через территорию Афганистана.

Все эти направления международного значения, которые планируется запустить, имеют несравнимое значение в совершенствовании и модернизации общественных отношений. Поэтому одним из основных условий их реализации

10 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистан Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

11 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРА^^ИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

является практическое налаживание международного сотрудничества. Если государства полностью выполнят свои обязательства и будут сотрудничать с партнерами, процесс запуска запланированных транспортных коридоров ускорится12. Следует отметить, что Узбекистан проводит похвальную работу. Во-первых, автомобильные и железные дороги в нашей стране строятся и ремонтируются по мировым стандартам. Пункты въезда на территорию Туркменистана и Афганистана связаны автомобильными и железными дорогами. Он даже принимал активное участие в строительстве дорог в соседних странах. В частности, узбекские дорожники построили 75-километровую железнодорожную ветку, 5 станций и 34 искусственных сооружения в пределах этой ветки, недалеко от Термеза, от моста Хайратон через Амударью до афганского города Мазари-Шариф. Эта железнодорожная линия является первым этапом будущего Трансафганского транспортного маршрута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание межрегиональных транспортных коридоров и системы межгосударственных коммуникаций - непростая задача. Конечно, она требует последовательности, большого упорства, трудолюбия и дальновидности. Если понимать это в этом смысле, как и во многих других областях, глобальные изменения в области дорог и коммуникаций - это, прежде всего, заслуга нашей нации и народа. Мы считаем, что наша страна достигла современного уровня развития благодаря высоким качествам нашего национального менталитета, таким как терпение, сдержанность, сила духа, благородство и всепрощение. В частности, стремление развивать дорожно-коммуникационную систему уже было в духе наших предков. Наши предки испокон веков уделяли большое внимание строительству дорог. Строили караван-сарай не только для самих дорог, но и для удобства пассажиров по дорогам. Мы часто читали из исторических источников, что существовали особые профессии, такие как караванщики и проводники, которые вели караваны и сопровождали пассажиров. Караваны, отправлявшиеся с нашей родины, отправлялись в регионы за тысячи километров. В Средней Азии, по археологическим данным, 2-го тысячелетия местное переселенчески-крестьянское население установило исторические и культурные связи с районами Индии, Пакистана, Афганистана и Ирана. Не ошибемся, если скажем, что сегодняшние усилия по созданию

12 Салимов Б. Л., Алиева Л. И., Мансурова М. (2022). УЗБЕКИСТОН ЙУЛ - КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ СОХ.АЛАРИДА ОЛИБ БОРИЛАЁТГАН ИСЛОХОТЛАР. Журнал интегрированного образования и исследований, 1(6), 2-5.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

современной дорожно-коммуникационной системы, связывающей нашу страну со странами мира, направлены на восстановление этой древней исторической правды.

REFERENCES

1. Lutfullaevich, S. B., Sheralievich, A. A., & Zafarovich, Z. D. (2023). Reforms in the Fields of Communication and Transport and the

2. Салимов, Б. Л. (2022). УЗБЕКИСТОН ТАРАККИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 403-407.

3. Салимов, Б. Л., Алиева, Л. И., & Мансурова, М. (2022). УЗБЕКИСТОН ЙУЛ-КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ СОХДЛАРИДА ОЛИБ БОРИЛАЁТГАН ИСЛОХ,ОТЛАР. Journal of Integrated Education and Research, 1(6), 2-5.

4. Салимов, Б. Л. (2022). Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боFликлигининг гносеологик тахлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент, 224.

5. Lutfullaevich, S. B., Muradkabilovich, E. Z., & Abdurahimovich, S. A. (2023). The Influence of the Transport and Communication System on Social Relations. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education, 2(2), 209-212.

6. Lutfullaevich, S. B., Mirzokhidovich, M. Z., & Navro'zbekovich, S. O. (2023). The Role of the Category of Chance in the Analysis of Social Life. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education, 2(2), 246-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.