Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
социальный рейтинг / цифровизация политики / современная политика / политические технологии / государство / государственное управление / social rating / digitalization of politics / modern politics / political technologies / state / public administration

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочанов Максим Александрович

В исследовании представлен анализ влияния социальных рейтингов на общество, их этические и социальные аспекты, а также преимущества и риски использования подобных технологий. Автор обсуждает возможности использования системы социального рейтинга как государственного управленческого инструмента для поощрения конструктивного поведения и предупреждения деструктивного с акцентом на технологии, включая «умное наблюдение» и искусственный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE USE OF THE SOCIAL RATING SYSTEM IN MODERN RUSSIAN POLITICS

The study presents an analysis of the impact of social ratings on society, their ethical and social aspects, as well as the advantages and risks of using such technologies. The author discusses possibilities of using a social rating system as a government management tool to encourage constructive behavior and prevent destructive behavior with an emphasis on technology, including smart surveillance and artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

БОЧАНОВ Максим Александрович — кандидат политических наук; доцент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; max8797@list.ru)

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Аннотация. В исследовании представлен анализ влияния социальных рейтингов на общество, их этические и социальные аспекты, а также преимущества и риски использования подобных технологий. Автор обсуждает возможности использования системы социального рейтинга как государственного управленческого инструмента для поощрения конструктивного поведения и предупреждения деструктивного с акцентом на технологии, включая «умное наблюдение» и искусственный интеллект. Ключевые слова: социальный рейтинг, цифровизация политики, современная политика, политические технологии, государство, государственное управление

Современное общество оказывается сферой, где технологии и политика становятся все более переплетенными. В последние годы в мире наблюдается растущий интерес к использованию социальных рейтингов в различных сферах жизни. Россия не остается в стороне от этого тренда, и предполагается, что применение социальных рейтингов в российской политике может стать темой, заслуживающей внимания.

Исследования таких ученых, как Н.В. Гриниченко, А.Р. Шумеева, С.Г. Василевич, А.А. Косоруков, В.Я. Любашиц, В.О. Шведова, Д.Г. Доброродний, В.А. Игнатенко, Д.Б. Графов, представляют разносторонний анализ системы социального рейтинга, включая его влияние на общество, этические и социальные аспекты использования, а также преимущества и риски, связанные с применением подобных технологий [Графов 2020].

А.А. Косоруков рассматривает систему социального рейтинга в качестве государственного управленческого инструмента по «поощрению социально конструктивного и предупреждению социально деструктивного поведения» [Косоруков 2020: 57]. Автор выделяет используемые в этом направлении технологии - «умное наблюдение», искусственный интеллект, контроль за транспортом, мониторинг операций по банковским картам и др. Тем самым органы государственной и муниципальной власти наблюдают и контролируют поведенческие установки граждан, формируя одобряемое социумом поведение посредством начисления или списания бонусов.

Вместе с тем развитие информационных технологий дебюрократизирует совокупность отношений между государством и обществом, укрепляя правопорядок и расширяя права и свободы личности, и, следовательно, выступает средством повышения эффективности государственного управления, открывая новые нормативно-правовые горизонты [Василевич 2021: 80].

Изучая этические аспекты использования технологии социального рейтинга, Д.Г. Доброродний отмечает следующее. Являясь инструментом «мягкого управления» и используя для мотивации цифровой контроль и добавочные дивиденды за социально приемлемые действия, система социального рейтинга регулирует поведение человека, корректируя его социальную активность. С этической точки зрения это вызывает определенные опасения и риски, т.к. личность лишается самостоятельности и осознанности в своих

92

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 0 3

поисках, в принятии решений, критическом восприятии действительности [Доброродний 2022: 468].

Размышляя о перспективах и рисках практического использования социального рейтинга, В.Я. Любашиц и А.С. Осинский приходят к выводу, что для избегания создания сценария «цифровой диктатуры» в России необходимы гибкие формы исследуемого института в сочетании с уникальными особенностями нашей страны. В этой связи ученые предлагают разделить социальный рейтинг, используя аналогии уровней власти - «федеральный, областной и муниципальный» [Любашиц, Осинский 2020: 120].

Цифровое технологическое неравенство, порождающее техническую неготовность регионов России, и региональная дифференциация населения, проявляющаяся в специфических аспектах демографии российского социума и в отсутствии надлежащего «цифрового» образования, обусловливают ментальную неготовность к введению социального рейтинга. Т.М. Рябова и С.А. Мишенин указывают, что именно эти причины замедляют его внедрение в российскую действительность [Рябова, Мишенин 2023].

Напротив, Н.Ю. Распутина считает, что население нашей страны по причине стремительных процессов в развитии цифровизации, простимулированных пандемией, на сегодняшний день быстро адаптируется к нововведениям и меняющимся условиям жизнедеятельности, в связи с чем обществу не требуется серьезная перестройка для включения в их жизнь системы социального рейтинга [Распутина 2023: 184].

Анализируя опыт внедрения системы социального рейтинга в Китайской Народной Республике, исследователи отмечают высокую эффективность его применения, в частности в период пандемии. Но, оценивая нормативно-правовые и технические предпосылки внедрения системы социального рейтинга на всероссийском уровне, ученые считают, что следование российской модели китайскому опыту маловероятно [Рябова, Мишенин 2023: 54]. Учитывая разрыв в цифровом снабжении регионов, они отмечают самобытный путь ее становления в России.

Системы социального рейтинга в настоящее время привлекают все больше внимания в контексте их применения в современной политике и обществе. Исследования показывают, что системы, подобные китайской модели социального кредита, могут иметь широкое применение в борьбе с различными социальными проблемами, включая пандемии, эффективное государственное управление и контроль за общественным поведением [Евдокимова, Шумеева 2021].

Под влиянием защитников прав человека возникает важный вопрос о балансе между контролем за обществом и защитой личных свобод. Несмотря на потенциальные положительные аспекты использования подобных технологий, необходимо учитывать этические и правовые аспекты, чтобы избежать возможных форм социальной дискриминации и ущемления прав граждан.

Политическое применение социальных рейтингов в российской практике может представлять интерес для оптимизации государственного управления, улучшения качества предоставляемых услуг и принятия эффективных управленческих решений. Однако внедрение подобных систем требует тщательного анализа и проработки правовой базы, чтобы обеспечить справедливое и безопасное их использование в рамках демократических принципов общества.

Список литературы

Василевич С.Г. 2021. Информационные технологии как средство повышения эффективности управления государственными и общественными делами. -Правовая парадигма. Т. 20. № 3. С. 76-81.

Графов Д.Б. 2020. Система социального рейтинга в КНР как информационно-коммуникационная технология поощрения и наказания. -Власть. Т. 28. № 2. С. 250-259.

Доброродний Д.Г. 2022. Этические аспекты применения технологии социального рейтинга. — Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы XV международной научно-практической конференции. Минск: БГЭУ. С. 467-468.

Евдокимова Н.В., Шумеева А.Р. 2021. Система социального кредита в КНР в борьбе с COVID-19. — Тенденции развития науки и образования. № 71-2. С. 157160.

Косоруков А.А. 2020. Технологии «умного наблюдения» и социального рейтинга в сфере государственного управления. — Теории и проблемы политических исследований. Т. 9. № 5А. С. 56-64.

Любашиц В.Я., Осинский А.С. 2020. Перспективы и риски применения социального рейтинга в условиях цифровой экономики России. — Право и государство: теория и практика. № 11(191). С. 118-120.

Распутина Н.Ю. 2023. Справедливость систем социального рейтинга и перспективы ее законности в России. — Психолого-педагогические аспекты формирования личности: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Новосибирск. С. 181-185.

Рябова Т.М., Мишенин С.А. 2023. Технологии социального оценивания граждан в контексте развития субъектов Российской Федерации. — Социально-гуманитарные знания. № 9. С. 52-56.

BOCHANOV Maksim Aleksandrovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor; Associate Professor of the Chair of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; max8797@list.ru)

PROSPECTS FOR THE USE OF THE SOCIAL RATING SYSTEM IN MODERN RUSSIAN POLITICS

Abstract. The study presents an analysis of the impact of social ratings on society, their ethical and social aspects, as well as the advantages and risks of using such technologies. The author discusses possibilities of using a social rating system as a government management tool to encourage constructive behavior and prevent destructive behavior with an emphasis on technology, including smart surveillance and artificial intelligence.

Keywords: social rating, digitalization of politics, modern politics, political technologies, state, public administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.