Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И АКТИВНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В КИТАЕ'

ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И АКТИВНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный рейтинг / правосознание / кредитный рейтинг / социальный кредит / кредитная оценка / цифровые трансформации государства / цифровой контроль / цифровизация государства и права Китая / рейтинговая политика / social rating / legal awareness / credit rating / social credit / credit assessment / digital transformation of the state / digital control / digitalization of the state and the rights of China / rating policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Игоревич Овчинников, Анна Сергеевна Конопий

Проблема присвоения каждому гражданину Китая социального рейтинга является предметом большого количества исследований как зарубежных, так и отечественных авторов. Это обусловлено не только большим политическим резонансом, но и стремлением научно обосновать преимущества и риски внедрения рейтинговой системы в других странах. Однако в настоящий момент не существует устоявшейся и корректной доктринальной оценки сущности рейтинговой системы. Более того, отсутствие единообразия практики применения системы на всей территории КНР, а также ее фрагментарная представленность в нормативно-правовых документах еще больше затрудняет понимание природы рейтинговой системы с точки зрения права. В этой связи цели и задачи исследования состоят в анализе юридических предпосылок и концептуально-правовых оснований использования правового стимулирования с помощью социального рейтинга, а также установлении основных параметров соотношения рейтинговой системы и правовой системы. Использование системно-структурного, сравнительного и формально-логического методов позволило прийти к выводу, что право, понимаемое как система норм, желательных и необходимых для общества, может раскрыть свой положительный потенциал для его развития, в том числе и благодаря цифровой рейтинговой поддержке. Полученные результаты подтверждают, что система социального рейтинга уже частично применяется и может быть использована и в дальнейшем в Российской Федерации и других государствах: однако с существенными ограничениями, обусловленными социокультурными национальными традициями, принципами и понятиями, обеспечивающими защиту ценностей достоинства личности, прав человека, частной жизни. Христианские корни правосознания и правовой культуры большинства россиян предполагают учет нравственных архетипов и ценностей в ходе проектирования подобных систем в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STIMULATION OF SOCIAL DEVELOPMENT AND ENGAGEMENT OF LEGAL AWARENESS WITH THE HELP OF SOCIAL RATING IN CHINA

The issue of awarding a social rating to every citizen of China is often the subject of multiple researches by both foreign and local authors. This is not due only to the political reaction, but also to the aspiration to scientifically substantiate the pros and cons of adopting a Rating System in other countries. However, at the moment there is an established and correct doctrinal assessment of the essence of the ranking system. Moreover, the lack of convergence in the practice of applying the system throughout the territory of PRC, as well as its fragmentary representation in regulatory documents, makes it even more difficult to understand the essence of the rating system from the legal point of view. In this regard, the goals and objectives of the researches are to analyze the socio-cultural prerequisites and legal grounds for the use of legal incentives through social rating, as well as to establish the relationship between the scoring system and the law. The use of system-structural, comparative and formal-logical methods allowed us to come to the conclusion that law, understood as a system of norms desirable and necessary for society, can reveal its positive potential for the development of society, including through digital rating support. The results prove that the Social Rating System is already partially applied and can be used in the future in the Russian Federation and other states, but with significant limitations due to socio-cultural national traditions, principles and concepts that protect the values of personal dignity, human rights, and privacy. The Christian roots of legal awareness and legal culture of the vast majority of Russians presuppose the consideration of moral archetypes and values in the course of projecting similar circumstances in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И АКТИВНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В КИТАЕ»

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ ОВЧИННИКОВ

Южный федеральный университет

344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88

ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70/54

E-mail: k_fp3@mail.ru

SPIN-код: 3325-7341

АННА СЕРГЕЕВНА КОНОПИЙ

Южный федеральный университет

344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88 E-mail: konopy-anna@mail.ru SPIN-код: 4206-9420

DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-3-ovchinnikov-konopiy

ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ И АКТИВНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В КИТАЕ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44228.

Аннотация. Проблема присвоения каждому гражданину Китая социального рейтинга является предметом большого количества исследований как зарубежных, так и отечественных авторов. Это обусловлено не только большим политическим резонансом, но и стремлением научно обосновать преимущества и риски внедрения рейтинговой системы в других странах. Однако в настоящий момент не существует устоявшейся и корректной доктринальной оценки сущности рейтинговой системы. Более того, отсутствие единообразия практики применения системы на всей территории КНР, а также ее фрагментарная представленность в нормативно-правовых документах еще больше затрудняет понимание природы рейтинговой системы с точки зрения права. В этой связи цели и задачи исследования состоят в анализе юридических предпосылок и концептуально-правовых оснований использования правового стимулирования с помощью социального рейтинга, а также установлении основных параметров соотноше-

ния рейтинговой системы и правовой системы. Использование системно-структурного, сравнительного и формально-логического методов позволило прийти к выводу, что право, понимаемое как система норм, желательных и необходимых для общества, может раскрыть свой положительный потенциал для его развития, в том числе и благодаря цифровой рейтинговой поддержке. Полученные результаты подтверждают, что система социального рейтинга уже частично применяется и может быть использована и в дальнейшем в Российской Федерации и других государствах: однако с существенными ограничениями, обусловленными социокультурными национальными традициями, принципами и понятиями, обеспечивающими защиту ценностей достоинства личности, прав человека, частной жизни. Христианские корни правосознания и правовой культуры большинства россиян предполагают учет нравственных архетипов и ценностей в ходе проектирования подобных систем в Российской Федерации.

Ключевые слова: социальный рейтинг, правосознание, кредитный рейтинг, социальный кредит, кредитная оценка, цифровые трансформации государства, цифровой контроль, цифровизация государства и права Китая, рейтинговая политика

ALEXEY I. OVCHINNIKOV

Southern Federal University

88 M. Gorkogo Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation Southern Russian Institute of Management (a branch of RANEPA) 70/54 Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation E-mail: k_fp3@mail.ru SPIN code: 3325-7341

ANNA S. KONOPIY

Southern Federal University

88 M. Gorkogo Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation E-mail: konopy-anna@mail.ru SPIN code: 4206-9420

LEGAL STIMULATION OF SOCIAL DEVELOPMENT AND ENGAGEMENT OF LEGAL AWARENESS WITH THE HELP OF SOCIAL RATING IN CHINA

The article is prepared under financial support of RFBR as part of the scientific project No. 21-011-44228.

Abstract. The issue of awarding a social rating to every citizen of China is often the subject of multiple researches by both foreign and local authors. This is not due only to the political reaction, but also to the aspiration to scientifically substantiate the pros and cons of adopting a Rating System in other countries. However, at the moment there is an established and correct doctrinal assessment of the essence of the ranking system. Moreover, the lack of convergence in the practice of applying the system throughout the territory of PRC, as well as its fragmentary representation in regulatory documents, makes it even more difficult to understand the essence of the rating system from the legal point of view. In this regard, the goals and objectives of the researches are to analyze the socio-cultural prerequisites and legal grounds for the use of legal incentives through social rating, as well as to establish the relationship between the scoring system and the law. The use of system-structural, comparative and formal-logical methods allowed us to come to the conclusion that law, understood as a system of norms desirable and necessary for society, can reveal its positive potential for the development of society, including through digital rating support. The results prove that the Social Rating System is already partially applied and can be used in the future in the Russian Federation and other states, but with significant limitations due to socio-cultural national traditions, principles and concepts that protect the values of personal dignity, human rights, and privacy. The Christian roots of legal awareness and legal culture of the vast majority of Russians presuppose the consideration of moral archetypes and values in the course of projecting similar circumstances in the Russian Federation.

Keywords: social rating, legal awareness, credit rating, social credit, credit assessment, digital transformation of the state, digital control, digitalization of the state and the rights of China, rating policy

1. Введение

Переход к цифровой экономике и цифровому технологическому укладу, являясь причиной пересмотра многих правовых концепций, оказал существенное влияние на право. Учитывая социокультурные и национально-духовные особенности, каждое государство выбирает свой путь адаптации права к новым условиям. Одни страны, объединенные схожими правовыми системами (в частности, западные), выстраивают универсальную модель трансформации права, другие же, стремясь сохранить свой самобытный характер, создают свою индивидуальную. Второй путь развития права присущ Китайской Народной Республике, правовую систему которой можно отнести к особой типологической группе. Так, Китай, релевантно реагируя на вызовы новой технологической революции, в том числе и правовой, актуализирует при этом вопрос сохранения культурно-исторических и нравственно-правовых истоков своей правовой традиции.

Научный интерес к праву КНР обусловлен тем, что Россия, так же как и Китай, стремится к сохранению самобытности и духовно-нрав-

ственных оснований государства и права. И, как отмечает В.Н. Си-нюков, для решения этой проблемы праву необходимо стать явлением национальной культуры, которая в настоящий момент нуждается в системной идентификации с отечественной духовной культурой1. В этой связи особо актуализируется необходимость изучения позитивного зарубежного опыта становления государств и правовых систем, основанных на самобытных духовно-нравственных и культурно-исторических традициях. И в этом смысле Китай является той страной, как пишет С.Н. Бабурин, у которой Россия «многому учится» в настоящий период мировой истории2.

В связи с тем, что рассмотрение всех новейших тенденций китайского права достойно отдельного фундаментального труда, в рамках данной статьи остановимся на исследовании такого самобытного нравственно-правового регулятора, как система социального рейтинга, подчеркивающего исключительность правовой традиции Китая.

2. Обзор исследований

Непроизвольная связь идеи социального рейтинга с Китайской Народной Республикой объясняется тем фактом, что именно Китай стал первым государством, закрепившим развитие нравственно-правового регулятора в стратегических планах государственно-правового и социально-экономического роста. Безусловно, появление нового феномена вызвало научный интерес со стороны не только зарубежных, но и российских авторов. В своих трудах исследователи не только стремятся дать оценку китайской рейтинговой системе, но и рассуждают о возможности внедрения ее аналогии за пределами Китая, в том числе и в России.

Так, Д.Б. Графов рассматривает информационно-коммуникационную технологию поощрения и наказания как традиционную характерную черту демократического социализма с китайской спецификой, устанавливающего примат группового интереса над индивидуальным3.

1 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М., 2010. С. 15, 21.

2 См.: Бабурин С.Н. Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств // Труды Института государства и права РАН. 2022. Т. 17. № 1. С. 71.

3 См.: Графов Д.Б. Система социального рейтинга в КНР как информационно-коммуникационная технология поощрения и наказания // Власть. 2020. № 2. С. 258.

Т.Н. Юдина и Х.С. Сулемонова, подчеркивая социокультурно-экономический потенциал рейтинговой системы и не отрицая возможность ее распространения в республиках Центральной Азии, считают, что европоцентричная культура с рыночно-экономическими критериями и индивидуалистическим менталитетом спровоцирует трудности внедрения системы в европейских государствах4. Другие же авторы, среди которых С.Д. Галиуллина, М.Г. Бреслер, А.Р. Сулейманов, А.А. Ра-богошвили, выступают за гармоничное включение России в цифровое будущее, в том числе и внедрение рейтинговой системы, однако с учетом многовековых российских ценностей и традиций5. На идеологические корни рейтинговой системы обращает внимание Тонг Лам. В своем исследовании автор показывает, как централизованное государственное управление, этатизм традиционного Китая и ценности неолиберальной рыночной экономики смогли интегрироваться в идеологию нового социально-экономического развития, основанного на калькуляции, искусственном интеллекте и кредитах6.

Социологическое исследование обнаруживает удивительно высокую степень одобрения рейтинговой системы среди респондентов, несмотря на ее несовершенство. Как показывают результаты опроса, проведенного в Пекине в 2021 г., 92% граждан считают, что развитие законодательства системы социального рейтинга играет большую роль в защите прав и законных интересов граждан и организаций. Более того, большинство (69%) поддерживает ужесточение наказания за нарушение закона7. Такое одобрительное отношение граждан может быть обусловлено тем, что система вовсе не является новым феноменом, а стала продолжением традиций управления, ментально и исторически вызревших в Китае8.

4 См.: Юдина Т.Н., Сулемонова Х.С. Внедрение системы социального рейтинга в КНР в условиях цифровизации // Теоретическая экономика. 2021. № 1 (73). С. 70-71.

5 См.: Галиуллина С.Д., Бреслер М.Г, Сулейманов А.Р., Рабогошвили А.А., Бай-рамгулова Н.Н. Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 4 (26). С. 119.

6 См.: Lam T. The People's Algorithms: Social Credits and the Rise of China's Big (Br)other // The New Politics of Numbers. Executive Politics and Governance. A. Men-nicken, R. Salais eds. Palgrave Macmillan, Cham, 2022. P. 77-89.

7 См.: Вэнь Ч. Отношение населения Китая к китайской системе социального кредитования // Социология. 2022. № 2. С. 421-422.

8 См.: Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы: Монография / Под ред. И.А. Ветренко. СПб., 2022. С. 169.

Несмотря на то что рейтинговая система является предметом многочисленных исследований, в частности социологических, экономических и политических, лишь небольшое число публикаций посвящено ее анализу с точки зрения права.

П.Н. Данилин и И.Ю. Хилько, рассуждая о перспективах внедрения цифрового механизма сдерживания и противовесов в КНР и РФ, указывают, что рейтинговая система является «необходимым компонентом информационного общества», способствующим, во-первых, улучшению безопасности взаимодействия граждан, общества и государства, во-вторых, повышению эффективности деятельности государственных органов, в-третьих, укреплению законности и справедливости9.

О возможности интеграции системы социального рейтинга в правовую систему Китая пишет Марианна Бломберг, при этом указывая на необходимость решения некоторых возникших противоречий, вызванных продвижением в стране принципа верховенства закона. В частности, автор поднимает вопрос о соотношении таких понятий, как доверие, выступающее центральным элементом рейтинговой системы, и закон; о приведении в соответствие наказаний, предусмотренных рейтинговой системой, с наказаниями, предусмотренными уголовным законодательством; о необходимости решения проблемы информированности о системе10.

Однако невозможно не отметить противоречивость результатов функционирования китайского феномена, о чем свидетельствуют следующие позиции авторов. Так, по мнению С.А. Буткевича, рассматривающего проблему через призму криминологической науки, внедрение системы социального рейтинга направлено на сокращение числа совершаемых противоправных деяний и девиантных проявлений в результате «изменения установок подсознания граждан и укрепления морально-нравственных ориентиров»11. А.В. Тимченко развитие тотальной цифровизации связывает с препятствием для совершенствования демократических процедур и расширения прав

9 См.: Данилин П.Н, Хилько И.Ю. История развития и перспективы внедрения системы социального кредита (рейтинга) в Китайской Народной Республике и Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 8 (123). С. 48-50.

10 См.: BlombergM. The Social Credit System as a Challenge to Law and Courts in China // Mapping China Journal. 2018. No. 2. Р. 95-98.

11 Буткевич С.А. Система социального кредита в Китайской Народной Республике в зеркале криминологии // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 115.

граждан12. А Р.З. Рувинский и А.А. Тарасов раскрывают «теневую» сторону технологии осуществления контроля и надзора за обществом, относя к ней: стирание границ моральных и правовых обязанностей; закрепление нового общественного строя, основанного на социальном рейтинге; установление контроля за общественным поведением со стороны государства и организаций; превращение субъекта в объект общественных отношений13.

Таким образом, отсутствие устоявшейся доктринальной оценки, а также фрагментарная представленность в государственно-партийных документах и правовая неурегулированность системы социального рейтинга актуализируют исследование проблематики правового стимулирования общественного развития с помощью социального рейтинга в Китае. Вместе с тем необходимо отметить, что рассмотрение сущности рейтинговой системы с точки зрения права осуществляется авторами на основании анализа партийно-государственных документов КНР. Такой подход объясняется тем, что такие акты зачастую имеют большее значение, чем сами законы14.

3. Предпосылки рейтинговой системы

Корни рейтинговой системы уходят в начало 1990-х гг. — период разработки системы финансового кредитного рейтинга, что особенно было необходимо для облегчения кредитования в сельских районах, где у физических лиц и малых предприятий часто отсутствовала документированная финансово-кредитная история. Постепенно реформа банковской сферы приводит к построению базы кредитоспособности заемщиков, что позволило кредиторам быстрее и правильнее оценивать риски возврата долга заемщиками.

Впервые о строительстве системы социального кредита упоминается в докладе Цзян Цзэминя, озвученном на XVI съезде Коммунистической партии Китая в 2002 г. Объектом оценивания данной системы

12 См.: Тимченко А.В. Риски и угрозы тотальной цифровизации: возможности и потенциал управляемости // Российский журнал правовых исследований. 2022. Т. 9. № 1. С. 104.

13 См.: Рувинский Р.З., Тарасов А.А. «Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена // Национальная безопасность / Nota Bene. 2020. № 3. С. 83.

14 См.: Трощинский П.В. К вопросу об источниках современного права Китайской Народной Республики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-2. С. 57.

являлась кредитная история, характеризующая платежную дисциплину физического или юридического лица 15. Впоследствии задача по ускоренному созданию системы была закреплена в 2006 г. Одиннадцатым пятилетним планом социально-экономического развития КНР. Однако оба документа рассматриваются отечественными исследователями лишь в качестве «памятника тем условиям и социально-экономическим предпосылкам», в которых возникла действующая в настоящий период времени система16.

Наиболее значимым первым нормативным правовым актом, заложившим в 2007 г. правовые основы развития рейтинговой системы, являются «Некоторые заключения канцелярии Государственного Совета КНР по созданию системы социального кредитования». Тем не менее официальное предложение о введении рейтинговой системы, выполняющей финансовую и социальную оценку, было выдвинуто премьером Государственного Совета Китайской Народной Республики Вэнь Цзя-бао лишь в 2011 г. Несмотря на это, о практическом применении рейтинговой системы можно было узнать уже ранее, в частности, в 2010 г. на официальном сайте уезда Суйнин провинции Цзянсу, где была опубликована информация о 1928 гражданах, отличившихся безнравственным поведением, и о 1064 гражданах, оправдавших доверие. Однако этот эксперимент был остановлен в связи с негативным отношением граждан к введенной в пилотном режиме системе.

Постепенно эволюционируя, рейтинговая система обрела новые социокультурные грани, о чем свидетельствует План строительства системы социального кредита на 2014—2020 годы. Правительственный документ по-новому раскрыл сущность рейтинговой системы, в основе которой заложена такая нравственная категория, как доверие. Так, с момента обнародования вышеуказанного плана Китай преступил к построению гармоничного социалистического общества путем формирования духа справедливости, честности и открытости в четырех областях:

— государственной: призывая государственные органы работать открыто, справедливо и честно, план обеспечивает механизм контроля за надлежащим исполнением должностных обязанностей государственными служащими. Более того, рейтинговая система позволит

15 См.: ChunchengLiu. Multiple social credit systems in China // Economic Sociology: The European Electronic Newsletter. 2019. Vol. 21. No. 1. P. 23.

16 См.: Рувинский Р.З., Комарова Т.Д. Система социального кредита в Китайской Народной Республике: нормативно-правовые основания и принципы функционирования // NB: Административное право и практика администрирования. 2020. № 4. С. 24.

выделить наиболее достойных кандидатов на замещение должности на государственную службу17;

— коммерческой: информационная открытость о добросовестности субъектов экономических отношений способствует устойчивому развитию прозрачной конкурентной экономики;

— общественной: стимулирование честных и доверительных отношений содействует поддержанию социальной целостности китайского общества, что необходимо для реализации «китайской мечты» о великом возрождении китайской нации;

— судебной: применение рейтинговой системы в судебной системе способствует реализации принципа справедливости, единообразному применению закона, ограничению судейского усмотрения, воздействию на должностных лиц правоохранительных органов, что, безусловно, приводит к повышению авторитета судебной власти в глазах общественности.

Выход системы за пределы финансового сектора подтверждается и другими исследователями, которые истолковывают ее как систему общественного авторитета или систему управления через репутацию18.

Однако, несмотря на кажущуюся на первый взгляд лишь моральную составляющую системы, обусловленную, по мнению отечественных исследователей, морально-этическим, нежели юридическим содержанием понятия «доверие»19, анализ положений плана позволяет сделать вывод, что стимулирование общественного развития с помощью социального рейтинга способствует укреплению не только нравственных, но и правовых основ общества. Так, содержание плана позволяет установить, что механизм стимулирования нравственно-правового поведения направлен как на физические и юридические лица, так и на государственные органы, создавая тем самым двустороннюю ответственность государства и личности. При этом признание принципа взаимной ответственности не только служит повышению уровня нравственности общества20, но и является, по мнению

17 См.: Bayer J.R, Vasilyeva V.A., Vetrenko I.A. The Social Credit System of the People's Republic of China through the Eyes of Foreign Researchers // Управленческое консультирование. 2020. № 7. С. 28.

18 См.: ТрахтенбергА.Д. Китайская система социального кредита: взгляд снаружи и изнутри // Дискурс-Пи. 2019. № 4 (37). С. 112.

19 См.: Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы: Монография / Под ред. И.А. Ветренко. С. 164.

20 См.: Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: Автореф. дисс. ...докт. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 15.

Л.А. Морозовой, неотъемлемым признаком правового государства21. Что особенно важно для Китая, сфокусированного на решении проблемы построения правового государства на период до 2025 г.

Более того, нет никаких сомнений относительно синтеза нравственности и права в таком государстве, как Китай, правовая идеология которого на протяжении многих веков выстраивалась в соответствии с религиозно-философскими воззрениями. В этом смысле невозможно не согласиться с П.В. Трощинским, который рассматривает право КНР в качестве формы общественного сознания, основанного на принципах морали22, а также с Р.З. Рувинским и Т.Д. Комаровой, которые слияние морально-этических правил с юридическими нормами относят к характерной черте стран «реального социализма»23.

Достоверность полученных выводов подтверждается и позицией Си Цзиньпина, представленной в Постановлении 4-го пленума ЦК КПК 18-го созыва в 2014 г., согласно которой управление государством должно осуществляться как на правовой, так и на нравственной основе. Документ уделяет особое внимание специфике соотношения закона и морали, подчеркивая их взаимодополняющую роль. Так, согласно Постановлению Китай должен придерживаться «верховенства закона, с одной стороны, и верховенства морали — с другой, продвигать основные ценности социализма и прекрасные китайские традиции»24. В этом смысле очевидно, что система социального рейтинга как раз и является тем самым элементом, сочетающем в себе такой дуализм.

В последующем было принято немалое количество правительственных, ведомственных, региональных, а также актов местных органов власти в контексте внедрения системы социального рейтинга, анализ которых проводят отечественные и зарубежные авторы, среди которых Р.З. Рувинский и Т.Д. Комарова25. Однако в рамках данного исследования наибольший интерес представляют те, которые позволяют посмотреть на рейтинговую систему не как на социальный, а как на правовой институт китайского общества.

21 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2010. С. 365.

22 См.: Трощинский П.В. К вопросу о традиционных взглядах на право в китайском обществе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. № 3 (19). С. 138.

23 См.: Рувинский Р.З., Комарова Т.Д. Указ. соч. С. 23—24.

24 ЛЙВШ, 2014-10-29. [Постановление ЦК КПК по вопросам о продвижении управления государством на основе законов. 2014 // Жэньмин Жибао. 2014. 29 окт.].

25 См.: Рувинский Р.З., Комарова Т.Д. Указ соч. С. 18-50.

В этой связи невозможно не упомянуть Руководящие заключения Канцелярии Государственного Совета об ускорении строительства системы социального кредита и создании нового, основанного на кредите механизма надзора, ограничившие с 2019 г. применение системы социальных наказаний. Как известно, действия физических и юридических лиц подлежат оцениванию на основании полученных данных, в результате чего определяется дальнейшая правоспособность субъектов рейтингования. Однако указанным документом разъясняется, что поведение человека, не связанное с несоблюдением законов, правил и договорных обязательств, не может являться основанием ограничения в правах. Но при этом может служить основанием к применению поощрительных мер. Таким образом, заключения запретили включение определенных поведенческих данных в систему, при этом определили, что деяние должно обладать признаком противоправности, чтобы стать наказуемым. Предвосхищая вопрос о двойной ответственности за одно деяние, обратимся к статье П.Н. Данилина и И.Ю. Хилько, которые не рассматривают рейтинговую систему как основание нарушения фундаментального юридического принципа. В подтверждение своей позиции авторы приводят примеры одновременного привлечения к уголовной и к дисциплинарной ответ-ственности26.

Соотношение системы социального рейтинга с правом необходимо рассматривать в контексте проблемы интеграции рейтинговой системы в правовую систему КНР. Однако на пути объединения существуют сложности, препятствующие этому процессу. И если одни авторы пишут о практических проблемах функционирования системы социального рейтинга, к которым относят законодательную неурегулированность, необходимость стандартизации процессов сбора данных и их обмена между организациями и государственными орга-нами27, то другие занимаются переосмыслением концепции рейтинговой системы в свете возникших противоречий, вызванных утверждением в Китае принципа верховенства закона. Не исключая такой возможности, исследователь Чжэцзянского университета выявляет нерешенные вопросы, один из которых связан с единством и различием нравственной категории и закона, другой — с противоречием системы правовому принципу nullum crimen, nulla poena sine lege, тре-

26 См.: Данилин П.Н., Хилько И.Ю. Указ. соч.

27 См.: YongZ. How Does the Chinese Government Promote the Development of the Social Credit System? // Administrative consulting. 2022. No. 3. P. 124-125.

тий — с непрозрачностью системы, выраженной в неясности принципов функционирования системы28.

Однако с опубликованием плана КНР построения правового государства на 2020—2025 гг. становится очевидным, что система социального рейтинга, основанная на цифровых технологиях, рассматривается в качестве неотъемлемой части китайской теории верховенства закона. Такой вывод сделан на основании анализа содержания плана, в соответствии с которым реализация идеи верховенства закона и правового государства означает и стимулирование общественного развития с помощью социального рейтинга. Таким образом, система социального рейтинга, будучи элементом китайской концепции верховенства закона, не только подчеркивает отличие китайской теории от западной, но и раскрывает китайскую специфику социалистической правовой системы КНР.

29 марта 2022 г. Главное управление Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственный Совет опубликовали Руководящие заключения о содействии созданию системы социального кредита, основная цель которого, в отличие от предыдущих документов, заключается не только в укреплении общественного доверия, но и стимулировании экономической активности, а также повышении эффективности предоставления мер социальной поддержки, социальных услуг. Главным способом достижения поставленных задач является применение наказания к лицам, совершившим неправомерные действия в вышеуказанных сферах. Такой подход еще раз подчеркивает, что «ненадежность», наказуемая в соответствии с рейтинговой системой, приравнивается к противоправному деянию, запрещенному законом или иным правовым актом.

4. Позитивный потенциал системы рейтинга в КНР

Несмотря на то что система социального рейтинга в течение многих лет попадала в заголовки мировых новостей как символ жесткого техноавторитаризма КНР, данное исследование раскрывает ее с другой стороны — в качестве опоры строительства правового государства. Таким образом, в задачах и целях рейтинговой системы можно усмотреть и благие для общества намерения, направленные на преодоление многих существующих проблем, одной из которых является затруднительное

28 Blomberg M. The Social Credit System as a Challenge to Law and Courts in China // Mapping China Journal. 2018. No. 2. Р. 95-98.

правоприменение: зачастую в случае выявления факта совершения правонарушения в одной провинции, другие провинции не получают необходимую информацию о правонарушителе, что позволяет последнему избежать наступления негативных для него последствий в других провинциях. Однако система социального рейтинга, обеспечив обмен данными между государственными органами и введя общенациональные «черные» списки для принуждения нарушителей к соблюдению законов на всей территории государства, способствует решению проблемы.

Более того, вопреки распространенному мнению, система в основном нацелена на юридические лица, а не на физические. На национальном уровне около 75% организаций попадают в «черные» списки из-за неисполнения ими судебных постановлений. Остальные компании, как правило, привлекаются к ответственности за серьезные правонарушения, например, за нарушения безопасности пищевых продуктов, за нанесение ущерба окружающей среде или при наличии задолженности по выплате заработной платы сотрудникам организации. Тем не менее законные представители компании-нарушителя также включаются в «черные» списки в целях предупреждения повторного нарушения в другом месте или в другой компании.

В июле и августе 2021 г. опубликовано два уточняющих документа об управлении системой кредитного рейтинга организаций в Китае. В документах разъясняются виды нарушений и нечестного поведения, которые могут привести компанию в «черный» список, и какие средства правовой защиты у них есть для восстановления рейтинга. Теперь организации включаются в «черный» список за нарушение законов и нормативных актов или участие в нечестной, незаконной деятельности, приведенной в таблице документа, но только в случае, если нарушение совершено с прямым умыслом. Если компания может предоставить доказательства отсутствия прямого умысла в деяниях, то она не будет добавлена в «черный» список. С 2021 г. процесс внесения организации в рейтинговую базу стал более прозрачным. Перед включением компании в нежелательный список соответствующие органы должны проинформировать компанию о причине и основаниях, на которых она подвергается наказанию, а также о правах, которыми юридическое лицо обладает. Организация также должна быть проинформирована об условиях исключения из списка. Одной из основных проблем при внедрении системы кредитного рейтинга было и остается отсутствие ясности в вопросе восстановления деловой репутации организации, мер по устранению нарушений, механизма исключения из «черного» списка. Последние обновления системы социально-

го кредитования являются еще одним свидетельством готовности китайских властей адаптировать и оптимизировать программу, которая все еще находится в относительно зачаточном состоянии.

Китай является государством с огромной численностью населения, что зачастую не способствует высокому уровню законопослу-шания по причине трудности обеспечения контроля. Таким образом, в таком обществе система социального рейтинга, которая в основном является инструментом обеспечения соблюдения действующего законодательства, рассматривается не как угроза, а как решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Перспективы применения рейтинговой системы в Российской Федерации

Следует признать, что проблема внедрения системы социального рейтингования физических лиц в Российской Федерации является одной из наиболее актуальных в настоящий момент. Это связано с тем, что в стране постепенно формируются организационно-правовые основы, которые в дальнейшем могут привести к ее утверждению.

Первые шаги на пути к формированию законодательной основы отечественной рейтинговой системы обусловлены экономическим интересом, в результате которого принимается Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»29, впервые определивший порядок рейтинговой деятельности на национальном финансовом рынке.

Не меньшее значение в развитии рейтинга оказали документы программно-стратегического характера, среди которых выделяется Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации30, а также программа «Цифровая экономика Российской Федерации»31, результатом утверждения которых стало внедрение и повсеместное ис-

29 СЗ РФ. 2015. № 29. Ст. 4348.

30 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». URL: http:// kremlin.ru.

31 Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http:// government.ru.

пользование цифровых технологий, способствующих аккумулированию данных как о юридических, так и о физических лицах.

Следует признать, что разработка эффективного механизма сбора данных в последующем способствовала формированию индивидуальных рейтингов, выраженных в числовом значении. При этом в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 20 октября 2022 г.) «О кредитных историях»32 такие числовые рейтинги характеризуют лишь кредитоспособность субъекта кредитной истории, исключая поведенческие особенности.

Обращаясь к истории возникновения системы социального рейтинга в КНР, необходимо отметить, что рейтингование на начальном этапе также не выходило за рамки финансовой сферы, а лишь служило в качестве системы оценки кредитоспособности заемщика.

Последующее стимулирование развития и применения цифровых технологий в России сделало возможным создание единой информационной базы данных населения РФ. В результате был принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»33, устанавливающий, в соответствии со ст. 1, организационно-правовые основы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также обеспечения актуальности и достоверности иных содержащих сведения о населении Российской Федерации государственных информационных ресурсов и муниципальных информационных ресурсов. Из целей формирования единой федеральной базы, представленных в ст. 4 вышеуказанного Закона, очевидно, что бесспорным преимуществом федерального регистра является возможность его применения для совершенствования механизма взаимодействия граждан с государственными органами. Вместе с тем ограниченность сведений о населении, вносимых в регистр, не исключает возможность дальнейшего его расширения для интеграции с системой социального рейтинга.

Проанализировав вышеуказанные организационно-правовые основы дальнейшего развития рейтинговой системы в РФ, приходим к выводу об актуальности анализа позиций отечественных правоведов к предмету исследования.

32 C3 PO. 2005. № 1 (i. 1). CT. 44.

33 C3 PO. 2020. № 24. CT. 3742.

Придерживаясь мнения о возможном ограниченном применении системы рейтингования в России, Д.В. Белобородов выделяет пенитенциарную систему как наиболее перспективное направление использования рейтинга. При этом, как пишет автор, выход рейтинга за рамки уголовно-исправительной системы приведет к дегуманизации человеческих отношений и изменению представлений о сущности права как о нравственном минимуме. Более того, утверждение монополии на моральный суд со стороны государства станет причиной кризиса социальных институтов, в том числе религиозных34.

Другие отечественные исследователи предлагают использовать аккумулированное общественное мнение, представленное в количественных показателях, в целях выявления достойных для государственной службы кандидатов. Что также, по их мнению, приведет к снижению уровня коррупции в стране 35. Более того, введение единой системы оценки деятельности государственных служащих способствует повышению эффективности деятельности органов государственной власти36.

Несмотря на то что в отличие от КНР проблема применения системы социального рейтинга в РФ находится на стадии научно-теоретического осмысления, отдельные авторы устанавливают факт функционирования некоторых элементов системы сбора информации, контроля и оценивания в четырех ключевых областях уже в настоящий период времени37. Однако невозможно не согласиться с их позицией о преждевременности вопроса внедрения комплексной системы социального рейтинга в РФ по причине нерешенности многих про-блематик, среди которых ограничение прав и свобод человека и уровень доверия к институтам государственной власти38.

Не отрицая возможность применения системы социального рейтинга в РФ, считаем, что ее использование должно осуществлять-

34 См.: Белобородов Д.В. Правовые особенности фидуциарного рейтинга физических лиц и перспективы его использования в УИС // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 2 (28). С. 10—13.

35 См.: Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы: Монография / Под ред. И.А. Ветренко. С. 454.

36 См.: Знаменский Д.Ю., Гусаров А.С. Оценка эффективности государственных гражданских служащих Российской Федерации (теоретико-методологические основы) // Вестник университета. 2020. № 2. С. 13.

37 См.: Руф Ю.Н., Каримова Д.В. Предпосылки создания системы социального рейтинга в России: оценка ситуации в условиях пандемии коронавируса // ЭПП. 2021. С. 850-851.

38 См.: там же. С. 858.

ся с существенными ограничениями, обусловленными национально-культурными традициями, спецификой исторического наследия и понятиями «достоинство личности», «права человека», «частная жизнь».

Несмотря на то что по сравнению с КНР в России правовая культура является более персоноцентричной (в чем проявляется христианское культурное наследие) и менее «податливо» внешнему стимулированию, правосознание граждан в условиях социального рейтинга получает сильную дополнительную стимулирующую мотивацию правомерного поведения. Более того, право, понимаемое не как система норм, обеспеченных принуждением, а как система норм, желательных и необходимых для общества, важных и социально значимых, может раскрыть свой положительный потенциал для развития социума именно благодаря рейтинговой поддержке: стоит внедрить положительное стимулирование позитивного правомерного поведения граждан с помощью цифровых технологий. Диапазон мер поддержки граждан и правового стимулирования позитивного для общества поведения может быть разнообразен: от налоговых льгот до скидок на товары и услуги государственного и банковского секторов экономики. При этом негативное стимулирование посредством наказания и штрафов за нарушение социальных норм, напротив, приведет к негативным последствиям ввиду усиления репрессивной составляющей в правовом развитии российского общества и государства. Кроме того, весьма разрушительным для отечественного правосознания будет образ государства — Левиафана, контролирующего каждый шаг гражданина. Следует также учесть и традиционный архетип нравственного сознания христианина, «творящего добрые дела в тайне»: «Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:4).

6. Заключение

Поставленная в партийно-государственных документах задача по сближению права и нравственности в КНР позволила подойти к исследованию сущности рейтинговой системы с точки зрения права. В последние годы политика в отношении китайской системы социального рейтинга вышла за рамки финансовой сферы и обрела новые нравственно-правовые грани, чему способствовали коллективизм социальной морали конфуцианского общества и традиции законопослу-шания, восходящие к легистам. Провозглашение верховенства закона

и морали в Китае привело к тому, что рейтинговая система, несмотря на кажущееся на первый взгляд лишь морально-этическое содержание, явилась важным элементом построения правового общества и государства.

Таким образом, система социального рейтинга, которая в настоящий момент является инструментом обеспечения принципа соблюдения законов и нормативных актов, может рассматриваться не как угроза цифрового тоталитаризма, а как решение проблемы низкого уровня доверия к закону в КНР.

Значительная часть сообщений в средствах массовой информации, основанная на лингвистических заблуждениях и политических предположениях, создает отталкивающий образ незнакомой нам системы социального рейтинга. Вместе с тем в нашей стране постепенно формируются организационно-правовые основы внедрения рейтинговой системы, а на законодательном уровне уже даже закреплены такие понятие, как «рейтинговая деятельность» и «индивидуальный рейтинг». И, несмотря на то что в РФ данные термины применяются исключительно в финансовой сфере, многие отечественные научные деятели исследуют перспективы и риски введения аналога китайской системы социального рейтинга в РФ39.

Изучив опыт Китая, приходим к выводу о возможности применения рейтинговой системы в России, однако с существенными ограничениями, обусловленными национально-культурными традициями, спецификой исторического наследия и понятиями «достоинство личности», «права человека», «частная жизнь».

Считаем, что право может раскрыть свой положительный потенциал благодаря рейтинговой системе только в случае внедрения технологии поощрения правомерного поведения граждан с помощью цифровых технологий. При этом применение по аналогии с Китаем технологии наказания может привести к негативным для российского государства и общества последствиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бабурин С.Н. Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств // Труды Института государства и права РАН. 2022. Т. 17. № 1. С. 57-76.

39 См.: Фальшина Н.А. Тенденции развития права в условиях цифровых технологий // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2022. Т. 9. № 2. С. 101-108.

Белобородое Д.В. Правовые особенности фидуциарного рейтинга физических лиц и перспективы его использования в УИС // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 2 (28). С. 9-14.

Буткееич С.А. Система социального кредита в Китайской Народной Республике в зеркале криминологии // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 111-116.

Вэнь Ч. Отношение населения Китая к китайской системе социального кредитования // Социология. 2022. № 2. С. 418-427.

Галиуллина С.Д., Бреслер М.Г., Сулейманое А.Р., Рабогошеили А.А., Байрамгуло-еа Н.Н. Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 4 (26). С. 114-121.

Графов Д.Б. Система социального рейтинга в КНР как информационно-коммуникационная технология поощрения и наказания // Власть. 2020. № 2. С. 250-259.

Данилин П.Н., Хилько И.Ю. История развития и перспективы внедрения системы социального кредита (рейтинга) в Китайской Народной Республике и Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 8 (123). С. 48-50.

Знаменский Д.Ю., ГусаровА.С. Оценка эффективности государственных гражданских служащих Российской Федерации (теоретико-методологические основы) // Вестник университета. 2020. № 2. С. 12-18.

МорозоваЛ.А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2010.

Рувинский Р.З., Комарова Т.Д. Система социального кредита в Китайской Народной Республике: нормативно-правовые основания и принципы функционирования // NB: Административное право и практика администрирования. 2020. № 4. С. 18-53.

Рувинский Р.З., Тарасов А.А. «Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена // Национальная безопасность / NotaBene. 2020. № 3. С. 72-88.

Руф Ю.Н., Каримова Д.В. Предпосылки создания системы социального рейтинга в России: оценка ситуации в условиях пандемии коронавируса // ЭПП. 2021. С. 845-862.

Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. 2-е изд., доп. Москва: Норма, 2010.

Тимченко А.В. Риски и угрозы тотальной цифровизации: возможности и потенциал управляемости // Российский журнал правовых исследований. 2022. Т. 9. № 1. С. 99-106.

Трахтенберг А.Д. Китайская система социального кредита: взгляд снаружи и изнутри // Дискурс-Пи. 2019. № 4 (37). С. 108-118.

Трощинский П.В. К вопросу о традиционных взглядах на право в китайском обществе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. № 3 (19). С. 136-146.

Трощинский П.В. К вопросу об источниках современного права Китайской Народной Республики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-2. С. 57-60.

Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы: Монография / Под ред. И.А. Ветренко. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022.

Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2004.

Фальшина Н.А. Тенденции развития права в условиях цифровых технологий // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2022. Т. 9. № 2. С. 101-108. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-2-12

Юдина Т.Н., СулемоноваХ.С. Внедрение системы социального рейтинга в КНР в условиях цифровизации // Теоретическая экономика. 2021. № 1 (73). С. 66-71.

ChunchengLiu. Multiple social credit systems in China // Economic Sociology: The European Electronic Newsletter. 2019. Vol. 21. No. 1. P. 22-32.

Bayer J.R, Vasilyeva V.A., Vetrenko I.A. The Social Credit System of the People's Republic of China through the Eyes of Foreign Researchers // Управленческое консультирование. 2020. № 7. С. 20-31.

Blomberg M. The Social Credit System as a Challenge to Law and Courts in China // Mapping China Journal. 2018. No. 2. P. 77-113.

Lam T. (2022) The People's Algorithms: Social Credits and the Rise of China's Big (Br)other // The New Politics of Numbers. Executive Politics and Governance. A. Men-nicken, R. Salais eds. Palgrave Macmillan, Cham. P. 77-89.

Yong Z. How Does the Chinese Government Promote the Development of the Social Credit System? // Administrative consulting. 2022. No. 3. P. 118-125.

REFERENCES

Baburin, S.N. (2022). Rossiya mezhdu Rimom i Tsin': o dukhovno-nravstvennoi transformatsii gosudarstv [Russia between Rome and Qin: on the spiritual and moral transformation of States]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], 17(1), pp. 57-76. (in Russ.).

Bayer, J.R., Vasilyeva, V.A., Vetrenko, I.A. (2020). The system of social crediting of the People's Republic of China through the eyes of foreign researchers. Management consulting, 7, pp. 20-31. (in Eng.).

Beloborodov, D.V. (2018). Pravovye osobennosti fidutsiarnogo reitinga fizicheskikh lits i perspektivy ego ispol'zovaniya v UIS [Legal features of the fiduciary rating of individuals and prospects for its use in the UIS]. Vestnik Samarskogoyuridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2 (28), pp. 9-14. (in Russ.).

Blomberg, M. (2018). The Social Credit System as a Challenge to Law and Courts in China. Mapping China Journal. 2018, 2, pp. 77-113. (in Eng.).

Butkevich, S.A. (2019). Sistema social'nogo kredita v Kitajskoj Narodnoj Respub-like v zerkale kriminologii [The system of social credit in the People's Republic of China in the mirror of criminology]. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Ros-

sii [Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 1., pp. 111-116. (in Russ.).

Danilin, P.N. and Khilko, I. Yu. (2018). Istoriya razvitiya i perspektivy vnedreniya sistemy sotsial'nogo kredita (reitinga) v Kitaiskoi Narodnoi Respublike i Rossiiskoi Fede-ratsii [History of development and prospects of introduction of the social credit system (rating) in the People's Republic of China and the Russian Federation]. Evraziiskii yuridi-cheskiizhurnal [Eurasian Legal Journal], 8 (123), pp. 48-50. (in Russ.).

Falshina, N.A. (2022). Tendentsii razvitiya prava v usloviyakh tsifrovykh tekhnologii [Trends in the Development of Law in the Context of Digital Technologies]. Vestnik Yuridicheskogo fakul'teta Yuzhnogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the Law Faculty, SFEDU], 9 (2), pp. 101-108. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-2-12 (in Russ.).

Galiullina, S.D., Bresler, M.G., Suleymanov, A.R., Rabogoshvili, A.A., Bayramgulo-va, N.N. (2028). Sistema sotsial'nogo kreditovaniya v Kitae kak element tsifrovogo budu-shchego [The system of social crediting in China as an element of the digital future]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika [Bulletin of USNTU. Science, education, economics. Series: Economics], 4 (26), pp. 114-121. (in Russ.).

Grafov, D.B. (2020). Sistema sotsial'nogo reitinga v KNR kak informatsionno-kom-munikatsionnaya tekhnologiya pooshchreniya i nakazaniya [The system of social rating in China as an information and communication technology of encouragement and punishment]. Vlast' [Power], 2, pp. 250-259. (in Russ.).

Lam T. (2022). The People's Algorithms: Social Credits and the Rise of China's Big (Br)other. In: A. Mennicken and R. Salais eds. The New Politics of Numbers. Executive Politics and Governance. Palgrave Macmillan, Cham, pp. 77-89. (in Eng.).

Liu Ch. (2019). Multiple social credit systems in China. Economic Sociology: The European Electronic Newsletter, 21 (1), pp. 22-32. (in Eng.).

Morozova, L.A. (2010). Teoriyagosudarstva iprava [Theory of state and law]. Moscow: Eksmo. (in Russ.).

Ruf, Yu.N. and Karimova, D.V. (2021). Predposylki sozdaniya sistemy sotsial'nogo reitinga v Rossii: otsenka situatsii v usloviyakh pandemii koronavirusa [Prerequisites for creating a social rating system in Russia: assessment of the situation in the conditions of the coronavirus pandemic]. EPP [EEL], pp. 845-862. (in Russ.).

Ruvinsky, R.Z. and Komarova, T.D. (2020). Sistema sotsial'nogo kredita v Kitaiskoi Narodnoi Respublike: normativno-pravovye osnovaniya i printsipy funktsionirovaniya [The social credit system in the People's Republic of China: regulatory bases and principles of functioning]. NB: Administrativnoepravo ipraktika administrirovaniya [NB: Administrative law and practice of administration], 4, pp. 18-53. (in Russ.).

Ruvinsky, R.Z. and Tarasov, A.A. (2020). «Sistema sotsial'nogo kredita»: istoricheskie predposylki i doktrinal'nye osnovaniya fenomena ["Social credit system": historical prerequisites and doctrinal foundations of the phenomenon]. Natsional'naya bezopasnost'/ Nota Bene [National security / nota bene], 3, pp. 72-88. (in Russ.).

Sinyukov, V.N. (2010). Rossiiskayapravovaya sistema: vvedenie v obshchuyu teoriyu [The Russian Legal system: an Introduction to general theory]. 2nd ed., add. Moscow: Norma. (in Russ.).

Timchenko, A.V. (2022). Riski i ugrozy total'noi tsifrovizatsii: vozmozhnosti i poten-tsial upravlyaemosti [Risks and threats of total digitalization: opportunities and controllability potential]. Rossiiskii zhurnalpravovykh issledovanii [Russian Journal of Legal Studies], 9 (1), pp. 99-106. (in Russ.).

Trakhtenberg, A.D. (2019). Kitaiskaya sistema sotsial'nogo kredita: vzglyad snaruzhi i iznutri [The Chinese social credit system: a look from the outside and from the inside]. Diskurs-Pi [Discourse-Pi], 4 (37), pp. 108-118. (in Russ.).

Troshchinsky, P.V. (2015). K voprosu ob istochnikakh sovremennogo prava Kitaiskoi Narodnoi Respubliki [On the question of the sources of modern law of the People's Republic of China]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences], 6-2, pp. 57-60. (in Russ.).

Troshchinsky, P.V. (2016). K voprosu o traditsionnykh vzglyadakh na pravo v kitais-kom obshchestve [On the question of traditional views on law in Chinese society]. Vest-nik Universiteta imeni O.E. Kutafina [Bulletin of the O.E. Kutafin University], 3 (19), pp. 136-146. (in Russ.).

Tsybulevskaya, O.I. (2004). Nravstvennye osnovaniya sovremennogo rossiiskogoprava [Moral foundations of modern Russian law]. The Doctor of Legal Sciences Thesis' Abstract. Saratov: Saratov State Academy of Law, 2004. (in Russ.).

Vetrenko, I.A. ed. (2022). Tsifrovizatsiya obshchestva i sistema sotsial'nogo kredita: problemy, perspektivy: monografiya [Digitalization of society and the social credit system: problems, prospects: monograph] St. Petersburg: CPI of the RANEPA, 2022. (in Russ.).

Wen Z. (2022). Otnoshenie naseleniya Kitaya k kitaiskoi sisteme sotsial'nogo kredito-vaniya [The attitude of the Chinese population to the Chinese social credit system]. Sotsio-logiya [Sociology], 2, pp. 418-427. (in Russ.).

Yong Z. (2022). How Does the Chinese Government Promote the Development of the Social Credit System? Administrative consulting, 3, pp. 118-125. (in Eng.).

Yudina, T.N. and Sulemonova, H.S. (2022). Vnedrenie sistemy sotsial'nogo reitinga v KNR v usloviyakh tsifrovizatsii [Introduction of the social rating system in China in the context of digitalization]. Teoreticheskaya ekonomika [Theoretical economics], 1 (73), pp. 66-71. (in Russ.).

Znamensky, D. Yu. and Gusarov, A.S. (2020). Otsenka effektivnosti gosudarstven-nykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiiskoi Federatsii (teoretiko-metodologicheskie osnovy) [Evaluation of the effectiveness of state civil servants of the Russian Federation (theoretical and methodological foundations)]. Vestnikuniversiteta [Bulletin of the University], 2, pp. 12-18. (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Овчинников Алексей Игоревич — заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета, профессор кафедры теории и истории права и государства ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор.

Конопий Анна Сергеевна — преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета.

AUTHORS' INFO:

Alexey I. Ovchinnikov — Head of the Chair of Theory and History of State and Law, Law Faculty, Southern Federal University, professor of the Department of Theory and History of Law and State, Southern Russian Institute of Management (a branch of RANEPA), Doctor of Law, Professor.

Anna S. Konopiy — Lecturer of Theory and History of State and Law, Law Faculty, Southern Federal University.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Овчинников А.И., Конопий А.С. Правовое стимулирование общественного развития и активности правосознания с помощью социального рейтинга в Китае // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2023. Т. 18. № 3. С. 57-79. DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-3-ovchinnikov-konopiy

FOR CITATION:

Ovchinnikov, A.I., Konopiy, A.S. (2023) Legal stimulation of social development with the help of social rating in China. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 18(3), pp. 57-79. DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-3-ovchinnikov-konopiy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.