Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ К КИТАЙСКОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ'

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ К КИТАЙСКОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КРЕДИТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ НАДЗОР / ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чжан Вэнь

Рассматриваются проблемы социального управления, повышения финансовой дисциплины, а также коррекции социального поведения за счёт введения системы поощрений и наказаний в рамках системы социальных кредитных рейтингов. Показаны основные механизмы китайской системы социального кредитного рейтинга и особенности механизмов его функционирования. Показано, что система социальных кредитных рейтингов опирается на историческую традицию социального устройства Китая. Представлены основные источники для формирования баз данных для оценки поведения каждого гражданина страны. Приводятся данные социологического исследования о восприятии системы социальных кредитных рейтингов населением Китая. Показано, что система социальных кредитных рейтингов пользуется большой поддержкой населения и Китая. Приводятся основные направления системы совершенствования социальных кредитных рейтингов, необходимые населению Китая. Рассмотрен вопрос применимости элементов системы социальных кредитных рейтингов для внедрения в России. В статье утверждается что элементы системы кредитного рейтинга воплощены сегодня системе поведенческого надзора, который используются Банком России на финансовых рынках для контроля за деятельностью банков и иных финансовых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES OF THE CHINESE PEOPLE TOWARDS THE CHINESE SOCIAL CREDIT SYSTEM

The problems of social management, improvement of financial discipline, as well as correction of social behavior through the introduction of a system of rewards and punishments within the framework of the social credit ratings system are considered. The main mechanisms of the Chinese social credit rating system and the features of its functioning mechanisms are shown. It is shown that the system of social credit ratings is based on the historical tradition of the social structure of China. The main sources for the formation of databases for assessing the behavior of each citizen of the country are presented. The data of a sociological study on the perception of the social credit rating system by the Chinese population are presented. It is shown that the system of social credit ratings enjoys great support from the population and China. The main directions of the system of improving social credit ratings necessary for the Chinese population are given. The question of applicability of elements of the social credit rating system for implementation in Russia is considered. The article states that the elements of the credit rating system are embodied today in the behavioral supervision system, which is used by the Bank of Russia in financial markets to monitor the activities of banks and other financial organizations.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ К КИТАЙСКОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ»

Отношение населения Китая к китайской системе социального кредитования

Чжан Вэнь,

аспирант Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (КНР) E-mail: zhangwen2016@gmail.com

Рассматриваются проблемы социального управления, повышения финансовой дисциплины, а также коррекции социального поведения за счёт введения системы поощрений и наказаний в рамках системы социальных кредитных рейтингов. Показаны основные механизмы китайской системы социального кредитного рейтинга и особенности механизмов его функционирования. Показано, что система социальных кредитных рейтингов опирается на историческую традицию социального устройства Китая. Представлены основные источники для формирования баз данных для оценки поведения каждого гражданина страны. Приводятся данные социологического исследования о восприятии системы социальных кредитных рейтингов населением Китая. Показано, что система социальных кредитных рейтингов пользуется большой поддержкой населения и Китая. Приводятся основные направления системы совершенствования социальных кредитных рейтингов, необходимые населению Китая. Рассмотрен вопрос применимости элементов системы социальных кредитных рейтингов для внедрения в России. В статье утверждается что элементы системы кредитного рейтинга воплощены сегодня системе поведенческого надзора, который используются Банком России на финансовых рынках для контроля за деятельностью банков и иных финансовых организаций.

Ключевые слова: социальный кредит, социальный кредитный рейтинг, поведенческий надзор, поведение населения, социальный рейтинг, Китай

Разработки в области системы социальных рейтингов представляют одно из наиболее актуальных направлении совершенствования глобального социального управления, поэтому они активно обсуждаются как в китайской [1-4] научной среде, так и в России [5-8].

Система социальных кредитов, известная также как социальная кредитная система, а также система социальных (или кредитных) рейтингов, представляет собой единый комплекс технических решений, законодательных актов и организационных мероприятий, направленных на сбор, анализ и практическое использование информации о различных аспектах поведения граждан Китая, китайских компаний и государственных учреждений [9, 10]. Конечной целью системы национальных рейтингов является создание условий для упорядочивания общественных отношений, внедрение меритократии, а также создание дополнительных благоприятных условий для оптимизация социально-экономических отношений, ускорения развития общества и бизнеса. В более узком определении система социальных кредитов (или кредитных социальных рейтингов) нацелена на повышение надежности и прозрачности деятельности физических лиц компаний, судов и иных государственных учреждений. По большому счету можно утверждать, что социальный кредитный рейтинг представляет собой рейтинг доверия, добропорядочности, хорошей репутации и благих намерений граждан, крупных и мелких компаний, а также государственных органов.

Механизм мотивации населения к повышению социальных рейтингов опирается на использование системы поощрения и наказаний. к обладатели высокого социального рейтинга могут получить медицинское обслуживание более высокого уровня по более низким ценам, бесплатную аренду государ-

418

ственного жилья, льготы при ведении бизнеса и иные преимущества. Лица с низким социальным рейтингом могут, напротив, получите отказ в доступе к качественному образованию, или, например, отказ в продаже билетов на самолеты и скоростные поезда. При этом при всех обстоятельствах сердцевиной системы социальных рейтингов по-прежнему является оценка кредитоспособности и благонадежности в части общения с финансовыми организациями.

Идея социальных рейтингов начала обсуждаться в Китае с начала двухтысячных годов и первоначально представляла собой попытку внесения западного опыта классических кредитных рейтингов в практику ведения бизнеса в Китае. Низкий уровень благосостояния китайского населения в конце девяностых - начале двухтысячных годов, отсутствие кредитных историй - все это не давало возможностей для развития дешевого кредитования населения и бизнеса. Соответственно создание аналогов западных кредитных рейтингов могло бы помочь решить эту задачу. Однако постепенно идея рейтингования граждан и предприятий на основании финансовых показателей в части уровня доходов, пользования финансовыми услугами и предшествующего исправного погашения кредитов приобрела более широкий характер полноценной оценки добропорядочности физических и юридических лиц с использованием принципиально более широкого набора данных [11]. Предложение о создании системы социального кредитования, выходящей за рамки финансового сектора, было официально выдвинуто в 2011 году и объявлено тогдашним премьером Вэнь Цзябао.

Система социальных рейтингов имеет глубокие корни в традиционной китайской культуре [12-14]. Идеологически она опирается на два фундаментальных направления китайской политической философии - конфуцианство и легизм. Основной идеей легизма является требование жесткого выполнения законов, что, по мысли представи-

телей этой школы, должно стать главным фактором воспитания населения и создания дисциплинарного общества. В рамках этой концепции инструментом воспитания является неукоснительное наказание за нарушение действующего законодательства, без разбора чинов, званий и уровня богатства, то есть опора на страх телесного наказания или финансовых санкций. Для лучшего исполнения законов и выявление правонарушений легистская школа предлагает опираться на наблюдение граждан за своим окружением, то есть надзор всех за всеми. Конфуцианство, напротив, пытается достичь гармонии и порядка в обществе за счет воспитания, соблюдения ритуалов, социального этикета и этических норм. Особое значение в конфуцианстве уделяется объяснению необходимости следования правильным нормам общественного поведения, которые приводят к повышению уровня всеобщего блага. Цель конфуцианского воспитания состоит в том, чтобы всеобщее благо и всеобщая гармония стали долгом, потребностью и целью каждого китайца. При этом те, кто выполняет нормы поведения добропорядочного гражданина, должны поощряться за свои поступки. Таким образом, конфуцианство и ле-гизм представляют собой два полюса, две составляющие, положенные в основу системы социальных рейтингов. С одной стороны, безусловное, неотвратимое наказание за «неправильное» поведение, вредное для развития общества и бизнеса. С другой стороны, объяснение необходимости следования установленным нормам исходя из требования увеличения общественного блага для всех, и одновременно с этим - поощрения за «правильное», добропорядочное поведение.

Государственный совет Китая впервые представил систему социальных кредитных рейтингов, охватывающих физических лиц, бизнес, общественные отношения и суды в 2014 году [15]. Система социальных рейтингов представляет собой совокупность баз данных, программное обеспечение и организа-

419

ционные мероприятия, которые собирают данные и оценивают на этой основе надежность (уровень доверия), физических лиц, предприятий или различных государственных структур. Каждая запись в базах данных, описывающая тот или иной эпизод поведения человека или предприятия, получает специальный бал, определяющие вознаграждение для рядовых граждан и предприятий, или наоборот, наказание за совершение поступка. Система управляется Правительством Китая, а также Народным банком Китайской Народной Республики с участием судебной системы Китая. При этом система социальных кредитных рейтингов постоянно развивается. Если первоначально в базы данных, являющиеся основанием для ограничений, входила в основном информация из финансовых источников, то с осени 2019 года количество нарушений, приводящих к снижению рейтинга, было существенно расширено. По состоянию на ноябрь 2019 года помимо традиционных финансовых дефолтов и мошенничества основанием для снижения рейтинга стали еда или громкая музыка в метро, нарушения ПДД, включая проезд на красный свет или пересечение дороги в неположенном месте. Мусор и бытовые отходы, оставленные в ненадлежащем месте, использование чужих документов для проезда в общественном транспорте и иные виды неприемлемого поведения также стали основанием для снижения рейтинга. С другой стороны, донорство крови, пожертвования, благотворительность, волонтерство стали рассматриваться как основание для получения бонусов и повышения социального рейтинга.

Особенностью системы социального кредитного рейтинга в Китая является ее децентрализация. Местные власти могут водить или убирать из общего перечня нарушений, крающихся снижением рейтингового балла, те или иные опции в зависимости от проблем, которые характерны для тех или иных муниципальных образований. ц так, в ряде крупных городов Китая особое

внимание уделяется правильному обращению с мусором, в других городах приоритетом является соблюдение правил содержания домашних животных, прежде всего собак, в третьих особое внимание обращается на соблюдение правил дорожного движения, или например, на предотвращение финансовых мошенничеств и иных правонарушений при ведении бизнеса.

Основная часть данных, попадающих в систему кредитных рейтингов, собирается из традиционных источников, к которым относятся банки, онлайновые кредитные платформы, онлайн-ритейлеры, полиция и суды. Кроме этого, в качестве источников данных используются системы видеонаблюдения, предоставляющие данные в реальном времени, а также иные источники, например, мониторинг вредных выбросов предприятий, налоговые платежи, выплаты по банковским кредитам и трудовые споры. При формировании баз данных для составления рейтингов социального кредита местные и национальные власти просят компании, в дополнение к данным по собственным операциям, представить информацию о своих партнерах и поставщиках. При этом информация о партнерах и поставщиках имеет двоякое значение. С одной стороны, она учитывается при составлении рейтингов контрагентов, с другой стороны, сама компания, имеющая неблагонадежных покупателей, партнеров и поставщиков, также может потерять уровень рейтинга доверия. Как мы упоминали выше, физические лица с недостаточно высоким социальным рейтингом могут столкнуться с невозможностью получить кредит, купить билет на самолет или на скоростной поезд, им может быть отказано в доступе к качественному образованию. Компании, попавшие в черный список предприятий с низким кредитным рейтингом, могут столкнуться с большим числом проверок, сложностями в получении кредита, отказом в предоставлении прав землепользования, запретом на инвестиции и строительство. им может быть отказано в предоставлении налоговых льгот,

420

государственных субсидий и в участии в системе государственных закупок. Важной частью воспитательной работы в рамках системы социальных рейтингов является обнародование «черных списков» недобросовестных граждан и компаний, что в рамках китайской культурной традиции является позором и потерей лица.

Местные органы власти также обязаны предоставлять в систему социальных рейтингов свои данные о финансах и исполнительской дисциплине. Согласно действующим правилам, местные органы считаются недобросовестными и ненадежными, если они вовремя не заплатили подрядчиком или сфальсифицировали данные отчетности. Местным или правительственным чиновникам из таких органов власти запрещают покупать билеты в бизнес-классе на самолетах, поездах и паромах, селиться дорогих гостиницах, посещать ночные клубы поля для гольфа, а также покупать или ремонтировать недвижимость.

Записи о недобросовестном поведении, особенно если нарушения являются крупными, хранятся в базах данных достаточно долго. Однако физические лица и компании, исправившие свои нарушения и погасившие долги, а также доказавшие свою готовность следовать принципам добросовестного поведения, могут подать заявку на исключение из черных списков.

По данным Центрального банка КНР - Народного банка Китая (НБК), система социального кредитования уже охватила более 1,02 миллиарда физических лиц и более 28 миллионов компаний и организаций. Более 2,6 миллиона человек были ограничены в полетах, 90 тыс. человек были лишены возможности пользоваться высокоскоростными железнодорожными перевозками, а еще 300 тыс. человек китайские суды признали ненадежными заемщиками. Сотни компаний и местных органов власти также были неблагонадежными за неуплату или несвоевременные выплаты работникам и подрядчикам, а также за незаконный сбор средств.

Разумеется, система социальных кредитных рейтингов имеет свои недостатки. Компании, предоставляющие данные в рамках этой системы, сталкиваются с ростом затрат на подготовку необходимой информации. Большие проблемы возникают с полнотой и достоверностью данных, значительная часть которых никем не собирается и не консолидируется. Опасения возникают в связи с потенциальными утечками собранных данных из системы хранения информации. Вызывают сомнения методы морального воздействия на лиц и компании с низким рейтингом доверия путем «выставления на позор» - обнародования черных списков неблагонадежных граждан и компаний, а также местных органов власти, многие из которых имеют многолетние и независящие от чиновников финансовые проблемы.

Несмотря на недостатки система социальных кредитных рейтингов пользуется огромные поддержкой китайского населения. В этой связи большой интерес представляет исследование, проведенное местный администрацией в Пекине в 2021 году и посвященное восприятию населением система социально кредитных рейтингов [16].

Опрос длился почти 4 месяца и охватил 16 районов Пекина. Он сосредоточился на законодательстве в области социального кредита, добросовестном строительстве, удобстве кредитования для людей и предприятий, а также специальных проектах по управлению надежностью и репутацией.

Исследование показало, что по мнению респондентов, основными причинами отсутствия доверия и порядочности среди населения являются:

• неадекватный надзор и низкая стоимость нарушения доверия - 62%,

• слабое исполнение законов и нормативных актов - 60%,

• неискренность проявлений доверия и честности - 51%,

• информация о социальных кредитных рейтингах непрозрачна и асимметрична - 43%,

• недостаточные размеры премий за добросовестное поведение

421

и штрафов за нарушение норм -42%.

При этом по мнению респондентов укреплять надо

• политическую честность - 59%,

• деловую честность - 50%,

• социальную честность - 72%,

• авторитет судебной системы - 51%. Почти 90% граждан поддерживают

законодательство в области социальных кредитов и считают, что кредитное законодательство является эффективной гарантией оптимизации деловой среды столицы. А 92% считают, что развитие кредитного социального законодательства играет большую роль в деле дальнейшего усиления защиты прав и интересов населения и предприятий, противоположной точки зрения придерживаются только 3% респондентов.

Что касается построения системы социальных кредитных рейтингов, то общественность в целом считает, что она должна играть главную роль в финансовом кредитовании, исправлении рыночных и социальных нарушений законов и правил. В целом 87% участников исследования считают, что внедрение системы социальных кредитных рейтингов является необходимостью, 3% считают такое внедрение ненужным, 5% заявили, что не имеют мнения по этому вопросу и 4% отказались отвечать.

При этом участники исследования считают, что это в первую очередь необходим контроль за добросовестностью среди следующих профессиональная групп населения:

• юридические лица (предприятия) -40%,

• государственные служащие - 37%,

• врачи - 34%,

• учителя - 31%,

• юристы - 28%.

По результатам опроса основным требованием к системе кредитных рейтингов является ужесточение наказания за нарушение закона и ненадёжность. Далее в числе приоритетах приоритетов следует повышение стимулов к честному и заслуживающему доверия поведению, а также расширение откры-

тости и широкое использование кредитной информации, включая повышение прозрачности различных видов операций и расчетов:

• ужесточение наказания за нарушение закона и ненадежность - 69%,

• повышение стимулов к честному и заслуживающему доверия поведению - 49%,

• расширение открытости и повышение оперативности использования кредитной информации и данных, повышение прозрачности различных операций ее транзакций - 42%,

• регулирование границ кредитной информации, уточнение рамок ненадежного поведения, отказ от обобщения кредитных записей - 36%,

• усиление защиты неприкосновенности частной жизни и кредитной информации - 26%,

• регулирование использование кредитной информации кредитных продуктов для избежания злоупотреблений 21%,

• усиление надзора за государственными и социальными кредитными учреждениями, стандартизация их деятельности по предоставлению услуг, таких, как кредитная отчетность и оценка кредитоспособности - 19%.

Приоритетными областями для строительства системы социальных кредитных рейтингов с точки зрения участников исследования являются финансы и кредит, надзор за состоянием рынков, а также пресечение нарушений законов и нормативных актов: финансы и кредит - 60%, наведение порядка на различных рынках - 57%,

пресечение нарушений законов и нормативных актов - 55%, социальная честность и мораль -54%,

оптимизация государственных услуг - 53%,

Надзор за рынком - 47%, ответственность честность и взаимное доверие - 45%, снятие с учета и покупка автомобилей - 34%,

422

• другие аспекты - 2%.

При обсуждении социальных кредитных рейтингов большое значение имеет вопрос, в какой степени они влияют на экономическое развитие Китая. Выделение их влияния представляет достаточно сложную задачу в связи с тем, что на экономическое развитие воздействуют целый ряд взаимодействующих, переплетающихся между собой показателей. Тем не менее, китайские специалисты указывают на такой показатель, как Рейтинг удобства ведения бизнеса в различных странах мира, который до 2020 года готовил и публиковал Всемирный банк. В этом рейтинге в 2006 году Китай занимал 96 место по удобства ведения бизнеса среди 190 рассматриваемых стран. в 2020 году на момент публикация последнего рейтинга всемирным банком Китай переместился вверх на 31 позицию, опережая такие страны, как Франция, Турция и Швейцария. Введение системы социальных кредитных рейтингов, безусловно, сыграло свою существенную роль в таком быстром и значительном подъеме качества управления бизнесом.

Еще один вопрос, который встает при обсуждении системы социальных кредитных рейтингов внедренный Китайской Народной Республики, являются возможности её применения в России. Очевидными причинами, тормозящими использование аналогичных механизмов социального управления являются отсутствие необходимой инфраструктуры, а также вопросы относительно необходимости создания таких механизмов с точки зрения ожидаемого эффекта. Действительно, создание единой базы кредитной, судебной и иной поведенческой информации с подключением сюда потоков данных с систем видеонаблюдения, представляет собой весьма значительную по объемам работу, требующую немалых капиталовложений. Эта работа была актуальна для Китайской Народной Республики, где в конце 90-х - в начале 2000-х годов создавалась инфраструктура современного рыночного капиталистического общества, одновремен-

но с этим шел процесс воспитания современных участников экономических процессов. В России процесс создания институтов современной цивилизации «западного» образца в сочетании со привитием населению соответствующих норм поведения произошел намного раньше и задача социального управления с использованием таких инструментов, как социальный кредитный рейтинг, является гораздо менее актуальной. Соответственно появляется вопрос, какой эффект такая система может принести в части социального управления и оправдает ли она затраты на ее создание. К тому же российский бизнес уже располагает инструментами оценки добропорядочности и платежеспособности финансовых контрагентов: в любом крупном российском банке существует своя система скоринга для оценки потенциальных заемщиков с учетом целого ряда поведенческих факторов. Существует такая система и на макроуровне, которые используются при осуществлении надзора за предприятиями, в частности - российскими банками в рамках так называемого «поведенческого» надзора [17, 18].

Смысл поведенческого надзора, который получает все более значительное распространение в деятельности Банка России, состоит в переносе акцента в контролирующих и надзорных действиях с соблюдения нормативных и формальных требований на финальный итог деятельности финансовых компаний, а именно предоставление потребителям финансовых услуг высокого качества на протяжении длительного времени.

Методы осуществления поведенческого надзора могут быть различными. Так, например, в Сингапуре надзор за финансовыми организациями сконцентрирован на получении потребителями максимального эмоционального и прикладного финансового результата. В Швейцарии, с другой стороны, акцент делается на мониторинге соблюдения правил ведения бизнеса для защиты потребителей от манипулирования и обмана со стороны финансовых

423

компаний, а также нарушений принципов равенства доступа к финансовым услугам. В Нидерландах во главу угла ставится качественная оценка деятельности финансовых организаций, их добропорядочности, а также культура взаимодействия с потребителями. В Великобритании поведенческий надзор ориентируются на соблюдение стандартов взаимодействия с потребителями с целью снижения реального и возможного вреда, который банки и иные финансовые компании могут нанести потребителям и финансовому рынку как таковому. В рамках российской практики поведенческий надзор подразумевает воздействие на финансовые организации с целью формирования бизнес-моделей, ориентированных на максимальное удовлетворение потребностей потребителя, обеспечение его прав и интересов, совершенствование набора инструментов надзора за деятельностью рынка в сфере взаимоотношений с клиентами, а также системный и глубокий подход с целью пресечения нелегальной, нелицензированной деятельности на финансовых рынках, наносящей ущерб потребителю. В рамках данного подхода ключевой точкой контроля является клиентоориентированность финансового бизнеса, выражающаяся в долгосрочной удовлетворенности потребителя. Она, в свою очередь, является показателем качества продуктов и процессов взаимодействия с потребителями, а также фактором финансового успеха компании.

В рамках поведенческого надзора Центральный банк занимается сбором информации из различных источников, включая сюда информацию из социальных сетей, жалобы потребителей, обращения граждан, как в сам Центральный банк, так и в различные органы власти. Центральный банк также собирает информацию по своим запросам от финансовых организаций, анализирует их отчетность и данные из различных открытых источников. идет также обмен информацией с различными правоохранительными органами, которая дает возможность пресекать предоставле-

ние потребителям нелицензионных услуг и услуг низкого качества. Широкое использование информации из различных источников позволяет заранее выявлять проблемы на финансовых рынках и пресекать деятельность компаний, нацеленных на некорректное обслуживание потребителей финансовых услуг. Одним из основных источников такой информация являются жалобы потребителей, число которых в 2019 году составило около 250 тысяч. По результатам анализа информации каждому из финансовых институтов присваивается профиль риска, обозначающий его долгосрочная надежность в части предоставления потребителям услуг надлежащего качества. Банком России сегодня используется шкала из 5 уровней риска, от «Потребительские риски минимальны» до «Наличие в работе финансовой организации нарушений, которые могут привести к прекращению нее деятельности». Из этого описания видно, что основные подходы, используемые при построении социальных кредитных рейтингов в Китайской Народной республике, уже сейчас широко используются российскими регуляторами в практике повышения качества услуг, предоставляемых населению. Практика учета предыдущих заслуг широко используются в деятельности российских судов при вынесении судебных приговоров.

С другой стороны, совершенно очевидно, что практика Китайской Народной Республики в части составления и использования социальных кредитных рейтингов нуждается в дополнительном изучении и применении наиболее удачных инструментов в практике социального управления для ускорения социально экономического развития России.

Литература

1. Liao Ling. Analysis of the current situation of the construction of our country's social crédit system [J]. Economic Outlook the Bohai Sea, 2020 (11):125-127. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://d.wanfangdata.

424

com.cn/periodical/ChlQZXJpb2RpY-2FsQ0hJTmV3UzIwMjIwMzIyEhBoY-mhqamx3MjAyMDExMDU5GghxNn- 7. J0djY5Yw%3D%3D (дата обращения 25.04.2022)

2. Jin Shanglong. Explore the high-quality development ideas of "Credit Tian-jin" based on the current situation of Tianjin's social credit system con- 8. struction [J]. Information System Engineering, 2020(2):8-10. D0l:10.3969/j. issn. 1001-2362.2020.02.003. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://d.wanfangdata.com.cn/ periodical/ChlQZXJpb2RpY2FsQ0h-JTmV3UzIwMjIwMzIyEg94eHh0Z- 9. 2MyMDIwMDIwMDMaCHgydDFia3hp (дата обращения 25.04.2022)

3. Zhang Kaixuan. Research on the current situation, problems and counter-measures of the construction of the social credit system in TS City [D]. North China University of Technology, 2020. D0I:10.27108/d. cnki. ghe-lu. 2020.000631. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: 10. https://d.wanfangdata.com.cn/the-sis/ChJUaGVzaXNOZXdTMjAyM-jAzMjMSCUQwMjE1NTYwNBoIMX- 11. dzYmM4bDc%3D (дата обращения 25.04.2022)

4. Peng Peng. Social Credit Construction

in Hunan Province: Basic Achieve- 12. ment, Current Problems and Development Pat [J]. Journal of Hunan University of Commerce,2019,26(2):72-82. D0I:10.3969/j.issn. 1008-

2107.2019.02.008. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https ://d. wanfangdata.com.cn/periodical/ 13. ChlQZXJpb2RpY2FsQ0hJTmV3UzI-wMjIwMzIyEhBobnN4eXhiMjAxOTAy-MDA4GghueXg1 bHpqYQ%3D%3D (дата обращения 25.04.2022)

5. Фомичева Т.Л. Социальный кредит в Китае - управление поведением населения в цифровую эпоху. Самоуправление. 2021. № 2 (124). С. 522-525.

6. Рувинский Р.З. Система социаль- 14. ного кредита в Китае: модель конституционализма для кризисной эры. Сравнительное конституци-

425

онное обозрение. 2021. № 3 (142). С. 63-85.

Шилова Т.С. Влияние технологий искусственного интеллекта на создание системы социального кредита доверия в Китае. Via scien-tiarum - Дорога знаний. 2021. № 2. С. 109-114.

Габдулина Д.Р. Система социального кредита в Китае: теория и практика. В сборнике: Правовое образование. Сборник научных статей. Под редакцией Б.М. Магомедова, А.И. Вакула. Ростов-на-Дону, 2021. С. 70-75.

Amanda Lee. What is China's social credit system and why is it controversial? South China Morning Post 09/08/2020 [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https:// www.scmp.com/economy/china-economy/article/3096090/what-chinas-social-credit-system-and-why-it-controversial (дата обращения 25.04.2022)

Shazeda Ahmed, «The Messy Truth About Social Credit», Logic, no 7 / China ФЦ, 01.05.2019. René Raphaël et Ling Xi, «Bons et mauvais Chinois: Quand l'État organise la notation de ses citoyens », Le Monde diplomatique, janvier 2019. Рувинский Р.З., Тарасов А.А. -«Система социального кредита»: исторические предпосылки и док-тринальные основания феномена// Национальная безопасность / nota bene. - 2020. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0668.2020.3.33021 Елена Ларина, Владимир Ов-чинский. Китайская система социального кредита: традиции и технологии. «Завтра», 4 сентября 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: URL: https://zavtra.ru/blogs/kita-jskaya_sistema_sotcial_nogo_kred-ita_traditcii_i_tehnologii (дата обращения 25.04.2022) Шалагина С.В., Сердюк А.В. Философские концепции ритуала и человеколюбия как основа системы социального кредита в Китае. Вестник

УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2021. № 2 (36). С. 109-117.

15. Уведомление Государственного Совета об утверждении Плана строительства системы социального кредитования (2014-2020 годы) от 14/06/2014 [Электронный ресурс] Режим доступа

URL: http://www.gov.cn/zhengce/con-tent/2014-06/27/content_8913.htm (дата обращения 25.04.2022)

16. Ожидания жителей Пекина относительно строительства системы социального кредитования 21.01.06. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.creditchina. gov.cn/xinyongyanjiu/xinyongyanjiu-huicui/202101/t20210106_222964. html (дата обращения 25.04.2022)

17. Направления защиты прав потребителей финансовых услуг. Информационный доклад Банка России. Москва, 2021.

18. Концепция противодействия недобросовестным действиям на финансовом рынке. Банк России. Москва, 2018.

ATTITUDES OF THE CHINESE PEOPLE TOWARDS THE CHINESE SOCIAL CREDIT SYSTEM

Zhang Wen

Financial University under the Government of the Russian Federation

The problems of social management, improvement of financial discipline, as well as correction of social behavior through the introduction of a system of rewards and punishments within the framework of the social credit ratings system are considered. The main mechanisms of the Chinese social credit rating system and the features of its functioning mechanisms are shown. It is shown that the system of social credit ratings is based on the historical tradition of the social structure of China. The main sources for the formation of databases for assessing the behavior of each citizen of the country are presented. The data of a sociological study on the perception of the social credit rating system by the Chinese population are presented. It is shown that the system of social credit ratings enjoys great support from the population and China.

The main directions of the system of improving social credit ratings necessary for the Chinese population are given. The question of applicability of elements of the social credit rating system for implementation in Russia is considered. The article states that the elements of the credit rating system are embodied today in the behavioral supervision system, which is used by the Bank of Russia in financial markets to monitor the activities of banks and other financial organizations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: social credit, social credit rating, behavioral supervision, population behavior, social rating, China.

References

1. Liao Ling. Analysis of the current situation of the construction of our country's social credit system [J]. Economic Outlook the Bohai Sea, 2020 (11):125-127. [Electronic resource] Access mode URL: https://d. wanfangdata.com.cn/periodical/ChlQZX-Jpb2RpY2FsQ0hJTmV3UzIwMjIwMzIyE-hBoYmhqamx3MjAyMDExMDU5GghxNn-J0djY5Yw%3D%3D (accessed 25.04.2022)

2. Jin Shanglong. Explore the high-quality development ideas of "Credit Tianjin" based on the current situation of Tianjin's social credit system construction [J]. Information System Engineering, 2020(2):8-10. D0I:10.3969/j. issn. 1001-2362.2020.02.003. [Electronic resource] Access mode URL: URL: https://d.wanfangdata.com.cn/period-ical/ChlQZXJpb2RpY2FsQ0hJTmV3UzIw-MjIwMzIyEg94eHh0Z2MyMDIwMDIwMD-MaCHgydDFia3hp (accessed 25.04.2022)

3. Zhang Kaixuan. Research on the current situation, problems and countermeasures of the construction of the social credit system in TS City [D]. North China University of Technology, 2020. D0I:10.27108/d. cnki. ghelu. 2020.000631. [Electronic resource] Access mode: URL: https://d.wanfangdata.com.cn/thesis/ ChJUaGVzaXNOZXdTMjAyMjAzMjM-SCUQwMjE1 NTYwNBoIMXdzYmM4bD-c%3D (accessed 25.04.2022)

4. Peng Peng. Social Credit Construction in Hunan Province: Basic Achievement, Current Problems and Development Pat [J]. Journal of Hunan University of Com-merce,2019,26(2):72-82. D0I:10.3969/j. issn. 1008-2107.2019.02.008. [Electronic resource] Access mode URL: https://d. wanfangdata.com.cn/periodical/ChlQZX-Jpb2RpY2FsQ0hJTmV3UzIwMjIwMzIyEh-

426

BobnN4eXhiMjAxOTAyMDA4GghueXg1b-HpqYQ%3D%3D (accessed 25.04.2022)

5. Fomicheva T.L. Social credit in China -managing the behavior of the population in the digital age. Self-government. 2021. No. 2 (124). pp. 522-525.

6. Ruvinsky R.Z. The social credit system in China: a model of constitutionalism for the crisis era. Comparative Constitutional Review. 2021. No. 3 (142). pp. 63-85.

7. Shilova T.S. The influence of artificial intelligence technologies on the creation of a social credit system of trust in China. Via sci-entiarum - The Road of knowledge. 2021. No. 2. pp. 109-114.

8. Gabdulina D.R. The social credit system in China: theory and practice. In the collection: Legal education. Collection of scientific articles. Edited by B.M. Magomedov, A.I. Vakul. Rostov-on-Don, 2021. pp. 70-75.

9. Amanda Lee. What is China's social credit system and why is it controversial? South China Morning Post 09/08/2020 [Electronic resource] Access mode URL: https:// www.scmp.com/economy/china-economy/ article/3096090/what-chinas-social-credit-system-and-why-it-controversial (accessed 25.04.2022)

10. Shazeda Ahmed, "The Messy Truth About Social Credit", Logic, No. 7 / China, 01.05.2019.

11. René Raphaël et Ling Xi, "Bons et mauvais Chinois: Quand l'état organize la notation de ses citoyens", Le Monde diplomatique, janvier 2019.

12. Ruvinsky R.Z., Tarasov A.A. - "Social credit system": historical prerequisites and doc-

trinal foundations of the phenomenon// National security / nota bene. - 2020. - No. 3. DOI: 10.7256/2454-0668.2020.3.33021

13. Elena Larina, Vladimir Ovchinsky. The Chinese social credit system: traditions and Technologies. "Tomorrow", September 4, 2019. [Electronic resource] Access mode URL: https://zavtra.ru/blogs/kitajskaya_sis-tema_sotcial_nogo_kredita_traditciLLteh-nologii (accessed 25.04.2022)

14. Shalagina S.V., Serdyuk A.V. Philosophical concepts of ritual and philanthropy as the basis of the social credit system in China. USNTU Bulletin. Science, education, economics. Series: Economics. 2021. No. 2 (36). pp. 109-117.

15. Notification of the State Council on the approval of the Plan for the Construction of the Social Credit System (2014-2020) dated 14/06/2014 [Electronic resource] Access mode http://www.gov.cn/zhengce/ content/2014-06/27/content_8913.htm (accessed 25.04.2022)

16. Expectations of Beijing residents regarding the construction of a social credit system 21.01.06. [Electronic resource] Access mode URL: https://www.creditchina.gov.cn/ xinyongyanjiu/xinyongyanjiuhuicui/202101/ t20210106_222964.html (accessed 25.04.2022)

17. Directions of consumer protection of financial services. Information report of the Bank of Russia. Moscow, 2021.

18. The concept of countering unfair actions in the financial market. The Bank of Russia. Moscow, 2018.

427

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.