Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА» В УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА» В УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / СИСТЕМА «СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА» / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахматуллин Р. Р.

В статье рассматриваются перспективы изменения уголовного законодательства Российской Федерации путем внедрения передовой технологии «социального рейтинга» (далее - система «социального кредита»), которая запущена и эффективно реализуется в Китайской Народной Республике. Рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования «социального кредита», проанализированы достоинства и недостатки этой системы в КНР. Также предложено использование опыта Китая и его внедрение с определенными изъятиями в уголовное законодательство России. Определены пути развития и совершенствования правовой системы нашего государства в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF THE "SOCIAL CREDIT" SYSTEM IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF RUSSIA

The article discusses the prospects for changing the criminal legislation of the Russian Federation by introducing the advanced technology of "social rating" (hereinafter referred to as the "social credit" system), which is launched and effectively implemented in the People's Republic of China. The current problems of legal regulation of "social credit" are considered, the advantages and disadvantages of this system in the PRC are analyzed. It is also proposed to use the experience of China and its implementation with certain exceptions in the criminal legislation of Russia. The ways of development and improvement of the legal system of our state in this direction are defined.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА» В УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА» В УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

Р.Р. Рахматуллин, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-232-236

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы изменения уголовного законодательства Российской Федерации путем внедрения передовой технологии «социального рейтинга» (далее - система «социального кредита»), которая запущена и эффективно реализуется в Китайской Народной Республике. Рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования «социального кредита», проанализированы достоинства и недостатки этой системы в КНР. Также предложено использование опыта Китая и его внедрение с определенными изъятиями в уголовное законодательство России. Определены пути развития и совершенствования правовой системы нашего государства в данном направлении.

Ключевые слова: социальный рейтинг, система «социального кредита», уголовный закон, уголовное наказание, условное осуждение.

В современном постиндустриальном обществе активно развиваются информационные технологии. В данной сфере общественных отношений Китай демонстрирует впечатляющие результаты. И вершиной такого прогресса Поднебесной стало внедрение системы «социального кредита». Нововведение было обусловлено для Китая тем, что за тысячелетнюю историю в данном государстве культивировались идеи конфуцианства и коллективного труда, общинные интересы и попечительство, что стало непосредственной причиной стремления построения «гармоничного социалистического общества» [1]. Сюда также можно отнести и официальную коммунистическую идеологию Китая, хорошие показатели роста экономики и социально-культурные особенности Китайской культуры.

Система «социального кредита» является будущей системой построения «цифрового мира». Полагаем, что китайская социальная инновация, которая пока шокирует современное общество, имеет заметные конкурентные преимущества и не сводится сугубо к «цифровой диктатуре» [2]. Она может и должна быть применена в демократических государствах, где права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, так как она будет ис-

пользована сугубо для защиты интересов человека и гражданина.

Несомненно, система «социального кредита» как элемент цифрового будущего не может быть полностью скопирована нашим государством, поскольку исходя из политико-экономических, духовно-

культурных различий Китая и России такая реформа общественного сознания, на наш взгляд, будет провалена.

Для объяснения собственной точки зрения, проанализируем понятие, элементы, положительные и отрицательные стороны данной системы. Социальный кредит представляет собой систему оценки граждан и организаций, должностных лиц и органов государственного управления по установленным законом параметрам, которые собираются с помощью инструментов массового наблюдения, использующих технологию анализа больших данных. Сама идея особого подхода к кредитным программам исходит из рейтинговых баллов, которые присваиваются гражданам Китая, позволяют подразделять их на черные и красные списки и направлены на дисциплинирование личности [3].

К людям с пониженным социальным рейтингом применяются определенные санкции. Введение системы кредитования

посредством рейтинговых баллов вызвало широкий резонанс и дискуссию в международном сообществе. Большинством исследователей, экспертов и экономистов данная система трактуется как альтернативная, созданная в противовес рыночно-либеральной модели современного индустриального общества. Но есть иная точка зрения, согласно которой китайская модель кредитования служит новым форматом социальных отношений и эквивалентна цифровому будущему, т.е. в перспективе опыт будет перенят государствами постиндустриального цикла. Однако, для России полное копирование идей «всеобщего контроля» невозможно, поскольку наряду с положительными факторами существуют и негативные последствия системы «социального кредита». По нашему мнению, среди них особенно важно учитывать:

1) отсутствие всеобъемлющего продвижения идей свободы личности, в том числе и прогрессивных идей, которые в «узких стенах» тоталитарного контроля не будут восприняты обществом как положительное поведение субъекта; ведь, в большинстве случаев люди, способные менять мир к лучшему имеют иррациональные качества, которые будут уничтожены данной системой;

2) чрезмерный контроль приведет к причислению части населения к так называемым «изгоям», которые по различным причинам, не будут иметь равные права и возможности по сравнению с другими людьми;

3) общество станет легко манипулируе-мым, поскольку заключается определенное соглашение между государством и отдельными гражданами, что обусловит распространение типичного однообразного поведения населения — это образом повлияет на поведенческие и культурные ориентиры общества;

4) со временем будут созданы средства обхода данной системы, в том числе и способы получения определенного количества баллов, что приведет в краткосрочной перспективе к «застою» в информационном пространстве и посеет недоверие среди членов общества;

5) установление миллионов камер и иных средств слежения не решит проблему тотального контроля за обществом, например, в КНР существует институт массового доносительства, что определенным образом дискредитирует данную систему, которая рассчитана на массовое слежение.

По указанным причинам система «социального кредита» не может быть внедрена в Российскую действительность. Однако отдельные наработки в этом направлении можно эффективно использовать. На наш взгляд, необходимо полностью исключить негативные правовые последствия «социального кредита», которые закреплены в Гражданском кодексе Китая. К примеру, не приемлемо для России устанавливать ограничения передвижения, выбора места жительства и т.д., поскольку данные положения противоречат основам Конституции Российской Федерации, которая признает в нашей стране демократические принципы и идеалы правового государства. Необходимо модифицировать систему «социального кредита», убрав из нее лишние элементы.

В демократическом государстве лицо, не должно принуждаться к должному поведению, а должно знать о неправомерности плохого поведения. В сознании гражданина должно лежать понимание правомерного и неправомерного, справедливого и несправедливого, добра и зла. Следовательно, система «социального кредита» для внедрения ее в российское общество требует переформатирована. В ее основе должно лежать только система поощрения, а не система наказания за неправомерное поведение. Она должна работать только при условии согласия самого гражданина быть участником или субъектом такого правоотношения, и не должна затрагивать основные права и свободы человека и гражданина.

В определенном смысле такая система в России уже существует. К примеру, в административном праве при своевременной оплате штрафа за нарушение правил дорожного движения предоставляется возможность оплаты только половины установленного законом размера штрафа. Однако она не опробована во многих иных

областях, в частности в сфере уголовного права, где она весьма уместна и необходима.

Система «социального кредита» должна строго соответствовать всем положениям Конституции РФ и не нарушать прав и свобод человека и гражданина. Она должна быть встроена в правовую систему Российской Федерации, следовательно, может быть внедрена в те правоотношения, где уже существуют определенные ограничения прав и свобод граждан. Таковыми субъектами являются лица, осужденные судом за совершение преступления.

Точечное внедрение системы «социального кредита» для наблюдения за осужденными и лицами, имеющими судимость, позволит установить степень их исправления и перевоспитания. В данном аспекте «система социального кредита» будет выступать не средством тотального контроля государства за лицами, осужденными за преступления, а станет средством их перевоспитания и тем самым будет способствовать достижению задач уголовного закона. Система «социального кредита» может стать востребованной при использовании ее механизмов при назначении условного осуждения (исполнение определенных обязанностей в соответствии с пунктом 5 статьи 73 УК РФ), условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (в соответствии с пунктом 1 статьи 79 УК РФ) и определения порядка снятия судимости до истечения срока ее погашения (пунктом 5 статьи 86 УК РФ). Указанные институты уголовного права родственны по своей правовой природе, поскольку требуют контроля за постпреступным поведением лица, совершившего преступление. Считаем, что система «социального кредита» подходит для ее внедрения именно в эти институты уголовного права России.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ, если суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать наказание условным. К сожалению, в УК РФ не раскрываются признаки, свидетельствующие о достижении этой цели. Установление системы «социального

кредита» позволит устранить субъективный фактор при определении степени исправления лица, которому назначено условное осуждение. Новейшие информационно-аналитические механизмы контроля будут в полной мере обеспечивать оценку исполнения обязанностей условно осужденного лица.

С другой стороны, это приведет к уменьшению бюрократизации контроля со стороны уполномоченных специализированных государственных органов и командований воинских частей, что будет способствовать улучшению качества их работы и сокращению бюджетных расходов. При этом контроль станет прозрачным и эффективным.

Вдобавок, можно внедрить систему «социального кредита» в статью 79 УК РФ, но с некоторыми изъятиями. Это позволит установить примерное поведение осужденного, в том числе дать суду фактические и реальные основания для определения степени исправления лица.

Также, необходимо внедрение системы «социального кредита», то есть мониторинга поведения лиц, в пункт 5 статьи 86 УК РФ для определения «безупречного поведения» лица после отбытия наказания и досрочного погашения судимости. Действующий уголовный закон допускает возможность досрочного снятия судимости в качестве меры уголовно правового поощрения позитивного поведения осужденного. Судимость может быть снята судом до истечения срока погашения судимости, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением. Понятие «безупречности» в законе не раскрывается, однако по смыслу самого термина осужденный должен отличаться позитивными поведением и отношением к выполнению обязанностей, которые характеризуют его как законопослушного гражданина и свидетельствуют о его полном исправлении [4]. Отсюда было бы логичным определить понятие «безупречного поведения» лица через призму системы «социального кредита». Однако данная инициатива должна всецело исходить от самого лица, вышедшего на свободу. Ина-

че будут нарушены основополагающие принципы уголовного закона и конституционные права и свободы субъекта. И если лицо, будет согласно на такое ограничение личного пространства, то оно будет ходатайствовать о применении такой системы в отношении него. И при соблюдении определенных стандартов поведения будет иметь право досрочного погашения судимости. На практике такая рейтинговая система может быть представлена, например, следующим образом:

- стартовый рейтинг для лица будет составлять - одну тысячу баллов;

- рейтинговая система основывается на анализе 160 тысяч параметров (на примере Китая, однако перечень может быть сужен, поскольку нужно контролировать только основные показатели исправления осужденного лица, вышедшего на свободу);

- вся информация будет собирается в едином информационном центре уголовно-исполнительных инспекций;

- приобретение более 1050 баллов будет свидетельствовать о безупречном поведении лица и будет основанием для досрочного погашения судимости;

- понижение рейтинга до 900 баллов будет свидетельствовать о недопустимости досрочного погашения судимости, так как лицо будет «неблагонадежным», что будет свидетельствовать о не достижении задач уголовного закона в отношении данного лица.

Таким образом, будут установлены строгие рамки понятия «безупречного по-

ведения», что облегчит решение вопроса о снятии судимости.

Однако введение такой системы создаст ряд определенных проблем. Необходимо будет решить вопросы, связанные с техническим оснащением уполномоченных органов, определить перечень субъектов наблюдения, установить параметры защищенности объектов наблюдения и, главное, провести финансово-экономическую оценку данной реформы.

Полагаем, что поскольку инфраструктура, необходимая для реализации проекта, с каждым годом в России неуклонно увеличивается, финансово-экономические вопросы не станут причиной его сворачивания. Если в Китае система «социального кредита» введена в отношении всех граждан, то в России она будет касаться только лиц, осужденных за преступление или лиц, имеющих судимость. Их количество по данным обзора судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей порядка двухсот тысяч человек [5]. Это немного по сравнению с населением России.

В заключение отметим, что система «социального кредита» не может быть полностью продублирована и перемещена в российскую правовую систему. Однако ее точечное внедрение позволит эффективно решать стоящие перед государством задачи исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Возможно, это даст основания в дальнейшем применить этот опыт и в других отраслях рос-

сииского права.

Библиографический список

1. Гордеев А. Цифровая диктатура: как в Китае вводят систему социального реИтинга // Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/11/12/2016/58495 3bb9a79477c8a7c08a7 (дата обращения: 05.03.21).

2. Галиуллина С.Д., Бреслер М.Г., Сулейманов А.Р., Рабогошвили А.А., Байрамгуло-ва Н.Н. Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - № 4 (26). -С. 114-121.

3. Рувинский Р.З., Тарасов А.А. Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена // Национальная безопасность / nota bene. -2020. - № 3. - С. 72-88.

4. Музафаров С.З. Прекращение судимости по Уголовному законодательству Таджикистана и России: проблемы и пути их решения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2019. - № 3 (85). - С. 34-39.

5. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2019 году // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2020/Obzor_sudebnoy_statistiki_o_deyatel nosti_federalnih_sudov_obshchey_yurisdiktsii_i_mirovih_sudey_v_2019_godu.pdf (дата обращения: 04.03.2020).

CURRENT TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF THE "SOCIAL CREDIT" SYSTEM IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF

RUSSIA

R.R. Rakhmatullin, Student

Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the prospects for changing the criminal legislation of the Russian Federation by introducing the advanced technology of "social rating" (hereinafter referred to as the "social credit" system), which is launched and effectively implemented in the People's Republic of China. The current problems of legal regulation of "social credit" are considered, the advantages and disadvantages of this system in the PRC are analyzed. It is also proposed to use the experience of China and its implementation with certain exceptions in the criminal legislation of Russia. The ways of development and improvement of the legal system of our state in this direction are defined.

Keywords: social rating, "social credit" system, criminal law, criminal punishment, suspended sentence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.