Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ (СКОРИНГ): ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ (СКОРИНГ): ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальное кредитование / государственное управление / права человека / публичное право / социальное рейтингование / социальный скоринг / система социального кредита / большие данные / искусственный интеллект / social scoring / public administration / human rights / public law social credit system / Big Data / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазаров Алан Альбертович

Стремительное развитие информационных технологий открывает человечеству занавес новых возможностей и рисков. Помимо правовых вопросов необходимо учитывать этические аспекты, так как общество должно быть всесторонне готово к той реальности, которая ждет нас в ближайшем будущем. В статье собраны основные этико-правовые вопросы, возникающие при применении социального кредитования (скоринга) в государственном управлении. Показано, что скоринговый рейтинг может быть образован за счет больших данных, на основе этого рейтинга искусственный интеллект может принимать решения, а собранный системой цифровой портрет может стать основой формирования аватара метавселенной. Обоснован вывод о том, что в контексте отмеченных процессов права и свободы человека и гражданина должны быть поставлены во главу угла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SCORING: ETHICAL AND LEGAL ISSUES

The rapid development of information technology opens a curtain of new opportunities and risks for humanity. In addition to legal issues, it is necessary to take into account ethical aspects, since society must be fully prepared for the reality that awaits us in the near future. The article collects the main ethical and legal issues that arise when using social lending (scoring). It is shown that a scoring rating can be formed using big data; based on this rating, artificial intelligence can make decisions, and a digital portrait collected by the system can become the basis for forming an avatar of the metaverse. The conclusion is substantiated that in the context of the noted processes, the rights and freedoms of man and citizen should be placed at the forefront.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ (СКОРИНГ): ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ»

После отведенного времени (около 40 минут) каждая команда осуществляет публичную защиту результатов своего исследования.

Рассмотренные методики позволяют вовлечь обучающихся не только в образовательный процесс, но и получить навыки участия в процедуре выборов, а также возможность ориентироваться в поиске информации на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, иметь представление о системе и структуре органов власти.

Данные подходы могут быть использованы при изучении институтов конституционного права (составной части дисциплины «Правоведение) в неюридических вузах, а также в старших классах общеобразовательных организаций при изучении тем по конституционному праву в курсе «Обществознания».

Литература и источники

1. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.

2. Кабышев С.В. О парадигме конституционного права России в новых исторических реалиях // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 2. С. 2-7.

3. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.

4. Асанов С.А., Акименко Г.В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе // Дневник науки. 2020. № 8(44).

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

6. Гусева О.Ю. Методика проведения ролевой деловой игры по дисциплине «Конституционное право» со студентами высших учебных заведений водного транспорта // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 170-172.

7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

References and Sources

1. Konstitucionnoe pravo: universitetskij kurs: uchebnik: v 2 t. / S.V. Arbuzov, T.V. Berezhnaya, I.A. Volod'ko i dr.; pod red. A.I. Kazannika, A.N. Kostyukova. M.: Prospekt, 2015. T. 1. p. 432.

2. Kaby'shev S.V. O paradigme konstitucionnogo prava Rossii v novy'x istoricheskix realiyax / Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2023. № 2. p. 2 - 7.

3. Bezrukov A.V. Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yusticinform, 2015. 304 p.

4. Asanov S.A., Akimenko G.V. Pedagogicheskij dizajn i pedagogicheskoe proektirovanie kak effektivnye tekhnologii organizacii obrazovatel'nogo processa v vuze HDnevnik nauki. 2020. № 8(44).

5. Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (red. ot 31.07.2023) !! SZ RF. 2002. № 24. St. 2253.

6/ Guseva, O. Yu. Metodika provedeniya rolevoj delovoj igry' po discipline «Konstitucionnoe pravo» so studentami vy'sshix uchebny'x zavedenij vodnogo transporta / O. Yu. Guseva / Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2013. № 36. p. 170-172. 7. Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya: federal'nyj zakon ot 09.02.2009 № 8-FZ И SZ RF. 2009. № 7. St. 776.

БАТОВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России BATOVA, OKSANA S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of State Legal Disciplines, Faculty of Law, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia (oksana.batova77@mail.ru).

УДК 349.1:342.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-93-96

ЛАЗАРОВ А.А.

СОЦИАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ (СКОРИНГ): ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Ключевые слова: социальное кредитование, государственное управление, права человека, публичное право, социальное рейтингование, социальный скоринг, система социального кредита, большие данные, искусственный интеллект.

Стремительное развитие информационных технологий открывает человечеству занавес новых возможностей и рисков. Помимо правовых вопросов необходимо учитывать этические аспекты, так как общество должно быть всесторонне готово к той реальности, которая ждет нас в ближайшем будущем. В статье собраны основные этико-правовые вопросы, возникающие при применении социального кредитования (скоринга) в государственном управлении. Показано, что скоринговый рейтинг может быть образован за счет больших данных, на основе этого рейтинга искусственный интеллект может принимать решения, а собранный системой цифровой портрет может стать основой формирования аватара метавселенной. Обоснован вывод о том, что в контексте отмеченных процессов права и свободы человека и гражданина должны быть поставлены во главу угла.

LAZAROV, A.A. SOCIAL SCORING: ETHICAL AND LEGAL ISSUES

Key words: social scoring, public administration, human rights, public law social credit system, Big Data, artificial intelligence.

The rapid development of information technology opens a curtain of new opportunities and risks for humanity. In addition to legal issues, it is necessary to take into account ethical aspects, since society must be fully prepared for the reality that awaits us in the near future. The article collects the main ethical and legal issues that arise when using social lending (scoring). It is shown that a scoring rating can be formed using

big data; based on this rating, artificial intelligence can make decisions, and a digital portrait collected by the system can become the basis for forming an avatar of the metaverse. The conclusion is substantiated that in the context of the noted processes, the rights and freedoms of man and citizen should be placed at the forefront.

Широкое использование и развитие информационных технологий обоснованно дают дополнительный повод задуматься о будущем человечества. Вопросы, связанные с применением новых технологий в бизнесе, образовании и государственном управлении, уже выносятся на обсуждение в рамках мероприятий деловых программ крупных международных форумов, а иногда и вовсе становятся основной событийной повесткой. Например, в 2023 году состоялась Международная конференция Сбера «AI Journey 2023», посвященная искусственному интеллекту и его влиянию на жизнь человека и государства.

При использовании информационных технологий как в публичном управлении, так и в предпринимательской деятельности складывающиеся общественные отношения могут быть не урегулированы действующим законодательством, а также иметь потенциал вызвать общественный резонанс. Как отмечает Камалова Г.Г.: «усиление значения этики и права в условиях цифровизации определяет целесообразность научного осмысления объективных закономерностей трансформации общественных отношений» [1, с. 181].

На сегодняшний день нет до конца выработанной позиции в отношении искусственного интеллекта, нейронных сетей, больших данных, социального кредитования (скоринга) и метавселенных. Затрагиваются этико-правовые аспекты при поиске ответов на вопросы о правосубъектности искусственного интеллекта, правовом режиме больших данных, разработке алгоритма нейронной сети и многом другом.

Социальное кредитование (скоринг), подразумевающее под собой совокупность процессов, используемых для закрепления оценки или рейтинга за физическим или юридическим лицом на основе обработанной информации, заслуживает особого внимания. Данная система может по-разному называться (социальный рейтинг, социальное рейтингование, социальный скоринг), но правовая природа у этих явлений одна. В работе системы могут использоваться различные информационные технологии, скоринговый рейтинг может быть образован за счет больших данных, на основе этого рейтинга искусственный интеллект может принимать решения, а собранный системой цифровой портрет может стать основой формирования аватара метавселенной. Таким образом, использованию социального кредитования (скоринга) автоматически сопутствуют неразрешенные до сих пор проблемы правового регулирования и вопросы этики. И это несмотря на то, что само явление социального рейтингования весьма специфично и вызывает массу споров относительно допустимости применения таких систем.

Это связано, прежде всего, с тем, что социальное рейтингование по своей сути - инструмент оценивания, использующий обработку данных. И на сегодняшний день этот инструмент может быть направлен в отношении физических лиц. Если в таких странах, как Китай система социального кредита используется открыто, то в других странах социальное рейтингование носит чаще латентный характер. Оно используется для автоматизации процесса, для его ускорения. Бизнесу необходимо быстро давать оценку клиенту, просчитывать риски. Думать о том, что внедрение социального кредитования (скоринга) означает точное копирование китайской системы социального кредита не совсем правильно, так как использование социального кредитования (скоринга) может быть осуществлено в совершенно разных вариантах. Допустим, в государстве законодательно закреплено социальное рейтингование в отношении физических и юридических лиц, режим рейтинга данных, в котором содержится определенная градация в зависимости от оценки или рейтинга, наступление юридически значимых последствий на основании результатов социального рейтингования и так далее. В таком случае эта система становится частью государственной и муниципальной политики, а также инструментом публичного управления, который открыто признается и используется.

Однако следует понимать, что социальное рейтингование может функционировать в отношении физических и юридических лиц, будучи законодательно не закрепленным, а его применение регулируется смежными правовыми режимами и базовыми положениями информационного законодательства. В таком варианте оценка или рейтинг, скорее всего, будут известны только оператору социального рейтингования или же заказчику результатов работы такой системы. Латентное использование социального рейтингования не исключает применение

этой системы в публичном управлении. Причем спектр возможностей остается достаточно широким: от анализа турпотока и формирования цифрового профиля туриста до оценки состояния бизнеса и качества жизни на определенной территории. Трудно сказать, что ценность социального рейтингования понижается и зависит от открытости легитимного использования системы. В обоих случаях система функционирует.

Опасения, связанные с социальным рейтингованием, базируются на нежелании человека попасть под тотальный контроль и стремлении сохранить право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Ведь социальное рейтингование вполне способно охватить все сферы жизни человека. Вопрос о том, существует ли что-либо, что добропорядочный гражданин может скрывать, не совсем корректен. Конституционный Суд РФ справедливо указал, что «неприкосновенность частной жизни на конституционном уровне предполагает, что отношения, возникающие в сфере частной жизни, не могут быть подвергнуты интенсивному правовому регулированию и необоснованному вмешательству любых субъектов, которым сам гражданин доступ к указанной сфере не предоставил», а также то, что в понятие «частная жизнь» «включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю обществом и государством, если она носит непротивоправный характер» [2]. Неправомерно и недопустимо прибегать к обходу конституционных прав человека и гражданина путем фактического склонения к даче согласия на доступ к личной и семейной тайне, к частной жизни. Другим аргументом тотального применения социального рейтингования может выступать тезис о необходимости обеспечения безопасности. Такое всеобщее использование социального рейтингования в отношении физического лица будет свидетельствовать о существенной трансформации сегодняшней жизни общества.

Формирование цифрового портрета при применении социального рейтингования открывает возможность узнать о предпочтениях, пожеланиях, тревогах той или иной группы лиц. Такая информация способна раскрывать то, к чему человек больше расположен. Манипулирование информационным пространством человека позволяет влиять на его поведение. Более того, как уже отмечалось, социальное рейтингование предполагает наличие оценки действий и бездействия лица, которая может нести за собой как поощрение, так и наказание. Сама суть принципа «кнут и пряник» сказывается на поведении, имеет потенциал подталкивать к приспособлению к требованиям системы, к конформизму. Тогда вопрос об этичности внедрения тотального социального рейтингования будет со временем снят, и такая временность будет связана как с решением организационных вопросов применения системы, так и с привыканием и адаптацией к новым реалиям. Внедрение может реализовываться поэтапно, включать в себя широкий спектр привилегий и бонусов для участников системы.

К числу важных вопросов применения социального рейтингования следует отнести и вопрос о дискриминации, риск возникновения которой способен существенно повлиять на работу системы, так как социальное рейтингование может использоваться, например, в трудовых отношениях. Человек не способен так же быстро обрабатывать данные, как это могут сделать некоторые информационные технологии. Использование искусственного интеллекта при применении социального рейтингования поднимет вопрос о степени полномочий искусственного интеллекта выносить решения в отношении физических и юридических лиц. Более того, алгоритм принятия некоторых решений человек просто не сможет объяснить. Стоит отметить, что некоторые исследователи отметили риск возникновения опасности дискриминации «в процессе идентификации пользователей через их цифровые аватары и осуществляемые сделки в метавселенной» [3, с. 140].

Стремительное погружение современного общества в цифровую среду лишь повышает ее значимость, делает ее неотъемлемой частью жизни многих людей. В связи с этим уже в ближайшем будущем стоит задуматься о сохранении права на жизнь вне информационных технологий, или, проще говоря, права на отказ от них.

Поднимая вновь этико-правовые вопросы применения социального рейтингования в отношении населения страны, не следует забывать, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти. Этично и правомерно ли в таком случае рейтинговать и оценивать население Российской Федерации без принятия общенародного консенсуса в отношении работы данной системы? Следует также

обратить внимание на вопрос объективности оценки физического и юридического лица системой, недопустимости закрепления низкой оценки в качестве пожизненного клейма и отсутствия в связи с этим возможности улучшить эту оценку. Насколько правильным будет желание человека стать лучше, мотивированное именно необходимостью получить одобрение социального рейтинга?

Верно отмечают отечественные исследователи, что динамика «состояния правовой системы любого государства определяется уровнем развития государства и общества на определенном историческом этапе, а также совокупностью защищаемых интересов...» [4, с. 54]. В то же время следует согласиться с Чеботаревой А. А., которая указывает, что «эффективность правовых механизмов противодействия вызовам и угрозам информационной безопасности личности напрямую зависит от уровня правового обеспечения информационной безопасности личности» [5, с. 152].

Все вышеуказанные аспекты являются маятниками, дающими сигнал как правильно должны использоваться информационные технологии. Важным фактором нейтрализации и минимизации опасений относительно социального рейтингования является верно выстроенный баланс между сторонами, участвующими в работе системе. Дисбаланс заключается в том, что скоринг чаще всего используется в отношении физических лиц. Возможно, изменение самого подхода к социальному рейтингованию и эволюция данной системы в системы социального доверия позволит корректно ее использовать. Основная суть этого предложения заключается в самом названии явления social scoring, которое может пониматься, как общественная оценка, а не только как оценка общества. В таком случае система социального доверия становится инструментом оценки качества предоставления государственных услуг и платформой взаимодействия общества и государства, государства и бизнеса. При этом права и свободы человека и гражданина должны быть поставлены во главу угла.

Литература и источники

1. Камалова Г.Г. Правовые и этические принципы регулирования искусственного интеллекта и робототехники // Право и государство: теория и практика. 2021. № 10 (202). С. 181-184.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой» // Сайт Российской газеты. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2020/01/24/konstitucionniy-sud-dok.html.

3. Минбалеев, А.В. Титова Е.В. Правовые проблемы и риски проведения спортивных мероприятий в метавселенной // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23. № 1. С. 136-142.

4. Полякова, Т.А., Камалова, Г.Г. Ценностные изменения развития информационного права России // Правовое государство: теория и практика. 2023. № 2 (72). С. 53-59.

5. Чеботарева А.А. Теоретико-методологические подходы к правовому обеспечению информационной безопасности личности // Право и государство: теория и практика. 2017. № 6 (150). С. 149-152.

1. Kamalova G.G. Pravovye i eticheskie principy regulirovaniya iskusstvennogo intellekta i robototekhniki // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 10 (202). S. 181-184.

2. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 13.01.2020 N 1-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chastej 2 i 3 stat'i 13, punkta 5 chasti 5 stat'i 19 i chasti 1 stat'i 20 Federal'nogo zakona "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossij skoj Federacii" v svyazi s zhaloboj grazhdanki R.D. Svechnikovoj» II Sajt Rossijskoj gazety. [Elektronnyj resurs]. URL: https:IIrg.ruIdocumentsI2020I01I24Ikonstitucionniy-sud-dok.html.

3. Minbaleev, A.V. Titova E.V. Pravovye problemy i riski provedeniya sportivnyh meropriyatij v metavselennoj II Chelovek. Sport. Medicina. 2023. T. 23. №1. S. 136-142.

4. Polyakova, T.A., Kamalova, G.G. Cennostnye izmeneniya razvitiya informacionnogo prava Rossii II Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2023. № 2 (72). S. 53-59.

5. Chebotareva A.A. Teoretiko-metodologicheskie podhody k pravovomu obespecheniyu informacionnoj bezopasnosti lichnosti II Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. № 6 (150). S. 149-152.

ЛАЗАРОВ АЛАН АЛЬБЕРТОВИЧ - Руководитель Организационного управления Аппарата Ассоциации юристов России. LAZAROV, ALAN A. - Head of the Organizational Department of the Staff Association of Lawyers of Russia (lazarov@alrf.ru)

УДК 349.6 Б01: 10.24412/2411-2275-2023-4-96-103

ЛИСТОПАД О.Ф., МИНГАЛЁВ А.Д. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА УТИЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ОТХОДОВ

Ключевые слова: правовое регулирование, утилизация промышленных отходов, экологический комплаенс, утилизационный сбор, регуляторная гильотина.

Загрязнение огромных территорий представляет сегодня одну из основных угроз для обеспечения экологической безопасности населения России. В статье представлены результаты анализа современных норм российского законодательства в области управления промышленными отходами. На основе метода сравнительного анализа различных нормативных актов сделаны выводы об уровне стимулирующего воздействия нормативных актов на управления промышленными отходами, в том числе их утилизацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.