Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
299
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВА / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЙ КРЕДИТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Любашиц Валентин Яковлевич, Осинский Александр Сергеевич

Статья посвящена развитию концепции социального рейтинга (социального кредита) в условиях становления цифровой экономики. Рассматривается механизм внедрения в социально-экономическую жизнь общества и функционирования данного института на примере Китая, как родоначальника практического использования рейтинга в отношении прав, свобод и обязанностей граждан. Так же рассматривается критика такой модели взаимодействия государства и населения, а в заключении дается краткий анализ возможности применения социального кредита азиатской модели в условиях современной правовых и экономических реалиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Любашиц Валентин Яковлевич, Осинский Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND RISKS OF APPLYING SOCIAL RATING IN THE DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA

The article is devoted to the development of the concept of social rating (social credit) in the conditions of the formation of the digital economy. The mechanism of implementation in the socio-economic life of society and the functioning of this institution is considered on the example of China, as the ancestor of the practical use of the rating in relation to the rights, freedoms and duties of citizens. The criticism of such a model of interaction between the state and the population is also considered, and in the conclusion, a brief analysis of the possibility of using social credit of the Asian model in the conditions of modern legal and economic realities of Russia is given.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

Информационное право

DOI 10.47643/1815-1337_2020_11_118

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ЛЮБАШИЦ Валентин Яковлевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета. E-mail: 6111991gods@mail.ru;

ОСИНСКИЙ Александр Сергеевич,

специалист по учебно-методической работе юридического факультета Южного федерального университета. E-mail: 6111991gods@mail.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 19-011-00820 А «Правовая политика российского государства, ее приоритеты и принципы в условиях цифровой экономики и цифрового технологического уклада: концептуальные, методологические, отраслевые аспекты цифровизации права и правового регулирования»

Краткая аннотация: статья посвящена развитию концепции социального рейтинга (социального кредита) в условиях становления цифровой экономики. Рассматривается механизм внедрения в социально-экономическую жизнь общества и функционирования данного института на примере Китая, как родоначальника практического использования рейтинга в отношении прав, свобод и обязанностей граждан. Так же рассматривается критика такой модели взаимодействия государства и населения, а в заключении дается краткий анализ возможности применения социального кредита азиатской модели в условиях современной правовых и экономических реалиях России.

Abstract: The article is devoted to the development of the concept of social rating (social credit) in the conditions of the formation of the digital economy. The mechanism of implementation in the socio-economic life of society and the functioning of this institution is considered on the example of China, as the ancestor of the practical use of the rating in relation to the rights, freedoms and duties of citizens. The criticism of such a model of interaction between the state and the population is also considered, and in the conclusion, a brief analysis of the possibility of using social credit of the Asian model in the conditions of modern legal and economic realities of Russia is given.

Ключевые слова: цифровизация права, социальный рейтинг, социальный кредит, цифровая экономика, право, государство.

Keywords: digitalization of law, social rating, social credit, digital economy, law, state.

Один из важнейших факторов изменения экономической системы общества во все времена выступало развитие научно-технического прогресса. С течением времени, посредством получения человечеством новых технологий, в XXI веке сформировался совершенно новый тип экономической формации, ставя перед собой новые задачи в области развития государства. Этот институт получил название «Цифровая экономика» Нынешний этап развития человечества можно смело охарактеризовать как этап революционного становления взаимодействия человека и цифровых технологий (цифрового пространства).1 На первый план стремительно выходят принципиально новые коммуникационные возможности, позволяющие обеспечить производство, хранение и обработку достаточно обширных объемов информации, что ранее могло показаться невозможным. В основе цифровой экономики лежит множество информационных технологий, которые кардинальным образом изменили окружающий мир и отношение к нему. К ключевым технологиям относят следующие информационные технологии: когнитивные технологии, облачные технологии, интернет вещей, большие данные.2

Цифровая экономика стремительно развивается во

1 Костина А.А. Кожушко А.И. Система социального рейтинга как способ обеспечения национальной безопасности: возможен ли опыт Китая в России. в сборнике Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации сборник статей по материалам Первого Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. Тюмень, 2020.

2 Крылов В. С., Бекирова Э. А., Крылов Д. В. цифровая экономика в Китае: каче-

ственный анализ системы социального рейтинга Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 3 (61) С. 83.

всем мире и является трендом нашей эпохи и представляет собой слияния реального и виртуального экономического пространства, укрепления тезиса: «информация равно товар». Многие экономически сильные государства (США, Китай, Сингапур и др.) пытаются найти оптимальную модель построения механизма взаимодействия государства и субъектов новой экономической системы. Неизбежно политика стран предполагает создание и развитие абсолютно новых институтов, основанных на цифровых технологиях, в правовой, социальной, культурной и иных сферах жизни граждан. Одним из таких институт «Социального рейтинга».

Что же такое социальный рейтинг?

Одно из определений социального рейтинга звучит так: социальный рейтинг (или социальный кредит) - это система государственного поощрения и наказания каждого лица (как физического, так и юридического), использующая для реализации инструменты больших данных(Ыд data). Первое упоминание системы социального кредита было озвучено исполнительным органом власти Государственным советом Китая 14 июля 2014 г. в публикации «Программа создания системы социального кредита (2014-2020)» с вполне определенным сроком выполнения. Именно в этом документе система приобрела свой настоящий вид.3 Она представляла собой идею, что при открытии счета для каждого гражданина, предприятия и организации уста-

3 Шаряпова Ю. Институт стран Востока Применение цифровых технологий: рейтинг социального доверия в Китае // Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран № 1 2018 г. С.106-110

навливается определенная сумма баллов. Эта начальная сумма гарантирует всем жителям равные стартовые условия. Она может либо увеличиваться, либо уменьшаться, в зависимости от того, что полезного или вредного делал обладатель счета. Высокий балл социального кредита позволяет гражданам иметь доступ к банковским услугам на льготных основаниях, претендовать на более оплачиваемую работу, иметь доступ к различным интернет-услугам, иметь возможность выезжать заграницу и многое другое. Напротив низкий балл предполагает ряд серьезных ограничений, как в экономических, так и социальных правах. К числу распространенных наказаний для неблагонадежных граждан с низким рейтингом следует отнести отказ в продаже авиабилетов и спальных мест в ночных поездах, публичное порицание, искусственное замедление скорости в сети «Интернет», лишение возможности поступить в вузы, отказ в размещении в роскошных от- 24 елях и предоставлении мест в дорогих ресторанах, запрет на работу в государственных учреждениях и в продвижении по службе, отказ в социальной помощи, отказ банков в выдаче кредитов и оформлении кредитных карт, страховок и ценных бумаг, более доскональный досмотр на таможне, запрет занимать руководящие должности в фармацевтической и пищевой промышленности и др.1 Аналогичная система действует и в отношении организаций. Компании и организации проверяют, например, на соответствие их деятельности экологическим, юридическим нормам. Оцениваются условия и безопасность труда на предприятиях, их финансовая отчетность и т. д.2 Концепция момента ее публикации активно внедряется и уже сейчас является неотъемлемой частью всей инфраструктуры крупных городов Китайской народной республики. За время развития инструментарий поощрений и санкций сильно расширился (например, одно из последних нововведений, негативно влияющих на баллы социального кредита в Китае, является употребление алкоголя и курение табака).

Вместе с тем, на Западе, в частности, в Германии, «Систему социального кредитования» Китая рассматривают как цифровую диктатуру, как контроль коммунистической партии абсолютно надо всем, равно как и свидетельством того, что КНР однозначно перевоплощается в полицейское государство. Запад полагает, что китайские власти фактически не предоставляют своим гражданам права на частную жизнь - все контакты в реальной и виртуальной жизни отмечаются и оцениваются, а также сохраняются в виде цифровых данных. Западных правозащитников и исследователей-китаистов беспокоит, что принимать решения на основе рейтинга человека будет не общество или незави-

1 Система тотального контроля в КНР составляет рейтинг граждан. Текст: электронный // Современный Китай: коротко о главном: [сайт] [2020]. URL: https://china-today.ru/sistema-totalnogo-kontrolya-v-knr-sostavlyaetrejting-grazhdan/

2 Крылов В. С., Бекирова Э. А., Крылов Д. В. цифровая экономика в Китае: качественный анализ системы социального рейтинга // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 3 (61) С. 86.

симая комиссия, а исключительно государство3.

Итак, возможно ли внедрение социального рейтинга в России по аналогии с китайской системой? Какие это влечет риски и перспективы? Для того чтобы ответить на поставленные вопросы необходимо дать оценку текущему развитию цифровой экономики в России.

Концептуально-правовой основой для реализации задач связанных с построением цифровой экономики явлется Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", разработанная в рамках реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы. Она направлена на создание условий для развития общества знаний в России, повышение благосостояния и качества жизни граждан за счет повышения доступности и качества товаров и услуг, производимых в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышение информированности и цифровой грамотности населения, повышение качества жизни населения. доступность и качество государственных услуг для граждан, а также безопасность как внутри страны, так и за рубежом. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» цифровая экономика представлена тремя уровнями, влияющими на жизнь граждан и общества в целом. 4

Во-первых, это рынки и отрасли экономики, где осуществляются взаимодействия между субъектами, такими как: поставщики и потребители товаров, работ и услуг.

Во-вторых, платформы и технологии, на которых формируются компетенции для развитие рынков и отраслей промышленности.

И, в-третьих, среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынка и секторов экономики (сфер деятельности) и охватывает информационную инфраструктуру, персонал и информационную безопасность.

Основными цифровыми технологиями, включенными в эту программу, являются: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; распределенные реестровые системы; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсоров; беспроводные технологии; Технологии виртуальной и дополненной реальности. В программе определены многие цели, такие как: создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечивается эффективное взаимодействие, в том числе перекрестное создание необходимых и

3 Eine neue Дга in den Beziehungen zwischen der EU und China: umfassendere strategische Zusammenarbeit? // Generaldirektion Externe Politikbereiche der Union. 2018. S. 66-67. Нем. яз.

4 Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года

достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение существующих препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных предприятий и недопущение возникновения новых препятствий и ограничений, повышение конкурентоспособности на мировом рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом (Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г.).

Следует отметить, что с одной стороны, как видно из нормативно-правой базы пока цели внедрения социального рейтинга по образцу азиатских стран не находит своего отражения в правовой политике Российской Федерации. Однако, с другой стороны активно развивает это направление частный банковский сектор (СБЕР, ВТБ, Альфа банк и т.д.), уже сейчас используя бальную систему для оценки потенциального потре-

Библиография:

1. Eine neue Дга in den Beziehungen zwischen der EU und China: umfassendere strategische Zusammenarbeit? // Generaldirektion Externe Politikbereiche der Union. 2018. S. 66-67. Нем. яз.

2. Костина А.А. Кожушко А.И. Система социального рейтинга как способ обеспечения национальной безопасности: возможен ли опыт Китая в России. в сборнике Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации сборник статей по материалам Первого Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. Тюмень, 2020.

3. Крылов В. С., Бекирова Э. А., Крылов Д. В. цифровая экономика в Китае: качественный анализ системы социального рейтинга Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 3 (61) С. 83.

4. Крылов В. С., Бекирова Э. А., Крылов Д. В. цифровая экономика в Китае: качественный анализ системы социального рейтинга // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 3 (61) С. 86.

5. Система тотального контроля в КНР составляет рейтинг граждан. Текст: электронный // Современный Китай: коротко о главном: [сайт] [2020]. URL: https://china-today.ru/sistema-totalnogo-kontrolya-v-knr-sostavlyaetrejting-grazhdan/

6. Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года

7. Шаряпова Ю. Институт стран Востока Применение цифровых технологий: рейтинг социального доверия в Китае // Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран № 1 2018 г. С.106-110

бителя своих услуг. Часто на результат такой оценки влияют не только экономические, но и социальные действия или бездействия, особенно в сети интернет. Сбор данных о личности пользователя приложениями банков на его стационарном или мобильном устройстве вызывает у некоторых экспертов опасения, что данный опыт будет позаимствован государственными структурами и будет взят на вооружение для создания подобия «цифровой диктатуры». Такой сценарий существует и по нашему мнению является весьма реалистичным, а если судить по опыту ряда стран-партнеров неизбежным и скорее всего, будет применен в России, следовательно, необходимо рассмотреть более гибкие конфигурации института социального рейтинга с учетом особенностей нашей страны. Такими уникальными особенностями может стать разделение социального рейтинга на федеральный, областной и муниципальный (по аналогии с уровнями власти).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.