Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка медицинских кадров / дистанционное обучение / общая патология / самостоятельная работа студента / сестринское дело / СДО Moodle / training of medical personnel / students / nursing / general pathology / distance learning / Moodle distance learning system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У.Д. Антипина, С.Н. Алексеева, О.Н. Дмитриева

Реалии сегодняшнего дня требуют активного применения дистанционных технологий в образовании, использования информационно-телекоммуникационных инфраструктур для информации. И каждый преподаватель вуза, несомненно, должен владеть навыками работы с цифровыми технологиями, уметь работать на платформах онлайн-обучения, знать программные обеспечения, необходимые для работы. Эффективность обучения при этом зависит от взаимодействия как онлайн-, так и офлайн-обучения. Нельзя упускать возможность использования информационных технологий и в обучении медицинских сестер. Подготовка высококвалифицированных медицинских кадров – медицинских сестер с высшим образованием – должна соответствовать критериям современного развития здравоохранения. Актуальность данной работы заключается в том, что применение системы дистанционного обучения Moodle как системы управления обучением может с успехом применяться в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров в связи с тем, что эта система, помимо освоения программы дисциплины, помогает овладеть определенными общепрофессиональными компетенциями выпускника. Целью нашей работы является изучение перспективы применения системы дистанционного обучения Moodle при подготовке медицинских сестер в медицинском институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова на примере дисциплины «Общая патология». Проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров – медицинских сестер с высшим образованием – на современном этапе представляется очень важной, поэтому, на наш взгляд, необходимо продолжить поиски наиболее приемлемых и усовершенствованных методик преподавания в высшей школе с использованием интерактивных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — У.Д. Антипина, С.Н. Алексеева, О.Н. Дмитриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF USING THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM IN TRAINING HIGH-QUALIFIED MEDICAL PERSONNEL

The training of high-qualified medical personnel (nurses) with higher education should meet the criteria of modern health care development. We should use the information technology in the training of nurses. Moodle, as a learning management system, can be successfully applied, because it gives not only mastering the curriculum of a certain discipline (module), but also helps to master certain professional competences of the graduate. The purpose of this work is studying the perspectives of using Moodle for training nurses with higher education with reference to General Pathology. The paper shows results of practical using of this distance learning system by students of Nursing Department at the Medical Institute of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Questioning helped find out strengths and weaknesses of using Moodle for both students and teachers. Using it in teaching General Pathology can be considered as an auxiliary educational resource, one of the types of implementation and activation of independent work, and as an instrument for acquiring knowledge and experience in working with information technologies. The problem of training high-qualified medical personnel (nurses) with higher education at the present stage is very important, therefore, it is necessary to continue searching for the most acceptable and improved teaching methods in the Higher School using interactive educational resources.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ»

Библиографический список

1. Инновационные обучающие технологии в медицине: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. Витебск: ВГМУ, 2017.

2. Чеснокова Н.П. Общая патология: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Висмонт Ф.И., Лемешонок Л.С., Попутников Д.М. Патофизиологический анализ гемограмм и оценка типовых нарушений системы крови: учебно-методическое пособие. Минск: БГМУ 2011.

4. Баркова Э.Н., Жданова Е.В., Назаренко Е.В. Руководство к практическому курсу патофизиологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5. Жукова В.И. Педагогические программные средства: разработка и обоснование. Международный студенческий научный вестник. 2018; № 6. Available at: https://www. eduherald.ru/ru/article/view?id=19228

6. Положение Сибирского федерального университета об электронных образовательных ресурсах. 2013. Available at: http://www.sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/932183

7. Батаев А.В. Анализ мирового рынка дистанционного образования. Молодой ученый. 2015; № 20 (100): 205 - 208. Available at: https://moluch.ru/archive/100/22587/

8. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ. 2020. Available at: http://about.sfu-kras.ru/docs/9739/ pdf/384920

9. Краткий обзор языка C#. Microsoft. 2021. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/tour-of-csharp

10. Введение в .NET. Microsoft. 2020. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/core/introduction

References

1. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v medicine: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Vitebsk: VGMU, 2017.

2. Chesnokova N.P. Obschaya patologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih medicinskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

3. Vismont F.I., Lemeshonok L.S., Poputnikov D.M. Patofiziologicheskij analiz gemogramm i ocenka tipovyh narushenij sistemy krovi: uchebno-metodicheskoe posobie. Minsk: BGMU, 2011.

4. Barkova 'E.N., Zhdanova E.V., Nazarenko E.V. Rukovodstvo kprakiicheskomu kursu patofiziologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

5. Zhukova V.I. Pedagogicheskie programmnye sredstva: razrabotka i obosnovanie. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2018; № 6. Available at: https://www. eduherald.ru/ru/article/view?id=19228

6. Polozhenie Sibirskogo federal'nogo universiteta ob 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursah. 2013. Available at: http://www.sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/932183

7. Bataev A.V. Analiz mirovogo rynka distancionnogo obrazovaniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 20 (100): 205 - 208. Available at: https://moluch.ru/archive/100/22587/

8. Polozhenie o realizacii 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v SFU. 2020. Available at: http://about.sfu-kras.ru/docs/9739/pdf/384920

9. Kratkij obzor yazyka C#. Microsoft. 2021. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/tour-of-csharp

10. Vvedenie v .NET. Microsoft. 2020. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/core/introduction

Статья поступила в редакцию 19.11.21

УДК 378: 61:004

Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: uldanti@mail.ru

Alexeeva S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sardana_a@mail.ru

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

PERSPECTIVES OF USING THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM IN TRAINING HIGH-QUALIFIED MEDICAL PERSONNEL. The training of high-qualified medical personnel (nurses) with higher education should meet the criteria of modern health care development. We should use the information technology in the training of nurses. Moodle, as a learning management system, can be successfully applied, because it gives not only mastering the curriculum of a certain discipline (module), but also helps to master certain professional competences of the graduate. The purpose of this work is studying the perspectives of using Moodle for training nurses with higher education with reference to General Pathology. The paper shows results of practical using of this distance learning system by students of Nursing Department at the Medical Institute of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Questioning helped find out strengths and weaknesses of using Moodle for both students and teachers. Using it in teaching General Pathology can be considered as an auxiliary educational resource, one of the types of implementation and activation of independent work, and as an instrument for acquiring knowledge and experience in working with information technologies. The problem of training high-qualified medical personnel (nurses) with higher education at the present stage is very important, therefore, it is necessary to continue searching for the most acceptable and improved teaching methods in the Higher School using interactive educational resources.

Key words: training of medical personnel, students, nursing, general pathology, distance learning, Moodle distance learning system.

У.Д. Антипина, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: uldanti@mail.ru

С.Н. Алексеева, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sardana_a@mail.ru

О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Реалии сегодняшнего дня требуют активного применения дистанционных технологий в образовании, использования информационно-телекоммуникационных инфраструктур для информации. И каждый преподаватель вуза, несомненно, должен владеть навыками работы с цифровыми технологиями, уметь работать на платформах онлайн-обучения, знать программные обеспечения, необходимые для работы. Эффективность обучения при этом зависит от взаимодействия как онлайн-, так и офлайн-обучения. Нельзя упускать возможность использования информационных технологий и в обучении медицинских сестер. Подготовка высококвалифицированных медицинских кадров - медицинских сестер с высшим образованием - должна соответствовать критериям современного развития здравоохранения. Актуальность данной работы заключается в том, что применение системы дистанционного обучения Moodle как системы управления обучением может с успехом применяться в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров в связи с тем, что эта система, помимо освоения программы дисциплины, помогает овладеть определенными общепрофессиональными компетенциями выпускника. Целью нашей работы является изучение перспективы применения системы дистанционного обучения Moodle при подготовке медицинских сестер в медицинском институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова на примере дисциплины «Общая патология». Проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров - медицинских сестер с высшим образованием - на современном этапе представляется очень важной, поэтому, на наш взгляд, необходимо продолжить поиски наиболее приемлемых и усовершенствованных методик преподавания в высшей школе с использованием интерактивных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: подготовка медицинских кадров, дистанционное обучение, общая патология, самостоятельная работа студента, сестринское дело, СДО Moodle.

В связи с введением новых стандартов образования, динамичным развитием медицинских наук и новых образовательных технологий при подготовке студентов с медицинским профилем от преподавателя высшей школы и обучающихся требуется большая отдача для соответствия предъявляемым требованиям.

Подготовка медицинских кадров с высшим образованием требует соответствия мировым стандартам, современному состоянию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, а также учёт перспективы их профессионального роста и личностного развития в современных социально-экономических условиях [1].

Подготовка медицинской сестры с высшим образованием в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом в будущем обеспечит решение главной, во-первых, социальной задачи - оказание медицинской сестринской помощи и ухода, улучшение и сохранение качества жизни, проведение профилактики и реабилитации; во-вторых, управленческой задачи -повышение эффективности деятельности сестринского персонала через работу медицинских сестер-организаторов (старшая медицинская сестра); в-третьих, обучающей задачи - обучение населения приемам оказания первой неотложной помощи, методам ухода за больными, работа по формированию здорового образа жизни в «Школах здоровья».

Формирование и развитие профессионального навыка обучающегося и реализация компетентностного подхода предусматривают использование в процессе учебы активной и интерактивной формы проведения занятий (решение ситуационных задач, методы деловой игры, дискуссии, мозгового штурма, моделирование конкретных ситуаций). Проверка освоения практических знаний проводится на симуляторах, фантомах, муляжах, а также в медицинских учреждениях соответствующего профиля при получении информационного согласия пациентов [1; 2].

Актуальность этой темы заключается в том, что возрастающие требования к подготовке бакалавров по направлению 34.03.01 Сестринское дело, переход и реализация ФГОС ВО 3++, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 г №9 71 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2017г., регистрационный № 48442), предполагает использовать в работе преподавателей методы электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, что дает возможность в будущем подготовить уверенных пользователей различных компьютерных программ в профессиональной деятельности.

В настоящее время, когда мир находится в сложной ситуации, созданной пандемией COVID-19, и вынужденном дистанцировании, возрастает роль использования в образовательном процессе интерактивных технологий, в том числе СДО Moodle. Впервые в медицинском институте СВФУ в 2020 году произошел переход на полное онлайн-образование. Эта вынужденная мера позволила преподавателям провести осмысленный анализ использования студентами онлайн-технологий, выявить наиболее подходящие элементы курса «Общей патологии» СДО Moodle, что, несомненно, придает новизну и практическую значимость представленному исследованию.

Целью исследования данной работы является изучение перспективы применения системы дистанционного обучения Moodle при подготовке медицинских сестер с высшим образованием на примере дисциплины «Общая патология».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить проблемы применения системы дистанционного обучения Moodle;

2) определить наиболее подходящие элементы модулей для курса «Общая патология»;

3) анализ анкетирования студентов для выяснения сильных и слабых сторон в использовании СДО Moodle.

Материалы и методы исследования. Данная работа выполнена на кафедре нормальной и патологической физиологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В представленном исследовании показаны результаты практического использования СДО Moodle (посещаемость, кратность посещения) студентами отделения «Сестринское дело» за 2019-2021 гг. Проведено анкетирование у 50 студентов и 14 преподавателей для выяснения сильных и слабых моментов использования СДО Moodle в обучении и преподавании соответственно.

Общая патология является одной из базовых дисциплин при подготовке бакалавров. Трудоемкость данной дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Студенты изучают данный предмет в течение одного семестра. Дисциплина закреплена за кафедрой нормальной и патологической физиологии Медицинского института СВФУ.

Целями освоения дисциплины «Общая патология» являются формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических состояний и процессов, также отдельных болезней, принципах их выявления, терапии и профилактики; умение проводить оценку морфофункциональных, физиологических, патологических состояний и процессов в организме человека на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях для решения профессиональных задач [3].

В СДО Moodle была разработана дисциплина «Общая патология» в 2008 году и использовалась в образовательном процессе в Медицинском институте

СВФУ, однако успехом не пользовалась среди преподавателей и студентов, так как ранняя версия ограничивалась чисто теоретическими и иллюстративными материалами. Были большие проблемы и сложности в размещении контролирующего материала (тестов, итоговых контрольных), так как нужна была помощь сторонних специалистов по программированию при вводе банка вопросов и создании тестов, при съемке видеоматериалов, что требовало большей затраты времени и финансов.

Данная проблема разрешилась в 2015 году с введением ряда изменений в меню настроек в новой версии 2.7 СДО Moodle. Наряду с этим преподаватели кафедры прошли курсы повышения квалификации по работе в данной системе. В результате этого преподаватели могут вводить банк вопросов, создавать тесты по разделам курса, проводить видеолекции онлайн. Со студентами связь поддерживается через форумы, чаты, также проводится обратная связь и опрос обучающихся.

В преподавании дисциплины «Общая патология» систему дистанционного обучения Moodle до марта 2019 (до начала пандемии) рассматривали как дополнительный, вспомогательный образовательный ресурс, как один из видов реализации и активизации самостоятельной работы и один из инструментов приобретения знаний и опыта работы с информационными технологиями для студента.

Система дистанционного образования позволяет организовывать дополнительную систему поддержки образовательного процесса, получать указания и консультации преподавателей [4], подкреплять свои знания повторным просмотром видеолекций, учебного материала и использованием контролирующего материала, даже пройдя полный курс данной дисциплины, и, таким образом, успешно подготовиться к итоговой аттестации выпускника и быть компетентным и конкурентоспособным в вопросах трудоустройства.

Дисциплина «Общая патология» на платформе СДО Moodle имеет следующие модули:

- «Новостной форум», где можно размещать главные новости и объявления, связанные с учебным процессом, напоминания студентам и преподавателям.

- «Нормативный модуль», где размещены нормативные документы дисциплины, такие как рабочая программа дисциплины, календарный план, лист контрольных мероприятий балльно-рейтинговой системы.

- В «Теоретическом модуле», где содержится теоретический материал, можно использовать элементы «Глоссарий», «Лекция», «Книга», «Папка» и другие.

- «Практический модуль» по нашей дисциплине используется как банк ситуационных задач, заданий, слайдов, фото- и видеоматериалов экспериментов.

- «Методический модуль» - большую часть данного модуля занимают методические указания, схемы решения ситуационных задач и заданий по разделам дисциплины «Общая патология».

- «Диагностический модуль» - в нем имеются итоговые вопросы по пройденным темам, также тесты по разделам и итоговые тесты.

Согласно отчету, количество посещений курса «Общая патология» в системе дистанционного обучения Moodle составило 5 052 за три года (2019-2021 гг).

Таблица 1

Посещаемость студентами онлайн-курса «Общая патология» в СДО МооС^ Якутского глобального университета СВФУ [5]

№ Годы Число посещений Кратность посещения

1. 2019 409 51

2. 2020 1865 98,2

3. 2021 2778 115,8

Из табл. 1 видно, что резко возросли показатели числа и кратности посещения системы дистанционного обучения Моо^ в 2020 году, это связано с введением ограничительных мер по организации образовательного процесса в Медицинском институте СВФУ в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (C0VID19).

Анализ посещаемости показывает, что студенты заинтересованы в получении информации через электронные ресурсы, также улучшились технические условия и возможности в Северо-Восточном федеральном университете (увеличение мест доступа к подключению сети Интернет при использовании беспроводных технологий).

Интересным показателем, во-первых, является рост кратности посещения, что подтверждает сознательную работу студентов с материалами дисциплины для повышения уровня знаний, во-вторых, то, что преподаватель каждый раз дополняет и усложняет задания, используя все новые виды элементов курса.

Автор и преподаватель-разработчик курса, дополняя и усложняя задания, активно вовлекают студентов на самостоятельное приобретение новых знаний, новой информации и навыка работы с интерактивными технологиями.

Опрос показал, что 100% студентов имеют доступ к Интернету.

В работе СДО МооС^ наиболее удобно использовать компьютеры, ноутбуки. 56% пользователей подключаются к Интернету из библиотеки, компьютерного класса института и научной библиотеки СВФУ; из дома и общежитий СВФУ -

40%; 4% студентов не привязаны к месту, так как используют смартфоны. При этом при использовании мобильного сотового трафика связь бывает не столь устойчивой, что приводит к ее разрыву с сайтом и потере несохраненных данных и результатов работы в СДО Moodle.

Студенты отмечают такие положительные стороны использования СДО Moodle, как доступ ко всем учебным материалам (80%), самоконтроль по разделам дисциплины (46%), итоговые оценки (88%), обратная связь (100%), повторная сдача тестов (100%), открытый доступ в любое время и с любого места (100%). Также указали отрицательные стороны, такие как ограниченность во времени и в попытке при прохождении некоторых тем и модулей (86%). Одним из минусов все (100%) отметили отсутствие живого общения с преподавателем.

Преподаватели считают положительными моментами использования СДО Moodle самостоятельность работы студентов (100%), повышение заинтересованности к предмету (85,7%), навыки работы с новыми технологиями (57,1%). К слабым сторонам преподаватели относят трудоемкую работу при подготовке теоретических и контролирующих материалов (100%), затратность в покупке соответствующего оборудования для работы в системе (100%), трудность при идентификации студентов во время работы в системе (100%), отсутствие журнала и автоматического оценивания знаний студентов согласно критериям балльно-рей-тинговой системы (71,4%).

«Глоссарий» - сложность групповой работы (психологический барьер: боязнь ошибки и публичности, зависимость от мнения окружающих). Многие преподаватели низко оценили «Форум» и «Чат», предпочитая «живое» общение.

Таким образом, преимущества использования СДО Moodle в учебном процессе заключаются в следующем: удобство пользования платформой независимо от того, пользуемся мы ей через компьютер или через смартфон; персонализированное пользование; разнообразие инструментов при обучении (банки данных, тесты, форумы, чаты, глоссарий и др.); легкая загрузка данных (привязка видеофайлов, фотографий, аудиофайлов и др.). К недостаткам виртуальной среды можно отнести следующие факторы: необходимость прохождения курса обучения перед пользованием; затратность времени при подготовке материалов и курса; нехватка живого общения с преподавателем, что может служить причиной снижения мотивации; недобросовестное выполнение некоторых заданий; требования к авторству материалов. Однако приведенные недостатки никак не снижают важности и значимости данной системы.

После изучения и анализа проблемы применения системы дистанционного обучения Moodle, определения наиболее подходящих элементов и ресурсов модулей для курса «Общая патология» и выявления сильных и слабых сторон можно сделать вывод о практической значимости и перспективе использования системы дистанционного обучения Moodle при подготовке квалифицированных медицинских кадров - академических медицинских сестер, преподавателей в

Таблица 2

Оценка элементов и ресурсов модулей курса «Общая патология»

Элементы и ресурсы Глоссарий Лекция Книга Папка Тест Форум/чат Файл Задание Гиперссылка

Студенты 2 5 5 5 5 4 1 5 4

Преподаватели 5 5 5 5 4 3 4 5 4

Из табл. 2 видно, что наиболее подходящими, по мнению респондентов, элементами и ресурсами СДО Moodle для курса «Общая патология» являются «Лекция», «Книга», «Папка», «Задание».

Низкие оценки элементов СДО у студентов получили ресурсы «Файл», что связано с его малой функциональностью во время работы («малокликабельны»);

Библиографический список

условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (СШЮ-19).

В перспективе нами планируется провести такое же исследование с учетом появления новых версий системы дистанционного обучения Moodle и усовершенствования квалификации педагогических кадров высшей школы.

1. Глухих С.И., Антипина У.Д., Протодьяконов С.В., Антипин ГП. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании. Сибирский педагогический журнал. 2016; № 1: 73 - 78.

2. Алексеева С.Н. Педагогический опыт в преподавании дисциплины «Патофизиология». Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017; № 1 (06): 50 - 54.

3. Проекты ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. Сестринское дело. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Москва, 2018. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/84

4. Писарев А.В. Возможности образовательной платформы Moodle в обучении информационным технологиям. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2011 - 2012; Выпуск 13: 71 - 74.

5. Якутский глобальный университет СВФУ Общая патология. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Якутск: Якутский глобальный университет СВФУ, 2016 - 2018. Available at: http://yagu.s-vfu.ru/course/view.php?id=2233

References

1. Gluhih S.I., Antipina U.D., Protod'yakonov S.V., Antipin G.P. Osobennosti podgotovki medicinskih sester v sovremennom professionalem obrazovanii. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; № 1: 73 - 78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Alekseeva S.N. Pedagogicheskij opyt v prepodavanii discipliny «Patofiziologiya». Vestnik Severo-Vostochnogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Medicinskie nauki. 2017; № 1 (06): 50 - 54.

3. Proekty FGOS VO (3++) po napravleniyam bakalavriata. Sestrinskoe delo. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Moskva, 2018. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/84

4. Pisarev A.V. Vozmozhnosti obrazovatel'noj platformy Moodle v obuchenii informacionnym tehnologiyam. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 6: Universitetskoe obrazovanie. 2011 - 2012; Vypusk 13: 71 - 74.

5. Yakutskij global'nyj universitet SVFU. Obschaya patologiya. Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M.K. Ammosova. Yakutsk: Yakutskij global'nyj universitet SVFU, 2016 - 2018. Available at: http://yagu.s-vfu.ru/course/view.php?id=2233

Статья поступила в редакцию 19.11.21

УДК 37.06

Borodina V.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Baltic Humanitarian Institute (St. Petersburg, Russia), E-mail: borodina0769@mail.ru

Petimko A.I., Cand. of Sciences (Psychology), St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work (St. Petersburg, Russia), E-mail: pais.60@mail.ru

CYBERBULLYING AMONG TEENAGERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SUBJECT OF RESEARCH. The article deals with a current problem of cyberbullying among teenagers in the educational environment. In recent years the spread of this phenomenon has caused concern around the world, endangering the safety of teenagers who use the Internet. It has been shown that not only teenage victims have psychological and behavioral problems, but teenage aggressors also suffer from the consequences of this phenomenon and they are at risk of behavioral deviations and mental health disorders. The problem of correlation and combination of cyberbullying and traditional bullying in the educational environment is considered. The main attention in the work is focused on the fact that a favorable school climate can play the role of a factor preventing the emergence of cyberbullying. Teachers and school administrators must create a more comfortable and safer learning and development environment for teenagers in school. The successful development of the personality of a teenager, his intellectual, spiritual and moral formation should be carried out in close interaction between the parents of the students and the teacher.

Key words: cyberbullying, cyberbullying prevalence, bullying, online bullying, educational environment, parents, teenagers.

В.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц., Балтийский гуманитарный институт, г. Санкт-Петербург, E-mail: borodina0769@mail.ru

А.И. Петимко, канд. психол. наук, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург,

E-mail: pais.60@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.