Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ «ARHEMO» НА ПЛАТФОРМЕ .NET. ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ»'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ «ARHEMO» НА ПЛАТФОРМЕ .NET. ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / особенности дистанционного обучения / медицинская терминология / патофизиология / клиническая терминология / гемограмма / патология / интерпретация / distance learning / features of distance learning / medical terminology / pathophysiology / clinical terminology / hemogram / pathology / interpretation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Н. Алексеева, У.Д. Антипина, О.Н. Дмитриева

Данная статья посвящена актуальной проблеме создания педагогических программных средств. Разработка приложения по решению гемограмм вызвано недостаточным обеспечением учебного процесса в медицинских вузах современными программными педагогическими средствами. Правильная интерпретация гемограммы – важная составляющая работы любого врача. Гемограмма дает возможность давать правильную оценку состояния больного, судить о динамике процесса, влиять на ход лечения. Опыт работы в медицинском институте показывает, что студенты испытывают серьезные затруднения при обучении решению гемограмм, связанные с недостаточным количеством часов по теме «Патофизиология крови», невозможностью индивидуальной работы из-за загруженности преподавателей. Учитывая эти обстоятельства, создание приложения может быть частичным решением этой проблемы. Новизна работы заключается в том, что, используя приложение «ARHemo» студент может самостоятельно обучиться интерпретации гемограммы, выполнить на тренажере сгенерированные задачи, получить теоретическую подсказку и выучить термины из предложенного глоссария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Н. Алексеева, У.Д. Антипина, О.Н. Дмитриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE USE OF THE APPLICATION “ARHEMO” ON THE PLATFORM .NET. TO TEACH PATHOPHYSIOLOGY

The article presents an аctuаl problem of creаting pedаgogical softwаre. Insufficient provision of the educational process in medical universities with modern software pedagogical tools makes it possible to turn to the creation of an application for solving hemograms. Correct interpretation of the hemogram is an important part of the work of any doctor. The hemogram makes it possible to correctly assess the patient’s condition, judge the dynamics of the process, and influence the course of treatment. Experience of the Department of Normal and Pathological Physiology shows that students experience serious difficulties in teaching how to solve hemograms: an insufficient number of hours on the topic of blood pathophysiology, the impossibility of individual work due to the workload of teachers. In these circumstances building an application might be a partial solution to this problem. Using the application “ARHemo”, the student can independently learn how to interpret the hemogram, perform the generated tasks on the simulator, get a theoretical hint and learn terms from the proposed glossary.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ «ARHEMO» НА ПЛАТФОРМЕ .NET. ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ»»

Таблица 3

Специальности и учебные дисциплины, программы которых были скорректированы в связи с введением обучения профессионально ориентированному английскому языку

На основе вышеизложенного можно сделать выводы о том, что актуализация профессионально ориентированного обучения иностранным языкам, фиксирующаяся с началом 1980-х гг., была тесно связана с глобализационными процессами.

Главной отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения студентов-медиков английскому языку является максимальный учет специфики профессиональной сферы.

Следовательно, основную задачу профессионально ориентированного обучения иностранному языку можно определить, как приближение содержания и методов его преподавания к практическим потребностям обучаемых.

Научная новизна статьи определяется выявлением специфики процесса преподавания профессионально ориентированного английского языка студентам современных медицинских вузов.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания о процессе преподавания профессионально ориентированного английского языка студентам современных медицинских вузов.

Практическая значимость состоит в определении направления работы преподавательского состава медицинских вузов по обучению студентов профессионально ориентированному английскому языку.

Специальности Дисциплины

«Педиатрия» «Лечебное дело» «Фармация» «Анатомия человека» «Первая доврачебная помощь» «Биология» «Фармацевтическая пропедевтическая практика» «Физиология» «Уход за больными терапевтического профиля» «Микробиология лекарственных средств» «Биохимия»

Библиографический список

1. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

2. Набока А. Предпосылки развития профессионально-ориентированного образования: философский аспект. Available at: http: //www. info-library. com. ua/libs/stattya/1248

3. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования. Высшее образование сегодня. 2007; № 12: 27 - 31.

4. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. Иностранные языки в школе. 2004; № 2: 18.

5. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации. Информатика и образование. 2008; № 5: 3 - 17.

6. Гальскова Н.Д. Новые технологии в контексте в современной концепции образования в области иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2009; № 7: 16 - 20

7. Лебедев А.В. Особенности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Педагогический журнал. 2017; Т. 7, № 3А: 257 - 265.

8. Левченко В.В., Кашина Е.Г Критерии отбора содержания обучения иностранным языкам студентов в вузе на основе интеграции. Вестник Самарского государственного университета. 2012; № 5 (96): 48 - 50.

9. Дмитриенко Т. А. Профессионально ориентированные технологии обучения иностранным языкам. Москва: Прометей, 2009.

10. Юхненко Л.В. Технология интенсивно-коммуникативного профориентированного обучения чтению и говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти, 2000.

11. Китайгородская ГА. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Москва: Высшая школа, 1986.

12. Попова И.А. Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов-медиков (На материале английского языка). Диссертация... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2005.

13. Юрчук Г.В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2014.

References

1. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

2. Naboka A. Predposylki razvitiya professional'no-orientirovannogo obrazovaniya: filosofskij aspekt. Available at: http: //www. info-library. com. ua/libs/stattya/1248

3. Verbickij A.A., Tenischeva V.F. Inoyazychnye kompetencii kak komponent obschej professional'noj kompetencii inzhenera: problemy formirovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; № 12: 27 - 31.

4. Vajsburd M.L., Kuz'mina E.V. Rol' individual'nyh osobennostej uchaschihsya pri obuchenii inostrannomu obscheniyu. Inostrannye yazyki v shkole. 2004; № 2: 18.

5. Robert I.V. Teoreticheskie osnovy razvitiya informatizacii obrazovaniya v sovremennyh usloviyah informacionnogo obschestva massovoj global'noj kommunikacii. Informatika i obrazovanie. 2008; № 5: 3 - 17.

6. Gal'skova N.D. Novye tehnologii v kontekste v sovremennoj koncepcii obrazovaniya v oblasti inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2009; № 7: 16 - 20

7. Lebedev A.V. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Pedagogicheskij zhurnal. 2017; T. 7, № 3A: 257 - 265.

8. Levchenko V.V., Kashina E.G. Kriterii otbora soderzhaniya obucheniya inostrannym yazykam studentov v vuze na osnove integracii. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 5 (96): 48 - 50.

9. Dmitrienko T. A. Professional'no orientirovannye tehnologii obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Prometej, 2009.

10. Yuhnenko L.V. Tehnologiya intensivno-kommunikativnogo proforientirovannogo obucheniya chteniyu i govoreniyu na inostrannom yazyke studentov neyazykovyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2000.

11. Kitajgorodskaya G.A. Metodika intensivnogo obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Vysshaya shkola, 1986.

12. Popova I.A. Obuchenie inoyazychnomu professional'no orientirovannomu chteniyu studentov-medikov (Na materiale anglijskogo yazyka). Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2005.

13. Yurchuk G.V. Formirovanie professional'no orientirovannoj yazykovoj kompetencii studentov medicinskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2014.

Статья поступила в редакцию 14.11.21

УДК 378.147

Alexeeva S.N., CМаand of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sardana_a@mail.ru

Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: uldanti@mail.ru

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

EXPERIENCE OF THE USE OF THE APPLICATION "ARHemo" ON THE PLATFORM .NET. TO TEACH PATHOPHYSIOLOGY. The article presents an actual problem of creating pedagogical software. Insufficient provision of the educational process in medical universities with modern software pedagogical tools makes it possible to turn to the creation of an application for solving hemograms. Correct interpretation of the hemogram is an important part of the work of any doctor. The hemogram makes it possible to correctly assess the patient's condition, judge the dynamics of the process, and influence the course of treatment. Experience of the Department of Normal and Pathological Physiology shows that students experience serious difficulties in teaching how to solve hemograms: an insufficient number of hours on the topic of blood pathophysiology, the impossibility of individual work due to the workload of teachers. In these circumstances building an application might

be a partial solution to this problem. Using the application "ARHemo", the student can independently learn how to interpret the hemogram, perform the generated tasks on the simulator, get a theoretical hint and learn terms from the proposed glossary.

Key words: distance learning, features of distance learning, medical terminology, pathophysiology, clinical terminology, hemogram, pathology, interpretation.

С.Н. Алексеева, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: sardana_a@mail.ru УД. Антипина, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: uldanti@mail.ru О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: oksanadm2006@mail.ru

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ «ARHEMO» НА ПЛАТФОРМЕ .NET. ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ»

Данная статья посвящена актуальной проблеме создания педагогических программных средств. Разработка приложения по решению гемограмм вызвано недостаточным обеспечением учебного процесса в медицинских вузах современными программными педагогическими средствами. Правильная интерпретация гемограммы - важная составляющая работы любого врача. Гемограмма дает возможность давать правильную оценку состояния больного, судить о динамике процесса, влиять на ход лечения. Опыт работы в медицинском институте показывает, что студенты испытывают серьезные затруднения при обучении решению гемограмм, связанные с недостаточным количеством часов по теме «Патофизиология крови», невозможностью индивидуальной работы из-за загруженности преподавателей. Учитывая эти обстоятельства, создание приложения может быть частичным решением этой проблемы. Новизна работы заключается в том, что, используя приложение «ARHemo» студент может самостоятельно обучиться интерпретации гемограммы, выполнить на тренажере сгенерированные задачи, получить теоретическую подсказку и выучить термины из предложенного глоссария.

Ключевые слова: дистанционное обучение, особенности дистанционного обучения, медицинская терминология, патофизиология, клиническая терминология, гемограмма, патология, интерпретация.

В настоящее время человечество не смыслит свою жизнь без цифровых технологий. Информационные технологии проникают во все области социальной жизни, в том числе в образовательную деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в образовательный процесс электронного обучения, в частности в изучение теоретической дисциплины «Патофизиология» в медицинских институтах.

Данный вопрос является весьма актуальным в условиях распространения COVID-19 и частичного или полного введения дистанционного образования по всему миру. Опыт, полученный с весны 2020 года, показал, что дистанционное обучение имеет двоякое значение: с одной стороны, оно повышает качество образования, поднимая его на новый уровень, позволяя обучаться удаленно с помощью цифровых технологий, но, с другой стороны, недостаточность практического опыта как у студентов, так и у преподавателей создает некоторые трудности.

Исходя из этого, появляется необходимость в создании специализированных обучающих программ по различным дисциплинам, в том числе по патофизиологии. Создание обучающих программ по отдельным предметам имеет свои особенности и трудности, в том числе из-за малого количества аналогов. Такие программы позволят студентам получить теоретические знания и сразу же проверить их на практике, а преподавателям - повысить качество обучения и эффективность проверки знаний студентов.

Целью нашей работы является анализ теоретических основ создания и применения приложения «ARHemo» для обучения студентов медицинских специальностей на платформе .NET.

Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретической основы, необходимой для разработки приложения;

2. Анализ апробации приложения в исследуемых группах.

3. Выявление положительных и отрицательных качеств приложения в изучаемых группах.

4. Разработка рекомендаций.

Методы и материалы. Проведен анализ литературы по предметной области, применен метод классификации и метод опроса. В качестве источников использованы труды ведущих ученых-патофизиологов и специалистов по педагогическим программным средствам. В эксперименте приняли участие студенты 3-го курса медицинского института СВФУ отделения «Лечебное дело». Всего 32 студента. Были использованы методы интервьюривания, анализа, сравнения.

Практическую значимость мы видим в использовании приложения «ARHemo» на кафедре нормальной и патологической физиологии при преподавании дисциплины «Патофизиология».

Дисциплина «Патофизиология» преподается студентам медицинских специальностей на 2-м и 3-м курсах обучения и является основой для перехода с теории на практику. По мнению ведущих преподавателей, «...в современных условиях патофизиология считается «мостом» между теоретическими и клиническими дисциплинами, главная задача которой - формировать основы клинического мышления у студентов» [1]. Образование в медицинских вузах предполагает установление тесной связи между теоретическими знаниями и их проверкой на практике. На занятиях по патофизиологии студенты изучают причины и механизмы развития основных типовых нарушений в организме человека. Для проверки полученных знаний им предоставляется возможность самостоятельного решения различных ситуаций, возникающих у больного.

Нарушение в кровяной системе является одним из составляющих факторов патологии в целом. Анализ и оценка крови с применением практического навыка закладывают основу для правильного осмысления нарушений в организме при различных болезнях кровяной системы. Патология в анализе крови - любое отклонение от нормы [2]. Правильный патофизиологический анализ гемограмм помогает формированию у обучающихся врачебного мышления, навыков лабораторной диагностики. Исходя из этого, анализ показателей периферической крови является главным объектом изучения по патофизиологии [3]. Гемограмма - это клинический анализ крови, показывающий наличие количественных и качественных изменений в системе крови. В отличие от других анализов крови, гемограмма дает сведения только об изменениях, касающихся форменных элементов крови. Умение интерпретировать результаты гемограммы является необходимым навыком врача любой квалификации [4]. Интерпретация гемограммы -важный шаг к постановке правильного диагноза, потому что изменения в крови свидетельствуют о развитии патологических процессов в организме человека. Поэтому правильная интерпретация гемограммы позволяет врачу своевременно поставить диагноз и назначить лечение. Одной из важнейших задач дисциплины «патофизиология» является качественное обучение студентов правильно анализировать результаты параметров гемограммы и сделать соответствующее заключение, выделив при этом причину типового патологического нарушения. Как показывает практический опыт преподавания дисциплины «патофизиология», студенты испытывают затруднения при решении гемограммы, начиная с неправильного подсчета параметров гемограммы и заканчивая неправильной интерпретацией данных гемограммы. Разработанный нами алгоритм решения гемограммы не всегда «помогает» студентам. В связи с эти возникает необходимость создания приложения «ARG HEMO» по решению гемограммы, которая позволила бы сначала вспомнить базовые теоретические знания по теме «Патофизиология крови», пройти тестовое задание с полным разбором гемограммы и самостоятельно попробовать решить гемограммы. Создание приложения стало возможным благодаря сотрудничеству между кафедрами медицинского института и института математики и информатики. Был проведен тщательный анализ имеющихся педагогических программных средств, который показал, что именно при изучении медицинских дисциплин таких программ существует очень мало или они доступны только платно.

Педагогические программные средства (ППС) - это отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины [5]. В сегодняшних реалиях применение новых информационных технологий в вузах является одним из приоритетов в образовании. В связи с этим возникает потребность в новых педагогических программных средствах, но они не все могут ответить современным требованиям. Как показывает опыт преподавания в мединституте СВФУ, по дисциплинам «Патофизиология» и «Клиническая патофизиология» не хватает практико-ориентированного обеспечения педагогическими программными средствами. Исходя из этого, возникает необходимость в разработке специальных программных средств, применяемых при преподавании дисциплин студентам медицинского профиля.

Педагогические программные средства включают три основных блока [5]:

- информационно-справочный блок,

- блок управления обучением,

- блок диагностики.

В данное время не существует единого мнения по классификации педагогических программных средств. Во-первых, это вызвано тем, что цели создания разные и, во-вторых, содержание и оформление у каждого автора свое.

И, в-третьих, отсутствует четкое определение педагогических программных средств.

Педагогические программные средства можно классифицировать по цели назначения, по внутреннему содержанию, по графическим возможностям и т.д.

Российский педагог Б.С. Гершунский в основе своей классификации использует принцип целевого назначения. Он предлагает рассматривать ППС по следующим типам [5]:

- управляющие,

- диагностирующие,

- демонстрационные,

- генерирующие,

- операционные,

- моделирующие

К каждой классификационной группе относится определенная совокупность видов электронных обучающих ресурсов. Авторы Положения об электронных образовательных ресурсах Сибирского федерального университета выделяют следующие виды [6]:

- электронный терминологический словарь,

- электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний,

- электронная хрестоматия,

- электронное учебное пособие,

- электронное наглядное пособие,

- электронный практикум,

- электронный тренажер,

- электронный курс лекций,

- электронный учебник,

- электронный обучающий курс,

- открытые образовательные ресурсы.

Данные ресурсы могут успешно применяться при организации образовательного процесса в виде электронного обучения с использованием технических устройств и информационных телекоммуникаций, что является главным шагом к задействованию в образовательном процессе дистанционного метода обучения. Анализ мирового рынка дистанционного образования показывает, что к 2025 году число обучающихся дистанционно будет больше вдвое, чем число обучающихся традиционно [7].

Обучение с применением электронных образовательных ресурсов организуется несколькими способами в зависимости от целей [8]:

- смешанное обучение (сочетание аудиторной работы и деятельности обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде);

- обучение с веб-поддержкой (дополнение к основному учебному процессу);

- онлайн-обучение (освоение дисциплины с использованием электронного обучения без аудиторных занятий).

В процессе разработки педагогических программных средств также необходимо было учитывать предъявляемые принципы и требования. Среди принципов обычно выделяют 4 группы [5]:

- психофизиологические особенности обучающихся;

- технические возможности компьютерной техники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогические рекомендации при проектировании;

- системный подход к создаваемым педагогическим программным средствам.

К основным требованиям, предъявляемым к разработке педагогических программных средств, относят:

- педагогические требования,

- технические требования,

- эргономические требования,

- эстетические требования,

- требования к оформлению документации.

Таким образом, можно прийти к выводу, что многочисленные требования, предъявляемые к разрабатываемым педагогическим программным средствам, создали определенные трудности при разработке специализированной программы. Инструменты разработки: для создания приложения «ARHemo» использовался язык программирования C# и платформа .NET. C# - современный объектно ориентированный и типобезопасный язык программирования, разработанный компанией Microsoft [9]. Синтаксически похож на C, C++ и Java. Данный язык был выбран на том основании, что он наиболее удобен для написания оконных приложений. .NET - это бесплатная платформа разработки с открытым исходным кодом для создания различных типов приложений [10]. Поддерживает 3 языка программирования: C#, F#, Visual Basic. Основные особенности: крос-сплатформенность, удобная система библиотек, автоматическое управление памятью, поддержка LINQ (Language-Integrated Query - библиотека, добавляющая синтаксис языка запросов для применения к объектам в проекте [9]). При анализе теоретических основ для создания приложения «ARHemo» мы пришли к следующим выводам: присутствует необходимость в создании специализированных приложений по патофизиологии, в частности по решению гемограмм; недостаточность в обеспечении педагогическими программными средствами из-за

сложностей в их разработке. Данное приложение «АРНето» по классификации Гершунского можно отнести к диагностирующим и генерирующим, по положению об электронных образовательных ресурсах СФУ: электронный тренажер с элементами курса лекций и терминологического словаря. При разработке приложения были учтены основные педагогические и технические требования. Апробация приложения была проведена среди 3 групп студентов отделения «Лечебное дело» и «Педиатрия» МИ СВФУ. В ходе апробации было предложено оценить приложение <^Нето» по нескольким параметрам: интерфейс, контент, модули. Всего приняли участие в апробации 32 студента. Собрано 28 отзывов, уменьшение количества отзывов связано с трудностями в установке ПО БД и запуске программы.

В основном получены положительные отзывы. Приложение <^Нето» требовалось оценить по 5 критериям пятибалльной шкалы: интерфейс, контент (заполненность и качество обучающего материала), модуль «Теория», модуль «Практика» и модуль «Статистика». Средняя общая оценка приложения по опросу - 4,1. Средние оценки критериев: интерфейс - 3,6; контент - 4,0; теория - 4,2; практика - 4,5; статистика - 4,2. Студенты отметили модуль обучения, оформление панели оценок и интерпретации, наличие глоссария. В замечаниях отмечали слабый дизайн интерфейса, малый объем визуального теоретического материала. Результаты апробации приводятся в виде табл.

Таблица 1

Соотношение баллов к критериям оценки

Критерий/Баллы 1 2 3 4 5

Интерфейс 7% 14% 3% 57% 19%

Контент 3% 7% 14% 39% 37%

Теория 0 3% 11% 43% 43%

Практика 0 0 3% 46% 41%

Статистика 0 0 7% 68% 25%

Отмеченные положительные элементы программы:

1) глоссарий - 15.

2) обучение - 11.

3) наличие и оформление полей оценки и интерпретации - 10.

4) генерация гемограмм - 8.

5) уникальность программы - 3.

Наиболее часто встречающиеся замечания:

1) слабый дизайн (блеклая цветовая схема, неудобность чтения текста) -

14.

2) нехватка теоретического материала (малое количество наглядного материала) - 8.

3) ошибки интерфейса (недостаточная длина полей, отсутствие вертикальной полосы прокрутки, неполные данные интерпретации в полях) - 5.

4) нехватка времени на решение - 4.

5) программные ошибки (ошибки в генерации, ошибки проверок решений) - 3.

Наиболее часто встречающиеся пожелания:

1) смена цветовой схемы на более яркую - 11.

2) увеличение размера интерфейса - 6.

3) добавление теоретического материала - 5.

4) выделение в теоретическом материале главных звеньев - 3.

По итогам апробации, учитывая замечания, была изменена СУБД, с SQL Server Express на SQLite, улучшен интерфейс, добавлен теоретический материал и устранены ошибки в приложении «ARHemo».

Приложение «ARHemo» одобрено к применению на кафедре нормальной и патологической физиологии.

Присутствует необходимость в создании специализированных педагогических приложений по патофизиологии, в частности по решению гемограмм и других ситуационных задач, в силу недостаточности и из-за сложности их разработки.

Приложение «ARG HEMO» для обучения решению гемограмм спроектировано, реализовано и внедрено в практическую деятельность только благодаря совместной работе кафедр фундаментальной информатики и информационных технологиий Института математики и информатики и нормальной и патологической физиологии Медицинского института СВФУ.

Таким образом, используя данное приложение «ARG HEMO», студент может самостоятельно обучаться интерпретации гемограммы, выполнять на тренажере сгенерированные задачи, получать теоретическую подсказку и выучить термины из предложенного глоссария как на практических занятиях, так и при выполнении самостоятельных работ по теме «Патофизиология крови».

Учитывая результаты анкетирования студентов Медицинского института в приложении «ARG HEMO», были улучшены технические характеристики.

В перспективе планируется дальнейшая работа по усовершенствованию приложения, которое будет использовано для решения других ситуационных задач по патофизиологии.

Библиогрэфический список

1. Инновационные обучающие технологии в медицине: сборник мягеризлов нзучно-прзктической конференции с междунзродным учзстием. Витебск: ВГМУ, 2017.

2. Чесноков8 Н.П. Общая патология: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных з8ведений. Москвя: Изд8тельский центр «Акaдемия», 2006.

3. Висмонт Ф.И., Лемешонок Л.С., Попутников Д.М. Патофизиологический анализ гемограмм и оценка типовых нарушений системы крови: учебно-методическое пособие. Минск: БГМУ 2011.

4. Бярковя Э.Н., Ждяновя Е.В., Нaзaренко Е.В. Руководство к практическому курсу патофизиологии. Ростове-Дону: Феникс, 2007.

5. Жуков8 В.И. Пед8гогические про^ммные средств8: рaзрaбстткa и обоснов8ние. Международный студенческий научный вестник. 2018; № 6. Available at: https://www. eduherald.ru/ru/article/view?id=19228

6. Положение Сибирского федерального университета об электронных образовательных ресурсах. 2013. Available at: http://www.sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/932183

7. Бот^ев А.В. Анялиз мирового рынга дистанционного о6рязовяния. Молодой ученый. 2015; № 20 (100): 205 - 208. Available at: https://moluch.ru/archive/100/22587/

8. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ. 2020. Available at: http://about.sfu-kras.ru/docs/9739/ pdf/384920

9. Кроткий обзор языкя C#. Microsoft. 2021. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/tour-of-csharp

10. Введение в .NET. Microsoft. 2020. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/core/introduction

References

1. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v medicine: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Vitebsk: VGMU, 2017.

2. Chesnokova N.P. Obschaya patologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih medicinskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

3. Vismont F.I., Lemeshonok L.S., Poputnikov D.M. Patofizioiogicheskij analiz gemogramm i ocenka tipovyh narushenij sistemy krovi: uchebno-metodicheskoe posobie. Minsk: BGMU, 2011.

4. Barkova 'E.N., Zhdanova E.V., Nazarenko E.V. Rukovodstvo kprakiicheskomu kursu patofiziologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

5. Zhukova V.I. Pedagogicheskie programmnye sredstva: razrabotka i obosnovanie. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2018; № 6. Available at: https://www. eduherald.ru/ru/article/view?id=19228

6. Polozhenie Sibirskogo federal'nogo universiteta ob 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursah. 2013. Available at: http://www.sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/932183

7. Bataev A.V. Analiz mirovogo rynka distancionnogo obrazovaniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 20 (100): 205 - 208. Available at: https://moluch.ru/archive/100/22587/

8. Polozhenie o realizacii 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v SFU. 2020. Available at: http://about.sfu-kras.ru/docs/9739/pdf/384920

9. Kratkij obzor yazyka C#. Microsoft. 2021. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/tour-of-csharp

10. Vvedenie v .NET. Microsoft. 2020. Available at: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/core/introduction

Статья поступила в редакцию 19.11.21

УДК 378: 61:004

Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: uldanti@mail.ru

Alexeeva S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sardana_a@mail.ru

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

PERSPECTIVES OF USING THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM IN TRAINING HIGH-QUALIFIED MEDICAL PERSONNEL. The training of high-qualified medical personnel (nurses) with higher education should meet the criteria of modern health care development. We should use the information technology in the training of nurses. Moodle, as a learning management system, can be successfully applied, because it gives not only mastering the curriculum of a certain discipline (module), but also helps to master certain professional competences of the graduate. The purpose of this work is studying the perspectives of using Moodle for training nurses with higher education with reference to General Pathology. The paper shows results of practical using of this distance learning system by students of Nursing Department at the Medical Institute of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Questioning helped find out strengths and weaknesses of using Moodle for both students and teachers. Using it in teaching General Pathology can be considered as an auxiliary educational resource, one of the types of implementation and activation of independent work, and as an instrument for acquiring knowledge and experience in working with information technologies. The problem of training high-qualified medical personnel (nurses) with higher education at the present stage is very important, therefore, it is necessary to continue searching for the most acceptable and improved teaching methods in the Higher School using interactive educational resources.

Key words: training of medical personnel, students, nursing, general pathology, distance learning, Moodle distance learning system.

У.Д. Антипина, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: uldanti@mail.ru

С.Н. Алексеева, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sardana_a@mail.ru

О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Реалии сегодняшнего дня требуют активного применения дистанционных технологий в образовании, использования информационно-телекоммуникационных инфраструктур для информации. И каждый преподаватель вуза, несомненно, должен владеть навыками работы с цифровыми технологиями, уметь работать на платформах онлайн-обучения, знать программные обеспечения, необходимые для работы. Эффективность обучения при этом зависит от взаимодействия как онлайн-, так и офлайн-обучения. Нельзя упускать возможность использования информационных технологий и в обучении медицинских сестер. Подготовка высококвалифицированных медицинских кадров - медицинских сестер с высшим образованием - должна соответствовать критериям современного развития здравоохранения. Актуальность данной работы заключается в том, что применение системы дистанционного обучения Moodle как системы управления обучением может с успехом применяться в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров в связи с тем, что эта система, помимо освоения программы дисциплины, помогает овладеть определенными общепрофессиональными компетенциями выпускника. Целью нашей работы является изучение перспективы применения системы дистанционного обучения Moodle при подготовке медицинских сестер в медицинском институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова на примере дисциплины «Общая патология». Проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров - медицинских сестер с высшим образованием - на современном этапе представляется очень важной, поэтому, на наш взгляд, необходимо продолжить поиски наиболее приемлемых и усовершенствованных методик преподавания в высшей школе с использованием интерактивных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: подготовка медицинских кадров, дистанционное обучение, общая патология, самостоятельная работа студента, сестринское дело, СДО Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.