Научная статья на тему 'ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE НА КАФЕДРЕ ОНКОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАРАГАНДЫ'

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE НА КАФЕДРЕ ОНКОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАРАГАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабилдина Н.А., Бейсенаева А.Р., Полуэктова Я.Л., Жумалиева В.А., Крук Е.В.

В работе раскрыты особенности образовательного процесса студентов Высшей медицинской школыкак представителей нового цифрового поколения, их современное восприятие информации. Обоснована значимость использования технологии дистанционного обучения в учебном процессе как дополнительного способа освоения материала. Подтверждено преобладание студентами визуального восприятия информации. Электронная платформа Moodle, с разработанным преподавателями онлайн-курсом, характеризуется надежностью и простотой применения. Проанализирован опыт применения технологий дистанционного обучения на примере кафедры онкологии Медицинского университета Караганды. Детализированы имеющиеся трудности использования технологий дистанционного обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабилдина Н.А., Бейсенаева А.Р., Полуэктова Я.Л., Жумалиева В.А., Крук Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF REMOTE TRAINING USING THE MOODLE PLATFORM AT THE ONCOLOGY DEPARTMENT OFKARAGANDAMEDICAL UNIVERSITY

The paper reveals the features of students of the Higher Medical School, their modern perception of information as representatives of a new digital generation. The importance of using distance learning technology in the university's educational process as an additional way of mastering the information is substantiated. The prevalence of students' visual perception of information is confirmed. The electronic platform Moodle, with an online course developed by our teachers, is characterized by reliability and ease of use. The experience of the use of distance learning technologies is analyzed at the Department of Oncology of the Medical University of Karaganda. The existing difficulties of using distance learning technologies in higher education are detailed.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE НА КАФЕДРЕ ОНКОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАРАГАНДЫ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020 УДК 616-006:378

Н. А. Кабилдина, А. Р. Бейсенаева, Я. Л. Полуэктова, В. А. Жумалиева, Е. В. Крук, Ю. М. Фоменко

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLEНА КАФЕДРЕ ОНКОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАРАГАНДЫ

Медицинский университет Караганды (Караганда, Казахстан)

В работе раскрыты особенности образовательного процесса студентов Высшей медицинской школыкак представителей нового цифрового поколения, их современное восприятие информации. Обоснована значимость использования технологии дистанционного обучения в учебном процессе как дополнительного способа освоения материала. Подтверждено преобладание студентами визуального восприятия информации. Электронная платформа МоОсвв, с разработанным преподавателями онлайн-курсом, характеризуется надежностью и простотой применения. Проанализирован опыт применения технологий дистанционного обучения на примере кафедры онкологии Медицинского университета Караганды. Детализированы имеющиеся трудности использования технологий дистанционного обучения в высшей школе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, система дистанционного обучения, система дистанционного обучения МооС1в

ния происходит перестройка мозговых структур» [6]. Под влиянием современной информационной среды изменилась личность студента, его интеллектуальные способности. Преобладает оперативная память, визуальное восприятие информации, сниженная концентрация внимания. Обнаружились проблемы с систематизацией информации, к выстраиванию логических связей [6].

Стремление современных студентов к использованию в учебном процессе технологий дистанционного обучения, в частности электронной платформы МооСв, подтверждает анализ их отличительных особенностей. Эти изменения и особенности нужно учитывать преподавателю высшей школы при планировании и проведении заданий. Самостоятельное дистанционное обучение в высшей медицинской школе не предусмотрено, но может сочетаться с традиционными и инновационными методами.

Цель работы - анализ имеющегося опыта использования технологии дистанционного обучения электронной платформы МооСв на кафедре онкологии и лучевой диагностики Медицинского университета Караганды при изучении дисциплины «Паллиативная помощь» интернами 7курса (специальность врач общей практики) и детализировать положительные и отрицательные стороны применения платформы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом анализа опыта использования технологии дистанционного обучения по служила кафедра онкологии и лучевой диагностики Медицинского университета Караганды.

В настоящее время имеется множество технологий дистанционного обучения (электронная почта, телеконференции, форумы, чаты, электронные доски объявлений, виртуальные интерактивные доски и др.), но выделяют основную - систему дистанционного обучения. Это обосновано широким функцио-

налом современных систем дистанционного обучения: они содержат средства создания, хранения и доставки учебного контента, а также средства управления обучением [4]. СуществУют различные системы дистанционного обучения: Moodle, Caroline, Dokeos, ATutor, Ilaas, Sakai, Blackboard, Lams, Olat, OpenACS и др. На сегодняшний день Moodle-самая востребованная, популярная и широко используемая система дистанционного обучения (СДО), что подтверждается данными Интернет-опроса пользователей СДО.

Moodle(ModularObject-OrientedDynamic LearningEnvironment- модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) - это современное программное обеспечение, позволяющее преподавателю и студенту эффективно взаимодействовать онлайн. Moodlббыла создана в Технологическом Австралийском университетеи с самого начала позиционировалась как открытая, простая в установке и бесплатная образовательная площадка. Все в ней четко структурировано, нет ничего лишнего.

Платформа позволяет максимально сохранить традиционные ценности очного обучения. Она является современной, постоянно развивающейся средой. Каждый желающий может настраивать систему под себя и вносить свои дополнения. Система чатов и форумов, которой пользователи активно пользуются, дает возможность быстро выявить недочеты платформы и исправить их.

Предназначение цифрового образовательного ресурса - организация удаленного обучения. Это инновационная модель получения образования в режиме online из любого удобного обучающемуся места, где есть Интернет. Также понадобится гарнитура, веб-камера, принтер и сканер. Учебная среда может использоваться на любом компьютере или современном мобильном устройстве с доступом во Всемирную сеть.

Установка и регистрация в системе

была осуществлена путем загрузки платформы, бесплатно на официальном сайте moo-dle.org, там же ознакомились с правилами использования и получили другую полезную информацию. Инсталляция практически полностью автоматизирована, но учитывая,что мы не прибегали к услугам опытного вебмастера, она заняла продолжительное время. Далее была проведена регистрация студентов. Доступ возможен также с мобильных телефонов, естественно, после установки специального приложения.

Процесс обучения: дистанционная учеба - довольно интересный процесс, особенно для тех, кто не представляет своей жизни без всевозможных гаджетов. Учебный материал представлен в виде модулей, включающих в себя методические рекомендации по изучению темы, наглядные и теоретические ресурсы и пояснения к практическим заданиям, ссылки на необходимую литературу.Создатель курса, ответственный за него преподаватель на кафедре, постоянно контролирует деятельность подопечных и находится на связи со студентами.

Система очень мобильна, она позволяет педагогу создавать всевозможные веб-курсы и наполнять их учебным контентом. Элементами онлайн курсов выступают различные интерактивные задания, текстовые страницы, словари, ссылки, файлы и многое другое. Программа легка в использовании: удобный интерфейс и возможность менять настройки под себя делают ее доступной и понятной даже неопытному пользователю сети Интернет. Основные особенности программного обеспечения представлены богатым функционалом и простотой использования, возможностью настраивать и редактировать свои учетные записи. Весь пройденный материал, как и контрольные работы с комментариями преподавателя, сохраняются в системе. Позже, по мере надобности, к ним можно вернуться.

Оценивание максимально объективно, так как, по большей части, проходит автоматически.Организация e-mail рассылки по желанию.Знания усваиваются лучше благодаря инновационным методикам закрепления. Функционал платформы легко расширяется под запросы определенной группы обучающихся или одного индивидуального студента.

Возможности Moodle позволяют органи -зовать действительно качественное обучение на расстоянии. Но только при условии хорошей мотивации слушателей. Также стоит отметить, что общение через Интернет, каким бы частым и приближенным к реальности оно ни было, все же не позволяет полностью заменить эмоциональный контакт с преподавателем во время традиционных занятий.

В Медицинском университете Караганды система Moodle активно используется в учебном процессе. С целью изучения отношений обучающихся к использованию системы дистанционного обучения Moodle на кафедре онкологии авторами статьи проведено

исследование. В нем приняли участие 97 интернов, обучающихся на 7 курсе по специальности врач общей практики. Исследование проходило в два этапа: 1) изучение интернами дисциплины «Паллиативная помощь», которая относится к базовым предметам и является обязательной для освоения; 2) анкетирование интернов после завершения дисциплины «Паллиативная помощь», нацеленного на изучение их отношения к использованию системы дистанционного обучения Moodle в вузе.

Анкетирование осуществлялось в среде Moodle и носило анонимный характер. Представлено содержание вопросов этой анкеты и проанализированы результаты. На вопрос 1 «Был ли у Вас опыт дистанционного обучения до изучения дисциплины на кафедре онкологии и лучевой диагностики?» утвердительно ответили 44 (45%) обучающихся, отрицательно - 46 (47%), затруднились ответить - 8 (8%). На вопрос 2 «Был ли у Вас опыт использования именно платформы Moo-dle до изучения дисциплин кафедры онкологии и лучевой диагностики?» утвер-дительно ответили 95(97%) анкетируемых,

затруднились ответить - 2 (3%). Половина опрашиваемых не имели опыта обучения с помощью дистанционных технологий, о чем свидетельствуют полученные результаты. Но большинство респондентов использовали систему дистанционного обучения Moodle на предыдущем этапе получения образования. Это говорит о том, что большинство преподавателей высшей медицинской школы используют технологии дистанционного обучения, хотя предпочитают традиционные методы обучения.

На вопрос 3 «Возникали ли у Вас трудности при работе на платформе Moюdle при изучении дисциплин кафедры онкологии и лучевой диагностики?» ответили утвердительно 6(6%) интернов, отрицательно - 88 (91%). У большинства интернов не возникало трудностей при работе с платформой Moodle, а если возникали, то они с ними успешно справлялись.

На вопрос 4 «Какие трудности возникали у Вас при работе с электронным содержимым (презентации, ссылки, видеолекции и пр.) курса кафедры онкологии и лучевой диагностики?» 1 интерн отметил проблему работа сайта (не всегда загружались задания), не испытывали проблем 92(99%) интернов.

Следующие вопросы анкеты были заданы на выявление достоинств и недостатков использования Moodle в учебном процессе, трудностей обучающихся при работе с системой Moodle.

На вопрос 5 «Какие положительные стороны Вы отметили для себя при прохождении курса кафедры онкологии и лучевой диагностики на платформы Moodle?» профессионализм преподавателей отметили 13 (19%) анкетируемых, своевременно проверкиработы и быстрое выставлениеоценок - 5 (7%); закрепление полученной на лекциях информации, более детальное изучение презен-

таций, эффективное запоминание информации, интерес, способность найти всю необходимую информацию для решения задач из предоставленных презентаций - 4 (6%); научились излагать свои мысли , развивать клиническое мышление - 3 (4%); все прозрачно, объективное оценивание, обратная связь и работа над ошибками, такого на других кафедрах не было - 3 (4%); разбирая задачи, материал запоминается лучше, чем при выполнении тестовых заданий - 3 (4%); информативность, закрепили полученные знания - 3 (4%); четко сформулированные задачи, вопросы к ним - 2(3%); преподаватели очень четко, грамотно и лаконично проводили занятие, приводили реальные примеры для изучения дисциплины - 2 (3%); паллиативную помощь нужно изучать доль-ше,необходимый предмет для изучения -2 (3%); возможность оценить усвоенные на лекционных занятиях знания, все четко и понятно изложено в самих заданиях, применялись задачи, что, как я считаю намного лучше, чем тесты -2 (3%);курс прошёл успешно, времени достаточно для обдумывания ответов, всев пределах изучаемых тем - 2(3%);интересные клинические задачи - 2(3%);интересные лекции - 2 (3%);отсутствие ограничения во времени, возможность редактировать ответ, задания представлены в лаконичной форме, требуют точных и кратких ответов - 2(3%); платформа Moodle была полезна при подготовке к экзамену - 1 (1%); по паллиативной помощи были лекции, разбирали клинические задачи, смогли узнать свои ошибки - 1 (1%); можно было ответить на вопрос, не создавая презентации - 1 (1%);отличная возможность проверки знаний - 1 (1%); доступ к лекционному материалу - 1 (1%); удобство - 1 (1%); укрепление знаний, полученных на лекциях и практических заданиях - 1 (1%); очень хорошая кафедра с отзывчивым составом, очень необходимый и полезный предмет - 1 (1%); помогает к подготовке к письменному экзамену - 1 (1%); задания были конкретными, понятными, при возникновении вопросов преподаватели доступно все объясняли - 1 (1%);лекторы, преподаватель были ориентированы на то, чтобы мы узнали именно основную суть про паллиативную помощь- 1 (1%); затрудняюсь ответить - 1 (1%); очень удобно дистанционно выполнять задания, достаточно времени для решения задач - 1(1%); очень удобно для оценивания, так как мы можем сами самостоятельно видеть свои пробелы и недочеты, преподавателю, я считаю, тоже удобно проверять -1 (1%); можно проверять свои знания дистанционно -1 (1%); удобство использования, доступность, прозрачность, возможность совершенствования знаний - 1 (1%); это был лучший курс за все мои 7 лет! - 1 (1%); наличие лекций, обсуждение вопросов вместе с преподавателем, разнообразная подача информации (видео, презентации, сценки), преподаватели открыты для вопросов - 1 (1%); всегда разные и интересные задачи, оценку выставляют

сразу же - 1 (1%);удобство укрепления практического знания - 1 (1%).

На вопрос № 6 «Какие отрицательные стороны Вы отметили для себя при прохождении курса кафедры онкологии и лучевой диагностики на платформы Mood/e?» были получены следующие ответы: нет отрицательных сторон - 57 (93%); не нужно присутствовать в аудитории - 1 (2%); иногда слишком сильно торопят с выполнением, а задания очень бывают большими -1 (2%).

На вопрос №7 «Какой курс кафедры онкологии и лучевой диагностики Вы посещали?» 83(86%) опрошенных указали паллиативную помощь, 14 (14%) анкетированных указали онкологию (ОВП).

Анализ полученных ответов позволяет сделать вывод о положительном отношении большинства студентов к использованию в обучении системы дистанционного обучения Moodle, но при этом нужно учитывать специфику содержания дисциплины.

Анализ литературных данных, опыта использования технологий дистанционного обучения в конкретном высшем учебном заведении позволили выделить трудности применения дистанционных технологий в высшей медицинской школе, а именно отсутствие качественного электронного контента по дисциплинам, интерактивных методических материалов. Крайне необходимо повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза по использованию современных дистанционных техноло -гий обучения. Отсутствует мотивация профессорско-преподавательского состава вуза к использованию дистанционных технологий обучения, мотивация студентов к учебному процессу, развитие у них самодисциплины и ответственности при работе с технологиями дистанционного обучения.

Использование современных дистанционных технологий обучения в практике и дальнейшее развитие не находит широкого применения, несмотря на очевидные достоинства и их хорошие перспективы в реализации учебного процесса в высшей медицинской школе.

ЛИТЕРАТУРА

1 Буримская Д. В.Смешанное обучение в высшем образовании //Информационное общество. - 2016. - №1. - С. 48-54.

2 Дронова Е. Н. Организационно-педагогические условия эффективного использования системы дистанционного обучения Moo-dle в учебном процессе магистратуры в педагогическом вузе //Информатика и образование. - 2017. - №7. - С. 51-57.

3 Елизаров А. М.Использование информационно-коммуникационных технологий в электронном обучении в странах СНГ // Информационное общество. - 2016. - №4-5. -С. 92-103.

4 Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. -СПб: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.

5 Нестерцова С. Г. Индивидуально-

психологические и познавательные особенности «поколения Y^/Матер. 66 науч. конф. «Наука ЮУрГУ». - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - С. 1634-1638.

6 Осипов М. В. Модель студента как представителя цифрового поколения // Матер.конф. «Молодежь и наука». - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2014. - С. 90-95.

7 Петров Д. А. Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях регионального вуза //Преподаватель XXI века. - 2016. - Т. 1. -№4. - С. 7785.

8 Пронин В. В. Клиповое мышление студента в дистанционном обучении //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - №2-2. -С. 468-471.

9 Burimskaja D.V.Smeshannoeobuchenie v vysshemobrazovanii//Informacionnoeobshestvo. -2016. -V. 1. - Pp. 48-54.

10 Dronova E.N.Organizacionno-pedagogicheskieuslovijajeffektivnogoispolzovani-jasistemydistancionnogoobuchenija Moodle v uchebnomprocessemagistratury v pedagog-icheskomvuze //Informatikaiobra-zovanie. -2017. - V. 7. - Pp. 51-57.

11 Elizarov A. M. Ispolzovanieinfor-macionno-kommunikacionnyhtehnologij v jel-ektronnomobuchenii v stranah SNG, / A.M.Elizarov, R.M.Elizarova // Informacionnoeobshhestvo. - 2016. - V. 4-5. -Pp. 92-103.

12 Nestercova S. G. Individualno-psihologicheskieipoznavatelnyeosobennosti-pokolenija Y //Proceedings of the Conference «NaukaJuUrGU». -Cheljabinsk, 2014. - Pp. 16341638.

13 Zubov V. E. Problemyiperspektivyra-zvitijajelektronnogoobuchenija v Rossii// Professionalnoeobrazovanie v sovremennom mire. -2016. - V. 6. -Pp. 636-643.

REFERENCES

1 Burimskaja D. V. Smeshannoe-obuchenie v vysshemobrazovanii // Informacionnoeobshhestvo. - 2016. - №1. - S. 48-54.

2 Dronova E. N. Organizacionno-pedagogicheskieuslovijajeffektivnogoispol'zovani-jasistemydistancionnogoobuchenija Moodle v uchebnomprocessemagistratury v pedagog-icheskomvuze //Informatikaiobrazovanie. - 2017.

- №7. - S. 51-57.

3 Elizarov A. M. Ispol'zovanieinfor-macionno-kommunikacionnyhtehnologij v jel-ektronnomobuchenii v stranah SNG // Informacionnoeobshhestvo. - 2016. - №4-5. - S. 92-103.

4 Lebedeva M. B. Distancionnyeobra-zovatel'nyetehnologii: proektirovanieirealizaci-jauchebnyhkursov. - SPb: BHV-Peterburg, 2010.

- 336 s.

5 Nestercova S. G. Individual'no-psihologicheskieipoznavatel'nyeosobennosti «pokolenija Y» //Mater.66 nauch.konf. «NaukaJuUrGU». - Cheljabinsk: Izdatel'skijcen-trJuUrGU, 2014. - S. 1634-1638.

6 Osipov M. V. Model' studen-takakpredstaviteljacifrovogopokolenija //Mater. konf. «Molodezh' inauka». - Krasnojarsk: Sib. feder. un-t., 2014. - S. 90-95.

7 Petrov D. A. Ob uslovijahjeffek-tivnostiispol'zovanijadistancionnyhobrazovatel'nyh resursovprirealizaciiosnovnyhprofessional'nyhobra zovatel'nyhprogramm v uslovijahregional'nogovu-za //Prepodavatel' XXI veka. - 2016. - T. 1. -№4. - S. 77-85.

8 Pronin V. V. Klipovoemyshleniestu-denta v distancionnomobuchenii // VestnikNizhegorodskogouniversitetaim. N. I. Lo-bachevskogo. - 2014. - №2-2. - S. 468-471.

9 Burimskaja D. V. Smeshannoe-obuchenie v vysshemobrazovanii // Informacionnoeobshestvo. - 2016. - V. 1. - Pp. 48-54.

10 Dronova E. N. Organizacionno-pedagogicheskieuslovijajeffektivnogoispolzovani-jasistemydistancionnogoobuchenija Moodle v uchebnomprocessemagistratury v pedagog-icheskomvuze //Informatikaiobra-zovanie. -2017. - V. 7. - Pp. 51-57.

11 Elizarov A. M. Ispolzovanieinfor-macionno-kommunikacionnyhtehnologij v jel-ektronnomobuchenii v stranah SNG, /A. M. Elizarov, R. M. Elizarova //Informacionnoeobshhestvo.

- 2016. - V. 4-5. - Pp. 92-103.

12 Nestercova S. G. Individualno-psihologicheskieipoznavatelnyeosobennosti-pokolenija Y //Proceedings of the Conference «NaukaJuUrGU». - Cheljabinsk, 2014. - Pp. 1634 -1638.

13 Zubov V. E. Problemyiperspektivyra-zvitijajelektronnogoobuchenija v Rossii // Professionalnoeobrazovanie v sovremennom mire.

- 2016. - V. 6. - Pp. 636-643.

Поступила 12.03.2020 г.

С учетом того, что первичная помощь является центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и ранней борьбы с заболеваниями, количество врачей первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в стране за последние 10 лет увеличилось в 2,1 разаJ составив 7990 человек. При этомдоля врачей ПМСП в общем объеме врачебных кадров увеличилась с 6 до 15%.

С целью повышения роли средних медицинских работников, усиления практической направленности их подготовки, при партнерстве с Федерацией университетов прикладных наук Финляндии Министерством здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) разработана образовательная программа прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело».

Реализация данной программы начата с сентября 2014 г. в режиме эксперимента на базе 6 государственных медицинских колледжей. Она направлена на подготовку квалифицированных медицинских сестер с усиленной практической подготовкой. Следует отметить, что колледжи, реализующие пилотные программы прикладного бакалавриата, получили статус Высших колледжей.

В рамках Госпрограммы «Денсаулык» на 2016-2019 гг. предпринимаются меры по созданию эффективной системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения. На базе Республиканского центра ^развития здравоохранения - подведомственной организации МЗ РК создана Обсерватория кадровых ресурсов. Обсерватория осуществляет прогнозирование потребности в кадровых ресурсах здравоохранения, определяет подходы и методы планирования с учетом демографических показателей страны[3].

Профессия медицинской сестры была и остается актуальной, и востребована в любой исторический период времени. Достаточно вспомнить яркие примеры из истории, доказывающие необходимость и важность профессии медицинской сестры. К примеру, вначале 1854 г. во время Крымской войны некоторые женщины действовали с точки зрения наивысших ценностей, характеризующих и в современную эпоху профессию медицинской сестры. Так, девушка по имени Даша, продав собственный дом,купив лошадь с повозкой, а также необходимые для перевязки раненых вещи, стала воплощением сестры милосердия, а ее повозка - первым передвижным перевязочным пунктом на поле боя. Гуманистический и героическийпример девушки заставил многих женщин последовать этому примеру и в последующем также ухаживать за ранеными [15].

Другой не менее известный образец для подражания - Флоренс Найтингейл, англичанка, которая во времена Крымской войны стала основательницей службы сестер милосердия. Она руководила женщинами, оказывающими помощь раненым солдатам. Этой великой женщиной были собраны пожертвования для создания школы медсестер, впоследствии открытой при госпитале [13]

Труд медицинской сестры по праву считается тяжелым, связанным с постоянным профессиональным риском, но благородными достойным делом, требующим больших эмоциональных и душевных сил. В теоретических исследованиях содержатся сведения отяжелом труде медицинских сестер, сопряженном с высокими интеллектуальными и физическими нагрузками: «...С момента основания сестринской помощи в 1854 г. сестры милосердия (а позже - медицинские сестры), подвергая свою жизнь и здоровье различным рискам (рискам заражения, ранения, риску быть убитыми во время военных действий) оказывали профессиональную медицинскую помощь» [7].

На современном этапе развития сестринской помощи внимание и забота медицинской сестрынеобходимы не только каждому пациенту, но и его родственникам вне зависимости от времени суток и дня

недели. Стоит также отметить, что на быстро формирующемся рынке здравоохранения потребность в медицинских сестрах в 2-3 разабольше, чем во врачах. В настоящее время существует острая нехватка сестринского персонала, однако еще больше востребованность в опытных и инициативных медицинских сестрах выражена в системе платного здравоохранения.Отсюда следует, что у медицинской сестры есть несколько вариантов развития карьеры и личного профессионального роста.Можно, оставаясь на одной и той же должности, повышать свою квалификацию и получать соответствующую надбавку к зарплате.

Другой вариант - административный: можно стать старшей медицинской сестрой отделения или больницы. Третий вариант -продолжить образование и стать врачом. Все зависит только от желания и возможностей будущей медицинскойсестры. Какнастоящий профессионал медицинская сестра, как правило, любит людей и свое дело, готова прийти на помощь как пациентам,так и своим коллегам, как своим друзьям и родственникам, так и совершенно незнакомым людям на улице.

Медицинские сестры, бесспорно, отличаются друг от друга по степени удовлетворенности и неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

Важным результатом исследования, на наш взгляд, является то, что среди медицинских сестер ГУЗ СГКБ №2 имени В. И. Разумовского, принявших участие в исследовании, есть определенное число тех, кто не удовлетворенсвоей профессией и выражают готовность получить другое образование и поменять место работы. Исследование, проведенное на базе Городской клинической больницы среди медицинских сестер различных отделений,позволяет сделать вывод о том, что большинство опрошенных все-таки довольны выбором своей профессии, выполняемой работой и считают данную профессию престижной. При этом значительная группа респондентов отметила, что главными мотивами выбора профессии медицинской сестры послужили возможность реализовывать свои профессиональные навыки, возможность помо -гать людям, ощущение,что они нужны людям, общение с пациентами [2].

Реализация Госпрограммы «Саламатты Казакстан» позволила укрепить кадровый потенциал ПМСП и создать «армию» помощников участковым врачам и врачам общей практики. В настоящее время практически на каждого врача ПМСП приходится по 2 средних медработника. В помощь ПМСП даны социальные работник, психологи. Сегодня ключевым звеном всей службы ПМСП должна стать бригада, состоящая из врача общей практики

N. A. Kabildina, A. R. Beisenayeva, Y L. Poiuektova, V. A. Zhumaliyeva, Ye. V. Kruk, Yu. M. Fomenko EXPERIENCE OF REMOTE TRAINING USING THE MOODLE PLATFORM AT THE ONCOLOGY DEPARTMENT OFKARAGANDAMEDICAL UNIVERSITY Karaganda medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The paper reveals the features of students of the Higher Medical School, their modern perception of information as representatives of a new digital generation. The importance of using distance learning technology in the university's educational process as an additional way of mastering the information is substantiated. The prevalence of students' visual perception of information is confirmed. The electronic platform Moodle, with an online course developed by our teachers, is characterized by reliability and ease of use. The experience of the use of distance learning technologies is analyzed at the Department of Oncology of the Medical University of Karaganda. The existing difficulties of using distance learning technologies in higher education are detailed.

Key words: distance learning, distance learning technology, distance learning system, distance learning system

Moodle

Н. А. Кабильдина, А. Р. Бейсенаева, Ю. Л. Полуектова, В. А. Жумалиев, Е В. Крук, Ю. М. Фоменко КАРАFАНДЫi МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕПНЩ ОНКОЛОГИЯСЫ ДЕПАРТАМЕНЛНДЕ МОДУЛЬ ПЛАФФОРМАНЫ КОЛДАНУFА КАТЫСТЫ ОКЫТУДЫЦ ТЭЖ1РИБЕС1 КараFандымедициналык университет,i (КараFанды, Казахстан)

Жумыста жорары медицина студенттер1н1н ерекшел1ктер1, олардын жана сандык буын ек1лдер1 рет1нде акпаратты заманауи кабылдауы керсеттген.ЖОО-нын оку урд1с1нде кашыктыктан окыту технологиясын колданудын маныздылыры материалды менгерудщ косымша тэс1л1 рет1нде непзделген. Студенттердщ, акпаратты визуалды кабылдауынын басымдылыры дэлелденд1. Б1зд1н окытушыларымыз эз1рлеген, онлайн-курс Moodle электронды платформасын колдану сен1мд1л1кпен карапайымдылырымен сипатталады. Караранды медициналык университетам онкология кафедрасында кашыктыктан окыту технологияларын колдану тэж1рибес1 талданды. Жорары оку орындарында кашыктыктан окыту технологияларын пайдаланудын киындыктары нактыланды.

Клт сездер: кашыктыктан окыту,кашыктыктан окыту технологиясы, кашыктыктан окыту жуйеа, Moodle кашыктыктан окыту жуйеа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.