Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАРАГАНДЫ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАРАГАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолдыбаева Г. А., Кабилдина Н. А., Ескараев Д. М., Турлуев Я. Х.

Дистанционное образование в медицине становится реальностью. В статье приводятся результаты влияния дистанционного обучения на качество образования в медицине на основе анализа анкетирования студентов 3 курса по специальности «общая медицина» в Карагандинском медицинском университете. Автор приходит к выводу, что в дистанционное обучение необходимо для преподавания теоретического материала. Если решить проблемы, в будущем дистанционное обучения будет применяться наравне с традиционным обучением. Так как данный формат обучения не влияет на качество образования, что связано с осознанным подходом к обучению студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жолдыбаева Г. А., Кабилдина Н. А., Ескараев Д. М., Турлуев Я. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE QUALITY OF MEDICAL EDUCATION AT KARAGANDA MEDICAL UNIVERSITY

Distance education in medicine is becoming a reality. The article presents the results of the impact of distance learning on the quality of education in medicine based on the analysis of questionnaires of 3rd year students in the specialty «General Medicine». The author concludes that distance learning is necessary for teaching theoretical material. If the problems are solved, distance learning will become on par with traditional education in the future. And most importantly, this teaching format does not affect the quality of education; the change in the quality of education is associated with a conscious approach to teaching students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАРАГАНДЫ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021 УДК 61:378(574.31)

Г. А. Жолдыбаева, Н. А. Кабилдина, Д. М. Ескараев, Я. Х. Турлуев

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАРАГАНДЫ

Кафедра онкологии и лучевой диагностики Карагандинского медицинского университета (Караганда, Республика Казахстан)

Дистанционное образование в медицине становится реальностью. В статье приводятся результаты влияния дистанционного обучения на качество образования в медицине на основе анализа анкетирования студентов 3 курса по специальности «общая медицина» в Карагандинском медицинском университете. Автор приходит к выводу, что в дистанционное обучение необходимо для преподавания теоретического материала. Если решить проблемы, в будущем дистанционное обучения будет применяться наравне с традиционным обучением. Так как данный формат обучения не влияет на качество образования, что связано с осознанным подходом к обучению студентов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, качественное образование, медицинское образование.

Научное-технологическое и информационное развитие привнесли в сферу образования свои корректировки, которые коснулись каждого из нас. Дистанционное образование, которое казалось для казахстанцев некой диковинкой, в данное время стало реальностью. Это изменение затронуло и медицинское образование.

Внедрение дистанционного формата обучения необходимо, если рассматривать следующие аспекты. Во-первых, доступность, то есть дешевле, чем традиционный формат обучения. Во-вторых, мобильность, то есть студент с любой точки земли при наличии доступа к глобальной сети может просматривать лекции. В-третьих, это гибкость, то есть записанные лекции студент может пересмотреть в любое время суток. В-четвертых, это масштабность - можно проводить лекции большему количеству студентов. В-пятых, это экономичность - нет необходимости тратиться на дорогу, организацию учебных курсов и иного рода расходов.

Стоит отметить, что вышеперечисленные положительные аспекты осуществимы, если речь идет только о теоретическом аспекте медицинского знания. Однако медицина -это не только теория, но и практика. Пожалуй, последнее играет более значительную роль.

В формате дистанционного обучения невозможно получить опыт практического характера - «ощутить» болезнь пациента. И это является самым большим минусом данного формата. Кроме того возможны определенные социально-экономические проблемы, например, проблема доступности и скорости Интернета, а также проблемы личностного характера, такие как снижение мотивации, низкий уровень усидчивости и самостоятельности,

приводят к отрицательной характеристике дистанционного формата обучения.

В данное время дистанционный формат обучения внедряется во многих высших учебных заведениях, что свидетельствует о том, что данный формат обучения в будущем можно внедрять по отношению к определенным специальностям, где важно качественное теоретическое знание. В Медицинском университете Караганды дистанционное обучение возможно по следующим специальностям «фармация», «сестринское дело» [5].

В соответствии со статьей 37-2 Закона Республики Казахстан «Об образовании» дистанционное образование вводится во время критических ситуаций в стране: введение чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, объявления чрезвычайных ситуаций местными исполнительными органами и организациями [4]. Хотя внедрение дистанционного обучения в медицинских учреждениях оставалось дискуссионным, но пандемия коро-навирусной инфекции SARS-CoV-2, начавшаяся в 2020 году, обусловила резкую смену условий передачи и получения знаний. Переход, хоть и кратковременный, в дистанционный формат обучения не мог не повлиять на качество образования.

В представленной статье описаны последствия внедрения дистанционных технологий в обучение, по мнению динамичных представителей сферы образования, то есть студентов Медицинского университета Караганды.

Дистанционный формат обучения осуществляется в обучающей среде МоокИе. Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда - это пространство для совместной работы преподавателей и студен-

Медицина и экология, 2021, 2

109

тов, благодаря которому можно реализовать частные веб-сайты, наполненные собственными курсами, а также есть возможность отслеживать прогресс учащихся.

К элементам курса относятся: •элемент задание позволяет преподавателю ставить задачи, на которые студент должен ответить, в соответствии с чем оценивается его знания;

•элемент лекция предоставляет теоретический материал с текстовыми заданиями и вопросами;

•элемент ресурсы используется преподавателями для предоставления дополнительных знаний, посредством файлов или внешних ссылок;

•элемент форумы используется для организации дискуссии;

•элемент тесты позволяет создавать тестовые вопросы любого вида, для оценки знаний студентов;

•элемент wiki позволяет студентам выполнить групповую работу над документами;

•элемент глоссарий создает и редактирует список определений - мини словарь [3].

Одной из главных задач высших учебных заведений является подготовка квалифицированного специалиста [1, 3]. Эта задача достижима только при наличии качественного образования. Следовательно, качество образования не должно зависеть от формата обучения.

Качество образования надо рассматривать как интеграцию качеств частей образовательной системы. Существуют следующие критерий качественного образования: 1) качество подготовки студентов; 2) качество образовательных программ; 3) качество педагогического персонала и др. [2]. Дистанционное обучение должно обеспечить вышеперечисленные качества образования.

Цель работы - выявить последствия дистанционного обучения в медицинском вузе на примере Медицинского университета Караганды.

Задачи: 1) выявить положительные и отрицательные последствия дистанционного обучения; 2) провести сравнительный анализ результатов анкетирования среди студентов по выявлению последствий дистанционного обучения.

Проведен опрос среди студентов 3 курса специальности «общая медицина», которые являются динамическим участниками дистанционного и традиционного форматов обуче-

ния.

Мотивация является движущим фактором во всем делах, особенно в обучении. При дистанционном обучении из-за отсутствия контроля со стороны преподавателей у студентов уменьшилась мотивация к обучению. 48% респондентов дали негативный ответ на вопрос касательно мотивации.

Студенты столкнулись с рядом проблем в период дистанционного обучения (рис. 1). Во -первых, отсутствие практической части обучения. Медицина требует практики. Студенты отметили, что высшим учебным заведением не было предоставлено место проведения практики. Многие студенты сами устраивались на работу и одновременно закрепляли теорию практикой. Во-вторых, дистанционное обучение подразумевает отсутствие живой беседы студентов с преподавателями, что привело к более сильной нагрузке на студентов - большой объем домашних заданий, которые студенты не только не успевали выполнять, но и не понимали смысла выполнения заданий. Бывали случай, когда некоторые преподаватели оценивали работы студентов по презентабельности и объемности презентации, кто-то заставлял записывать лекционный материал от руки и т.д. В-третьих, сложности возникли из-за неудовлетворительной работы Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. К ним относятся некачественная связь, невозможность обеспечить одновременно пользование одной веб-страницы тысячами пользователями и т.д. Также 56% опрошенных студентов высказали свои претензии насчет неумения преподавателей работать с компьютерными техниками.

Ряд студентов-медиков отметили положительные стороны дистанционного обучения. Так, многие студенты, самостоятельно обучаясь, восполнили пробелы в знаниях. Также студенты высоко оценили, что во время дистанционного обучения у них была возможность обучаться в своем темпе. Лекционные материалы сохранялись в системах, предоставлялись презентации, лекции и другие виды источников знания можно было изучить в любое время суток.

Качество образования зависит не только от студентов. Студентами был оценен труд преподавателей, а именно качественное знание, преподаваемое в дистанционном формате. В целом быстрый переход в дистанционный формат обучения никак не повлиял на качество предоставляемых знаний. Качество зна-

Рисунок 1. Ответы студентов на один из вопросов анкетирования

ния понизилось у тех студентов, которые и в традиционном формате не успевали за остальными. А у тех студентов, кто ответственно подходил к профессии врача, и в традиционном, и в дистанционном формате уровень знания не изменился.

В настоящее время спрос на дистанционное обучение очень велик и можно смело заявлять, что в будущем будет еще расти. Ведь это доступный, удобный и гибкий способ обучения. Дистанционный формат обучения подходит для тех, кто самостоятелен, организован, целеустремлен.

Описываемый формат обучения имеет как минусы, так и плюсы. Но на качество знаний он не влияет, если удовлетворяются все необходимые требования.

ЛИТЕРАТУРА

1 Положение о высшем учебном заведении Республики Казахстан от 22 сентября 1995 г. №5, зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24.10.1996 г. № 210.

2 Системы менеджмента качества организаций высшего профессионального образования. Теория и практика /Ж. А. Кулекеев, Г. Г. Пивень, М. Р. Нургужин и др. - Караганда: Издательство КарГТУ, 2004. - 356 с.

3 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г.

4 Закон РК «Об образовании» от 29.06.20 г. № 351-VI (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.03.2021 г.). Статья 37-2.

5 https://qmu.edu.kz/ru (дата обращения 31.04.2020 г.).

6 https://moodle.kgmu.kz (дата обращения 31.04.2020 г.).

REFERENCES

1 Polozhenie o vysshem uchebnom zavedenii Respubliki Kazahstan ot 22 sentjabrja 1995 g. №5, zaregistrirovano v Ministerstve jus-ticii Respubliki Kazahstan 24.10.1996 g. № 210.

2 Sistemy menedzhmenta kachestva organizacij vysshego professional'nogo obra-zovanija. Teorija i praktika /Zh. A. Kulekeev, G. G. Piven', M. R. Nurguzhin i dr. - Karaganda: Iz-datel'stvo KarGTU, 2004. - 356 s.

3 Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana «Kazahstanskij put'-2050: Edinaja cel', edinye interesy, edinoe budushhee» ot 17 janvarja 2014 g.

4 Zakon RK «Ob obrazovanii» ot 29.06.20 g. № 351-VI (s izmenenijami i dopolnenijami po sostojaniju na 31.03.2021 g.). Stat'ja 37-2.

5 https://qmu.edu.kz/ru (data obrash-henija 31.04.2020 g.).

6 https://moodle.kgmu.kz (data obrashhenija 31.04.2020 g.).

Поступила 30.04.2021 г.

G. A. Zholdybayeva, N. A. Kabildina, D. M. Yeskarayev, Ya. Kh. Turluyev

INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE QUALITY OF MEDICAL EDUCATION AT KARAGANDA MEDICAL UNIVERSITY

Department of oncology and radiation diagnostics of Karaganda medical university (Karaganda, Republic of Kazakhstan)

Distance education in medicine is becoming a reality. The article presents the results of the impact of distance learning on the quality of education in medicine based on the analysis of questionnaires of 3rd year students in the specialty «General Medicine». The author concludes that distance learning is necessary for teaching theoretical material. If the problems are solved, distance learning will become on par with traditional education in the future. And most importantly, this teaching format does not affect the quality of education; the change in the quality of education is associated with a conscious approach to teaching students.

Key words: distance learning, quality education, medical education.

Г. А. Жолдыбаева, Н. А. Кабилдина, Д. М. Ескараев, Я. Х. Турлуев

КАРАТАНДЫ МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТТНДЕ КАШЫКТЫКТАН ОКЫТУДЬЩ МЕДИЦИНАЛЫК Б1Л1М САПАСЫНА ЭСЕР1

КараFандыl медициналык университеттн онкология ЖЭНЕ сэуленн диагностика кафедраы/

Медицинадары кашыктыктан б1л1м беру шындыкка айналуда. Мащалада «Жалпы медицина» мамандыры бойынша 3 курс студенттер^щ сауалнамаларын талдау неганде кашыктыктан окытудын медицинадары б1л1м сапасына эсер^Н нэтижелерi кел^ртген. Автор кашыктыктан окыту теориялык материалды окыту Yшiн кажет деп тужырымдайды. Егер проблемалар шештсе, кашыктыктан окыту болашакта дэстYрлi б^ммен тенеседк Ен бастысы, бул окыту форматы б1л1м сапасына эсер етпейд^ б1л1м сапасынын eзгеруi окушыларды окытура саналы кезкараспен байланысты.

Клт сездер: кашыктыктан окыту, сапалы б1л1м, медициналык б1л1м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.