Научная статья на тему 'Дистанционное образование в медицине'

Дистанционное образование в медицине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВТі ОқУ ТүРі / қАШЫқТЫқ ТЕХНОЛОГИЯ / INTERACTIVE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / MEDICAL EDUCATION / МЕДИЦИНАЛЫқ БіЛіМ АЛУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонович М.Ю., Любченко М.Ю.

В статье описывается опыт внедрения дистанционных технологий обучения в медицинском университете на примере дисциплины «Психиатрия и наркология» для студентов 5 курса специальности «Общая медицина». Авторы статьи разделяют принципы и ценности очного обучения студентов медицинского университета, но отмечают возможность использования дистанционных технологий в процессе обучения. В статье представлен опыт применения дистанционных технологий по дисциплине «Психиатрия и наркология» на основе обучающей среды Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонович М.Ю., Любченко М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION IN MEDICINE

This article presents the experience of distance learning technologies using in a medical university on the example of the disciplines «Psychiatry and Narcology» for students of the 5th year of study in the specialty «General Medicine». The authors of the article share the principles and values of teaching medical students, they also note the possibility of using distance learning technologies in the process of acquiring knowledge. The article presents the experience of using distance learning technologies in the discipline «Psychiatry and Narcology» based on the Moodle educational environment.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в медицине»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019 УДК 61:378

М. Ю. Антонович, М. Ю. Любченко ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ

Кафедра неврологии, психиатрии и реабилитологии Медицинского университета Караганды (Караганда, Казахстан)

В статье описывается опыт внедрения дистанционных технологий обучения в медицинском университете на примере дисциплины «Психиатрия и наркология» для студентов 5 курса специальности «Общая медицина». Авторы статьи разделяют принципы и ценности очного обучения студентов медицинского университета, но отмечают возможность использования дистанционных технологий в процессе обучения. В статье представлен опыт применения дистанционных технологий по дисциплине «Психиатрия и наркология» на основе обучающей среды Моо^е.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, дистанционные технологии, медицинское образование

В современном мире происходят глобальные изменения в сфере образования, что в первую очередь связано с новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широким распространением информационных и коммуникационных технологий, пронизывающих всю человеческую деятельность.

В своем послании «Стратегия «Казахс-тан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» народу Казахстана Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев особо отметил: «Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступное для всех желающих» [4].

В настоящее время в соответствии со статьей 43 Закона Республики Казахстан «Об образовании» дистанционное обучение в вузах Республики Казахстан определено как технология обучения [2]. Применение дистанционного обучения в медицинских учебных учреждениях остается дискуссионным. Применение такой технологии обучения не только возможно, но и необходимо. Разумеется, подготовка врача требует очного контакта студента с преподавателем, но определенные разделы теоретической подготовки и упражнений на принятие решений могут осуществляться в дистанционной форме, т. е. возможно внедрение дистанционных технологий параллельно с очными методами обучения.

Немаловажное влияние оказывает сокращение аудиторных часов за счет внеаудиторного времени студента, что обязывает преподавателя осуществлять организацию и предоставление методического обеспечения для самостоятельной деятельности студента. В

настоящее время наиболее перспективным направлением для решения этих задач может выступить обучение посредством Интернета. Преимуществами дистанционного обучения являются расширение мест, времени, темпа и условий обучения, которые могут быть выбраны каждым студентов индивидуально. Интерактивность компьютерных технологий позволяет развивать активную деятельность студентов, при которой самостоятельная работа является более эффективной. Необходимо отметить, что при разработке дистанционных курсов необходима специальная подготовка не только по техническим вопросам, но и по методическим. Например, разработчик учебной программы должен грамотно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной, приемлемость тех или иных видов обучения для каждого раздела дисциплины, отбор материала для теоретической и практической подготовки.

В представленной статье описан опыт внедрения дистанционных технологий в обучение студентов медицинского университета на примере дисциплины «Психиатрия и наркология» посредством обучающей среды Moodle.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.

Задачами дистанционной формы обучения в дисциплине «Психиатрия и наркология» для нас являлись расширение теоретической подготовки студентов; расширение практических и теоретических знаний в усвоении

Медицина и экология, 2019, 1

119

дисциплины; возможности самостоятельной проверки и закрепления полученных знаний, а также усиление заинтересованности студентов в образовательном процессе. Кроме вышеперечисленного, важной составляющей данной технологии обучения для нас является академическая честность, равноправие студентов при оценивании их деятельности, возможность системного оценивания студента несколькими преподавателями, что, само собой, снижает некоторый субъективизм, возникающий в отношениях преподаватель-студент.

За основу дистанционного обучения дисциплины «Психиатрия и наркология» принята соответствующая рабочая программа и возможности обучающей среды Moodle. Обучающая программа включает в себя:

Ресурсы - теоретические материалы для изучения в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты. Представлены методическими рекомендациями и пособиями, разработанными сотрудниками кафедры, видеолекциями, а также Клиническими протоколами Республики Казахстан, соответствующими тематическому плану и теме занятия. Кроме того, включает достаточный диапазон дополнительной информации по теме занятий.

Активные элементы - организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса. Под активными элементами в основном понимается организация общения между слушателями дистанционного обучения (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). А также организация проверки знаний (тесты, задания и т.п.);

• задания - задачи, ответ на которые должен быть предоставлен в электронном виде (ответ должен быть направлен в виде одного или нескольких файлов), в частности, написание кураторского листа, психического статуса пациента (осмотренного в процессе практического занятия), анализ научной статьи, написание эссе, создание презентаций по темам;

• тесты - основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения Moodle. Представлены небольшим объемом (10 -15) тестовых заданий по каждой теме занятия с одним или более правильными ответами;

• опрос - механизм, позволяющий задать студентам вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос можно узнать мнение слушателей дистанционного обучения по тому или иному вопросу.

Система дистанционного обучения Moodle предлагает и другие формы получения

информации, а также возможности оценивания, но были выбраны наиболее приемлемые для обучения по дисциплине «Психиатрия и наркология». Необходимо отметить, что ответы на тестовые задания обрабатываются и оцениваются без участия преподавателя, работы в форме заданий оцениваются рандом-ным преподавателем, что дает возможность многогранной оценки студента.

Задания к каждой теме и в целом к курсу подобраны согласно целям обучения, которые напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов, таких как запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evaluating) и оценка (creating). Для уровня запоминания подойдут тесты с одним или несколькими вариантами ответов, начинающиеся с глаголов перечислите, назовите, напишите, определите, и т.д.

Понимание достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования и демонстрации. Для этих целей возможны также использование тестовых заданий, многократные тренировки в написании психических статусов, просмотр видеороликов, прослушивание аудиозаписей.

Аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать, противопоставлять, разделять, интерпретировать, анализировать, группировать, отбирать, классифицировать и т. д. В этом случае используется составление презентаций, решение клинических задач с возможностью дифференциальной диагностики, а также выбора стратегии терапии, анализ научных статей.

Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность и требует умения делать заключения, уметь оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы. Для этих целей применяется написание кураторского листа, написание эссе, в некоторых случаях - с перекрестной проверкой своих сокурсников.

Проведен опрос преподавателей, занимающихся со студентами, у которых применялся дистанционный курс, по результатам их обучения, который включал в себя следующие утверждения:

• улучшение теоретической подготовки студентов при применении дистанционного курса - 100% преподавателей согласны с данным утверждением;

• увеличение времени для занятий практической деятельностью - 100% положительных ответов;

• улучшение результатов практических занятий отметили 100% опрошенных;

• усиление заинтересованности студентов в образовательном процессе - 100% опрошенных;

• повышение теоретической и практической подготовленности студентов по результатам итоговой оценки - 100%.

Хотелось бы отметить, что практический опыт реализации дистанционного обучения показывает решающую роль преподавателя в его успехе. Именно от преподавателя зависит:

• отношение студентов к дистанционному обучению и в целом общественное мнение;

• качество электронных учебно-методических материалов;

• качество процесса дистанционного обучения;

• эффективное использование современных образовательных технологий [1].

Анализ анкет обратной связи у 104 студентов 5 курса специальности «Общая медицина», обучающихся на русском языке обучения, показал, что 100% студентов сочли предоставленный курс актуальным, логически последовательным, а также отметили полезность практических упражнений и качество системы оценивания, 92% остались довольны временными рамками при дистанционном обучении, 86,4% студентов отметили простоту изложения материала, 64,5% сочли предло-

женные задания достаточно простыми, 35,5% отмечали затруднения при выполнении заданий, 14% студентов отметили нехватку визуализации материала, указав на недостаточное количество видео-лекций по темам.

Для самостоятельной работы от студента необходимы такие качества, как ответственность и исполнительность. Одного желания получить высшее образование мало, надо иметь стремление к обучению. Самостоятельная работа на основе интернет-технологий предполагает активизацию учебно-познавательной деятельности студентов, в которой могут реализоваться такие возможности и резервы личности, которые в обычных условиях не всегда проявляются. В этом процессе важна роль педагога, как он организует процесс обучения, насколько интересно представлен учебный материал, и какие создаются условия для формирования познавательного интереса к изучению предмета. Задача педагога - создать условия для формирования мотивации самостоятельной учебной деятельности, которые должны исходить из интересов и потребностей самих студентов, помочь им развить в себе такие качества, как способность к самоанализу и самоуправлению и найти в каждом студенте его самую сильную сторону, поддержать веру в свои силы [5].

Важно отметить, что внедрение в очное обучение дистанционных заданий не предполагает отказ от посещения лекций и практических занятий, дистанционное обучение направлено прежде всего на организацию самостоятельной работы, на активное вовлечение студентов в процесс

Рисунок 1 - Анализ обратной связи Медицина и экология, 2019, 1

получения знаний, повышения успеваемости.

Использование дистанционных технологий в системе очного образования позволяет выделить ряд положительных моментов, обеспечивающих эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов. На основе учета индивидуальных запросов обучаемых достигается максимальная дифференциация и индивидуализация обучения, развиваются потребности в самостоятельном приобретении знаний и навыков, формируются навыки самообучения [3].

Таким образом, интерактивные формы обучения способствуют активизации учебно-образовательного процесса, в том числе и процесса самостоятельной работы студентов.

Конфликт интересов. Конфликт интересов не заявлен.

ЛИТЕРАТУРА

1 Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) /Под Г. М. Мутанова. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. - 320 с.

2 Закон Республики Казахстан «Об образовании». Статья 43.

3 Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через интернет // Бизнесобразование в России. - URL: http:// www.curator.ru/doplus.html.

4 Назарбаев Н. А. «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшегося государства» //Послание Президента РК народу Казахстана от 14.12.2012 г.

5 Черноталова К. Л. Дистанционное обучение в самостоятельной работе студентов очной формы обучения технических вузов /К. Л. Черноталова, Е. Е. Гончаренко //Концепт. -2013. - №11. - С. 68-74.

REFERENCES

1 Distancionnoe obuchenie (opyt realizacii v VKGTU) /Pod G. M. Mutanova. - Ust'-Kameno-gorsk: VKGTU, 2006. - 320 s.

2 Zakon Respubliki Kazahstan «Ob obra-zovanii». Stat'ja 43.

3 Kanavo V. Dostoinstva i nedostatki dis-tancionnogo obuchenija cherez internet // Biznesobrazovanie v Rossii. - URL: http:// www.curator.ru/doplus.html.

4 Nazarbaev N. A. «Strategija «Kazahstan-2050»: novyj politicheskij kurs sostojavshegosja gosudarstva» //Poslanie Prezidenta RK narodu Kazahstana ot 14.12.2012 g.

5 Chernotalova K. L. Distancionnoe obuchenie v samostojatel'noj rabote studentov ochnoj formy obuchenija tehnicheskih vuzov /K. L. Chernotalova, E. E. Goncharenko //Koncept. -2013. - №11. - S. 68-74.

Поступила 08.02.2019 г.

М. Ю. Антонович, М. Ю. Любченко МЕДИЦИН АДА ДдСТУРЛК Б1Л1М БЕРУ

KараFанды каласыныц медициналык университет, Неврология, психиатрия жэне реабилитология кафедрасы (K,араFанды, Казакстан)

Бул ма;алада «Жалпы медицина» мамандыгынын 5 курс студенттер1не арналган «Психиатрия жэне наркология» пэн1 бойынша медицина университет1нде ;ашы;ты;тан о;ыту технологиясын енпзу тэж1рибес1 каралран. Ма;аланын авторлары медицина университет! студенттер^щ ^нд1зп бел1м1н1к принциптер1 мен кундылыктарын бел1сед1, б1ра; о;у процесанде ;ашы;ты;тан о;ыту технологияларын колдану мYмкiндiгiнде б1л1м алады. Макалада «Психиатрия жэне наркология» пэн1 бойынша Моо^е о;у ортасынын ;ашы;ты;тан о;ыту технологияларын колдану тэж1рибиес1 керсет1лген.

Клтсездер: интерактивт1 оку тур1, кашыктык технология. Медициналык б1л1м алу

M. Yu. Antonovich, M. Yu. Lyubchenko DISTANCE EDUCATION IN MEDICINE

Department of neurology, psychiatry and rehabilitology of Medical universtty of Karaganda (Karaganda, Kazakhstan)

This article presents the experience of distance learning technologies using in a medical university on the example of the disciplines «Psychiatry and Narcology» for students of the 5th year of study in the specialty «General Medicine». The authors of the article share the principles and values of teaching medical students, they also note the possibility of using distance learning technologies in the process of acquiring knowledge. The article presents the experience of using distance learning technologies in the discipline «Psychiatry and Narcology» based on the Moodie educational environment.

Key words: interactive learning, distance learning technologies, Medical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.