Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация современного образования / онлайн-платформа / глобальное информационное общество / дистанционное обучение / студенчество / computerization of modern education / online-platform / global information society / online education / student age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Я. Ачмизова

В статье рассмотрены перспективы применения онлайн-платформ (Zoom, МТС Линк) в процессе информатизации современного российского образования в сфере обучения иностранным языкам в рамках глобального информационного общества. Автор обозначает пандемию 2020‒2022 гг. как фактор, оказавший значительное влияние на информатизацию образования в целом и университетское образование в частности. Рассмотрев психофизиологические особенности студенчества, автор приходит к выводу о целесообразности применения онлайн-платформ в обучении студентов и подробно описывает дидактические характеристики онлайн-платформы Zoom и платформы МТС Линк Встречи как возможного преемника иностранной платформы вследствие сложившейся геополитической ситуации. Учитывая передовой опыт российских образовательных учреждений, перспективной видится возможность создания инновационной образовательной платформы, представляющей курсы дистанционного обучения по различным направлениям, на базе российских онлайн-платформ для проведения видеоконференций и вебинаров, а также разработки образовательных (гибридных) программ нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR APPLICATION OF ONLINE-PLATFORMS IN COMPUTERIZATION OF MODERN EDUCATION

The article considers prospects for the application of online-platforms (Zoom, MTS Link) in computerization of modern education in Russia for students majoring in foreign languages. The author defines a pandemic as a factor for intensive computerizing of the whole system of education, and higher education as a part of it. Considering the psyco-physiological features of students, the author states the effectiveness of application of online-platforms in education, and provides a thorough description of Zoom application in teaching process, and MTS Link as an alternative due to geopolitical situation in the world. Taking into account the best practices of Russian educational institutions, the possibility of creating an innovative educational platform that presents distance learning courses in various areas, based on Russian online platforms for video conferences and webinars, as well as the development of educational (hybrid) programs of a new generation, seems promising.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- выявление и реализация творческого потенциала каждого участника [13, с. 107];

- поддержка самовыражения обучающихся в условиях глобальных перемен [13];

- содействие воплощению общественно значимых молодёжных инициатив на практике (РР Закиева, Т.М. Коньшина, А.В. Леонтьев, Н.С. Пряжников, В.В. Сериков);

- сохранение и преумножение традиций конкретной ОО;

- реализация организационно-педагогических условий для формирования необходимых цифровых компетенций [14].

Их решение может осуществляться путём реализации таких мероприятий, как музыкально-литературные композиции, отчётные концерты, смотры и конкурсы различной тематики из значения (от локальных до международных) [15, с. 142].

При этом, вне зависимости от направленности такого рода объединений, крайне желательно, чтобы в их работе сбыли задействованы учащиеся всех курсов и специальностей [14, с. 183]. Таким образом можно будет организовать среди обучающихся взаимодействие, проникнутое чувством товарищества и кол-

Библиографический список

лективным духом (РР Закиева, А.В. Леонтьев, Т.М. Коньшина, В.В, Краевский, Н.С. Пряжников, Т.Ю. Садовникова, В.В. Сериков). Студенты получат возможность сформировать компетенции, необходимые для эффективной реализации различных видов социально значимой профессиональной деятельности в группах, разнородных по своему составу, но объединённых стремлением к общей цели [15, с. 150].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня воспитательная работа является важной частью деятельности организации среднего профессионального образования. При этом требования, выдвигаемые современными обществом и государством к выпускникам таких учреждений, делают необходимым глубокое реформирование данной системы.

Предлагаемое авторами построение такой работы с большой вероятностью позволит улучшить результаты формирования у будущих специалистов среднего звена ряда важных личностных компетенций. Принимая же во внимание существующие наработки педагогов-исследователей и практиков в данной области, она уже сегодня может быть без особых проблем внедрена в образовательное пространство учреждений СПО, действующих на территории Российской Федерации.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

3. Ермакова В.С., Ибрагимова А.И., Кузнецов М.С. Oпыт успешных практик организации образовательного процесса в деятельности учреждений среднего профессионального образования. Наука и школа. 2022; № 6: 110-119.

4. Матюшенко С.В., Князева O.O., Сосковец Л.А. Oсобенности воспитательной деятельности в омском филиале университета «Синергия». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021; Т. 10, № 1: 29-34.

5. Козырь 3.O. Диагностический инструментарий и процедура его конструктивного применения для объективной оценки результатов реализации воспитательного потенциала учебного заведения OTO в процессе дистанционного обучения курсантов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 39-42.

6. Малиновский Е.С., Ангеловская С.К., Молчанов С.Г. Формирование и оценивание социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации. Инновационное развитие профессионального образования. 2022; № 1: 124-130.

7. Ващенко Е.В. Создание организационно-педагогических условий для формирования профессиональных адаптационных качеств обучающихся OTO. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 3 (43): 139-146.

8. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-4: 68-70.

9. Сидоров А.Н., Быстрова Н.В. Oсобенности успешной адаптации студентов к условиям вуза. Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Мининский университет, 2020: 45-47.

10. Ахмедьянова А.Х. Гармоничное развитие личности обучающихся средствами родного языка и культуры как основа гражданско-патриотического воспитания. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022; № 4 (37): 151-155.

11. Семенова В.В., Реклер Е.Н. Oбеспечение прав студентов во время дистанционного обучения. Национальная ассоциация учёных. 2021; № 74: 62-64.

12. Егошина Н.Г. Возможности современного вуза для патриотического воспитания студентов. THEORIA: педагогика, экономика, право. 2023; № 4 (1): 48-54.

13. Байханов И.Б. Oсобенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.

14. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.

15. Коровин А.Ю., Заббарова М.Г Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа. Концепт. 2023; № 05: 140-153.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r. Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

3. Ermakova V.S., Ibragimova A.I., Kuznecov M.S. Opyt uspeshnyh praktik organizacii obrazovatel'nogo processa v deyatel'nosti uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Nauka i shkola. 2022; № 6: 110-119.

4. Matyushenko S.V., Knyazeva O.O., Soskovec L.A. Osobennosti vospitatel'noj deyatel'nosti v omskom filiale universiteta «Sinergiya». Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 2021; T. 10, № 1: 29-34.

5. Kozyr' Z.O. Diagnosticheskij instrumentarij i procedura ego konstruktivnogo primeneniya dlya ob'ektivnoj ocenki rezul'tatov realizacii vospitatel'nogo potenciala uchebnogo zavedeniya SPO v processe distancionnogo obucheniya kursantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 39-42.

6. Malinovskij E.S., Angelovskaya S.K., Molchanov S.G. Formirovanie i ocenivanie social'noj aktivnosti obuchayuschihsya professional'noj obrazovatel'noj organizacii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2022; № 1: 124-130.

7. Vaschenko E.V. Sozdanie organizacionno-pedagogicheskih uslovij dlya formirovaniya professional'nyh adaptacionnyh kachestv obuchayuschihsya SPO. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021; № 3 (43): 139-146.

8. Bystrova N.V., Zinov'eva S.A., Filatova E.V. Principy sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-4: 68-70.

9. Sidorov A.N., Bystrova N.V. Osobennosti uspeshnoj adaptacii studentov k usloviyam vuza. Innovacionnyepodhodykresheniyuprofessional'no-pedagogicheskihproblem: sbornik statej po materialam V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2020: 45-47.

10. Ahmed'yanova A.H. Garmonichnoe razvitie lichnosti obuchayuschihsya sredstvami rodnogo yazyka i kul'tury kak osnova grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2022; № 4 (37): 151-155.

11. Semenova V.V., Rekler E.N. Obespechenie prav studentov vo vremya distancionnogo obucheniya. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2021; № 74: 62-64.

12. Egoshina N.G. Vozmozhnosti sovremennogo vuza dlya patrioticheskogo vospitaniya studentov. THEORIA: pedagogika, 'ekonomika, pravo. 2023; № 4 (1): 48-54.

13. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast'istoriiiistoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.

14. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.

15. Korovin A.Yu., Zabbarova M.G. Suschnost' i struktura sociokul'turnoj sredy professional'nogo kolledzha. Koncept. 2023; № 05: 140-153.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 378

Achmizova S.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia),

E-mail: achmizova2012@mail.ru

PROSPECTS FOR APPLICATION OF ONLINE-PLATFORMS IN COMPUTERIZATION OF MODERN EDUCATION. The article considers prospects for the application of online-platforms (Zoom, MTS Link) in computerization of modern education in Russia for students majoring in foreign languages. The author defines a pandemic as a factor for intensive computerizing of the whole system of education, and higher education as a part of it. Considering the psyco-physiological features of students, the author states the effectiveness of application of online-platforms in education, and provides a thorough description of Zoom application in teaching process, and MTS Link as an alternative due to geopolitical situation in the world. Taking into account the best practices of Russian educational institutions, the possibility

of creating an innovative educational platform that presents distance learning courses in various areas, based on Russian online platforms for video conferences and webinars, as well as the development of educational (hybrid) programs of a new generation, seems promising.

Key words: computerization of modern education, online-platform, global information society, online education, student age

С.Я. Ачмизова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, E-mail: achmizova2012@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены перспективы применения онлайн-платформ (Zoom, МТС Линк) в процессе информатизации современного российского образования в сфере обучения иностранным языкам в рамках глобального информационного общества. Автор обозначает пандемию 2020-2022 гг как фактор, оказавший значительное влияние на информатизацию образования в целом и университетское образование в частности. Рассмотрев психофизиологические особенности студенчества, автор приходит к выводу о целесообразности применения онлайн-платформ в обучении студентов и подробно описывает дидактические характеристики онлайн-платформы Zoom и платформы МТС Линк Встречи как возможного преемника иностранной платформы вследствие сложившейся геополитической ситуации. Учитывая передовой опыт российских образовательных учреждений, перспективной видится возможность создания инновационной образовательной платформы, представляющей курсы дистанционного обучения по различным направлениям, на базе российских онлайн-платформ для проведения видеоконференций и вебинаров, а также разработки образовательных (гибридных) программ нового поколения.

Ключевые слова: информатизация современного образования, онлайн-платформа, глобальное информационное общество, дистанционное обучение,студенчество

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что современное информационное общество характеризуется отсутствием информационных границ между странами и континентами. «Процесс интеграции человечества в единое целое» [1, с. 50], процессы интернационализации и глобализации обусловливают формирование единого пространства, внутри которого информационные потоки функционируют и распределяются безотносительно границ. Знание иностранных языков - языков мирового общения - обусловливает способность человека осуществлять активную, продуктивную коммуникативную деятельность в рамках единой информационной системы, что определяет особую значимость лингвистического образования для эффективной социализации личности в рамках глобального информационного сообщества. Открытость мира и яркий познавательный интерес обусловливают тот факт, что люди стремятся узнать, понять, прочувствовать сущность глобального мира за пределами собственного реального мира.

Цель данной статьи заключается в изучении перспектив применения он-лайн-платформ в процессе информатизации современного образования.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: проанализировать современные образовательные платформы; рассмотреть дидактические преимущества онлайн-платформ в процессе обучения иностранным языкам.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические (наблюдение за студентами).

Научная новизна статьи определяется тем, что дан анализ существующих онлайн-платформ, которые применены автором в своей практике, рассмотрены основные дидактические преимущества онлайн-платформы Zoom.

Теоретическая значимость статьи заключается в том, что современная информационная ситуация диктует свои правила, в связи с чем видится значимым включение компьютерных технологий в содержание образовательного процесса по обучению иностранному языку студентов-филологов с целью формирования компетентностного специалиста как полноправного члена информационного общества, обладающего набором компетенций, которые обеспечат активную продуктивную социализацию в непрерывно изменяющихся жизненных условиях современного мира.

Практическая значимость заключается в высокой значимости компьютерной грамотности индивида как особо важного аспекта коммуникативного процесса, в том числе и на иностранном языке, с применением современных компьютерных технологий, поскольку интенсивное внедрение компьютерных, телефонных, цифровых технологий различной направленности обусловливает абсолютно новые тенденции информационного обмена за пределами государственных границ.

XXI век - это эпоха новых наукоемких «информационно-компьютерных технологий» [2], которые оказывают влияние на общественное развитие и обеспечивают возможность эффективного общения индивидов, проживающих в различных странах мира, на разных континентах, причём «процессы информатизации затрагивают все социальные практики человека, все пространства его существования в современном обществе» [2, с. 5]. Международный, трансконтинентальный информационный обмен за пределами конкретного языкового сообщества определяет необходимость владения иностранным языком как средством коммуникации, что оказывает влияние на все формы и компоненты образовательного процесса по освоению иностранного языка. В Окинавской хартии глобального информационного общества (принята лидерами стран «большой восьмерки» 22 июля 2000 года) [3] обозначается, что «информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века». В эпоху современного информационного общества необходимо отметить высокую значимость компьютерной грамотности индивида

как особо важный аспект коммуникативного процесса, в том числе и на иностранном языке, с применением современных компьютерных технологий, поскольку интенсивное внедрение компьютерных, телефонных, цифровых технологий различной направленности обусловливает абсолютно новые тенденции информационного обмена за пределами государственных границ. Таким образом, помимо формирования иноязычной коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку в рамках компетентностного подхода, особое внимание уделяется и развитию информационных умений учащихся.

Период с 2020 по 2022 годы явился временем значительных изменений для всех членов мирового сообщества, поскольку глобальная эпидемия - пандемия - не только ограничила межличностные контакты, но и привела к закрытию физических границ между странами, население которых практически полностью было вынужденно находиться в изоляции, в самоизоляции с целью предотвращения распространения смертоносного вируса. Время пандемии характеризуется глобальными нововведениями в применении современных наукоемких технологий, которые стали не просто вспомогательным, но и основным средством общения индивидов как на родном, так и на иностранных языках. Для множества граждан цифровые средства общения стали единственным каналом связи для поддержания коммуникации различной направленности: профессиональной, образовательной, развлекательной и т. д.

В динамично развивающемся мире информационные технологии постепенно проникают во все сферы жизнедеятельности индивидов, что обусловливает особую значимость изучения современных компьютерных технологий в рамках образовательного процесса по изучению иностранного языка. Студенты-филологи Адыгейского государственного университета - это в большинстве своём молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет, полностью соответствующие переводу латинского слова "students" ("studentis" в родительном падеже) - «усердно работающий, занимающийся». «Студенчество» как обособленная возрастная и социально-психологическая категория было выделено ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева [4, с. 17-26] в 1960-х годах. Студенческий возраст, «переходная фаза от созревания к зрелости» (поздняя юность - ранняя зрелость) - это наиболее важный этап формирования самосознания и самооценки путём сопоставления собственного «Я» с идеальным; время социального и личностного самоопределения, поиска собственной индивидуальности при наличии высоких требований к себе и окружающим. Образование способствует развитию собственного образа окружающего мира, понятия о своем месте и роли в этом мире [5, с. 25].

Личностная ценность образования как «непрекращающегося процесса развития путём организации собственной умственной деятельности ... состоит в формировании определённых социально значимых личностных качеств и ценностных отношений к действительности», раскрытии «собственных потенциальных возможностей . результатом чего становится приобретение личностных качеств и свойств, которых не было ранее» [6, с. 54]. Психическое формирование индивида в период студенчества предполагает развитие высших психических функций, становление интеллектуальной системы и личности в целом на фоне интенсивной социализации и реализации самоопределенной социальной роли. Поздняя юность - ранняя зрелость - это время оптимального развития интеллектуальных функций при высоких показателях по вниманию, пиковых значениях по скорости решения вербально-логических задач и объёму оперативной памяти индивида. Повышенная чувствительность и высокая скорость реакции на внешние раздражители, противоречивость внутреннего мира определяют эмоциональную нестабильность и внутреннюю неуверенность молодых людей. Нравственное развитие в период студенчества характеризуется усилением сознательных мотивов поведения, формированием целеустремленности, настойчивости, желания проявлять инициативу, умения владеть собой [4] - «прекрасное время для усвоения мудрости» (Ж.Ж. Руссо). Будучи высокомотивированными на получение

качественного образования, студенты Адыгейского государственного университета активно участвуют в организации и реализации образовательного процесса по всем дисциплинам. Обладая высоким развитием информационных умений и компетенций, с увлечением принимают участие в разработке и апробации новых образовательных программ на базе цифровых и компьютерных технологий, в том числе онлайн-платформы Zoom. В пандемийные годы онлайн-платформа Zoom сыграла особо значимую роль в организации образовательного процесса по обучению различным дисциплинам университетского цикла, в том числе и по иностранным языкам. В связи с введёнными ограничениями на федеральном уровне на перемещение граждан, руководству и преподавателям всех типов учебных заведений пришлось обратиться к возможностям дистанционного образования, поскольку форма удалённой работы стала единственной реализуемой после введения режима самоизоляции. С целью организации образовательного процесса в формате «прямо с рабочего места дома» в Адыгейском государственном университете в 2020 году было принято решение о проведении лекций, семинаров, практических занятий на онлайн-платформе Zoom, обладающей рядом более ценных характеристик для организации образовательного процесса в рамках дистанционного обучения, нежели иные платформы (Skype, Jitsi и т. д.).

Основными дидактическими преимуществами онлайн-платформы Zoom являются следующие: 1) возможность организации образовательного процесса в режиме реального времени; 2) возможность организации различных форматов мероприятий (вебинары, веб-конференции); 3) наличие системы обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени - переписка в чате; 4) наличие интерактивной доски; 5) возможность организации единого образовательного пространства для группы учащихся, а также деления на группы, пары и т. п. (преподаватель-модератор имеет возможность поместить конкретных участников образовательного процесса в так называемые сессионные залы/комнаты). Использование любой онлайн-платформы, в том числе и платформы Zoom, предполагает наличие стабильного интернет-соединения у всех участников образовательного процесса, возможность доступа к определенному набору настроек программы (например, в бесплатной версии Zoom есть ограничения по времени на проведение сессий (как вебинаров, так и видеоконференций). Кроме того, необходимо учитывать психологические особенности участников общения (застенчивость при использовании камеры во время общения на платформе Zoom), технические характеристики аппаратуры каждого участника (наличие качественной звуковой системы, микрофона), социальные условия и возможность обеспечения «рабочей атмосферы» при нахождении участников во внеаудиторном пространстве. Платформа Zoom считается довольно легкой для освоения и практического использования, но тем не менее требуется наличие определенного набора информационных умений, цифровой компетентности для эффективной реализации образовательного процесса без технических сбоев вследствие ошибок в управлении компьютерными программами. Четкое планирование педагогической деятельности, тщательная подготовка и проверка возможности корректного использования на базе онлайн-платформы учебных материалов для презентации студентам призваны помочь преподавателю наиболее эффективно организовать

Библиографический список

учебный процесс по освоению иностранного языка на платформе Zoom. При переходе на дистанционное образование возникли проблемы не только технического характера. Преподаватели ощутили нехватку подготовки, а именно - недостаточное владение информационными технологиями. Необходимо отметить, что вследствие изменения политической ситуации в мире интернет-платформа Zoom установила запрет на подключение к своим сервисам госучреждениям и госкомпаниям на территории Российской Федерации и СНГ что обусловило необходимость поиска альтернатив на российском рынке производителей программного обеспечения. МТС Линк [7], локальный разработчик экосистемы сервисов видеосвязи, позиционирует свои сервисы как полноценную замену зарубежным сервисам, таким как Zoom, Skype for Buisness и т. д. МТС Линк входит в Реестр отечественного программного обеспечения; дата-центры компании размещены в России, что соответствует требованиям Роспотребнадзора. Сервисы МТС Линк легко интегрируются с системой электронной почты, телефонией, календарями; кроме того, имеется собственное мобильное приложение сервиса.

При организации дистанционного обучения в образовательном процессе возможно применение всех трех видов (основных функций) сервиса, а именно: Видеовстречи - Вебинары - Курсы, которые обладают простым и понятным интерфейсом и не требуют установки дополнительного программного обеспечения.

Сервис Линк Встречи от экосистемы сервисов МТС Линк может стать альтернативой Zoom в образовательных процессах, поскольку онлайн-платформа от МТС обеспечивает следующие возможности: деление участников на группы; демонстрация экрана; создание опросов и тестов для проверки знаний; загрузка файлов любых форматов; использование интерактивной доски; автоматическая запись мероприятия. Таким образом, сервис Линк Встречи можно рассматривать как полноценный сервис для дистанционного обучения, межличностного общения и будущей профессиональной деятельности учащихся. Обучение студентов-филологов на базе онлайн-платформ имеет высокую практическую значимость в современном информационном обществе, поскольку даже в условиях ограничений по перемещениям в виду различных причин глобальный информационный обмен активно продолжается в различных сферах знания, и для реализации продуктивной коммуникативной деятельности субъектов общения онлайн-платформы имеют высокую важность.

Таким образом, мы пришли к выводу, что примерно все платформы равны по своему функционалу, поэтому ее выбор должен делать преподаватель в зависимости от того, какая ему предпочтительнее. Учитывая передовой опыт российских образовательных учреждений, в том числе РГГУ, СПбГУ, ВШЭ и т. д., перспективной видится возможность создания инновационной образовательной платформы, представляющей курсы дистанционного обучения по различным направлениям на базе российских онлайн-платформ для проведения видеоконференций и вебинаров, а также разработка образовательных (гибридных) программ нового поколения, предоставляющих возможность совмещения очно-заочно-дистанционного образования в соответствии с образовательными потребностями личности в рамках глобального информационного общества.

1. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации. Глобализация и университет. 2005; № 3: 50-57.

2. Информационное общество и глобальная информационная телекоммуникационная инфраструктура: монография. Нижний Новгород, 2018. Available at: http://scipro. ru/conf/monographIT.pdf

3. Окинавская хартия Глобального информационного общества. Avaialble at: http://www.kremlin.ru/supplement/3170

4. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. Вестник высшей школы. 1972; № 7: 17-26.

5. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. Москва: ЭГВЕС, 2010.

6. Шишов С. Е. Образование как ценность: структура и смыслы понятия. Ценности и смыслы. 2010; № 2 (5).

7. МТС Линк. Available at: softline.ru

References

1. Akulich M.M. Obrazovanie v usloviyah globalizacii. Globalizaciya i universitet. 2005; № 3: 50-57.

2. Informacionnoe obschestvo i global'naya informacionnaya telekommunikacionnaya infrastruktura: monografiya. Nizhnij Novgorod, 2018. Available at: http://scipro.ru/conf/ monographIT.pdf

3. Okinavskaya hartiya Global'nogo informacionnogo obschestva. Avaialble at: http://www.kremlin.ru/supplement/3170

4. Anan'ev B.G. Psihofiziologiya studencheskogo vozrasta i usvoenie znanij. Vestnikvysshejshkoly. 1972; № 7: 17-26.

5. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej pedagogiki: Pedagogika. Moskva: 'EGVES, 2010.

6. Shishov S. E. Obrazovanie kak cennost': struktura i smysly ponyatiya. Cennosti i smysly. 2010; № 2 (5).

7. MTS Link. Available at: softline.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.24

УДК 371

Bayrambekov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Drawing, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); Head of the Sector of Culture and Art of the Nations of Dagestan, Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: bairambekov@mail.ru

Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Dean, Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: italikla888@mail.ru

ACTIVATION OF COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES. As a research task, the authors assess the means that exist for activating the cognitive interest of younger schoolchildren using project activities. The researchers reveal some processes that are fixed in the modern education system and society as a whole. Based on their study, the need to intensify the process of forming the appropriate quality of primary school students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.