Научная статья на тему 'Перспективы применения герменевтического подхода в профессиональном образовании педагогов-музыкантов'

Перспективы применения герменевтического подхода в профессиональном образовании педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
480
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ПЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПОНИМАНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / HERMENEUTIC APPROACH / MUSICAL HERMENEUTICS / PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION / TEACHER-MUSICIAN / UNDERSTANDING / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малкин С. Ю., Майковская Л. С.

В статье рассматривается проблема применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагога-музыканта. На основе принципов герменевтики выделяются значимые для педагогики музыкального образования позиции, идеи, ставшие методологическим базисом, позволяющим ориентировать педагогический процесс в соответствии с возможностями объяснения и понимания сложного музыкального материала. Утверждается, что педагогика музыкального образования имеет реальные возможности воспользоваться опытом осмысления и адаптации герменевтической методологии в философии и гуманитарных науках для развития концепции «понимающей музыкальной педагогики». Ключевая методическая процедура в герменевтике осмысление продуктивных возможностей интерпретации позволяет творчески решать исполнительские задачи музыканта и воплощать это в учебном процессе. Анализируя методологический потенциал герменевтического подхода в педагогике музыкального образования, авторы намечают перспективы и конкретизируют задачи, эффективное решение которых возможно при реализации данного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Малкин С. Ю., Майковская Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF APPLICATION THE HERMENEUTIC APPROACH IN PROFESSIONAL EDUCATION TEACHERS-MUSICIANS

The article discusses the problem of application of the hermeneutic approach in professional training of the teacher-musician. On the basis of the principles of hermeneutics are allocated significant for pedagogy of music education positions, ideas, became the methodological basis, is allows to orient the teaching process in accordance with the possibilities of explanation and understanding of the compex musical material. It is claimed that the pedagogics of music education has all real opportunities to use experience of judgment and adaptation of hermeneu-tical methodology in philosophy and humanities to develop the concept of "the understanding musical pedagogics". The key methodological procedure in hermeneutics is a reflection of productive possibilities of interpretation that allows us to solve problems creatively performing musician and embody it in the learning process. Analyzing the methodological potential of hermeneutical approach in pedagogics of music education, authors plan prospects and concretize tasks which effective solution is possible at realization of this approach.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения герменевтического подхода в профессиональном образовании педагогов-музыкантов»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

С. Ю. Малкин, Л. С. Майковская,

Московский государственный институт культуры

Аннотация. В статье рассматривается проблема применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагога-музыканта. На основе принципов герменевтики выделяются значимые для педагогики музыкального образования позиции, идеи, ставшие методологическим базисом, позволяющим ориентировать педагогический процесс в соответствии с возможностями объяснения и понимания сложного музыкального материала. Утверждается, что педагогика музыкального образования имеет реальные возможности воспользоваться опытом осмысления и адаптации герменевтической методологии в философии и гуманитарных науках для развития концепции «понимающей музыкальной педагогики». Ключевая методическая процедура в гер меневтике - осмысление продуктивных возможностей интерпретации - позволяет творчески решать исполнительские задачи музыканта и воплощать это в учебном процессе. Анализируя методологический потенциал герменевтического подхода в педагогике музыкального образования, авторы намечают перспективы и конкретизируют задачи, эффективное решение которых возможно при реализации данного подхода.

Ключевые слова: герменевтический подход, музыкальная герменевтика, педагогика музыкального образования, педагог-музыкант, понимание, интерпретация^, музыкальные произведения.

Abstract. The article discusses the problem of application of the hermeneutic approach in professional training of the teacher-musician. On the basis of the principles of hermeneutics are allocated significant for pedagogy of music education positions, ideas, became the methodological basis, is allows to orient the teaching process in accordance with the possibilities of explanation and understanding of the compex musical material. It is claimed that the pedagogics of music education has all real opportunities to use experience of judgment and adaptation of hermeneu-tical methodology in philosophy and humanities to develop the concept of "the understanding musical pedagogics". The key methodological procedure in hermeneutics is a reflection of productive possibilities of interpretation that allows us to solve problems creatively performing musician and embody it in the learning process. Analyzing the methodological potential of hermeneutical approach in pedagogics of music education, authors plan prospects and concretize tasks which effective solution is possible at realization of this approach.

Keywords: the hermeneutic approach, musical hermeneutics, pedagogy of music education, teacher-musician, the understanding, interpretation.

45

46

Герменевтический подход, или методологическая версия теоретической герменевтики, - это целостное основание исследования любых аспектов или феноменов социально-гуманитарной сферы сквозь призму процессов понимания и интерпретации. Суммируя принципы герменевтического подхода, можно выделить следующие значимые, в том числе для педагогики музыкального образования, позиции:

• любой воспринимаемый человеком объект, особенно объект социально-гуманитарной сферы, является априори преломлённым сквозь призму особенностей его собственного понимания и никогда не предстаёт таким, «как он есть»;

• естественная субъективная за-данность процессов понимания и интерпретации ставила в центральную позицию субъекта, от особенностей которого зависит, что и как будет воспринято, понято и интерпретировано;

• наиболее важно исследовать не сам объект, а способы, посредством которых человек его воспринимает и понимает, так как мы всегда изучаем тандем «объект-субъект»;

• целое понимается через часть, а часть - через целое, в связи с чем только многократное реципрокное обращение процессов понимания и интерпретации может обеспечить полное и относительно беспристрастное исследование;

• важнейшей задачей прикладных аспектов гуманитарных наук является не «наивное стремление к объективности», а обеспечение по возможности полного, адекватного и многогранного понимания субъектом объекта, формирование условий наилучшего понимания и многоаспектной интерпретации.

В системе социально-гуманитарных наук процессы понимания и интерпретации вызывали неизменный интерес исследователей на протяжении всего ХХ века. Среди отечественных учёных, развивавших общенаучные основы герменевтики, можно назвать таких философов, как М. Автономов, А. Никифоров, В. Швырёв, филологов и лингвистов А. Брудного, Г. Богина, психологов и психолингвистов В. Занкова, В. Зинченко, А. Зеленскую, А. Леонтьева. Ими были сформулированы такие принципиальные научно-теоретические характеристики процесса понимания, как личностная детерминированность, продуктивно-творческий характер и целостность [1]. Начиная с 1960-1970-х годов интерес к герменевтике не ослабевает также в психологии и педагогике. Внесённые в эту научную область такими авторами, как В. Зин-ченко или И. Сулима, герменевтические методологические идеи прижились и стали продуктивно дополнять инструментарий педагогических исследований, где органично влились в процессы проектирования личност-но ориентированного образования в рамках «понимающей педагогики». И для современной педагогики музыкального образования герменевтика приобрела значение методологического базиса, позволяющего ориентировать педагогический процесс в соответствии с возможностями объяснения и понимания сложного музыкального материала.

Несмотря на то что музыкальная герменевтика появилась позже, чем, например, филологическая и философская, к настоящему времени опубликовано немало научных работ, по-свящённых проблемам совершенство-

вания понимания музыкального материала, восприятия музыкального содержания в учебном процессе и самого музыкального восприятия как такового. Исследования в этой области проводили Л. Казанцева, Н. Корыха-лова, В. Медушевский, Е. Назайкин-ский, А. Николаева, В. Холопова и др. На сегодняшний день педагогика музыкального образования имеет реальные возможности воспользоваться опытом осмысления и адаптации герменевтической методологии в философии и гуманитарных науках для развития концепции «понимающей музыкальной педагогики».

Основы музыкальной герменевтики заложили немецкие музыкальные историки Г. Кречмер и А. Меррит, в работах которых герменевтика заполняла лакуну истолкования смысла в музыкальных произведениях, изучения содержания музыкальных структур. Их исследования, проводившиеся с учётом опыта развития и применения философской герменевтики, были продолжены на другом, более специализированном уровне музыкальной герменевтики, которая появилась в 1950-е годы и получила название новой музыкальной герменевтики. Благодаря послевоенным интенсивным научным контактам это направление возникло практически одновременно во многих странах Западной Европы и было представлено научными школами К. Дальхауза, Х. Зедель-майера, В. Ф. Кюммеля и др.

Основной задачей новой музыкальной герменевтики стало исследование теоретических, исторических вопросов музыкознания на основе герменевтики. Так, продолжатель идей школы новой музыкальной герменевтики Т. В. Чередниченко в сво-

их исследованиях развивала идеи единства человеческого сознания и музыкального содержания, их неотделимости друг от друга [2, с. 30].

Особенно ярко герменевтические принципы, исходившие из позиций представителей новой музыкальной герменевтики, заявили о себе в последние десятилетия XX - начале XXI века, когда возникла необходимость научно-теоретического анализа музыкального материала, связанного с феноменом атональной музыки, широко распространившейся в последней трети XX века. Это же сказалось и на практике исполнительского искусства, когда, по мнению Н. Корыхаловой, исполнение, которое становится не просто копированием музыкальных представлений автора, а овладением приёмами интерпретации при воспроизведении изначально сложного музыкального текста, приобретает черты живого интонирования - формы существования современного музыкального текста [3, с. 161]. Для современной эстетики музыкального искусства характерна идея о том, что произведение живёт своей жизнью, не только наполняясь изначально данным содержанием и смыслом, но и приобретая всё новые и новые оттенки опыта и коннотаций, которые делают его средством герменевтики как таковым - способом познания и художественного осмысления действительности.

В музыкальном искусстве изначально существовало разделение композиторской и исполнительской деятельности, в связи с чем проблема понимания и интерпретации созданного другим деятелем музыкального материала стояла остро и затрагивала вопросы как непосредственно художественной практики, так и профессио-

47

48

нальной подготовки будущих педагогов и деятелей музыкального искусства. Проблема понимания музыкального произведения связана не только со многими аспектами самого произведения, но и с музыкальным стилем и жанром, профессионализмом и темпераментом исполнителя, подготовленностью слушателей и др., что определило невозможность сведения содержания музыкального произведения только к тому материалу, который изначально закладывает в него автор.

Эти проблемы актуальны и особенно остры тогда, когда нужно интерпретировать музыку далёких от нас времён, когда данная интерпретация должна обусловливаться герменевтическим каноном «автономии текста», то есть принципом формирования для подобного музыкального текста специальных условий, в которых его особенности не будут искажены. Любое произведение со временем обретает автономию от творческого замысла композитора и ставит перед людьми, живущими в другое время, вопрос адекватности понимания смысла этого произведения вследствие возникшей исторической дистанции. Подобными задачами и проблемами насыщена музыкальная герменевтика.

Казалось бы, подобные проблемы неразрешимы и адекватно интерпретировать произведение, в силу непонимания особенностей времени его создания, невозможно. Но именно историческая дистанция позволяет избежать случайных смыслов музыкального текста, где новые исполнительские интерпретации могут быть представлены существеннее.

Чтобы понять музыкальные тексты, нужно найти гармоничное соче-

тание субъективного и объективного начал, что в современной педагогике музыкального образования является важной исследовательской проблемой. Ключевая методическая процедура в герменевтике - осмысление продуктивных возможностей интерпретации, что позволяет решать исполнительские задачи музыканта творчески и воплощать это в учебном процессе.

В анализе этих вопросов современная герменевтика руководствуется классическими построениями Ф. Шлейермахера и его последователя В. Дильтея, являвшимися центральными идеями герменевтики вплоть до появления работ Г. Гадамера. Ф. Шлей-ермахер утверждал, что на пути понимания смысла грамматический анализ художественного текста, в том числе и музыкального, должен быть дополнен психологическим, так как «понимание есть лишь взаимопроникновение этих двух моментов (грамматического и психологического)» [4, с. 45]. Он выражал идею о том, что в мир художественного смысла, воплощённый личностью автора, нужно вчувствоваться, вживаться посредством эмпа-тии, что является основой понимания музыкального произведения и должно быть включено в саму структуру музыкально-педагогической деятельности. В. Дильтей считал, что художественный текст необходимо погружать в контекст жизненного опыта конкретного субъекта, чтобы лучше познать смысл произведения, а жизненный опыт должен быть согласован с требованиями научной достоверности, то есть осмыслен самим субъектом на базе научной картины мира [5, с. 149-150].

Необходимо формировать герменевтическую концепцию музыкально-

го образования, где основанием могут послужить принципы философской герменевтики, утверждающие онтологический статус образования и кардинальность процессов осмысления для формирования личности. В основе концепции музыкальной герменевтики, или «понимающей музыкальной педагогики», должна лежать идея Г. Гадамера, о том, что единственно правильное исполнение само по себе абсурдно [6, с. 166]: творчество само по себе многогранно, и для того, чтобы успешно решать задачи музыкального образования, нужно активно ассимилировать идеи герменевтики образовательной инфраструктурой.

Как следует из вышеизложенного, герменевтические основы педагогики музыкального образования имеют достаточно глубокие исторические корни и подкреплены доказавшими свою эффективность идеями о том, что только на основе адекватного понимания и соответствующей интерпретации возможно эффективное формирование компетенций гуманитарных специалистов, в данном случае - педагогов-музыкантов. Несмотря на то что герменевтический подход как таковой существует достаточно длительное время, его применение в педагогике музыкального образования ещё далеко от исчерпывающей полноты, а значит, он может и должен развиваться, особенно относительно сложных и многогранных педагогических ситуаций, связанных с освоением «продвинутых» знаний, умений и навыков, к числу которых невозможно не отнести, например, оперирование музыкальным языком произведений конца XX - начала XXI века.

Анализируя методологические возможности герменевтического под-

хода в педагогике музыкального образования, следует отметить, что он способен решить следующие задачи:

• соразмерить форму подачи и содержание учебного материала с возможностями и индивидуально-субъективными особенностями учащихся;

• определить наиболее целесообразные и эффективные методические приёмы обучения, способствующие максимальному усвоению учебного материала;

• обеспечить соответствие учебно-методических решений, применяющихся в педагогике музыкального образования, культурно-историческим и социальным условиям педагогического процесса;

• дифференцировать и диверсифицировать алгоритмическую схему образовательной технологии, направленной на обучение будущих педагогов-музыкантов;

• предоставить возможность студентам - будущим педагогам-музыкантам выработать собственные компе-тентностные возможности, чтобы в дальнейшем, в своей профессиональной практике, стать успешными интерпретаторами и научиться доходчиво объяснять материал своим будущим ученикам;

• дать возможность будущим педагогам-музыкантам развиваться в аспекте самообразования и профессионального самосовершенствования за счёт знаний, умений и навыков объяснения и интерпретации, выбора наиболее удобно усваиваемого учебного материала.

Всё вышесказанное доказывает перспективность применения герменевтического подхода в профессиональном образовании будущих педагогов-музыкантов.

49

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герменевтика: история и современность. Критические очерки [Текст]. - М. : Мысль, 1985. - 303 с.

2. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством [Текст] / Т. В. Чередниченко. - Т. 1. - Долгопрудный : Аллегро-Пресс, 1994. - 173 с.

3. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике [Текст] / Н. П. Корыхалова. - Л. : Музыка, 1979. - 208 с.

4. Шлейермахер, Ф. Герменевтика [Текст] / Ф. Шлейермахер ; пер. с нем. А. Л. Вольского; науч. ред. Н. О. Гучинская. - СПб. : Европейский Дом. 2004. - 242 с.

5. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума [Текст] / В. Дильтей // Вопросы философии. - 1988. - № 4. -С. 135-152.

6. Гадамер, Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / Г. Га-дамер ; пер. с нем. ; общ. ред. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

7. Майковская, Л. С. Герменевтический подход в процессе постижения музыкаль-

50 ного языка произведений разных этнокультурных традиций [Текст] / Л. С. Май-ковская // Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций : материалы Международной научно-практической конференции, 5-6 марта 2008 г. - Т. 1. -Екатеринбург, 2008. - С. 55-60.

8. Майковская, Л. С. Музыкальный язык как основа взаимопонимания в условиях глобализации [Текст] / Л. С. Майков-ская // Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования: материалы XII Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. А. Есакова, Л. С. Майковской. - М., 2014. - С. 57-66.

REFERENCES

1. Germenevtika: istorija i sovremennost'. Kriticheskie ocherki. Moscow: Mysl', 1985. 303 p. (in Russian)

2. Cherednichenko T. V. Muzyka v istorii kul'tury. Kurs lekcij dlja studentov-nemuzy-kantov, a takzhe dlja vseh, kto interesuetsja muzykal'nym iskusstvom. T. 1. Dolgoprud-nyj: Allegro-Press, 1994. 173 p. (in Russian)

3. Koryhalova N. P. Interpretacija muzyki: Teo-reticheskie problemy muzykal'nogo ispol-nitel'stva i kriticheskij analiz ih razrabotki v sovremennoj burzhuaznoj jestetike. Leningrad: Muzyka, 1979. 208 p. (in Russian)

4. Shlejermaher F. Germenevtika. Per. s nem.

A. L. Vol'skogo. Nauch. red. N. O. Guchins-kaja. St. Petersburg: Evropejskij Dom. 2004. 242 p. (in Russian)

5. Dil'tej V. Nabroski k kritike istoricheskogo razuma. In: Voprosy filosofii. 1988. No. 4, pp. 135-152. (in Russian)

6. Gadamer G. Istina i metod: Osnovy filosofs-koj germenevtiki. Per. s nem.; obshh. Red.

B. N. Bessonova. Moscow: Progress, 1988. 704 p. (in Russian)

7. Majkovskaja L. S. Germenevticheskij pod-hod v processe postizhenija muzykal'nogo jazyka proizvedenij raznyh jetnokul'turnyh tradicij. In: Muzykal'no-hudozhestvennoe obrazovanie i kul'tura: aktual'nye problemy razvitija i innovacij: materialy Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 5-6 marta 2008 g. T. 1. Ekaterinburg, 2008, pp. 55-60. (in Russian)

8. Majkovskaja L. S. Muzykal'nyj jazyk kak osnova vzaimoponimanija v uslovijah glo-balizacii. In: Integracija nauki, menedzh-menta i muzykal'nogo obrazovanija: mate-rialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Pod nauch. red. V. A. Esakova, L. S. Majkovskoj. Moscow, 2014, pp. 57-66. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.