УДК 371(075)
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МУЗЫКАНТА - ИСПОЛНИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА
В.В. Новикова, А.С. Петелин
В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к формированию герменевтической компетенции музыканта - исполнителя и педагога
Ключевые слова: музыкальная герменевтика, компетенция, дивинация, понимание
В ХХ-ХХ1 веках развивается антропоцентрическая парадигма образования (Б. Баттельгейм, В.С. Библер, О.Ф. . Боллноу, Д. Дерболаф, И.П. Иванов, Б.В. Куликов, С.Ю. Курганов, А. Нейл, Д. Неллер, Осборн, Рензулли, К. Роджерс, Г. Рот, Л.Н. Толстой и др.), «свободного» образования, в центре которого стоит личность обучающегося, ее формирование, развитие, совершенствование «посредством воздействия на более глубинную потребностно-эмоциональную сферу», тем самым выводя обучающегося «на процесс "самостроительства" собственной личности, самоуправления и самопланирования собственной образовательной деятельности» [6]. По нашему мнению, к этому направлению в образовании близка мысль А.В. Хуторского о человекосообразном образовании [8]. Реализация этой модели образования мыслится более всего в личностно ориентированном характере обучения.
Личностно ориентированный подход в обучении вполне коррелирует с компетентностным подходом, предложенным ФГОС ВПО. А.В. Хуторской вообще рассматривает ключевые компетенции как необходимый «компонент личностно ориентированной парадигмы образования» [7].
В сложившихся условиях особенно важен поиск «новых технологий и методических систем обучения и воспитания
профессионального музыканта» [3].
ХХ век в жизни музыкального сообщества ознаменовался возникновением, развитием и утверждением в музыкальной педагогике герменевтического подхода [4].
Герменевтика — учение об истолковании произведения, об установлении подлинного его смысла и точного понимания содержания. Изначально она была связана с идеями понимания — усвоения смысла текста и
Новикова Виктория Владимировна - ВГПУ, соискатель e-mail: no.vik@mail.ru
Петелин Анатолий Степанович - ВГПУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: lemononline@mail.ru
интерпретации — средства достижения понимания (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, М. Хайдеггер, П. Рикёр, Э. Бетти, В. Кузнецов, Е. Шульга и др.)
Для музыканта и преподавателя музыки, на наш взгляд, чрезвычайно важно в современных условиях развития музыкальной культуры формирование герменевтической компетенции, в основе которой лежит концепция музыкальной герменевтики, ибо, как писал М. Бахтин [1], осуществляется «поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествления), дополняющее понимание, выход за пределы "понимаемого"».
«Под музыкальной герменевтикой разумеют теоретическую дисциплину, стремящуюся установить смысл и содержание, заключенные в музыкальных формах» [2].
В разное время и в разной степени проблемами музыкальной герменевтики занимались А. Бикбаева, М. Барнфельд, Ю.Н. Бычков, Ю. Захаров, Л.П. Казанцева, М. Г. Карпычев, И. Е. Молоствова,
С.М. Филиппов, В.Н. Холопова,
Т.В. Чередниченко, В.И. Шаховский,
В. П. Шестаков, и др.
Поскольку в герменевтике главной проблемой является проблема понимания смысла текстов, то специфика герменевтики по отношению к языку музыки определяется теми задачами, решение которых и будет определять основное содержание герменевтического аспекта языка музыки.
Проникновение герменевтики в область музыкального творчества сделало возможным более глубокий и адекватный анализ музыкального текста.
В достижении эффективности
формирования герменевтической компетенции музыканта - исполнителя и педагога особое значение мы придаём личностно ориентированной направленности в обучении, и объясняется это следующим.
Личностно ориентированное обучение -это обучение, создающее условия для полноценного проявления, формирования и развития личности в процессе обучения, оно подразумевает признание преподавателем самобытности и уникальности каждого ученика (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская,
А. С. Границкая, Л.М. Кустов, Н.В. Кустова, Г. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и др.), его права на «самоактуализацию» (А. Маслоу), позволяет направленно формировать личность музыканта-исполнителя и преподавателя в соответствии с запросами современного общества и с условиями, в которых эта личность будет существовать в социуме после окончания вуза.
Главной целью личностно
ориентированного подхода является сам обучаемый, его культура и творчество. Этот подход предполагает доброжелательное уважительное общение друг с другом, принятие разных точек зрения и позиций, позитивный настрой на окружающее. Личностно ориентированное обучение создает условия для полноценного формирования и развития личности в процессе осмысления им картины мира социокультурной общности, поскольку
1) изначально определяет обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, предоставляет обучающемуся возможность задавать вопросы, не сдерживая при этом ни их активности, ни инициативы;
2) создает условия для становления таких его личностных качеств, как способность к развитию творческого потенциала, познавательного интереса;
3) опирается на субъектный опыт обучающегося, таким образом актуализирует ранее полученные знания, умения и навыки (так, готовясь к занятию, преподаватель должен подумать о том, какие содержательные характеристики по поводу сообщаемого им материала возможны в субъектном опыте учащихся);
4) максимально учитывает индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося;
5) даёт обучающемуся возможность самостоятельно выбрать оптимальные стратегии усвоения учебного материала.
Избранный подход предполагает направленность на развитие творческого потенциала человека, на привлечение его к самостоятельной познавательной деятельности в индивидуальной, групповой и коллективной формах работы, требует включить в процесс
обучения этнокультурологический материал, учитывая существование обучающегося в поликультурном обществе, в поликультурном мире.
Личностно-ориентированному обучению рационально придать деятельностную направленность (Л. С. Выготский,
Т. К. Донская, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А.В. Хуторской, и др.).
Деятельностный подход зиждется на убеждении, что человек развивается и формируется только в процессе собственной деятельности. Именно в деятельности осуществляется свобода выбора, повышается мотивация учения, развиваются интересы. Во взаимодействии с окружающим миром проявляется активность личности,
формируются новые потребности и мотивы. Деятельностный подход предполагает педагогическое взаимодействие, установление субъект-субъектных отношений, что вполне перекликается с личностно ориентированным подходом.
Деятельностный подход предполагает ориентацию на результат образования, рост и активное использование творческого потенциала, В этом случае особое значение приобретает мотивация деятельности, активизация творческого потенциала.
Деятельность - это не только физические действия, не только исполнительство, техника, это ещё и мыследеятельность, только тогда образование может быть человекосообразным [8].
Основа образовательной деятельности -творческая деятельность, смысл которой - в её продуктивности, а продукт деятельности - то новое, что создано в её процессе, - это результат деятельности. Деятельность всегда предполагает создание нового - словесного текста, новой интерпретации музыкального текста.
Смысл и ценность деятельностного подхода состоит в том,
1) что обучающийся не только получает готовые знания, но и добывает их сам;
2) познаёт новое в процессе выполнения профессионально полезных действий и операций;
3) обучающийся реализует свой творческий потенциал;
4) обучающийся самостоятельно выбирает способы деятельности для достижения поставленной цели -познавательной, исследовательской, творческой;
5) обучающийся нацелен на рефлексивную деятельность, учится реально оценивать результаты осуществлённой деятельности. И главное - этот подход способствует самореализации личности в учебной деятельности.
Личностно ориентированный и деятельностный подходы создают условия для саморазвития обучающихся и формирования у них наиболее актуальных в эпоху перемен и социальных катаклизмов навыков выбора вида деятельности и социальных ролей, активной продуктивной жизненной позиции.
Основной задачей высшей школы становится подготовка специалиста,
способного безболезненно и решительно включиться в жизнь социума по окончании вуза, вооружение его основными компетенциями, необходимыми для такого включения, специалиста, приобретшего, как говорил Э. Фромм, «не свободу от, а свободу для».
Изложенное ещё раз подчёркивает важность формирования герменевтической компетенции музыканта в процессе его подготовки в вузе.
Конкретный путь - система упражнений, направленных на её формирование.
Герменевтическая компетенция требует обращения к четырём её компонентам:
а) понимание, проникновение в смысл, идею произведения, в замысел автора, вживание во внутренний мир автора (дивинация);
6) умение использовать методику «герменевтического круга» (Ф.Д. Шлейермахер), умение видеть «структурацию» (П. Рикёр) музыкального текста, выражение в ней «внутренней динамики», которая направляла эту структурацию, умение видеть назначение каждой структурной части произведения -такта, фразы и т.д., определять её роль в общей структуре произведения; умение видеть способ авторской реализации идеи произведения в каждой её малейшей частице и в целом тексте;
в) умение осуществить «историческую реконструкцию» (В. Дильтей) авторского замысла; умение соотнести содержание произведения с опытом современности (Ю. Хабермас), видеть порождение новых смыслов в диалоге с традицией (П. Рикёр, Г.-Г. Гадамер);
г) знание сведений из биографии автора текста, изучение его окружения, образования, сферы профессионального общения.
В зависимости от цели формирования конкретного компонента герменевтической компетенции мы предлагаем студентам систему упражнений, направленных на его совершенствование.
В качестве примера предлагается пьеса для гитары solo «Хоровод» современного композитора Виктора Козлова (г. Челябинск).
Чтобы понимать музыку, которую исполняем, надо иметь опыт прослушивания и анализа, чтобы строить аналогии, находя закономерности. Приступая к изучению произведения, обучающийся (15-20 лет) должен ответить (письменно) на следующие вопросы в соответствии со схемой Альфреда Корто [5]:
1) национальность и время жизни автора;
2) жанр, национальный колорит пьесы, ее характер;
3) музыкальная форма, особенности, тональности, темпы.
Предположим, что первая часть работы позволила исполнителю воспринять
произведение, остается при помощи герменевтического анализа понять его и с помощью инструмента уже не ощупью и робко, а с уверенностью и смелостью исполнять его. Информация, необходимая для
герменевтического понимания «Хоровода»:
1. Композитор - наш современник и соотечественник, он читает то же, что и мы и чувствует и слушает приблизительно так же, как и мы.
2. В названии произведения «Хоровод» заложены: национальная основа (русская народная), жанр - танец,, что характерно для русской музыки, стилизованной под старинную, а хоровод - жанр довольно старый, если это песенный жанр, то с множеством распевов и частой сменой состояний (настроений). Танцу же, наоборот, свойственны ритмичность и повторяемость. Проанализировав вступление, мы приходим к выводу, что первые 10 тактов -типичная русская народная песня. Структура вступления - 2+1+1 (деление), которая дважды повторяется с незначительными изменениями, после чего выписано еще одно вариантное заключение последних двух тактов. Это -пример русской народной вариантности и неквадратности. Исполнять рекомендуется каждое построение каденционно, по-разному, первый запев - тяжело и с оттенком трагизма и надрыва, динамически выстроив crescendo к середине, это первое и кульминационное проведение. Затем однотактный мотив, который завершает трехтактную неквадратную фразу, нисходящий, с динамикой diminuendo и
ritenuto, что подчеркнет печальный характер русской протяжной песни. Четвертый такт - по форме дополнение, еще один нисходящий мотив, сходный по строению и характеру с предыдущим, но исполняемый совершенно иначе, с другой мерой замедления и затихания по вкусу исполнителя.
3. 11 такт Allegretto - хоровод, темп рекомендуется брать танцевальный, четверть -56 ударов метронома. Форма А - А1 - Б - А2 -(17 тактов, русская неквадратность) - 4 такта эпизод разработочного характера, С -С1(кульминация 10 тактов), 6 тактов эпизод разработочный, А - Б - А1 (13 тактов), завершение 8 тактов. Форму можно назвать простой трехчастной с элементами вариационности. С точки зрения герменевтического круга вариации исполняются по-разному. Чем разнообразнее истолкование проведений темы, тем интереснее трактовка.
4. Устойчивый танцевальный темп следует исполнять с собственно танца (после десятитактового вступления) - т. 11, а не 15, как указано в нотном тексте. Характер пляски -спокойный и размеренный, следует послушать «Девичий хоровод» Р. Щедрина (Конек-Горбунок), Русский танец А. Зарицкого, «Вешние хороводы» И.Стравинского (Весна Священная).
5. Тональный план h-moll - вступление и первая часть, D-dur - средняя часть, с отклонениями (Fis-dur - h-moll). Рекомендуется ассоциация - с эпизодом h-moll - размеренная девичья пляска, с эпизодом D-dur -характерный мужской танец.
От исполнителя не требуется длинных обоснований и рассуждений, он просто должен дать возможность преподавателю увидеть нечто, принадлежащее именно ему. Герменевтика не выдумывается, ее изучают по книгам, музыкальным изданиям, партитурам, исполнениям великих интерпретаторов, по авторским исполнениям, а, возможно и в рамках специального курса. Герменевтический анализ, сделанный студентом под руководством преподавателя, покажет, что
произведение усвоено, существенное и главное в произведении схвачено.
На своём опыте подготовки специалистов мы убедились, что работа, направленная на формирование герменевтической компетенции с использованием личностно ориентированного подхода, положительно сказывается, во-первых, на исполнительской культуре музыканта, во-вторых, воспитывает в нём педагога, способного подготовить в будущем музыканта с высокой культурой исполнительского искусства, которое поможет ему найти дорогу к слушателю, поразив его душу, а следовательно
- быть успешным.
Литература
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин / Составитель С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
2. Беляева-Экземплярская, С. О психологии восприятия музыки / С. Беляева-Экземплярская. - М., 1974.
3. Варламов, Д.И. Современные проблемы и перспективы развития музыкальной педагогики / Д.И. Варламов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://musstudent.ru/biblio/90-sborniki-konferencii/dialogicheskoe-prostranstvo-muzvki-v-meniaiushhemsia-mire-2009/136-d-i-varlamov-sovremennve-problemv-i-perspek:tivy-razvitii a-muzvkalnoi 1 -pedagogiki.html [Дата обращения 1.03.2014].
4. Давыдова, С.А. Два подхода к анализу музыкального произведения на примере маленькой сонаты Б. Чайковского / С. А. Давыдова // Известия
Российского_государственного_педагогического
университета им. А.И. Герцена. № 124 / 2010. - СПб, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://cvberleninka.ru/article/ri/dva-podhoda-k-analizu-muzvkalnogo-proizvedeniva-na-primere-malenkov-sonatv-b-chavkovskogo-uroven-dshi-dmsh
5. Корто, А. О фортепианном искусстве / А. Корто.
- М.: Изд. дом «Классика-ХХ1», 2005. - 252 с.
6. Фомичёва, И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г. Фомичёва. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 242 с.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской, // Народное образование. -2003. - № 2. - С.58-76.
8. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. — М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»).
Воронежский государственный педагогический университет
PERSONALITY ORIENTED APPROACHES TO THE FORMATION OF THE HERMENEUTIC COMPETENCE MUSICIANS - PERFORMERS AND TEACHERS
V.V. Novikov, A.S. Petelin
The paper deals with personally oriented approach to the formation of hermeneutic competence musician - performer and teacher
Key words: musical hermeneutics, competence, divination, understanding