Научная статья на тему 'Перспективы повышения качества образовательного процесса в аспирантуре физико-технического профиля за счет информационно-аналитического обеспечения'

Перспективы повышения качества образовательного процесса в аспирантуре физико-технического профиля за счет информационно-аналитического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиновский А. Л.

Problems of forecast model creation are described in the article. This model permits to evaluate innovation quality of educational process in physics and technical post-graduate study. The model is offered, which permits to evaluate the dynamics change of the quality of the educational process in physics and technical post-graduate study visually and operatively.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения качества образовательного процесса в аспирантуре физико-технического профиля за счет информационно-аналитического обеспечения»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АСПИРАНТУРЕ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЗА СЧЕТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А.Л. Галиновский, к.т.н., доц. Тел.: (095) 263-62-65, 161-00-61, E-mail: galcomputer@mtu-net.ru Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

http://www.bmstu.ru

Problems of forecast model creation are described in the article. This model permits to evaluate innovation quality of educational process in physics and technical post-graduate study. The model is offered, which permits to evaluate the dynamics change of the quality of the educational process in physics and technical post-graduate study visually and operatively.

Анализ показал, что в системе подготовки кадров высшей квалификации отмечается достаточно существенное снижение качества образовательного процесса (ОП) аспирантов. Во многом причиной этого является сложное экономическое положение, которое сложилось в системе послевузовского профессионального образования (ППО) в целом. Причем в конкретных условиях развития отечественной экономики в ближайшем будущем очевидный финансовый вариант решения этой проблемы не будет реализован в полном объеме. В связи с этим необходимо находить новые пути и алгоритмы выхода из создавшейся си-туацСиедует отметить, что любые проводимые инновационные изменения, направленные на совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации, потребуют не только значительных финансовых и временных ресурсов, но и выполнения комплексных научных исследований, проведения консультаций и согласований с научно-педагогической общественностью. При этом необходимо помнить, что результаты нововведений в ОП сказываются через достаточно большой промежуток времени и характеризуются значительной инерционностью и,

как следствие, большим временем запаздывания Тзап. Очевидно, что это время

необходимо сократить, для чего следует разработать модели, позволяющие:

- выделить особенности ОП, в первую очередь негативные, и принять нужные меры по их парированию;

- оптимизировать решения, смоделировать их результативность и сделать соответствующие коррективы, спрогнозировав результат нововведений;

- разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию ОП, отследить тенденции и оценить перспективы развития ППО в нашей стране и за рубежом.

Заметим, что ОП в целом подвержен влиянию значительного количества факторов возмущения, многие из которых связаны с индивидуальными психологическими особенностями обучающихся, которые достаточно сложно диагностировать и выявлять. Это говорит о трудностях, с которыми придется столкнуться при проведении моделирования ОП в аспирантуре. Очевидно, что аппарат моделирования ОП должен носить не только детерминированный, но и вероятностный характер, а оценка его эффективности должна использовать как количественные, так и качественные критерии. Тем не менее, построение моделей ОП необходимо, поскольку даже их приближенно-ориентировочный характер позволит сделать важные научно-практические выводы, скорректировать ранние этапы прове-

дения инновационных преобразований в системе ППО, значительно снизив возможные риски от принятия некорректных решений и материально-технические затраты. В результате проведенных исследований была разработана обобщенная алгоритмизированная схема анализа ОП в физико-технической аспирантуре, оценки его проблемных этапов и формирования

вариантов их решения (рис.1). Следует заметить, что выбор данного направления исследований не случаен, поскольку, как показывают экспертные оценки и статистические данные о функционировании аспирантуры, наиболее сложная ситуация отмечается именно в физико-технических направлениях подготовки кадров высшей квалификации.

Рис.1. Обобщенная алгоритмизированная схема анализа ОП в физико-технической аспирантуре

Как видно из рис.1, ключевыми блоками алгоритмизированной схемы являются:

- блок построения дерева качества ОП в аспирантуре, позволяющий выделить проблемные этапы ОП;

- блок разработки методики информационно-аналитического сопровождения предварительных этапов ОП, в частности основной образовательной диады: науч-

ный руководитель - аспирант;

- образовательный блок, состоящий в преподавании абитуриентам в аспиранты и потенциальным соискателям ученых степеней основ работы с информационно-аналитическим сопровождением предварительных этапов ОП в аспирантуре.

Построение дерева качества и выполнение процедур моделирования позволили детально изучить и оценить теоретиче-

скую (прогнозируемую) эффективность фактором является качество контингента ОП и ее истинное (практическое) значе- абитуриентов в аспирантуру (рис.2). ние, сделать вывод о том, что латентным

Рис. 2. Дерево качества ОП в физико-технической аспирантуре

Во втором блоке алгоритмизированной схемы анализа ОП в физико-технической аспирантуре предлагаются варианты решения проблемы снижения результативности основной образовательной диады ППО: аспирант - научный руководитель на доконкурсных этапах взаимодействия. Анализ показал, что данная проблема особенно негативно остра и характерна для наукоемких физико-технических направлений подготовки кадров высшей квалификации. Об этом свидетельствуют соответствующие статистические данные Министерства образования и науки РФ и мнения авторитетных экспертов. Причем это объясняется не только очевидными мотивационными причинами экономического характера, но и сужением информационного поля выбора оптимальной кандидатуры аспиранта научным руководителем и наоборот. Очевидно, что данная проблема во многом связана с разрушением взаимодействия и

информационных связей между вузовской наукой и промышленностью. Причем реальное исправление данного обстоятельства в современных непростых условиях, в которых находится отечественное образование, лежит в плоскости повышения количества потенциальных абитуриентов в аспирантуру за счет расширения взаимной информационной доступности между научными руководителями и потенциальными аспирантами.

Как показали проведенные исследования, одним из вариантов повышения качества предварительного конкурсного отбора является создание адаптируемой информационно-поисковой системы

(ИПС), функциональное назначение которой состоит в повышении эффективности начального этапа ОП, связанного с установлением результативных творческих контактов между научными руководителями и потенциальными соискателями ученой степени кандидата наук. Особен-

ностью данной ИПС является способность индивидуализировать процесс поиска взаимно однозначного соответствия между ключевым элементом образовательной диады: научный руководитель - потенциальный соискатель ученой степени с помощью соответствующих электронных технологий связи.

Соответственно, третий блок несет в большей степени образовательную функцию и направлен на ознакомление абитуриентов в аспиранты и потенциальных соискателей ученых степеней с принципами и основами функционирования комплекса разработанного информационно-аналитического сопровождения предварительных этапов ОП в аспирантуре. Кроме того, в данный образовательный процесс полезно внедрить и компоненты, отвечающие за подготовку будущих аспирантов основам нормативно-методической и законодательной базы, принципам и подходам, позволяющим на ранних этапах провести анализ и дать оценку инновационной и инвестиционной составляющей научного исследования.

В результате анализа обобщенной алгоритмизированной схемы, представленной на рис.1, можно отметить, что основная ее роль относится к центральному и ключевому звену, отвечающему за разработку и реализацию методики информационно-аналитического сопровождения основной образовательной диады: научный руководитель - аспирант на предварительных этапах ОП в физико-технической аспирантуре. Причем помимо вышеописанных функций, выполняемых ИПС, есть и ряд дополнительных, о которых хотелось бы сказать отдельно.

Несмотря на то, что в настоящее время существует федеральная нормативно-законодательная база для всех высших учебных заведений на территории России, в частности Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования, из-за различного уровня материально-финансовой, технической и других видов поддержки со стороны регионов, коммерческих структур и других источников возникают различия в уровне каче-

ства преподавания и, как следствие, качества знаний выпускников. Как правило, студенты столичных вузов имеют более широкие знания и уровень подготовки, что не удивительно, поскольку вузы Москвы и Санкт-Петербурга обладают большими возможностями и значительным потенциалом, в том числе и кадровым. В настоящее время отмечено серьезное отставание образовательного процесса от современного уровня развития науки и технологии, отсутствие внедрения передовых инновационных достижений по прорывным направлениям науки, техники и технологии в учебно-педагогический процесс. Это во многом связано с практическим отсутствием интеграционных связей между вузами и профильными предприятиями, снижением качества и количества практических занятий, практик и лабораторных практикумов. Вместе с тем наблюдается значительная востребованность в инновационных технологиях рынком, что подтверждается значительным интересом представителей различных коммерческих структур к результатам научно-исследовательской деятельности, проводимой в вузах и научных организациях, ростом числа бизнес-инкубаторов и технопарков.

Таким образом, возникает серьезная проблема, связанная с дифференцирован-ностью уровня знаний у молодых специалистов, поступающих в аспирантуру. В связи с этим целесообразно обеспечить поступающих дополнительными знаниями с тем, чтобы привести их к одному уроню и выравнять возможности при поступлении в аспирантуру, повысить шансы прохождения конкурса. Решение данной задачи возможно благодаря включению в образовательные траектории дополнительного года обучения - института стажеров-исследователей (рис.3). Разработка специальных программ обучения, насыщенных предметами, отражающими передовые технологии в области наукоемких отраслей промышленности, фундаментальных исследований, позволит донести до обучающихся необходимую информацию о тенденциях развития науки и техники. Кроме того, необходимо предос-

тавить возможности соискателям ученых иных разделов будущей диссертационной степеней прослушивать курсы лекций, ко- работы. торые нужны для выполнения тех или

Потребность рынка инновационных технолога

Развитие науки и техники

Уровень внедрения, инновационных достижений

науки в образовательный процесс за счет института стажеоов

Восполнение пробелов в знаниях в области передовых достижений науки и техники

Уровень внедрения инновационных достижений науки в образовательный процесс время

Годы обу\ения

—► аспирантура

Рис. 3. Анализ связей между образовательным процессом, рынком инновационной наукоемкой продукции и развитием науки и техники

Время запаздывания Тзап внедрения

передовых достижений науки и техники в образовательный процесс зависит от множества факторов

Тзапх = / (т1 , Т2 , Т3 —Тп ), в том числе:

низкого уровня информатизации общества т ;

резкого сокращения выпуска физико-технической и другой профильной литературы Т2;

отсутствия мотиваций у профессорско-преподавательского состава к освоению передовых достижений Т3.

Очевидно, что Тзащ практически невозможно устранить полностью. Такое стало бы возможным при высоком уровне интеграции науки и образования, когда профессорско-преподавательский состав был бы занят проведением реальных финансируемых научных исследований, результаты которых практически мгновенно внедрялись бы в учебный процесс. Но даже в этом случае для подготовки курса лекций, семинарских и других видов заня-

тий потребовалось бы время, т.е наличие времени запаздывания существовало бы даже в самом благоприятном случае развития отечественного профессионального образования. Но тем не менее остаются возможности по серьезному сокращению данного времени. Так, в частности, это станет возможным при повышении общего уровня информативности общества, открытии специализированных Интернет-порталов и баз данных, содержащих, например, отчеты по государственным программам развития науки и образования; выделении средств вузам на закупку технической литературы и на создание системы грантов, стимулирующих написание физико-технической литературы.

Время запаздывания Тзап - внедрения передовых достижений науки и техники в коммерческие проекты с привлечением средств частных инвесторов и специализированных фондов - как и в первом случае зависит от множества факторов

Тзап2 = / (Т1,Т2,Т3..-Тп X

среди которых следует подчеркнуть следующие:

Новые технологии в образовании

отсутствие навыков в области коммерциализации научных исследований и оценки инновационного и инвестиционного потенциала т;

неразвитость и неэффективность работы системы научных и технопарков Т2;

проведение научных исследований, не соответствующих перечню критических технологий регионального и федерального уровней Т3.

Время Тзап зачастую также достаточно трудно сократить полностью. Одним из вариантов его полного сокращения является специальный заказ со стороны коммерческих структур на разработку той или иной технической продукции или технологии. В других же случаях, особен-

но в области фундаментальных исследований и, в частности, по физико-техническим направлениям науки, решение вопросов коммерциализации весьма затруднительно. Причиной тому является неочевидность использования полученных фундаментальных достижений, в особенности на начальных этапах, когда открытию или полученному результату не найдено поле практического применения. Данные исследования необходимо поддерживать и стимулировать, и эта задача должна лежать на государстве. Ведь без поддержки фундаментальной науки не будет и прикладных научно-технических достижений.

ПОДГОТОВКА МЕТАОПИСАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Д.А. Кузин, зам. зав. кафедрой Математики и информатики Тел.: 8-916-815-24-98, E-mail: dmitrykuzin@yandex.ru Сургутский филиал Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы http://www.mosap.ru/filials/surgut.html

Object of the investigation is the method of learning object metadata creating. The method based on analyzing Microsoft Word document, containing learning resource. Developing software product generate XML metadata according word document styles layout. The software were developed using Visual Basic and Microsoft DOM.

Информационные образовательные ресурсы являются важнейшим содержательным элементом информацион-но-образователь-ной среды. До недавнего времени основной проблемой разработки электронных образовательных ресурсов было отсутствие универсального общепринятого формата их представления. На определенном этапе внедрения информационных технологий в образование (1990-2000 гг.) было создано довольно много цифровых образовательных ресур-

сов и программ-оболочек для их обработки и представления, причем какие-либо средства взаимодействия между такими системами отсутствовали. Точно так же отсутствовали общие соглашения относительно форматов представления информации в таких системах. Отсутствие правил организации и формата ресурсов, равно как и специфические правила, определенные локально в конкретной системе, резко уменьшают сферу применимости ресурса. Жизненный цикл ресурса ограничен жизненным циклом самой оболочки, и если она не развивается и не поддерживается должным образом, ресурс просто исчезает.

Использование веб-технологий, получивших в последнее время наибольшее распространение в качестве среды для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.