Научная статья на тему 'Направления совершенствования деятельности аспирантуры с применением информационных технологий на примере аспирантуры МЭСИ'

Направления совершенствования деятельности аспирантуры с применением информационных технологий на примере аспирантуры МЭСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучкова А. П., Дворяшина В. П.

Эта статья об образовательной среде аспиранта с использованием технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

e LearningThis article describe the educational environment of post graduate student with use of e Learning technologies

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования деятельности аспирантуры с применением информационных технологий на примере аспирантуры МЭСИ»

носителей (преподавателей, научных сотрудников) к потребителям (студентам, слушателям, предприятиям, учреждениям).

Новая модель существенным образом меняет как структуру себестоимости «продукции» (стоимости обучения), так и отношения собственности, а также затрагивает систему оплаты труда и стимулирования создателей ОИС.

Создание системы управления ОИС вуза как неотъемлемой части общей системы УЗ позволит:

- упорядочить правовые отношения по поводу ОИС, создаваемых за счет средств вуза, путем заключения договоров с авторами, закрепить принцип принадлежности вузу исключительного права на ОИС и узаконить участие автора в распределении прибыли от всех способов их использования;

- ввести в практику работы структурных подразделений вуза и партнерских организаций в рамках существующего законодательства торговлю правами на ОИС в це-

Литература

1. Мариничева М.К. Управление знаниями на Бизнес Букс, 2008. - 320 с.

2. Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). - Мн.: Соврем. шк., 2006. - 392 с.

3. Коулопоулос Т.М. Управление знаниями / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2008. - 224 с.

4. Нечепуренко Ю. Нормативно-правовое обеспечение управления ИС // Интеллектуальная собственность в Беларуси. - 2005. - № 4. - С. 10-14.

5. Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. -Мн.: Амалфея, 2005. - 472 с.

6. Близнец И.А. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности на предприятиях / И.А. Близнец, Б.Б. Леонтьев, Х.А. Мамаджанов. - 2-е изд., пе-ресм. и доп. - М.: ИНИЦ «Патент», 2007. - 100 с.

7. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.

лях получения дополнительных доходов;

- увеличить объем торговли правомерно введенными в хозяйственный оборот экземплярами учебной и научной продукции, снизить вероятность появления контрафактной продукции;

- вознаграждать авторов ОИС в зависимости от спроса на эту продукцию, установить критерии ее конкурентоспособности;

- создать дополнительные источники финансирования развития материальной и интеллектуальной базы вуза и др.

Сравнение существующей и предлагаемой моделей экономики вуза представлено в таблице.

Преимущества предлагаемой модели очевидны. Переход на «игру по цивилизованным правилам», установленным на международном рынке ОИС, с одновременным созданием дополнительных источников финансирования представляет собой эффективный механизм развития вуза.

100 %: Путеводитель для практиков. - М.: Альпина

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ АСПИРАНТУРЫ МЭСИ

А.П. Пучкова, нач. Управления Тел.8 (495)442-67-98; E-mail APuchkova@staff.mesi.ru В.П. Дворяшина, нач. Отдела стратегического и регионального развития Тел.: 8 (495)442-67-98; E-mail VDvoriashina@staff.mesi.ru Аспирантура и докторантура Московского государственного университета экономики, статистики и информатики http://www.mesi.ru

This article describe the educational environment of post - graduate student with use

of e - Learning technologies

Процесс подготовки кандидата наук, как и любое творчество, трудно формализуем. Применение информационных технологий в обучении аспиранта возможно только в освоении учебных курсов по подготовке к экзаменам кандидатского минимума и факультативных дисциплин, где используются технологии e-Leaming, в приеме экзаменов on-line в режиме видеоконференций, в поддержке обучения аспиранта с точки зрения менеджмента - оказании помощи в планировании обучения с помощью портала управления знаниями аспирантуры и обеспечении связи с научным руководителем с использованием Share Point, а также в предоставлении доступа к мировым информационным ресурсам с использованием специальных поисковых систем, таких как Lexis/Nexus. Основная часть аспирантской подготовки - создание диссертационного исследования - является самостоятельным научным творчеством и формализации не поддается.

Применение информационных технологий в подготовке аспирантов нацелено на повышение эффективности деятельности аспирантуры. Это проблема не только российского послевузовского образования. Анализ практики подготовки кадров высшей квалификации университетами мира показывает низкую эффективность подготовки докторов наук (PhD) в Европе и США. В Кембридже защищается в срок меньше 40% докторантов. По статистике, в Европе лишь 20-50% из тех, кто начинает учиться, в итоге получает степень. В США от 50 до 70% докторантов не заканчивают диссертации даже за 10 лет (Например, в Ontario University защищаются 43% от момента зачисления) [1]. В России в среднем процент выпуска аспирантов с защитой диссертации в срок не превышает 25-30% [2].

Проблема низкой эффективности имеет несколько аспектов, один из которых - потеря времени молодым человеком, не выполнившим диссертационное исследование в процессе аспирантской подготовки, находящимся в возрасте творческой активности в такой быстротечной современной жизни! Дело в том, что российская послевузовская

подготовка не способствует социализации аспиранта в профессиональной деятельности. В этом одно из отличий подготовки кадров в аспирантуре России от университетов Европы и США, подготавливающих докторов философии (PhD). При подготовке PhD обучающийся постоянно совершенствуется в профессиональной деятельности. Он получает образование, дающее ему возможность в дальнейшем работать в преподавательской или исследовательской среде. Российский аспирант нацелен на изучение определенной предметной области и создание научного труда - диссертации, в которой в обязательном порядке должен содержаться элемент научной и исследовательской новизны. Ответ на вопрос: может ли он использовать результаты своего научного исследования для дальнейшего карьерного роста - неоднозначен. Председатель высшей аттестационной комиссии акад. РАН М.П. Кирпичников выказал серьезную обеспокоенность по поводу тех тенденций, которые мы наблюдаем в современной науке [3]. В своей статье он отмечает, что, несмотря на лавинообразный характер защит кандидатских и докторских диссертаций, не происходит роста научно-исследовательских и педагогических кадров высшей квалификации в стране.

В этой связи уместно задать вопрос, каков мотив поступления в аспирантуру и получения ученой степени у российского гражданина?

Б.А. Райзберг в своих исследованиях предлагает следующую мотивацию к получению ученой степени [4]:

• безопасность, которая у ученого выше, чем у рядового гражданина;

• возможность расширения контактов, в том числе и с зарубежными коллегами, путем вхождения в «клуб ученых»;

• уважение к ученым, являющееся российской традицией;

• удовлетворение потребности в самоуважении и самореализации.

Анализ этих мотивов показывает, что целью получения ученой степени являются прагматические, личные интересы, и они не всегда связаны с дальнейшими перспекти-

вами профессионального занятия наукой. Министерство образования РФ неоднократно прямо заявляло, что в целом по стране основные мотивы аспирантов (на момент поступления) - нежелание проходить воинскую службу и возможность проживания в крупных городах.

В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) ежегодно проводятся опросы аспирантов первого года обучения относительно мотивов поступления в аспирантуру. Результаты опроса аспирантов, поступивших на бюджетную форму обучения в 2007 году, представлены на рис. 1. Объем выборки составил 82 человека. Можно было

выбирать более одного из вариантов ответов.

Результаты анкетирования аспирантов:

• желание продолжать обучение - 40%;

• возможность получения льгот (в т. ч. отсрочки от призыва) - 38,46%;

• возможность получения дополнительных знаний и навыков - 72,3%;

• возможность профессионального или карьерного роста - 80,0%;

• возможность самореализации -78,46%;

• возможность заниматься научной деятельностью - 18,46%;

• прописка в Москве - менее 1,53%.

Рис.1. Исследование мотивов поступления в аспирантуру, %

Данный опрос аспирантов МЭСИ показал, что лишь 18,46% набора 2007 года связывают свое будущее с научной деятельностью. Новые аспиранты нередко вообще не знакомы с научной работой и рассматривают аспирантуру не как принципиально новую форму обучения, а как дополнительный набор курсов, по окончании которых можно получить ученую степень.

Для выявления «узких мест» в подготовке аспирантов и определения факторов, затрудняющих процесс обучения, в аспирантуре МЭСИ регулярно проводятся анкетные опросы.

На рис. 2 представлены результаты проведенного в 2006 году опроса о степени удовлетворенности обучающихся в аспирантуре уровнем административной ответственности персонала, организации учебного процесса, работой научных руководителей и общей информированности о процессе обучения. Объем выборки составлял 250 человек.

Результаты опроса свидетельствуют о

необходимости повышения информированности обучающихся в аспирантуре, а также уровня организации занятий. Также необходимо изыскать резервы повышения результативности работы научных руководителей и администраторов аспирантуры.

Также большой практический интерес представляли результаты анкетного опроса аспирантов первого года обучения, проведенного в МЭСИ в 2006 году. На вопрос: «Какие факторы более всего препятствуют Вашему обучению?» были даны следующие ответы (при возможности выбора нескольких вариантов):

• неготовность к самостоятельному планированию обучения - 17%;

• отсутствие нормативных требований и стандартов к структуре и оформлению диссертаций и научных работ - 26%;

• отсутствие общепринятых рекомендаций по построению обучения 26%;

• затрудненный доступ к современной научной литературе, периодике, информации о научных конференциях - 42%;

Рис. 2. Результаты анкетирования аспирантов МЭСИ о степени информированности об условиях и процессе обучения, административной поддержке, организации занятий, работе научного

руководителя, %

• затрудненное общение с научным руководителем в связи с его занятостью - 10%;

• сильная занятость по месту работы, не дающая возможность посещать занятия по подготовке к экзаменам кандидатского минимума, - 74%.

Результаты этих исследований определили направления поиска новых форм в подготовке аспирантов и областей применения современных методов в их обучении и административной поддержке с применением информационных технологий в целях повышения эффективности деятельности аспирантуры.

Показатели эффективности деятельности аспирантуры заслуживают особого внимания. В своих работах Л.М. Гохберг указывал, что в России отсутствует собственно система показателей образования. В частности, отсутствует система показателей эффективности послевузовского образования [2]. Так, в настоящее время эффективность аспирантуры оценивается как отношение:

Уз

К1=— 100, У

(1)

где К1 - коэффициент эффективности

0/

деятельности аспирантуры

Уз - выпуск аспирантов с защитой диссертаций в срок (чел.);

У - выпуск аспирантов в текущем году (чел.).

Этот показатель необъективно отражает существо вопроса, так как его легко фальсифицировать в сторону увеличения путем частичного перевода количества аспирантов, заканчивающих аспирантуру без защиты в срок, в «отсев». Тем самым знаменатель уменьшается, коэффициент эффективности повышается.

Введем два новых показателя, более адекватно отражающих суть явления [9]:

Уз

К2 =—100,

Р

О

(2)

(3)

Котс = —100, Р

где К2 - новый (проектируемый) коэффициент эффективности деятельности аспирантуры (%);

Уз - выпуск аспирантов с защитой диссертаций в срок (чел.);

Р - прием в аспирантуру (чел.);

О - отсев из аспирантуры (чел.);

Котс - показатель отсева аспирантов до срока окончания (%).

Построим графики, отражающие существующий коэффициент эффективности (рассчитываемый по формуле 1) и предлагаемый коэффициент эффективности (определяемый по формуле 2) для семи отраслей наук [ 8 ] (рис. 3).

Анализ рис.3 показывает, что траектории коэффициентов, в основном, совпадают. Однако сопоставление графиков предлагаемого коэффициента эффективности К2 и процента отсева О по отраслям наук позволяет выделить отрасли, где процесс послевузовского образования наиболее успешен (рис. 4). Из исследуемых отраслей такими являются медицина и сельскохозяйственные науки.

Таким образом, предлагаемая система показателей более объективно отражает эффективность деятельности послевузовского образования.

Рассмотрим возможные направления совершенствования деятельности аспирантуры на примере МЭСИ.

Аспирантура МЭСИ одна из первых в России начала разрабатывать и применять технологии управления знаниями в обучении аспирантов, помогающие ему высвободить временные ресурсы и направить их для научной деятельности.

Рис. 3. Коэффициенты эффективности деятельности аспирантуры К1 и К2

Рис. 4. Динамика коэффициента эффективности деятельности аспирантуры и досрочного отсева

из аспирантуры

В МЭСИ для аспирантов создана образовательная среда, поддерживаемая современными IT-технологиями, в том числе с применением e-Learning [6].

Образовательная среда включает следующие ресурсы (рис. 5):

• институт стажеров, предоставляющий аспиранту дополнительный год к нормативному сроку обучения;

• подготовительные курсы в аспирантуру с использованием е-Learning:

• портал управления знаниями (www.aspir.mesi.ru), поддерживающий все стороны обучения аспиранта;

• подготовка к сдаче экзаменов кандидатского минимума с использованием е-Learning;

• форум «Сообщество аспирантов», дающий возможность найти единомышленников в мировом сообществе;

• каталоги электронных ресурсов библиотеки: каталоги фондов, каталоги учебно-методического комплекса, Интернет-ресурсы и библиотечные серверы, информационно-поисковая система Lexis/Nexis.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• почтовая система Microsoft Outlook и Share Point для связи обучающихся с науч-

ными руководителями, для организации документооборота со всеми подразделениями (e-management), размещения форм и регламентов для общего доступа. Аспиранты имеют возможность заказать справки, скачать регламенты, формы дистанционно, не приезжая в МЭСИ [6].

Рассмотрим подробнее каждый из элементов информационной среды, в которой обучается и ведет научное исследование аспирант, а также подготовку абитуриентов в институте стажеров и на подготовительных курсах [7].

Аспирантура МЭСИ первая из всех аспирантур России в 2003 году открыла подготовительные курсы в аспирантуру. Цель курсов -улучшить качество подготовки поступающих, что в дальнейшем повышает эффективность деятельности аспирантуры, а также увеличивает шансы поступления абитуриентов в бюджетную аспирантуру. В настоящее время стало обычной практикой в вузах -готовить абитуриентов для поступ ления и обучения в аспирантуре. Уже здесь можно помочь им адаптироваться в новой для них образовательной среде и осознать правильность выбора жизненной позиции [7].

Рис.5. Образовательная среда

В настоящее время существует конкуренция в области подготовительных курсов. Для того чтобы выдержать ее, МЭСИ проводит подготовительные курсы с использованием информационных технологий, в том числе е-Learning. Так как конкурс в бюджетную аспирантуру МЭСИ никогда не спадал, подготовительные курсы пользуются большим спросом у абитуриентов МЭСИ.

Рассмотрим работу подготовительных курсов на примере подготовки к вступительному экзамену по философии.

Подготовка к сдаче вступительного экзамена проводится в форме on-line с использованием обучающей системы «Прометей». Электронный учебник содержит сведения об авторе, презентацию курса, общие сведения об изучаемом предмете, литературные источники и ссылки на дополнительные источники, глоссарий, итоговый контроль. Лекционный курс представлен в виде гипертекста, дающего возможность обучающемуся углубляться в различные области изучаемого предмета. Имеется возможность получить помощь в использовании самого учебника. После каждой изученной темы предоставляются проверочные тесты (контрольные вопросы для самопроверки) в режиме online, дающие возможность самоконтроля знаний по изучаемому предмету [7]. Такое тестирование можно осуществлять до полного освоения материала изучаемой главы учебника.

Учебник сопровождается лекциями ведущих ученых университета в видео- и аудио формате, записанными на компакт-

дисках. Этот ресурс дает возможность изучать материал курса в любую свободную минуту.

После изучения всего материала абитуриенту предлагается итоговый тест. О готовности пройти итоговый тест абитуриент сообщает в Управление аспирантуры и докторантуры (УАиД) по телефону или электронной почте. Итоговый тест - разовая услуга в режиме ограниченного времени. По результатам итогового тестирования выносится решение по уровню подготовки каждого абитуриента.

Итоговый тест содержит около пятидесяти вопросов в режиме on-line. После каждого вопроса абитуриент в специальной области теста дает аргументированное обоснование выбора ответа на вопрос. Это исключает возможность «угадывания» ответов. По решению приемной комиссии итоговое тестирование представляется предметной комиссии на вступительный экзамен для решения вопроса об оценке знаний абитуриента. Таким образом, абитуриент имеет возможность дистанционно подготовиться к вступительному экзамену по философии. Сдача вступительного экзамена при наличии технических возможностей у абитуриента возможна в режиме видеоконференции. УА-иД МЭСИ накопил пятилетний опыт проведения экзаменов дистанционно, в режиме видеоконференций [7].

Ежегодно после проведения итогового тестирования проводятся анкетные опросы абитуриентов об удовлетворенности организацией проведения итогового тестирования в

режиме on-line.

Рассмотрим результаты опроса абитуриентов, прошедших вступительный экзамен по философии в 2007 году ( рис. 6).

В опросе участвовали две группы абитуриентов по двадцать человек в каждой.

ш

"1" "2" "3" "4" "5"

Рис. 6. Результат оценивания абитуриентами организации проведения итогового тестирования по философии

Таким образом, результаты анкетирования показывают:

• 53,66% опрошенных оценили проведение тестирования на «отлично»;

• 41, 46% - на «хорошо»;

• около 5% абитуриентов не удовлетворены проведенным тестированием.

В связи с достаточно большим процентом неудовлетворенности было проведено собеседование с абитуриентами в целях выявления недостатков проведенного мероприятия. С точки зрения способа проведения тестирования (оп-Нпе) не было нареканий. Были выявлены недостатки самих тестов и отмечена недостаточность времени, отведенного на тестирование.

За годы существования подготовительных курсов на них обучилось около 300 абитуриентов, которые в дальнейшем успешно сдавали вступительные экзамены не только в МЭСИ, но и в другие вузы. Кроме того, философская подготовка дала аспирантам хороший «задел» для написания диссертации и подготовки к экзамену кандидатского минимума по Истории и философии науки.

Рассмотрим еще один ресурс, предлагаемый МЭСИ абитуриентам, - Институт стажеров. Разработанная программа стажировки также служит целям повышения эффективности деятельности аспирантуры. Новое - хорошо забытое старое. В России программа стажировки проводилась в 70-80 годы в рамках бюджетного плана приема в аспирантуру. За счет стажировки увеличивалась продолжительность обучения в аспирантуре. Стажер сдавал кандидатские экзамены, прорабатывал концепцию диссертации, готовил реферат, по возможности публиковал научную статью [5]. Одновременно он адаптировался в коллективе кафедры,

участвуя в ее учебном процессе.

Как правило, аспирант первый год обучения тратит на подготовку и сдачу экзаменов кандидатского минимума. Объем требований кандидатского минимума настолько велик, что начало работы над диссертацией, как правило, откладывается на год. Расхожее мнение: «Вот отобьюсь от экзаменов и начну!». Кроме того, основная масса аспирантов совмещает обучение с производственной занятостью. В результате для написания диссертации, опубликования результатов исследования и защиты ее в диссертационном совете остается два года. Выполнить серьезное научное исследование в такие сжатые сроки практически невозможно. Отсюда низкое качество диссертационных исследований.

Часть аспирантов защищает диссертации после окончания аспирантуры, остальные не защищают диссертации вообще, не изыскав времени для их завершения. По данным Агентства по образованию РФ, только 25-30 аспирантов из 100 защищают диссертации в течение срока обучения.

Анализ положительного опыта аспирантуры прошлых лет, в частности, преимуществ стажировки и возможностей 1Т-технологий, лег в основу создания Института стажеров МЭСИ. Институт стажеров предоставляет абитуриенту возможность выполнить программу первого года обучения в аспирантуре до его зачисления. Таким образом, увеличивается время работы над диссертацией и повышается эффективность деятельности аспирантуры (рис. 7) [7].

Очень важно, что стажер в период стажировки до поступления в аспирантуру имеет возможность оценить свои способности к научной работе, неспешно выбрать тематику диссертационного исследования, понять правильность выбора научного руководителя, который в дальнейшем в аспирантуре должен стать не только его наставником, учителем, но и другом.

Не секрет, что в настоящее время над молодым человеком - выпускником вуза довлеет страх призыва на военную службу, что гонит его искать альтернативу службе в армии и, имея свежие знания, он поступает в аспирантуру неосознанно, лишь бы решить пугающую его проблему. Отсюда низкая эффективность деятельности аспирантуры, так как не из каждого такого аспиранта вырастает ученый. Опыт показывает, что в России постепенно решаются проблемы, отпугивающие молодежь от службы в армии, и

в дальнейшем это может быть станет престижным занятием для молодежи. Вот тогда возникнет проблема контингента в аспирантуре страны. МЭСИ делает шаги в этом на-

правлении. В частности, Институт стажеров направлен на выявление талантливой молодежи, способной целенаправленно заниматься наукой.

Рис.7. Увеличение количества защит в срок при помощи программы стажировки

На Программу стажировки принимаются лица, имеющие одну из следующих ступеней образования: высшее; степень бакалавра; неполное (не менее четырех курсов подготовки специалистов) высшее профессиональное образование. Студент выпускного курса совмещает работу над дипломным проектированием с первыми шагами работы над диссертацией. Т.е. его дипломная работа является частью будущего диссертационного исследования. Тем самым осуществляется преемственность научного исследования.

На научного руководителя стажера возлагаются серьезные задачи: именно он должен «зародить» ученого. Научный руководитель:

• совместно со стажером участвует в формировании темы и определении цели и задач диссертационного исследования;

• дает рекомендации относительно ис-точниковой базы исследования;

• осуществляет контроль по теоретическим, методологическим, стилистическим и другим вопросам подготовки диссертации;

• при подготовке к экзамену кандидатского минимума по Истории и философии науки дать рекомендации, по какому из разделов курса подготовить реферат, чтобы получить необходимые методологические навыки для работы над диссертацией;

• оказывает стажеру консультации в выборе направления и списка иностранных источников в разрезе темы диссертационного исследования для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по иностранному языку;

• редактирует научные публикации.

Научный руководитель стажера выполняет те же наставнические функции, которые выполняет научный руководитель аспиранта. Идеальный вариант для стажера - выполнить

дипломное проектирование под руководством научного руководителя программы стажировки.

При подготовке к кандидатским экзаменам стажеру предоставляются все возможности наравне с аспирантом, в том числе, подготовка с использованием е-Learning. Так же, как и аспирант, стажер может обмениваться научными материалами по электронной почте или обсуждать предлагаемые материалы с использованием Share-Point. Стажеру предоставляется возможность опубликовать статьи по теме диссертации в кафедральных сборниках МЭСИ и участвовать в конференциях. У удаленных обучающихся кандидатские экзамены принимаются on-line в режиме видеоконференций.

Институт стажеров существует в МЭСИ два года. Мониторинг выполнения индивидуальных планов обучения аспирантов - бывших стажеров МЭСИ - дает основание предполагать, что эти аспиранты закончат диссертационное исследование в срок.

В институте стажеров обучаются не только студенты МЭСИ, но и студенты других вузов, а также иногородние абитуриенты. Университет надеется, что Институт стажеров МЭСИ может получить российское признание. Надеемся, что этот опыт возьмут на вооружение другие университеты страны.

Рассмотрим еще один информационный ресурс, предоставляемый аспирантам МЭСИ. На примере вступительного экзамена по философии было показано, как организованы изучение курса с использованием электронного учебника, самотестирование, сдача итогового теста. Таким же образом организована и подготовка к кандидатским экзаменам. Кандидатские экзамены у удаленных обучающихся принимаются on-line в режиме видеоконфе-

ренции. Комиссия по приему кандидатского экзамена находится в Москве в здании МЭСИ. Хотя сосредоточение комиссии в едином пространстве не обязательно: современные технологии видеоконференций располагают возможностью рассредоточения членов комиссии. Экзаменуемый находится в любой точке, главное, чтобы он располагал техникой, требуемой для организации видеоконференции [6].

В настоящее время разрабатываются обновляемые не реже одного раза в год электронные учебники с использованием технологий Web-2.0. В них будут использоваться бло-ги, вики и т.п. Видные ученые МЭСИ и аспиранты будут участвовать в обновлении и создании новых разделов учебников для подготовки к экзаменам кандидатского минимума.

Постепенно е-Ьеагш^ завоевывает в МЭСИ прочные позиции в обучении аспирантов. Перед проведением курса по философии в 2006 году были опрошены 42 аспиранта на предмет предпочтения формы прохождения обучения - прослушивание традиционных лекций и семинарских занятий в аудитории или изучение курса с помощью системы дистанционного обучения «Прометей».

Результаты опроса представлены на рис

Послушаю традиционный курс

Приобрету e-learning курс

Рис. 8. Анализ предпочтения форм прохождения курса по подготовке к экзамену кандидатского минимума в 2006 г., %

Эти же 42 аспиранта были опрошены на предмет предпочтения формы прохождения подготовки к кандидатскому экзамену перед подготовкой к следующему экзамену - Экономической теории.

Анализ результатов (рис. 8 и 9) показывает, что аспиранты положительно оценили возможность подготовки к экзамену кандидатского минимума с использованием е-Ьеагш^. Лишь около 17% аспирантов будут слушать очередной курс для сдачи кандидатского экзамена в аудитории.

Большую помощь в обучении аспирантов оказывает Форум сообщества аспирантов

МЭСИ, который является средством общения обучающихся в рамках общих научных интересов. Целями общения членов виртуального сообщества аспирантов являются:

• обмен неформализованными знаниями по технике научной работы;

• поиск коллег и единомышленников в области научных интересов;

• предложения по улучшению административной работы и обсуждение организации учебного процесса [6].

Рис.9. Анализ предпочтения форм прохождения курса по подготовке к экзамену кандидатского минимума в 2007г., %

В форуме принимают участие обучающиеся, сотрудники Управления аспирантуры, юристы, научные руководители. Обсуждаются дистанционно организационные вопросы обучения, социальные (проживание в общежитии, пользование библиотекой, получение медицинской помощи и др.), помощь испытывающим трудности при взаимодействии с конкретным научным руководителем, обмен мнениями по прослушанным лекциям, поиск источников для подготовки к экзаменам, проблемы работы над диссертацией, написанием научных статей и т.п. [6].

Аспирантура МЭСИ использует системы Microsoft Outlook и Share Point Docs Vision, а также портал Aspir.mesi.ru для связи обучающихся с научными руководителями, организации документооборота со всеми подразделениями (e-management), размещения форм и регламентов общего доступа. Аспиранты имеют возможность заказать справки, скачать регламенты, формы дистанционно, не приезжая в МЭСИ.

Портал управления знаниями (www.aspir.mesi.ru) поддерживает все стороны и этапы обучения в аспирантуре. На новостной странице размещается вся последняя информация, касающаяся обучения аспирантов -решения ректората и Ученого совета, конференции, объявления об организационных мероприятиях и т.п. На портале поступающим

предоставляются полные консультации о кафедрах, вплоть до портфолио научных руководителей - сотрудников кафедр, информация о научных школах, тематиках диссертационных исследований для выбора своего направления, расписание консультаций, вступительных экзаменов. Обучающимся в аспирантуре предоставляются рекомендации по планированию обучения и проведению ежегодных аттестаций, тематические планы лекций, расписание занятий и экзаменов, а также ответы на часто задаваемые аспирантами «наболевшие» вопросы.

В целях улучшения качества портала в 2007 году среди аспирантов было проведено анкетирование. В нем участвовали 69 аспирантов (рис. 10).

Рис. 10. Мнение о портале аспирантуры МЭСИ, %

Таким образом, 92,3 % опрошенных оценили качество портала аспирантуры на четыре и пять.

Аспирантура МЭСИ одна из первых начала применять информационные технологии в подготовке аспирантов. Популярность аспирантуры МЭСИ и электронного университета в целом непрерывно растет, о чем свидетельствует рост контингента аспирантуры. Тяжелая демографическая ситуация в стране выразилась в резком падении контингента в целом в аспирантурах страны. Несмотря на высокие цены на обучение в МЭСИ (четвертое, пятое место среди вузов-конкурентов, а по некоторым специальностям - первое) отмечается постоянный рост контингента и только с 2006 года - незначительный спад.

Успех МЭСИ на поприще подготовки аспирантов и докторантов подтверждается не снижающимся количеством иностранных учащихся из стран Восточной Европы, Азии, Африки и Южной Америки. За последние годы около 300 иностранных граждан прошли подготовку в аспирантуре МЭСИ и получили ученые степени [5].

Рассмотрим ряд современных технологий, также повышающих эффективность деятельности аспирантуры МЭСИ.

Введен в обучение курс «Основы научного творчества», созданный по аналогии с западной практикой, для ознакомления аспирантов с техникой научной работы. Аспирант

обучается технологиям проведения исследования, методологии современной науки, оформлению и презентации результатов исследования в научных статьях, представлению диссертации в диссертационный совет, процедуре защиты диссертации и т. п.

Проводится Вводная сессия для аспирантов нового набора. Это своего рода «Посвящение в аспиранты». На этом мероприятии сотрудники Управления аспирантуры посвящают аспирантов во все тонкости обучения, связанные с административной составляющей, а именно: взаимодействие с научным руководителем, требования кафедры, заполнение индивидуального плана обучения, процедура его утверждения, права, обязанности, заказ справок, организация обучения, прохождение аттестаций и т.п. Проводит сессию Проректор по научной работе. Кроме того, в проведении Вводной сессии принимают участие видные ученые - научные руководители аспирантов. Переоценить это мероприятие в жизни аспиранта первого года обучения невозможно. Оно облегчает работу научного руководителя: ему не надо тратить время для объяснения аспиранту элементарных вещей, связанных с началом послевузовского обучения.

Мотивационные механизмы для научных руководителей предполагают стимулирование конкретных результатов работы - диссертации, прошедшей защиту в срок. Научный руководитель по итогам каждой защиты в срок получает солидную денежную премию. Разработан механизм мотивации сотрудников университета к получению ученой степени доктора или кандидата наук. Каждый сотрудник, успешно повышающий свою квалификацию в аспирантуре или докторантуре, получает весомую премию.

Управление аспирантуры и докторантуры МЭСИ проводит регулярный мониторинг научного руководства и выполнения индивидуальных планов. Мониторинг позволяет оценить работу научных руководителей и дает необходимые сведения для планирования приема и распределения аспирантов по кафедрам.

Управление аспирантуры ежегодно проводит мониторинг удовлетворенности обучающихся в аспирантуре. Разработаны следующие виды анкет, которые призваны выявить:

• мотивации поступления в аспирантуру;

• предрасположенность аспирантов после прослушивания определенного курса лекций;

• трудности, возникающие при обучении;

• оценки условий обучения;

• желания участвовать в учебном процес- шения своей работы, а кафедрам и руково-

се МЭСИ. дству университета - для принятия обосно-

Всесторонний анализ анкет дает Управ- ванных управленческих решений. лению аспирантуры информацию для улуч-

Литература

1 Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. Анализ опыта университетов Европы и России. -СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2006.

2. Гохберг Л.М., Сагиева Г.С., Городникова Н.В., Росовецкая Л.А., Кузнецова И. А., Шувалова О.Р. Наука в Российской Федерации: Статис. сб. - М.: ГУВШЭ, 2005.

3. Кирпичников М.П. Обеспечение прозрачности и независимое рецензирование - вот те инструменты, которые позволят нам повысить качество диссертаций// Ректор вуза. - 2008. - № 2.

4. Райсберг А.Б. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей. - Изд. 4, доп. - М.: Инфа-М, 2004.

5. Пучкова А.П. Подготовка в МЭСИ научных кадров // Открытое образование (Праздничный выпуск), 2007.

6. Пучкова А.П. Аспирантура в электронном университете// Матер. VI Междунар. научн.- метод. конф. - Минск: БГУИР, 2007.

7. Дворяшина В.П., Беспалова В.П., Карпинец Ю.Н., Науменко Е.Е., Пучкова О.П. Опыт использования дистанционного обучения на подготовительных курсах и в институте стажеров аспирантуры МЭ-СИ// Научн.-практич. конф. «Научные исследования в области экономики, информационных технологий и юриспруденции с использованием технологий е-Ьеагт^»: Сб. научн. тр. - М., 2007.

8. Дворяшина В.П. Статистический анализ состояния и тенденций развития послевузовского образования в России // Математико-статистический анализ социально - экономических процессов. - М., 2004.

9. Дворяшина В.П. Совершенствование системы статистических показателей эффективности деятельности послевузовского профессионального образования // III Междунар. научн.-практич. конф. «Организационные, экономические и социальные проблемы управления высшим учебным заведением». -Пенза, 2005.

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОТ МОДЕРНИЗАЦИИ К ФУТУРИЗАЦИИ

А. Д. Урсул, д. ф. н., проф., акад. АН Молдавии, директор Центр исследований глобальных процессов и устойчивого развития Тел.: (495)458-94-79; E-mail: ursul-ad@mail.ru Российский торгово-экономический университет (РГТЭУ)

http://rsvte.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

According to the author, the main process of innovative in the education in making for the sustainable development is the process of its futurizaton, that is, the intensification focus to the future and formation of the advancing education. In the interest of the sustainable development, the main role in this advancing process will play not so much the ecology as the new information technologies, including virtual reality, that are capable of the advancing modeling of the future.

Объявленная ООН декада (2005-2014 гг.) перехода мирового сообщества к устойчивому развитию и в то же, самое время начала развертывания образования в интересах устойчивого развития (УР) совпали далеко не случайно. Как я далее покажу, без становления образования для устойчивого развития (ОУР) переход к новой стратегии ци-

вилизационного развития в принципе невозможен. ОУР создает те необходимые предпосылки в формировании человека будущего, которые помогут обеспечить выживание всей цивилизации. Впервые в истории человечества его существование оказалось в прямой зависимости от образования, правда, не современного, а того, которое должно бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.