Научная статья на тему 'Деятельность аспирантуры института: проблемы и перспективы'

Деятельность аспирантуры института: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность аспирантуры института: проблемы и перспективы»

Е. В. Швачко

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ ИНСТИТУТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уменье пользоваться знанием как следует.

В. О. Ключевский

Научно-исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в работе Челябинского государственного института культуры. В этом году вуз отмечает свое 50-летие, символично, что с этим знаменательным событием совпало и 25-летие его аспирантуры. В статье освещается история аспирантуры, ее современные проблемы и перспективы.

Конец 1993 учебного года ознаменовался важным событием: в вузе была открыта аспирантура. Первый набор по специальностям «Теория и история культуры» и «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» состоялся в 1994 г. А уже в 1996 г. появилась ассистентура-стажировка по специальностям: «Театральное искусство» и «Музыкальное искусство» (специализации «Актерское мастерство», «Профессиональная режиссура», «Инструменты народного оркестра (баян, аккордеон)» и «Дирижирование оркестром народных инструментов»). За время работы отдела количество специальностей росло (в разные годы -до 8 специальностей в аспирантуре и столько же в ассистентуре-стажировке). В настоящее время вуз осуществляет образовательную деятельность по 5 направлениям (6 профилям) в аспирантуре:

44.06.01 Образование и педагогические науки. Направленность (профиль) Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

46.06.01 Исторические науки и археология. Направленность (профиль) Отечественная история

47.06.01 Философия, этика и религиоведение. Направленность (профиль) Философская антропология, философия культуры

51.06.01 Культурология. Направленность (профиль) Теория и история культуры; направленность (профиль) Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

50.06.01 Искусствоведение. Направленность (профиль) Музыкальное искусство.

Ассистентура-стажировка представлена специальностью 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам).

За четверть века обучение в аспирантуре прошли 452 человека, успешно окончили 214 аспирантов и 53 ассистента-стажера (причем около 50 % защит состоялось в срок). Аспирантура целенаправленно готовила научно-педагогические кадры для вуза.

За 25 лет в ЧГИК защищены 31 докторская и 312 кандидатских диссертаций, всего подготовлено сотрудниками 133 исследования (115 кандидатских и 18 докторских).

В настоящее время отдел аспирантуры и докторантуры является структурным подразделением Управления науки и инноваций, осуществляет свою деятельность по следующим направлениям подготовки научно-педагогических кадров:

1) подготовка кадров по образовательным программам высшего образования (ФГОС ВО) в аспирантуре и ассистентуре-стажировке;

2) взаимодействие с диссертационными советами;

3) подготовка научных кадров в докторантуре.

Основное направление деятельности аспирантуры - подготовка аспирантов. Защита диссертации - историческая миссия аспирантуры. Кандидат наук - это штучный товар, а подготовка аспиранта - ответственная работа. Задуманная как особая форма послевузовского

147

профессионального образования, направленного на подготовку преподавательских и научных кадров высокой квалификации, аспирантура, помимо всего прочего, была призвана играть роль «социального лифта», отбирая наиболее способных к исследованиям и создавая им благоприятные условия для старта в науку и образование.

Защиты стали стартовой площадкой в карьерном и профессиональном росте министра культуры Челябинской области, 4 заместителей министров, 5 проректоров, 11 деканов, 20 заведующих кафедрами, 40 руководителей структурных подразделений в области образования, культуры и науки Челябинской области.

Аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров с реализуется на совершенно новых нормативных основаниях с 2014 г., в котором вступили в действие Федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам аспирантуры, в 2015 - по программам ассистентуры-стажировки. Учебный процесс осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), основными профессиональными образовательными программами по всем профилям аспирантуры; по всем направлениям подготовки имеет учебно-методическое обеспечение.

Необходимо констатировать, что аспирантура болезненно адаптировалась к реформам, начавшимся в 2014 г. Назовем основные преобразования: аспирантура стала просто ступенью высшего образования, перестав быть формой подготовки высших научных кадров. Кандидатские экзамены являются промежуточной аттестацией аспирантов, а государственная итоговая аттестация аспирантов предусматривает лишь представление доклада о результатах НКР (диссертации) и сдачу комплексного государственного экзамена, включающего вопросы по трем дисциплинам: Методологии и методике научных исследований, Педагогике высшей школы и научной специальности, по которой аспирант собирается защищать диссертацию. По окончании аспирантуры обу-

чающемуся (аспиранту) выдается диплом и присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Защита собственно диссертации теперь не является составляющей обязательной программы аспирантуры. С чем же аспирант, подготовивший кандидатскую, должен выходить в ВАК? С дипломом об окончании аспирантуры или с собственно диссертацией? На этот вопрос представитель МОН на семинаре ФАНО (Федерального агентства научных организаций) ответил -с удостоверением о сданных кандидатских экзаменах.

На этом же семинаре референт департамента государственной политики в сфере высшего образования МОН России М. В. Соколова представила министерские приказы и инструкции, которые необходимо изучить (на 52 недели в году 53 руководящих документа). «Аспирантуру буквально сровнял с землей поток бумажной лавины» [1].

В 2019 г. ЧГИК выходит на так называемую большую аккредитацию всех образовательных программ, реализуемых в нашем вузе. Тем не менее ректоратом была поставлена задача аккредитовать одно направление в аспирантуре в 2018 г., чтобы понимать, какие требования у экспертов Рособрнадзора к качеству подготовки выпускников на сегодняшний день.

Несколько слов об аккредитации. 8 декабря 2017 г. составлено и принято заявление на аккредитацию направления подготовки 51.06.01 Культурология (впервые в электронном виде). Была проведена огромная работа по подготовке документов. Аккредитация проходила с 26 февраля по 6 марта 2018 г. без выезда экспертов в вуз (камерально). В ответ на запрос Рособрнадзора было отправлено 455 наименований документов, почти 9 тыс. листов текста, опись состояла из 27 страниц.

19 марта появилось заключение экспертизы, где было одно замечание: констатировано нарушение п. 7.2.3. ФГОС ВО (отсутствие у научных руководителей обучающихся статей в сборниках международных и национальных конференций), что привело к выходу приказа об отказе в выдаче свидетельства о государст-

148

венной аккредитации по данным образовательным программам.

Отсутствие аккредитации означает невозможность участвовать в конкурсе на получение стипендий Президента и Правительства РФ, выдачи дипломов государственного образца. Следствием может стать отказ на получение контрольных цифр приема за счет средств бюджета. Преодоление сложившейся ситуации -одна из основных задач, стоящих перед Управлением науки и инноваций сегодня.

Главный из выводов, которые можно сделать, - успех получения аккредитации кроется в работе команды. Каждый научный руководитель, аспирант, заведующий кафедрой, все подразделения вуза должны понимать, что аккредитация основных профессиональных образовательных программ - это общее дело и здесь мелочей не бывает.

Приоритетной задачей и противоречием в России в целом и нашем институте в частности является, с одной стороны, существующая острая необходимость в высококвалифицированных кадрах, с другой - снижение на практике контрольных цифр приема (КЦП) в последние годы в несколько раз.

Как и в 2014 г., в 2015 г. вузы страны (независимо от ведомственной принадлежности) получили минимальное количество бюджетных мест для приема в аспирантуру на очное отделение. Заочная форма обучения в аспирантуре за счет средств бюджета в высших учебных заведениях исключена.

Если в 2008-2012 гг. мы наблюдали достаточно стабильный рост количества бюджетных мест в аспирантуру ЧГИК, в 2013 г. - небольшое снижение, то в 2015-2016 гг. - со-

кращение в 5-6 раз (см. табл. 1). Этот процесс начался, когда аспирантура стала третьей ступенью высшего образования.

Таблица 1 План приема (бюджетные места) в аспирантуру и ассистентуру-стажировку в 2008-2018 гг.

Учебный год Очное отделение Заочное отделение

2008-2009 8 5

2009-2010 13 2

2010-2011 14 7

2011-2012 9 15

2012-2013 10 14

2013-2014 8 11

2014-2015 5 -

2015-2016 7 -

2016-2017 4 -

2017-2018 5 -

2018-2019 4 -

Начиная с 2014 г. количество бюджетных мест не превышает 4-5, однако ряд вузов, в частности педагогические, бывало в эти годы не получали ни одного бюджетного места.

Всего в аспирантуру и ассистентуру-стажировку института в 2017 г. было принято 20 обучающихся (в последние три года ежегодный набор составляет 20-25 аспирантов).

Наряду с сокращением бюджетных мест, как и в предыдущие годы, вузы лишились возможности самостоятельно устанавливать стоимость обучения на платной основе. Стоимость обучения с 2012 г. стала нормативной и устанавливается учредителем исходя из объемов финансирования по государственному заданию по каждой образовательной программе отдельно (см. табл. 2).

Таблица 2

Стоимость подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и по программам ассистентуры-стажировки (в тыс. руб.)

Учебный год Очная форма Заочная форма

аспирантура ассистентура-стажировка аспирантура

2012-2013 118,1 118,1 47,3

2013-2014 85-90 90 45-50

2014-2015 92-94 140 46-47

2015-2016 97-99 147 49-50

2016-2017 116,3-129,2 129,2 42-50

2017-2018 106,1-158,1 153,2 42-50

2018-2019 141, 9-207,3 206,7 47-50

149

Учитывая, что стоимость бюджетного места дневного отделения составляет больше 200 тыс. руб. в год, крайне трудно сформировать полноценное дневное отделение, так как обучающиеся, поступающие на платное обучение, выбирают более «демократичную по цене» заочную форму.

Все чаще страдают так называемые непрофильные для нашего вуза специальности. Так, по направлению 47.06.01 Философия, этика и религиоведение КЦП не выделяются с 2014 г., хотя мы имеем по научной специальности 09.00.13 Философская антропология, философия культуры и диссертационный совет, и докторантуру. Тем не менее кафедра философских наук смогла сделать набор на платную очную и заочную формы обучения, не смотря на сложности (ведь большинство поступающих в аспирантуру по данному профилю не имеют базового философского образования).

Сегодня под угрозой закрытия направление «Исторические науки и археология» (в контингенте всего 2 аспиранта). Если не будет набора в платную аспирантуру, потеряем это направление.

Кафедра, на которой реализуется подготовка по направлению 50.06.01 Искусствоведение, не имея бюджетных мест, приняла аспиранта и через два месяца потеряла этот контингент. Выходом из сложившейся ситуации могло бы быть решение об открытии нового

Эффективность аспи

профиля - 17.00.09 История искусств, что позволило бы пополнить преподавательский корпус на кафедрах консерваторского и культурологического факультетов кандидатами искусствоведения.

Еще раз подчеркнем, что сегодня остро стоит вопрос о наборе в платную дневную аспирантуру (от него зависит нагрузка НПР на кафедрах). Это и проблема, и перспектива.

Контингент аспирантов на 2018 г. представлен 61 человеком, из них 46 обучаются на платной основе (для сравнения в 2014 г. было всего 25 платников). Укажем количество аспирантов за последние 5 лет: 2012 г. - 85, 2013 г. - 83, 2014 г. - 87, 2015 г. - 80, 2016 г. -65, 2017 г. - 65.

Вместе с тем в последние годы сокращается количество защит в аспирантурах и докторантурах нашей страны. В 2014 г. диссертации защитили только 19 % выпускников [2, с. 25]. Подчеркнем, что и в предыдущий период количественный показатель по стране составлял 25 %, по Уральскому региону - 30 %; в ЧГИК в 2014 г. - 42 %, а в 2015 - 19,4 % (см. табл. 3).

Научное руководство диссертационными исследованиями в 2017 г. осуществляли 20 человек (14 докторов и 6 кандидатов наук).

Нежелание быть научными работниками после окончания аспирантуры в свою очередь усугубляет проблему старения научных кадров.

Таблица 3

туры в 2014-2017 гг.

Научные Эффективность набора и выпуска, в %

специаль- Набор Выпуск Набор Выпуск Набор Выпуск Набор Выпуск

ности 2010-2011 гг. 2014 г. 2011- 2012 гг. 2015 г. 2012- 2013 гг. 2016 г. 2013- 2014 гг. 2017 г.

05.25.03 0 0 25 33 20 0 33 50

09.00.13 0 0 50 20 0 0 0 нет

07.00.02 0 33 50 0 50 нет 0

13.00.01 0 0 16,6 0 0 0 0 0

13.00.05 0 100 0 50 20 0 20 50

13.00.08 0 100 0 0 0 0 66 нет

24.00.01 40 100 25 33 25 50 50 0

Эффек-

тивность 5 42 23,8 19,4 16,4 8,3 21,1 20

по вузу, %

150

По данным Росстата, средний возраст докторов наук приблизился к 70 годам, а кандидатов -к 56. Учитывая, что среднестатистическая продолжительность жизни мужчин в России составляет всего 65,6 лет, а женщин 77, возникает вполне реальная угроза утраты кадрового потенциала высшего образования, особо серьезная для аспирантуры.

Линейные тренды динамики показывают, что при имеющихся условиях к 2020 г. выпуск аспирантов с защитой диссертации станет экзотикой. Статистика свидетельствует, что более 60 % всех защит кандидатских диссертаций приходится на долю соискателей или тех, кто защитился позже срока окончания аспирантуры. Средний возраст защитившихся -35 лет, это свидетельствует о том, что зрелые исследователи, получившие существенный практический опыт, защищают диссертации чаще, чем молодые люди [2, с. 25].

Важно отметить, что понятие подготовка кадров выходит далеко за формат аспирантуры.

Новое поколение не готово участвовать в диссертационном движении. В частности, они не приемлют амбициозные цели, относятся к задачам по достижению лидерства российской экономики скептически; в мировоззрении нет иерархии и, следовательно, занижена роль научного руководителя; они понимают, что такое сроки, но из-за склонности к постоянному откладыванию важных и срочных дел часто их нарушают. И что наиболее опасно - не настроены на карьеру, тем более академическую. Карьера для них - это долгосрочное планирование, медленное движение по ступеням вверх. Для современных молодых людей это кажется это очень долгим и потому не слишком привлекательным процессом.

Сомнения по поводу «писать или не писать диссертацию» для нового поколения вполне объяснимы и оправданы, так как наличие ученой степени не гарантирует им практически никаких преимуществ, поскольку в современных условиях продукт интеллектуального научного труда не находит должной реализации. Парадоксальность нашей ситуации заключается в росте спроса на наличие ученой степени и падении спроса на рабочие места в сфере науки (конечно, в государственном секторе низкие зарплаты). Спрос определяется тем, что ученая степень становится атрибутом социального престижа, не связанного с дальнейшей исследовательской деятельностью. Например, в социальных сетях, в частности ВКонтакте, статус «аспирант» стоит у многих, даже тех, кто давно окончил аспирантуру или был отчислен.

Тем не менее есть молодые люди, изъявившие желание работать в ЧГИК, но не получившие нагрузки. К слову, наши выпускники трудятся практически в каждом вузе Челябинска и области. А выпускники кафедры философских наук - это цвет кафедры философии ЮжноУральского государственного университета. Если приводить статистику, она печальна - с 2007 г. ушли из института по причине сокращения или по собственному желанию 43 остепененных специалиста самого работоспособного возраста.

В 2017 г. образовательный процесс обеспечивали 237 штатных преподавателей (195 целочисленных ставок) и 70 внешних совместителей. В табл. 4 представлена динамика кадрового обеспечения за последние 6 лет.

Доля преподавателей, работающих в вузе на штатной основе, составила 77,2 % (в 2012 -80,5 %, в 2013 - более 84 %, в 2014 - 81,3 %, в 2015 - 93,6 %, в 2016 - 90 %).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика кадрового обеспечения образовательного процесса

Кадровый состав 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Доля от общего числа, % Показатель динамики штатных НПР к 2016 г., %

Штат. вне-штат. Штат. всего

Всего ППС 262 238 230 221 235 237 70 77,2 100 +0,8 %

Из них с ученой степенью и/или званием, в т. ч.: 203 174 182 189 192 184 25 77,7 68 -4,3 %

докторов наук, профессоров 46 44 44 48 51 52 4 22 18,2 +2 %

кандидатов наук, доцентов 157 130 138 141 141 132 21 55,7 49,8 -6,4 %

151

В целом по институту доля педагогов с учеными степенями и учеными званиями в структуре штатного состава научно-педагогических работников в 2017 г. составила более 77,7 % (в 2011 - 72,9 %, в 2012 - 77,4 %, в 2013 -73,1 %, в 2014 - более 79 %, в 2015 - более 85,5 %, в 2016 - более 81,7 %).

Рассмотрим динамику возрастного состава НПР (см. табл. 5).

Данные табл. 5 свидетельствуют о приостановке старения коллектива НПР. Однако имеет ли это характер тенденции, станет понятно лишь в перспективе нескольких лет. На 31 декабря 2017 г. каждый третий преподаватель института достиг пенсионного возраста.

Показателем качественного роста состава НПР являются защиты кандидатских и докторских диссертаций и присвоение ученых званий.

Сохраняются факторы, сдерживающие пополнение рядов обучающихся в аспирантуре из внутренних ресурсов института.

Во-первых, в значительной степени исчерпан резерв преподавателей, не имеющих ученой степени или ученого звания, не обучающихся в аспирантурах (ЧГИК или других вузов). Большинство кафедр имеют 100 % или приближенную к этому показателю укомплектованность преподавателями с учеными степенями или учеными званиями.

Во-вторых, не отлажена система преемственности между образовательными уровнями магистратуры и аспирантуры. Отчасти это объясняется объективными причинами - распределением учебной нагрузки. Однако представляет-

Динамика возра

ся, что образовательная политика должна быть направлена на максимальное привлечение к руководству выпускными работами магистрантов докторов наук, чтобы последние приводили их в аспирантуру и продолжали руководить их диссертационными исследованиями, базу которых необходимо закладывать в магистратуре.

Отсутствует система внутреннего экономического стимулирования выпускников магистратуры для обучения в аспирантуре вуза с целью дальнейшего трудоустройства в качестве преподавателя. Данная система может существовать в форме внутренних грантов (ранее подобный опыт уже был).

Нельзя признать эффективной систему поиска и ведения обучающихся, проявляющих склонность к научно-исследовательской работе, от уровня бакалавриата через магистратуру к обучению в аспирантуре и защите диссертации.

Отсутствует эффективная система наставничества, обеспечивающая преемственность поколений НПР вуза. Данная система не предусмотрена нормативными документами, однако ее создание целесообразно для смягчения последствий объективной смены поколений НПР.

Среди НПР вуза нет должной конкурентной среды, что демотивирует отдельных потенциальных и действующих научных руководителей в части выполнения всех требований, предъявляемых к НПР соответствующего статуса. Не разработана формализованная система стимулирования руководителей обучающихся в аспирантуре, что отрицательно сказывается на эффективности научного руководства. На наш

Таблица 5

}го состава НПР

Возраст (лет) 2004 (234 чел.) 2010 (233 чел.) 2016 (235 чел.) 2017 (237 чел.)

до 25 25 10,7 % 2 0,9 % 3 1 % 4 1 %

25-29 14 6 % 8 3,4 % 12 5 %

30-34 58 24,8 % 31 13,3 % 17 7 % 14 6 %

35-39 29 12,4 % 33 14 % 28 12 %

40-44 50 21,4 % 25 10,7 % 28 12 % 34 14 %

45-49 19 8,2 % 28 12 % 26 11 %

50-54 60 25,6 % 25 10,7 % 22 9,3 % 22 9 %

55-59 25 10,7 % 16 7 % 17 7 %

60-64 25 10,7 % 28 12 % 22 9,3 % 24 10 %

65 и более 16 6,8 % 35 15 % 58 25 % 56 24 %

152

взгляд, нужна жесткая формализация и четкое заполнение индивидуального плана ППС (НПР) (они же научные руководители обучающихся).

Каковы перспективы? Пока в научном сообществе и на государственном уровне идут дебаты: что делать с аспирантурой? Оставить ли ее в традиционном облике, когда главная цель - защита диссертации, или превратить ее в освоение образовательной программы с курсами, зачетами, какими-то дополнительными испытаниями, текстами, которые надо написать помимо диссертации, электронным порт-фолио. Для докторского корпуса дореформенной формации сомнения в вопросе о необходимости написания диссертации звучат абсурдно. Во-первых, они члены академического сообщества; во-вторых, им присущ азарт научного поиска; в-третьих, они чистосердечно считают, что защита диссертации -лучший путь для выпускника вуза.

Успех аспирантуры, очевидно, зиждется на сложнейшем периоде самоактуализации личности (стремление молодого человека к возможно полному выявлению и развитию своих личных возможностей) как главном мо-тивационном факторе интересной жизни.

К срочным задачам аспирантуры в качестве третьего уровня высшего образования следует отнести:

- определение целей обучения в аспирантуре и цели формирования образовательной программы как подготовки и защиты диссертации;

- создание технологии поиска нестандартных научных решений именно в аспирантуре, включая адаптацию к российским условиям, креативных и аналитических методов создания инноваций;

- формирование установки на бережное использование потенциала научно-педагогических школ, что позволяет создавать штучный вариант ученого, способного и готового заниматься наукой и успешно адаптироваться в академическом сообществе;

- разработку и внедрение образовательных программ, не повторяющих программы магистратуры, рассчитанных на формирование и развитие дополнительных компетенций, необходимых для успешного проведения и завершения научного исследования либо имеющих существенное значение для соответствующей научной деятельности.

Таким образом, анализ показывает, что «проблемы реализации образовательных программ для аспирантуры» - не педагогическая проблема, а практическая задача, которую необходимо решать. Впереди нас ждет большая аккредитация образовательных программ вуза, а значит, возникает необходимость готовить выпускников аспирантуры с дипломами «Преподаватель. Преподаватель-исследователь», что, например, очень выручит контингент некоторых кафедр творческой направленности. Вместе с тем очень важно, чтобы аспиранты выходили на защиту в срок, тем самым обеспечивая работу нашего уникального диссертационного совета и наращивание докторского корпуса института через докторантуру.

В заключение отметим, что систематические занятия наукой предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок в рамках научно-педагогических школ и формируется система идеалов и норм. Научно-педагогическая школа отражает особую реальность, это присущий определенному социуму способ видения мира. Она представляет собой относительно автономную группу ученых, характеризующуюся не только выбранным направлением научных исследований, но и своим стилем межличностных отношений, общения, нормами и стандартами научного исследования, коллективной поддержкой. Вместе мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить для будущего Челябинского государственного института культуры все хорошее, что создавалось на протяжении многих лет.

1. Не догма, а руководство к бедствию. Академическая аспирантура умерла неестественной, но быстрой смертью [Электронный ресурс] // Независимая газета. - Режим доступа : http://www.ng.ru/editorial/2014-10-02/2_red.html.

2. Шестак, В. П. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле / В. П. Шестак, Н. В. Шестак // Высшее образование в России. - 2015. - № 12. - С. 22-34.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.