А. О. Аракелова
К ВОПРОСУ ОБ АССИСТЕНТУРЕ-СТАЖИРОВКЕ
Автор рассматривает законодательную базу послевузовского профессионального образования в сфере культуры, а также предлагает проект федеральных государственных требований и учебных планов по творческо-исполнительским специальностям ассистентуры-стажировки в области музыкального искусства.
Ключевые слова: послевузовское образование, ассистентура-стажировка, правовое обеспеение, вузы искусств
The author considers the regulatory framework ofpostgraduate professional education in the sphere of culture; she also suggests a project offederal state requirements and curriculums of creative-performing specialties of assistantship-traineeship in the sphere of musical art.
Keywords: postgraduate education, assistantship-traineeship, enforceability, higher education institutions of arts
На протяжении практически 20 лет по законодательству Российской Федерации в области образования не предусматривалось послевузовского профессионального образования по творческим специальностям. Во второй половине ХХ в. многие творческие высшие учебные заведения открыли ассистентуры-стажировки, деятельность которых направлена как на совершенствование мастерства исполнительских кадров, так и на подготовку педагогических кадров для высшей школы. Большинство обучение в ассистентуре-стажировке считало необходимым условием для педагогической деятельности в вузе.
Подготовка творческо-исполнительских и педагогических кадров в вузах искусств была весьма специфична. Совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, научное осмысление той или иной дисциплины всегда очень тесно связано с собственно исполнительским творчеством.
Указанное обстоятельство хорошо известно в практике нашей высшей школы. В разные годы так или иначе эта проблема разрешалась. Отличие подготовки твор-ческо-исполнительских и педагогических кадров в вузах искусств от традиционной аспирантуры диктовало здесь и несколько иные организационные формы. Так, например, с 1956 по 1962 г. действовало Положение об аспирантуре для музыкантов-исполнителей, композиторов и мастеров изобразительного искусства при высших музыкальных и художественных учебных заведениях, утвержденное Минвузом СССР 26.11.56 (№ КМ-3/447) и Минкультуры СССР 30.11.56 (№ 29-167).
Новое общее для всех Положение об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Минвуз СССР утвердил 31 июля 1962 г. Но специфика вузов искусства уже через год, т. е. в июле 1963 г., потребовала согласованных двумя министерствами (Минвузом и Минкультуры) разъяснений и дополнений, которые определяли особый порядок обучения в аспирантуре «для музыкантов-исполнителей, композиторов, мастеров изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства» (письмо Заместителя министра культуры СССР И. Цветкова от 11.07.63 № 29-79).
В 1968 г. постановлением Минвуза СССР и Министерства культуры СССР № 29-65 было введено
понятие ассистент-стажер для подготовки педагогических кадров в вузах искусства и культуры. Ассистентуры-стажировки действовали в вузах искусств в рамках аспирантуры, и ассистент-стажер по статусу ничем не отличался от аспиранта. Последнее Положение об ассистентуре-стажировке датировано 13 июля 1988 г.
Особенность послевузовского образования в сфере искусств определялась, в частности, тем, что здесь от аспирантов (до 1968 г.), а позднее - от ассистентов-стажеров не требовалось написания диссертации. И это понятно, поскольку искусство - особая сфера человеческой деятельности.
Образование в этой сфере опирается в первую очередь на само искусство (на исполнительство или создание произведений музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства), а не на науку об искусстве. Следовательно, и завершаться это образование должно не защитой диссертации, а представлением результата художественно-творческой работы (концертной программы или произведений музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства).
Нужно отметить, что среди педагогов вузов искусств среднего и старшего поколения множество выдающихся музыкантов, художников, артистов, режиссеров, балетмейстеров, составляющих сегодня славу российского искусства, получили в свое время высшую исполнительскую и педагогическую квалификацию именно в рамках аспирантуры искусств или ассистентуры-стажировки. Такая специфическая форма послевузовского образования, существовавшая в нашей стране, пользовалась популярностью и у зарубежных исполнителей и педагогов сферы искусств.
К сожалению, эти обстоятельства не учитывались при разработке законодательной базы послевузовского образования в последние годы.
Федеральным законом «Об образовании» предусмотрено, что «послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре...» (ст. 25, п. 2 в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ).
95
Таким образом, ассистентура-стажировка как форма послевузовского профессионального образования оказалась вне правового поля. В целях сохранения действующей (успешно действующей!) системы послевузовского образования в области искусства для бывших ассистентов-стажеров был установлен новый статус. Они стали называться аспирантами по творческо-исполнительским специальностям в области искусства.
Запись об этом была сделана в Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 27.03.98 № 814). Признание «особенности» аспирантов сферы искусств становится очевидным при сопоставлении пунктов 44 и 45 этого документа:
«44. Аспирант за время обучения обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру... для получения соответствующего заключения.
45. Аспиранты, обучающиеся по творческо-испол-нительским специальностям в области искусства, по завершении учебы представляют итоговую работу по соответствующему профилю, которая принимается специальной комиссией...»
Приказом Минобразования России от 16 июля 1999 г. № 85 была утверждена номенклатура творческо-исполнительских специальностей научно-педагогических кадров в области искусства. В нее вошли 30 специальностей, охватывающие все сферы искусств: театральное искусство, музыкальное искусство, кино-, теле-и другие экранные искусства, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Введение Минобразованием России статуса аспирантов, обучающихся по творческо-исполнительским специальностям, было чрезвычайно важным шагом, поскольку позволило сохранить прекрасно зарекомендовавшую себя в сфере искусств систему послевузовского образования. Однако легитимность этого решения справедливо ставится под сомнение.
Законом «О высшем и послевузовском образовании» однозначно определено, что «аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание степени кандидата наук» (ст. 19, п. 2). И это не единственное место в действующем законодательстве об образовании, где понятия аспирантура, аспирант однозначно связываются с подготовкой и защитой кандидатской диссертации, а документом о послевузовском образовании признается диплом кандидата наук.
В 2012 г. исполнится 20 лет с момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании». Общественность обсуждает уже новый проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а уникальная система подготовки творческих кадров
только теперь стала обретать законные основания своего существования. 20 лет понадобилось, чтобы признать очевидное.
В июне 2011 г. Президентом РФ были подписаны три закона, направленные на восстановление утраченной специфики образования в сфере культуры и искусства. Федеральный закон от 16 июня 2011 г. № 144-ФЗ вводит понятие ассистентуры-стажировки как формы послевузовского профессионального образования в области искусства для талантливых молодых людей. Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ разграничивает деятельность детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей (станций юных натуралистов, кружков и т. д.) новым (а скорее, забытым в прошлом веке) статусом образовательных программ как предпрофессиональных. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 160-ФЗ регулирует деятельность образовательных учреждений, в которых дана возможность одаренным детям интегрировано реализо-вывать и общеобразовательные программы, и профессиональные начиная с 5 класса.
Согласно ФЗ от 16 июня 2011 г. № 144-ФЗ вводятся такие понятия, как «обучение в форме ассистентуры-стажировки», «федеральные государственные требования» по программам послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки. Данным законом предусмотрена выдача документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки, а также утверждение Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России Положения о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки.
Принятие данного закона дает возможность достижения наивысшего уровня исполнительского мастерства и высокой педагогической квалификации специалистам в области музыкального, изобразительного, хореографического, театрального, кинематографического и других видов искусств без подготовки диссертационной работы. Закон позволяет продолжить давно принятую в нашей стране весьма эффективную практику подготовки исполнителей высочайшего уровня и высококвалифицированных педагогов для сферы искусства в рамках послевузовского образования на базе ведущих вузов искусства под руководством выдающихся педагогов, являющихся одновременно ярчайшими деятелями в соответствующих видах искусств.
Предлагаемый ниже проект Федеральных государственных требований и учебных планов по творческо-исполнительским специальностям ассистентуры-стажировки в области музыкального искусства выполняется впервые. Их содержание определяется в соответствии с нормами Закона № 144-ФЗ и сложившимися в ХХ в. традициями по обучению творческих кадров с учетом современных условий функционирования образовательных учреждений.
96
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»
1. Настоящие Федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительской специальности ассистентуры-стажировки «Музыкально-инструментальное искусство» (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе к соотношению частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемам.
2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования на основе примерной основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и настоящих Федеральных государственных требований.
Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие ее реализацию1.
3. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру.
1 По соответствующей основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования руководителем совместно с ассистентом-стажером разрабатывается индивидуальный план ассистента-стажера.
2 Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам (продолжительность одного часа - 45 минут). Максимальный объем учебной нагрузки ассистента-стажера, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю. Аудиторная нагрузка - не более 20 часов в неделю.
3 В разделе ОД.ОЗ «Специальный класс» должны быть представлены дисциплины, обеспечивающие подготовку ассистента-стажера в соответствии с профильной направленностью основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессио-
3.1. Раздел теоретического обучения, включающий в себя: обязательные дисциплины (ОД) и дисциплины, устанавливаемые образовательным учреждением, в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера (ДОУ).
3.2. Раздел практики, включающий в себя: педагогическую практику (ПП) и творческо-исполнительскую практику (ПТИ).
3.3. Раздел итоговой государственной аттестации (ИГА), включающий в себя выпускную работу (ИГА.ВР.00), составляющими которой являются: исполнение концертной программы (ИГА.ВР.01) и защита реферата (ИГА.ВР.02).
4. Освоение образовательной программы послевузовского профессионального образования осуществляется в очной форме обучения и составляет два года.
5. Квалификация, присваиваемая выпускнику по окончании освоения программы послевузовского профессионального образования и успешного прохождения итоговой государственной аттестации, - «Концертный исполнитель, преподаватель высшей школы».
6. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования представлена в следующей таблице.
нального образования по специальности «Музыкально-инструментальное искусство». Профильная направленность устанавливается образовательным учреждением самостоятельно в каждом индивидуальном плане ассистента-стажера.
4 Дисциплины по выбору ассистента-стажера (ДОУ 00) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением, реализующим образовательную программу послевузовского профессионального образования, при этом образовательное учреждение должно представить на выбор ассистента-стажера не менее четырех дисциплин.
5 Образовательное учреждение, реализующее образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяет содержание, форму контроля и отчетности по каждому виду практики.
Индекс специальности Наименование разделов и дисциплин Трудоемкость (в зачетных единицах)2
Теоретическое обучение 69
ОД.00 Обязательные дисциплины 57
ОД.01 История и философия искусства и культуры 8
ОД.02 Иностранный язык 9
ОД.03 Специальный класс3 40
ДОУ00 Дисциплины, устанавливаемые ОУ в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера4 12
Практика5 48
ПП Педагогическая практика 9
ПТИ Творческо-исполнительская практика 39
ИГА Итоговая государственная аттестация
ИГА.ВР.00 Выпускная работа 3
ИГА.ВР.01 Исполнение концертной программы на присвоение квалификации «Концертный исполнитель» 2
ИГА.ВР.02 Защита реферата на присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы» 1
Итого: 120
97
календарный учебный график
по образовательной программе послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»
Министерство культуры Российской Федерации Наименование образовательного учреждения
УТВЕРЖДАЮ
РЕКТОР Профиль, инструмент - (указывается образовательным учреждением)
Квалификация - «Концертный исполнитель, преподаватель высшей школы» _20_года Срок обучения - 2 года
«
»
Месяц Недели Курс
I II
1 □ П □ П
Сентябрь 2 □ П □ П
3 □ П □ П
4 □ П □ П
5 □ П □ П
6 □ П □ П
Октябрь 7 □ П □ П
8 □ П □ П
9 □ П □ П
10 □ П □ П
Ноябрь 11 □ П □ П
12 □ П □ П
13 □ П □ П
14 □ П □ П
15 □ П □ П
Декабрь 16 □ П □ П
17 □ П □ П
18 □ П □ П
19 □ П □ П
Январь 20 □ П □ П
21 Э Э
22 Э Э
23 □ П □ П
Февраль 24 □ П □ П
25 □ П □ П
26 □ П □ П
Месяц Недели Курс
I II
Март 27 □ П □ П
28 □ П □ П
29 □ П □ П
30 □ П □ П
Апрель 31 □ П □ П
32 □ П □ П
33 □ П □ П
34 □ П □ П
35 □ П □ П
Май 36 □ П □ П
37 □ П □ П
38 □ П □ П
39 □ П □ П
Июнь 40 □ П □ П
41 □ П Э
42 □ П В
43 Э В
44 Э В
Июль 45 К К
46 К К
47 К К
48 К К
Август 49 К К
50 К К
51 К К
52 К К
Условные обозначения:
□ - теоретическое обучение В - выпускная работа Э - экзаменационная сессия П - практика К - каникулы
98
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по образовательной программе послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»
(по профилю «Сольное исполнительство»)
Вариант I
Нормативный срок обучения - 2 года
№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам зачеты экзамены Форма итоговой аттестации
Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость по ФГОС Аудиторная нагрузка 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр
Количество недель
20 20 20 18
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Теоретическое обучение 69 2412
ОД.00 Обязательные дисциплины История и философия культуры и искусства 57 2052
ОД.01 8 288 120 2 2 2 1, 2 3 экзамен
ОД.02 Иностранный язык 9 324 156 2 2 2 2 1, 3 2, 4 экзамен
0Д.03 Специальный класс 40 1440
Сольное исполнительство 22 792 156 2 2 2 2 1, 2, 3 ИГА
Методика преподавания профессиональных дисциплин высшей школы 10 360 156 2 2 2 2 1 2 ИГА
Изучение репертуара высшей школы 8 288 60 1 1 1 1, 2 3 экзамен
Д0У00 Дисциплины, устанавливаемые ОУ в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера 12 432
П.00 Практика6 48 1692
ПП.01 Педагогическая практика 9 324 156 2 2 2 2 2 4 экзамен
ПТИ.02 Творческо-исполнительская практика 39 1368 х х х х 4 зачет
ИГА Итоговая государственная аттестация 3 1440
ИГА.ВР.00 Выпускная работа
ИГА.ВР.01 Исполнение концертной программы на присвоение квалификации «Концертный исполнитель» 2
ИГА.ВР.02 Защита реферата на присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы» 1
Всего: 120
В колонках 6-9 символом «х» указываются семестры для данной дисциплины; в колонках 10-11 - форма промежуточной аттестации, в колонке 12 - форма итогового контроля по дисциплине: «зачет» или «экзамен».
Бюджет времени в неделях
Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практики Итоговая государственная аттестация Каникулы Всего
I 40 4 х 8 52
II 38 3 х 3 8 52
Итого: 104
Для каждого ассистента-стажера составляется индивидуальный план подготовки.
6 Педагогическая практика проводится рассредоточено в течение всего периода теоретического обучения, творческо-исполнительская практика может проводиться как в период теоретического обучения, так и за его пределами.
99
Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных (в зачетных единицах): теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии - 69; практики - 48;
итоговая государственная аттестация - 3. Итого: 120 зачетных единиц.
Семестры 1 2 3 4
Кол-во часов аудиторной нагрузки в неделю 11 11 11 8
Зачеты 4 3 1 1
Экзамены 1 3 3 2
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по образовательной программе послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»
(по профилю «Ансамблевое исполнительство»)
Вариант II
Нормативный срок обучения - 2 года
№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам зачеты экзамены Форма итоговой аттестации
Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость по ФГОС Аудиторная нагрузка 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр
Количество недель
20 20 20 18
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Теоретическое обучение 69 2412
ОД.00 Обязательные дисциплины История и философия культуры и искусства 57 2052
ОД.01 8 288 120 2 2 2 1, 2 3 экзамен
0Д.02 Иностранный язык 9 324 156 2 2 2 2 1, 3 2, 4 экзамен
0Д.03 Специальный класс 40 1440
Ансамблевое исполнительство 22 792 156 2 2 2 2 1, 2, 3 ИГА
Методика преподавания профессиональных дисциплин высшей школы 10 360 156 2 2 2 2 1 2 ИГА
Изучение репертуара высшей школы 8 288 60 1 1 1 1, 2 3 экзамен
Д0У00 Дисциплины, устанавливаемые ОУ, в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера 12 432
П. 00 Практика 48 1692
ПП.01 Педагогическая практика 9 324 156 2 2 2 2 2 4 экзамен
ПТИ.02 Творческо-исполнительская практика 39 1368 х х х х 4 зачет
ИГА Итоговая государственная аттестация 3 1440
ИГА.ВР.00 Выпускная работа
ИГА.ВР.01 Исполнение концертной программы на присвоение квалификации «Мастер исполнительского искусства» 2
ИГА.ВР.02 Защита реферата на присвоение квалификации «преподаватель высшей школы» 1
Всего: 120
В колонках 6-9 символом «х» указываются семестры для данной дисциплины; в колонках 10-11 - форма промежуточной аттестации, в колонке 12 - форма итогового контроля по дисциплине: «зачет» или «экзамен».
100
Бюджет времени, в неделях
Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практики Итоговая государственная аттестация Каникулы Всего
I 40 4 X 8 52
II 38 3 X 3 8 52
Итого: 104
Для каждого ассистента-стажера составляется индивидуальный план подготовки.
Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных (в зачетных единицах): теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии - 69; практики - 48;
итоговая государственная аттестация - 3. Итого: 120 зачетных единиц.
Семестры 1 2 3 4
Кол-во часов аудиторной нагрузки в неделю 11 11 11 8
Зачеты 4 3 1 1
Экзамены 1 3 3 2
Перед утверждением представленные в настоящей статье проекты нормативных актов должны пройти обсуждение в педагогическом сообществе с целью всестороннего охвата специфики данного образования.
101