Научная статья на тему 'К вопросу об ассистентуре-стажировке'

К вопросу об ассистентуре-стажировке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЕНИЕ / ВУЗЫ ИСКУССТВ / POSTGRADUATE EDUCATION / ASSISTANTSHIP-TRAINEESHIP / ENFORCEABILITY / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелова Александра Олеговна

Автор рассматривает законодательную базу послевузовского профессионального образования в сфере культуры, а также предлагает проект федеральных государственных требований и учебных планов по творческо-исполнительским специальностям ассистентуры-стажировки в области музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUE TO THE MATTER OF ASSISTANTSHIP-TRAINEESHIP

The author considers the regulatory framework of postgraduate professional education in the sphere of culture; she also suggests a project of federal state requirements and curriculums of creative-performing specialties of assistantship-traineeship in the sphere of musical art.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ассистентуре-стажировке»

А. О. Аракелова

К ВОПРОСУ ОБ АССИСТЕНТУРЕ-СТАЖИРОВКЕ

Автор рассматривает законодательную базу послевузовского профессионального образования в сфере культуры, а также предлагает проект федеральных государственных требований и учебных планов по творческо-исполнительским специальностям ассистентуры-стажировки в области музыкального искусства.

Ключевые слова: послевузовское образование, ассистентура-стажировка, правовое обеспеение, вузы искусств

The author considers the regulatory framework ofpostgraduate professional education in the sphere of culture; she also suggests a project offederal state requirements and curriculums of creative-performing specialties of assistantship-traineeship in the sphere of musical art.

Keywords: postgraduate education, assistantship-traineeship, enforceability, higher education institutions of arts

На протяжении практически 20 лет по законодательству Российской Федерации в области образования не предусматривалось послевузовского профессионального образования по творческим специальностям. Во второй половине ХХ в. многие творческие высшие учебные заведения открыли ассистентуры-стажировки, деятельность которых направлена как на совершенствование мастерства исполнительских кадров, так и на подготовку педагогических кадров для высшей школы. Большинство обучение в ассистентуре-стажировке считало необходимым условием для педагогической деятельности в вузе.

Подготовка творческо-исполнительских и педагогических кадров в вузах искусств была весьма специфична. Совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, научное осмысление той или иной дисциплины всегда очень тесно связано с собственно исполнительским творчеством.

Указанное обстоятельство хорошо известно в практике нашей высшей школы. В разные годы так или иначе эта проблема разрешалась. Отличие подготовки твор-ческо-исполнительских и педагогических кадров в вузах искусств от традиционной аспирантуры диктовало здесь и несколько иные организационные формы. Так, например, с 1956 по 1962 г. действовало Положение об аспирантуре для музыкантов-исполнителей, композиторов и мастеров изобразительного искусства при высших музыкальных и художественных учебных заведениях, утвержденное Минвузом СССР 26.11.56 (№ КМ-3/447) и Минкультуры СССР 30.11.56 (№ 29-167).

Новое общее для всех Положение об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Минвуз СССР утвердил 31 июля 1962 г. Но специфика вузов искусства уже через год, т. е. в июле 1963 г., потребовала согласованных двумя министерствами (Минвузом и Минкультуры) разъяснений и дополнений, которые определяли особый порядок обучения в аспирантуре «для музыкантов-исполнителей, композиторов, мастеров изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства» (письмо Заместителя министра культуры СССР И. Цветкова от 11.07.63 № 29-79).

В 1968 г. постановлением Минвуза СССР и Министерства культуры СССР № 29-65 было введено

понятие ассистент-стажер для подготовки педагогических кадров в вузах искусства и культуры. Ассистентуры-стажировки действовали в вузах искусств в рамках аспирантуры, и ассистент-стажер по статусу ничем не отличался от аспиранта. Последнее Положение об ассистентуре-стажировке датировано 13 июля 1988 г.

Особенность послевузовского образования в сфере искусств определялась, в частности, тем, что здесь от аспирантов (до 1968 г.), а позднее - от ассистентов-стажеров не требовалось написания диссертации. И это понятно, поскольку искусство - особая сфера человеческой деятельности.

Образование в этой сфере опирается в первую очередь на само искусство (на исполнительство или создание произведений музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства), а не на науку об искусстве. Следовательно, и завершаться это образование должно не защитой диссертации, а представлением результата художественно-творческой работы (концертной программы или произведений музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства).

Нужно отметить, что среди педагогов вузов искусств среднего и старшего поколения множество выдающихся музыкантов, художников, артистов, режиссеров, балетмейстеров, составляющих сегодня славу российского искусства, получили в свое время высшую исполнительскую и педагогическую квалификацию именно в рамках аспирантуры искусств или ассистентуры-стажировки. Такая специфическая форма послевузовского образования, существовавшая в нашей стране, пользовалась популярностью и у зарубежных исполнителей и педагогов сферы искусств.

К сожалению, эти обстоятельства не учитывались при разработке законодательной базы послевузовского образования в последние годы.

Федеральным законом «Об образовании» предусмотрено, что «послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре...» (ст. 25, п. 2 в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ).

95

Таким образом, ассистентура-стажировка как форма послевузовского профессионального образования оказалась вне правового поля. В целях сохранения действующей (успешно действующей!) системы послевузовского образования в области искусства для бывших ассистентов-стажеров был установлен новый статус. Они стали называться аспирантами по творческо-исполнительским специальностям в области искусства.

Запись об этом была сделана в Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 27.03.98 № 814). Признание «особенности» аспирантов сферы искусств становится очевидным при сопоставлении пунктов 44 и 45 этого документа:

«44. Аспирант за время обучения обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру... для получения соответствующего заключения.

45. Аспиранты, обучающиеся по творческо-испол-нительским специальностям в области искусства, по завершении учебы представляют итоговую работу по соответствующему профилю, которая принимается специальной комиссией...»

Приказом Минобразования России от 16 июля 1999 г. № 85 была утверждена номенклатура творческо-исполнительских специальностей научно-педагогических кадров в области искусства. В нее вошли 30 специальностей, охватывающие все сферы искусств: театральное искусство, музыкальное искусство, кино-, теле-и другие экранные искусства, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Введение Минобразованием России статуса аспирантов, обучающихся по творческо-исполнительским специальностям, было чрезвычайно важным шагом, поскольку позволило сохранить прекрасно зарекомендовавшую себя в сфере искусств систему послевузовского образования. Однако легитимность этого решения справедливо ставится под сомнение.

Законом «О высшем и послевузовском образовании» однозначно определено, что «аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание степени кандидата наук» (ст. 19, п. 2). И это не единственное место в действующем законодательстве об образовании, где понятия аспирантура, аспирант однозначно связываются с подготовкой и защитой кандидатской диссертации, а документом о послевузовском образовании признается диплом кандидата наук.

В 2012 г. исполнится 20 лет с момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании». Общественность обсуждает уже новый проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а уникальная система подготовки творческих кадров

только теперь стала обретать законные основания своего существования. 20 лет понадобилось, чтобы признать очевидное.

В июне 2011 г. Президентом РФ были подписаны три закона, направленные на восстановление утраченной специфики образования в сфере культуры и искусства. Федеральный закон от 16 июня 2011 г. № 144-ФЗ вводит понятие ассистентуры-стажировки как формы послевузовского профессионального образования в области искусства для талантливых молодых людей. Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ разграничивает деятельность детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей (станций юных натуралистов, кружков и т. д.) новым (а скорее, забытым в прошлом веке) статусом образовательных программ как предпрофессиональных. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 160-ФЗ регулирует деятельность образовательных учреждений, в которых дана возможность одаренным детям интегрировано реализо-вывать и общеобразовательные программы, и профессиональные начиная с 5 класса.

Согласно ФЗ от 16 июня 2011 г. № 144-ФЗ вводятся такие понятия, как «обучение в форме ассистентуры-стажировки», «федеральные государственные требования» по программам послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки. Данным законом предусмотрена выдача документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки, а также утверждение Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России Положения о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки.

Принятие данного закона дает возможность достижения наивысшего уровня исполнительского мастерства и высокой педагогической квалификации специалистам в области музыкального, изобразительного, хореографического, театрального, кинематографического и других видов искусств без подготовки диссертационной работы. Закон позволяет продолжить давно принятую в нашей стране весьма эффективную практику подготовки исполнителей высочайшего уровня и высококвалифицированных педагогов для сферы искусства в рамках послевузовского образования на базе ведущих вузов искусства под руководством выдающихся педагогов, являющихся одновременно ярчайшими деятелями в соответствующих видах искусств.

Предлагаемый ниже проект Федеральных государственных требований и учебных планов по творческо-исполнительским специальностям ассистентуры-стажировки в области музыкального искусства выполняется впервые. Их содержание определяется в соответствии с нормами Закона № 144-ФЗ и сложившимися в ХХ в. традициями по обучению творческих кадров с учетом современных условий функционирования образовательных учреждений.

96

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»

1. Настоящие Федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительской специальности ассистентуры-стажировки «Музыкально-инструментальное искусство» (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе к соотношению частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемам.

2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования на основе примерной основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и настоящих Федеральных государственных требований.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие ее реализацию1.

3. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру.

1 По соответствующей основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования руководителем совместно с ассистентом-стажером разрабатывается индивидуальный план ассистента-стажера.

2 Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам (продолжительность одного часа - 45 минут). Максимальный объем учебной нагрузки ассистента-стажера, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю. Аудиторная нагрузка - не более 20 часов в неделю.

3 В разделе ОД.ОЗ «Специальный класс» должны быть представлены дисциплины, обеспечивающие подготовку ассистента-стажера в соответствии с профильной направленностью основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессио-

3.1. Раздел теоретического обучения, включающий в себя: обязательные дисциплины (ОД) и дисциплины, устанавливаемые образовательным учреждением, в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера (ДОУ).

3.2. Раздел практики, включающий в себя: педагогическую практику (ПП) и творческо-исполнительскую практику (ПТИ).

3.3. Раздел итоговой государственной аттестации (ИГА), включающий в себя выпускную работу (ИГА.ВР.00), составляющими которой являются: исполнение концертной программы (ИГА.ВР.01) и защита реферата (ИГА.ВР.02).

4. Освоение образовательной программы послевузовского профессионального образования осуществляется в очной форме обучения и составляет два года.

5. Квалификация, присваиваемая выпускнику по окончании освоения программы послевузовского профессионального образования и успешного прохождения итоговой государственной аттестации, - «Концертный исполнитель, преподаватель высшей школы».

6. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования представлена в следующей таблице.

нального образования по специальности «Музыкально-инструментальное искусство». Профильная направленность устанавливается образовательным учреждением самостоятельно в каждом индивидуальном плане ассистента-стажера.

4 Дисциплины по выбору ассистента-стажера (ДОУ 00) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением, реализующим образовательную программу послевузовского профессионального образования, при этом образовательное учреждение должно представить на выбор ассистента-стажера не менее четырех дисциплин.

5 Образовательное учреждение, реализующее образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяет содержание, форму контроля и отчетности по каждому виду практики.

Индекс специальности Наименование разделов и дисциплин Трудоемкость (в зачетных единицах)2

Теоретическое обучение 69

ОД.00 Обязательные дисциплины 57

ОД.01 История и философия искусства и культуры 8

ОД.02 Иностранный язык 9

ОД.03 Специальный класс3 40

ДОУ00 Дисциплины, устанавливаемые ОУ в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера4 12

Практика5 48

ПП Педагогическая практика 9

ПТИ Творческо-исполнительская практика 39

ИГА Итоговая государственная аттестация

ИГА.ВР.00 Выпускная работа 3

ИГА.ВР.01 Исполнение концертной программы на присвоение квалификации «Концертный исполнитель» 2

ИГА.ВР.02 Защита реферата на присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы» 1

Итого: 120

97

календарный учебный график

по образовательной программе послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»

Министерство культуры Российской Федерации Наименование образовательного учреждения

УТВЕРЖДАЮ

РЕКТОР Профиль, инструмент - (указывается образовательным учреждением)

Квалификация - «Концертный исполнитель, преподаватель высшей школы» _20_года Срок обучения - 2 года

«

»

Месяц Недели Курс

I II

1 □ П □ П

Сентябрь 2 □ П □ П

3 □ П □ П

4 □ П □ П

5 □ П □ П

6 □ П □ П

Октябрь 7 □ П □ П

8 □ П □ П

9 □ П □ П

10 □ П □ П

Ноябрь 11 □ П □ П

12 □ П □ П

13 □ П □ П

14 □ П □ П

15 □ П □ П

Декабрь 16 □ П □ П

17 □ П □ П

18 □ П □ П

19 □ П □ П

Январь 20 □ П □ П

21 Э Э

22 Э Э

23 □ П □ П

Февраль 24 □ П □ П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 □ П □ П

26 □ П □ П

Месяц Недели Курс

I II

Март 27 □ П □ П

28 □ П □ П

29 □ П □ П

30 □ П □ П

Апрель 31 □ П □ П

32 □ П □ П

33 □ П □ П

34 □ П □ П

35 □ П □ П

Май 36 □ П □ П

37 □ П □ П

38 □ П □ П

39 □ П □ П

Июнь 40 □ П □ П

41 □ П Э

42 □ П В

43 Э В

44 Э В

Июль 45 К К

46 К К

47 К К

48 К К

Август 49 К К

50 К К

51 К К

52 К К

Условные обозначения:

□ - теоретическое обучение В - выпускная работа Э - экзаменационная сессия П - практика К - каникулы

98

ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по образовательной программе послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»

(по профилю «Сольное исполнительство»)

Вариант I

Нормативный срок обучения - 2 года

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам зачеты экзамены Форма итоговой аттестации

Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость по ФГОС Аудиторная нагрузка 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр

Количество недель

20 20 20 18

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Теоретическое обучение 69 2412

ОД.00 Обязательные дисциплины История и философия культуры и искусства 57 2052

ОД.01 8 288 120 2 2 2 1, 2 3 экзамен

ОД.02 Иностранный язык 9 324 156 2 2 2 2 1, 3 2, 4 экзамен

0Д.03 Специальный класс 40 1440

Сольное исполнительство 22 792 156 2 2 2 2 1, 2, 3 ИГА

Методика преподавания профессиональных дисциплин высшей школы 10 360 156 2 2 2 2 1 2 ИГА

Изучение репертуара высшей школы 8 288 60 1 1 1 1, 2 3 экзамен

Д0У00 Дисциплины, устанавливаемые ОУ в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера 12 432

П.00 Практика6 48 1692

ПП.01 Педагогическая практика 9 324 156 2 2 2 2 2 4 экзамен

ПТИ.02 Творческо-исполнительская практика 39 1368 х х х х 4 зачет

ИГА Итоговая государственная аттестация 3 1440

ИГА.ВР.00 Выпускная работа

ИГА.ВР.01 Исполнение концертной программы на присвоение квалификации «Концертный исполнитель» 2

ИГА.ВР.02 Защита реферата на присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы» 1

Всего: 120

В колонках 6-9 символом «х» указываются семестры для данной дисциплины; в колонках 10-11 - форма промежуточной аттестации, в колонке 12 - форма итогового контроля по дисциплине: «зачет» или «экзамен».

Бюджет времени в неделях

Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практики Итоговая государственная аттестация Каникулы Всего

I 40 4 х 8 52

II 38 3 х 3 8 52

Итого: 104

Для каждого ассистента-стажера составляется индивидуальный план подготовки.

6 Педагогическая практика проводится рассредоточено в течение всего периода теоретического обучения, творческо-исполнительская практика может проводиться как в период теоретического обучения, так и за его пределами.

99

Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных (в зачетных единицах): теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии - 69; практики - 48;

итоговая государственная аттестация - 3. Итого: 120 зачетных единиц.

Семестры 1 2 3 4

Кол-во часов аудиторной нагрузки в неделю 11 11 11 8

Зачеты 4 3 1 1

Экзамены 1 3 3 2

ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по образовательной программе послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Музыкально-инструментальное искусство»

(по профилю «Ансамблевое исполнительство»)

Вариант II

Нормативный срок обучения - 2 года

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам зачеты экзамены Форма итоговой аттестации

Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость по ФГОС Аудиторная нагрузка 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр

Количество недель

20 20 20 18

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Теоретическое обучение 69 2412

ОД.00 Обязательные дисциплины История и философия культуры и искусства 57 2052

ОД.01 8 288 120 2 2 2 1, 2 3 экзамен

0Д.02 Иностранный язык 9 324 156 2 2 2 2 1, 3 2, 4 экзамен

0Д.03 Специальный класс 40 1440

Ансамблевое исполнительство 22 792 156 2 2 2 2 1, 2, 3 ИГА

Методика преподавания профессиональных дисциплин высшей школы 10 360 156 2 2 2 2 1 2 ИГА

Изучение репертуара высшей школы 8 288 60 1 1 1 1, 2 3 экзамен

Д0У00 Дисциплины, устанавливаемые ОУ, в том числе дисциплины по выбору ассистента-стажера 12 432

П. 00 Практика 48 1692

ПП.01 Педагогическая практика 9 324 156 2 2 2 2 2 4 экзамен

ПТИ.02 Творческо-исполнительская практика 39 1368 х х х х 4 зачет

ИГА Итоговая государственная аттестация 3 1440

ИГА.ВР.00 Выпускная работа

ИГА.ВР.01 Исполнение концертной программы на присвоение квалификации «Мастер исполнительского искусства» 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИГА.ВР.02 Защита реферата на присвоение квалификации «преподаватель высшей школы» 1

Всего: 120

В колонках 6-9 символом «х» указываются семестры для данной дисциплины; в колонках 10-11 - форма промежуточной аттестации, в колонке 12 - форма итогового контроля по дисциплине: «зачет» или «экзамен».

100

Бюджет времени, в неделях

Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практики Итоговая государственная аттестация Каникулы Всего

I 40 4 X 8 52

II 38 3 X 3 8 52

Итого: 104

Для каждого ассистента-стажера составляется индивидуальный план подготовки.

Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных (в зачетных единицах): теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии - 69; практики - 48;

итоговая государственная аттестация - 3. Итого: 120 зачетных единиц.

Семестры 1 2 3 4

Кол-во часов аудиторной нагрузки в неделю 11 11 11 8

Зачеты 4 3 1 1

Экзамены 1 3 3 2

Перед утверждением представленные в настоящей статье проекты нормативных актов должны пройти обсуждение в педагогическом сообществе с целью всестороннего охвата специфики данного образования.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.