Научная статья на тему 'Об эффективности работы отдела аспирантуры'

Об эффективности работы отдела аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эффективности работы отдела аспирантуры»

Е. В. Исмаилова

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОТДЕЛА АСПИРАНТУРЫ

Научно-исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в работе Челябинской государственной академии культуры и искусств. Преодолев порог тысячелетий, вуз перешел на новый этап развития, обусловленный расширением сфер научной и педагогической деятельности.

В соответствии с Программой развития, разработанной на 2002-2007 гг., основной целью академии становится переход на качественно иной уровень - обретение статуса регионального центра научных исследований в области культуры, искусства и образования.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач, касающихся в первую очередь отдела аспирантуры:

1. Положительная динамика качественных показателей, характеризующих профессорско-преподавательский состав ЧГАКИ, приведение научно-педагогического потенциала академии в соответствие с университетским уровнем;

2. Повышение эффективности системы подготовки научно-педагогических кадров вуза (аспирантура, докторантура и диссертационные советы);

3. Развитие сети научных школ и научно-творческих объединений;

4. Усиление влияния научноисследовательской деятельности на учебновоспитательный процесс;

5. Развитие системы внутреннего и внешнего финансирования, поддержки и поощрения студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и т. п.

В основе поступательного развития научно-исследовательской деятельности лежит непрерывное повышение уровня профессиональной подготовки и численности кадров. Ключевая роль в этом процессе принадлежит эффективной работе системы послевузовского образования (соискательство, аспирантура, докторантура) и успешной защите диссертаций.

Согласно ст. 19 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», аспирантура и докторантура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, которые предоставляют гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации.

В истории становления и развития послевузовского профессионального образования ЧГАКИ можно выделить несколько этапов:

1. В мае 1993 г. состоялось открытие теоретической аспирантуры по двум научным специальностям: 24.00.01 «Теория и история культуры» и 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Спустя полтора года, в ноябре 1994-го, осуществлен первый набор.

2. С января 1996 г. действует творческо-исполнительская ассистентура-

стажировка (аспирантура) по специальностям: «Театральное искусство» и «Музыкальное искусство», представленным такими специализациями, как «Актерское мастерство», «Профессиональная режиссура», «Инструменты народного оркестра (баян, аккордеон) и «Дирижирование оркестром народных инструментов».

3. В феврале 2001 г. при кафедре педагогики и психологии открыта теоретическая аспирантура по специальностям:

13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» и

13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

4. В минувшем году получены лицензии на специальности 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» и 17.00.02 «Музыкальное искусство».

В настоящее время готовится пакет документов для подачи заявки на открытие аспирантуры по специальностям: 07.00.02

«Отечественная история», 09.00.03 «История философии», 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» и

13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)».

С 1997 г. в практику работы Министерства образования (в настоящее время Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) была введена процедура государственной аккредитации. Согласно Постановлению Правительства РФ, Рособрнадзором издан приказ «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

В рамках статьи «О высшем и послевузовском образовании» представлена классификация высших учебных заведений (университет, институт, академия и т. п.) и определены численные значения основных показателей, характеризующих деятельность вуза. К таким показателям относятся:

1. Возможность продолжения образования по программам послевузовского обучения. Минимальный показатель для университета - 5 специальностей. Обучение в аспирантуре ЧГ АКИ на сегодняшний день ведется по 6-ти направлениям.

2. Доля аспирантов в общей численности студентов очной формы обучения. Данный показатель варьирует в зависимости от типа учебного заведения и составляет для университета - 4 и для академии -2 %. В ЧГАКИ этот показатель несколько выше - 2,7 %. Для того чтобы достичь университетского уровня, необходимо увеличить численность аспирантов до 80 человек.

3. Доля аспирантов, защитивших диссертации в течение года после окончания аспирантуры. Показатель определяет эффективность деятельности аспирантуры, которая, по данным Рособрнадзора, должна составлять не менее 25 %.

По словам заместителя руководителя Рособрнадзора Е. Н. Говоркян, средний показатель эффективности аспирантуры по России составляет примерно 15 % (поиск № 45 от 11.09.2005 г.). В статистическом

сборнике «Научный потенциал вузов Уральского Федерального Округа», изданном в 2005 г., данные несколько иные: в среднем по России - 33 %, в УрФО - 40 %.

Обобщенный показатель эффективности работы аспирантуры ЧГАКИ за период с 2003 по 2005 гг. включительно составил 69 %. В зависимости от специальности доля аспирантов, защитивших диссертации, варьирует от 15 до 100 %:

«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» - 15 %,

«Теория и история культуры» - 39 %, «Теория и методика профессионального образования» - 78 %,

«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» - 100 %, «Музыкальное искусство» - 83 %, «Театральное искусство» - 100 %. Количество представленных к защите кандидатских диссертаций возросло с 8-ми (в 2003 г.) до 21-й (в 2005-м).

Несмотря на значительный прирост количества претендентов, вопросы бюджетного финансирования набора в аспирантуру по-прежнему накладывают численные ограничения. В 2003/2004 учебном году было профинансировано 5 дневных бюджетных мест и принято 4 очных и 4 заочных аспиранта (одно бюджетное место дневной формы обучения эквивалентно 4-м заочным). В 2004/2005 учебном году состав аспирантов был представлен 8-ю «дневниками» и 3-мя «заочниками». Конкурс составил 3 человека на место.

В настоящее время сохраняется тенденция к сокращению бюджетных мест, поставленных в зависимость от эффективности предыдущего выпуска. В 2005/2006 учебном году ЧГАКИ удалось удержать прежние позиции по сравнению с отраслевыми вузами (8 бюджетных мест), однако потеря трех мест при сохранении конкурса в 3 человека на место стала весьма ощутимой. В наборе текущего года ситуация осталась без изменений.

Тем не менее в течение последних четырех лет (2003-2006) наблюдается устойчивый прирост численности аспирантов

I - IV курсов, обучающихся по теоретическим направлениям: в 2004 г. динамика составила 38 %, в 2005-м - около восьми, в текущем - свыше 26 % по сравнению с показателями предшествующего года (58 человек). В творческой аспирантуре в 20042005 гг. этот показатель вырос в два раза и составил 8 человек. Более чем вдвое увеличился набор аспирантов на I курс обучения:

II человек в 2003 г. и 26 - в 2006-м. Отмечены существенные изменения в структуре набора: в 2003 г. предпочтение отдавалось заочной форме обучения (11 и 20 человек соответственно). К 2006 г. это соотношение изменилось в пользу дневной (38 и 20). Общая численность аспирантов по сравнению с данными 2003 г. возросла на 87 % и в 2006 г. составила 58 человек.

К зачислению представляются наиболее подготовленные аспиранты и соискатели, успешно сдавшие в течение первого года два кандидатских минимума. Необходимыми условиями зачисления являются разработка перспективной темы, заметные публикации и участие в конференциях различного уровня. К числу таких аспирантов принадлежат: О. Зайцева, Е. Богомазова, К. Баннов, Е. Трушникова, Е. Андреев, П. Печёнкин, Б. Ишкин, Ю. Киселёва, Т. Кирова, В. Бурматов, М. Кустова, И. Степанова, Д. Туркин, Д. Микерин и др.

Общая численность соискателей в ЧГАКИ - 156 человек, из них 61 - это преподаватели и сотрудники академии. Остальные прикреплены к определенным кафедрам в зависимости от сферы научных интересов и проходят послевузовскую подготовку на платной основе.

Отдел аспирантуры ЧГАКИ работает по традиционной схеме: располагая данными о направлениях научной деятельности научных руководителей, организует собеседование аспирантов и соискателей с предполагаемыми кураторами, заведующими кафедрами и при необходимости с председателем диссертационного совета. Научные руководители аспирантов и соискателей утверждаются после зачисления приказом ректора, темы диссертационных

исследований устанавливаются на ученом совете ЧГАКИ.

Отдел аспирантуры оказывает кафедрам организационную поддержку в подготовке аспирантов и соискателей к сдаче кандидатских экзаменов. С этой целью осуществляется набор на подготовительные курсы (годовые и ускоренные) по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам. Численность претендентов, выдержавших экзамен, с каждым годом возрастает. Так, в 2004 г. этот показатель составил 169 человек, в 2005-м - уже 209. Несмотря на немалую долю тех, кто сдает кандидатский минимум на платной основе (76 и 135 человек в 2003-м и 2004 гг. соответственно), уровень сложности экзаменационных вопросов исключает влияние так называемого фактора рыночных отношений на качество подготовки аспирантов и соискателей.

С 1 июля 2004 г. диссертационным советам и организациям, имеющим право приема кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам и иностранному языку, предписывается принимать экзамены в соответствии с определенными требованиями, утвержденными приказом Минобразования РФ 17.02.2004 г. № 697 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов». В том случае, если образование соискателя не соответствует отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, диссертационный совет вправе направить соискателя на сдачу дополнительного кандидатского минимума по общенаучной (относительно избранного для диссертации научного направления) дисциплине. Требование не касается специалистов, проходящих аспирантскую подготовку (инструктивное письмо Минобразования РФ от 28.05.2004 г.). В 2006/2007 учебном году кафедрам предлагается учесть данное требование при разработке экзаменационных вопросов.

Серьезным вопросом для аспирантуры становится экзамен по истории и философии науки, заменивший экзамен по философии. Право принимать этот экзамен имеет только сертифицированная комис-

сия, прошедшая переподготовку. На основании Письма Министерства образования и науки и распоряжения ректора ЧГАКИ соответствующую переподготовку прошли В. С. Невелева, Н. Г. Апухтина, М. П. Ме-няева, И. Н. Морозова, Р. А. Литвак, П. И. Костенок, Б. Ф. Смирнов, Ю. Б. Тарасова, Т. Д. Рубанова.

Новый экзамен состоит из трех блоков: 1) реферат по истории науки, который курируют совместно с кафедрой философских наук специальные кафедры; 2) собственно философия науки; 3) философские проблемы современного социальногуманитарного знания. В протокол выставляется общая сводная оценка.

Учебный процесс в аспирантуре проходит в соответствии с Временными требованиями по подготовке аспирантов и учебными планами, разработанными кафедрами и отделом аспирантуры. В связи с открытием новых специальностей 17.00.02 «Музыкальное искусство» и 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология и философия культуры», учебные планы переданы на корректировку соответствующим кафедрам. В ближайшее время планируется утвердить их на ученом совете.

В отделе аспирантуры ведется активная работа с аспирантами: индивидуальная, по курсам обучения, по научному направлению. Проводятся встречи, собеседования, собрания и консультации научноорганизационного характера. Неоценимую помощь и поддержку в решении текущих задач оказывают научные руководители.

Аспиранты и соискатели всецело поддерживают научные мероприятия ЧГАКИ, выступая не только как участники, но и как инициаторы научно-исследовательской деятельности. Хотелось бы отметить мероприятия, проведенные Клубом молодых ученых, в частности, серию интеллектуальных вечеров «Фантастическое в науке» (Е. Трушникова), «Формирование библиографических служб (на материале Урала) (Ю. Гушул), «Арттерапия. Поиск и результаты» (Е. Машкина), «Проблемы глобализации культуры в современном социу-

ме» (М. Киммель), «Проблемы формирования творческой активности» (С. Кочергин).

Стало традиционным ежегодное проведение региональной научно-творческой конференции «Молодежь в науке и культуре XXI века», способствующее привлечению подрастающего поколения к решению актуальных вопросов в сфере науки и культуры. Материалы конференции 2005 года опубликованы в двухтомном сборнике, в который вошли научно-практические изыскания 122-х участников из Германии, Казахстана, Чехии и 18-ти городов России, в том числе Челябинска - в конференции приняли участие аспиранты большинства вузов города. Высокую оценку присутствующих получили выступления творческой аспирантуры Магнитогорской государственной консерватории и Челябинской академии культуры и искусств - сплав ярких художественных номеров, составивших ядро творческой части конференции.

2 ноября 2006 г. состоялась очередная конференция, на этот раз заявленная как V Всероссийская научно-творческая, что свидетельствует о существенно возросших масштабах мероприятия. Успех конференции позволяет предположить, что мероприятие и впредь сохранит устойчивый интерес со стороны специалистов и широкой общественности.

С целью комплексного анализа деятельности отдела аспирантуры заведующим кафедрами и докторам наук по теоретической аспирантуре было предложено заполнить опросный лист. Внесенные замечания и предложения были учтены в ходе дальнейшей работы отдела аспирантуры. Обоюдная готовность к сотрудничеству свидетельствует о согласованной работе кафедр и отдела аспирантуры, что полностью соответствует современным критериям эффективности системы подготовки научнопедагогических кадров.

Таким образом, имеются все основания утверждать, что на сегодняшний день в академии выстроена эффективная система подготовки научно-педагогического состава - непрерывно расширяется

круг специальностей аспирантуры, показатель эффективности деятельности держится на стабильно высоком уровне, наблюдается устойчивый прирост численности аспирантов и т. п.

И разумеется, предстоит еще многое сделать: реализация Программы развития Челябинской академии культуры и искусств требует неотложного решения широкого круга вопросов.

Е. В. Исмаилова

Об эффективности работы отдела аспирантуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.