Научная статья на тему 'Удаленная персонифицированная система личных профилей аспирантов как инструмент информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки научных кадров в вузе'

Удаленная персонифицированная система личных профилей аспирантов как инструмент информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки научных кадров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова А. Г., Насадкина О. Ю., Гридина Е. Г.

In this article the review of the basic functionalities of system of post-graduate student profiles is given. Problems solved within the limits of system represent problems of a qualitative supply with information-analytical of process of a professional training of the top skills in high school. In system methods of the account, the analysis of activity of the post-graduate student and the control over it, a method of monitoring of qualitative structure of the post-graduate students, based on the analysis of parameters of efficiency of their work are realized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова А. Г., Насадкина О. Ю., Гридина Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The remote personified system of post-graduate student profiles as the tool of a supply with information-analytical of process of preparation of the scientific staff in high school

In this article the review of the basic functionalities of system of post-graduate student profiles is given. Problems solved within the limits of system represent problems of a qualitative supply with information-analytical of process of a professional training of the top skills in high school. In system methods of the account, the analysis of activity of the post-graduate student and the control over it, a method of monitoring of qualitative structure of the post-graduate students, based on the analysis of parameters of efficiency of their work are realized.

Текст научной работы на тему «Удаленная персонифицированная система личных профилей аспирантов как инструмент информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки научных кадров в вузе»

УДАЛЕННАЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ АСПИРАНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ВУЗЕ

А.Г. Власова, программист отдела региональных образовательных проектов РЦНИТ Тел.: (8142) 71-96-47; E-mail: agush@petrsu.ru Петразаводский государственный университет Е.Г. Гридина, проф., зам. директора Федеральное государственное учреждение ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» http://www.informika.ru О.Ю. Насадкина, к.т.н.,директор РЦНИТ Петразаводский государственный университет http://petrsu.karelia.ru

In this article the review of the basic functionalities of system of post-graduate student profiles is given. Problems solved within the limits of system represent problems of a qualitative supply with information-analytical of process of a professional training of the top skills in high school. In system methods of the account, the analysis of activity of the post-graduate student and the control over it, a method of monitoring of qualitative structure of the post-graduate students, based on the analysis of parameters of efficiency of their work are realized.

Развитие существующих и формирование новых научных школ, в том числе за

счет активного вовлечения молодежи в науку, является одной из приоритетных государственных и региональных задач. Таким образом, проблема совершенствования подготовки кадров высшей квалификации для научной, научно-педагогической и инновационной деятельности становится особенно актуальной для российских вузов. Решение данной проблемы позволит повысить уровень качества подготовки аспирантов.

Инфраструктура системы послевузовского образования и подготовки научных кадров высшей квалификации является достаточно развитой в большинстве вузов, однако на ее функционирование отрицательно влияют недостатки в методической и информационно-аналитической поддержке данного процесса [1].

К первым можно отнести слабую обес-

печенность аспирантов специально разработанными информационными образовательными ресурсами, что способствует снижению роли функции регулярного обучения. Проблемы информационного обеспечения подготовки специалистов высшей квалификации заключаются в недостаточной аналитической поддержке управления данным процессом в целях принятия решений и выработки политики вуза в этой сфере, слабой организационной поддержке оперативного общения между аспирантом и научным руководителем. Последнее является причиной отсутствия систематизированной актуальной информации о состоянии научной работы аспирантов и соискателей, что приводит к необоснованному увеличению нагрузки научных — . . руководителей (не Енм^лкчме-' соразмерному росту числа аспирантов).

Во многих российских вузах функционируют информационные системы, преимущественно осуществляющие функцию

учета и предназначенные для отделов подготовки научных кадров. В составе этих систем решаются задачи автоматизации функций отдела: отслеживание движения контингента аспирантов (прием, отчисления, переводы, академические отпуска, выпуск и пр.); создание средств автоматизации работы с приказами и распоряжениями по контингенту, включая приказы о назначении на стипендию; проведение учета и анализа состава и движения контингента. Наряду с этим, на вузовских сайтах представлены разделы для аспирантов, в которых размещена информация о научных специальностях, диссертационных советах, правилах приема в аспирантуру, программы кандидатских экзаменов и др.

Однако в этих системах не реализованы такие важные функции, как своевременное и актуальное информирование научных руководителей, оперативное взаимодействие аспирантов с научными руководителями, анализ и оценка деятельности аспирантов и, наконец, учебно-методическое информационное обеспечение аспирантов. Таким образом, решение поставленных выше проблем и

задач является актуальным.

Поэтому необходимы инновационные решения в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации в вузе, базирующиеся на перспективных информационно-коммуникацион-

Таким решением является разработка качественно нового методического и информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки научных кадров высшей квалификации в вузе с использованием ИКТ и новых форм поддержки учебного процесса и научных исследований.

Реализацией проекта «Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процесса подготовки научных кадров высшей квалификации в вузе», направленного на решение данных задач, Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) занимается с 2006 года в рамках научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».

Одной из основных задач, выполняе-

мых в рамках проекта, является разработка информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки научных кадров высшей квалификации (система «Аспирантура»). Система позволяет получать доступ к цифровым учебно-методическим материалам, управлять документооборотом, осуществлять учет и контроль, оценивать эффективность работы каждого конкретного аспиранта, предоставлять научному руководителю актуальную информацию о научно-педагогической деятельности аспиранта, формировать реестр данных, который может служить базисом для анализа качественного состава аспирантуры в целом, получать систематизированную информацию об аспирантуре, о диссертационных советах вуза и т.д.

Информационно-аналитическая система «Аспирантура» реализуется в архитектуре многоуровневой клиент-серверной модели для обеспечения ведения информации специалистами отдела аспирантуры вуза при выполнении административных задач и в архитектуре веб-приложения (http://aspirant. karelia.ru) для обеспечения доступа аспирантов и научных руководителей к информационной системе и набору сервисов, предоставляемых в рамках функционирования соответствующего сайта.

Ядро системы - интегрированная база данных (ИБД), реализованная средствами СУБД Oracle9i. Веб-приложение реализовано и функционирует под управлением Oracle Application Server. Приложение реализовано средствами Oracle Application Portal 10g, в котором интегрированы стандартные решения Oracle и разработанные на языке Java компоненты (портлеты). Выбор программной платформы наряду с требованиями масштабируемости, необходимостью обеспечения высокой скорости обработки запросов, стабильной работы в условиях возможных пиковых нагрузок, защиты данных (механизмы сохранения целостности, резервного копирования, разграничения доступа) обусловлен также тем, что функционирующая в ПетрГУ на протяжении многих лет информационно-аналитическая интегрированная система управления реализована средствами Oracle.

Доступ к системе персонифицирован -выделено пять основных типов пользователей: аспирант, научный руководитель, методист кафедры, специалист отдела аспирантуры, внешний пользователь (лицо, заинтересованное в информации об аспирантуре,

например, поступающий). Каждому типу пользователя поставлен в соответствие определенный уровень доступа к ресурсам и набор функциональных возможностей. Для функционального моделирования использовалась методология ГОБР0, основанная на методологии структурного анализа и проектирования 8ЛБТ [2]. Выработан механизм взаимосвязей между классами пользователей системы, сопряженный с потоками данных. Осуществлено проектирование информационных потоков с применением методологии БББ.

Набор возможностей системы обособлен в конечное число функциональных модулей. Базисным компонентом является компонент учета, анализа деятельности аспиранта и контроля над ней - персонифицированная система личных профилей. Это инструмент, не только обеспечивающий хранение структурированной информации, но и позволяющий осуществлять качественный анализ этих данных, а именно мониторинг качественного состава аспирантов.

Были исследованы составляющие деятельности обучающегося в аспирантуре и выработан вектор V (уь v2, v3, v4, v5, v6, v7, v8) критериев оценки эффективности работы аспиранта:

• Чтение тематической литературы;

• Непосредственная работа над текстом диссертации;

• Образовательная программа;

• Участие в различных конференциях, симпозиумах, семинарах;,

• Публикации;

• Участие в различных конкурсах, грантах, программах;

• Учебная работа;

• Методическая работа.

Информация о ходе работ непосредственно над текстом диссертации и об изученной (или планируемой к прочтению) литературе отражена в разделе «Подготовка диссертации» (рис. 1 - см. цв. вставку). Представленные данные могут быть использованы для автоматической генерации списка литературы при оформлении кандидатской диссертации. В рамках организации оперативного общения между аспирантом и научным руководителем последний имеет возможность вносить данные о рекомендуемых к прочтению книгах, статьях.

Раздел «Образовательная программа» отражает такой аспект, как подготовка и сдача кандидатских экзаменов, а также посещение факультативных курсов. Данные о

сдаче обязательных экзаменов (история и философия науки, иностранный язык, специальность) в системе ведутся отделом аспирантуры. Аспирант имеет возможность просмотра, но не редактирования, что обеспечивает корректность информации. В то же время дополнительная образовательная программа, не являясь необходимым условием успешного обучения в аспирантуре, служит одним из показателей результативности обучения, поэтому данную информацию может размещать сам аспирант.

Раздел «Конференции» предназначен для обеспечения поддержки планирования и учета участия аспиранта в симпозиумах, конференциях, семинарах, научных школах и т. п. Как правило, процесс участия в конференциях состоит из нескольких этапов, таких как ее поиск, отправка заявки, отправка тезисов текста выступления и/или полнотекстового материала, получение приглашения, непосредственное посещение мероприятия. Большое число проводимых в течение года конференций, цикличность в проведении некоторых из них, различная степень вовлеченности аспиранта в их работу (от заочного участия до выступления с докладом с последующей публикацией тезисов или полного текста выступления) обусловили необходимость разработки механизма, автоматизирующего учет и контроль за такого рода деятельностью.

В системе «Аспирантура» с каждой внесенной научным руководителем или самим аспирантом конференцией ассоциирован определенный статус: «внесена в систему», «отправлена регистрационная форма», «отправлены тезисы», «получено подтверждение регистрации», «получено приглашение», «принял участие», «отказано в участии». Для определенных статусов, таких как «отправлена регистрационная форма», предусмотрена система напоминаний, информирующая аспиранта о необходимости осуществить те или иные действия для успешного перехода на следующий этап, например «отправить тезисы». Кроме того, в системе учитывается степень участия аспиранта в мероприятии (отправил тезисы, выступил, опубликованы тезисы, опубликован полный текст выступления), статус мероприятия (международное, всероссийское, региональное, межвузовское, внутривузов-ское) и вид мероприятия (симпозиумы, конференции, семинары, научные школы, смотры-конкурсы научных работ).

Раздел «Публикации» предназначен для упорядочивания научной и учебно-методической деятельности аспиранта, реализованной в виде публикаций в печатных или электронных научных изданиях. Публикации являются важным показателем успешной работы аспиранта. Разработку учебников, учебных пособий можно рассматривать как показатель достижений в учебно-методической деятельности аспиранта, написание монографии, статей, отчетов по НИР - в его научной деятельности.

Раздел «Гранты» призван структурировать процессы подачи заявок на различного рода поощрения, получения финансовой поддержки научной работы, выполнения принятых обязательств.

В разделе «Педагогическая деятельность» представлена информация об учебной и методической работе аспиранта. Своевременно внесенные данные могут быть полезны при генерации индивидуального плана работы аспиранта как преподавателя кафедры.

Перечисленные разделы предназначены для хранения и структуризации большого объема разнородных данных, характеризующих деятельность аспиранта в период обучения в высшей школе. Для определения общей эффективности его работы введена система оценки результатов деятельности аспиранта.

В рамках каждого из вышеназванных критериев V, можно определить ряд показателей результативности г и соответствующие им веса wij, г = 1,8, ] = 1, N (г), где N (г) - число показателей результативности в критерии г. Например, для критерия V5 («Публикации») Г51 - «публикация статьи в международном или центральном российском издании, одобренном ВАК» имеет вес W51=10, а Г52 - «публикация тезисов доклада на региональных симпозиумах, конференциях, семинарах» имеет вес W52=3■

Итоговая эффективность работы аспиранта вычисляется по формуле

Е = 2 Wj , где г = 1,8, ] = Що.

Предполагается, что первоначальные значения весов должны утверждаться диссертационными советами или ученым советом вуза. Нахождение их оптимальных значений будет осуществлено на основе анализа статистических данных, полученных в

ходе эксплуатации подсистемы личных профилей аспирантов.

Описанная система оценки эффективности работы аспиранта визуализирована в виде «Полосы прогресса», доступной аспиранту на каждой странице (рис. 2 - см. цв. вставку).

При визуализации данной системы оценки используется цветовое кодирование (красный - количество баллов ниже минимального порога; желтый - минимальный порог достигнут; зеленый - достигнут порог высокого уровня готовности).

В направлении методической поддержки процесса подготовки научных кадров в вузе были предприняты следующие шаги: разработаны образовательные информационные ресурсы по дисциплинам: история и философия науки, иностранный язык, ведутся работы по формированию учебно-методических материалов для аспирантов технических и физико-математических профилей по их специальности, создан раздел в Электронной библиотеке Республики Карелия, предназначенный специально для размещения соответствующих ресурсов [3].

Возможность удаленного доступа к данным ресурсам способствует уменьшению информационного разрыва в организации послевузовского образования «в глубинке» (в частности, для филиалов вуза, традиционно удаленных от научных центров).

Таким образом, для достижения поставленной цели решены следующие задачи и достигнуты результаты:

1. Спроектирована структура БД и модель персонифицированной системы личных профилей аспирантов на базе методов структурного системного анализа, еа8е-технологий, анализа организационных потоков, бизнес-процессов, информационных потоков.

2. Реализована система разграничения прав доступа к ресурсам и сервисам информационной системы.

3. Разработана система критериев и математическая модель для оценки эффективности работы аспиранта.

4. Разработаны алгоритмы и модули -программные приложения информационной системы «Аспирантура».

В настоящее время информационная система находится в стадии опытной эксплуатации и готовится к внедрению в Петрозаводском государственном университете.

Литература

1. Рузанова Н.С., Насадкина О.Ю., Байтимиров Л.З., Гушкалова А.Г., Марахтанов А.Г. Интегрированная информационно-аналитическая система обеспечения учебного процесса, научных исследований и принятия управленческих решений при подготовке научных кадров в вузе («Аспирантура») // Сб. матер. Всеросс. научн.-практич. конф. «Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий-2007». - 2007.

2. Алексеев В.В., Гридина Е.Г., Куракина Н.И., Кулагин В.П. Оценка качества сложных объектов на базе ГИС // Сб. тр. Международного симпозиума «Надежность и качество 2003», Пенза, 2003.

3. Черемных С. В. Структурный анализ систем: ШЕБ-технологии. - М: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.

4. Рузанова Н.С., Насадкина О.Ю., Байтимиров Л.З., Гушкалова А.Г., Марахтанов А.Г. Информационно-аналитическое обеспечение процесса подготовки научных кадров высшей квалификации в вузе // Сб. матер. Всеросс. научн.-метод. конф. «Телематика-2007». - 2007.

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

В САПР КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

И.Е.Сафонова, к.т.н., доц., доц. каф. Электронно-вычислительной аппаратуры Тел.: (495) 916-88-26; E-mail: leo@miem.edu.ru Московский государственный институт электроники и математики

(технический университет) http://www.miem.edu.ru

Offer interactive method of serial concessions for optimization and accept conceptual of design decision in CAD/CAE of enterprise-wide networks for vague environments information. Elaborate method is combination quality of method STEM and lexicographic methods. This method permit decide problems of vector optimization and complex estimate of versions. This method is correct for designer with point of view complexity execution operations and take into consideration characteristics of automated design for enterprise-wide networks.

В настоящее время при автоматизированном проектировании корпоративных компьютерных сетей в отношении процедур

оптимизации и принятия решений желательная степень общности и унификации пока не достигнута [1, 2]. Интегрированные средства принятия решений, подобные разработанным для моделирования по методу конечных элементов в стандарте ISO 10303-104, еще не созданы [1, 2]. Основная причина этого заключается в сложности как постановки многих задач проектирования и управления сложными объектами, какими являются корпоративные сети, так и по-

строения эффективных вычислительных процедур оптимизации [3].

В то же время практическая потребность в методиках принятия обоснованных, близких к оптимальным решений довольно велика. Особая значимость придается методикам оптимизации на этапах концептуального проектирования, так как именно на этих этапах материальные и временные потери от нерациональных решений наиболее значительны.

Используемые методы оптимизации при формировании и принятии концептуальных проектных решений должны опираться на широкое применение интерактивных режимов [3, 4]. Реализация интерактивных режимов должна обеспечивать следующие основные возможности для ЛПР (лица, принимающего решение):

• выбор пороговых значений заданных критериев в задачах комплексной оценки вариантов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.