Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических кадров в России: история и перспективы'

Подготовка научно-педагогических кадров в России: история и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буракова И.Б.

Статья посвящена проблемам адаптации системы послевузовского профессионального образования к новым социально-эконо-мическим условиям. Особое внимание уделено ретроспективному анализу возникновения и становления системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of tailoring post-graduate vocational education to new social and economic conditions. Special attention was paid to retrospective analysis of establishment and development of the system of training research and pedagogical and scientific cadre in Russia.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических кадров в России: история и перспективы»

РОССИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

И. Б. Буракова

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена проблемам адаптации системы послевузовского профессионального образования к новым социально-экономическим условиям. Особое внимание уделено ретроспективному анализу возникновения и становления системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в России.

Все меняется. Но ничто не исчезает бесследно - в целом мире нет ничего постоянного. Все движется, все приходящее в этот мир имеет меняющуюся природу. В непрерывном движении незаметно проходят целые века, ибо неподвижная вода никогда не достигнет моря.

Овидий

На рубеже XX и XXI вв. во всем мире наметились глобальные изменения в условиях, которые определяют формы и способы функционирования систем высшего и послевузовского профессионального образования. К наиболее важным из них относятся возрастающая роль знаний как движущей силы экономического роста в глобальном контексте; информационная и коммуникационная революция; появление глобального рынка труда и социально-политические трансформации глобального масштаба. Отмеченные изменения определили необходимость преобразований в системе послевузовского профессионального образования (ППО), направленных на интеграцию образования, науки и наукоемкого производства с целью приоритетного развития научных исследований инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанного на знаниях [3].

Для понимания роли и места аспирантуры и докторантуры в системе профессионального образования в новых условиях определенный интерес представляет история возникновения, становления и развития системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в России.

Основные элементы существующей системы подготовки научно-педагогических и научных кадров возникли в России в XVIII в. и прошли в своем развитии ряд периодов, признаки которых органически связаны с этапами развития российского государства. Условно можно выделить три периода становления и развития системы подготовки научно-педагогических кадров: 1) досоветский (1753-1917); 2) советский (1918-1990); 3) постсоветский (с 1991 по настоящее время).

Первый период характеризуется возникновением системы подготовки научно-педагогических и научных кадров и реализацией просветительской направленности высшего образования. Выпуск дипломированных специалистов осуществлялся в Петербургском академическом университете и Московском университете. Императорским указом в 1803 г. были установлены степе-

ни кандидата, магистра и доктора, просуществовавшие до 1917 г. В досоветском опыте функционирования российской высшей школы есть прообразы магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В этой связи можно отметить подготовку на академическую степень магистра через институт профессорских стипендиатов, а также подготовку на докторскую и магистерскую степень в Дерптском профессорском институте. Московский университет успешно практиковал двух-, а затем трехуровневую систему подготовки научно-педагогических кадров.

Свои этапы развития прошла также послевузовская профессионально-педагогическая переподготовка преподавателей высшей школы. Для формирования и укрепления преподавательского корпуса при Московском университете с 1779 по 1784 г. была организована двухгодичная учительская семинария. С этой же целью при Московском, Харьковском, Казанском, Дерптском и Киевском университетах с 1804 по 1859 г. функционировали педагогические институты с трехгодичной переподготовкой университетских выпускников.

В начале ХХ в. послеуниверситетское педагогическое образование в дореволюционной России было возрождено созданием Петербургской педагогической академии и Московского педагогического института им. П. Г. Шелапу-тина с двухгодичным циклом обучения. Численность научных и научно-педагогических работников составляла 8,6 тыс. Приоритетными направлениями развития системы ППО были также подготовка государственных чиновников в период политической реакции (1820-1886) и индивидуализация процесса обучения в период нарастания революционного движения в начале ХХ в.

Второй период характеризуется социально-экономической подготовкой специалистов в первые годы советской власти (1918-1924), отраслевой направленностью подготовки в период отраслевого централизма (1925-1945) и интеграцией фундаментального и специального образования в период ускорения темпов научно-технического прогресса (НТП).

В советский период подготовка научно-педагогических и научных кадров также прошла определенные стадии развития. Так, созданный в 1921 г. институт научных сотрудников 2-го разряда в 1925 г. был реорганизован в аспирантуру при Наркомпросе СССР, готовившую до 1934 г. преподавателей высшей школы, а затем кандидатов наук. Уникальным советским опытом является отмена ученых степеней и званий (1918-1934), решившая тактические задачи реформирования и восстановления отечественной высшей школы.

Созданная в 1948 г. система прикомандирования в аспирантуру была реформирована в 1962 г. введением штатных должностей стажеров-исследователей, прикомандированных к крупным научно-исследовательским организациям и вузам на срок до двух лет, с предоставлением им по окончании стажировки преимущественного права для поступления в аспирантуру. Действующая с 1947 г. практика прикомандирования к вузам для завершения работы над докторскими диссертациями была реформирована в 1962 г. в систему временных переводов на должности научных сотрудников, а в 1987 г. - в современный институт докторантуры. В 1968 г. была введена система самостоятельной (вне аспирантуры) работы специалистов над диссертациями, распро-

странявшаяся только на соискателей ученой степени кандидата наук. С 1998 г. эта система распространилась и на соискателей ученой степени доктора наук.

До 1988 г. подготовка научно-педагогических и научных кадров через аспирантуру проводилась в строгом соответствии с государственным планом, который формировался федеральным органом по управлению образованием по заявкам российских и республиканских отраслевых министерств, ведомств, организаций и вузов. Особое внимание уделялось подготовке высококвалифицированных кадров для отдельных районов, отдаленных от крупных научных центров (Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземья), а также организации конкурсного отбора в аспирантуру по специальностям, определяющим научно-технический прогресс.

В целях обеспечения качественного отбора в аспирантуру были разработаны жесткие критерии для кандидатов. До 1988 г. обязательными условиями поступления в аспирантуру были наличие опыта практической работы не менее двух лет по профилю избранной специальности и способности к научной деятельности. Зачисление в аспирантуру непосредственно после окончания учебного заведения производилось лишь в порядке исключения по теоретическим дисциплинам: математике, теоретической физике и некоторым другим. Существовали возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру (до 35 лет - для очников, до 45 лет - для заочников).

Деятельность аспирантур и докторантур жестко регламентировалась соответствующими законодательными и нормативными актами правительства и федеральным органом управления образованием. В условиях централизованного планирования и жесткого государственного финансирования образования такая система подготовки научно-педагогических кадров представлялась единственно возможной, но постепенно стала отставать от возрастающих требований НТП.

Начавшиеся в середине 1980-х гг. коренные экономические и политические преобразования вызвали необходимость создания новой концепции высшего образования. На пути ее реализации в 1988 г. были сделаны определенные шаги, в частности, принят ряд документов о расширении прав научно-педагогических коллективов вузов, их хозяйственной самостоятельности. Но, к сожалению, они мало затронули проблемы аспирантской подготовки. Распад СССР повлек за собой дезинтеграцию существовавшей единой научной системы (в том числе системы воспроизводства научно-педагогических и научных кадров) и ознаменовал собой новый постсоветский этап государственного и общественного развития, направленный на рыночные преобразования во всех сферах экономики и общественной жизни.

В современных условиях подготовка кадров высшей квалификации направлена прежде всего на реализацию государственной политики послевузовского профессионального образования, т. е. на воспроизводство научно-педагогических и научных кадров в соответствии с требованиями экономики, социальной сферы и научно-технического прогресса, а также на сохранение и повышение научного потенциала высшей школы и России в целом [2].

На данном этапе подготовка научно-педагогических и научных кадров осуществляется в государственных и негосударственных учреждениях высше-

го профессионального образования (университетах, академиях, институтах) и научно-исследовательских организациях.

Аспирантура и докторантура, являясь основой воспроизводства и наращивания интеллектуального потенциала страны, ее научной элиты, функционируют в 621 высшем учебном заведении (что составляет 58% всех вузов страны) и в 831 научной организации. За последние десять лет контингент аспирантов только в государственных вузах и организациях увеличился в 2,5 раза. В 2005 г. в аспирантуре и докторантуре проходили подготовку более 142,7 тыс. аспирантов и 4,5 тыс. докторантов. Доля аспирантов, обучающихся по прямым договорам, составляет 10-20% от числа обучающихся за счет средств государственного бюджета [4].

Анализ состояния системы подготовки научно-педагогических и научных кадров позволяет сделать вывод о том, что усилиями всех органов управления образованием и научно-педагогических коллективов система послевузовского профессионального образования работает стабильно и обеспечивает необходимые условия для воспроизводства и сохранения научно-педагогического кадрового потенциала страны.

Необходимо подчеркнуть, что базовые элементы российской системы подготовки научных кадров, интегрируя и творчески развивая лучший европейский опыт, прошли испытание временем и не потеряли своей актуальности. Важной чертой национальной системы ППО является подготовка аспирантов в крупных научных школах, обеспечивающих предельно плотную связь науки и образования, единство исследовательской деятельности и научной работы. Российские научные школы - это социальная среда, в рамках которой происходит генерация и трансляция знания, а также типа мышления и профессионального поведения. Особая атмосфера этой среды, характерные для каждой школы микроклимат и стиль работы стали важнейшими факторами для привлечения творчески одаренных молодых людей в науку. Характерный для российской академической и университетской науки подход к воспитанию исследователей в крупных научно-педагогических школах, предусматривающий углубленную индивидуальную подготовку на базе научных исследований высокого уровня, позволял даже в кризисных ситуациях сохранять лучшие традиции национальной системы подготовки научных кадров.

Другой отличительной особенностью российской системы послевузовского профессионального образования является государственная система аттестации специалистов высшей научной квалификации с сетью экспертных и диссертационных советов, обеспечивающих сочетание федеральной и региональной компонент в рамках единого научного пространства. Диссертационные советы играют ведущую научно-методическую роль, обеспечивая единство аттестационных критериев, процедур подготовки и проведения публичных защит диссертаций. Представляется очевидным, что опыт России в сфере государственной аттестации должен быть сохранен и использован для совершенствования подготовки научных кадров.

Вместе с тем нужно отметить, что в последние пятнадцать лет система ППО развивалась инерционно, ожидая завершения качественных преобразований, происходящих на уровне высшего профессионального образования. Во

многих публикациях, посвященных анализу проблем российской науки и вопросам сохранения кадрового потенциала научно-технического комплекса страны, отмечается ряд негативных тенденций в системе ППО [1; 5]. В частности, это проблемы «утечки мозгов» и омоложения «второй волны» миграции научных кадров, что приводит к нарушению преемственности поколений в научных школах; низкое финансирование научных исследований на фоне удорожания современного экспериментального оборудования; несоответствие дисциплинарной структуры аспирантуры профессиональной структуре науки; относительно низкий процент выпуска аспирантов с защитой в срок (30%); несоответствие структуры и содержания аспирантских программ требованиям, предъявляемым к компетенциям научно-педагогических и научных кадров и возросшим индивидуальным образовательным потребностям и др.

Современные тенденции в сфере российского образования и задачи, стоящие перед государством, вызывают необходимость переосмысления роли, места и функций аспирантуры и докторантуры в системе высшего и послевузовского профессионального образования, выработки новых подходов в их дальнейшем совершенствовании в условиях глобализации.

При разработке программы модернизации ППО следует исходить из трех важных принципов. Во-первых, содержание и конечные цели модернизации должны содействовать реализации государственной политики в сфере науки и технологий. Во-вторых, в программе должны использоваться общие международные подходы к решению проблем развития человеческого, социального и культурного капитала. В-третьих, любые изменения в системе ППО должны быть увязаны с лучшими историческими традициями в области подготовки и аттестации научных кадров.

Список литературы

1. Сенашенко В., Пахомов С., Клейманов А. Модернизация послевузовского профессионального образования // Высшее образование в России. 2004. № 12.

2. Симчера В. М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. М.: Наука, 2006.

3. Совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Предложения Минобрнауки России и РАН по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации (поручение Президента Российской Федерации от 6 января 2005 г. № Пр-27) // www.mon.gov.ru/science-politic/concetption

4. Статистический сборник о работе в сфере послевузовского профессионального образования в 2006 году (аспирантура и докторантура в системе Рособразования) / Под ред. И. А. Мосичевой; Федеральное агентство по образованию. М., 2007.

5. Стронгин Р. Г., Бедный Б. И., Максимов Г. А. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.