Научная статья на тему 'Информационно-поисковые системы сопровождения молодежных программ в технических университетах'

Информационно-поисковые системы сопровождения молодежных программ в технических университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барзов А. А., Галиновский А. Л., Майорова В. И., Моисеев В. А.

One of problems of the youth scientific educational programs is finding of successful creative contact between the scientific guides and young participant. The scientific guides will help to prepare scientific creative work on a high level and will supply its methodological support. Obviously, that the solution of this problem practically is impossible without using modern information and telecommunication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барзов А. А., Галиновский А. Л., Майорова В. И., Моисеев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-поисковые системы сопровождения молодежных программ в технических университетах»

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОГРАММ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Барзов А.А., д.т.н., проф. (495) 263-68-98, E-mail: SM12@sm.bmstu.ru Галиновский А.Л., к.т.н., доц. (495) 263-62-65, 161-00-61, E-mail: galcomputer@mtu-net.ru Майорова В.И., к.т.н., доц. Директор Молодежного космического центра (495) 263-69-94 Моисеев В.А., к.т.н., доц. (495) 263-68-98, E-mail: SM12@sm.bmstu.ru МГТУ им. Н.Э. Баумана http://www.bmstu.ru

One of problems of the youth scientific - educational programs is finding of successful creative contact between the scientific guides and young participant. The scientific guides will help to prepare scientific - creative work on a high level and will supply its methodological support. Obviously, that the solution of this problem practically is impossible without using modern information and telecommunication technologies.

Современные тенденции развития всех уровней инженерного образования связаны с широким и повсеместным внедрением в нее инновационных образовательных технологий. Одна из приоритетных задач, стоящая перед системой непрерывного научно-технического творчества молодежи, состоит в открытии для обучающихся путей для личностного и профессионального роста, решение которой невозможно рассматривать без внедрения современных компьютерных средств и телекоммуникаций.

Как показал предварительный анализ, весьма перспективным и современным направлением развития научного творчества молодежи является расширение образовательного пространства, в частности за счет совершенствования информационно-аналитических возможностей и повышения общей информационной культуры обучающихся. Эти вопросы напрямую связаны с рациональным использованием источников информации, имеющих в своей структуре телекоммуникационную составляющую, а также электронные средства связи, которые в последние годы интенсивно развиваются и

уже приняли всестороннее признание и поддержку во всех ступенях образования.

Необходимо отметить, что государство уделяет решению этих вопросов повышенное внимание. Так, одобренный Минобрнау-ки России проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской

Федерации одной из своих целей ставит информирование молодых жителей страны о возможностях организации своей жизни в обществе. Данное положение закреплено в качестве приоритетного и носит название: «Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику». В соответствии с этим предлагается к реализации проект «Российская молодежная информационная сеть», основными работами в рамках которого станут:

- Развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная

жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);

-Развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

- Развитие молодежных информационных проектов и программ.

Основными каналами трансляции информации выступят средства массовой коммуникации, признанные в молодежной среде, в частности Интернет ресурсы.

Для научно-технических молодежных программ (МП), функционирующих в МГТУ им. Н.Э. Баумана ( «Космонавтика и ракетная техника», раздел «Шаг в будущее Москва» Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», Всероссийская политехническая олимпиада школьников с их спецификой и характерными особенностями), использование информационно-аналитических ресурсов является в высшей степени актуальным и значимым. Следует отметить, что ключевой задачей данных программ является эффективное вовлечение творчески настроенных молодых людей в сферу научного творчества, создание благоприятных условий для их профессионально-ориентированного воспитания. Причем особую важность и значимость представляют предварительные и ранние этапы участия в МП, связанные, прежде всего, с формированием образовательной диады, состоящей из научного руководителя и представителя творческой молодежи - участника молодежной программы (УМП).

Уже на этапе обучения в старших классах средних учебных заведений у обучающихся появляется целая группа принципиально важных вопросов, связанных с выбором дальнейшего жизненного пути, при этом творческая компонента в образовании играет немаловажную роль. С появлением достаточно большого количества МП у школьников и их родителей появилась еще одна задача, связанная с реализацией возможности участия в них. На этом этапе важнейшим вопросом стало нахождение молодому и творчески настроенному человеку научного руководителя из

числа сотрудников университета. Проведенный анализ текущего положения дел в системе функционирования МП показал, что в настоящее время практически отсутствует механизм эффективного взаимного поиска руководителей и консультантов с представителями научно-творческой молодежи. Этот факт значительно сужает перспективы и потенциальные возможности участия школьников в системе научно-технического творчества молодежи. В этой связи, реальным и перспективным вариантом решения поставленной проблемы является создание информационно-поисковой компьютерной системы, позволяющей расширить возможности в установлении взаимных контактов между представителями творческой молодежи и потенциальными научными руководителями (ПНР). Кроме того, необходимо осуществлять расширение информационной доступности нормативно-методического обеспечения за счет создания специализированных Интернет ресурсов.

Данные подходы соответствуют как отечественным, так и общеевропейским тенденциям, согласуясь с содержанием документов Европейского союза, в частности резолюцией Европейского совета «Об электронном обучении», в которой говорится о приглашении государств-участников продолжать их усилия в отношении достижения эффективной интеграции информационно-коммуникационной технологии в системы образования и подготовки. Как показывает практика, многие из участников МП хотели бы иметь в качестве руководителей своих научно-творческих работ представителей научно-педагогической общественности МГТУ им. Н.Э. Баумана. Однако достаточно доступных возможностей для этого на настоящий момент у них, к сожалению, нет (рис.1-см. цв. вставку). Следовательно, можно говорить о том, что УМП зачастую находятся в условиях частичного или полного нарушения информационно-аналитических связей, вызванных целом рядом объективных причин.

Уважаемый участник программы «Космонавтика и ракетная техника»! Для внесения Вашей персональной характеристики в единую базу данных

информационно-поисковой системы участников программы «Космонавтика и ракетная техника» (КиРТ) просим заполнить поля анкеты.

Личные данные участника программы «КиРТ» Любым знаком V, X + и т.д. отметьте Ваш вариант ответа

1 Какое образовательное убеждение будете закадемвоть? Средам школа Гимназия Колледж Прочее

С гекничесполукпонсм

Другое

2 В какое учебное заеден»« планируете поступать? (полностью)

3 Какой средний Sinn гаизо школьных оценок (успеваемость) Более 4,7 4,7. 4,4 Менее 4,4

4 Есть пи у В «с задел по теме предстаымемой п орческсй работьР (можно отметтггь неогспько граф) Состояние будущей работы

Задела нет Есть идея Есть о&зср Есть Е™ эксперимен теория

Имеется ли у Вас база для лрсведения исследований и занятий5 (можно отметить несг.спько граф) Участие в кружка* и спец секциях Опыт участия в программа «КиРТ» Прочи е

6 Есть пи у Вас научньй руксеодю-ель (НР)? НР HP из МГТУ им нет Н Э Баумана НРиз своего учебного заведеит Прочи е

7 С ациальный статус нашей семы] Вы ¡г Инженеро z семьи Другое В Bai 1 ребенок шей семье Более едкого

Требования участника программы «КиРТ» к потенциальному научному руководителю (HP)

Все оценки проводить по 10-балльной (1-минимальная оценка, 10-максимальная оценка)

№ п/п Критерии оценки участником программы «ЮаРТ» рейтинга будущего научного руководителя Обиид значимость даимсго критерия Количественные значения кртгериев си.екки рейтинга (заполняются все графи)

1 Количество подготовленных НР участников ттрограи-ы «КиРТ» (всего) 0 1-2 3-5 5-10 Более 10

2 Ксличесгво педготевленньк НР участников прогр*о*>1 «КиРТ» (за последние 3 года) 0 1 2-3 4-5 Более 5

3 Количеств о педготавлив аемьа НР в настоящее время участников программы «КиРТ» 0 1 2-3 3-5 Более 5

4 Участником сксльких ?.зспсдежных преграмл типа КиРТ является НР 0 1 2 3 Более 3

Участником как ого количества научные исследовании являлся НР (за последние 5 лет) 0 1 2-3 3-5 Более 5

6 Общий научмэ-педагсгический стаж НР (в годах) менее 5 5-10 10-15 15-20 Более 20

7 Сколько лет НР является участником программы «КиРТ» менее 2 2-3 3-5 5-7 Белее 7

Рис.3. Фрагмент анкеты УМП «Космонавтика и ракетная техника»

В таком формате функционирования система МП в недостаточной степени обеспечивает ключевые составляющие образовательного процесса, такие как академическую мобильность, гибкость и доступность. Очевидно, что разработка новых механизмов установления научно-творческих контактов между потенциальными научными руководителями и УМП будет совершенно оправданной. Это подтвердили и опросы экспертов, проведенные в 2006 году в рамках работы в МГТУ им. Н.Э. Баумана молодежных программ: «Космонавтика и ракетная техника», «Шаг в будущее Москва», «Всероссийская политехническая олимпиада школьников».

Учитывая достаточно высокий уровень развития компьютерных технологий, электронных средств связи, телекоммуникационной и информационной среды, построение современных технологий взаимного поиска УМП и ПНР необходимо строить, базируясь именно на их основе. Хотя телекоммуникационные технологии уже серьезно охватили многие образовательные процессы, их применение в решении вопроса взаимного поиска участников научно-образовательных диад (УМП и ПНР) до сих пор не было реализовано.

Для решения проблемы взаимной информационной доступности была предложена схема информационно-аналитического центра (ИАЦ), ключевым функциональным элементом которой призвана стать информационная поисковая система (ИПС), функционирующая с использованием баз данных ПНР и УМП и непосредственно осуществляющая ранжированный поиск будущих образовательных диад. В случае ее реализации на федерально-региональном уровне, ИАЦ будет способен постоянно отслеживать динамику потребностей общества в направлениях и специальностях высшего профессионального образования, что имеет большую практическую значимость и позволит более взвешенно подходить к вопросам планирования и финансирования системы профессионального образования в целом. Основная задача ИПС заключается в помощи широкому контингенту учащихся старших классов, будущим абитуриентам, другим представителям творческой молодежи и их потенциальным научным руководителям и консультантам находить друг друга исходя из выбранной группы индивидуализируемых критериев и факторов отбора. Причем система обоюдного подбора, в предложенном

алгоритме и методике функционирования построена таким образом, что учитывает как научно-тематическую направленность предполагаемого будущего исследования, так и обоюдную заинтересованность, личностно-психологическую совместимость будущей образовательной диады. Отличительная черта данной ИПС состоит в том, что каждый ее пользователь - научный руководитель или УМП, формулируя свои индивидуальные требования к партнеру по научно-творческой работе, имеет возможность получить необходимые сведения о группе контрагентов, наиболее близко удовлетворяющих этим требованиям. Наполнение индивидуальных баз данных ИПС происходит путем внесения информации из заполненных НР и УМП анкет. В качестве примера на рис. 3. представлен фрагмент одной из таких анкет. Таким образом, ИПС состоит из постоянно обновляющейся, но инвариантной части (базы данных о научном руководителе и УМП) и адаптируемой индивидуализированной структуры поиска наиболее результативных контактов между ними (рис. 4). Однако начальным этапом работы ИПС является сопоставление предлагаемой для исследования тематики УМП с направлениями научной работы конкретного ПНР. В случае отсутствия предложения по тематике со стороны участника ИПС выполняется переход ко второму этапу функционирования, связанному с формированием и последующим автоматизированным определением и взаимной оценкой рейтинга УМП и ПНР.

Анализ показал, что алгоритм ИПС достаточно легко трансформируется и адаптируется на другие системы профессионального образования, в частности послевузовское, демонстрируя тем самым высокий уровень общности, мобильности и функциональной гибкости.

Необходимо отметить, что аналог предложенной ИПС был успешно апробирован в виде соответствующего программного продукта (компьютерная программа -«Ро810га^>), позволяющего решать схожие задачи в системе послевузовского профессионального образования (аспирантуре). Исследования показали, что вероятность установления предварительного виртуального контакта посредством предложенной ИПС будет экспоненциально зависеть от объема соответствующих баз данных, т.е. определяться масштабным фактором, непосредственно характеризующим процесс изменения количественных показателей системы (объ-

Рис. 4. Обобщенный алгоритм функционирования информационно-поисковой системы

ема базы данных) в качество ее функционирования, - число установления успешных контактов между ПНР и УМП.

В заключение необходимо отметить, что предложенная ИПС позволит обеспечить информационную доступность контингента НР для представителей творческой молоде-

жи стран СНГ и других государств, желающих обучаться в отечественной системе инженерного образования. Для этого предполагается создание специализированного многоязычного модуля ИАЦ, отвечающего за международное сотрудничество в рамках рассматриваемых молодежных программ.

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Дрогобыцкий И.Н., д.э.н., проф., проректор по научной работе Тел.: (494), 442-7011, E-mail: ind@mesi.ru МЭСИ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

www.mesi.ru

About necessity of activization of activity on commercialization scientific development, investors, license agreements, the account and a precise regulation of deductions for using

patents.

Высшие учебные заведения играют системообразующую роль в формировании и развитии национальной инновационной сис-

темы. Значимость вузов для успешного развития инноваций определяется вкладом в формирование человеческого капитала, под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.