Научная статья на тему 'Вопросы управления знаниями в современном университете'

Вопросы управления знаниями в современном университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрогобыцкий И. Н.

About necessity of activization of activity on commercialization scientific development, investors, license agreements, the account and a precise regulation of deductions for using patents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы управления знаниями в современном университете»

Рис. 4. Обобщенный алгоритм функционирования информационно-поисковой системы

ема базы данных) в качество ее функционирования, - число установления успешных контактов между ПНР и УМП.

В заключение необходимо отметить, что предложенная ИПС позволит обеспечить информационную доступность контингента НР для представителей творческой молоде-

жи стран СНГ и других государств, желающих обучаться в отечественной системе инженерного образования. Для этого предполагается создание специализированного многоязычного модуля ИАЦ, отвечающего за международное сотрудничество в рамках рассматриваемых молодежных программ.

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Дрогобыцкий И.Н., д.э.н., проф., проректор по научной работе Тел.: (494), 442-7011, E-mail: ind@mesi.ru МЭСИ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

www.mesi.ru

About necessity of activization of activity on commercialization scientific development, investors, license agreements, the account and a precise regulation of deductions for using

patents.

Высшие учебные заведения играют системообразующую роль в формировании и развитии национальной инновационной сис-

темы. Значимость вузов для успешного развития инноваций определяется вкладом в формирование человеческого капитала, под-

готовкой высококвалифицированных специалистов, ученых, технических работников. Взаимодействие образованных индивидуумов является наиболее эффективным из существующих механизмов передачи и адаптации знаний. Посредством поддержки научно-исследовательских групп и проектов, публикации результатов теоретических исследований, организации семинаров и конференций вузы решают задачи обмена информацией и знаниями.

Новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют доступ к знаниям. Благодаря развитию ИКТ становится возможным присутствовать на виртуальных лекциях в любом университете, участвовать в вебинарах (Образовано от двух английских слов - web и seminar ), работать в распределенных исследовательских группах. Скорость обмена информацией оказывает существенное влияние на процесс создания, использования и распространения знаний, подтверждением чему служит всевозрастающий спрос на нематериальные активы, формирующие базу знаний, в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), образование и программное обеспечение.

По прогнозу журнала R&D Magazine, общемировые расходы на научно-исследовательские разработки в 2006 году увеличатся на 4,7% и составят $1,023 трлн. В пятерку лидеров войдут США ($320 млрд), Китай ($139,6 млрд), Япония ($126,4 млрд), Индия ($57,64 млрд) и Франция ($45,4 млрд). Согласно прогнозам [1], в 2006 г. усилится тенденция передачи научных исследований на внешнее исполнение. Сложность и стоимость фундаментальных научных исследований вынудит компании организовывать альянсы и усиливать сотрудничество с университетами и государственными учреждениями.

Теоретически передача научно-исследовательских работ на аутсорсинг одновременно является как неожиданной, так и вполне естественной тенденцией. Ее предсказуемость вызвана возрастающей стоимостью проведения научных исследований, а также различными экономическими рычага-

ми стимулирования сотрудничества академических институтов и бизнеса. В США, Японии, Китае, Европе используется особый режим налогообложения и финансового стимулирования. Широко практикуется создание технопарков, инкубаторов технологий и их аналогов. Так, широко известен пример технопарка «София Антиполис» близ Ниццы. На 2000 га земли расположены офисы более 1100 компаний самого различного профиля, в которых заняты свыше 25 тыс. человек. Большинство компаний - участниц технопарка - компании с иностранным капиталом. В Бельгии принят закон об инвестициях, согласно которому до 150 млн евро из научно-технического бюджета предусматривается на продвижение результатов в промышленность.

Неожиданность же аутсорсинга НИОКР ассоциируется с тем, что в очень короткие сроки компании «созрели» до возможности передачи на сторону своих знаниевых ресурсов (в виде, например, постановок задач) и пополнения этого стратегического ресурса усилиями сторонних лиц и организаций. Учитывая, что выполнение НИОКР требует высокой квалификации исполнителей, и, следовательно, отдавая науку на аутсорсинг, компания подвергает себя значительному риску неконтролируемого распространения своих технологических секретов. Передавая научные исследования на внешнее исполнение, компании постепенно устраняют границы между корпоративной, университетской и академической наукой.

В России реализация государственной программы по созданию технопарков затруднена рядом организационных, правовых и финансовых проблем. В частности, существуют разногласия между федеральными министерствами, участвующими в программе. Министерство экономического развития и торговли предлагает собственный проект особых экономических зон (ОЭЗ). По мнению оппонентов - специалистов из Минин-формсвязи, ОЭЗ и технопарки - это два отдельных проекта, поскольку особые экономические зоны ориентированы на материальные производства, прежде всего - сборочные. Вместе с тем, специалисты сходятся во мнении, что технопарки должны относиться к особым экономическим зонам с льготным налогообложением, поскольку основная доля затрат инновационных компаний приходится на оплату труда сотрудников и снижение единого социального налога весьма актуально. Несогласованность

действий, существующие разногласия привели к тому, что бюджетные средства на развитие технопарков в 2005 году так и не были выделены. Первоначально планировалось выделить на развитие технопарков около $4 млрд, в том числе из средств федерального бюджета - около 16% суммы; из средств субъектов Российской Федерации -около 12%; из внебюджетных источников -72%. Ряд российских компаний заявил о желании участвовать в создании технопарков. Так, компания IBS объявила о начале инвестиций в технопарк г. Дубна на базе Объединенного института ядерных исследований. Компании Siemens, Nokia согласились участвовать в организации технопарка г. Санкт-Петербурга на базе Института связи имени Бонч-Бруевича.

Компания Intel, которая тратит на научные разработки $5 млрд в год, сделала Россию вторым - после США - местом размещения своих исследовательских центров. Компания открыла пять центров - в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Сарове. В центрах работает больше 1000 инженеров и программистов, которые ведут разработки по всем ключевым направлениям деятельности Intel. О намерении увеличить инвестиции в НИОКР на территории России заявили представители компаний AMD, Motorola, Daewoo, DuPont Co.

Знания повышают мобильность трудовых ресурсов. Все большее число высококвалифицированных людей отождествляет себя со своими знаниями, а не с организацией, в которой они получают заработную плату. Квалифицированные работники, в отличие от неквалифицированных рабочих, занятых в производстве, владеют средствами (факторами) производства: они являются носителями знаний, следовательно, уходя, забирают этот производственный фактор с собой. Решение проблем сохранения и найма талантливых исследователей, воспроизводства научных ресурсов и повышения качества образования вынуждает университеты уделять пристальное внимание вопросам трансферта знаний и технологий, защиты интеллектуального капитала.

Вузы все активнее формируют политику

*

патентования интеллектуальных продуктов (в настоящее время, по одним законодатель-

*

Под интеллектуальным продуктом принято понимать результат мыслительной, интеллектуальной деятельности, включающий открытия, изобретения, патенты, научные труды, отчеты, доклады, методики, концепции и т.д.

ным актам права на интеллектуальную собственность принадлежат научному учреждению, другим - авторам изобретения), внедряют механизмы защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. Так, широко известен опыт Уральского государственного технического университета, который организовал Центр интеллектуальной собственности, оказывающий помощь в оформлении патентной заявки, работает с автором по ее дальнейшему продвижению, защите, составлению лицензионного договора и т.д. После получения патента авторами, Центр предпринимает действия по коммерциализации разработок. В 2003 году в УГТУ было зарегистрировано 20 патентов, за 2004 год их количество превысило 40. Рост патентов в 2004 году обеспечили финансовые условия сотрудничества, по договорам о взаимоотношениях между автором и УГТУ предусмотрено распределение прибыли от реализации патента в соотношении: 80 процентов - авторам, а 20 - вузу. Руководство этого института выступило с инициативой организации российской Ассоциации менеджеров по трансферту технологий.

Следует отметить, что наблюдается значительный рост интереса со стороны университетов к процедурам трансферта технологий, среди которых[2]: передача патентов и лицензий, организация совместных компаний; продажа или передача в аренду технологического оборудования, венчурные инвестиции, создание spin-off и start-up компаний (Компании с венчурным капиталом ). Коммерциализация знаний, воплощение теоретических результатов в реальные продукты и услуги формируют новые задачи университетов «экономики знаний». Получение и трансформация информации в новое знание, превращается в ключевой, определяющий фактор конкурентоспособности индивидуума и организаций. В экономике, основанной на знаниях, «возможность и способность получить доступ к знаниям или присоединиться к связям по поводу обладания ими (обучения) определяют социально-экономическое положение фирм и индивидуумов». Университеты все активнее вовлекаются в процессы коммерциализации знаний, учреждая специальные подразделения - лаборатории по трансферту технологий, патентуя и лицензируя свои научные разработки, увеличивая финансирование фундаментальных исследований по заказу корпораций, участвуя в создании венчурных компаний. Полученный доход от «продажи зна-

нии» позволяет стимулировать научные изыскания, что, в свою очередь, приводит к постоянному росту интеллектуального капитала университета.

Так, Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT) в 2005 году заработал $46 млн (http://web.mit.edu/tlo/www/fy05.html) на трансферте технологий, в том числе на получении роялти с патентов и лицензий ($35 млн). Общее количество изобретений, полученных институтом в 2005 году, - 512 шт., при этом заявок на патент - 312 шт., выданных в 2005 году патентов - 133, затраты на патентование составили $10,3 млн MIT традиционно входит в десятку ведущих американских университетов по числу патентов, пропуская вперед только университет Калифорнии (University of California) и Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology). По итогам 2004 года, опубликованным UPSTO (United States Patent and Trademark Office, www.uspto.gov), MIT занял третье место, получив 132 патента. Научно-исследовательские успехи MIT

Литература

1. 2005 Global R&D Report (http://www.rdmag.com)

2. Субанова О.С. Трансферт технологий: взаимодействие вузов и бизнеса//5-я Междунар. научн.-практич. конф. «Страны с переходной экономикой в условиях глобализации», РУДН, Москва.

обусловлены следующими факторами: атмосферой содействия изобретательству и инновациям, всесторонней поддержкой со стороны администрации вуза, профессионализмом и высококлассной экспертизой, гибкостью и эффективностью, успешным опытом трансферта технологий в Бостоне, тщательной регистрацией трансферта всех лицензий.

Ориентируясь на опыт ведущих университетов мира, следует активизировать деятельность по коммерциализации научных разработок, реализовав ряд организационных и финансовых мероприятий. Так, мониторинг результатов университетских исследований позволит выявить новые перспективные технологии, выработать стратегии их последующей коммерциализации. Привлечение сторонних инвесторов, помощь в заключении лицензионных соглашений, учет и четкая регламентация отчислений за пользование патентами будут способствовать росту интереса исследователей к коммерциализации научной деятельности.

РОССИЯ И МИР НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Тел.: (495) 306-42-31, E-mail: kolinkk@mail.ru Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran/ru

About a modern condition of process of becoming of a global information society as mainstream of development of a civilization in 21-st century and necessity of realization for Russia national project on formation of the information society based on knowledge.

1. Отличительные особенности современной глобальной информационной

революции

Происходящий на наших глазах лавинообразный процесс глобальной информатизации общества коренным образом изменяет привычный уклад жизни и профессиональной деятельности мил-

лионов людей практически во всех странах мира. Эти изменения столь глубоки и значительны, а их последствия столь судьбоносны, что современный период развития цивилизации с полным основанием можно квалифицировать как глобальную информационную революцию.

Информационные революции в истории человечества происходили и ранее. Однако та, которая происходит сегодня, в начале XXI века, является принципиально новой как по своему содержанию, так и по тем последствиям, которые она вызывает практически во всех сферах жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.