Научная статья на тему 'Перспективы инновационной деятельности в России'

Перспективы инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы инновационной деятельности в России»

1. В отличие от ряда стран Франция начала применять налоговый исследовательский кредит только с 1983 г. Она взяла на вооружение и развивала этот механизм также на основе опыта других стран. Данный налоговый рычаг хорошо прижился на французской почве и стал мощным стимулятором НИОКР на предприятиях. Однако Франции пришлось прилагать большие усилия по его адаптации к своим конкретным условиям. Механизм налогового исследовательского кредита постоянно корректировался и совершенствовался: за период 1983-2008 гг. он менялся более 20 раз (почти ежегодно).

2. Совершенствование механизма налогового исследовательского кредита во Франции происходило в основном в области реформирования механизма его расчёта (изменение основы и норм расчётов) и условий получения. В своей практике Франция использовала каждую из трёх схем расчёта налогового исследовательского кредита, распространённых в других странах1. Каждая схема расчёта отвечала определённым требованиям каждого конкретного периода времени. Например, с января 2008 г. наиболее эффективной оказалась схема расчёта, которая основывается только на объёме средств, выделяемых предприятием на развитие НИОКР.

В связи с этим трудно сказать, какая именно схема расчёта налогового исследовательского кредита окажется оптимальной для России. В любом случае необходимо экспериментировать, чтобы выявить наиболее эффективный вариант.

Что касается условий получения, то в данной области также необходимо ориентироваться на конкретные условия каждой страны. Франция, в частности, отличается от других стран очень льготным режимом получения налогового исследовательского кредита. Он возмещается даже предприятиям, испытывающим дефицит бюджета и не получающим прибыль. Кроме того, особо льготными условиями пользуются малые и средние предприятия. Успех Франции в области применения налогового исследовательского кредита во многом связан именно с этой национальной спецификой условий получения. На наш взгляд, успешный опыт Франции в области условий предоставления налогового исследовательского кредита может оказаться весьма полезным для России.

3. Одно из важнейших достоинств французского механизма налогового исследовательского кредита - достаточно ясное юридическое определение механизма действия. Прежде всего, речь идет о четком определении в налоговом законодательстве различных операций по затратам на ИР. В российской налоговой практике понятийный аппарат в области НИОКР и нововведений находится в стадии разработки. Этот факт может оказаться большим препятствием для успешного внедрения механизма налогового исследовательского кредита.

4. Существенным недостатком и тормозом французского механизма налогового исследовательского кредита до сих пор остаётся относительная сложность процедур получения данной налоговой скидки. Предпринимателей отпугивает жесткость налоговых проверок, бюрократические процедуры получения налоговых льгот. Для России, где налоговая система страдает от излишнего бюрократизма, к данному факту необходимо относиться с особым вниманием.

Французская налоговая система формировалась многие десятилетия, отражая все особенности развития страны на разных этапах её развития. Налоговая система современной России находится на стадии становления. В этом её слабость и сила. Важнейшее её преимущество - возможность учёта положительного и отрицательного опыта других стран. Осмысление и критическое заимствование французского опыта является для России исключительно важным. Речь идёт, не о механическом подражании, а об использовании успешных результатов французского опыта с учётом специфики развития России.

Шафиев Р.М.

д.э. н., профессор, советник государственной службы РФ 1 класса

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Современное состояние российской экономики показывает, что разработка инновационной политики является приоритетной задачей развития страны, поскольку, несмотря на высокий научно-образовательный потенциал, в экономике превалирует сырьевой экспорт, а показатель наукоемкости большей части российской промышленности существенно ниже, чем в США и ЕС. Россия также недостаточно представлена в мировой науке, что является одним из главных показателей качества проводимых исследований. Так, на долю России в 2008 году приходилось всего 2,48% общемирового числа публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, тогда как на Францию - 5,53%, на Германию - 7,5%, на Китай - 9,69 процента. Россия по данному показателю находится на уровне Бразилии (2,59%) и Нидерландов (2,46 процента). При этом для российской науки характерны низкая интенсивность работы ученых (в 2008 г. на 100 исследователей приходилось 6 публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of Science, в Великобритании - 33, Германии - 29, США - 23), а также в среднем более низкое качество

1 В мировой практике используется, как правило, три схемы расчёта ассигнований, выделяемых по налоговому исследовательскому кредиту:

- на основе общих ежегодных расходов предприятия на НИОКР (Канада, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция с 2008 г.);

- на основе увеличения расходов предприятия на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы (Япония, Мексика, США, Франция до 2004 г.);

- комбинированный подход. Одна часть ассигнований рассчитывается на основе общих ежегодных расходов предприятия на НИОКР, другая - на основе увеличения расходов фирмы на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы (Португалия, Испания, Корея, Франция с 2004-2008 гг.).

работ (если доля России в общемировом количестве публикаций в научных журналах равна 2,48%, то ее доля в общемировом числе цитирований в научных журналах составила за 2004-2008 годы лишь 0,93 процента).

Значительный рост бюджетных расходов в 2004-2008 гг. не привел к существенному повышению инновационной активности отечественной промышленности, ее уровень, достигнув максимума в 2004 году (10,5%), затем стабилизировался на отметке 9,4-9,6%, и лишь в 2009 году вырос до 10%, а удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в течение последнего десятилетия не превысил 5,5 процента. Объем бюджетного финансирования деятельности государственных фондов в научно-технической сфере составил в 2010 году 10,4 млрд. рублей.

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные дефекты российской инновационной системы.

Основные меры по развитию прикладной науки реализуются в основном в рамках федеральных целевых программ, направленных на развитие инновационных разработок в приоритетных секторах экономики.

В целом на федеральные целевые программы приходится около 8,1% расходов федерального бюджета, из них на наукоемкие - всего около 1,7% бюджетных расходов в 2010 году. При этом доля «междисциплинарных» федеральных целевых программ (исследования и разработки, НТБ, инфраструктура наноиндустрии, научно-педагогические кадры) невелика и постоянно снижается. На них приходится всего 2,6% инновационных расходов бюджета и в условиях оптимизации 2009 года именно эти программы подверглись наибольшему сокращению (в 2008 году их доля составляла 3,6 процента).

С другой стороны, наукоемкие отраслевые программы, нацеленные на развитие технологий в отдельных приоритетных секторах (авиастроение, судостроение, космос, ядерный комплекс, новые транспортные технологии, средства телекоммуникации, решение проблемы удаленного доступа, торговля, информационная безопасность, универсализация услуг), получили в последние годы опережающее развитие по сравнению с междисциплинарными технологическими и научными федеральными целевыми программами. Так, расходы федерального бюджета по этим направлениям в 2009 году выросли в 2,2 раза и на них приходится около 25,9% инновационных расходов бюджета (против 11,9% в 2008 году).

В 2011-2013 гг. будет обеспечено финансирование наиболее важной междисциплинарной федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» на уровне, достаточном для выполнения основных показателей программы, в рамках которой финансируются как НИОКР поискового характера, так и работы по заказу бизнеса по приоритетным направлениям развития науки и техники. В то же время будет обеспечена перегруппировка затрат и уточнение задач федеральных целевых программ научно-технологического профиля. В частности, проведение НИОКР в рамках новой редакции указанной федеральной целевой программы будет увязано с результатами деятельности технологических платформ по наиболее перспективным направлениям развития науки и технологий, в рамках которых государство, высокотехнологичный бизнес совместно с научным сектором и сферой высшего образования будут определять направления проведения соответствующих работ.

Кроме того, на основе наиболее эффективных научных организаций в приоритетных технологических направлениях (новые материалы, авиастроение и др.) будут создаваться национальные исследовательские центры. Первый такой центр уже создан на базе федерального государственного учреждения Российский научный центр «Курчатовский институт».

В число основных направлений государственной поддержки развития корпоративных центров исследований и разработок в 2011-2013 гг. будут включаться меры налогового характера, в том числе стимулирование проведения компаниями инновационных исследований путем установления механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5, а также совершенствование законодательства в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые могут создаваться компаниями для обеспечения долгосрочного финансирования проведения НИОКР, разработки технологий и современного оборудования.

Основными механизмами поддержки инновационного предпринимательства будут являться Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд), а также программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основой программ Фонда в 2010-2013 гг. будет являться предпосевное и посевное финансирование начальных этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия, а также участие в реализации пилотных программ по развитию инновационного центра «Скол-ково», содействие малым инновационным предприятиям, участвующим в реализации приоритетов, определенных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. В этих целях финансирование Фонда в 2010 году увеличено до 3,4 млрд. рублей, на 2011 год запланировано увеличение до 4 млрд. рублей.

Важной мерой по поддержке начинающих малых инновационных компаний будут являться гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, а также предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей).

Развитие инновационной деятельности в государственных корпорациях и крупных компаниях с государственным участием будет обеспечено в ходе реализации соответствующих программ инновационного развития, рекомендации по разработке которых утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 года.

Принятие таких программ наряду с предусмотренным рекомендациями увеличением расходов компаний на инновационную продукцию. В качестве дополнительного стимула для создания внутреннего спроса на результаты НИОКР, в рекомендациях к программам инновационного развития компаний с государственным участием рекомендованы меры по обеспечению эффективного взаимодействия компаний с ведущими высшими учебными заведениями, научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями с целью использования результатов проводимых ими разработок.

Основным механизмом стимулирования инновационной деятельности в частных компаниях в 2010-2012 гг. будет являться поддержка кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих высокотехнологичные проекты, для чего будет выделено субсидий на общую сумму 19 млрд. рублей. Также будет принят пакет поправок в налоговое законодательство, устанавливающий льготный режим для инновационной деятельности, включая стимулирования проведения компаниями НИОКР путем установления механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5, создания резерва предстоящих расходов на НИОКР и установление для компаний, работающих в сфере информационных технологий, пониженных тарифов страховых взносов на период 2011-2019 гг.

Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы связываются с результативностью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

На эти цели будет направлена деятельность основных инфраструктурных организаций поддержки инновационной активности: Фонда содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, Российской корпорации нанотехнологий, а также Внешэкономбанка.

В сфере венчурного инвестирования важным направлением в 2010 и последующих годах является поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития. На эти цели направлена деятельность Фонда посевных инвестиций (2 млрд. рублей), созданного ОАО «Российская венчурная компания» совместно с Фондом содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональных венчурных фондов.

Дальнейшее развитие получат объекты инновационной инфраструктуры на базе ведущих вузов (бизнес-инкубаторы, технопарковые зоны, инновационно-технологические и инжиниринговые центры, центры сертификации, трансфера технологий, коллективного пользования), для чего в 2010-2012 гг. будут выделены бюджетные средства в объеме 8 млрд. рублей.

В целях формирования инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий ГК «Роснанотех» создается сеть нанотехнологических центров, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. В результате их работы будут создаваться инновационные компании, и внедряться новые технологии путем продажи патентов и лицензий. В 2010 г. начато создание 4 центров в городах Казань, Новосибирск/Томск, Зеленоград и Дубна.

Также будет продолжено создание технопарков и промышленных парков в регионах России в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и по линии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт"» созданы условия для эффективного функционирования национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в качестве основного элемента инновационной национальной системы, что позволит объединить и сконцентрировать возможности уникальных ядерно-физических установок, исследовательских комплексов, а также ресурсы, направляемые на их развитие и обеспечение деятельности, для решения задач модернизации экономики страны.

В 2011-2013 гг. продолжится реализация государственной политики, направленной на вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели сформулированы основные задачи ГК «Рос-нанотех» - коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. К 2015 году в результате деятельности корпорации объем производства нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует ГК «Роснанотех», должен составить не менее 300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.

Важный вклад в формирование инновационного вектора развития российской экономики должен внести Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации ее результатов в Сколково. Создание данного Центра позволит сформировать благоприятные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, приведет к росту выпуска инновационной продукции, будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство.

С учетом перечисленных выше мер по развитию научной и инновационной деятельности в период 2011-2013 гг. планируется преодолеть кризисные тенденции и достичь следующих основных показателей.

В 2009 году уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 1,13% ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика. Общая величина расходов на НИОКР может возрасти до 1,17% ВВП к 2013 году. В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе, укрупнением и ликвидацией ряда организаций, в 2010-2013 гг. сохранится тенденция сокращения числа организаций,

выполняющих исследования и разработки. По прогнозной оценке, число таких организаций в 2013 году по сравнению с 2009 годом уменьшится на 8,8% и составит от 3247 до 3255 единиц.

В свою очередь стоит отметить, что российские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, учитывая последствия мирового кризиса, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5,6%, Западной Европы - 4,7%, а США и Канады - только 3,1%.

Помимо уже созданных в соответствии с законом о свободных экономических зонах технико-внедренческих зон, в 24 регионах России действует более 60 технологических парков и 66 инновационно-технологических центров (ИТЦ), 86 центров трансферта технологий. Реализуется федеральная программа Минэкономразвития России по формированию региональных государственно-частных венчурных фондов.

Совокупное предложение венчурного капитала на сегодня в России с учетом действующих в России частных венчурных фондов, ориентированных на инновационную деятельность составляет порядка 43 млрд. рублей.

Деятельность венчурного капитала должна быть увязана с механизмом технологического трансферта, что, в свою очередь также должно быть увязано с созданием новых и сохранением существующих рынков наукоемкой продукции.

В этой связи в систему государственной инновационной политики, обеспечивающей развитие технологического трансферта должны войти такие элементы, как:

1. Развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.), что включает в себя:

- содействие созданию технопарков при крупных вузах и научных организациях; разработку нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам;

- разработку нормативно-методической документации для определения статуса технопарков, бизнес-инкубаторов, использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности, критериев для их создания и аккредитации, а также продолжительности и условий предоставления инфраструктурных услуг инновационным предприятиям;

- расширение масштабов деятельности Российского фонда технологического развития по созданию звеньев региональной инновационной инфраструктуры, обеспеченных экспортоориентированной государственной поддержкой;

- формирование региональных Центров трансферта технологий (патентование, поиск инвесторов, охрана прав на интеллектуальную собственность и т.п.), решение проблем бюджетного финансирования и выбора оптимальной организационно-правовой формы для самостоятельных Центров по продвижению технологий на внешний рынок;

- создание инновационных компаний на базе научных центров и передовых университетских центров, что должно стать одним из основных инструментов технологического трансферта;

- поддержку реализации пилотных проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технологической деятельности (например, по созданию Центров коммерциализации научно-технических работок при крупных научных организациях).

2. Создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, предусматривающих:

- стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов, венчурных бирж; существенное расширение масштабов деятельности Российской венчурной компании (государственного «Фонда фондов», капитализирующего другие венчурные фонды), ориентированного на наукоемкий экспорт;

- совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих экспортную деятельность инновационных предприятий (учреждение смешанных с участием государства структур поддержки малого инновационного бизнеса).

Кроме того, при переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает совершенствование нормативно-правового и научно-методического обеспечения поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, включая вопросы нормативно-правового закрепления за исполнителем научно-технических проектов, выполненных за счет средств бюджетов всех уровней, прав на результаты научной и научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность. Работа в этом направлении, конечно, ведется. Одним из таких законодательных актов является закон «О науке и государственной научно-технической политике» с последующими изменениями и дополнениями.

Разрабатываемый в настоящее время федеральный закон «О результатах интеллектуальной деятельности», направлен на правовое регулирование отношений, связанных с передачей объектов интеллектуальной собственности и иной полезной информации о результатах научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств. Законопроектом определяются формы договорных отношений при передаче технологий, порядок регистрации прав на интеллектуальную собственность, порядок регулирования отношений при проведении совместных инновационных исследований с участием государства. Принятие законопроекта будет способствовать развитие механизма государственно-частного партнерства в области НИОКР.

Наиболее существенным и перспективным представляется другой законопроект, который находится на стадии разработки - «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Российской Федерации». Представляется необходимым ускорить принятие данного законопроекта, который напрямую сти-

мулирует инвестиции в инновации и должен стать основой при формировании инновационной модели российской экономики.

Также представляется крайне своевременным законодательное обеспечение государственной поддержки в формируемых особых экономических зонах технологического трансферта и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков при экспорте наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту.

Инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности устойчивого роста национальных экономик. В этой связи для стран СНГ, вступивших на инновационный путь развития совершенно необходимо функционирование эффективных национальных инновационных систем. Мировой финансово-экономический кризис лишь подтвердил актуальность стоящих перед Россией, Белоруссией и Казахстаном задач в научно-инновационной сфере.

Первоочередными задачами в этой области являются:

- повышение эффективности деятельности органов отраслевого сотрудничества в инновационной сфере (создание Координационного Совета руководителей органов по науке и инновациям России, Белоруссии и Казахстана);

- практическое применение сформированной за время существования СНГ нормативно-правовой базы и разработка новых законодательных актов, стимулирующих развитие национальных экономик (Россия, Белоруссия и Казахстан) на инновационной основе;

- создание механизмов финансирования межгосударственных инновационных программ и проектов.

Решение поставленных задач должно обеспечить повышение глобальной конкурентоспособности национальных экономик стан Содружества (Россия, Белоруссия и Казахстан), эффективность производства в Содружестве наукоемких, инновационных товаров и услуг, повышение качества жизни населения государств-участников Содружестве с приближением к социальным стандартам развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.