Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФИЛОЛОГОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФИЛОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
филологическая образования / учитель / лингвистика / теория коммуникации / социолингвистика / психолингвистика. / philological education / teacher / linguistics / communication theory / sociolinguistics / psycholinguistics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуринисо Шараповна Усмонова, Шахризод Нурмахамадовна Ганиева

Роль филологического образования, обеспечивающего успешную коммуникацию всех членов социума, объективно возрастает с развитием прикладных отраслей гуманитарного знания, непосредственно связанных с формированием духовного и культурного мира современного человека, его индивидуальности и творческого потенциала. Однако сегодня в силу сложившихся в стране социально-экономических обстоятельств неизбежно возникает вопрос: как сохранить привлекательность высшего филологического образования в глазах абитуриентов, их родителей, которые зачастую самостоятельно определяют выбор профессии своего ребенка, и работодателей, не поступаясь при этом теми основе полагающими принципами, без следования которым невозможна подготовка высоко квалифицированного филолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуринисо Шараповна Усмонова, Шахризод Нурмахамадовна Ганиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR TRAINING HIGHLY QUALIFIED PHILOLOGISTS

The role of philological education, which ensures successful communication of all members of society, objectively increases with the development of applied branches of humanitarian knowledge, directly related to the formation of the spiritual and cultural world of modern man, his individuality and creative potential. However, today, due to the socio-economic circumstances prevailing in the country, the question inevitably arises: how to preserve the attractiveness of higher philological education in the eyes of applicants, their parents, who often independently determine the choice of their child's profession, and employers, following which it is impossible to train a highly qualified philologist.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФИЛОЛОГОВ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

ФИЛОЛОГОВ

Роль филологического образования, обеспечивающего успешную коммуникацию всех членов социума, объективно возрастает с развитием прикладных отраслей гуманитарного знания, непосредственно связанных с формированием духовного и культурного мира современного человека, его индивидуальности и творческого потенциала. Однако сегодня в силу сложившихся в стране социально-экономических обстоятельств неизбежно возникает вопрос: как сохранить привлекательность высшего филологического образования в глазах абитуриентов, их родителей, которые зачастую самостоятельно определяют выбор профессии своего ребенка, и работодателей, не поступаясь при этом теми основе полагающими принципами, без следования которым невозможна подготовка высоко квалифицированного филолога.

Ключевые слова: филологическая образования, учитель, лингвистика, теория коммуникации, социолингвистика, психолингвистика.

PROSPECTS FOR TRAINING HIGHLY QUALIFIED PHILOLOGISTS

Annotation: The role of philological education, which ensures successful communication of all members of society, objectively increases with the development of applied branches of humanitarian knowledge, directly related to the formation of the spiritual and cultural world of modern man, his individuality and creative potential. However, today, due to the socio-economic circumstances prevailing in the country, the question inevitably arises: how to preserve the attractiveness of higher philological education in the eyes of applicants, their parents, who often independently determine the choice of their child's profession, and employers, following which it is impossible to train a highly qualified philologist.

Key words: philological education, teacher, linguistics, communication theory, sociolinguistics, psycholinguistics.

Хуринисо Шараповна Усмонова

доктор филологических наук, Наманганский государственный университет

Шахризод Нурмахамадовна Ганиева

Преподаватель Ферганского филиала

Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми

АННОТАЦИЯ

Введение

Полагаем, что низкий престиж филологического образования в определенной степени неизбежно возникает лишь преузком понимании сферы профессионального применения филолога (учитель, сотрудник бюджетной организации в сфере науки, образования, культуры). В противовес этому широкое понимание поля деятельности выпускника филологического факультета в современной ситуации чрезвычайно выгодно и, безусловно, приоритетно.

Практика показывает, что филолог (как, впрочем, и любой выпускник классического университета) в состоянии найти себя во многих областях деятельности, в том числе и самых престижных. Выпускники НамДУ специальности «Филология» работают в многочисленных коммерческих фирмах, находят работу в банках, рекламе, сфере управления, издательском деле. Более того, в большинстве случаев шансы филолога на успешную работу в этих областях оказываются выше, чем у выпускников специализированных вузов, в которых вырабатываются преимущественно прикладные умения и навыки, необходимые для практической работы дело производителя, пиарщика, редактора. При обучении на специальности «Филология» обучающийся приобретает прежде всего обширные не только фундаментальные, но и фоновые знания - от теоретических постулатов, методологических принципов науки и информации о культурных достижениях человечества до практического лингвистического материала и корпуса художественных произведений от античности до наших дней. Однако несколько одновременно изучаемых языков, многостраничные списки монографий, научных статей и литературных произведений, предназначенных для обязательного освоения, способны вызвать отторжение у сегодняшних студентов, к сожалению, не приученных к регулярному чтению и - по большому счету - к самостоятельному интеллектуальному труду. Необходимо честно признать, что в нынешних программах дисциплин и списках литературы содержится порой и немало избыточного материала. Долг преподавателя - совершенствовать эти программы и соизмерять свои требования как с силами студентов, так и с реальными потребностями современной жизни. В каждой отрасли знания, и филология не является исключением, накоплено сегодня столько информации, что принципиально возможно лишь ее выборочное усвоение отдельным человеком. Суть обучения в связи с этим сводится преимущественно к выработке навыков поиска и получения нужных сведений, их структурирования и применения. Именно фундаментальные знания формируют в университетском студенте-филологе способность к самостоятельным суждениям, позволяют ему создавать собственные научные работы и вырабатывать новые практические умения в изменяющихся обстоятельствах. Недаром и ранее, и теперь считается, что лучшие

учителя выходят из классического университета, потому что знают не только то, как методически правильно изложить учебный материал, но и могут заинтересовать школьника, научить его извлекать необходимую информацию. Лучшие редакторы также получаются из филологов, поскольку они имеют широкий кругозор, получая в ходе обучения представление о культуре и литературе разных эпох и регионов, умея сопоставлять факты истории и современные закономерности разных языков. У выпускников специальности «Филология» в идеале должна присутствовать вечная настроенность на поиск нового знания, нового применения собственных талантов, критичность в восприятии окружающего мира и стремление организовать вокруг себя наилучшим образом профессиональную и общественную среду.

Анализ литературы и методология

Таким образом, филология благодаря своей широте, сочетающейся естественным образом с профессиональной глубиной, может быть интерпретирована как своеобразный стержень, основа для многих сфер прикладной деятельности. Блестящий русский ученый С.С. Аверинцев определяет филологию как «содружество гуманитарных дисциплин-языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных текстов» [1, с. 544]. При заострении практического аспекта в современных условиях, наверное, можно согласиться с тем, что филологов обучают главным образом созданию, интерпретации и распространению различных типов текстов, то есть осуществлению коммуникации, как межличностной, так и массовой. Именно в этом и должна заключаться специфика филологического образования.

Обучение созданию текстов означает выработку у студентов умений продуцировать самостоятельные, обладающие смысловой, эстетической ценностью словесные конструкты, спектр которых весьма разнообразен. Вершиной его являются научные труды различного уровня - от студенческих курсовых работ до кандидатских и докторских диссертаций. Применительно к профессиональной реализации в сфере среднего и высшего образования разнообразие текстов колеблется от планов уроков и лекций до учебных пособий и учебников, программ дисциплин и методических разработок. При еще более развернутом понимании профессиональной подготовки филолога в эту совокупность текстов включаются аналитические обзоры, деловая документация, публицистика и даже написание художественных текстов разной направленности.

К созданию текста примыкает доработка и обработка конструктов, вырабатываемых другими людьми, то есть редактирование и корректура различной печатной продукции, текстов для СМИ, составление словарей и

энциклопедий, литературная обработка архивных материалов, помощь в написании и подготовке к изданию различных воспоминаний и т. п. Но здесь следует с сожалением констатировать следующее. Если интерпретации текстов учат, как правило, на высоком профессиональном уровне, хотя нередко и излишне традиционно, без учета новейших подходов и методик, то созданию словесных конструктов, за исключением, пожалуй, научных, обучают совершенно недостаточно. В итоге к выпуску большинство студентов успевают растерять полученные в школе навыки написания различных видов публицистических работ, навыков написания официально деловых текстов они вообще не получают: по умолчанию подразумевается, что эти типы текстов филолог научится создавать самостоятельно. А ведь известно, что официально-деловые и публицистические тексты требуют не меньших знаний, навыков и практических усилий, чем научные тексты. И для их создания студент обязан освоить целый ряд специальных дисциплин, которые не находят отражения в учебных планах филологов, присутствуя в программах других специальностей: «Практическая стилистика», «Литературное редактирование», «Документная лингвистика» и пр. Наверное, в соответствии с требованиями времени необходимо обучать филологов и таким дисциплинам, как текстология, коммуникативная грамматика, прагма лингвистика, теория коммуникации, социолингвистика, психолингвистика, а не успокаивать себя, что с хорошим фундаментальным образованием наш выпускник и самостоятельно как нибудь найдет хорошую высокооплачиваемую работу. Возвращаясь к анализу сфер применения современного филолога, обнаруживаем, что под интерпретацией текстов максимально широко следует понимать раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, культурой и всем ходом развития человеческой цивилизации. Прежде всего в понятие интерпретации входит анализ литературного произведения, преследующий различные цели: для нужд науки и преподавания вплоть до повышения культурного уровня людей; для создания на базе интерпретируемого текста новых текстов; для распространения и обмена информацией между различными сообществами. Однако филолог должен быть способен и к интерпретации не только литературных, но и научных, деловых, публицистических, фольклорных текстов, включая памятники письменности. Познание через тексты закономерностей развития культуры и цивилизации в целом позволяет студенту судить о ее перспективах, что делает выпускников хорошими аналитиками, советниками и консультантами. К интерпретации текстов близки аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений, а также иные способы осуществления коммуникации представителей разных культур. Вот почему студентов необходимо готовить к осуществлению различного рода коммуникативных

процессов, связанных «с получением, организацией, переработкой, хранением, трансформацией и передачей информации» [10, с. 19]. У филологов практическое владение языком должно быть подкреплено не только пониманием его структуры, но и широким культурным фоном. Поэтому он способен внятно изложить самую разную проблематику, адекватно воспроизвести метафору или игру слов и не ошибиться в передаче цитат. Существенным для профессионального роста оказывается и присущее хорошо подготовленному филологу ораторское искусство, умение спланировать публичное выступление, повлиять на позицию слушателей, что не в последнюю очередь делает из филологов неплохих политиков. Анализ лингвистического материала, изучение языковых явлений наших дней и минувших эпох позволяет филологам не только пополнять человеческие знания о прошлом, но и постигать сегодняшние процессы развития языка, а тем самым влиять на эволюцию духовной культуры человечества. Этому способствует и имеющаяся у филолога возможность осмысления с помощью обретенной им профессиональной методологии устных и письменных текстов с древнейших времен до наших дней, - с выработкой соответствующих рекомендаций как для современников, таки для потомков. И хотя обучиться всему этому можно на других факультетах и в других вузах, но в столь полной совокупности различных методик, в таком богатом разнообразии умений и навыков, с такой глубиной и широтой фоновых знаний освоить обращение с текстом возможно только при получении филологического образования в классическом университете.

В условиях реформ современного образовательного пространства и в свете реализации требований Болонского процесса подготовка специалистов в области отечественной филологии должна быть ориентирована прежде всего на соответствие запросам рынка труда. В связи с этим необходимо обновление образовательных схем и стандартов, ориентированных на качественную подготовку студентов. Именно данным условием обусловлены изменения в документах, регулирующих пути и способы организации университетского филологического образования в период перехода на разно уровневую систему подготовки специалистов.

Можно согласиться с утверждением, что сейчас филология находится в довольно сложном положении, но из этого вовсе не следует, что данная отрасль науки теряет свою актуальность. Во многом данный тезис объясняется попытками представить филологию исключительно наукой, занимающейся историческими аспектами языка, текстологией, литературоведческими размышлениями и пр., что не имеет отношения к прикладной сфере деятельности. Однако любая наука объединяет не только теоретические аспекты, но и возможности их применения. И филология не является исключением в этом отношении, поскольку в ней

сочетаются теоретические и практические аспекты изучения языка и литературы во всех их проявлениях. Тем более значимой в связи с этим представляется задача нахождения взаимодействия научно-педагогического сообщества с работодателями, представляющими рынок труда. Консолидация усилий высшей школы с отечественным предпринимательством должна привести к доступной, качественной и конкурентоспособной образовательной системе, в том числе и в филологическом обучении.

Издавна сложилось, что для филологов основным и приоритетным работодателем являются органы управления образованием, с которыми как с потребителями, заинтересованными в качественной «продукции» вузов, необходимо разработать подробные анкеты, призванные определить набор требований к выпускникам, подготовленным для той или иной сферы деятельности. При этом необходимо учитывать, как профессиональные умения и навыки студентов, так и кругозор, способности к творчеству, самостоятельность в принятии решений и другие необходимые в практической работе качества. После этого по результатам анкетирования составляется перечень компетенций, предполагаемых выпускников.

Понятие компетенция, все увереннее входящее сегодня в образовательный процесс, в европейском проекте TUNING состоит из следующих компонентов: «знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственности), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [2]. Иначе говоря, «компетенция или компетентность есть некоторое интегративное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, ценностные и практические аспекты, которое проявляется в успешных действиях в какой-либо области».

В соответствии с установленным набором компетенций выпускников разрабатываются образовательные программы и Государственные образовательные стандарты третьего поколения по соответствующим направлениям. Программы и стандарты выстраиваются на основе модулей (групп предметов и практик), каждый из которых отвечает за формирование тех или иных компетенций. Модульная структура стандарта призвана помочь составлению на его основе различных по содержанию образовательных программ и учебных планов, что даст возможность студенту самостоятельно выстраивать необходимую ему образовательную траекторию.

Компетентностный подход к созданию образовательных программ предполагает, что о результатах обучения будут судить не только по набору и объему дисциплин, освоенных студентом за период подготовки, но прежде всего по его знаниям и практическим умениям как на выходе из вуза, в процессе государственной аттестации, так и при текущих экзаменах и зачетах. В идеале необходимо разработать такую гибкую систему компетенций, чтобы можно было определить их формирование по мере освоения каждой из дисциплин учебного плана. Разумеется, в процессе обучения студент должен приобрести не только профессиональные (специальные) компетенции, но и шире- инструментальные, межличностные, системные и др., призванные помочь ему сориентироваться на рынке труда [2].

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть компетентности подход на примере ПООП подготовки бакалавра филологии. Данная программа является образовательной программой первого уровня высшего профессионального образования. Нормативный срок освоения при очной форме обучения - 4 (четыре) года, квалификация (степень) выпускника - бакалавр филологии.

В соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавра филологии [научно-исследовательская - в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; производственно-прикладная - в образовательных учреждениях, переводческих бюро, средствах массовой информации и издательствах, учреждениях образования, культуры, управления, юридической экспертизы, в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; проектная деятельность - в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книга издательской, мас смедийной и коммуникативной сферах (осуществляется выпускниками-филологами, обладающими творческими способностями к разработке и реализации соответствующих проектов); организационно-управленческая - во всех вышеперечисленных сферах] выделяются профессиональные задачи для профилизации «Отечественная филология».

Выводы

Располагая богатыми традициями, филология оперативно реагирует на новые направления, которые неизбежно появляются в связи с общим развитием науки, расширяя филологические границы и обогащая методологический аппарат науки о слове. Объединение усилий представителей разных наук позволяет поднять филологическое образование на качественно новый уровень, развить знания о природе языковых явлений и возможностях использования языка в

современных условиях. Важно при этом учитывать исторические аспекты, культурные и литературные традиции, социальные факторы, влияющие на существование и функционирование языка. Филология - наука динамичная, имеющая все предпосылки к постоянному развитию. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на два момента. Во-первых, в целях привлекательности филологии и «выживаемости» в условиях современного общества необходимо, на наш взгляд, сосредоточить внимание на производственно-прикладной сфере деятельности, расширяя предлагаемый студентам цикл дисциплин практического характера, а во-вторых, рассмотреть вопрос о развитии такого перспективного на правления, как эко лингвистика, предметом которой является взаимодействие между языком, человеком как языковой личностью и его окружающей средой [3]. Главный объект исследования эко лингвистики - языковые процессы и их взаимодействие, приводящее к изменению элементов языковой системы.

Таким образом, перспективы перед нынешним филологическим образованием достаточно открыты. Конечно, далеко не все грядущие перемены будут однозначно восприняты научно-преподавательской общественностью. Но в любом случае нам придется осознать необходимость перестройки филологического образования и предпринять совместные действия для придания ему современного имиджа.

REFERENCES

1. Аверинцев, С. С. Филология/ С. С. Аверинцев//Лингвистический энциклопедический словарь /гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.:Сов. энцикл.,1990. -685с.

2. Усмонова Х.Ш., Ганиева Ш.Н. Педагог ёш калбларнинг меъмори. Марказий Осиё ижтимоий тадкикотлар журнали, 2021, 2(3), 56-60 б, https: //doi.org/10.37547/i cass/volume02issue03 -a9

3. Усмонова Х.Ш., Ганиева Ш.Н. Булажак педагогларда касбий компитентликни ривожлантириш усуллари. Academic research in educational sciences, 2021, Volume 2, Issue 7, 140-143 p. https://doi.org/10.24.412/2181-1385-2021-7-140-143

4. Каримов, У. У. (2017). РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. In Перспективные информационные технологии (ПИТ 2017) (pp. 1189-1192).

5. Каримов, У. (2017). ИНФОКОМТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ. In Перспективные информационные технологии (ПИТ 2017) (pp. 1160-1163).

6. Каримов, У., Хакимова, Д., & Тулкинов, З. (2018). ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Теория и практика современной науки, (10), 193-195.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

7. Каримов, У., & Каримова, Г. (2018). ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. In Перспективные информационные технологии (ПИТ 2018) (pp. 1368-1372).

8. Yuldashev, F., & Yuldasheva, N. (2019). THE ROLE OF COMMUNICATION SKILLS AND IMPROVING THESE SKILLS IN TEACHING. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(2), 262-266.

9. B.Ziyomuhammadov. Pedagogy. Study guide. Tashkent, 2006.

10. Umaralievich, K. U. SPIRITUAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES ON THE BASIS OF CULTURAL AND HUMANISTIC APPROACH.

11. Рафикова, Д. К., & Каримова, Г. Й. (2020). ЁШЛАРНИ ИЖТИМОИЙ ФАОЛЛИГИНИ ОШИРИШДА ^АДРИЯТЛАРНИНГ АХАМИЯТИ.

ПЕРЕКРЁСТОК КУЛЬТУРЫ, 2(1).

12. Каримова, Г. Й. (2018). РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Теория и практика современной науки, (2), 161-163.

13. National Idea: Propaganda Technologies and Glossary of Terms (Team of Authors). Tashkent, 2007.

14. Development strategy of Uzbekistan. Civil Society (Methodological Manual). Tashkent, 2019.

15. Ganiyeva Sh.N., Bazarbayev M.R. INTELLECTUAL PROPERTY OF EDUCATION USE. Scientific Bulletin of Namangan State University, 2019, 1/5, 433436 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.