68
Н. Г. Бабенко
главных задач таких учебных дисциплин, как «Стилистика», «Лингвистика текста», «Филологический анализ художественного текста».
Г. О. Винокур в своей и сегодня актуальной работе «Культура чтения», перечисляя такие приемы и средства организации чтения, как пометки и записи по ходу чтения, наведение различных справок по неясностям текста, писал об интересующей нас проблеме: «В зависимости от того, что мы читаем и с какими целями, мы пользуемся различными читательскими приемами истолкования и критического освещения данного текста. <...> Культура чтения и есть проблема сознательного и целесообразного применения этих приемов» [5, с. 88]. К сказанному Г. О. Винокуром следует добавить: понимание, аргументированная интерпретация содержания объективно «трудных» постмодернистских художественных текстов возможны только при четкой профессиональной мотивации и при сформированном навыке терпеливого, пристального, тщательного, не столько оценочного, сколько изучающего чтения. Успех такого чтения может и должен быть обеспечен многоаспектной и системной как теоретической, так и практической филологической «предподготовкой».
Список литературы
1. Дранов А. В. Конкретизация / / Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. М., 1996.
2. Гумилев Н. С. Читатель // Гумилев Н. С. Собр. соч.: В 4 т. М., 1991. Т. 4.
3. Усманова А. Р. Гиперинтерпретация // Постмодернизм: энциклопедия. Минск, 2001.
4. Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Васильева А. А., Карпенко С. М., Орлова О. В., Сыпченко С. В., Тюрина Р. Я. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001.
5. Винокур Г. О. Культура чтения // Винокур Г. О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. С. 81 — 93.
Об авторе
Н. Г. Бабенко — канд. филол. наук, доц., РГУ им. И. Канта, banagr@rambler.ru.
УДК 378
Т. Ф. Кузенная
ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С позиций современных представлений о фундаментализа-ции высшего образования рассматривается целевая направленность фундаментализации высшего филологического образования, связанная с развитием культуры профессионального мышления и духовной культуры филолога.
The aim of the fundamental nature of the higher philological education connected with the development of professional thinking culture of philologist is considered in terms of modern understanding of fundamental nature of higher education.
Современное состояние профессионального филологического образования характеризуется рядом тенденций: во-первых, тенденцией расширения функционального поля языка не только как важнейшего средства человеческого общения, но и как феномена национальной духовной культуры, в котором отражаются коллективные духовные ценности, национальный менталитет; во-вторых, тенденцией интеграции филологических знаний в конкретной языковой ситуации, обусловленной единым для филолога-лингвиста и филолога-литературоведа исходным объектом профессиональной деятельности — текстом. Ведущей тенденцией высшего филологического образования является фундаментализация, связанная с необходимостью качественного изменения профессионального мышления филолога, формирования у будущих специалистов целостной научной картины мира на основе важнейших теоретико-методологических знаний.
Фундаментализация, в свою очередь, характеризуется несколькими направлениями, представленными на разных уровнях: методологическом, методическом, практическом, целевом, связанном с развитием культуры профессионального филологического мышления и духовной культуры специалиста [3, с. 68]. Для того чтобы выявить сущность профессионального мышления филолога, необходимо получить ответы на следующие вопросы: что представляет собой филология как область гуманитарного знания? Что представляет собой специалист по филологии и в каких профессиональных сферах он реализует свою нрофес-сиональную подготовку? Какова профессиональная филологическая реальность как объект и предмет его профессиональной деятельности?
Согласно словарю русского языка, филолог — это специалист по филологии; филология понимается либо как совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные тексты и на основе их языкового, содержательного и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества, либо как комплекс научных дисциплин, изучающих духовную культуру человека посредством анализа его языка и созданных с его помощью текстов. Несмотря на распространенность, дефиниции «филология», «филологическое образование» остаются все еще не определенными, единственного определения филологии нет даже в специально посвященных этой теме работах Г. О. Винокура, с чьим именем связывается первая (1925) попытка преподавания филологии как учебного курса. Г. О. Винокур, рассуждая о сущности филологической работы, называл филолога лучшим из читателей: лучшим комментатором и критиком. Основная его обязанность именно в том и состоит, чтобы понимать решительно все. Современные исследователи во многом опираются на понимание филологии Г. О. Винокуром. С. И. Гиндин считает: «Филология оказывается не столько отдельной областью или разновидностью деятельности, сколь-
69
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 66-71.
70
ко особым навыком, умением, обладание которым переводит общечеловеческое занятие — чтение текстов — на качественно иную ступень, придавая ему профессиональный характер» [2, с. 6].
Эта область знаний, отмечает С. С. Аверинцев, «продолжает жить не как партикулярная «наука», по своему предмету отграниченная от истории, языкознания и литературоведения, а как научный принцип, как самозаконная форма знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему». Филологию мы будем понимать, вслед за С. С. Аверинцевым, как «службу понимания», которая «вбирает в свой кругозор всю широту и глубину человеческого бытия и прежде всего бытия духовного», помогает выполнению одной из главных человеческих задач — понять другого человека (другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собственных эмоций» [1, с. 545]. Таким образом, филология как наука имеет три основные задачи: 1) установить правильный текст (она является основной; этот раздел филологии называется текстологией); 2) понять его, собрав для этого все необходимые сведения; 3) на основе понятого дать характеристику духовной культуры человека, культуры человеческой общности, исторической эпохи посредством создания нового «текста о тексте».
Что представляет собой филолог как специалист? Описание профессий высшего профессионального образования трактует общую характеристику профессии «филолог» в двух специализациях: литературоведение и языкознание. Предмет исследования литературоведов — литературный процесс (обычно определенного периода и региона, например «Русская литература XIX века»), творчество отдельных писателей, поэтов и драматургов, их произведения, а также устное народное творчество. Цель литературоведа — рациональное толкование иррационального литературного творчества, бережное сохранение литературного наследия. Предмет исследования языковедов (лингвистов) — процессы становления и развития языка, устной и письменной речи, отдельных говоров, диалектов, жаргонов. Язык — носитель опыта народа, и цель лингвиста — расшифровка, прояснение и оживление этого опыта. Возможные места работы: научно-исследовательские институты, вузы, издательства, редакции, научные библиотеки.
Специфическая особенность конкретного вида профессионального мышления того или иного специалиста определяется не столько характером профессиональных задач, сколько сущностью предметной реальности, с которой «работает» специалист, выступающей предметом мышления и продуктом труда. У филолога это область знаково-символических явлений и область мира художественных и эстетических объектов. Что конкретно выступает для филолога объектом и предметом его профессиональной деятельности? Как уже было отмечено выше, традиционно в качестве предмета филологического труда исследователи указывают на текст. Соглашаясь с данным подходом, отметим, что при этом совершенно недостаточное внимание уделяется объекту филологического труда — духовной культуре человека, общества, исторической эпохи. Действительно, ради чего филолог призван понять, про-
яснить текст? Если объединить все целевые установки для филолога в названных выше методологических подходах к описанию филологии, пониманию специфики его труда, то можно получить следующие ориентиры — понять духовную культуру человека, человеческой общности, исторической эпохи. Следовательно, филолог — это специалист, который в своей профессиональной деятельности имеет ее объединенные области: «человек — знаковая система» и «человек — художественный образ». Именно такой трактовки филологической профессиональной реальности мы и будем придерживаться.
Идея единства филологии устойчива потому, что все филологические науки имеют один исходный объект исследования — литературный текст, произведение словесности. Разумеется, этот объект будет и в дальнейшем изучаться с разных сторон и в разных направлениях, и различные филологические науки будут развиваться своими путями. Однако основой этих наук всегда будет оставаться понимание и толкование текста. Поэтому филология выступает не только как совокупность (содружество) наук, но и как «искусство понимания» сказанного и написанного. Ясно, что понимание текста требует, с одной стороны, его всестороннего исследования (отсюда разделение филологических наук), а с другой стороны, объединения полученных значений в одно целое (отсюда тенденция к сближению филологических наук). Поэтому текст в качестве объекта изучения выступает не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая. Таким образом, предмет филологии можно определить как изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания.
Прежде чем говорить о развитии культуры профессионального мышления филолога, необходимо рассмотреть объект и предмет его профессиональной деятельности как отражение предметно-профессиональной реальности. Как уже было сказано выше, филолог изучает тексты и на основе языкового, содержательного и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры. В связи с этим необходимо выяснить, что представляют собой тексты и отражаемая в них духовная культура человека и общества. Начнем с последней позиции, так как считаем тексты вторичными по отношению к духовной культуре человека и общества.
Что понимается под духовной культурой общества? Самое короткое и одновременно самое широкое определение понятия «культура» предложил американский культурантрополог М. Херсковиц, по мнению которого, культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми. Культура — это то, что не есть природа. При таком понимании культуры подчеркивается ее многоаспектность, полная невозможность перечислить все элементы и отделить культуру материальную от духовной.
В ответе на вопрос «Что есть духовная культура общества?» современные философские и социологические концепции чаще всего оперируют понятием репрезентативной культуры (Л. Г. Ионин, Ф. Тенбрук).
71
72
Культура является общественным фактом постольку, поскольку репрезентативна, то есть воспроизводит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием. Репрезентативная культура представляет в сознании членов общества все или любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов, а само общество существует только в культурной репрезентации. Следовательно, духовная культура общества на каком-либо историческом этапе его развития, отраженная в исследуемых памятниках культуры (текстах) как объектах профессиональной деятельности филолога, представляет собой совокупность представлений, идей и убеждений, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.
В связи с полученным выводом с точки зрения понимания цели фундаментализации высшего филологического образования — развития культуры профессионального мышления филолога и его духовной культуры — важным представляется научить студентов-филологов определять характерные для анализируемой культурно-исторической эпохи и значимые для социального поведения членов данного общества традиционные ценности и нормы, отраженные в конкретных письменных памятниках.
Какие ценности составляют духовную культуру личности? Мы предполагаем, что духовная культура человека, проявляясь в организации собственной жизни, в состоянии постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем, наиболее полно концентрируется в человеческом опыте. В свою очередь опыт духовной жизни наиболее полно находит свое отражение в концептосфере русского языка, отражающей духовное богатство народа. Культурные концепты, в отличие от понятий, не только мыслятся, но и переживаются. Они являются предметом эмоций, симпатий, антипатий, споров и столкновений. Под концептом понимается прежде всего «пучок», своего рода «веер» различных представлений, переживаний, ассоциаций, воспоминаний и знаний, которые сопровождают то или иное понятие в сознании человека.
Концепт, в понимании Ю. С. Степанова, — это «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [4, с. 43]. Концепт — это то, в виде чего культура, знание, опыт входят в духовный мир человека. С другой стороны, это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. Богатство языка определяется не только и не столько богатством словарного запаса, сколько богатством концептуальной сферы. Концепт рождается и развивается при встрече, столкновении словарного значения с личным, индивидуальным и коллективным опытом человека. Чем беднее культурный и эмоциональный опыт человека, тем беднее его концептосфера и, соответственно, тем менее он способен к подлинно диалогическому общению, основанному на активно-ответном понимании. Концепты не только предвосхищают возможные в данном контексте значения, но и вызывают отклики в предше-
ствующем языковом опыте человека. Иными словами, концепты пробуждают способность к внутреннему диалогу в душе самого человека. Русские культурные концепты (простор, воля, правда, совесть, тоска, грусть, удаль, вера, любовь) концентрируют в себе глубокий и неоднозначный смысл, но благодаря особой «эмоциональной ауре» помогают осознать человеческую и культурную общность. По мнению Д. С. Лихачева, русский язык много потерял в сфере концептов и оценок в результате отмены изучения церковнославянского языка и богослужебных текстов, так как церковнославянские слова были для русских людей постоянным источником обогащения концептосферы.
Таким образом, филолог, исследуя памятник письменности как элемент духовной культуры человека, общества, исторической эпохи по символам-концептам, «культурным маркерам», должен научиться опознавать в этом тексте характерный для данной общности человеческий опыт, фиксирующий отношение людей к духовным ценностям, и создавать целостный образ духовной культуры данного общества.
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.
2. Гиндин С. И. Введение в общую филологию: Учебная программа. М., 1998.
3. Кузенная Т. Ф. Направления фундаментализации высшего филологического образования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 4: Сер. Педагогические и психологические науки. Калининград, 2007. С. 66-69.
4. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
Об авторе
Т. Ф. Кузенная — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.
73
УДК 378:792.8
А. В. Фомкин
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИКА ХОРЕОГРАФИИ»
В ГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Освещаются отдельные результаты научных исследований по проблеме разработки государственных образовательных стандартов третьего поколения в области хореографического искусства в свете требований Болонской декларации.
In this article I gave the most significant results of the scientific research about the problem of corresponding the development of State