Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
Выводы: проведена сравнительная характеристика типов утопления, определены феноти-пические несоответствия с представленной для экспертизы маской вне зависимости от типа утопления. Доказана невозможность наступления смерти человека, с которого была снята маска, от утопления. Литература
1. Руководство по судебной медицине. Под ред. В.В. Томилина, Г.А. Пашиняна. — М. Медицина, 2001. 576 с.
2. Марченко М.И., Кононенко В.И. Практическое руководство по судебной энтомологии. Под ред. А.Ф. Рубежанского. — Харьков, 1991. 67 с.
3. Тагаев Н.Н. Судебная медицина. — Харьков. «Факт», 2003. 1268 с.
перспективы оптимизации образовательного процесса путем внедрения инструментов бережливого производства
Лисовская Е. О., Лисица И. А.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Лисовская Евгения Олеговна — студентка 1 курса, педиатрический факультет. E-mail: eva.lis.2001@bk.ru
Ключевые слова: бережливые технологии, бережливая кафедра, оптимизация.
Актуальность: современные тенденции здравоохранения направлены на удовлетворение потребностей пациента. При наличии кадровых проблем, уровне материально-технического оснащения медицинских организаций это становится возможным при использовании инструментов бережливого производства (БП) [1]. Обучение методам бережливых технологий (БТ) требует пересмотра методологии образовательного процесса.
Цели исследования: оценить перспективы внедрения БТ в образовательный процесс.
Материалы и методы: проведен анализ научных публикаций в базах PubMed, E-library.ru, Cyberleninka, а также анализ литературных источников «вручную». Глубина поиска составила 5 лет, с 2014 по 2019 года. Изучены история развития и внедрения БТ в промышленность, медицину, образование; инструменты БТ. Критерии включения: статьи об инструментах БТ, отчеты о реализации проектов по улучшениям в БП.
Результаты: в ходе исследования выявлено, что факторы и инструменты БТ в образовательном процессе принципиально неотличимы от факторов БТ, используемых в медицине. На основании анализа литературы, выделены основные виды потерь (муды) в образовательном процессе: перепроизводство, ожидание, избыточные запасы, лишние обработка и транспортировка, лишние перемещения, дефекты, нерациональный менеджмент ресурсов [2]. Основными причинами появления потерь в образовании являются: устаревшие или малоинформативные учебно-методические материалы, нерациональная расстановка мебели, нехватка или переизбыток расходного материала при выполнении практических работ, отсутствие маркировки, опоздание студентов и преподавателей, отсутствие у студентов мотивации к обучению, отсутствие оценки результативности обучения).
Для выявления проблем с навигацией и расстановкой мебели предложены инструменты БТ: система «5С», «Анализ узких мест» (Bottleneck analisis), картирование процессов («VSM» — Value Stream Mapping), методика «Спагетти». Проблемы с расходным материалом возможно разрешить, используя систему пополнения запасов «Канбан», при пополнении запасов «точно в срок» (Just in time). Мотивирование обучающихся возможно при приближении теоретического материала к практической деятельности (методика «Gemba»). Повышения результативности возможно добиться при использовании инструментов «Visual Factory» (Визуализация производства), «SMED» (Быстрая переналадка оборудования), а также создания стандартизирован-
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
issn 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 747
ных алгоритмов обучения и его результативности [3]. Стандартизации учебного процесса способствует методика «Poka Yoke» (Защита от ошибки), когда обучающемуся предоставляется структурированный алгоритм выполнения мануального или нетехнического навыка и оценочный лист.
Выводы: изучен опыт внедрения инструментов БТ в образовательный процесс, выявлены его преимущества по сравнению с традиционной системой обучения. Оптимизация организации учебного процесса возможна при соблюдении условий БП. Литература
1. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. и соавт. Освоение инструментов бережливых технологий в симулированных условиях. М.: Виртуальные технологии в медицине. — 2019. 2(22). С. 59.
2. Вэйдер М.Т. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / Пер. с англ. А. Баранова, Э. Башкардина. М.: Альпина Паблишер, 2012. — 125 с.
3. ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы инструменты» (Утвержден Приказом Минфпромторга РФ от 27.05.2015 г. № 448-ст).
пищевое поведение, физическая активность студентов первого курса педиатрического факультета спбгпму
Москвина А. Р.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Завьялова Анна Никитична Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Москвина Анастасия Руслановна — студентка 1 курса Педиатрического факультета. E-mail: moskvinaanastasia7@gmail.com
Ключевые слова: пищевое поведение, физическая активность, студенты.
Актуальность: численность людей с избыточным весом за последнее время выросла. Стремясь к идеалу, молодежь обращает внимание на свои параметры и внешность, что приводит к пищевым девиациям и психоэмоциональным отклонениям.
Цель исследования: выявить признаки ограничительного, эмоциогенного и экстернально-го пищевого поведения (ПП), оценить уровень физической активности (ФА) студентов 1 курса Материалы и методы: проанкетированы 30 человек от 17 до 19, средний возраст 18 лет, Ж 25, М 5 человек, что соответствует гендерному составу педиатрического ВУЗа. Использованы 1. опросник ПП (EAT-26), 2. Голландский опросник ПП, 3. опросник для оценки уровня ФА, 4. опросник для определения ФА (IPAQ).
Результаты: 1) EAT-26 самый распространенный скрининг расстройств ПП: абнормальные симптомы ПП, относящиеся к когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферам. Высокий балл — означает высокую вероятность анорексии, булимии, выявляет «группу риска», нуждающуюся в консультации специалиста в области психического здоровья. 33,2% (Ж 26,6%, М 6,6%) вошли в шкалу булимии и пищевой озабоченности, а две девушки набрали самый большой балл по шкале булимии: 30 и 40. 2) Голландский опросник шкалы ограничительного, эмоциогенного, экстернального ПП соответствуют 2,86; 2,36; 3,33. Все три составляющие повышены. При этом колебания уровня ограничительного ПП наблюдается в пределах от 1 до 4,5; уровня эмоциогенного ПП от 1 до 4,8 и неэффективного ограничительного ПП от 1,7 до 4. 3) Опросник для оценки уровня ФА в зависимости от мотивации. В исследуемой группе выяснилось, что 80 процентов студентов первого курса проявляют попытки в сторону ФА: . Они пытаются или уже занимаются интенсивной или умеренной ФА, но не регулярно.13% людей занимаются ФА 3 и более раз в неделю последние 5-6 месяцев. Другие 6,66% не занимаются ФА и ближайшие 6 месяцев не собираются начать. 4) Опросник для определения ФА хорош в эпидемиологических исследованиях
forcipe
том 3 спецвыпуск 2020
elssn 2658-4182