Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЕРЕЖЛИВАЯ КАФЕДРА / ОПТИМИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Выводы: проведена сравнительная характеристика типов утопления, определены феноти-пические несоответствия с представленной для экспертизы маской вне зависимости от типа утопления. Доказана невозможность наступления смерти человека, с которого была снята маска, от утопления. Литература

1. Руководство по судебной медицине. Под ред. В.В. Томилина, Г.А. Пашиняна. — М. Медицина, 2001. 576 с.

2. Марченко М.И., Кононенко В.И. Практическое руководство по судебной энтомологии. Под ред. А.Ф. Рубежанского. — Харьков, 1991. 67 с.

3. Тагаев Н.Н. Судебная медицина. — Харьков. «Факт», 2003. 1268 с.

перспективы оптимизации образовательного процесса путем внедрения инструментов бережливого производства

Лисовская Е. О., Лисица И. А.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Лисовская Евгения Олеговна — студентка 1 курса, педиатрический факультет. E-mail: eva.lis.2001@bk.ru

Ключевые слова: бережливые технологии, бережливая кафедра, оптимизация.

Актуальность: современные тенденции здравоохранения направлены на удовлетворение потребностей пациента. При наличии кадровых проблем, уровне материально-технического оснащения медицинских организаций это становится возможным при использовании инструментов бережливого производства (БП) [1]. Обучение методам бережливых технологий (БТ) требует пересмотра методологии образовательного процесса.

Цели исследования: оценить перспективы внедрения БТ в образовательный процесс.

Материалы и методы: проведен анализ научных публикаций в базах PubMed, E-library.ru, Cyberleninka, а также анализ литературных источников «вручную». Глубина поиска составила 5 лет, с 2014 по 2019 года. Изучены история развития и внедрения БТ в промышленность, медицину, образование; инструменты БТ. Критерии включения: статьи об инструментах БТ, отчеты о реализации проектов по улучшениям в БП.

Результаты: в ходе исследования выявлено, что факторы и инструменты БТ в образовательном процессе принципиально неотличимы от факторов БТ, используемых в медицине. На основании анализа литературы, выделены основные виды потерь (муды) в образовательном процессе: перепроизводство, ожидание, избыточные запасы, лишние обработка и транспортировка, лишние перемещения, дефекты, нерациональный менеджмент ресурсов [2]. Основными причинами появления потерь в образовании являются: устаревшие или малоинформативные учебно-методические материалы, нерациональная расстановка мебели, нехватка или переизбыток расходного материала при выполнении практических работ, отсутствие маркировки, опоздание студентов и преподавателей, отсутствие у студентов мотивации к обучению, отсутствие оценки результативности обучения).

Для выявления проблем с навигацией и расстановкой мебели предложены инструменты БТ: система «5С», «Анализ узких мест» (Bottleneck analisis), картирование процессов («VSM» — Value Stream Mapping), методика «Спагетти». Проблемы с расходным материалом возможно разрешить, используя систему пополнения запасов «Канбан», при пополнении запасов «точно в срок» (Just in time). Мотивирование обучающихся возможно при приближении теоретического материала к практической деятельности (методика «Gemba»). Повышения результативности возможно добиться при использовании инструментов «Visual Factory» (Визуализация производства), «SMED» (Быстрая переналадка оборудования), а также создания стандартизирован-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

issn 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 747

ных алгоритмов обучения и его результативности [3]. Стандартизации учебного процесса способствует методика «Poka Yoke» (Защита от ошибки), когда обучающемуся предоставляется структурированный алгоритм выполнения мануального или нетехнического навыка и оценочный лист.

Выводы: изучен опыт внедрения инструментов БТ в образовательный процесс, выявлены его преимущества по сравнению с традиционной системой обучения. Оптимизация организации учебного процесса возможна при соблюдении условий БП. Литература

1. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. и соавт. Освоение инструментов бережливых технологий в симулированных условиях. М.: Виртуальные технологии в медицине. — 2019. 2(22). С. 59.

2. Вэйдер М.Т. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / Пер. с англ. А. Баранова, Э. Башкардина. М.: Альпина Паблишер, 2012. — 125 с.

3. ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы инструменты» (Утвержден Приказом Минфпромторга РФ от 27.05.2015 г. № 448-ст).

пищевое поведение, физическая активность студентов первого курса педиатрического факультета спбгпму

Москвина А. Р.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Завьялова Анна Никитична Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Москвина Анастасия Руслановна — студентка 1 курса Педиатрического факультета. E-mail: moskvinaanastasia7@gmail.com

Ключевые слова: пищевое поведение, физическая активность, студенты.

Актуальность: численность людей с избыточным весом за последнее время выросла. Стремясь к идеалу, молодежь обращает внимание на свои параметры и внешность, что приводит к пищевым девиациям и психоэмоциональным отклонениям.

Цель исследования: выявить признаки ограничительного, эмоциогенного и экстернально-го пищевого поведения (ПП), оценить уровень физической активности (ФА) студентов 1 курса Материалы и методы: проанкетированы 30 человек от 17 до 19, средний возраст 18 лет, Ж 25, М 5 человек, что соответствует гендерному составу педиатрического ВУЗа. Использованы 1. опросник ПП (EAT-26), 2. Голландский опросник ПП, 3. опросник для оценки уровня ФА, 4. опросник для определения ФА (IPAQ).

Результаты: 1) EAT-26 самый распространенный скрининг расстройств ПП: абнормальные симптомы ПП, относящиеся к когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферам. Высокий балл — означает высокую вероятность анорексии, булимии, выявляет «группу риска», нуждающуюся в консультации специалиста в области психического здоровья. 33,2% (Ж 26,6%, М 6,6%) вошли в шкалу булимии и пищевой озабоченности, а две девушки набрали самый большой балл по шкале булимии: 30 и 40. 2) Голландский опросник шкалы ограничительного, эмоциогенного, экстернального ПП соответствуют 2,86; 2,36; 3,33. Все три составляющие повышены. При этом колебания уровня ограничительного ПП наблюдается в пределах от 1 до 4,5; уровня эмоциогенного ПП от 1 до 4,8 и неэффективного ограничительного ПП от 1,7 до 4. 3) Опросник для оценки уровня ФА в зависимости от мотивации. В исследуемой группе выяснилось, что 80 процентов студентов первого курса проявляют попытки в сторону ФА: . Они пытаются или уже занимаются интенсивной или умеренной ФА, но не регулярно.13% людей занимаются ФА 3 и более раз в неделю последние 5-6 месяцев. Другие 6,66% не занимаются ФА и ближайшие 6 месяцев не собираются начать. 4) Опросник для определения ФА хорош в эпидемиологических исследованиях

forcipe

том 3 спецвыпуск 2020

elssn 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.