Научная статья на тему 'Перспективы оптимизации до-и последипломной подготовки врачей общей практики'

Перспективы оптимизации до-и последипломной подготовки врачей общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекмухамбетов Е.Ж., Омарова К.П., Джаркенов Т.А., Досммов Ж.Б.

Actual topics and analysis of nowadays state of preand postdyploma education of general practitioners, including retraining are represented in the article. Subjects of structure and contents of motivated and prospected steps on its improvement are also reported.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF PRE- AND POSTDYPLOMA EDUCATION OF GENERAL PRACTITIONERS, PROSPECTS OF OPTIMIZATION

Actual topics and analysis of nowadays state of preand postdyploma education of general practitioners, including retraining are represented in the article. Subjects of structure and contents of motivated and prospected steps on its improvement are also reported.

Текст научной работы на тему «Перспективы оптимизации до-и последипломной подготовки врачей общей практики»

Е.Ж. БЕКМУХАМБЕТОВ, К.П. ОМАРОВА, Т.А. ДЖАРКЕНОВ, Ж.Б. ДОСИМОВ

ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДО- И ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г.Актобе

В связи со смещением приоритетов в системе высшего медицинского образования с однозначной ориентацией на подготовку/переподготовку врача общей практики (ВОП), возникла необходимость некоторого переосмысления традиционной в системе профессионального образования проблемы, сущность и перспективы оптимального решения которой заключаются в содержании ответов на три стандартных вопроса:

кого и зачем учить?

о чему и как учить?

« кто должен учить?

Кого и зачем учить? Очевидность позитивного ответа на данный вопрос определена объективными обстоятельствами, сущность которых заключается в реформировании ПМСП с последовательным переходом на общеврачебную практику и в этой связи с изменением структуры государственного заказа в системе медицинского образования. В связи с вышеуказанным в ближайшей и отдаленной перспективе основным назначением высшего медицинского образования является подготовка /переподготовка специалиста новой фармации - ВОП, ключевой фигуры в системе первичного здравоохранения, способного оказывать первичную медико-санитарную помощь населению независимо от возраста, пола и характера заболевания.

Чему и как учить? Однозначный ответ на данный вопрос проблематичен и сопряжен с объективными стагнирующими (сдерживающими) факторами.

Во-первых, подготовка/переподготовка ВОП в РК является инновационным процессом, направленным не только на расширение спектра профессиональных знаний, но и на формирование знаний, направленных не только на расширение спектра профессиональных знаний и умений, но и на формирование нового междисциплинарного мировоззрения на стыке медицины, психологии и социологии.

Во-вторых, подготовка/переподготовка ВОП осуществляется в условиях отсутствия традиции (предшествующего опыта организации) и реально действующей общеврачебной практики. Данное обстоятельство противоречит основополагающему принципу профессионального образования -подготовка специалиста любого профиля должна осуществляться в условиях реальной профессиональной деятельности и в конечном итоге ориентирована на формирование знаний, навыков и установок (отношений) конкретной профессиональной деятельности.

В-третьих, (это очень важно!) в системе высшего медицинского образования по объективным причинам отсутствует преподаватель, способный обеспечить многопрофильную, а в идеале индивидуальную подготовку ВОП с позиции профессиональной деятельности.

В четвертых, (и это очень важно!) структура ГОСО по специальности «Общая медицина» основана на традиционном (предметном) принципе определения структурного и содержательного компонента документа и предполагает интеграцию (объединение в целое разрозненных частей) без указания принципов и технологий интеграционного процесса.

Кто должен учить? Ответ на данный вопрос очевиден и однозначен - по курсу клинических дисциплин ВОП должен и может обучать общепрактикующий врач/преподаватель, которого на данном этапе как такового нет. В этой связи целенаправленный отбор/подготовка преподавателей/ВОП по специальным внутривузовским программам является основным приоритетом и прерогативой медицинских вузов в ближайшей перспективе.

Вполне прогнозируемо осознанное или неосознанное неприятие некоторых выдвинутых положений по обсуждаемой проблеме. Так, в частности, возможны возражения по утверждениям «отсутствия традиции общеврачебной практики» или «подготовка/переподготовка ВОП - инновационный процесс». Возражения против «отсутствия традиции» могут быть аргументированы ссылкой на особенности организации сельского здравоохранения, но сельский врач не является абсолютным аналогом ВОП, вероятнее всего он специалист, оказавшийся в условиях необходимости оказания многопрофильной первичной медико-санитарной помощи в меру своих профессиональных возможностей. В равной мере лечебные факультеты не являются абсолютными аналогами общемедицинских факультетов, и в этой связи, подготовка и переподготовка ВОП инновационна по своему содержанию. Кроме этого, лечебные факультеты в связи с тенденцией узкой специализации медицинских работников постепенно утратили свое первоначальное назначение и исконные позиции по подготовке специалистов первичного звена здравоохранения. Кстати, в Англии и Португалии в связи с этим (уход ВОП в узкие специальности)

,, , _ _ , и,я„™л\ Батые Цазацстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. 9 Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г. \_:_;______

ПРОБЛЕМАЛЫК МАКАЛА

потребовалось 10-15 лет на восстановление утраченных позиций общеврачебной практики (и это в условиях реально действующей системы) в основном за счет повышения гарантированного объема заработной платы.

Таково в целом реальное состояние проблемы до- и последипломной подготовки ВОП и далеко неполный перечень объективных сдерживающих обстоятельств, преодоление которых (пусть даже фрагментарных, хотя бы в рамках реализации учебно-методической деятельности отдельно взятого медицинского вуза) позволит (естественно, не в полной мере) оптимизировать учебный процесс и, что более реально, «смягчить» вполне прогнозируемые негативные издержки на конечном этапе реализации ГОСО «Общая медицина».

Какие действия по оптимизации до- и последипломной подготовки /переподготовки ВОП в рамках полномочий медицинского вуза целесообразны, возможны и оправданы с позиции предупреждения/преодоления вполне прогнозируемых негативных эффектов сдерживающих факторов.

Во-первых, опыт прошлых лет свидетельствует о том, что попытки междисциплинарной интеграции в системе медицинского образования по так называемым «вертикалям» и «горизонталям» малоэффективны и, по всей видимости, невозможны по причине отсутствия (или указаний на наличие) эффективных (адекватных, стержневых, универсальных и т.д.) принципов и закономерностей междисциплинарной интеграции. В этой связи, в качестве универсального методологического принципа межпредметной интеграции может быть использован системный подход, раскрывающий логику роста, развития и функционирования организма в норме и при патологии.

Именно принцип, основанный на раскрытии общих закономерностей функционирования здорового и больного организма, может стать стержневым и универсальным элементом интеграции учебного процесса в системе до - и последипломного медицинского образования, особенно ВОП, поскольку сущность и функциональное назначение данной специальности - общепрактикующий врач, ориентировано на понимание именно этих общих закономерностей.

Принцип интеграции может быть реализован в рамках учебного модуля, основанного на логической взаимосвязи (закономерности) возникновения, развития, строения, функционирования, возрастной эволюции/инволюции той или иной системы (органа) человеческого организма.

В равной мере, данный принцип модульного обучения может быть использован в интеграции учебного материала по разделу общепатологических процессов. В качестве идеальной модели может быть выбрана тема «Воспаление» - как классический типовой общепатологический процесс с позиции интеграции учебных интересов кафедр патологической анатомии, патологической физиологии, микробиологии, иммунологии, фармакологии, пропедевтики внутренних и детских болезней, общей хирургии. Основное назначение учебного модуля «Воспаление» (и это важно) - раскрытие общих закономерностей развития, синдромологии, принципов противовоспалительной терапии и исходов данного универсального патологического процесса и индивидуальных особенностей течения в различных возрастных группах пациентов.

В полной мере предоставляется логичным (с вполне прогнозируемой эффективностью) внедрение интегрированного (в рамках модульного и других технологий) обучения по фрагменту хронических заболеваний, манифестирующих в детском возрасте (абсолютное большинство болезней человека).

Интегрирующим элементом данных учебных модулей (комплексных лекций или других форм организации учебного процесса) должны быть общие закономерности возникновения, развития, клиники, особенностей течения, терапии и исходов хронических заболеваний с позиции возрастной (дети, подростки, лица зрелого и пожилого возрастов) эволюции болезни и половой (беременные женщины) принадлежности пациентов т.е. на общепатологической основе должны быть интегрированы педиатрические, терапевтические, гериатрические и другие аспекты проблемы хронической патологии человека.

Во-вторых, базисным условием, определяющим перспективы оптимизации системы до- и последипломной подготовки/переподготовки ВОП, является кадровое обеспечение учебного процесса на профильных клинических кафедрах. Преподаватель общей практики как таковой в медицинских вузах отсутствует и в ближайшей перспективе не появится и его не будет в перспективе и не будет представлен извне профильным кафедрам в качестве готового специалиста (педагога). Целенаправленный подбор/обучение преподавателей общеврачебной практики - приоритеты и прерогатива медицинских вузов, поскольку именно данный контингент преподавателей потенциально способен обеспечить реальную интеграцию учебного процесса, по крайней мере, на этапе преподавания клинических дисциплин.

Основные принципы подбора преподавателей общеврачебной практики:

♦ осознание идеологии и перспектив общеврачебной практики в системе ПМСП;

♦ мотивация к педагогической деятельности в качестве преподавателя кафедры общей врачебной

практики;

♦ осознание реальной сложности и личных возможностей в системе до- и последипломной подготовки

/переподготовки ВОП;

10 Батые Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. ~ ~ ~

X Медицинскии журнал Западного Казахстана N32 (26)

♦ конкурсный отбор на курсы обучения с учетом личностных и профессиональных качеств претендентов и рекомендаций кафедр.

Основные принципы обучения преподавателей общеврачебной практики:

♦ обучение должно осуществляться на постоянной, долговременной (минимум 1 год) и строго регламентированной основе;

♦ обучение должно проводиться по индивидуальным, регламентированным и контролируемым программам, целевое назначение которых - полное овладение знаниями, навыками и умениями общеврачебной практики;

♦ формирование навыков и потребностей постоянного самообразования.

Подбор/обучение преподавателей общеврачебной практики с учетом потенциальной значимости данного контингента в системе до - и последипломной подготовки/переподготовки ВОП необходимо организовать в ближайшей перспективе на основе ресурсного потенциала научно-педагогических кадров университета.

Таким образом, реальное состояние проблемы подготовки/переподготовки ВОП очевидны, но вместе с тем прослеживаются определенные контуры перспектив оптимизации обучения специалистов данного профиля. В равной мере очевидна необходимость упреждающих, профессионально обоснованных и ориентированных на перспективу действий, основные положения которых представлены в статье.

Естественно, высказанные предложения неоднозначны, в определенной степени дискутабельны и по своему содержанию и назначению подлежат публичному обсуждению.

ТУЙ1Н

Е.Ж. БЕКМУХАМБЕТОВ, К.П. ОМАРОВА, ТА. ЖЭРКЕНОВ, Ж.Б. ДОСЫМОВ

ЖАЛПЫ ПРАКТИКА Д9Р1ГЕРЛЕР1Н1Н ДИПЛОМГА ДЕЙ1НГ1 Ж6НЕ ДИПЛОМНАН КЕЙ1НП ДАЯРЛЫГЫН ОНАЙЛАСТЫРУДЬЩ КЕЛЕШЕГ1

Марат Оспанов атындагы Батые К|азакстан мемлекеттж медицина университет!, Аиггебе кдпасы

Жалпы практика дэр!герлерш дипломга дейЫп жэне дипломнан кейшп даярлау/кайта даярлауды очайластырудьщ келешеп бойынша непзделген жэне баедарланган ic-эрекеттщ курылымы мен мазмуны, шынайы жаедайды талдау усынылады.

SUMMARY

YE.ZH. BEKMUKHAMBETOV, K.P. OMAROVA, T.A. DJARKENOV, ZH.B. DOSSIMOV OPTIMIZATION PROSPECTS OF PRE- AND POST-DIPLOMA TRAINING OF GENERAL PRACTITIONERS

West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city

Actual topics and analysis of nowadays state of pre- and post-diploma training of general practitioners, including retraining are represented in the article. Subjects of the structure and contents of motivated and prospected steps on its improvement are also reported.

„ , . . .. Батые Казахстан медицина журналы Ns2 (26) 2010 ж. 11 Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г. \_!_____L__

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.