Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ "ОПТИМИЗАЦИИ" ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ'

ПЕРСПЕКТИВЫ "ОПТИМИЗАЦИИ" ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТЬЮТОР / ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИИ / РЕФОРМАТОР ОТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Пучкова Мария Викторовна

В статье анализируется организация работы по реализации выборной (элективной) дисциплины физическая культура в образовательных организациях высшего образования на современном этапе, с учетом действующего законодательства и локальных актов, положения которых не всегда совпадают, не только в содержательной части, но и в целях, задачах и направлениях современного образования. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы взяли за объект достаточно узкое направление - изменения в сфере высшего образования на основе анализа порядка реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту. Другим вариантом, на наш взгляд, передовым является организация уже не учебных, но учебно-тренировочных занятий по предложенным вузом видам спорта в рамках расписания работы спортивных секций с учетом уровня спортивной подготовленности обучаемых, как это сделано в РАНХ и ГС и многих других вузах. При данной форме организации практических занятий необходима хорошая материальная база, обеспечивающая учебных процесс, наличие преподавательского состав имеющего опыт тренерской работы по предложенным видам спорта. Необходима разработка РПД по каждому направлению и соответственно выборная дисциплина по спорту в своем названии должна отражать наименование вида спорта. В этом и была заложена основная идея и суть термина «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», продекларированная в ФГОС ВО третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Пучкова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR "OPTIMIZATION" OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION” AT THE UNIVERSITIES

The article analyzes the organization of work on the implementation of the elective (elective) discipline of physical culture in educational institutions of higher education at the present stage, taking into account the current legislation and local acts, the provisions of which do not always coincide, not only in the content, but also in the goals, objectives and directions of modern education. The novelty of our study lies in the fact that we took a rather narrow direction as an object - changes in the field of higher education based on the analysis of the implementation of elective disciplines in physical culture and sports. Another option, in our opinion, the advanced one is the organization of not educational, but educational and training sessions in the sports proposed by the university within the schedule of sports sections, taking into account the level of sports preparedness of students, as is done in the Russian Academy of National Economy and Public Administration and many other universities. With this form of organization of practical classes, a good material base is required to ensure the educationa rocess, the presence of a teaching staff with experience in coaching in the proposed sports. It is necessary to develop the RPD for each direction and, accordingly, the elective discipline in sports in its name should reflect the name of the sport. This was the main idea and essence of the term “disciplines (modules) in physical culture and sports”, declared in the third generation of the Federal State Educational Standard of Higher Education.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ "ОПТИМИЗАЦИИ" ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ»

Педагогические науки

УДК 378.147

ПЕРСПЕКТИВЫ «ОПТИМИЗАЦИИ» ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург;

Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье анализируется организация работы по реализации выборной (элективной) дисциплины физическая культура в образовательных организациях высшего образования на современном этапе, с учетом действующего законодательства и локальных актов, положения которых не всегда совпадают, не только в содержательной части, но и в целях, задачах и направлениях современного образования. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы взяли за объект достаточно узкое направление - изменения в сфере высшего образования на основе анализа порядка реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту. Другим вариантом, на наш взгляд, передовым является организация уже не учебных, но учебно-тренировочных занятий по предложенным вузом видам спорта в рамках расписания работы спортивных секций с учетом уровня спортивной подготовленности обучаемых, как это сделано в РАНХ и ГС и многих других вузах. При данной форме организации практических занятий необходима хорошая материальная база, обеспечивающая учебных процесс, наличие преподавательского состав имеющего опыт тренерской работы по предложенным видам спорта. Необходима разработка РПД по каждому направлению и соответственно выборная дисциплина по спорту в своем названии должна отражать наименование вида спорта. В этом и была заложена основная идея и суть термина «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», продекларированная в ФГОС ВО третьего поколения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, тьютор, локальный акт образовательной организации, патриотизм, вектор развития, меры безопасности на занятии, реформатор от образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p3-9

PROSPECTS FOR "OPTIMIZATION" OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION" AT THE UNIVERSITIES

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer , St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Abstract

The article analyzes the organization of work on the implementation of the elective (elective) dis-

cipline of physical culture in educational institutions of higher education at the present stage, taking into account the current legislation and local acts, the provisions of which do not always coincide, not only in the content, but also in the goals, objectives and directions of modern education. The novelty of our study lies in the fact that we took a rather narrow direction as an object - changes in the field of higher education based on the analysis of the implementation of elective disciplines in physical culture and sports. Another option, in our opinion, the advanced one is the organization of not educational, but educational and training sessions in the sports proposed by the university within the schedule of sports sections, taking into account the level of sports preparedness of students, as is done in the Russian Academy of National Economy and Public Administration and many other universities. With this form of organization of practical classes, a good material base is required to ensure the educationa rocess, the presence of a teaching staff with experience in coaching in the proposed sports. It is necessary to develop the RPD for each direction and, accordingly, the elective discipline in sports in its name should reflect the name of the sport. This was the main idea and essence of the term "disciplines (modules) in physical culture and sports", declared in the third generation of the Federal State Educational Standard of Higher Education.

Keywords: healthy lifestyle, tutor, local act of an educational organization, patriotism, vector of development, safety measures in class, educational reformer.

ВВЕДЕНИЕ

На всех площадках средств массовой информации (СМИ) регулярно освещаются успехи наших спортсменов, постоянно проходит информация об открытии новых спортивных сооружений, при трансляции передач о здоровье, во главу угла ставится здоровый образ жизни, и как его главная составляющая - регулярные занятия физическими упражнениями. Провозглашена на уровне государственной задачи проблема привлечения к спорту, во всех его ипостасях, населения страны, включая людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Поддержка государством атлетов высшего спортивного мастерства вышла на новый уровень, проявляющийся не только материально, но и привлечением их к работе руководящих органов, включая Государственную думу. Научно-исследовательские институты продолжают работать над созданием новых форм и средств физической культуры, новых методик тренировки и физической реабилитации. Профильные министерства: спорта, просвещения, образования и науки, труда и социального развития рапортуют о совместных усилиях и успехах в данном направлении. Не будем и мы исключением и отметим движение вверх во многих направлениях есть. Но, как правило, это частные и локальные успехи, которые лежат на поверхности.

Новизна исследования состоит в том, что мы взяли за объект достаточно узкое направление - изменения в сфере высшего образования на основе анализа порядка реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту.

Актуальность предложенного материала заключается в том, что уровень физической подготовленности обучающихся неуклонно падает, ежегодно растет число обучаемых, имеющих отклонения в состоянии здоровья, несмотря на двенадцатилетние изменения, проходящие в образовании с использованием положений ФГОС ВО третьего поколения. За неуклюжими попытками улучшить систему скрывается, в первую очередь, непрофессионализм управляющих реформой образования. Чтобы соответствовать требованиям ФГОС ВО образовательные организации обязаны были постоянно работать над изменениями в учебной документации. За бумагами потерялся сам процесс передачи знаний, который сам уже стоит не во главе задач современного образования. Кафедры физической культуры также пострадали от таких реформ. В некоторых вузах сократили численность III 1С. в других преподавателей активно заменили тьюторы и тренеры. Также вместо кафедр создали циклы, сектора или прикрепили дисциплину к непрофильным кафедрам. А конечный результат не бумажной, но практической работы в своей основе имел сто лет назад и сейчас обучение физическим движениям, посредством учебно-тренировочных занятий. Все с теми же частями: подготовительной, основной и заключительной. Такие контактные занятия, в настоящий момент, реформаторы в виде эффективных менеджеров пытаются выбросить из учебного процесса, заменив их самостоятельной

физической рекреацией, самодеятельными физическими упражнениями, массовыми спортивными мероприятиями, занятиями по месту жительства и пр. Всем чем угодно, только не учебными занятиями. Вот и получается, что дисциплина высшего образования есть в учебных планах, но никакой образовательной, тем более воспитательной нагрузки она не несет.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После проведения анализа реализации дисциплин по физической культуре и спорту в некоторых вузах Москвы и Санкт-Петербурга нами был обнаружен целый ряд нарушений, касающихся исполнения положений ФЗ об образовании в РФ, ФГОС ВО, Приказа Минобрнауки № 301 [1]. Все локальные акты организаций, касающиеся проведения учебных занятий по физической культуре - выборной дисциплине, в частности порядков реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, рабочих программ этих дисциплин к ним утверждены и находятся в открытом доступе на сайтах образовательных организаций. Все, что мы предлагаем вам для анализа, можно самостоятельно отследить и более подробно ознакомиться на просторах интернета.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрим какие варианты реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту присутствуют в системе высшего образования. В некоторых вузах, не замечая новых возможностей, предоставленных Минобрнауки, по старинке проводятся обычные классические практические занятия по физической культуре в рамках учебного расписания, направленные на развитие общефизической подготовленности обучаемых. Это, конечно не самый передовой метод организации учебного процесса, но проверенный временем и имеющий место быть. Даже при такой реализации дисциплины находятся вузы, которые вводят, как основную форму обучения по дисциплине самостоятельные занятия студентов общефизической подготовкой с последующей сдачей практических нормативов, которые лежат в основе промежуточной аттестации. Нередко практические занятия проводятся только на 1 курсе, а последующее «обучение» основано на самостоятельной работе студентов. Но как можно организовать самостоятельную работу студента? Безусловно, администрация вуза обязана предоставить материальную базу для реализации всех заявленных дисциплин, но в спортивные сооружения по мерам безопасности нельзя пускать обучаемых без преподавателя, тренера или другого лица, берущего на себя ответственность за соблюдение правил и норм безопасности на занятии. Значит самостоятельная работа должна проводиться под руководством преподавателя, а это уже совсем другая форма обучения.

Другим вариантом, на наш взгляд, передовым является организация уже не учебных, но учебно-тренировочных занятий по предложенным вузом видам спорта в рамках расписания работы спортивных секций с учетом уровня спортивной подготовленности обучаемых, как это сделано в РАНХ и ГС и многих других вузах. При данной форме организации практических занятий необходима хорошая материальная база, обеспечивающая учебных процесс, наличие преподавательского состав имеющего опыт тренерской работы по предложенным видам спорта. Необходима разработка РПД по каждому направлению и соответственно выборная дисциплина по спорту в своем названии должна отражать наименование вида спорта. В этом и была заложена основная идея и суть термина «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», продекларированная в ФГОС ВО третьего поколения. К сожалению, во многих вузах недопонимание нового образовательного вектора, представленного в стандарте, породило новые названия дисциплины высшего образования: «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и пр., что повлекло автоматическое пере наименование кафедр аналогично надуманного названия дисциплины. Ещё одним сомнительным мо-

ментом при реализации обучения по спортивному вектору является предоставление права проведения практических занятий в спортивных секциях тьюторам или тренерам, иногда, не имеющим высшего профильного физкультурного образования, что не соответствует положениям Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [2]. Пока существует физическая культура, как дисциплина образовательного процесса, соответственно её реализацию должны проводить специалисты с высшим образованием по физической культуре - преподаватели.

Самым шокирующем открытием для нас была реализация дисциплин по физической культуре и спорту, когда вся практическая составляющая была отдана на «откуп» обучающимся с правом выбора ими порядка прохождения дисциплины. Рассмотрим такой вариант на примере организации работы в Санкт-Петербургском ГАСУ, в котором студенты имеют право выбора способа освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту»: в рамках расписания учебных занятий, занятий в спортивных секциях, занятий на базе сторонних спортивных организаций, самостоятельных занятий не менее 328 академических часов. Кафедра принимает в начале учебного года заявления от всех обучающихся на выбранный ими способ освоения элективной дисциплины и планирует формирование учебных групп. При этом расписание занятий в спортивных секциях составляет директор спортивного клуба, а при проведении промежуточной аттестации в виде зачета обучаемые, самостоятельно занимающиеся освоением дисциплины или осваивающие её в сторонних организациях должны предоставить: договор или справку от сторонней спортивной организации, что они там занимаются, дневник самостоятельных занятий физическими упражнениями, представление директора спортивного клуба, обучающиеся, имеющие сертификат о сдаче норм ГТО на любой значок также имеют право на получение зачета без посещения занятий. Все документы размещаются на облачном сервисе в разделе «Подтверждающие документы по физической культуре и спорту». На основе размещенных документов работники деканата, занимающие должности профессорско-преподавательского состава (III 1С) вносят в зачетную ведомость запись о промежуточной аттестации. Все эти измышления нашли свое место в официальном локальном акте «Положение о порядке реализации дисциплин по физической культуре и спорту в СПб ГАСУ» [3]. Все предложения кафедры физической культуры и спорта к этому документу практически не были учтены, положение составлялось не профессионалами в области физической культуры и спорта, что видно невооруженным взглядом. Они проявляются в несоответствии профессиональной терминологии, в ссылках на уже не действующие приказы, в незнании целей, задач и компетенций дисциплин. Представленный локальный акт, согласовывался с Председателем студенческого совета, утверждался Председателем Ученого совета. Несомненно, такое понимание, учебного процесса дисциплин по физической культуре и спорту ничего общего с образовательной деятельностью не имеет. Это больше похоже на плохую организацию спортивно-массовой работы. Изначальная цель такой «оптимизации» учебного процесса - экономическая составляющая, которая проявилась в сокращении вначале учебной нагрузки, а затем в разы численности ППС. При нехватке спортивных сооружений и аудиторного фонда данный вуз может себе позволить проводить учебные занятия по выборной дисциплине в послеобеденное время. Т.е. до обеда спортивная база простаивает. При острой нехватке спортивных сооружений это просто расточительно даже для города, не говоря о вузе.

Еще одной ошибкой в организации учебного процесса по физической культуре и спорту в большинстве вузов, мы считаем, неправильное понимание положения последнего ФГОС ВО, где сказано, что программа как специалитета, так и бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту: в рамках элективных дисциплин в очной форме обучения в объеме не менее 328 академических часов [4, 5]. Многие вузы пропускают конкретное указание Минобрнауки о реализа-

ции практической элективной (выборной в нашем контексте) дисциплины только в очной форме обучения и упорно включают её в заочную и очно-заочную форму обучения. При этом ставят в учебные планы всех направлений учебный объём в 328 академических часов, как правило, самостоятельной работы и семестровый контроль или промежуточную аттестацию. Удивительно, как оптимизаторы от образования до сих пор не разглядели этого несоответствия. Не должно быть в высшем образовании дисциплин, которые не несут в себе образовательной составляющей, т.е. применимо к данному моменту: преподаватель ничему не обучает, но что-то контролирует.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги нашей работы, мы пришли к ряду выводов.

Во-первых, все лучшее в образовании, в том числе и по физической культуре, это хорошо забытое старое, но возврат к нему с существующей в настоящий момент системой изменений в образовании в реальном векторе предлагаемого «развития» невозможен. Государству необходимо взять регулирование этой сферы под контроль, и на базе апробированных классических систем наполнить образовательный и воспитательный процесс новым содержанием с опорой на профессионалов физической культуры.

Во-вторых, дисциплина физическая культура была и пока ещё остаётся самой трудоемкой и затратной из всех дисциплин высшего образования. Но она служит идеалом преемственности в своей последовательности развития всего образования от дошкольного до высшего. Без улучшения качества физической культуры дошкольников не сможет «вдруг» появиться новый уровень в школе и в вузе. Следовательно, новым последовательным этапом развития физической культуры в вузах может стать платформа, направленная на развитие всей инфраструктуры образования снизу доверху.

В-третьих, попытки демократов и реформаторов от образования растворить дисциплину физическая культура и выжить её из образования идут непрерывно, последовательно, и наглядно показывают, что непонимание требований ФГОС ВО, наивная «забывчивость» обязательного учета положений Федеральных Законов и Приказов Минобрнауки, подтвержденная уверенностью в безнаказанности своих действий, становятся новой «нормой» развития образования в целом. Необходимо построить новую качественную правовую базу образования, где не было бы возможности двоякого чтения её положений, и была прописана ответственность осуществляющих такую деятельность лиц.

В-четвертых, за цифрами и тотальной цифровизацией образования теряется индивидуальность студента и преподавателя, теряется творческий процесс, необходимая и обязательная воспитательная составляющая образовательного процесса. Элементы циф-ровизации и дистанционного обучения в образовании возможны в заочной и очно-заочной формах обучения, а также необходимы в организаторской и управленческой деятельности самих образовательных управленческих органов. Последние события со случаями несанкционированного применения оружия в школах и вузах вновь подняли проблему, точнее провал в воспитательной работе с молодежью в том числе в образовательных организациях. Общеизвестно, что спорт всегда дисциплинировал обучаемых, отвлекал от противоправной деятельности, сплачивал единомышленников, воспитывал патриотизм и другие позитивные социальные и личностные качества, прививал культуру поведения.

В-пятых, в системе образования появился и рекламируется с общественных площадок новый вектор его развития, направленный на то, что знания пытаются подменить узко профильными, в каких-то моментах примитивными навыками, необходимыми в профессиональной деятельности. Тем самым снижают уровень квалификации специалиста. Навык, в общепринятой форме, это действие, выполняемое автоматически, исходя из чего возможен вывод, что любое стороннее, неординарное воздействие, требующее изме-

нения условий, может привести к срыву конечной цели. Нельзя подменять знания навыками, они могут эффективно существовать только в единстве и взаимной преемственности. Теория без практики мертва, как неэффективна и практика без знаний.

В-шестых, развитая физическая культура населения страны лежит в основе здоровья, а значит трудовых и оборонных ресурсов с вытекающими отсюда последствиями, а в период учебы активно влияет на возможности обучаемых по более качественному усвоению учебного материала и формирует здоровый образ жизни, обеспечивающий долговременную и качественную трудовую и социальную деятельность. Оптимизаторы от образования, разрушая вольно или невольно образовательную дисциплину физическая культура активно разрушают экономику и оборону страны. Подтверждением служит катастрофическое снижение уровня здоровья и физической подготовленности молодежи. Точные данные в средствах массовой информации не приводятся, как и не проводится анализ развития физических качеств на всех этапах образования. Можно полагаться только на мнение преподавателей специалистов в области физической культуры.

В-седьмых, имея в основе организации образования только коммерческую составляющую, как главную движущую силу, невозможно добиться высокого уровня знаний и практических навыков у обучающихся. Поднять образование в состоянии только профессионалы в сфере образования на всех уровнях в тесном сотрудничестве со смежными министерствами и ведомствами, при полном контроле государства.

Менять основы образования надо творчески, бережно и осторожно, беря из прошлого все положительное и внося свежие наработки всего позитивного, полезного и эффективного для конечной цели образования - овладения знаниями и рекомендованными компетенциями по образовательному направлению, а в применении к физической культуре можно добавить воспитанию высоких морально-волевых качеств, сформированности потребности регулярных занятиями физическими упражнениями для поддержания уровня здоровья достаточного для полноценной профессиональной и социальной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 (ред. от 17.08.2020) // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36015 (дата обращения: 26.11.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 26.11.2021).

3. Караван А.В. Положение о порядке реализации дисциплин по физической культуре и спорту в СПб ГАСУ / А.В. Караван. - Санкт-Петербург, 2021. - URL: https://doc.spbgasu.ru/umu/Polozhenie_fizkult.pdf (дата обращения: 26.11.2021г).

4. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС ВО на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Л.Ф. Лебедева, М.Б. Перельман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 1 (167). - С. 11-17.

5. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-14.

REFERENCES

1. Ministry of Education and Science of Russian Federation (2017), " On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities in educational programs of higher education - bachelor's programs, specialist's programs, master's programs", Order of the dated 04/05/2017 N 301 (as amended on 08/17/2020), available at: https://minjust.consultant.ru/documents/36015 (date of

access: 11/26/2021).

2. State Duma of the Russian Federation (2012), "About education in the Russian Federation" Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ, available at: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed 3 December 2020) ( date of access: 26.11.2021).

3. Caravan A.V. (2021), Regulations on the procedure for the implementation of disciplines in physical culture and sports, St. Petersburg State Agrarian University of Architecture, St. Petersburg, available at: https://doc.spbgasu.ru/umu/Polozhenie_fizkult.pdf (date of access: 26.11.2021).

4. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Lebedeva, L.F. and Pe-relman, M.B. (2019), "The procedure for the implementation of disciplines in physical culture and sports in the context of the analysis of changes in the Federal State Educational Standards of Higher Education at the present stage", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 11-17.

5. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competence-based orientation of the implementation of two disciplines in physical culture and sports within the framework of new federal state educational standards of higher education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafat, No. 2 (144), pp.9-14.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2022

УДК 796.015.62

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк; Елена Геннадьевна Монахова, кандидат педагогических наук, Наталья Викторовна Перегудова, старший преподаватель, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы организации занятий по общей физической подготовке со студентами, имеющими различный уровень здоровья. Исследования, посвященные проблеме здоровья молодежи отмечают, что каждый год уровень физического развития, физического здоровья студентов неуклонно падает. В условиях пандемии COVID-19, вынужденной самоизоляции, уменьшения двигательной активности молодых людей, увеличивается количество соматических заболеваний, обусловленных гиподинамией. В данное время необходимо решить проблему организации учебно-практических занятий по общей физической подготовке в высших учебных заведениях с учетом сложившихся обстоятельств. Мы считаем, что изменение отношения к данной проблеме сможет повысить мотивацию студентов к самостоятельным занятиям, даст возможность вести учет индивидуальных особенностей здоровья и уровня физической подготовленности студентов. При этом у преподавателя будет возможность применить на занятиях индивидуально-дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии, что повысит грамотное, осознанное отношение каждого человека к культуре собственного тела. В нашем исследовании был проведен сравнительный анализ уровня физической подготовленности у студентов, имеющих заболевания органов зрения и органов опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, уровень здоровья, физическая подготовленность, физическое развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p9-13

COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS WITH DIFFERENT HEALTH CONDITIONS

Anna Nikolaevna Aksenova, the candidate ofpedagogical sciences, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Elena Gennadyevna Monakhova, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.