Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анистратова Елена Сергеевна, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Долотцев Павел Андреевич

В статье анализируется порядок реализации базовой дисциплины Физическая культура в образовательных организациях высшего образования на современном этапе и проводится сравнение локальных актов, положений образовательных стандартов и документов, регулирующих этот процесс на протяжении становления Российской системы высшего образования. Указываются наиболее популярные на современном этапе варианты такой реализации, обращается внимание на типичные ошибки и причины их возникновения. Новизна нашего исследования состоит в том, что его объектом стал процесс изменений, происходящих при реализации базовой дисциплины Физическая культура в ходе преобразования требований Федеральных государственных стандартов высшего образования на современном этапе, одним из условий требований которого, впервые в истории, стало право образовательных организаций на самостоятельное решение порядка реализации данной дисциплины. Базовая дисциплина обрела много названий и вариантов путей решения образовательной составляющей, анализ которых мы провели в данном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анистратова Елена Сергеевна, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Долотцев Павел Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERPRETATIONS OF THE BASIC DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the order of organization of implementation of the basic discipline Physical Culture in the educational institutions of higher education nowadays and draws comparison of the local acts, provisions of the Federal State Educational Standards of Higher Education and documents regulating the process of its implementation while establishing Russian system of higher education. The most popular elements of its implementation were mentioned; the attention was drawn to some typical mistakes and reasons of their emergence. The novelty of this research is connected with the subject of it, which is the process of changes taking place while implementing basic discipline Physical Culture under transformation of the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education at the present stage. For the first time in history the right of educational institutions to their own decision of the order of implementation of this discipline has become one of the requirement conditions of it. The basic discipline has acquired many names and variants of ways of decision of its educational aspect, which we have analyzed in this study.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

изд..- Москва : Просвещение, 2019. - 64 с.

4. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.П. Матвеев. - 3-е изд. - Моска Просвещение, 2014. - 63 с.

5. Самостоятельные занятия младших школьников по физической культуре как дополнительная форма освоения основ программного материала / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.А. Михайлов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 56-58.

6. Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бонда-ренко. - Москва : Когито-Центр, 2015. - 304 с.

7. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» : приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://www.garantru//products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 20.04.2022.

8. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Физическая культура» / Институт стратегии и развития образования. - Москва, 2021. - URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizic heskaya_kultura_proekt_.htm (дата обращения 20.04.2022).

REFERENCES

1. Ambartsumyan N.A., Arshinnik S.P., Karakulin A.L., Karakulina I.T. and Thorev V.I. (2020), "Technologies of independent preparation for testing of the TRP complex (review of scientific literature)", Actual issues ofphysical culture and sports: Proceedings of the Research Institute of Problems of Physical Culture and Sports, Krasnodar, Vol. 22, pp. 18-23.

2. Ministry of Education of the Russian Federation (2018), "Concepts for teaching the subject "Physical Education" in educational institutions of the Russian Federation", December 30, 2018, available at: (date accessed 20.04.2022).

3. Lyakh V.I. (2014), Physical education. Working programs for 1-4 classes, Subject line of textbooks, Education, Moscow.

4. Matveev A.P. (2014), Physical education, Working programsfor 1 -4 classes, Subject line of textbooks, Education, Moscow.

5. Matveev A.P., Karpov V.Y., Eremin M.V. and Mikhailov A.A. (2018), "Independent classes of younger schoolchildren in physical culture as an additional form of mastering the basics of program material", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 56-58.

6. Morosanova V.I. and Bondarenko I.N. (2015), Diagnostics of human self-regulation, Kogito-Center, Moscow.

7. Ministry of Education of the Russian Federation (2021), "On approval of the Federal State standard of basic general education", Order of the dated May 31, 2021 No. 287, available at: https://www.garant.ru//products/ipo/prime/doc/401333920 / (date accessed 20.04.2022).

8. Institute for Education Strategy and Development (2021), Approximate work program of basic general education of the subject "Physical culture", Moscow, available at : https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizic heskaya_kultura_proekt_.htm (date accessed 20.04.2022).

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2022

УДК 378.147

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Елена Сергеевна Анистратова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Людмила Борисов-

на Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Павел Андреевич Долотцев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье анализируется порядок реализации базовой дисциплины Физическая культура в образовательных организациях высшего образования на современном этапе и проводится сравнение локальных актов, положений образовательных стандартов и документов, регулирующих этот процесс на протяжении становления Российской системы высшего образования. Указываются наиболее популярные на современном этапе варианты такой реализации, обращается внимание на типичные ошибки и причины их возникновения. Новизна нашего исследования состоит в том, что его объектом стал процесс изменений, происходящих при реализации базовой дисциплины Физическая культура в ходе преобразования требований Федеральных государственных стандартов высшего образования на современном этапе, одним из условий требований которого, впервые в истории, стало право образовательных организаций на самостоятельное решение порядка реализации данной дисциплины. Базовая дисциплина обрела много названий и вариантов путей решения образовательной составляющей, анализ которых мы провели в данном исследовании.

Ключевые слова: эффективный менеджер, цифровизация образования, менеджмент образования, локальный акт, федеральный государственный образовательный стандарт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p14-21

MODERN INTERPRETATIONS OF THE BASIC DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" IN HIGHER EDUCATION

Elena Sergeevna Anistratova, the senior teacher, St. Petersburg Law Institute (branch) of the

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, St. Petersburg; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the docent, Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Pavel Andreevich Dolotsev, the senior teacher, St. Petersburg State Economic University, St. Petersburg

Abstract

The article analyzes the order of organization of implementation of the basic discipline Physical Culture in the educational institutions of higher education nowadays and draws comparison of the local acts, provisions of the Federal State Educational Standards of Higher Education and documents regulating the process of its implementation while establishing Russian system of higher education. The most popular elements of its implementation were mentioned; the attention was drawn to some typical mistakes and reasons of their emergence. The novelty of this research is connected with the subject of it, which is the process of changes taking place while implementing basic discipline Physical Culture under transformation of the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education at the present stage. For the first time in history the right of educational institutions to their own decision of the order of implementation of this discipline has become one of the requirement conditions of it. The basic discipline has acquired many names and variants of ways of decision of its educational aspect, which we have analyzed in this study.

Keywords: effective manager, digitization of education, education management, local act, the Federal State Educational Standard.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема организации образовательного процесса по физической культуре многогранна и актуальна на всех ступенях образования в России от дошкольного до высшего. Её особенностью является то, что она не уменьшается в размерах и значении, а имеет

свойство разрастаться и углубляться. Этому способствуют процессы неизбежно, стабильно и предсказуемо, протекающие в нескончаемой системе изменений, происходящих в жизни нашей страны на современном этапе. Ключевыми словами и словосочетаниями, сопровождающими эти процессы, стали: европейская система образования, коммерциализация и цифрализация образования, бакалавриат, магистратура, зачетные единицы, реформирование системы образования, оптимизация учебного процесса, эффективный менеджер, образовательная услуга, менеджмент образования, директор образовательной организации высшего образования, акцент на самостоятельную работу и прочие, которые у прогрессивной общественности и профессорско-преподавательского состава (III 1С) вузов стали вызывать весьма неоднозначные мнения. Нередко, вызывая чувства раздражения и неуверенности в правильности развития системы образования в целом. Актуальность исследования подтверждается всем ходом перестройки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), разно плановостью трактовки их требований на местах. Подтверждением этому является череда регулярно - раз в четыре года, меняющихся ФГОС ВО, что говорит о непродуманности и поспешных действиях именно реформаторов от образования. Целью исследования является сравнительный анализ эффективности реформирования и регулирования образовательного процесса государственными структурами при реализации второго государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предоставленной возможности образовательным организациям высшего образования самостоятельно принимать решения при реализации дисциплины физическая культура с учетом требований и положений федеральных государственных стандартов высшего образования третьих поколений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с тем, что физическая культура является по сей день образовательной дисциплиной со всеми вытекающими обстоятельствами, мы рассматриваем текущие изменения, происходящие в высшем образовании в сравнении с традиционной работой системы высшего профессионального образования, в сравнении и на примере разработки документов государственного стандарта 2 поколения и роли государства в регулировании высшего образования в целом и дисциплины физическая культура в частности на современном этапе. Особый толчок реформирования пришёлся на период пандемии коронави-руса, когда образовательные учреждения пытались сохранить учебный процесс самостоятельно и минимизировать финансовые потери. Причем многие вынужденные нововведения стали из временных и неэффективных нормой в «новой» цифро-ориентированной системе образования. Самостоятельность стала ключевым словом образования относительно недавно - с появлением федеральных образовательных стандартов третьего поколения, с 2009 года. Этот процесс сопровождался высокопарными словами «саморазвитие, самовоспитание, самореализация» и даже на первых порах прорвался в систему компетентностной направленности образования фразой о самостоятельном использовании средств физической культуры для укрепления здоровья, необходимого для социальной и профессиональной деятельности. А по сути, проявился в значительном увеличении доли самостоятельной работы студента, т.е. уменьшении контактной работы с преподавателем во всех дисциплинах образовательного процесса. Право на самостоятельное решение реализации дисциплин по физической культуре и спорту образовательным организациям высшего образования было узаконено в формулировках всех ФГОС третьего поколения. Именно это разрешение развязало руки нечистоплотным оптимизаторам от высшего образования, которые, не понимая значения требований ФГОС ВО, не понимая сути, места, значения и воспитательной роли образовательной дисциплины физическая культура, по-своему, без обсуждения, не учитывая мнения специалистов в этой области принимают решения, которые основаны только на финансовой выгоде, а на деле

способствуют разрушению дисциплины «Физическая культура», а значит и здоровья нации. Финансовая выгода лежит в основе коммерциализации образования и является основной задачей деятельности эффективных менеджеров, работающих в ней.

Ещё одним из факторов, разрушающих образовательную дисциплину физической культуры в вузах, как ни странно, является их укрупнение - создание головных вузов, насчитывающих в своем составе до 50, а то и более институтов. Проявляется это в желании головного вуза оптимизировать учебный процесс по своим лекалам и программам, по своему образцу во всех подчиненных институтах, без учета материальной базы, наличия и квалификации III 1С. условий обучения и т. д. Такой подход не имеет ничего общего с разумным творчеством преподавателей, их возможностями проявлять инициативу и личные педагогические наработки, применять авторские методики. Нередко рабочие программы дисциплин (РПД) головных вузов выполнены не качественно и безграмотно. Это приводит к тому, что возможная единичная ошибка в порядке реализации дисциплин, некачественная РПД для одной из дисциплин становится головной болью всех институтов, входящих в его состав.

Мы начали работу с анализа системных моментов внедрения новых форм, новых веяний, последовательно и целенаправленно появляющихся при реализации дисциплин по физической культуре и спорту в системе высшего образования, потому что именно эти моменты приводят к лавинообразным и не всегда положительным изменениям на пути образовательной и воспитательной составляющих процесса развития физических качеств обучающихся, укрепления их здоровья, познания научных основ теории и методики их формирования. Следовательно, влияют на уровень восприятия учебного материала и по другим дисциплинам, а в последующем и возможности активной социальной и профессиональной деятельности.

Рассмотрим возможные причины и связи регресса качества образования дисциплин по физической культуре и спорту в хронологии развития основных документов государственных министерств, регулирующих систему высшего образования, положений государственных образовательных стандартов от второго до ныне действующего.

Итак, из экскурса в прошлое можно увидеть, что государственный стандарт высшего профессионального образования (ГОС-2 ВПО) был немногословен, в нём определялась тематика и дидактические единицы дисциплины физическая культура, её учебный объем. Но порядок реализации дисциплины фиксировался различными приказами руководства высшего профессионального образования, выполнение которых регулярно проверялось надзорными органами. Лучшим образцом таких приказов является и на сегодняшний день Приказ государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. N 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» [1]. В приказе прописаны и подтверждены: название дисциплины (физическая культура) и кафедры ответственной за её реализацию (кафедра физического воспитания), учебный объем дисциплины (408 часов), необходимость равномерного распределения учебного объёма дисциплины на весь период обучения, обязанности должностных лиц, включая руководство вуза, профессорско-преподавательского состава кафедры, необходимые документы кафедры по всем направлениям работы (учебная, учебно-методическая, воспитательная, спортивно-организаторская и т. д.) и обязанности должностных лиц кафедры, отвечающих за закрепленное направление, сроки и порядок отчетности по направлению работы. Прописывалась обязанность заслушивания заведующего кафедрой раз в году по итогам работы кафедры на ученом совете вуза. Особую гордость вызывают положения утвержденной этим приказом инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений [1], в которой прописана вся необходимая работа по организации (как сейчас принято, порядке реализации) дисциплины физическая культура в образовательной организации, включая ежегодные медицинские осмотры студентов, распределение их в соответствии с

уровнем здоровья и физического развития в соответствующие учебные отделения (основное, специальное и спортивное)... Приказ регламентировал организаторскую работу должностных лиц кафедры и вуза не только по дисциплине физическая культура, но вместе с этим предлагал активное творческое использование индивидуального педагогического опыта и мастерства преподавателям этой дисциплины, а также порядок организации спортивной работы в образовательной организации. Руководящим звеном всей работы являлась кафедра физического воспитания.

С 2009 года в связи с реформой высшего образования появился на свет федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС ВО-3). Эта веха начала перестройки высшего образования на новый лад, ориентированного на систему европейского образования с «благими» намерениями повысить значимость дипломов нашего специалиста, его востребованность на рынке труда. С тех пор продолжается нескончаемая эпоха стандартов третьего поколения и, связанных с этим, изменений в образовании России. В 2013г. - ФГОС - 3+, в 2017г. - ФГОС-3++. В этом году предсказуемо и уже привычно ожидался новый образовательный стандарт, но пока вышли в свет только изменения к ФГОС ВО. Хочется отметить, что каждый стандарт несет в себе определенные моменты, которые требуют все новых и новых приказов, новых рабочих программ дисциплин (РПД), учебных планов подготовки по новым специальностям и, соответственно к ним, новых компетенций и т. д. За последние 12 лет реформы работу образовательных организаций от такого рода изменений просто «лихорадило», что мешало творчески подходить к учебному процессу [2]. Преподаватели «пачками» штамповали РПД. В таких условиях неизбежны потери качества образования, логики образовательного процесса, контроля реализации дисциплин, контроля образования в целом. К чему это привело - рассмотрим на примере дисциплины «Физическая культура». В ФГОСы третьего поколения были внесены основополагающие для организации образовательного процесса в вузе положения по физической культуре. Что глобально изменилось? Появился термин: «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту». Изначально, появились две конкретных дисциплины с конкретными названиями и определением их направленности: физическая культура и прикладная физическая культура. Впрочем, названия дисциплин в последующие годы были отменены. Первая теоретической и методической направленности в виде лекций, семинаров и занятий по приему нормативов, вторая практическая в форме занятий физическими упражнениями или определенными видами спорта. Были определены учебные объемы дисциплин: 2 зачетных единицы (72 ак. часа) - по первой и 328 ак. часов, не переводящихся в зачетные единицы, но обязательных для исполнения, которые не включаются в объем образовательных программ специалитета и бакалавриата - по второй. Было внесено положение об обязательной организации занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Всего четыре предложения ФГОС 3++ в последней интерпретации с указаниями по порядку реализации дисциплин по физической культуре и правом образовательным организациям на самостоятельное решение по их освоению и продвижению поставили специалистов по физической культуре высшей школы в полную зависимость от «эффективных» менеджеров от образования на местах. Наиболее ярко это проявляется, когда кафедры физической культуры фактически отстраняют от разработки порядка реализации дисциплин по физической культуре и спорту, не прислушиваются к мнению специалистов, исходя из корыстных финансово оправданных веяний, чем фактически разрушают физическую культуру, как дисциплину высшего образования [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрим наиболее распространенные варианты реализации базовой дисциплины по физической культуре. К примеру, дисциплина физическая культура по замыслу руководства высшим образованием в России предполагала передачу обучаемым знаний для

возможности самостоятельного использования основных положений физической культуры и методик развития физических качеств для укрепления здоровья, достаточного для социальной и профессиональной деятельности. И не случайно эта дисциплина вошла в учебные планы по всем специальностям в блоке базовых дисциплин с обязательным учебным объемом 2 зачетные единицы (72 академических часа). Однако на практике некоторые вузы просто проигнорировали методико-теоретическую направленность дисциплины и проводят по старинке обычные практические занятия. Другие вузы, например, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (ГАСУ), в рабочих программах дисциплины (РПД) предлагают её реализовывать в 1 семестре на базе 36 часов лекций и 36 часов семинаров к ним [4]. Такое количество лекционного материала, не предполагается даже в специализированных вузах профильной направленности по физической культуре для дисциплин учебным объёмом в 72 часа. Фактически студенты весь семестр сидят на лекциях по физической культуре и семинарских занятиях. При этом не планируется ни одного часа для подготовки студентов к семинарским занятиям, в то время как особый аспект в настоящий момент делается именно на возможности самостоятельной работы студента при освоении учебного материала.

Еще один вариант реализации базовой дисциплины физическая культура можно рассмотреть на примере Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Структура дисциплины состоит из теоретического 8 часов, практического 32 часа и контрольного разделов 16 часов. На самостоятельную работу студентам отводится 16 часов только по практическому разделу. Весь учебный материал реализуется равномерно в двух семестрах первого курса обучения. Лекции проводятся с использованием дистанционных технологий. В течении лекционного курса используется контрольный материал в виде вопросов и выполнение итогового задания по окончании семестра. Теоретический материал размещен корректно и несет образовательную направленность. А вот практический материал имеет свои особенности. В каждом семестре 1 курса предусмотрены практические занятия по семи видам спорта: атлетическая гимнастика 4 часа занятий и 2 часа самостоятельной работы; баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание - соответственно по 4 часа занятий и 1 часу самостоятельной работы; фитнесс-аэробика, футбол - соответственно по 2 часа занятий и 1 часу самостоятельной работы. Внутри практических учебных занятий предусмотрено время по 1 часу для контрольного раздела (прием контрольных нормативов). При такой реализации фактически преподаватель проводит обучение всего на одном - двух занятиях, за которые должен обучить или ознакомить студента с основными элементами по каждой перечисленной выше тем и после этого принимает контрольные нормативы по «изученной» теме, которые входят в промежуточную аттестацию студента. В перечень нормативов текущего контроля дополнительно включены три теста на определение развития основных физических качеств студента. По каждой теме включено от 4 до 10 тестов. В итоге студент должен выполнить в семестр порядка 40 тестов по заявленным темам и ещё три теста по общефизической подготовке [5]. Что мы видим при такой реализации базовой дисциплины?

Первое - за одно занятие невозможно научить студента двигательным действиям, не говоря уже о технике основных элементов, тактике в игровых видах спорта, нельзя развить специальные физические качества или поднять общефизическую подготовку.

Второе - фактически не обучая ничему нельзя требовать от студента сдачи тестов, особенно отражающих владение или освоение им спортивно-технической подготовленностью по предлагаемому виду спорта.

Третье - отсутствие материалов методико-практической направленности не сможет решить поставленные в РПД задачи и сформировать заявленные компетенции.

Четвертое - при реализации базовой дисциплины физическая культура в двух семестрах 1 курса, которые заканчиваются промежуточной аттестацией в виде зачета, уже

нет места второй выборной дисциплине по физической культуре (или спорту). Практически имеем: контингент обучаемых, место, время, рабочие программы с учебным объёмом в 328 академических часов есть, а вот зачет на протяжении 1 курса отсутствует, что безусловно не способствует посещаемости практических занятий, не воспитывает привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.

ВЫВОДЫ

Приведенные в нашем исследовании способы реализации дисциплины физическая культура базовой направленности не исключения, а скорее сложившаяся практика. Наиболее распространенными ошибками для ряда вузов является участие в организаторской деятельности, планировании и разработке руководящих документов по реализации дисциплин высшего образования по физической культуре и спорту людей, не имеющих высшего образования по данной дисциплине, не владеющих специальной терминологией, неправильно (иногда двояко) трактующих основные положения руководящих документов. В этом можно убедиться, прочитав материалы и документацию по организации образовательного процесса: учебные планы по направлениям, рабочие программы дисциплин по физической культуре и спорту и локальные акты порядка их реализации, которые есть в открытом доступе на сайтах образовательных организаций. Не надо назначать различного рода комиссии, чтобы понять соответствует ли Федеральным законам, Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования и Приказам Мино-брнауки деятельность образовательных организаций при таком ведении учебного процесса по физической культуре и спорту.

Мы считаем, что главными выводами нашего исследования должны стать положения о том, что:

- базовая дисциплина должна иметь единое для всех образовательных учреждений название «Физическая культура»;

- главной направленностью дисциплины должны стать теория и методика физической культуры с конкретными, обозначенными в рабочей программе дисциплины дидактическими единицами;

- дисциплина должна носить опережающий характер по отношению к выборной дисциплине физкультурной или спортивной направленности и реализовываться в первом семестре обучения, как теоретическая база использования полученных знаний и методик для применения в последующих практических занятиях физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях : приказ государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. N 777 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/72089554/ (дата обращения: 26.11.2021).

2. О соотношении требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения «3++» к дисциплине «Физическая культура» действительного порядка ее реализации на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -

2020. - №1 (179). - С.3-9.

3. Физическая культура в вузе, что это? / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.Л. Куликов, М.В. Пучкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -

2021. - № 3 (193) —С. 11-17

4. Караван А.В. Положение о порядке реализации дисциплин по физической культуре и спорту в СПб ГАСУ / А.В. Караван. - Санкт-Петербург, 2021. - URL: https://doc. spbgasu.ru/umu/Polozhenie_fizkult.pdf (дата обращения: 26.11.2021).

5. Порядок проведения в РАНХ и ГС занятий по физической культуре при различных формах обучения, при сочетании различных форм обучения, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. - Москва, 2021. -

URL: https://www.ranepa.ru/images/docs/prikazy-ranhigs/pologenie_fizra.pdf, (дата обращения: 26.11.2021).

REFERENCES

1. State Committee of the Russian Federation for Higher Education (1994), "On the organization of the process of physical education in higher educational institutions", Order of the dated July 26, 1994 N 777, available at: https://base.garant.ru/72089554/ (date of access: 11/26/2021).

2. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Nazarenko E.A., Puchkova, M.V. (2020), "On the ratio of the requirements of the federal state educational standard of higher education of the generation "3++" to the discipline "Physical culture" of the actual order of its implementation at the present stage", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 3-9.

3. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Kulikov, M.L., Puchkova, M.V. (2021), "Physical education at the university, what is it?", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 11-17.

4. Caravan, A.V. (2021), Regulations on the procedure for the implementation of disciplines in physical culture and sports in St. Petersburg State Agrarian University of Architecture, St. Petersburg, available at: https://doc.spbgasu.ru/umu/Polozhenie_fizkult.pdf (date of access: 11/26/2021).

5. The procedure for conducting physical education classes at the Russian Academy of National Economy and Public Administration in various forms of education, with a combination of various forms of education, as well as in the development of an educational program by people with disabilities and people with disabilities. Moscow (2021), available at: https://www.ranepa.ru/images/docs/prikazy-ranhigs/pologenie_fizra.pdf (date of access: 11/26/2021).

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2022

УДК 796.333

МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В РЕГБИ (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Максим Всеволодович Арансон, кандидат биологических наук, Эдвин Сигизмундович Озолин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна, Тупоногова, кандидат педагогических наук, Лариса Николаевна Овчаренко, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, г. Москва

Аннотация

В работе проведен контент-анализ современной научной литературы, посвященной построению тренировочного процесса в разных дисциплинах регби, за последние 5 лет. Работы этого направления занимают значительную часть среди научных публикаций по данному виду спорта. Определено, что значимость силовой подготовки стабильно высока вследствие специфики вида спорта. Рассмотрено применение принципа периодизации в тренировках и её специфика на различных этапах подготовки. Выявлены существенные различия в профиле подготовленности игроков разных дисциплин, требующие различной структуры тренировок. Подчеркивается, что использование специфичных для вида спорта нагрузок, в частности беговых, способствует повышению результативности тренировочного процесса. Выделен ряд проблемных областей, в частности подготовка начинающих спортсменов и изменения в структуре тренировочных нагрузок при переходе между возрастными категориями и уровнями спортивного мастерства.

Ключевые слова: регби, тренировка, специфические нагрузки, силовые нагрузки, научная литература, контент-анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p21-27

TRAINING METHODS IN RUGBY (ANALYSIS OF FOREIGN LITERATURE)

Maxim Vsevolodovich Aranson, the candidate of biological sciences, Edvin Sigismundovich

Ozolin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Vasilyevna, Tuponogova, the can-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.