2009 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 1
УДК 81'37; 003; 81'22
ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СИНЕРГИИ
Екатерина Леонидовна Словикова
доцент кафедры немецкой филологии Пермский государственный университет
614990, Пермь, ул.Букирева, 15. [email protected]
В статье обсуждается одна из интереснейших проблем современной лингвистики -проблема изучения смысловой синергии. Предлагается модель информационного поля, координатами которого являются время, пространство и энергия, а исходным направляющим вектором развития смысловой энергии - целевое устремление. Затрагиваются вопросы измерения смысловой энергии.
Ключевые слова: энергия; смысл; синергия; информационное поле; текст; дискурс; воздействие.
Живой интерес современных исследователей в разных отраслях науки к проблемам синергетики общеизвестен. «Интеграция лингвистики и синергетики - теории, направленной на построение универсальных моделей описания открытых нелинейных самоорганизующихся систем, - явилась попыткой описания лингвистических объектов междисциплинарными методами» [Блазнова 2002: 3]. Это объясняется новым уровнем развития лингвистической науки, т.е. переходом от изучения объектов в статике к рассмотрению их динамической стороны, включающей процессы воздействия, взаимодействия и самоорганизации, и характеризующимся появлением новых научных парадигм, к числу которых можно с уверенностью отнести, например, синергетические концепции.
Обратимся к термину «синергия», который был введен в науку немецким физиком Г.Хакеном, бельгийским физиком и философом русского происхождения
И.Р.Пригожиным, российским исследователем С.П.Кур- дюмовым [Новейший философский словарь 2001: 902-913]. Под синергией (от греч. auv8pyía Synergos - вместе действующий) - понимается комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их объединён-
ное действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их суммы. Наука синергетика - представляет собой междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем), это наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Метод, который используется в синергетике - это теория динамических систем. Именно тот фактор, что принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем, позволил синергетике обрести междисциплинарный характер и найти применение в лингвистике. Итак, синергетический аспект включает в себя следующие составляющие: динамика (движение), процесс самоорганизации и эффект совместного действия, мерой которых является энергия.
Понятие «энергия» определяется в физике как «общая мера различных форм движения материи» [БСЭС 1986: 1552]. В системе физической теории энергия выражается в различных формах: механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная. В психологии и медицине говорят о психической энергии,
© Словикова Е.Л., 2009
38
т.е. энергии «движения психики, сознания, мысли, разума» [Яковлева 2003: 12]. Что же представляют собой семантическая энергия и семантическая синергия?
Думается, что здесь первостепенную роль играют образы репрезентированные смыслом, т.е. смыслообразы.
Общепризнанной является сила слова. Словом можно воодушевить, утешить, вылечить или даже убить. Но какие такие составляющие позволяют слову обладать столь мощным могуществом? У Я.Парандовского читаем: «Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы. Оно невидимый представитель вещей,
воспринимаемых пятью чувствами. По его заклинанию появляются люди, предметы далекие или несуществующие вовсе. А близкие делаются настолько реальными, лишь будучи названными...» [Парандовский 1972]. Отсюда следует связь слова и образа, который оно вызывает посредством смысла.
В своей работе «Вещь и имя» А.Ф.Лосев писал: «Смысл имени всегда одинаков, он есть умная, смысловая энергия вещи, повелительно выявляющаяся и настойчиво манифестирующая свои скрытые глубинные возможности <...> Когда имя находит свое выражение, оно становится вторичным словом, которое именует вещь, выходящую из своего внутреннего пребывания в себе в свой внешний и явленный образ» [Лосев 1993: 808-839]. В его понимании слово есть инобытие смысла вещи, скрывающее в себе смысловую энергию вещи. Тем самым можно говорить о том, что слово способно оказывать воздействие благодаря передаче семантической/смысловой энергии через образ. При этом сам процесс передачи - это и есть энергия, ведь «передача информации -это всегда передача структурированной материи или энергии» [Быкова 2003: 278]. Такой подход к пониманию энергии схож, на наш взгляд, с возрождением аристотелевской трактовки энергии в триаде возможность (потенция) - энергия - энтелехия. Как отмечает Е.С.Узкова, «энергия, по определению Аристотеля, есть движение к осуществ-ленности - не столько актуальность, сколько актуализация <...> Как известно, термин первоначально был заимствован Аристоте-
лем из выражения «быть в деле, в действии, задействоваться». По удачной формуле М.Хайдеггера, энергия раскрывается как «себя-в-творении-и-в-конце-имение»: «ко-
нец» и «творение» выражают связь с тело-сом, энтелехией, сущностью [Узкова 2003: 55].
Такое понимание смысловой энергии как актуализации потенции включает возможность, процесс и результат передачи информации с акцентом на процессуальности. Данный процесс представляется довольно сложным для изучения благодаря своей неоднородности. С одной стороны, передача информации имеет вполне материальную физическую сторону, т.е. при устной коммуникации происходит передача от говорящего к слушающему посредством акустических волн, длину, силу и энергию которых можно достаточно точно измерить, при письменной - это параметры световой волны. С другой стороны, мы сталкиваемся с семантической составляющей процесса передачи информации, не менее важной, но более сложной для измерения ее энергии. В данном случае мы не имеем математической или физической постановки задачи, поскольку рассматриваемое явление настолько сложно, что для него еще нет удовлетворительной схемы, уравнения движения или формулы исчисления. В настоящий момент трудно однозначно ответить вопрос о размерности смысловой энергии. И в тоже время многими учеными подчеркивается, что МЫСЛЬ человека, основной элемент сознания, представляет собой универсальную энерго-полевую субстанцию виртуального вида, способную к многообразным превращениям и взаимодействию с окружающим пространством (Ж.А.Драгалина, А.П.Дубров, В.В. Налимов). Попробуем определить основные параметры характеризуемого явления.
Информационное (в нашем понимании это синоним термина «смысловое») поле дискурса, как и составной его части текста, представляется нам многомерным, т.е. обладает несколькими параметрами, которые могут выделяться в зависимости от подхода исследования. Во-первых, в нем выделяются уровни смысла: предметный, идейный, оценочный, эмоционально-гедонистический. Учеными выделяются также, например, та-
кие виды информации: содержательно-
фактуальная, содержательно-концептуальная и содержательно-подтекстовая информация [Дорофеева 2004: 9] .
Координатами же данного поля являются время, пространство и энергия, а исходным направляющим вектором развития смысловой энергии - целевое устремление.
Развитие проходит в определенном пространстве, изменения, включающие и процессы самоорганизации, реализуются во временной период, а «живой тканью» информационного поля являются смысловые энергопотоки. Именно они порождают, структурируют и деструктурируют, дают «жизнь» информационному полю. При этом происходит движение множественных смысловых энергопотоков, одни из которых детерминированы автором, другие возникают спонтанно в пространстве и времени в направлении согласно определенной цели коммуникации. Нами уже отмечалось, что при этом возникает одновременно несколько миров реализации такой модели информационного поля [Словикова 2008]. Один - реальный, т.е. любой информационный процесс (в нашем случае любая вербально опосредованная деятельность) разворачивается в реальном времени (космическом и физическом), в пространстве (как устный, так и письменный типы). Энергия информационного поля передается от адресанта к адресату посредством смысловых энергопотоков, реализующихся на физическом уровне вербальными (звуковыми или графическими комплексами) и невербальными сопровождающими их средствами.
В виртуальных, т.е. воображаемых, но возможных мирах, репрезентированных системой смыслообразов данного типа дискурса, время, пространство и смысловая энергетика актуализируются текстовыми категориями.
Параметр время реализуется, например, текстовыми категориями времени, модальности, реальности/нереальности. Категория времени определяет направление развития информационного поля. Время здесь не однонаправленное. Возможны переходы от прошлого к будущему или от будущего к настоящему и снова к будущему. Категории модальности и реальности/нереальности от-
ражают степени возможности перехода из одного временного промежутка в другой.
Параметр пространство, т.е. изменение в пространстве, актуализирует, например, категория симметрии-асимметрии [Словико-ва 2008].
Оба эти параметра тесно взаимосвязаны. Возможно изучение процесса становления текста через систему позиций. Позиция, с одной стороны, - это теоретически установленная точка, определяемая числовой пропорцией, с другой - это область определенных функций. Описание целого через систему позиций, обладающих функциональной спецификой <...> позволяет получить информацию о характере процесса формирования текста в конкретный момент времени [Дорофеева 2004: 9].
Параметр энергия актуализируют в первую очередь семантические категории образности, эмотивности, оценочности, интертекстуальности. Говоря о семантических категориях, необходимо подчеркнуть, что актуализировать смысл могут, на наш взгляд, единицы любого уровня языка: фонетического, морфологического, лексического и синтаксического, уровня текста.
Средства категорий образности, эмотив-ности и оценочности напрямую связаны с психической энергией, которую они передают вербальными средствами и которая способна оказывать сильное эмоциональное воздействие на адресата. Бранная лексика может вызвать сильное эмоциональное переживание. Имея в своей основе чувственный первообраз, слово способно репрезентацией смыслообраза вызвать определенное эмоциональное переживание и наоборот, поскольку «в слове кроется след переживания, связанного с самим словом и с обозначаемым им понятием, благодаря чему устанавливается их связь с положительными и отрицательными энергиями, с теми или иными ощущениями и чувствами» [Мышкина 2001: 85]. Итак, семантические категории являются некими проводниками смысловой энергии.
Вопрос об измерении такого вида энергии остается открытым. Изучая энергожизнь текста с позиций контрадиктно-синергетического подхода, Н.Л.Мышкина выделяет его энергетические свойства и ха-
рактеристики, к которым относит в первую очередь напряжение, силу, зыбление смысла и др.) [Мышкина 1999]. Динамика текста трактуется ею как взаимодействие самодвижений текстового пространства, а под самодвижением понимается процесс транспонирования и проецирования одних множеств элементов в другие множества элементов системы. Импульсом для самодвижений текстового пространства выступают энергетические иррадиации языковых единиц, их «проекции-излучения». Подчеркивается, что одни из проекций-излучений доминантны, ибо они поддерживаются всей текстовой системой; другие являются «фоновыми», второстепенными и уходят на задний план; третьи «гасятся» текстовой системой, не получая в текстовом пространстве никакого отклика. При этом второстепенные, как бы случайные, проекции-излучения становятся источниками спонтанного движения текстового пространства [Там же: 181- 183].
Итак, контрадиктно-синергетическая методика направлена на изучение синергии самодвижений текстовых единиц, их взаимодействий и взаимовлияний, ведущих к развитию текстовой системы. Под синергией самодвижений понимается проецирование одних множеств элементов в другие множества элементов системы, вследствие которого возникает качественно новое интегрированное образование, вбирающее в себя все проецируемые множества и возникающие при этом новые смыслы и измерения [Мышкина 1998: 16, 45].
Таким образом, мы можем выделить характеристики и свойства смысловой энергии: напряжение, напряженность, сила, зыбление смысла, функторизация. И определить их распределение соответственно гармонического центра текста.
Напряжение было исследовано на примере простого немецкого предложения М.Н.Ельцовой. Ею было доказано, что функция категорий напряжения и напряженности заключается в создании поля напряженности предложения. С помощью напряжения и напряженности предложение образует энергетическое поле. При этом «напряженность -это энергетическое свойство структуры предложения и его элементов» [Ельцова 2006: 6]. В данной работе рассматривались
синтаксические напряженность и напряжение, но потенциально возможно изучение их на любом уровне. Так, именно зыбление смысла и разрывы смысла создают напряжение и напряженность на семантическом уровне.
Функторизация представляет собой наличие функторных единиц, служащих «средством транспонирования одного множества элементов системы в другое множество элементов той же системы, и является источником смыслопульсаций в текстовое пространство» [Мышкина 1998: 83-85].
Примером функторных единиц служат многозначные слова и структуры. Таким образом, чем больше значений многозначного слова реализуется в смысловом поле, тем больше его энергетическая заряженность.
Сила (энергетическая характеристика смыслового поля) может быть определена как степень отклонения от нейтральности. Реализуется такая характеристика в грамматических, синтаксических конструкциях (например, нарушение порядка слов, тема-рематического членения, рамки и др.), фонетических (например, наличие ритма, рифмы, повторов и т.д.), лексических (например, эмоционально-окрашенная лексика, фразеологические единицы и др.), стилистических (например, наличие метафор, гипербол и т.д.), интертекстуальных (цитирование, ссылки и т.д.) параметрах. Огромную роль будут играть и родовые экзистенциальные смыслы, которые отражают связь бытия человека и вечных смыслов, переходящих через поколения.
Все перечисленные параметры могут быть математически просчитаны по их наличию/отсутствию. Возможно посчитать в смысловом поле функторы, факторы напряженности, определить степень силы. При этом мы выделяем потенциальную энергию информационного поля, значит, ту, которая заложена, но не реализована, и действительную, реализующуюся в смысловом поле. Вместе они представляют собой полную энергию смыслового поля. Например, если многозначное слово-функтор реализует из трех своих значений в информационном поле только два, т.е. нереализованная проекция-излучения гасится другими текстовыми
единицами и составляет частицу потенциальной смысловой энергии.
Так как смысловое поле развивается в трехмерном пространстве, то все три измерения определяют динамику смысловой энергии информационного поля, репрезентантами которой является система смысло-образов. Слияние разнонаправленных или однонаправленных энергопотоков представляет собой смысловую синергию, которая есть приращение смысла в информационном поле, происходящее согласно целевому устремлению смыслов дискурса.
Итак, исследование смысловой синергии является достаточно интересным и перспективным. Данная статья не исчерпывает анализа всех аспектов изучения смысловой энергии. В дальнейшем возможно создание математической модели расчета смысловой энергонасыщенности.
Список литературы
Блазнова Н.А. Точечные аттракторы в структуре текста: дис...канд. филол. наук. Бийск: НИЦ БПГУ, 2003. 20с.
Быкова А.А. Невербальная коммуникация и биолокация // Этика и наука будущего. Материалы третьей междисциплинарной научной конференции. М: Благотворительный фонд «Дельфис», 2003. С. 272-276
Дорофеева В.А. Структурно-
информационная устойчивость текста к деформациям его объема: дис...канд. филол. наук. Бийск: НИЦ БПГУ, 2004. 23с.
Дубров А.П. О смене парадигмы естествознания в XXI веке // Этика и наука будущего. Материалы третьей междисциплинарной научной конференции. М: Благотворительный фонд «Дельфис», 2003. С.24-30.
Ельцова М.Н. Категория напряжения и напряженности простого повествовательного
предложения: автореф. дис ... канд. филол. наук: Пермь, 2006. 24 с.
Лосев А.Ф. Вещь и имя // Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. С. 802-880.
Мышкина Н.Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 1998. 152 с.
Мышкина Н.Л. Лингводинамика текста: контрадиктно-синергетический подход: дис ... доктора филол. наук. Пермь, 1999. 428 с.
Мышкина Н.Л. Роль эманативных качеств единиц в тексте // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗЕ, техникуме, школе. Пермь: Перм.
гос.техн.ун-т, 2001. Т.З. С. 83-86.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. 260 с.
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А.
Вероятностная модель бессознательного. М.: Мир идей, 1995. 431с.
Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Прогресс, 1972. 336 с.
Словикова Е.Л. Динамика рекламного дискурса. Энергия образа, слова и смысла: монография. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2008. 207 с.
Узкова Е.С. Энергия: от физики к
философии. Этика и наука будущего. Матералы третьей междисциплинарной
научной конференции. М: Благотвори-
тельный фонд «Дельфис», 2003. С.54-59.
Яковлева Е.Г. Духовность и наука: необходимость сближения // Этика и наука будущего. Материалы третьей
междисциплинарной научной конференции. М: Благотворительный фонд «Дельфис», 2003. С.10-13.
Новейший философский словарь: 2-е
изд., перераб. и доп. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. 1280 с.
Советский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.
FURTHER DEVELOPMENT OF MEANINGSYNERGY Ekaterina L. Slovikova
Assistant Professor of German Philologi Department Perm State University
The article deals with the most important problem of development of meaningsynergy. The auther presents the model of the informational field with time, space and energy as its coordinates. Investigating the problem of measuring of meaningenergy.
Keywords: energy; meaning; synergy; informational field; text; discourse; influence.