ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА (НА
ПРИМЕРЕ COVID-19)
PROSPECTS FOR THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN GOVERNANCE IN THE CONDITIONS OF CRISIS (EXAMPLE COVID-19)
УДК 339.9
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1115 Герасимчук З.В., доктор экономических наук, профессор профессор кафедры управления Филиал МГУ в г. Севастополе Россия, г. Севастополь Баранова И.С. студент
3 курс, факультет «Экономики и управления»
кафедра управления
Филиал МГУ в г. Севастополе
Россия, г. Севастополь
Gerasimchuk Z.V.
Baranova I.S., [email protected]
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена исследованию возможностей цифровых технологий в государственном управлении в условиях кризиса, возникшего вследствие распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В статье рассмотрены факторы негативного влияния на государственное управление и сферы государственного управления, подверженные кризису. В результате исследования, представлены направления цифровой трансформации государственного управления в условиях кризиса, возможные технологии для предотвращения влияния кризисных факторов и мероприятия внедрения цифровых технологий в государственное управление.
ANNOTATION
This article is devoted to the study of the possibilities of digital technologies in public administration in a crisis that has arisen as a result of the spread of the new coronavirus infection COVID-19. The article discusses the factors of negative
impact on public administration and public administration, prone to crisis. As a result of the study, the directions of digital transformation of public administration in a crisis are presented, possible technologies for preventing the influence of crisis factors and measures for introducing digital technologies in public administration.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая экономика, государственное управление, цифровая трансформация государственного управления, кризис, коронавирусная инфекция, COVID-19.
Keywords: digital technologies, digital economy, public administration, digital transformation of public administration, crisis, coronavirus infection, COVID-19.
Уже несколько лет цифровые технологии все больше и больше используются в основных сферах жизнедеятельности современного человека, в том числе, и в государственном управлении. Трансформация государственного управления заключается в цифровизации госуслуг. В России также создан план по внедрению цифровых технологий в систему совершенствования государственного управления. Благодаря быстрому сбору, обработке огромных массивов информации государство имеет возможность создать востребованные для общества, бизнеса и некоммерческого сектора новые услуги.
Актуальность данной темы обусловлена сложной ситуацией в России и мире, сложившейся в результате распространения нового типа коронавируса, который создал кризисное положение.
В связи со сложившейся ситуацией, во многих странах введен режим повышенной готовности и самоизоляции. Возможно, карантин продлиться до осени 2020 года, и представителям всех сфер жизнедеятельности необходимо будет найти способ дальнейшего безопасного выхода из карантина. Государство должно обеспечить комфортные условия представителям всех сфер жизни.
Целью данного исследования является рассмотрение факторов негативного влияния на государственное управление, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, и перспективы использования цифровых технологий для оптимизации ситуации.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть факторы негативного влияния на государственное управление, в связи с распространением коронавирусной инфекции;
2) проанализировать, какие сферы государственного управления наиболее подвержены негативному влиянию;
3) предложить направления цифровой трансформации государственного управления в условиях кризиса;
4) рассмотреть возможные технологии для ликвидации или предупреждения влияния кризисных факторов;
5) представить мероприятия цифровой трансформации государственного управления.
Объект исследования - цифровая трансформация государственного управления в России в условиях кризиса.
Предметом исследования является качество внедрения цифровых технологий в систему государственного управления и перспективы использования цифровых технологий в условиях кризиса.
При написании статьи были рассмотрены работы отечественных авторов. Среди них: Д.Ю. Двинских, Н.Е. Дмитриева, Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Попов Е.В., Семячков К.А.
Следует отметить, что большая часть исследований посвящена оценке качества цифровизации и расчетам эффективности и затратности внедрения цифровых технологий в государственное управление по коэффициентам полезности. Данные аспекты, несомненно, важны. Однако, вышеуказанные научные разработки выполнены в, так называемое, «мирное время», но кризисная ситуация побуждает государство к новым действиям и решениям. Данная статья описывает возможности цифровых технологий именно в условиях кризиса. Этим и описывается научная новизна исследования.
В России проводится большая работа по практическому внедрению и освоению цифровых сервисов и технологий в государственном управлении. Основные мероприятия по цифровизации государственного управления сформулированы в федеральном проекте «Цифровое государственное управление», включенном в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» [2].
В пояснении к федеральному проекту отмечается, что «он направлен на достижение национальных целей, определенных п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и обеспечение качественного улучшения ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы» [1].
В рамках данного проекта выделено два основных направления:
1. внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферы государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов предпринимательства;
2. разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств-членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики [2].
Реализация ключевых задач социально-экономического развития страны неразрывно связана с успешным внедрением цифровых технологий в управленческие, социальные и бизнес-процессы. Однако эти, казалось бы, очевидные цели не могут быть достигнуты вне рамок цифровизации сферы государственного управления. Как отмечено в рекомендациях Совета ОЭСР по разработке стратегий цифрового правительства, феномен цифровой трансформации в государственном управлении рассматривается как переход от «электронного правительства» к «цифровому правительству»: переход от использования технологий для поддержки процессов в органах власти к использованию технологий для формирования результатов государственного управления. В указанных условиях становится возможным формирование полноценной системы, состоящей из органов государственного управления, бизнес-структур, граждан и организаций, в которой цифровое правительство выступает в качестве связующего звена, обеспечивая взаимодействие между указанными элементами.
Данные документы являются инструментами стратегической политики в области цифровой трансформации государственного управления Российской Федерации, а в условиях угрозы заражения новым малоизученным вирусом необходимо принимать инновационные адаптивные решения.
Для начала рассмотрим, в каком состоянии находится государственное управление в настоящее время и какие сферы госуправления охвачены кризисом и какие факторы влияния будут определять процесс цифроизации государственного управления. Данный анализ целесообразно начать с рассмотрения внутренней и внешней среды государственного управления. То есть, технических, организационных условий и результатов принятия государственных решений, а также условий и факторов, возникающих независимо от них, но оказывающих существенное воздействие на их результат. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Анализ внутренней и внешней среды государственного управления в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19
Теперь следует понять, как именно влияет на госуправление каждый из представленных факторов. Однозначно можно ответить, что каждый из приведенных факторов, кроме «появления новых онлайн-профессий» негативно влияет на государственное управление и, следовательно, на другие сферы жизнедеятельности.
Далее в таблице 1 представлены сферы государственного управления Российской Федерации, которые наиболее подверженны кризису.
Таблица 1. Сферы государственного управления, охваченные кризисом
Сфера Область Описание проблемы
п/п госуправления принятия решения
Сфера государственного экономического управления Действия органов государственной власти по управлению имуществом государства и деятельностью государственных учреждений и организаций осуществляются в целях реализации экономической функции государства. Субъекты малого и среднего бизнеса не имеют возможности продавать свои товары и предоставлять услуги населению, в связи с угрозой массового заражения. Предоставление государственных услуг юридическим лицам также затруднено, в связи с пандемией коронавируса.
Сфера государственного социально-культурного управления Действия органов государственной власти осуществляются в целях управления образованием, наукой, культурой, охраной здоровья и социальным обеспечением. Практически все государственные услуги предоставляются населению при фактическом посещении органов государственной власти, их подразделений и МФЦ. Даже те, услуги, для получения которых предусмотрена онлайн-подача заявлений, требуют личного получения документов. На данный момент лишь малая часть госуслуг предоставляется полностью в онлайн-формате. К тому же, далеко не все граждане РФ имеют возможность и умеют использовать онлайн-порталы.
Сфера государственного административно-политического управления Действия органов государственной власти осуществляются в целях обеспечения общественного порядка, государственной безопасности, судебной защиты и развития международных отношений. Из-за угрозы заражения закрыты многие международные рейсы и отменены многие иностранные визиты глав государств. Настраивать международные отношения стало труднее. Что касается, общественной безопасности, здесь идет большая нагрузка на СМИ, с помощью которых необходимо донести до населения
качественную информацию о вирусе и мера предосторожности.
Относящиеся ко всем сферам проблемы: - отсутствие антикризисных нормативно-правовых актов области внедрения цифровых технологий госуправление; - несовершенство либо полное отсутствие системы электронного документооборота в органах власти и, как следствие, низкокачественные коммуникации среди сотрудников департаментов; - угроза взлома серверов и утечки конфиденциальной информации; - угроза перегрузки технического оснащения и слабого сигнала связи.
Далее следует рассмотреть, как цифровые технологии могут предостеречь от угроз, появляющихся перед государством в связи с пандемией СОУГО-19.
Аналитики Фонда Росконгресс представили анализ консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) вызовов, появляющихся перед субъектами бизнеса в связи с пандемией COVID-19, а также возможности цифровых технологий по минимизации негативных последствий сложившейся ситуации [3]. А что из этих рекомендаций можно предложить государству в рамках совершенствования системы управления посредством внедрения инновационных технологий?
1. «Аналитические инструменты, искусственный интеллект, симуляции и новые варианты организации удаленного рабочего процесса могут защитить людей и снизить возможные потери в краткосрочной перспективе» [3]. То есть, использование инструментов цифровой экономики в государственном управлении позволит уберечь от заражения не только государственных служащих, но и большое количество местного население. Иным словами, избавление от очередей в органах государственной власти, а также в МФЦ, снизит количество заразившихся.
2. «Цифровые технологии имеют потенциал для ответа на вызовы COVID-19 в долгосрочной перспективе» [3]. Восстановление субъектов бизнеса и их выход из кризиса косвенно связаны с нагрузкой на государство во время распространения вируса, а также длительное время после пандемии. Чем быстрее бизнес выйдет из кризиса и предприятия перестанут претендовать на поддержку со стороны государства, тем быстрее государственный бюджет пополниться налоговыми платежами, а в расходах появятся статьи, связанные с социальной сферой.
«Цифровые и онлайн-каналы дистрибьюции в дополнении с персонализацией и динамичным планированием цепочек добавленной
стоимости помогут бизнесу в кратчайшие сроки восстановиться после прохождения пика кризиса. Различные варианты глубокого анализа и реструктуризации бизнеса на основе использования цифровых технологий повысят устойчивость бизнеса в будущем» [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что государственные органы власти заинтересованы в развитии цифровых технологий на коммерческих предприятиях.
3. «Цифровые технологии могут изменить подход к управлению проектами и усовершенствовать его» [3]. Использование PID (инструмента оценки бизнес-проектов и процессов) позволит точно определить все необходимые для успешной реализации проекта приоритеты, рычаги и показатели, а также снизить издержки при реализации данного проекта и увеличить прибыль инвесторов за счет цифровизации процессов, тем самым, повысит инвестиционную привлекательность регионов и России в целом.
Для оптимизации положения государственного управления следует провести работу по следующим направлениям:
- разработка новой законодательной базы в области антикризисного управления при помощи цифровой трансформации государственного управления;
- внедрение усовершенствоанной системы электронного документооборота в органы государственной власти, их подразделения и МФЦ;
- организация дополнительной защиты информации, обеспечение бесперебойности сигнала;
- установка мобильных терминалов на примере портала Госустуг и разработка возможных методов доставки на дом государственных услуг населению.
Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что сложившаяся ситуация в экономике, пандемия, несовершенство законодательства, нехватка ресурсов государства негативно влияют на процедуру принятия государственных решений. Представленные направления цифровой трансформации госупраления станут основными этапами антикризисного управления в стране. Основными мероприятиями по внедрению цифровых технологий в систему государственного управления станут:
1. Создание антикризисных нормативно-правовых актов в области цифровых технологий;
2. Закупка нового компьютерного оборудования в органы власти;
3. Закупка усовершенствованного СЭД для органов власти;
4. Проведение обучающих лекций для сотрудников департаментов и министерств, а также информирования населения;
5. Организация доставки на дом готовых документов и других государственных услуг населению страны;
6. Установка мобильных терминалов для получения население государственных услуг
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.
Литература
1. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» » / Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения 03.05.2020).
2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Цифровая экономика РФ» / Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 03.05.2020).
3. Цифровые технологии как помощь в борьбе с кризисом COVID-19 исследование 06.04.2020 / Фонд Росконгресс Информационно-аналитическая система [Электронный ресурс] URL: https://roscongress.org/materials/tsifrovye-tekhnologii-kak-pomoshch-v-borbe-s-krizisom-covid-19/ (дата обращения 15.05.2020).
Literature
1. Decree of the President of the Russian Federation of may 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» / Reference legal system «ConsultantPlus» [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (accessed 03.05.2020).
2. Ministry of digital development, communications and mass communications of the Russian Federation «Digital economy of the Russian Federation» / Official website of the Ministry of digital development, communications and mass communications of the Russian Federation [Electronic resource] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed 03.05.2020).
3. Digital technologies as assistance in fighting the crisis CAVID-19 research 06.04.2020 / ROS Foundation Congress Information and analytical system [Electronic resource] URL: https://roscongress.org/materials/tsifrovye-tekhnologii-kak-pomoshch-v-borbe-s-krizisom-covid-19/ (accessed
15.05.2020).