■ ■ ■ Перспективы Интернет-взаимодействия населения и органов власти в контексте развития информационного права
Кривоухов А.А.
Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, Курск, Российская Федерация.
Аннотация. Автор выделяет среди основных видов информационной деятельности органов власти следующие: обеспечение доступа к информации о своей деятельности; публичное (массовое) информирование населения с их стороны; информационное взаимодействие с гражданами и организациями, в том числе в сетевом пространстве. Анализ законодательства в области информационного права показывает, что на сегодня гарантируется только право на доступ к информации как получение информации по запросу пользователя информации. Автор считает, что в законодательстве должна быть закреплена обязанность проактивного опубликования (распространения) информации со стороны органов власти. Кроме того, государственные органы должны переориентироваться на распространение информации посредством социальных медиа, при этом учитывать особенности этих информационных каналов и предоставлять информацию в форматах, которые социально адаптированы для наилучшего удовлетворения информационных потребностей сетевой общественности. Автор делает вывод, что сегодня необходимо обеспечивать правовыми гарантиями граждан не только на доступ к информации, но и проактивное информирование граждан, а также обеспечение права на коммуникацию.
Ключевые слова: информационная деятельность, органы власти, Интернет, социальные медиа, право на доступ к информации, проактивное информирование граждан, право на коммуникацию
Для цитирования: Кривоухов А.А. Перспективы Интернет-взаимодействия населения и органов власти в контексте развития информационного права // Коммуникология. 2019. Том 7. №4. С. 117-127. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-4-117-127.
Сведения обавторe: Кривоухов Анатолий Анотольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Курской государственной сельскохозяйственной академии имени Иванова. Адрес: 305021, Россия, г. Курск, ул. Карла Маркса, 70. E-mail: anatka@rambler.ru.
Статья поступила в редакцию: 11.11.2019. Принята к печати: 10.12.2019.
Тысячелетиями шел поиск способов взаимоотношений индивида и власти. Информатизация общества и системы государственного управления явились дополнительным воздействующим фактором на появление новых способов их взаимодействия. Развитие информационно-коммуникативных технологий в России заставило по-новому взглянуть на отношения государства и граждан. Первые десятилетия XXI века были отмечены стремительным ростом влияния Интернета на социальные процессы. Новые информационно-телекоммуникационные тех-
нологии привели не только к появлению новых способов организации структур государства, бизнеса и гражданского общества, но и к появлению новых способов коммуникации между ними, а также с населением страны.
Исходя из сказанного, считаем, что один из возможных и одновременно необходимых путей совершенствования информационной деятельности как функции органа власти состоит в проведении системного анализа действующей нормативной правовой базы как правовой гарантии реализации информационных прав и свобод граждан, с целью выявления имеющихся в ней пробелов. На этой основе также следует предложить разработку дополнительного правового механизма для достижения целей гармонизации соответствующего законодательства, придания ему черт комплексности и создания полноценной системы правовых основ для всесторонней реализации информационных прав и свобод. Объектом внимания должна стать массовая информация, производимая в сфере государственного управления и методы реализации информационной деятельности органов власти.
Сущность информационного взаимодействия населения и органов власти
В самом общем понимании информационное взаимодействие можно рассматривать как процесс передачи информации, который формирует новое знание. По мнению О.С. Копалова, В.Ю. Черкасова, информационное взаимодействие органов власти с населением представляет собой сложную систему, которая призвана решать следующие задачи: информирование населения о деятельности органов власти, привлечение населения к участию в принятии решений, обеспечение поддержки решений, получение обратной связи от населения [Копалова, Черкасова].
Однако результат информационного взаимодействия далеко не всегда оправдывает ожидания, как органов власти, так и населения в целом. Главная проблема - это отсутствие комплексного подхода к разработке и реализации информационного взаимодействия, его нормативное регулирование. Сегодня информационная деятельность органов исполнительной власти приобретает статус самостоятельной и постоянной функции. Многие ученые отмечают, что каждая функция, как определенный вид деятельности исполнительной власти, характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью. Функции отражают содержание деятельности исполнительной ветви власти и в известной степени характеризуют ее сущность [Атаманчук]. Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Свои методы имеет и информационная деятельность органов исполнительной власти. Отметим, что конституционно-правовая доктрина России как демократического государства обозначает: (1) право на информацию; (2) право на доступ к ней [Братановский, Лапин]. В настоящее время эти права могут быть дополнены правом на коммуникацию, подразумевающим непосредственное участие в воспроизводстве информации и принятии решений [Кириллина: 117].
При этом действующее законодательство обеспечивает правовые гарантии реализации только одного из методов информационной деятельности - обеспе-
чение доступа к информации. В то время как среди основных видов информационной деятельности органов власти необходимо рассматривать все же, как минимум, следующие три:
- обеспечение доступа к информации о своей деятельности;
- публичное (массовое) информирование населения с их стороны;
- информационное взаимодействие с гражданами и организациями, в том числе в сетевом пространстве.
Такое выделение методов информационной деятельности органов власти является принципиально важным еще и потому, что наблюдается явно смешение понятий в вопросе исследования информационной деятельности исполнительной власти. Такое положение дел уже отразилось на принятии законов информационной сферы: не различение методов информационной деятельности приводит к доминированию только одного вектора в развитии российского информационного законодательства, ориентированного на дальнейшую реализацию конституционных прав граждан на доступ к информации. За рамками внимания по этой причине остается дальнейшее расширение правовых гарантий реализации прав граждан на коммуникацию (информационное взаимодействие).
Гарантия права на информацию в действующем законодательстве РФ
Как отмечал в своё время И.Л. Бачило [Бачило], после принятия в 1966 году Закона США «О свободе информации» (The Freedom of Information Act) все европейские страны приняли свои законы такого же рода. Это хорошие национальные законы, но в большинстве случаев они не решают задачи обеспечения «свободы информации» в полном объеме, ограничиваясь регулированием взаимодействия государственных органов и граждан по поводу доступа к правительственной официальной информации. Безусловно, данный предмет правового регулирования очень важен. Во-первых, здесь регулируются отношения государства и реализующего свое право искать и получать информацию гражданина. Во-вторых, в этих законах регулируются отношения, связанные с открытостью деятельности государственных структур, с определением границ связи государства с гражданами; доступ к информации, например, в России, рассматривается как форма общественного контроля.
Это выражается в частности в необходимости реализации в сфере государственного управления принципа обязательства опубликования информации. В этой связи принятие в России Закона о доступе к информации можно считать вполне завершенным - это законодательное обеспечение только одного из способов информационной деятельности в государственном управлении - обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов. Основополагающими законами федерального уровня, которые являются правовыми гарантиями реализации права граждан на получение информации от органов государственной власти является Федеральный закон РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (от 9 февраля 2009 года № 9-ФЗ).
Анализ данного нормативного правового акта показывает следующее. Закон содержит основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Это так называемые принципы открытости и доступности информации названных субъектов информационной деятельности, ее достоверности, а также свободы поиска, получения, передачи и распространения информации об их деятельности и соблюдение при этом прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту их чести и деловой. Способом обеспечения доступа к информации об их деятельности называются: (1) обнародование (опубликование) информации о своей деятельности в СМИ; (2) размещение информации в сети Интернет; (3) размещение информации в занимаемых указанными органами государственной власти помещения и т.д. Важным для реализации прав граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти является закрепленная обязанность руководителя органа исполнительной власти в части определения структурного подразделения или уполномоченного лица для обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности органа власти.
Между тем, следует отметить некоторые особенности принятого 9 февраля 2009 года Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Во-первых, сфера применения этого закона ограничена распространением на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информации к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, за рамками правового регулирования продолжает оставаться огромный массив информации, создаваемой государственными органами, значение которой крайне важно как для повседневной жизни людей, так и для реализации государством и органами государственной власти своих функций. Во-вторых, те формы предоставления информации, которые закреплены в законе, позволяют реализовывать только лишь так называемую пассивную гласность органов власти. Активная гласность предполагает совершенно иное информационное поведение власти по отношению к обществу. Фактически у пользователя информации сохраняются всего лишь две возможности получения информации. Первая возможность связана с активностью самого пользователя информации, то есть необходимостью посещения им соответствующего органа власти лично для получения необходимой ему информации. Или же - посещения им официального веб-сайта органа власти для поиска необходимой информации. Еще одним способом обеспечения доступа к информации, закрепленным в законе, является обнародование (опубликование), относящееся как к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, так и законов и иных нормативных правовых актов. Именно эту возможность получения информации Федеральный закон называет «распространение» информации. Однако, это понимание небесспорно. Фактически Федеральный закон о доступе к информации предоставляет возможность получения такой информации и не подразумевает ее инициативного (со сторо-
ны органов государственной власти) распространения. Еще одна гарантируемая Федеральным законом о доступе к информации возможность, - получение информации по запросу пользователя информации, также не является инновационной, но давно известной и работающей [Устинович: 30]. Таким образом, в сфере расширения правовых гарантий граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не привносится ничего нового. Фактически доступ к информации расширяется только за счет нового технологического инструмента организации дополнительных электронных каналов возможности ее поиска - сети Интернет.
Иными словами, действующее федеральное законодательство гарантии реализации права на получение информации обеспечивает не в полной мере за счет отсутствия в нем принципа «доведения информации» до потребителя. Это не позволяет говорить о наличии большого спектра гарантий реализации права на получение информации о деятельности органов государственной власти.
Также следует отметить, что обозначенная нами проблема, не решается (только лишь детализируется процедура предоставления информации) в иных подзаконных и ведомственных нормативных правовых актах. Однако это направление реализации права на информацию носит пассивный характер, хоть им и характеризуется степень открытости власти. Принятие, безусловно, важного и долгожданного Закона о доступе к информации, не предполагает также активной позиции государственных органов власти, в том числе, и исполнительной власти в массовом информировании населения. Следовательно, размещением информации об их деятельности в различных формах, дело обеспечения доступа к информации может и закончится.
В части обращений и запросов граждан в орган власти, он обеспечивает их рассмотрение в пределах своей компетенции и поступает в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (от 2 мая 2006 года № 60-ФЗ). Данный закон гарантирует, что в органе власти будут рассмотрены индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности органов власти, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан. Порядок предоставления гражданам информации по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается регламентами и положения конкретных органов исполнительной власти.
Проактивное информирование как реализация права на информацию
Сегодня явно недостаточным является уровень информирования населения о деятельности власти [Моисеев]. Преимущественной причиной этого граждане называют нежелание государственных служащих предоставлять информа-
цию и пассивность граждан и общественных объединений. С учетом вышесказанного, к причинам отсутствия системы массового информирования в государственном управлении можно отнести и отсутствие реальных правовых механизмов этого информирования, в том числе и с использованием сетевых технологий. Причина отставания на уровне нормативных правовых актов дополнительных методов информационного взаимодействия органов власти и граждан связана также, на наш взгляд, и с идеей минимизации роли государства, принципа его невмешательства в рыночные отношения, прежде всего, который, в конце концов, распространился и на иные сферы общественных отношений. В полной мере это относится и к информационной сфере. Минимизация роли государства привела к тому, что общественные процессы стали развиваться хаотично, утратили целенаправленность, а это с неизбежностью повлекло за собой цепную реакцию государственного и правового нигилизма, разрегулирован-ность, раскоординированность государственных механизмов и структур [Лука-шева]. Сказанное в полной мере характеризует и современное состояние законодательства в плане гарантирования прав граждан на информацию, на доступ к ней и на коммуникацию.
В российском обществе создана ситуация дисбаланса в правовых гарантиях реализации конституционных прав граждан на информацию и на доступ к ней. И.Л. Бачило подчеркивает [Бачило], что необходимо учитывать, что состояние информационного законодательства касается важнейших сторон социального развития и определяет качество функциональных контактов различных субъектов. Оно затрагивает проблемы развития демократических начал управления. Сегодня возникает необходимость закона должно стать расширение правовых гарантий реализации конституционного права на получение информации, достижение эффективности использования информации, производимой в сфере государственного управления в интересах гражданина и общества в целом.
Активная гласность, обязанность проактивного опубликования (распространения) информации со стороны органов власти должны быть закреплены в качестве основных принципов. Они, в свою очередь, сделают предлагаемый закон инновационным, отличным, от всех ныне действующих информационных законов и информационных норм, применение которых основано преимущественно на принципе пассивной гласности. На наш взгляд, должна быть закреплена методологическая основа для осуществления массовой информационной деятельности в государственном управлении, а именно, основные направления и способы осуществления массовой информационной деятельности. К основным направлениям (подфункциям информационной деятельности как функции органов власти), должны, в частности, относится: (1) связи с общественностью и взаимодействие со средствами масс-медиа; (2) издательская деятельность и деятельность по созданию и развитию собственных ведомственных масс-медиа, телерадиокомпаний; (3) ведомственная рекламная деятельность, создание рекламных и имиджевых агентств; (4) создание аккаунтов и деятельность в социальных медиа.
Должны быть закреплены соответствующие права и обязанности субъектов данного вида информационных правоотношений. Право граждан как пользователей информации на безусловное, регулярное и своевременное информирование (получение массовой информации) со стороны органов власти о различных фактах и событиях общественно-политической и экономической жизни. Тогда станет возможным электронное массовое информирование граждан, как это делают сегодня, например, такие организации, как ЮНЕСКО, в рамках Программы «Информация для всех».
Новый технологический уклад и нормативные проблемы регулирования
права на коммуникацию
Смена технологической парадигмы, которая наблюдается сегодня гражданами нашей страны в результате фактически происходящей информационной революции, демократическое развитие общества, построение институтов гражданского общества требует уже совершенно новых форм общения власти и общества [Зотов 2013], что сопровождается ростом требований в сфере права на информацию. Отсюда, несмотря на то, что в последние годы среда функционирования органов государственной власти серьезно преобразована за счет значительного роста их информатизации, с одной стороны, и несопоставимо более стремительных темпов информатизации общества, с другой, методы и средства их деятельности остаются прежними, стандартными и, как правило, переносятся из уже утративших силу «доинформатизационных» нормативных правовых актов в новые. Таким образом, в данной части никаких новаций в законодательной сфере не возникает.
Сегодня государственные органы должны переориентировать свое мышление на распространение информации посредством социальных медиа, при этом учесть, что это не простой инструмент для распространения информации. Как указывают Я. Ариэль и Р. Авидар, не только технологические особенности платформы определяют ее уровень интерактивности и коммуникабельности, но и характеристики ее пользователей [Ariel, Avidar]. Как только влияние социальных сетей на свободу информации будет должным образом понято, из этого последует то, что органы власти должны предоставлять информацию в форматах, которые социально оптимизированы для наилучшего удовлетворения информационных потребностей сетевой общественности [Levine]. При этом нельзя забывать, что в социальных медиа распространяется как публичная, так и приватная информация, что требует дополнительного правового регулирования [Hart].
С учетом сказанного считаем, что правовым механизмом в современных условиях модернизации государственного управления и демократизации отношений власти и общества станет концепция нормативно-правового регулирования социально-сетевого пространства публичных коммуникаций [Зотов 2019], в рамках которой представляется необходимым разработка законов «О праве на информацию и коммуникацию» и «Об информационно-коммуникационной де-
ятельности в государственном управлении». Данные законы призваны решить проблему создания оптимальной системы взаимодействия населения, институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, и совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной деятельности государственных служащих в пространстве публичных коммуникаций.
Попробуем обосновать необходимость разработки и принятия закона «Право на информацию» на следующих основаниях. Сегодня за пределами внимания законодателя остаются коммуникации, в которых реализуют право собирать, передавать, производить, распространять информацию. С нашей точки зрения, этот тезис носит достаточно общий характер. Нам бы хотелось его детализировать утверждением, что сегодня в России недостаточно обеспечено правовыми гарантиями право на коммуникации. В этой связи становится очевидной сформировавшаяся тенденция в развитии информационного законодательства, демонстрирующая вполне определенный «перекос» в сторону принятия законов о доступе к информации.
Сказанное обуславливает, необходимость разработки и принятия недостающего Федерального закона Российской Федерации «О информационно-коммуникационной деятельности в государственном управлении», в котором особое внимание следует уделить именно свободе коммуницирования как способу реализации права на информацию, в том числе и на основе социальных медиа, так как именно это направление сегодня является наименее обеспеченным правовыми гарантиями.
Необходимость принятия единого Федерального закона Российской Федерации «О праве на информацию и коммуникацию», обусловлена также и попытками разработки в последнее десятилетие модельных законов о доступе к информации в зависимости от каналов её распространения. Отметим, в этой связи, что те виды информации, которые перечислены в определении, преимущественно создаются государственными органами и учреждениями. Именно поэтому, как мы представляем, нет никакой необходимости сегодня заниматься разработкой и созданием правовых гарантий только для определенных видов информации. Этот пример лишний раз демонстрирует необходимость создания эффективной системы управления информацией, создаваемой в системе государственного управления и выработать для этого необходимый правовой механизм.
Заключение
Из предпринятого анализа очевидно, что требуется совершенствование законодательства о доступе граждан к информации. Внедрение в деятельность органов государственной власти современных информационных технологий, совершенствование методов и форм информационной деятельности в государственной сфере, всевозрастающая информационная компетентность государственных служащих, а также на этой основе демократизация взаимоотношений вла-
сти и общества, требует расширения правовых гарантий с учетом всех возможных методов информационной работы органов государственной власти с гражданами. В частности, не только обеспечивать правовыми гарантиями граждан на доступ к информации, но и проактивное информирование граждан, а также обеспечение права на коммуникацию.
Совершенно очевидно, что в дальнейшем, при понимании Российской Федерации как социального, демократического и правового государства конституционно-правовые гарантии реализации прав граждан на информацию на основе Интернет технологий должны быть расширены за счет разработки и принятия специализированных законов, гарантирующих право не только на информацию, но и коммуникацию, обязывающих органы власти вести не только информационную, но и коммуникационную деятельность.
Источники
Атаманчук Г.В. (2010).Теория государственного управления. М.: Омега-Л.
Бачило И.Л. (2005). Информационное право: учебник. СПб.: Юридический центр Пресс.
Бачило И.Л. (2009). Право на информацию или только на доступ к информации: монография. М.: Издательство Юрайт, 2009.
Братановский С.Н., Лапин С.Ю. (2012). Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию // Гражданин и право. № 8. С. 20-35.
Зотов В.В. (2013). Информационно-коммуникационные основы диалога власти и общества // Коммуникология. Т. 2. № 2. С. 66-76.
Зотов В.В. (2019). К необходимости разработки концепции нормативно-правового регулирования социально-сетевого пространства публичных коммуникаций на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. № 1. С. 12-14.
Кириллина Н.В. (2018). Право на город: репрезентация и воспроизведение данных в городской информационной среде // Коммуникология. Том 6. No 2. С. 116-123.
Копалова О.С. Черкасова В.Ю. (2017). Информационное взаимодействие органов власти с населением // Муниципалитет: экономика и управление. № 2 (19). С. 14-20.
Лукашева Е.А. (2009). Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма.
Моисеев А.О. (2016). Информирование населения о деятельности органов государственной власти как ресурс управления // Современные проблемы взаимодействия Российского государства и общества: сб. науч. трудов. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина. С.25-29.
Устинович Е.С. (2011). Право как механизм реализации политики государства в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т. 7. № 14 (107). С. 30-34.
Ariel Y, Avidar R. (2015). Information, Interactivity, and Social Media. Atlantic Journal of Communication. No. 23. P. 19-30.
Hart С.Е. (2017). Social Media Law: Significant Developments. The Business Lawyer. No. 72. P. 235-242
Levine D. (2012). The social layer of freedom of information law. North Carolina Law Review. No. 90. P. 101-141.
■ ■ ■ Prospects for Internet Interaction Between the Authorities the Citizens in the Context of the Development of Information Law
Krivoukhov A.A.
Kursk State Agricultural Academy, Kursk, Russia.
Abstract. The author analyses the communication practices of public authorities in view of the development of the new regulations in the area. He defines the following types of information activities of public authorities: granting access to the information on current activities; reporting on current activities; interaction with citizens and organizations, inter alia in social networks. Based on the analysis of legislation in the field of information law the author finds, that today only the right to access to information is guaranteed as a means of information receiving, but it presumes the request of the information user. The author believes that the legislation should establish the obligation to proactively publish (disseminate) information on the part of authorities. In addition, government agencies should reorient themselves to disseminating information through social media, while taking into account the characteristics of these information channels and providing information in formats that are socially adapted to best meet the information needs of the networked public. The author concludes that today it is necessary to provide citizens with legal guarantees not only for access to information, but also proactive informing of citizens, as well as ensuring the right to communication.
Keywords: information activities, authorities, Internet, social media, the right to access information, proactive informing of citizens, the right to communication
For citation: Krivoukhov A.A. (2019). Prospects for Internet interaction between the authorities and the citizens in the context of the development of information law. Communicology (Russia). Vol. 7. No.4. P. 117-127. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-4-117-127.
Inf. about the author: Krivoukhov Anatoly Anotolevich, Cand.Sc. (Law), associate professor at the department of humanitarian disciplines, Kursk State Agricultural Academy. Address: 305021, Russia, Kursk, Karl Marx str. 70. E-mail: anatka@rambler.ru.
Received: 11.11.2019. Accepted: 10.12.2019.
References
Ariel Y, Avidar R. (2015). Information, Interactivity, and Social Media. Atlantic Journal of Communication. No 23. P. 19-30.
Atamanchuk G.V. (2010). Theory of Public Administration. M.: Omega-L (In Rus.). Bachilo I.L. (2005). Information law: textbook. St. Petersburg: Legal Center Press (In Rus.). Bachilo I.L. (2009). The right to information or only access to information. M.: Yurayt (In Rus.). Bratanovsky S.N., Lapin S.Yu. (2012). The right to access information as an element of the constitutional right to information. Citizen and Law. No.8. P. 20-35 (In Rus.).
Hart C.E. (2017). Social Media Law: Significant Developments. The Business Lawyer. No. 72. P. 235-242 (In Rus.).
Kirillina N.V. (2018). The Enjoyment of Right to the City: data representation and rendering in urban information environment. Communicology (Russia). Vol. 6. No.2. P. 116-123 (In Rus.).
Kopalova O.S. Cherkasova V.Yu. (2017). Information interaction of authorities with the population. Municipality: economics and management. No.2 (19). P. 14-20 (In Rus.).
Levine D. (2012). The social layer of freedom of information law. North Carolina Law Review. No. 90. P. 101-141 (In Rus.).
Lukasheva E.A. (2009). Man, law, civilization: normative-value dimension. M.: Norma (In Rus.). Moiseev A.O. (2016). Informing the population about the activities of public authorities as a management resource. In: Modern problems of interaction between the Russian state and society: Sat. scientific labor. Saratov: Volga Institute of Management. P. 25-29 (In Rus.).
Ustinovich E.S. (2011). Law as a mechanism for the implementation of state policy in the field of information technology and mass communications. National interests: priorities and security. Nol. 7. No. 14 (107). P. 30-34 (In Rus.).
Zotov V.V. (2013). Information and communication fundamentals of the dialogue between the authorities and society. Communicology. Vol. 2. No. 2. P. 66-76 (In Rus.).
Zotov V.V. (2019). On the need to develop the concept of legal regulation of the social network space of public communications at the municipal level. Municipal service: legal issues. No. 1. P. 12-14 (In Rus.).