Научная статья на тему 'Перспективы институционализации института мировой юстиции в России '

Перспективы институционализации института мировой юстиции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
мировая юстиция / институционализация / мировой судья / помощник мирового судьи / world justice / institutionalization / justice of the peace / assistant justice of the peace

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габибулла Гайдаргаджиевич Гайдаргаджиев

В статье рссмотрели перспективы институционализации института мировой юстиции в России, определили перспективы институционализации мировой юстиции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of institutionalization of the institute of world justice in Russia

In this article we have studied the prospects of institutionalization of the Institute of World Justice in Russia, determined the prospects of institutionalization of world justice in Russia.

Текст научной работы на тему «Перспективы институционализации института мировой юстиции в России »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 131—135. State service and personnel. 2023; (5): 131 — 1 35.

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-131-135 NIION: 2012-0061-05/23-280

EDN: https://elibrary.ru/EKKCRZ MOSURED: 77/27-008-2023-05-480

Перспективы институционализации института мировой юстиции в России

Габибулла Гайдаргаджиевич Гайдаргаджиев

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, 89286740335@mail.ru

Аннотация. В статье рссмотрели перспективы институционализации института мировой юстиции в России, определили перспективы институционализации мировой юстиции в России.

Ключевые слова: мировая юстиция, институционализация, мировой судья, помощник мирового судьи Для цитирования: Гайдаргаджиев Г.Г. Перспективы институционализации института мировой юстиции в России // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 131—135. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-131-135 EDN: https://elibrary.ru/EKKCRZ

Original article

Prospects of institutionalization of the institute of world justice in Russia

Gabibulla G. Gaidargadzhiev

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, 89286740335@mail.ru

Abstract. In this article we have studied the prospects of institutionalization of the Institute of World Justice in Russia, determined the prospects of institutionalization of world justice in Russia.

Keywords: world justice, institutionalization, justice of the peace, assistant justice of the peace

For citation: Gaidargadzhiev G.G. Prospects of institutionalization of the institute of world justice in Russia // State service and personnel. 2023. (5):131 —135. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-131-135 EDN: https:// elibrary.ru/EKKCRZ

Институционализация политико-правовой природы мировой юстиции в современной правовой жизни России сложна и противоречива. В процессе ста-новления этого института отражаются все трудности трансформации ее инсти-туционально-правовой формы существования. Именно незавершенность этого процесса и даже неопределенность во многом усложняет определение перспективы будущего мировой юстиции в институциональном измерении.

Дело осложняется еще и тем, что в условиях необходимости формы отражения более высокого уровня - опережающего отражения, - в котором опыт прошлого и настоящего проецируется на будущее, определение перспективы институ-ционализации мировой юстиции связано с рядом обстоятельств, без учета которых, в принципе,

© Гайдаргаджиев Г.Г., 2023

невозможно говорить о моделировании идеальной модели института судебной власти [1]

К их числу можно отнести:

■ сложность исследования перспективы развития этого института, связанная, с одной стороны, с необходимостью обработки значительных информационных массивов законодательного и фактографического характера, а с другой, — с отсутствием полноценного мониторинга динамики изменения его фактического состояния и недостаточной определенности базовых инструментов исследования (методы познания и оценки и возможности их гибкой коррекции);

■ наличие политико-правового заказа, то есть активного понимания обществом необходимости изменения состояния института мировой юстиции и соответствующей позитивной реакции государства на правовые ожидания общества;

№ 5/2023

■ заинтересованность государства в использовании научных разработок в законотворческом процессе и в самом механизме правового регулирования общественных отношений;

■ понимание государственными и политическими деятелями, судейским сообществом необратимости политических процессов социализации судебной власти и реализация этой идеи в законодательных и правоприменительных действиях (проведение непротиворечивой, ясной и конкретной судебно-правовой политики [2]);

■ официальное декларирование государством своего выбора в пользу на-ционального проекта развития российской государственности, в основу которо-го должны быть положены культурно-исторические особенности России и ее самобытность, а также активной роли государства по отношению к культурно- исторической тождественности [3].

Даже учитывая перечисленные ограничения, определение перспективы, а точнее, построение оптимизированной модели института мировой юстиции — дело будущего и, возможно, не столь уж отдаленного. И хотя такая работа требует участия не только ученых и практических работников, но и многочисленных государственных и иных организаций, тем не менее отдельный исследователь в состоянии пусть субъективно, но все же научно обоснованно предложить концептуальные варианты развития мировой юстиции и на их базе определить основные направления ее политико-правового устройства.

В нашем случае речь идет, как минимум, о трех вариантах перспективы развития рассматриваемого института судебной власти [4].

1. Отказ (временный или окончательный) от российского феномена мировой юстиции и принятие одной из зарубежных концепций, либо выработка на их основе некоего промежуточного варианта.

2. Декларирование приверженности российской модели мировой юстиции и разработка необходимых целевых воздействий на конкретные причины, вызвавшие появление проблемных проявлений, направленных на устранение таких проявлений или их позитивное изменение.

3. Признание в существующих политико-политических условиях достигнутого состояния наилучшим из возможных вариантов и на некоторый период времени отказ от попыток его изменения, но продолжение научно- теоретических исследований и мониторинга динамики обстоятельств, заста-вивших принять это решение.

Предложенные три варианта перспективы развития института мировой юстиции представ-

ляют собой типы реагирования на качественное состояние политико-правового института мировой юстиции, причем каждый из которых равно возможен и не может исключаться при рассмотрении перспектив. При-знание справедливости утверждения, что фактическое положение института мировой юстиции есть проблема социенталь-ного уровня распознания и обнаружения приводит к очевидному выводу, что выбор его будущего развития остается за обществом и государством, обладающими для этого необходимыми ресурсами и возможностями. По всей вероятности, политико-правовой выбор варианта этого развития должен определяться на основе прогноза последствий принятого решения, в том числе подтверждающего обоснованность или обреченность тех или иных предложений по реформированию института мировой юстиции. Такой подход поможет исключить или снизить вероятность возникновения негативных в глазах общества ситуаций.

При любом подходе к решению этой, стоящей перед государством и обществом задачи первоначально необходимо определиться, что понимается под термином «научное прогнозирование» при использовании его в качестве инструмента правового предвидения институционального развития отечест-венной мировой юстиции. В условиях общепризнанного кризиса отечествен-ной юриспруденции этот принципиальный и носящий скорее практическое значение вопрос пока не стал объектом научной дискуссии и из-за не-доста-точной научной проработанности он требует отдельного рассмотрения, что выходит за рамки настоящего исследования. Однако его особенности и свой-ства, имеющие прямое отношение к решению сформулированной задачи, стоит кратко описать.

По сути, речь идет о прогностической функции юриспруденции, которая, как правило, классифицируется с выделением двух групп прогностических методов: эвристических и математических, каждый из которых обладает рядом достоинств и недостатков. На концептуальном уровне познания наиболее корректно основные направления правового прогнозирования сформулированы в научной работе Д.А. Керимова «Основы философии права». На основе этого описания можно сформулировать некоторые направления правового прогнозирования развития политико-правового института мировой юстиции в двух наиболее важных для состояния этого института направлениях - законодательного закрепления и развития возможностей института мировой юстиции и совершенствования механизма реализации этих возможностей. Обоснованность выбора именно этих направлений была доказана в предшествующих разделах работы.

№ 5/2023

С точки зрения законодательного закрепления возможностей института мировой юстиции:

■ определение того, какие конфликты предполагается в будущем подвергать правовому разрешению институтом мировой юстиции, то есть в каком направлении будет развиваться национальное законодательство и каким будет план законопроектных работ по видоизменению возможностей этого института;

■ определение путей дальнейшего совершенствования, действующего законодательства по организационному обеспечению деятельности мировых судей (правовая регламентация мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями);

■ определение направлений развития научного обеспечения законодательного процесса в области судебного судоустройства и судопроизводства вообще и института мировой юстиции и мировых судей в частности;

■ оценка эффективности института мировой юстиции после реализации предполагаемых изменений законодательного регулирования его положения в обществе и государстве.

С точки зрения механизма реализации законодательно закрепленных возможностей института мировой юстиции:

■ прогнозирование политико-правовых последствий (результатов) возможных изменений в механизме реализации возможностей института мировой юстиции;

■ оценка вероятности позитивных изменений во внешних проявлениях состояния института мировой юстиции и влияния их на повышение его эффективности;

■ оценка итоговых результатов судебной деятельности мировых судей и степени их соответствия целям института мировой юстиции при реализации возможных изменений механизма реализации его возможностей;

■ оценка влияния возможных изменений в механизме реализации возможностей института мировой юстиции на оптимизацию всей судебной системы в целом (инструментальная ценность института мировой юстиции).

Эти направления правового прогнозирования, безусловно, нуждаются в уточнении, дополнении и развитии. К процессу прогнозирования следует под-ходить с учетом не только внутренних аспектов института мировой юстиции, но и с обязательным определением тенденций развития

внешней для него среды. Понимание существующих глубинных механизмов зависимости местного правосудия от политико-правовой среды предполагает необходимость прогнозирования и самой этой среды. Только в этом случае может быть обеспечена возможность получения достоверных прогнозов в отношении мировой юстиции. С точки зрения теоретической значимости, правовое прогнозирование развития института мировой юстиции в России означает научное обоснование выбора единственной правовой возможности для ее превращения в действительность правовой жизни, не только обладающую сиюминутной полезностью, но и имеющую и весьма перспективное будущее. Практическая ценность правового прогнозирования очевидна, особенно если принять во внимание сколь дорого обходятся обществу скоропалительные новации в правовой сфере. К сожалению, очевидные «пороки» в сегодняшнем политико-правовом устройстве судебной власти мировой юстиции подтверждают этот вывод.

Прогнозирование развития института мировой юстиции в политико- правовом пространстве институтов общества и государства не исключает, а в определенных случаях требует междисциплинарного подхода (как частно-научного метода) к институциональному измерению мировой юстиции как объекта управления. Это позволит снизить риск ошибки при прогнозировании юридической перспективы, связанной с комплексным воздействием организационно-управленческих факторов на причины, вызвавшие возникновение проблем в устройстве мировой юстиции. При этом юридическая форма исследования остается доминантой (фактором), определяющей особенности рассмотрения возможных способов и средств разрешения политико-правовых проблем, связанных с институтом мировой юстиции. Если представление мировой юстиции как объекта управления поможет обосновать выбор единственной правовой возможности по изменению проблемного состояния института мировой юстиции, то в прикладных целях такое моделирование не только правомерно, но и принципиально важно.

Конкретизация направлений правового прогнозирования развития института мировой юстиции предполагает определение возможных путей его совершенствования. Результаты проведенного исследования позволяют не только создать систему классификации направлений совершенствования рассматри-ваемого института судебной власти, но и предоставить максимально полную и объективную информацию для точного и полного описания их возможных вариантов.

Один из рациональных и в достаточной степени оптимизированных вариантов классифика-

№ 5/2023

ции направлений (путей) совершенствования института мировой юстиции может быть представлен в форме матрицы, в которой:

■ по горизонтали располагаются варианты возможного развития каждого из ее институциональных признаков, которые в совокупности выражают его политико-правовую сущность и характеризуют его текущее и прогнозируемое состояния;

■ по вертикали располагаются варианты законодательного закрепления возможностей развития признаков института мировой юстиции и механизма их реализации.

Для того чтобы представить, насколько сложной и трудоемкой может оказаться задача выбора и оценки возможных вариантов развития, а также, какие ситуативные особенности нужно будет принимать во внимание, рассмотрим хотя бы вкратце эти особенности и возможные предпочтения при формировании вариантов на уровне законодательного закрепления:

1. Возможностей целей и задач социально-правового института мировой юстиции.

Правовая регламентация должна охватывать не только технологии реализации целеполага-ния института, но и содержать формулировки, собственно, самих целей и задач, концентрированно отражающих и подтверждающих четкое осознание законодателем непреходящей потребности общества и государства в институте мировой юстиции.

2. Возможностей организации политико-правового института мировой юстиции.

А) На уровне федерального законодательства может оказаться целесооб-разным установление конкретных форм структурной организации института мировой юстиции по горизонтали и вертикали ее построения, чтобы исключить вероятность произвольного юридического формирования и видоизменения структуры в отдельно взятых субъектах РФ. Это означает, что формирование структуры аппаратов мировых судей будет отнесено к совместному предмету ведения федеральных и региональных законодательных органов. Принимая во внимание политико-правовую специфику института мировой юстиции там, где законодатель под словами «мировой судья» подразумевает орган судебной системы, термин «мировой судья» следует заменить на термин «мировой суд».

С учетом сложившейся законодательной базы регионов и правовых актов судейских сообществ, структура организации института мировой юстиции могла бы состоять из следующих элементов:

□ по вертикали (на судебном участке):

■ мировой судья;

■ секретарь судебного заседания;

■ помощник мирового судьи;

■ секретарь мирового судьи;

□ по горизонтали (множество судебных участков в населенном пункте, районе):

■ председатель Мирового суда - заместитель районного (городского) суда общей юрисдикции или мировой судья-организатор.

■ мировые судьи и работники их аппаратов на судебных участках.

Б) Следует устранить явные противоречия между положениями закона об организационном обеспечении судов общей юрисдикции и правоприменительными актами, касающимися очевидного пробела в правовом регулировании судебного делопроизводства мировых судей. С этой целью представляется необходимым дополнить статью 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ нормой права, предписывающей включение в обязанности этого органа не только финансовое обеспечение мировых судей, но и регулирование их судебного делопроизводства.

В) Необходимо закрепить на федеральном законодательном уровне пол-номочия мировых судей в отношении работников их аппаратов, в том числе: утверждение должностных инструкций, право приема и увольнения, материального и морального стимулирования, дачи рекомендации для участия в конкурсе на должность мирового судьи и т.п. В сегодняшней ситуации эти права законами субъектов РФ, за редким исключением (например, г. Санкт-Петербург), делегированы Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей, относящимся к органам исполнительной власти субъектов РФ.

К сожалению, на данный момент, вопросы на федеральном уровне полномочия мировых судей в отношении работников их аппаратов не закреплены.

Список источников

1. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М., 2001. С. 10; Поляков М.П. О принципах совершенствования мировой юстиции // Мировой судья. 2005. № 1. С. 5—6.

2. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право. 2001. № 10. С. 5—12.

3. Золотых В.В. Указ. соч.; Лонская C.B. Указ. соч.; Абрамова Е.М Адаптация населения и элит (институциональные предпосылки) // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 30; Клеандров М.И. Социально-психологические и морально-этические проблемы формирования су-

№ 5/2023

дейского корпуса // Российское право. 1999. № 12. С. 50; и др.

4. Шапиро Е.А. оценивает прогнозирование в юридической науке как определение комплекса возможных вариантов перспективного развития правовой действительности путем использования широкого диапазона специальных методов, обеспечивающих научную обоснованность и достаточную точность выдвинутых предложений, моделей, проектов. См.: Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2000. С. 184.

References

1. Kerimov D.A. Methodology of law (subject, functions, problems of philosophy of law). 2nd ed. M., 2001. p. 10; Polyakov M.P. On the principles

of improving world justice // Justice of the Peace. 2005. No. 1. pp. 5—6.

2. Matuzov N.I. Actual problems of Russian legal policy // State and law. 2001. No. 10. pp. 5—12.

3. Zolotykh V.V. Decree. op.; Lonskaya C.B. Decree. op.; Abramova E.M. Adaptation of the population and elites (institutional prerequisites) // Social Sciences and modernity. 1997. No. 1. p. 30; Kleandrov M.I. Socio-psychological and moral-ethical problems of the formation of the judicial corps // Russian Law. 1999. No. 12. p. 50; and others.

4. Shapiro E.A. evaluates forecasting in legal science as the definition of a set of possible options for the long-term development of legal reality by using a wide range of special methods that ensure scientific validity and sufficient accuracy of the proposals, models, projects put forward. See: Shapiro E.A. System analysis of methodological problems of the theory of state and law as a science: Dis. ... cand. jurid. sciences'. Krasnodar, 2000. p. 184.

Информация об авторе

Г.Г. Гайдаргаджиев — Студент 3 года обучения Дагестанского государственного университета, юридического факультета, профиль подготовки «Проблемы гражданского и арбитражного процессуального права».

Information about the author G.G. Gaidargadzhiev — Student of 3 years of study, Dagestan State University, Faculty of Law, training profile "Problems of civil and arbitration procedural law".

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023; принята к публикации 28.1 1.2023.

The article was submitted 24.1 1.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.1 1.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Национальная безопасность. 3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под ред. К.К. Гасанова, Н.Д. Эриашвили, О.А. Мироновой. 287 с.

Национальная

безопасность

КЛАССИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК

ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ

ISBN: 978-5-238-03639-7

В учебнике учитываются все направления политики государства, нацио-нальные приоритеты и интересы, отражаемые в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, законодательстве и иных нормативных актах. Исследуются вопросы теории и организации безопасно-сти государства, общества, личности. Раскрываются особенности государственного регулирования в экономической, военной, информационной, общественной, экологической сферах безопасности. Рассматривается зарубеж-ный опыт конституционного обеспечения национальной безопасности в ряде зарубежных стран. Для студентов юридических и экономических вузов, осуществляющих подготовку студентов (курсантов) по специальности " Экономическая безопасность", а также аспирантов (адъюнктов) и преподавателей.

№ 5/2023

- 135

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.